Утеплители Изоляция Блоки

Конспект занятия кружка в начальной школе. Аппликация из бумаги Сова. Самостоятельная работа по изготовлению совы

"Цветочный калейдоскоп" - занятие по ручному труду

Занятие по ручному труду (работа с бумагой).
Медведева Ирина Александровна – воспитатель детского дома города Нижняя Салда Свердловской области.

Данный материал будет полезен воспитателям, учителям и родителям для закрепления умений детей в использовании разных техник при работе с бумагой.
Материал занятия предназначен для детей младшего и среднего школьного возраста.
Применять материал можно при изготовлении открыток, картин, подарков.
Цель: создать условия для проявления творческих способностей на занятии ручным трудом.
Задачи:
- учить создавать из бумаги композицию из цветов;
- развивать творческие способности;
- закреплять умение пользоваться разными техниками при работе с бумагой;
- развивать терпение, усидчивость, аккуратность;
- формировать чувство цвета, эстетический вкус;
- развивать коммуникативные способности, обеспечивающие речевое общение;
- воспитывать интерес к цветам, желание их беречь и охранять.

Индивидуальная работа:
Упражнять Лену пользоваться шаблоном, уверенно вырезать детали для цветов.

Предварительная работа:

Рассматривание фото, иллюстраций комнатных, садовых, лесных и полевых цветов;
-изготовление праздничных открыток с использованием разных техник;
-рисование с натуры комнатных цветов;
-викторина о цветах;
-вечер цветов и загадок;
-беседа в экоклубе: «Цветы и их значение в жизни человека».

Методическое обеспечение:
- цветная бумага, картон;
- роллы для квиллинга;
- полоски цветной бумаги для айрис-фолдинга;
- квадратики цветной бумаги для торцевания;
- карандаши;
- инструменты для работы: ножницы, клей, пинцет, палочки.

Ход работы:

Послушайте стихотворение:

Я иду по зеленому лугу,
Высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго,
И я слышу цветов голоса.
Они шепчут: не рви нас, не надо!
Наши гибкие стебли не мни!
Мы для глаз и для сердца - отрада,
Украшение родимой земли.

Скажите, вы любите цветы? (ответы детей). За что? Что значат цветы в жизни людей? Дети отвечают (красивые, вызывают радость, чувство прекрасного, радуют глаз, украшают дом, сад, огород, лес и поле, нашу жизнь).
Какие цветы вы знаете? Где они растут? (ответы детей).
Как можно их назвать одним словом? (садовые). Какие еще бывают цветы? (комнатные, полевые, лесные). Назовите и их. Выслушав ответы детей, подвожу итог. Цветов очень много, и они разные: по названию, цвету, виду, месту выращивания.

Наше занятие сегодня тоже будет посвящено цветам, только цветы будут необычные, они будут из бумаги. Вы сами будете выбирать, какие цветы будут у вас: комнатные, садовые или вообще - сказочные. В какой технике выполнять, решать тоже вам. Сегодня мы покажем чему научились за год, какие техники освоили. Посмотрите, в какой технике выполнена эта работа? (квиллинг). Я вам немного напомню об этой технике.

Квиллинг – в переводе с английского это слово обозначает птичье перо. Эта техника очень сходна с другой, не менее популярной – оригами. Но, если просмотреть историю возникновения этих видов искусств – то вы заметите, что родиной квиллинга считается Европа, а оригами – Япония. Но само бумагокручение возникло в Европе еще в конце 15 века. Именно в этот промежуток времени монахи создавали необычайно красивые медальоны, закручивая края птичьего пера позолоченными краями. Сегодня мы не сможем ни в одном из музеев встретить эту красоту, сделанную в то время, из-за недолговечности бумаги, но увидев это, мы бы наверняка пришли в восторг.
Но, не смотря на это, сама техника и ее история все же сохранилась и по наши дни. Причем стала очень популярна в виде хобби среди рукодельниц. Конечно в те времена не все могли позволить себе заниматься этой техникой – в связи с дорогостоящим материалом – ведь для работы требуется цветная бумага. Но в наше время, мы можем себе позволить приобрести эту бумагу, мало того, мы даже приобретаем специальную бумагу для квиллинга.
Бумага для квиллинга – представляет собой полосочки бумаги разного цвета и ширины. Благодаря этому материалу мы и можем создавать наши шедевры. Это не только занимательно, но еще и успокаивающе действует на нервную систему.

Какую технику применяли в этой работе? (показываю картину «Цветы в вазе»). (техника айрис-фолдинг).Что необходимо для того, чтобы выполнить эту картину? Выслушав ответы детей, дополняю.
Послушайте еще раз немного об этой увлекательной технике.
Iris - Folding (Айрис - Фолдинг) – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы, выполненные с применением данной техники, зачастую похожи на диафрагму фотокамеры или радужную оболочку глаза. Оттуда идёт и название техники - Iris Folding.Техника айрис - фолдинг зародилась в Голландии (Нидерланды), местные мастера выполняли свои работы из цветной бумаги. В настоящее время для работы в данной технике используются не только различные виды цветной бумаги и картона, но и ленты. Сегодня Iris Folding применяют для украшения открыток, записок, книг, фотоальбомов, коллажей и т.д. Конструкции, выполненные с применением техники айрис - фолдинг, смотрятся весьма необычно, по крайней мере – для человека, который не занимается ежедневно изготовлением работ с применением данной техники. Айрис - фолдинг может применяться в работах в чистом виде, а может быть и «украшательным» дополнением к работам, выполненным с применением иных техник.

Для какой техники необходима палочка, клей и кусочки цветной бумажной салфетки? Правильно, для торцевания.

