Утеплители Изоляция Блоки

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой. Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Составление рассказа «Дети идут в школу» по сюжетной картине Конспект комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению

Составление описательного рассказа на тему «Зима» в подготовительной группе детского сада


Зинаида Аркадьевна Старцева, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 40» п. Майский Пермский край
Описание: конспект НОД предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данная разработка будет интересна педагогам ДОУ для проведения бесед на зимнюю тематику. Конспект можно использовать для работы полностью, или фрагментарно.
НОД речь и речевое общение
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тема: Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Цель: развитие навыков творческого рассказывания.
Задачи:
1. Развивать умение детей при составлении описательного рассказа использовать образные слова и выражения, опираясь на полученные ранее знания и представления.
2. Содействовать совершенствованию навыков монологической речи детей.
3. Создать условия для развития умений детей подбирать определения к заданным словам.
4. Совершенствовать умение составлять предложение в игре «Живые слова».
5. Воспитывать любовь к родной природе.
Предварительная работа:
рассматривание картин и иллюстраций на тему «Зима»,
просмотр слайдов по теме занятия,
рисование, аппликация на тему «Зима»
наблюдения за зимними явлениями во время прогулок,
беседы о корме для птиц, изготовление кормушек, угощение пернатых друзей, наблюдение за птицами;
экскурсия в зимний лес,
экспериментирование с водой, снегом и льдом,
чтение рассказов о зиме,
повторение загадок, пословиц, народных примет о зиме.


Материалы и оборудование:
выставка репродукций картин И. И. Шишкин "Зима", «Зима в лесу» («Иней»), В. Г. Цыплаков «Мороз и солнце»;
выставка иллюстраций на тему «Зимняя природа»;
схемы составления рассказа (несколько вариантов);
магнитофон, аудиозапись Классика малышам А. Вивальди «Времена года. Зима. Февраль»;
маленькая пушистая снежинка, игрушки заяц и белка;
блокнот и ручка для записей рассказов.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, предлагаю вам несколько минут послушать музыку, затем каждый из вас выскажет своё мнение: о чём рассказывает вам музыка, что услышали вы в звуках музыки.
Ответы детей: зима, ветер, метель, снег кружится..
Воспитатель: верно, это произведение так и называется «Времена года - Зима – Февраль», написал зимнюю музыку композитор Антонио Вивальди.
О зиме написано много волшебной музыки, красивых картин и стихотворений. Предлагаю вам одно из стихотворений русского поэта Ивана Сурикова прочитать и обыграть.
Белый снег, пушистый - «фонарики» - вращение кистями рук
В воздухе кружится
И на землю тихо - «фонарики»- медленно вращая кистями рук, опускаем вниз
Падает, ложится.
И под утро снегом - руки вперёд ладонями вниз, «разглаживаем» перед собой поле
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело.
Темный лес что шапкой - руки поднять вверх, сложить над головой «треугольником»
Принакрылся чудной
И заснул под нею - ладошки под щёку, глаза закрыть
Крепко, непробудно...

Стали дни короче - руки перед собой, ладони слегка разводим
Солнце светит мало - пальцы раскрыты веером (солнце), руки поднимаем верх, и быстро опускаем
Вот пришли морозы - энергично шагаем на месте
И зима настала - "добро пожаловать": руки вытягиваем вперёд открытыми ладонями вверх
(на каждую строчку дети изображают руками то, о чём говорится в стихотворении, можно импровизировать)
Воспитатель: Сегодня мы будем придумывать красивые рассказы о зиме. Давайте уточним, чем отличается зима от других времён года?
Ответы детей: зимой холодно, снежные сугробы, деревья стоят голые, дни короткие хмурые, часто идёт снег...
Воспитатель: Что происходит в морозы с водой в реках, озёрах и прудах?
Ответы детей: вода превращается в толстый прозрачный лёд, замерзают реки, укрыты снегом и льдом...
Воспитатель: Какими словами можно сказать о погоде зимой?
Ответы детей: холодная, морозная, снежная, вьюжная, метельная, ветреная, солнечная, пасмурная...
Воспитатель: Как живётся деревьям зимой?
Ответы детей: деревья грустные, прячутся от мороза в снежные шубы и шапки, спят под снегом, укрывшись снегом, отдыхают...


