Утеплители Изоляция Блоки

Какие 123 инструкции должен знать помощник машиниста. Обязанности помощника машиниста по должностной инструкции

помощники машинистов обязаны:

1.1.1. Знать и точно выполнять требования правил, инструкций, приказов и других нормативных актов, указанных в пункте 1.2. настоящей Инструкции.

1.1.2. Являться на работу в сроки, определяемые графиком работы или по вызову дежурного предприятия-владельца машины.

1.1.3. При невозможности явки на работу к установленному сроку немедленно сообщать об этом дежурному по предприятию.

1.1.4. Проходить в установленном МПС порядке предрейсовый медицинский осмотр и инструктаж по безопасности движения и технике безопасности. На станциях, где организован медицинский осмотр локомотивных бригад, машинист машины и его помощник обязаны пройти предрейсовый медицинский осмотр порядком, установленным для работников локомотивных бригад, с постановкой штампа в маршрутном листе за подписью медицинского работника с указанием даты и времени прохождения осмотра. Перед отправлением со станций, где медицинский осмотр отсутствует, а также в случае выезда на ликвидацию повреждения сооружений и устройств, контроль за работоспособностью машиниста и его помощника возлагается на дежурного по станции, с отметкой штампом и подписью в маршрутном листе.

1.1.5. На работе иметь при себе:

Машинист - свидетельство на право управления машиной или удостоверение личности с отметкой о сдаче в отдел кадров свидетельства на право управления машиной, маршрутный лист и формуляр машиниста, талон предупреждения, удостоверение формы РБУ-9, акт полугодового (годового) контрольно-технического осмотра, журнал технического состояния машины формы ТУ-152, журнал учета работ и периодических технических осмотров, расписание движения поездов, выписки из ТРА станций, установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке;



Помощник машиниста - свидетельство помощника машиниста, талон предупреждения, выписку об установленных скоростях движения поездов на обслуживаемом участке.

1.1.6. Выполнять оперативные распоряжения дежурного по предприятию - владельцу машины, машинистов-инструкторов, обслуживающих данный участок.

1.1.7. Перед выездом машинист должен убедиться в исправности машины и прицепных единиц, обращая особое внимание на работу тормозов, состояние двигателя, ходовых частей, рессорного подвешивания, тормозного оборудования, в правильности сцепления с вагонами или прицепами, правильности погрузки и крепления груза и рабочих органов в транспортном положении, обеспечении габарита подвижного состава и груза, проверить наличие поездного сигнала, а также сигнальных принадлежностей, запасных частей и инструмента, аптечки с набором медикаментов и перевязочных средств для оказания первой медицинской помощи, исправности радиосвязи.

1.1.8. Машины, отправляемые на перегон, рассматриваются как поезд и отправляются дежурным по станции с разрешения поездного диспетчера. При отправлении их с начальных станций дежурный по станции проверяет наличие у машиниста:

Свидетельства на право управления;

Формуляра машины формы ТУ-57;

Удостоверения формы РБУ-9;

Акта полугодового (годового) контрольно-технического осмотра, в том числе прицепа в случае выезда с прицепной нагрузкой;

Акта квартального технического осмотра со штамп-справкой на право пользования устройствами автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и контроля бдительности машиниста, оформленного маршрутного листа, выданного предприятием приписки машины;

Разрешения на право движения по сети железных дорог.

Исправность радиосвязи должна быть проверена путем прямых переговоров машиниста и дежурного по станции отправления и подтверждена в маршрутном листе штампом и подписью дежурного по станции. При неисправности или отсутствии средств связи, машинист в случае вынужденной остановки на перегоне, осуществляет связь с дежурным по станции или поездным диспетчером, в порядке, установленным ПТЭ.

1.1.9. При приемке и сдаче машины, а также на стоянках в пути следования производить техническое обслуживание машины, строго соблюдая установленные требования нормативных документов и локальных актов по этому вопросу.

1.1.10. Не допускать эксплуатацию машины с истекшими сроками проверки шунтирующего устройства, поездной радиосвязи, автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа и других приборов безопасности (при их наличии), а также выхода в рейс машины при неисправности хотя бы одного из этих устройств.

1.2. При ведении машины и выполнении маневровой работы машинист машины и помощник машиниста обязаны:

1.2.1. Выполнять установленные на железной дороге регламент переговоров между машинистом и помощником машиниста, между бригадой машины и поездным диспетчером или дежурными по станциям взаимного контроля за работоспособностью и другие формы проверки бдительности.

1.2.2. Соблюдать рациональные режимы вождения машин, обеспечивая выполнение графика и требования безопасности движения. Не допускать вождения машин с превышением прицепной нагрузки, перегрузок узлов и агрегатов машины.

1.2.3. Выполнять приказы, оперативные распоряжения диспетчеров, дежурных по станциям и других должностных лиц, ответственных за организацию движения поездов и производство маневров на обслуживаемом участке и станциях.

1.2.4. Контролировать в установленном порядке работу устройств безопасности и радиосвязи, узлов и агрегатов машины, проверять их состояние, в том числе противопожарное. Особое внимание уделять проверке состояния деталей экипажной части и буксового узла колесных пар, креплению рабочих органов машины в транспортном положении при стоянках на промежуточных станциях.