Торцевание из бумаги - это достаточно новая техника поделок из бумаги. Но даже несмотря на ее молодой возраст, у этой техники есть уже очень много поклонников. А ведь поделки из бумаги, сделанные в этой технике, получаются очень красивыми и необычными. Техника торцевания очень проста: заготовленный шаблон обклеивают специальной бумагой. Шаблоны можно брать различные.Но также техника торцевания из бумаги дает возможность выполнять большие разноцветные картины.
Также с помощью торцевания из бумаги можно выполнять различные декоративные элементы. Так, можно обрамлять в украшенные торцеванием рамочки небольшие вышитые крестиком или гладью картины. А чтобы рамочка смотрелась очень нежно и аккуратно, ее можно дополнительно украсить, приклеив к ней небольшие бусины, цветы или бисер.
Для торцевания из бумаги используют гофрированную бумагу или салфетки.
Сначала вы подумайте и скажите, какие цветы и в какой технике будете делать. Выслушать, помочь выбрать тему работы и технику.
Посмотрите, на столе есть все, для создания красивой картинки или открытки на цветочную тему, мы с вами заранее все подготовили. Рассматриваем материалы, инструменты для работы, уточняем, для какой техники, что пригодится.

Игровая пауза с цветочком:
Передаю цветок детям, они отгадывают загадки.
А теперь, друзья-ребятки, отгадайте-ка загадки,
Все стихи здесь про цветы,
Я их знаю, ну а ты?

По сугробам он растет, снеговую воду пьет…(подснежник) Где он растет?

Он мачеха и мать, как цветочек этот звать? (мать-и мачеха)

В белой шапке стоит дед, если дунешь, шапки нет! (одуванчик)

На каком цветке гадают, лепесточки обрывают? (ромашка)

Вдоль дороги, у межи, в золотистой, спелой ржи,
словно синий глазок, смотрит в небо…(василек)

Над шипами острыми гроздь бутона пестрая,
дарят нежный аромат, украшая летний сад,
мне бы их обнять немножко, но уколятся ладошки…(розы)

Куст - оконный и балконный, лист пушистый и душистый,
а цветы в нашем окне, словно шапка в огне…(герань)

Маленькие, нежные прямо у водицы,
будто в зной полуденный просятся напиться,
с синевою неба дружат эти милые цветы,
я их знаю, Рая знает, ну а знаешь ли их ты? (незабудки)

Присаживайтесь за стол и начинайте работу. Дети выбирают на столе материалы, инструменты и начинают работать.
Подхожу к Лене, помогаю разобраться с шаблоном, трафаретами. Поощряю уверенность в работе с ножницами.
Во время деятельности помогаю детям советом, предложениями.

По мере готовности работы закрепляются на стенде – выставке: «Цветочный калейдоскоп».

Если у детей осталось время, предлагаю сделать еще одну работу или помочь другим.

Посмотрите, у нас получился настоящий цветочный калейдоскоп. Рассматриваем выставку.

Что вам понравилось у себя, у других?
- В какой технике больше всего нравится работать?
-Что удалось или не очень удалось сегодня, что бы хотелось улучшить, чему хочется еще научиться?

Молодцы! Мне очень нравится наша выставка! За год вы многому научились, освоили разные техники работы с бумагой, сегодня это все увидели и увидят на стенде-выставке. Даже Лена сегодня особенно старалась, работу выполнила аккуратно и уже хорошо и уверенно вырезала ножницами.

Я думаю, что все умения вам пригодятся и в дальнейшей жизни. Своими руками вы сможете сделать подарки близким и родным, украсить интерьер своего дома.
Спасибо вам за работу!
Вы меня сегодня порадовали. В конце хочу прочитать стихотворение, послушайте
Нам жить в одной семье, нам жить в одном кругу,
Идти в одном краю, лететь в одном полете.
Давайте сохраним ромашку на лугу, кувшинку на реке и клюкву на болоте.

Конспект итоговой НОД в подготовительной группе, тема: «Совы»

Цели:

Выявить уровень математических знаний детей (количественный и порядковый счет, величина, геометрические фигуры), умение писать цифры и измерять расстояние линейкой.
Выяснить уровень сформированности у детей знаний о природе (природные взаимосвязи; польза сов и вред деятельности человека для природы; этимология названий, понятия «хищник», «самка», «самец», «маскировка», «Красная Книга»).
Определить умение детей делить слово на слоги и считать их количество; определять ударный слог в слове; составлять полное развернутое предложение с заданным словом, используя различные части речи; объяснить смысл слова.
Расширить и уточнить знания детей о совах.
Уточнить знания о профессиях.
Выявить умение детей делать выводы из увиденного и услышанного, четко излагать свои мысли.
Развивать мышление, мелкую и общую моторику.
Воспитывать у детей любознательность, экологическое мировоззрение.

Оборудование:

Фотографии совы ушастой и совы болотной.
Аудиозапись голоса совы.
Рабочие листы.
Простые карандаши. Клеящие карандаши. Линейки.
Цветные силуэтные картинки сов в виде геометрических фигур.
Книга В. Бианки «Сова».

Ход занятия:

У нас живут совы ушастые и совы болотные. Вот их фотографии. (Показ фотографий).

Определите, пожалуйста, на каком фото изображена ушастая сова, а на каком болотная сова. Объясните свой выбор. (Ответы детей). Названия этих птиц рассказывают о них. Сова, у которой на голове перья в виде ушей, конечно же, называется ушастой совой. А за что получила свое название болотная сова? Поразмышляйте. (Ответы детей). Болотная сова любит жить поблизости от болот и других водоемов, где потише и поменьше людей.