Воспитатель: Как живут зимой птицы и звери?
Ответы детей: птицам и животным в большой мороз холодно, животные добывают себе корм, много двигаются... Птиц надо подкармливать обязательно.
Воспитатель: Вы правы, в народе говорят: «Не так страшен птицам холод, как голод».
Снег плотным покрывалом укрывает траву и кустарники, которые «угощали» птиц своими семенами, поэтому многие птицы в поисках корма перебираются ближе к жилью человека. Вы молодцы, не забываете приносить для птичек семечки и крупу.

Воспитатель: достаёт снежинку, которую предварительно спрятала так, чтобы дети не сразу её заметили. Ой, смотрите-ка, снежинка, наверное, она хочет, чтобы мы шепнули ей словечко. Предлагаю шепнуть снежинке словечко о том, какой бывает снег. Позволите мне начать? Моё слово: искристый. Передаю снежинку вам, а вы друг другу.
Дети шепчут снежинке слова : холодный, блестящий, пушистый, мокрый, липкий, мягкий, твёрдый, рыхлый, разный, хрустящий, белый, разноцветный под лучами солнца...
Воспитатель: Ах, какие умницы, сколько снежных слов назвали, пусть снежинка остаётся с нами. А вам предлагаю встать и «погулять по снегу». Представьте: снег только что выпал глубокий, мягкий пушистый, шагаем по сугробам. Легко идти? Весело или грустно? (ответы детей)
Воспитатель: Погода поменялась, небо ясное, выглянуло солнце, ударил морозец, шагаем по расчищенным дорожкам, представили? Что слышите, когда шагаете по снегу в ясную морозную погоду?
Ответы детей: снег хрустит, скрипит, «поёт» песенку...


Воспитатель: Какими словами вам хочется сказать о зиме, какая она?
Ответы детей: снежная, морозная, холодная, вьюжная, красивая, сверкающая, блестящая, печальная, грустная, весёлая, длинная, скучная...
Воспитатель: Много назвали разных красивых слов о зиме, о зимней погоде. Попробуем придумать интересные рассказы. Кому нужна помощь, возьмите подсказку (схему).

Кто хочет сам, составляет рассказ без подсказки, всем желаю успеха. Обязательное условие: в рассказе описать какая погода, какое солнце, какой ветер, какой снег. Используйте в своих рассказах те слова, которые мы с вами подобрали, говоря о снеге, о погоде, о зиме.
Посмотрите, что это у меня?
Ответы детей: блокнот, ручка.
В красивый блокнот красивой ручкой я буду записывать ваши красивые рассказы. Самые лучшие рассказы напечатаем, нарисуем к ним рисунки и оформим в книжечку для родителей, чтобы мамы и папы увидели, как много вы умеете, какие вы талантливые.
Дети составляют рассказы: один ребёнок рассказывает, остальные слушают, если требуется, помогают, подсказывают красивые слова. Если рассказы длинные, выслушать 2-3 детей.

Воспитатель: дети, кто не успел рассказать о зиме, не огорчайтесь, я обязательно вас выслушаю и запишу все рассказы. Предлагаю немного отдохнуть.
Динамическая пауза «Зима»
На улице зима – разводим руки в стороны
Ух, стало холоднее – поглаживаем себя, «дрожим»
Одежда нам нужна значительно теплее - грозим указательным пальцем
Чьи варежки? - руки вперёд, поглаживаем
Мои! – руки к себе
Чья шапочка? – руки к голове
Моя! – руки к себе
Чей шарфик? - руки к шее
Мой! - руки к себе
Пойдём гулять скорей с тобой - находим пару и шагаем, "гуляем" по группе
Хорошо зимой гулять


В зимнем лесу тишина и покой
А нам пора возвращаться домой.
Воспитатель: возвращаемся на свои места, нас ждёт следующая игра «Подскажи словечко» .
Вы назвали много разных слов о зиме, и о снеге. Послушайте и постарайтесь догадаться о чём я буду говорить: снежная, холодная, морозная, вьюжная…
Ответы детей: зима, погода.
Воспитатель: искристый, хрустящий, холодный…
Ответы детей: снег, иней.
Воспитатель: северный, ледяной, сильный…
Ответ детей: ветер.
Воспитатель: огромные, пушистые, мягкие …
Ответ детей: сугробы.
Воспитатель: толстый, прозрачный, холодный …
Ответ детей: лёд.
Воспитатель: отлично справились с заданиями. Для вас ещё одна знакомая игра «Живые слова». Кто может рассказать правила этой игры?
Ответы детей: детям даются слова, дети-слова встают по порядку, держа друг друга за руки.
Воспитатель: Кто хочет быть словом? Кто первым поднял руку, тот выбирает себе ещё двух товарищей для игры.