1.2.5. При выявлении неисправности машины принимать все необходимые меры к быстрейшему ее устранению, а при невозможности устранения в установленный норматив времени - освобождению перегона, не допуская сбоя графика движения поездов.

1.2.6. Не допускать вмешательства посторонних лиц в работу устройств и систем безопасности, установленных на машине.

1.2.7. Не покидать кабину управления при следовании на запрещающий сигнал светофора, проявляя особую бдительность.

1.2.8. Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы, смазочные и другие материалы, содержать в исправном состоянии инвентарь, инструмент и индивидуальные средства защиты.

1.3. По окончании смены машинист и помощник машиниста обязаны:

1.3.1. Очистить машину от пыли и грязи, слить конденсат из влагомаслоотделителей, заглушить двигатель. При уходе с машины затормозить ее ручным тормозом, закрыть кабину на ключ, подложить тормозные башмаки с обеих сторон. Оставлять кабину машины машинисту не разрешается без согласования с дежурным по станции. Стоянка машины на станционных путях и в тупиках должна быть согласована с дежурным по станции.

1.3.2. Сдать в установленном порядке оформленный маршрутный лист машиниста, формуляр машиниста, бланки предупреждений об ограничении скоростей движения, ключи управления машиной и от кабин машиниста дежурному по предприятию-владельцу машины

1.3.3. О всех выявленных недостатках, угрожающих безопасности движения, произвести запись в бортовой журнал и доложить дежурному по предприятию.

1.3.4. При допущенных случаях брака в поездной и маневровой работе, отказов узлов и агрегатов машины, нарушений графика движения - предоставить начальнику предприятия-владельца машины письменный рапорт с отражением обстоятельств и причин происшедшего

1.4. Машинист машины обязан:

1.4.1. Обеспечивать безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ, других правил, инструкций, приказов, указаний и иных нормативных актов МПС.

1.4.2. Руководить работой лиц, входящих в состав бригады машины, контролировать их действия, обеспечивая выполнение работ без нарушения графика движения поездов и плана маневровой работы.

1.4 3. Выполнять установленные технологии вождения машин и производства маневровых работ.

1.4.4. Обеспечивать достоверность данных, вносимых в маршрут машиниста и другие учетные документы.

1.4.5. На старшего машиниста дополнительно возлагаются обязанности по обучению прикрепленных к машине экипажей передовым методам вождения машин, выполнения маневровой работы и технического обслуживания машин, контролю за качеством выполнения ими должностных обязанностей.

1.5. Помощник машиниста машины обязан:

1.5.1. Обеспечить безопасность движения в соответствии с требованиями ПТЭ, других правил, инструкций, приказов, указаний и иных нормативных актов МПС.

1.5.2. Своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за машиной, и техническому обслуживанию, узлов и агрегатов машины, закреплению ее от самопроизвольного ухода, а также следить за прохождением встречных поездов.

1.5.3. При следовании на запрещающий сигнал светофора сообщать машинисту показание сигнала, величину давления в тормозной магистрали. При отсутствии действий со стороны машиниста к остановке машины самому принимать меры по предотвращению проезда запрещающего сигнала.

1.5.4. При внезапной утрате машинистом способности управлять машиной - остановить машину, закрепить ее в установленном порядке от самопроизвольного ухода, по радиосвязи передать сообщение об этом машинистам ближайших поездов, поездному диспетчеру или дежурному по станции. Порядок дальнейших действий в таких случаях определяется поездным диспетчером исходя из конкретных условий.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА. 3

1.Краткое описание. 3

2.История профессии. 3

3.Социальная значимость профессии в обществе. 3

4.Массовость и уникальность профессии. 4

5.Риски профессии. 4

6.Где получить профессию. 4

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ 5

1. Общие положения 5

2. Назначение (освобождение) на должность помощника

машиниста электровоза 5

3. Подготовка помощника машиниста электровоза к самостоятельной

работе в должности помощника машиниста электровоза 6

4. Порядок формирования локомотивных бригад и

организации работы помощников машинистов электровозов 7

5. Обязанности помощника машиниста электровоза 9

6. Права помощника машиниста электровоза 12

7. Ответственность помощника машиниста электровоза 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

ПРИНЦИП РАБОТЫ ПОМОЩНИКА МАШИНИСТА.

1.Краткое описание.

Есть такие виды работ, которые в одиночку выполнить нельзя: или же это физически невозможно, или же нужна страховка со стороны кого-то на случай непредвиденных обстоятельств. Вот к таким профессиям относится и машинист. Поскольку эти люди управляют огромными и сложными аппаратами, то им в «подмогу» даётся помощник. Помощник машиниста в основном бывает только на локомотиве или комбайне, в то время как другие машинисты работают сами.

2.История профессии.