Очень страдают совы от шума, беспокоят их люди: то болота осушают; то скот пасут там, где совы гнездятся; то вообще, землю перепашут; а то и пожар сами устроят, чтобы трава сгорела.
Болотная сова даже занесена в Красную Книгу. Что это значит? Кого заносят в Красную Книгу? (Ответы детей). Болотные совы стали настолько редки, что нуждаются в защите.

Глаза у совы большие, но неподвижные. Причем и днем и ночью совы видят одинаково хорошо. Вот только хорошо видят то, что подальше от них. А то что у них под носом, вернее, под клювом, почти не видят. Зато шеей сова может вертеть очень хорошо - почти вокруг себя.

Гимнастика для глаз «Сова вертит шеей»

Детям предлагается повернуть шею и отыскать глазами предметы, расположенные слева, справа, внизу, вверху.

Когти у совы острые и длинные, клюв крепкий с острым изогнутым крючком на конце. На своих широких крыльях совы летают бесшумно. Окраска оперения серая или бурая. Бурый, это какой цвет? (Ответы детей). Серо-коричневый.

А слух у совы удивительный! Только мышка пискнет, или ежик листочком зашуршит, сова стремительно летит и когтями своими хватает добычу. Почти никогда не промахивается!

Совы - хищные птицы. Кто такие «хищники»? (Ответы детей). Хищниками называют тех, кто питается животной пищей, мясом. Питаются совы мелкими грызунами - мышами, крысами, хомяками, а также насекомыми и ежами. Попадется зайчонок - сова будет рада такому лакомству.

Упражнение «Сова на охоте»

Возьмите линейку и измерьте расстояние от совы до ее добычи. Кто ближе всех к сове? Кто дальше всех от совы? На каком расстоянии? (Ответы детей).

Ушастая сова свое гнездо не строит, а откладывает яйца в старые гнезда сорок и серых ворон. А болотные совы и вовсе откладывают яйца в углублении в земле. В гнезде бывает чаще всего от 3 до 6 яиц.
Сова-самка сидит на яйцах около месяца, а если вдруг гибнет, то самец продолжает насиживать яйца. Кого в природе называют самцом. А кого самкой? (Ответы детей). Самка - мать, самец - отец.

Упражнение «Гнездо совы»

Нарисуйте яйца в совином гнезде. Сколько яиц нарисовать, решайте сами. Напомню только, что в совином гнезде чаще всего бывает не меньше трех, но не больше шести яиц.

Птенцы сов, совята, вылупляются покрытые пухом, но глухие и слепые. Совята примерно через неделю открывают глаза и начинают слышать. Корм приносят им оба родителя.

Упражнения «Сосчитай слоги в словах», «Ударение», «Составь предложение»

Сосчитайте слоги в словах «сова», «совенок».
- Определите ударный слог в этих словах.
- Составьте предложения с этими словами.

Подвижная игра «Совушка-сова»

Считалкой выбирается «сова». Остальные дети «птички». Сигнал – «день». Птички летают, зернышки клюют, водичку пьют. «Ночь» – птички замирают. Вылетает сова и ищет себе добычу. Если дети – птички пошевелятся, то сова забирает их к себе в гнездо.

Совы ночные хищники. Они охотятся ночью. А днем ведут неподвижный образ жизни.

Иногда про людей говорят: «Он сова». Как в думаете, про каких именно людей так говорят? Чем они заслужили сравнение с совами?

(Ответы детей).

Так говорят про людей, которые ночью не спят, а бодрствуют, работают. Такие люди, которые чувствуют себя бодрее вечером, чем утром, и которые ложатся спать поздней ночью.
Но есть такие профессии, в которых людям приходится, как совам работать ночью. Может вы знаете такие профессии? Или среди ваших знакомых есть такие, которые работают ночью? (Ответы детей).
Врачи, водители, пожарные, полиция работают ночью. Сторожа и охранники. Чтобы у нас был хлеб к завтраку, пекари работали на хлебокомбинате в ночную смену. Есть магазины, аптеки, работающие круглые сутки, то есть и днем, и ночью, в которых трудятся продавцы.

Сова - символ мудрости у многих народов.

Совы приносят человеку огромную пользу уничтожая мышей - вредителям посевов. За лето одна сова съедает тысячу мышей. В нашем уголке книги есть сказка Виталия Бианки «Сова». Мы прочтем ее после занятия.

Совы умеют отлично маскироваться. Что это значит - «маскироваться»? (Ответы детей). Маскироваться - стать незаметным, слиться с окружающим пространством.

Дидактическая игра «Маскировка сов»

Эти совы замаскировались под геометрические фигуры. Назовите эти фигуры. (Ответы детей). Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник.

Рассмотрите деревья с дуплами. Сколько деревьев? 7. Сосчитайте дупла. Сколько их? 6. Чего больше?

Под каждым деревом впишите цифру - порядковый номер.
Под каким номером дерево с самым большим дуплом?
Под каким номером дерево с самым маленьким дуплом?
Под какими номерами деревья с одинаковыми дуплами?
Наклейте сову, замаскировавшуюся под круг на первое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под треугольник на третье дерево
Наклейте сову, замаскировавшуюся под прямоугольник на седьмое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под овал на дерево без дупла.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под пятиугольник на пятое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под квадрат на четвертое дерево.
Наклейте сову, замаскировавшуюся под шестиугольник на шестое дерево.