Воспитатель «раздаёт» детям слова: « деревья» «покрыты» «снегом»
и предлагает построить предложение. Далее воспитатель предлагает малоактивному ребёнку проверить, правильно ли построились живые слова. Игра проводится два раза. Если живые слова допускают ошибку, дети с мест их исправляют.
Воспитатель поднимает белую салфетку, под ней игрушки заяц и белка
Посмотрите-ка, лесные зверюшки здесь прячутся. Кто из вас знает скороговорку про этих животных?
Если дети затрудняются, воспитатель читает сама скороговорку: «Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была».

Далее воспитатель вызывает нескольких детей (из числа тех, что были малоактивны на занятии) и предлагает произнести скороговорку медленно, в умеренном темпе, быстро.
Воспитатель: Лесные гости и снежинка останутся с нами, вы сможете поиграть с ними в свободное время. Впереди у нас оформление книги рассказов. Дети, вы доставили мне сегодня радость своими красивыми рассказами. Мне приятно было играть с вами в речевые игры.
Что было самым интересным сегодня для вас? Какое задание было самым трудным? (ответы детей)
Воспитатель: Кто считает, что сегодня справился со всеми заданиями, тот гладит себя по голове и говорит, мальчики: «Я молодец!», девочки: «Я умница-разумница!» Спасибо всем за работу на занятии.

Список литературы:
1. «Занятия по развитию речи в детском саду», под редакцией О. С. Ушаковой, . М., «Совершенство» 1998
2. Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи», М., «Просвещение» 1988


Ребята, к нам пришло письмо. Интересно, от кого оно? В письме загадка.
Кто трясется под кусточком,
Маленьким дрожит хвосточком?
Ты трусливого, узнай-ка
То, наверно, серый (зайка)
Сейчас прочитаем письмо. « Ребята, я хотел прийти к вам в гости, но на пути мне встретилась лиса. Поэтому мне пришлось изменить свой путь, а вам я посылаю задания, выполнив которое вы сможете прочитать слово и получить сладкие подарки.»Для того, чтобы выполнить задания зайки, нам нужно отправиться в сказочную страну. Ну что, ребята, готовы отправиться в путешествие в сказочную страну?
Вот мы и прибыли в волшебную страну сказок.
1.А вы любите сказки? Ребята, а кто пишет сказки? (народ, писатели)
А о чем говорится в сказках? Чем сказки отличаются от рассказов? Как обычно заканчиваются сказки? Какие сказки вы любите?
2.А вот и задание зайца. Отгадайте загадки.
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нес?
Кто садился на пенек и хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? (медведь)
Дед и баба вместе жили
Дочку из снежка слепили
Но костра горячий жар
Превратил девчонку в пар.
Дед и бабушка в печали
Как же их дочурку звали? (Снегурочка)
У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы
Высоко они летят
Далеко они глядят (гуси-лебеди)
Летела стрела и попала в болото
И в этом болоте поймал ее кто-то
Кто распростившись с кожей зеленой
Сделался милой, красивой, пригожей? (царевна – лягушка)
3. Следующее задание «Угадай сказку по иллюстрации»
4. Задание «Угадай, из какой сказки герой»
Жаба, жуки, полевая мышь, ласточка, крот (дюймовочка)
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка (царевна-лягушка)
Гуси, яблоня, речка, печка (гуси-лебеди)
Щука, ведра, печь, царевна (по щучьему велению)
Дед, заяц, медведь, лиса, песенка (колобок)
Солдат, старуха, топор (каша из топора)
5. Игра «Наоборот»
Скажу я слово высоко – а ты ответишь. ..низко
Скажу я слово далеко – а ты ответишь… близко
Скажу я слово потолок – а ты ответишь… пол
Скажу я слово потерял – а я скажу… нашел
Скажу тебе я слово трус – ответишь ты.. ..храбрец.
Теперь начало я скажу – ну, отвечай, ….конец.
6. Физминутка «Буратино»
7.Измени конец сказки «Колобок», «Теремок», «Снегурочка»
8.Я вам покажу сказочного героя, а вы должны охарактеризовать его, то есть сказать, какой он.
9.Составь предложение.
Замок, на, стоит, горе, высокий.
Дверь, замок, крепкий, висит, на.
Школе,в, урок, тишина, на, нужна.
10. Показать театр
Драмматизация сказки «Красная шапочка»