Вопросы к занятию:

Какие виды сов живут в наших краях?
За что получила название ушастая сова? Болотная сова?
Какие у сов глаза и зрение?
Какой у совы слух?
Что вы можете сказать о совиных когтях и клюве?
Как устраивает гнездо ушастая сова? Болотная сова?
Сколько яиц бывает у сов? Кто их насиживает?
Какими вылупляются из яиц совята?
Чем питается сова?
Почему сова считается «ночным хищником»?
Какую пользу приносит сова людям?
Каких людей называют «совами»?

Занятие услуги сверх базового компонента

«Детское ручное ткачество»

Тема: «Мудрая сова»

(аппликация с элементами нетканого гобелена, коллективная работа)

Цель занятия:

    Обучать воспитанников приему наматывания нити на полоску картона (нетканый гобелен).

    Развивать умение применять знания о композиции, цветовых сочетаниях, выполняя творческое задание.

    Совершенствовать навыки самостоятельного труда, экономичного расходования пряжи, развивать мелкую моторику рук.

    Воспитывать желание доводить начатое дело до конца, уважительное отношение к прикладному искусству, умение работать в коллективе.

Демонстрационный материал:

Панно «Подсолнух» выполненный приемом «картонная моталочка», поделка «Сова» из веток дерева.

Материалы:

Цветовая заготовка (основа) с изображением совы размером 20*20 см;

Пряжа полушерстяная и акриловая (серого, белого, бежевого, коричневого цвета);

Полоски картона шириной 8мм, длиной 20 см (20 штук);

Ножницы с тупыми концами.

Ход занятия:

Организационный момент.

Педагог (П.). Давайте, ребята, отгадаем загадки и узнаем, кого сегодня мы будем делать на занятии.

    Угадай, какой же птице
    Ночью темною не спится?
    Не укроет мышь трава,
    Ведь за ней летит... (сова).

    Ночью лес не мог заснуть:

Кто-то ухал просто жуть.

По ветвям неслась молва –

Это ухала… (сова ).

(Демонстрируется поделка «Сова» из веток дерева) Приложение 1

П. Ребята, вы узнали кто это? (ответы детей ). Сегодня мы с вами выполним коллективную работу «Мудрая сова» (показать заготовку будущей картины )

Основная часть.

П. Давайте вспомним, что мы уже умеем делать? (ответы детей )

1. Нарезание и наклеивание ниток приемом «насыпь».

2. Сматывание нити в клубок.

П. Поговорка гласит: «Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться». Раньше вы это делать не умели, но научились и с удовольствием выполняете эту работу. А сегодня я научу вас наматывать нить на картонную полоску, поэтому ваших умений станет еще больше.

Педагог демонстрирует панно «Подсолнух», выполненный с использованием приема «картонная моталочка», знакомит детей с последовательностью выполнения данного приема.

Приложение 2

П. Сейчас мы будем учиться наматывать нити на картонные палочки для создания коллективной работы «Мудрая сова».

Для этого мы будем использовать картонные палочки и пряжу (акриловую). Приложение 3

Пряжа каких цветов нам понадобится? (ответы детей )

Пальчиковая гимнастика.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу. А.Белая

Практическое выполнение работы.

Педагог показывает принцип наматывания нити на палочку и закрепление на основе («картонная моталочка»)

Приложение 3

Физкультминутка

На горе стоит лесок круговые движения руками
Он не низок не высок. сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подаёт нам голосок. глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста ходьба на месте
Шли домой из далека
Говорят: "Такого свиста, не слыхали мы пока". плечи поднять

    Возьмем картонную палочку в левую руку, нить – в правую руку. Зажмем конец нити у края палочки.

    Правой рукой наматываем нить на палочку слева направо, плотно укладывая витки друг к другу, для закрепления конца нити используем зажим.

    Доводим обмотку до края палочки. (1-3 палочки, бежевая нить – фон картины) Приложение 4

    Смену цвета используемой нити производим с учетом цветового изображения совы (4-19 палочки, бежевая, белая, коричневая нити) Приложение 5,6

    Завершение работы (палочка 20) – смотреть пункт 2.

Подведение итогов.

В ходе анализа педагог отмечает уровень умений воспитанников по наматыванию нити, соответствие цветового подбора пряжи.

Элементы (намотанные палочки) педагог закрепляет на цветную основу клеем ПВА после окончания занятия.

На следующем занятии воспитанники принимают участие в завершении оформления картины «Мудрая сова» (глаза, уши, крылья, клюв)

Литература.

1. Учебная программа дошкольного образования/ Министерство образования Республики Беларусь, 2012.

2. И.В. Новикова «Поделки из ниток и пряжи в детском саду».

Ярославль.: Академия развития, 2011 г.

3.Оксаны Жмаевой «Веселые моталки» (М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2014. – 64 с.: ил. – (Серебряная библиотека увлечений))

4. Электронный ресурс http://nsportal.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

присмотра и оздоровления 2 категории

детский сад № 27 «Микки-Маус»

Конспект занятия по

ручному труду (оригами)

Бумажный лес

(подготовительный к школе возраст )

воспитатель высшей категории

Немцева Елена Геннадиевна

Сургут 2011 год.

Цели:

    Продолжать учить детей мастерить поделки, в стиле оригами используя пооперационные карты; познакомить с новым условным знаком, принятым в оригами — «надрезать».

    Учить самостоятельно делать выводы, опираясь на проделанные опыты.

    Закрепить знания детей о разных видах, свойствах бумаги, базовых формах, условных знаков.

    Развивать объяснительную речь, умение работать в парах, мелкую мускулатуру пальцев рук, внимание, логическое мышление.

    Воспитывать самостоятельность, умение прийти на помощь товарищу, усидчивость, аккуратность.