Приложенные файлы

Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации. Ушакова О.С.

3-е изд., доп. - М.: 2017 - 272 с.

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики. В пособии дается материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики, а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей. В третье издание книги внесены дополнения в соответствии с ФГОС ДО. Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Формат: pdf

Размер: 4,3 Мб

Смотреть, скачать: 12 .09 .2019г, ссылки удалены по требованию изд-ва "ИД Сфера" (см. примечание)

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 8
СТАРШАЯ ГРУППА 10
Основные задачи работы по развитию речи детей старшей группы 10
Воспитание звуковой культуры речи 10
Словарная работа 10
Формирование грамматического строя речи 11
Развитие связной речи 12
Методические указания 13
Конспекты занятий 24
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак» 24
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами» 26
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки» 32
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке 32
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» 38
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом» 41
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений 44
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему 48
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» 50
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи» 52
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное» 55
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды 58
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» 61
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла» 64
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой» 67
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок 70
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака» 74
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» 76
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима» 79
Занятие 20. Ознакомление с предложением 84
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» 88
Занятие 22. Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком» 90
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился» 92
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему 94
Занятие 25. Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» 97
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 91
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца» 101
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему 103
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» 106
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы» 108
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка» 110
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» 111
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА 113
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы 113
Воспитание звуковой культуры речи 113
Словарная работа 113
Формирование грамматического строя речи 114
Развитие связной речи 115
Методические указания 116
Приемы исправления грамматических ошибок 125
Конспекты занятий 133
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» 133
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу» 135
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания» 137
Занятие 4. Составление текста-рассуждения 139
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат» 141
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные» 143
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин 145
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду» 147
Занятие 9. Составление текста-поздравления 150
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца» 153
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца» 155
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов 157
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами» 159
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» 161
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза» 163
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка» 165
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики» 168
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг» 171
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет 173
Занятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем зимой на участке» 175
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин 178
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин 181
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин 183
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин 186
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам 188
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта 192
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк» 193
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему 196
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется» 199
Занятие 30. Описание пейзажной картины 200
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками» 202
Занятие 32. Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» 206
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки» 208
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение» 210
Занятие 35. Составление рассказа на самостоятельно выбранную тему 214
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 216
Литературный материал для занятий по пересказу 216
Лиса и Рак (русская народная сказка) 216
Разве так играют? 216
Лисята 216
Про снежный колобок 217
Петух да собака (русская народная сказка) 218
Лиса и кувшин (русская народная сказка) 218
Пожарные собаки 219
Новоселье гномов 219
Послушный дождик 219
Кораблик 221
Про пана Трулялинского 221
Лиса и козел (русская народная сказка) 223
Четыре желания 223
Купание медвежат 224
Перьая рыбка 224
У страха глаза велики (русская народная сказка) 224
Еж 225
Белка и волк 226
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка) 226
Золотой луг 227
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 228
Диагностика уровня речевого развития детей 228
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника 228
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) 232
Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой) 239
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин 246
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитие речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) 248
Методика обследования речи и коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста 253
Список использованной и рекомендуемой литературы 263

Книга посвящена вопросам развития речи детей дошкольного возраста старшей и подготовительной к школе групп. Предлагаются методические рекомендации по организации образовательной деятельности. Рассмотрены возрастные особенности развития речи детей 5-7 лет. Вводная часть знакомит с теоретическими основами программы и методики.
В пособии дастся материал для занятий, направленных на развитие всех сторон речи ребенка - фонетики, грамматики, лексики. а также на овладение основами связной монологической речи. Приложение содержит литературный материал для занятий по пересказу и методики выявления уровня речевого развития и методики мониторинга речевого развития детей.
Во второе издание книги внесены дополнения в соответствии с федеральными требованиями к основной программе дошкольного образования, ссылки на новый демонстрационный материал.
Книга предназначена работникам ДОУ, воспитателям и методистам, студентам педагогических вузов и колледжей, родителям, интересующимся развитием речи детей.