Оборудование: лист ватмана с изображением бумажного леса; бумажный Царь Картон; аудиозаписи; три сундука с разными видами бумаги; вода, кисточки, клеенки, наборы бумаги для опыта; пооперационные карты, квадратные листы писчей бумаги разного цвета; карточки с условными знаками; клей, ножницы, бумажная обрезь, цветные карандаши.

Ход занятия.

Дети входят в группу слышат шум ветра и плеск воды, видят на ватмане «Бумажный лес».

Воспитатель.

Ребята, что это за шум? (ветер шумит в листве, плещется вода)

Появляется Царь Картон.

Царь Картон.

— Здравствуйте ребята, меня зовут — Царь Картон, и живу я в бумажном царстве государстве. В моём государстве высокие бумажные горы, глубокие бумажные реки, густые бумажные леса и огромные бумажные сокровища. Но вот беда, в моём царстве нет никаких жителей и поэтому очень тихо. А мне так хочется услышать пение птиц, плеск рыб, голоса зверей. И только вы ребята, можете помочь моей беде. И заселить мой бумажный лес.

Я принёс вам три сундука с моими сокровищами, но чтобы их открыть вы должны отгадать мои загадки. И выбрать из них то, единственное, что вам пригодится. Если вы правильно определите необходимый вам материал, то в сундуке с ним обнаружите мою подсказку!

Воспитатель.

— Ребята, а как мы сможем помочь Царю Картону? (Сделать бумажных жителей).

Из чего мы можем их сделать? (Из бумаги).

А как вы думаете, какие сокровища могут быть в сундуках? (Бумага).

А вся ли бумага одинаковая? (Нет).

— Какие виды бумаги вы знаете? (Писчая, промокательная, картон, цветная, бархатная, калька, упаковочная и т.д.)

— Но прежде, чем приступить к работе, мы должны отгадать загадку Царя Картона.

Царь Картон:

— Ребята, вы готовы, тогда слушайте:

    В это сундуке тонкая, мягкая бумага, которая легко впитывает влагу и служит для гигиенических целей. (Промокательная бумага).

    Эта бумага бывает белой или цветной и служит для рисования или письма. (Писчая бумага).

    Здесь прочная бумага, которая служит для изготовления коробок. (Картон).

Воспитатель открывает сундуки и демонстрирует промокательную, писчую бумагу и картон.

— Ребята, а как вы думаете, из какой из этих видов бумаги можно сделать жителей бумажного леса? (Писчей, промокательной).

— Чтобы подтвердить это я предлагаю вам, превратится в учёных и отправится в научную лабораторию, где мы проведём ряд опытов, они нам покажут, какая из этих видов бумаги наиболее подходит для изготовления поделок.

(Дети вместе с воспитателем берут бумагу из сундуков и подходят к столу для проведения опытов).

Опыты:

«Намокание»

Дети с помощью кисточки наносит воду на бумагу, и смотрят что получается.

— Какая бумага быстрее намокает? (Промокательная).

«Прочность»

Дети рвут бумагу и делают вывод.

— Какая из бумаг наиболее прочная? (Картон, писчая).

«Сгибание»

Дети складывают бумагу пополам и проглаживают её.

— Какую бумагу легче сложить и прогладить? (Писчая).

Вывод:

Промокательная бумага нам не подходит, т. к. быстро намокает, её неудобно окрашивать, она легко рвётся — не прочная. Картон не подходит, т.к. плохо сгибается, и трудно проглаживаются сгибы. Наиболее подходящая бумага — это писчая. Она прочная, легко сгибается и не очень быстро намокает.

Воспитатель:

— Ребята, мы определили, из какой бумаги мы будим делать бумажных жителей? (Из писчей)

— Давайте ещё раз заглянем в сундук с писчей бумагой.

Вэтом сундуке есть ещё что-то. (Воспитатель достаёт из сундука пооперационные карты, демонстрирует детям)

— Что это такое? (пооперационная карта)

Что она показывает? (она показывает последовательность изготовления поделок из бумаги в стиле оригами)

— Рассмотрите карты и скажите, каких жителей бумажного царства мы сможем сделать? (Ёжика, медведя, зайца, сову, лису, голубя, рыбу).

— Для какой поделки вам понадобится один квадрат, а для какой два? (Для ежа, рыбы и голубя понадобится один квадрат, а для остальных животных по два квадрата.)

Прежде, чем приступить к работе я предлагаю вам изобразить этих животных.

Физкультминутка: (Зверобика)

Воспитатель.

Молодцы, вы очень похоже изображали лесных жителей.

А теперь выберите одну пооперационную карту на двоих, чтобы у каждого бумажного жителя был друг. Возьмите себе бумагу, которая подойдёт вам по цвету, не забудьте взять нужное количество квадратов. Рассаживайтесь за столы.

Рассмотрите свои карты и с чего вы начнёте свою работу? (С базовой формы)

— С какими ещё базовыми формами вы знакомы? («Дом», «книжка», «шкаф», «двойной треугольник», «мороженое», «конфета»)

Что ещё мы ещё должны знать, чтобы правильно выполнить работу? (Уловные знаки)

— Чтобы проверить хорошо ли вы знаете условные знаки, принятые в оригами, я предлагаю вам поиграть в игру. У вас на столе наборы карточек с условными знаками. Я буду называть условный знак, а вы должны его показать.

Проводится игра «Покажи правильно»

— Сегодня я хочу вас познакомить ещё с одним условным знаком, принятом в оригами это знак «Надрезать».

— Посмотрите на свои карты у кого есть такой знак, что он обозначает? (Это знак «надрезать»)

Внимательно рассмотрите по карте последовательность выполнения поделки, если кому-то, что-то не понятно поднимите руку.