Развитие связной речи.
При пересказе литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно и выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей.
Умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины предполагает отображение места и времени действия, придумывание предшествовавших и последующих событий.
Составление рассказа по сериям сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст.
В старшей группе дети придумывают рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции и выразительности речи.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.
СТАРШАЯ ГРУППА.
Основные задачи работы но развитию речи детей старшей группы.

Словарная работа.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие связной речи.
Методические указания.
Конспекты занятий.
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и рак».
Занятие 2. Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Занятие 3. Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки».
Занятие 4. Составление рассказа по скороговорке.
Занятие 5. Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?».
Занятие 6. Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом».
Занятие 7. Составление рассказов на темы стихотворений.
Занятие 8. Составление рассказа на заданную тему.
Занятие 9. Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята».
Занятие 10. Составление рассказа по картине «Ежи».
Занятие 11. Составление рассказа на тему «Домашнее животное».
Занятие 12. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Занятие 13. Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок».
Занятие 14. Составление рассказа по картине «Река замерзла».
Занятие 15. Составление рассказа на тему «Игры зимой».
Занятие 16. Составление рассказа на темы скороговорок.
Занятие 17. Пересказ сказки «Петух да собака».
Занятие 18. Составление рассказа по картине «Северные олени» .
Занятие 19. Составление описательного рассказа на тему «Зима».
Занятие 20. Ознакомление с предложением.
Занятие 21. Пересказ сказки «Лиса и кувшин».
Занятие 22. Составление рассказа но картине «Лошадь с жеребенком».
Занятие 23. Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился».
Занятие 24. Составление рассказа на заданную тему.
Занятие 25. Пересказ рассказал. Толстого «Пожарные собаки».
Занятие 26. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек.
Занятие 27. Сочинение на тему «Приключения зайца».
Занятие 28. Составление рассказа на предложенную тему.
Занятие 29. Пересказ рассказа Я. Тайиа «Послушный дождик».
Занятие 30. Составление рассказа по картине «Зайцы».
Занятие 31. Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».
Занятие 32. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА.
Основные задачи работы по развитию речи детей подготовительной к школе группы.
Воспитание звуковой культуры речи.
Словарная работа.
Формирование грамматическою строя речи.
Развитие связной речи.
Методические указания.
Приемы исправления грамматических ошибок.
Конспекты занятий.
Занятие 1. Пересказ сказки «Лиса и козел».
Занятие 2. Составление рассказа по картине «В школу».
Занятие 3. Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
Занятие 4. Составление текста-рассуждения.
Занятие 5. Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».
Занятие 6. Составление рассказа по картинам по теме «Домашние животные».
Занятие 7. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Занятие 8. Составление рассказа на тему «Первый день Тани в детском саду».
Занятие 9. Составление текста-поздравления.
Занятие 10. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца».
Занятие 11. Сочинение сказки на тему «День рождения зайца».
Занятие 12. Составление рассказа с использованием антонимов.
Занятие 13. Составление рассказа по картине «Лиса с лисятами».
Занятие 14. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка».
Занятие 15. Составление рассказа по картине «Не боимся мороза».
Занятие 16. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка».
Занятие 17. Пересказ сказки «У страха глаза велики».
Занятие 18. Составление рассказа на тему «Четвероногий друг».
Занятие 19. Сочинение сказки на предложенный сюжет.
Замятие 20. Составление рассказа на тему «Как мы играем знмой на участке».
Занятие 21. Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин.
Занятие 22. Составление рассказа «Как Ежок попал в беду» по серии сюжетных картин.
Занятие 23. Составление рассказа «Как зверята пошли гулять» по серии сюжетных картин.
Занятие 24. Составление рассказа «Мишуткин день рождения» по серии сюжетных картин.
Занятие 25. Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.
Занятие 26. Пересказ рассказа М. Пришвина «Еж». Составление рассказа на тему из личного опыта.
Занятие 27. Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».
Занятие 28. Сочинение сказки на заданную тему.
Занятие 29. Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется».
Занятие 30. Описание пейзажной картины.
Занятие 31. Составление рассказа по картине «Если бы мы были художниками».
Занятие 32. Пересказ рассказам. Пришвина «Золотой луг».
Занятие 33. Составление рассказа по картинам «Лиса с лисятами», «Ежи», «Белки».
Занятие 34. Составление рассказа на тему «Веселое настроение».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Литературный материал для занятий по пересказу.
Лиса и Рак (русская народная сказка).
Разве так играют?.
Лисята.
Про снежный колобок.
Петух да собака (русская народная сказка).
Лиса и кувшин (русская народная сказка).
Пожарные собаки.
Новоселье гномов.
Послушный дождик.
Кораблик.
Про пана Трулялинского.
Лиса н козел (русская народная сказка).
Четыре желания.
Купание медвежат.
Первая рыбка.
У страха глаза велики (русская народная сказка) Еж.
Белка и волк.
Как аукнется, так и откликнется (русская народная сказка).
Золотой луг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Методики выявления уровня речевого развития детей.
Ассоциативный метод выявления уровня речевого развития дошкольника.
Работа над словом (по исследованию Л. Колуновой) Методика выявления особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста (по исследованиям Н. Смольниковой и Е. Смирновой).
Выявление уровня связной речи в рассказывании по серии сюжетных картин.
Выявление влияния восприятия произведений живописи на развитое речи старших дошкольников (по материалам исследования Е. Савушкиной) Методика обследования речи и коммуникативных умении детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной и рекомендуемой литературы.

Конспект занятия для подготовительной к школе группы «Знакомство со школой»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Описание: Материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования. Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие познавательных способностей.
Задачи:
- расширять словарный запас детей по теме «школа»;
- развивать познавательные процессы (элементы логического мышления, память, слуховое и зрительное внимание), связную речь;
- воспитывать у дошкольников положительное эмоциональное отношение к себе, к окружающим и к школе;
- воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, умение договариваться.
Предварительная работа.
- Заучивание стихов, пословиц, загадывание загадок школе и школьных принадлежностях.
- Чтение художественной литературы, беседы, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание подвижных игр.
Материалы:
Картины о школе, картинки с изображением школьников, диск с музыкой о школе.
Призы: шоколадные медальки.


Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, вы уже, дети подготовительной группы. Что же это значит?
Ответы.
Воспитатель: Правильно, скоро вы пойдете в школу и будете школьниками.
Послушайте стихотворение о школе.
Что такое школа

Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нём.
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своём любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится Земля.
В школе мастерские есть…
Интересных дел не счесть!
И звонок весёлый.
Вот что значит "школа"!
Воспитатель: Но для того, чтобы в школу пойти, нужно узнать, что, же вы знаете, умеете. А как вы думаете, школа отличается от садика?
Ответы.
Воспитатель: Что нужно сделать, когда заходите в класс?
Ответы.
Воспитатель: Правильно, и наши ребята подготовили стихи.


Ребенок: Слова чудесные эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться всем спешат.
Ребенок: Встречу, новый разговор,
Мы со «Здравствуйте» начнем.
Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «Привет».
Ребенок: «Добрый вечер», «Добрый день»,
Говорить нам всем не лень!
«Утро доброе» мы скажем,
Поутру проснувшись, маме.
Воспитатель: Как вы думаете, правила школьные отличаются от правил садика?
Ответы.
Воспитатель: Назовите, свой адрес, адрес своего садика?

Ответы.
Воспитатель: А как нужно себя вести в школе?
Ответы.
Воспитатель: Расскажите, что вы знаете о школе? Как узнаете, что начинается урок?
Ответы.
Воспитатель: А после урока, чем занимаются дети?
Ответ.
Воспитатель: Правильно, на переменке отдыхают. Вот и я предлагаю вам немножко отдохнуть.