Теперь я предлагаю вам самостоятельно сделать животных, птиц и рыб. А

чтобы они получились красивыми, украсьте их, всё необходимое для этого вы найдёте на своём столе.

Дети работают самостоятельно, а воспитатель помогает им по необходимости. По окончанию работы дети расселяют жителей в бумажном лесу.

Царь Картон.

Большое вам спасибо ребята за помощь. Я так рад, что в моём царстве появились жители и мне не будит так одиноко. Чтобы отблагодарить вас я поделюсь с вами частью своих сокровищ. (Дарит детям наборы цветной бумаги). А мне пора возвращаться в своё государство, До свидания дети!

Воспитатель.

— Ребята, кому мы сегодня помогали? (Царю Картону)

— А как? (Мы изготавливали для него лесных жителей)

Из какой бумаги мы изготовили жителей? (Из писчей бумаги)

А почему именно из неё? (Она прочная, легко сгибается и не очень быстро намокает)

— Какая бумага нам не подошла для работы? (Промокательная бумага и картон)

Почему?(Промокательная бумага нам не подходит, т. к. быстро намокает, её неудобно окрашивать, она легко рвётся — не прочная . Картон не подходит, т.к. плохо сгибается и трудно проглаживаются сгибы. )

— Что нам подсказывало, как делать поделки? (Пооперационные карты)

— А как называется искусство складывания поделок из бумаги? (Искусство складывания поделок из бумаги называется оригами)

Литература

    Долженко Г.И. 100 оригами / Художник А. Ю. Долбишева – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. – 224с.: ил. – (Умелые руки).

    Тарабарина Т. И. Оригами для начинающих. Лучшие модели для детского сада. / Художник Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярславль: Академия развития, 2007. – 112с., ил. (Вместе учимся мастерить)

    А.И. Шапиро Секреты знакомых предметов. Бумага. – СПб. Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 209. – 64с.

Использованные материалы

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ¹

Целенаправленное формирование саморегуляции как способности в раннем онтогенезе имеет важнейшее значение, т.к. способствует полноценному развитию личности. Именно поэтому регулятивная сторона деятельности на протяжении дошкольного возраста требует специального формирования. Одним из важнейших аспектов данной проблемы является формирование саморегуляции в учебной деятельности старших дошкольников.

Основополагающие теоретико-практические принципы рассмотрения саморегуляции как общей способности к учению в раннем онтогенезе заложены в работах У.В.Ульенковой . Она пишет, что к старшему дошкольному возрасту в благоприятных психолого-педагогических условиях дети обычно достигают такого уровня психического развития, который позволяет им принимать требования педагога на учебных занятиях как свои собственные. В этом, по мнению автора, состоит основной путь формирования ребенка как субъекта учебной деятельности.

Безусловно, успешность этого процесса определяется целым комплексом условий, среди которых своевременное и квалифицированное педагогическое воздействие определяется как ведущее. В работах У.В.Ульенковой подчеркивается, что особое значение данное положение приобретает в отношении детей с задержкой психического развития (ЗПР). Автором разработаны общие принципы организации коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с ЗПР, намечены модели педагогической коррекции, а также обозначены те виды деятельности, которые могут являться средствами коррекционно-развивающей работы. Это учебные занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, а также занятия продуктивными видами деятельности (рисование, аппликация и др.).

В русле концепции У.В.Ульенковой нами была разработана и апробирована коррекционно-развивающая программа по формированию саморегуляции как общей способности к учению средствами продуктивных видов деятельности у старших дошкольников с ЗПР. Программа включает в себя семьдесят обучающих занятий, разделенных на четыре последовательных этапа.

В данной публикации мы хотели бы осветить не особенности самой коррекционной программы, а специфику использования в ней разных видов продуктивной деятельности. Выбор продуктивной деятельности как средства коррекции обусловлен прежде всего тем, что включение ребенка в процесс рисования, лепки, конструирования и т.п. происходит достаточно рано. Это объясняется тем, что создание рисунка, лепного образа или какой-нибудь поделки интересно и доступно ребенку. Важен и тот факт, что процесс изображения предполагает обязательное наличие вещественного продукта деятельности, который дает возможность не только анализировать и оценивать итог работы, но и контролировать ее ход, сопоставляя промежуточные результаты с заданием. Занимаясь изобразительной деятельностью, дети учатся формулировать замысел либо запоминать задание, планировать предстоящую работу, определять ее этапы и их последовательность, выбирать способы действия, необходимые для этого, рассчитывать время и силы для каждого этапа.

Для формирования саморегуляции в учебной деятельности дошкольников нами были использованы те виды продуктивной деятельности, которые присутствуют в реальном учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения. Это рисование, аппликация, лепка, конструирование, ручной труд. К сожалению, количество психолого-педагогических работ, посвященных изучению возможностям развивающего влияния продуктивной деятельности на личность ребенка, ограничено. Большая часть из имеющихся исследований рассматривает рисование (Т.Н.Доронова, Т.С.Комарова, Т.Г.Казакова, В.С.Мухина, Б.А.Сазонтьев и др.), некоторые сведения можно обнаружить по конструктивной деятельности (А.Н.Давидчук, З.В.Лиштван и др.). Именно поэтому, на наш взгляд, интересно рассмотрение особенностей использования традиционных для дошкольников видов продуктивной деятельности.

Используя в коррекционной работе тот или иной вид продуктивной деятельности, мы стремились реализовать принцип доступности выполнения задания каждому ребенку. Поэтому для работы отбирались такие типы изображения, способы их выполнения или организационные формы занятий, которые не требовали от детей специальных технических навыков и умений.