Можно бегать и шуметь, (дети бегают на месте)
Переменка, переменка (дети стоят в кругу, хлопают в ладоши)
Отдохните хорошенько (дети подпрыгивают)
Танцевать и песни петь (дети танцуют)
Можно сесть и помолчать (приседают и затихают)
Только - чур! Нельзя - скучать! (подпрыгивают)
Воспитатель: Кто работает в школе?
Ответы.
Воспитатель: Что делает учитель?
Ответы.
Воспитатель: Ну что, в школу пойдем, заниматься начнем?
Ответы.
Воспитатель: Ваше первое задание, на столах у вас лежат кубики с буквами. Постарайтесь выложить из них знакомые вам слова.
Дети выкладывают.


Воспитатель: А теперь назовите мне буквы, из которых состоит слово –ШКОЛА.
Ответы.
Воспитатель: Давайте соберем из кубиков это слово. Каждый ребенок собирают одну определенную букву(распределяем буквы перед работой).


Воспитатель: Посмотрите, на доске развешены картинки, нужно найти предметы, которые начинаются с одинаковой буквы.
Игра: «Найди слова, на букву…».


Воспитатель: А сейчас все дружно встали, ушки навострили и физминутку повторили.(по тексту повторяем движения).
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем все на привале.
Вправо, влево повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь,
Лапки вверх и лапки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем зайки шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно:
Нам еще работать нужно!
Воспитатель: А сейчас, загадки почитаю,
И отгадки посчитаю.


- Разноцветными носами
По бумаге водят сами.
Их рисунки хороши.
Это что? (Карандаши)
- Учит он читать меня
С буквы А до буквы Я,
Он не атлас, не словарь,
Как зовут его? (букварь)
- Он для ручек домом стал.
Называется... (пенал)
- Мы за парты дружно сели,
Рты закрыли на замок:
В перемену мы галдели,
А теперь у нас... (урок)
- Тетради и ручки, учебник, точилку -
Ты с вечера все собери и проверь.
Ведь в школу идешь ты, а не на рыбалку,
Поэтому должен быть собран... (портфель)
- Страну чудес откроем мы,
И встретимся с героями.
В строчках,
На листочках,
Где станции на точках.(книга)
Воспитатель: Так как вы уже будущие школьники, я хочу послушать ваши небольшие рассказы на тему: «Из окна, из окна – наша школа видна».
Дети составляют небольшие рассказы.
Воспитатель: На мольберте поселились домики, а в каждом домике окошко, нам нужно в это окошко поселить фигуру. У вас тоже на столах есть домики с определенными фигурами и окошками.
Игра: «Найди свой домик».


Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Один – много».
Я называю один предмет, а вы много предметов. Например: карандаш – карандаши.
Ручка - …,
Линейка - …,
Ластик - …,
Парта -…,
Ученик - …,
Двойка - …,
Буква -…и т.д.
Воспитатель: Вроде и буквы знаете, и принадлежности школьные вспомнили, а вот считать вы умеете? Предлагаю вам для ума задачки.
За партой сидит 1 мальчик, а рядом села 1 девочка. Сколько детей сидит за партой?
Ответ.
Воспитатель: Было 3 яблока, их разделили пополам. Сколько человек можно накормить яблоками?
Ответы.
Воспитатель: Нам нужен карандаш красного цвета, синего цвета и зеленого цвета. Сколько карандашей мы взяли?
Ответ.
Воспитатель: Физминутка «Скоро в школу»
Скоро в школу мы пойдём (шагаем)
И портфель с собой возьмём (ритмичные хлопки)
В школе будем мы читать (повороты головы вправо, влево)
В школе будем мы писать (пальчики «здороваются»)
И учиться все на пять! (показать 5 пальцев)
Воспитатель: Давайте закрепим пройденный материал. Я задаю вопросы, а вы отвечаете «Да» или «Нет».


- В школу ходим мы играть?
- Иль пятерки получать?
- На уроке будем спать?
- Или с куклами играть?
- Друзей мы будем обижать?
- Учителей мы будем уважать?
- Дневник учителю дадим?
- Читать мы будем каждый день?
- На переменке отдохнем?
- И вновь учиться мы начнем?
Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня работали. Послушайте стихотворение.
Ребенок: Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Воспитатель: Вот и сегодняшнему нашему занятию мы говорим «До свидания», я вас благодарю за занятие и всем вручаю медальки, правда, пока только шоколадные.
Самостоятельная деятельность детей по теме «Школа».