В большинстве занятий, построенных на рисовании, использовались его предметные или декоративные виды. Например, занятие по декоративному рисованию «Росписные полотенца» было посвящено развитию у детей умения точно соблюдать правила выполнения задания, запоминать и воспроизводить инструкцию. Детям для рисования предлагалась схема орнамента из трех простейших элементов, которые должны повторяться в определенном порядке.

Целью предметного рисования «Сюрприз для мышонка» являлось формирование у детей положительной мотивации на предлагаемую деятельность по правилам. Взрослый читал детям известную сказку В.Сутеева «Мышонок и карандаш» и по ходу чтения выкладывал на фланелеграфе соответствующие фигурки. Дети одновременно искали у себя в раздаточном материале такие же фигурки и обводили их карандашом на бумаге, соблюдая расположение на листе по образцу на фланелеграфе.

Занятия, проводимые на материале конструктивной деятельности, преимущественно основывались на конструировании из готовых бумажных или картонных форм либо на работе со стандартным набором детского конструктора (кубы, конусы, бруски, треугольные призмы и т.п.). Часто для подобных занятий проводилась специальная предварительная работа. Накануне занятия по конструированию «Паровозик из Ромашково» (цель: формирование самооценки в ходе проведения коллективного обсуждения готовых работ) с детьми проводилась предварительная работа по подготовке материала для занятия (оклеивание спичечных коробков и цилиндров цветной бумагой). На самом занятии заготовки по правилам собираются в конструкцию паровозика.

На базе конструирования «Мост через речку» у детей закреплялось умение самостоятельно планировать предстоящую деятельность по предлагаемым условиям. Для этого каждому ребенку предлагалась полоска синей цветной бумаги определенной ширины, в соответствии с размерами которой нужно было подобрать детали заданные на чертеже. Таким образом, ребенок до начала непосредственно самого конструирования должен был подобрать необходимые детали из имеющегося набора. Для создания более полного представления о занятиях на основе конструктивной деятельности приведем пример конспекта занятия.

Занятие по конструированию: «Городская улица»

Цель занятия: Совершенствование у детей действия самоконтроля в процессе планирования аппликативной работы на основе самостоятельного составления графической схемы деятельности.

Предварительная работа: Взрослый проводит с детьми беседу о процессе строительства дома, особо подчеркивая значение планирования будущей постройки (сначала делается чертеж, а затем по нему рабочие начинают строительство).

Содержание занятия: На полу групповой комнаты расставлены игрушечные грузовые машины, в кузовах которых находятся детали мелкого строительного материала (бруски, кирпичики, призмы и др.). Взрослый обращает внимание воспитанников на машины и спрашивает у них, известно ли им, откуда они взялись. Выслушав ответы, взрослый подходит к машинам и находит в них записки о том, что весь строительный материал предназначен для возведения домов. Из одной машины педагог достает чертеж дома. Под руководством воспитателя дети анализируют схему изображения здания, после чего взрослый предлагает им попробовать себя в роли строителей. Для этого каждый ребенок самостоятельно составляет свой план предстоящей деятельности на основе предложенных вразнобой карточек и схемы этапов работы. Процесс планирования контролируется педагогом лишь косвенно (наводящие вопросы, активизация, пример более «сильных» сверстников); прямая помощь и указания взрослого применяются лишь в том случае, если ребенок допускает грубые ошибки или совсем не справляется с заданием.

В ходе создания постройки по плану взрослый постоянно напоминает детям о необходимости точного следования правилам. В случае затруднения отдельных детей педагог предлагает им проверить себя.

Анализируя качество выполненных работ по окончании занятия, взрослый еще раз возвращается к точному плану создания конструкции и подчеркивает зависимость качества постройки от правильного планирования.

Обучение, построенное на аппликации, чаще всего предполагало работу с готовыми формами, по трафаретам или в несложной технике заполнения контуров. Например, для развития у детей навыка работы со схемой в процессе создания изображения использовался прием мозаичной аппликации. Дошкольники создавали изображение, заполняя готовый контур карандашного рисунка Чебурашки кусочками цветной бумаги. Взрослый предлагал детям схему мозаичной аппликации, где каждой участок контура помечался специальным знаком, соответствующим тому или иному цвету.

Занятия с использованием приемов ручного труда были основаны на работе с бросовым материалом (губка, упаковочные материалы, стружка и т.п.), с природным материалом (желуди, шишки, засушенные листья и др.), а также с готовыми выкройками изделий. Так, на занятии «Корзиночки для матрешек» у детей формировалось умение выполнять конструкцию, опираясь на схему-чертеж. Для этого им предлагались готовые выкройки поделок с условными обозначениями линий сгиба, разреза, соединения деталей клеем. Последовательность выполнения рабочих операций на выкройке была обозначена разными цветами, что позволяло детям четко представлять ход выполнения поделки. Работе с природным материалом посвящается конспект занятия, который приводится ниже.

Ручной труд: «Сова»

Цель занятия: Формирование действия самоконтроля в процессе планирования продуктивной деятельности на основе совместного с взрослым составления материализованной схемы.

Предварительная работа: Накануне занятия дети под руководством взрослого тонируют коричневой гуашью пустую яичную скорлупу.

Взрослый начинает занятие с приглашения детей к театральному уголку в групповой комнате, где на ширме кукольного театра расположены декорации леса и изображения диких животных, выполненных воспитанниками ранее. Взрослый загадывает загадку:

И в лесу заметьте дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся, дрожа

Очень уж суровы филины и …(совы).

Дошкольников просят поселить в волшебном лесу этих «сторожей» и показывают воспитанникам образец и набор карточек, изображающих этапы работы. Детям предлагается всем вместе расположить их в той последовательности, в которой должна быть выполнена работа. Особо обговаривается техника присоединения пластилиновых и бумажных деталей к яичной скорлупе.

После этого, один из детей повторяет правила деятельности, а затем всем воспитанникам предоставляется время, чтобы вспомнить и воспроизвести во внутреннем плане порядок выполнения поделки. Когда план деятельности будет усвоен большинством детей, схема и образец со стенда убираются. По окончании занятия дети все вместе оценивают качество своих работ в соответствии с выделенными правилами и укрепляют поделки на театральной ширме.

Занятия с использованием лепки как средства коррекционной работы представлены в программе в меньшем объеме, чем остальные виды продуктивной деятельности. Это, связано с тем, что создание лепного образа обязательно требует от детей уже сформированных умений работы с пластичными материалами (пластилин, глина, тесто). Дети должны были владеть приемами скатывания, раскатывания, примазывания и др. Поэтому нами использовались такие виды лепки, в которых технические умения были сведены к минимуму.

Примером такого вида лепки является, так называемый, налеп. В этой технике было проведено занятие «Рыбка», на котором у детей формировалось умение составлять с помощью педагога предварительный план деятельности. Накануне занятия дети со взрослым проводили подготовку фоновой поверхности работы (растирание пластилина по пластиковой основе). В ходе самого занятия дети по предварительно составленному плану создавали плоскую фигурку рыбки. Затем декорировали ее силуэт стекой или колпачком от фломастера и прикрепляли к фоновой основе.

Кроме специфики приемов изображения на коррекционных занятиях, существенное значение для эффективности программы имеет и форма организации самих занятий. Определенное количество занятий было организовано в форме коллективной работы дошкольников. Особенно оправданно это было при проведении занятий, направленных на развитие у детей умения оценивать результат работы по критериальной схеме.

При создании коллективной аппликации «Космический коллаж», дошкольники, опираясь на образец-эскиз, коллективно составляют план предстоящей работы, распределяют между собой ее этапы, а затем каждый приступает к выполнению своей части коллажа. Готовые детали дети под руководством взрослого объединяют на основе в единое изображение, а затем оценивают его по критериальной схеме.

Также достаточно эффективны были коллективные работы, где без четкого выполнения правил каждым участником нельзя было получить качественный конечный результат. Такая изобразительная деятельность формировала у детей представление о зависимости результата от степени точности выполнения инструкции. На занятии по рисованию «Кораблик» дети раскрашивали по правилам фрагменты силуэта кораблика выполненного по принципу наборного полотна. В конце работы взрослый объединял все фрагменты на основе и вместе с детьми проводил анализ правильности выполнения требований каждым воспитанником.

Нельзя не отметить и такую форму организации коррекционных занятий как комплексные занятия, объединяющие в себе два вида продуктивной деятельности. Такая форма организации позволяла снизить трудоемкость работы детей и облегчить некоторые технические моменты изображения.

Занятия на тему «Осенние деревья» включало в себя и приемы рисования, и приемы аппликации. Оно имело целью развитие у детей умения выделять в задании основные правила и следовать им. Дети по трафарету обводят, а затем вырезают из белой бумаги дубовые, березовые листья. Затем детям дается инструкция о том, какие цвета и оттенки должны быть у листьев каждого вида. После раскрашивания листья приклеиваются в крону соответствующих видов деревьев.

Для примера обратимся к конспекту другого комплексного занятия по аппликации и рисованию.

Комплексное занятие по аппликации и рисованию: «Под грибом»

Цель занятия: упражнение детей в оценке результата работы по способу ее выполнения.

Предварительная работа: чтение рассказа В.Сутеева «Под грибом»; рассматривание авторских иллюстраций к тексту произведения; обследование графического изображения насекомых – муравей, бабочка.

Взрослый просит детей вспомнить, какие насекомые из знакомого им рассказа прятались от дождя под грибом. Затем детям демонстрируется черно-белый графический образец иллюстрации и проводится его обследование.

Взрослый обращает внимание дошкольников на материалы имеющиеся у них на столе и дает им следующую инструкцию: крылья бабочки, муравей и шляпка гриба должны быть выполнены из цветной бумаги в технике аппликации, а все остальные детали композиции выполняются цветными карандашами. Также взрослый дает воспитанникам подробные указания о цветовой гамме работы.

После окончания выполнения композиции, дошкольники все вместе определяют критерии для оценки работ и распределяют их между детьми –контролерами (по соблюдению цветовых правил, технике выполнения работы, композиции и т.д.). После самостоятельной оценки каждым ребенком своего результата происходит анализ всех работ детьми-контролерами. Они уточняют представления детей о соответствии их работ правилам.

Описанный выше вариант использования разных видов продуктивной деятельности оказался достаточно эффективным, т.к. констатирующий эксперимент зафиксировал более высокую динамику изучаемой способности у старших дошкольников с ЗПР, обучавшихся по специальной программе, по сравнению с детьми не участвующими в подобном обучении .

Литература

  1. Кисова В.В. Особенности формирования саморегуляции средствами продуктивных видов деятельности в старшем дошкольном возрасте // Специальная психология. 2004. № 1.
  2. Кисова В.В. Диагностика и становление способности к саморегуляции у старших дошкольников // Психолог в детском саду. 2006. № 1.
  3. Кисова В.В. Формирование саморегуляции в учебной деятельности дошкольников с задержкой психического развития: Монография. – Н.Новгород: НГПУ, 2010. 120 с.
  4. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Н.Новгород: НГПУ, 1994, 230 с.
  5. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Изд. Центр «Академия», 2002. – 176с.