Впервые человек с такой специальностью, разумеется, появился, когда появился тот вид техники, которым он помогает управлять. К примеру, первые локомотивы с паровым двигателем начали работать в 30-х годах ХІХ-го века, и обслуживались они командой из машиниста, его помощника и кочегара. Чем совершеннее становилась техника, тем меньше нужно было людей, чтобы ей управлять. Например, на первых зерноуборочных комбайнах работало 3 человека, а с современной техникой может успешно справляться один человек. Сегодня же помощник машиниста, скорее относится только к локомотиву, который вдвоём с машинистом управляет целым железнодорожным составом.

3.Социальная значимость профессии в обществе.

Помощник в локомотиве нужен по двум причинам. Во-первых, физически невозможно управлять поездом одному человеку, поскольку в ходе движения регулярно возникает необходимость одновременно выполнять несколько технических операций в разных местах. Во-вторых, для подстраховки на случай потери трудоспособности машинистом. Думаю и так ясно, какую огромную пользу экономике страны приносит железнодорожный транспорт. Разумеется, локомотивная бригада - это сотрудники, без которых народное хозяйство просто остановится.

4.Массовость и уникальность профессии.

Люди этой профессии работают по всей стране, которая, словно сетями, обвязана железнодорожным полотном. Где проезжает поезд - там и следует искать машиниста с его помощником. Чтобы выполнять такие обязанности, как обслуживание агрегатов локомотива и управление поездом, человек должен дружить с техникой, быть внимательным, помнить правила, иметь отличное зрение и реакцию. Если обстоятельства складываются благоприятно и помощник делает заметный прогресс на работе, то значит, скоро он и сам станет машинистом.

5.Риски профессии.

Работать на тепловозе или электровозе - это не самый безопасный способ заработка на жизнь. Хотя зарплата у членов локомотивной бригады немного выше средней по стране, все же не стоит забывать об опасности, которая подстерегает на рабочем месте. Поезд - это громадная машина с весом в десятки тонн, развивающая немалую скорость. Кроме того, людям этой профессии приходится работать с высоким напряжением, которое присутствует в некоторых агрегатах тепло- и электровоза. Но зато из кабины открывается прекрасный вид на проезжаемую местность.

6.Где получить профессию.

Работать на данной должности может человек, который окончил железнодорожный техникум и прошёл практику от учебного заведения. Дальнейшее образование на своём пути к работе машиниста, помощник получает уже на рабочем месте.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

1. Машинист и помощник машиниста обязаны:

1.1. Выполнять требования к работникам локомотивных бригад, изложенные в Положении о локомотивной бригаде ОАО «РЖД» от 29.12.2005 № ЦТ - 40.

1.2. Знать и выполнять Правила технической эксплуатации железных дорог, инструкции по сигнализации, движению поездов и маневровой работе на железных дорогах, другие нормативные акты Министерства транспорта Российской Федерации, нормативные документы ОАО «РЖД» по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, а также требования правил и инструкций по технике безопасности и производственной санитарии при эксплуатации, ремонте локомотивов и моторвагонного подвижного состава, пожарной безопасности на тяговом подвижном составе.

1.3. Нормально отдыхать перед работой. Полноценный отдых перед работой - должностная обязанность локомотивных бригад.

Подготовка к поездке (к работе в ночной смене) должна проходить в условиях нормального отдыха не менее 8 часов до явки на работу, из них 4 часа сна в постели.

1.4. Являться на работу в сроки, определяемые графиком работы, или по вызову дежурного локомотивного депо.

При выполнении своих обязанностей быть в форменной одежде, опрятно одетыми.

При выяснении обстоятельств, препятствующих явке на работу к установленному сроку, ощущении усталости, недомогания обратиться к врачу, получить освобождение и не позднее чем за три часа, сообщить об этом дежурному по депо.

1.5. Перед началом работы проходить в установленном порядке:

Предрейсовый медицинский осмотр;

Инструктаж по безопасности движения поездов и технике безопасности;

Знакомиться с вновь поступившими документами по вопросам, относящимся к обязанностям работников локомотивных бригад, с приказами и распоряжениями по безопасности движения поездов, уделив особое внимание изучению тех документов, в которых описаны проезды запрещающих сигналов и их причины, отражены изменения скоростей движения, условия пропуска поездов по участку, изменения ТРА станций и расстановки сигналов. Продумать обстоятельства и причины допущенных нарушений и сделать для себя практические выводы, исключающие возникновения подобных нарушений.

1.6. Время отдыха в пунктах оборота использовать по назначению. Запрещается отлучаться из дома отдыха без разрешения дежурного по депо.

1.7. При приемке локомотива (МВПС) проверить техническое состояние локомотива, обратив особое внимание на исправное действие тормозного оборудования, устройств приборов безопасности, радиосвязи, песочницы и исправное состояние ходовых частей.

1.8. Обеспечить чёткое и осознанное соблюдение «Регламента переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования», утвержденного распоряжением МПС России от 26.09.2003 № 876р.

При ведении переговоров по радиосвязи во всех случаях называть номер поезда, (локомотива при маневрах) должность и свою фамилию.

1.9. Хорошо знать маневровые маршруты следования из депо под поезд и обратно, расположение и номера маневровых светофоров на станции. Перед троганием с места убедиться в исправной работе локомотива (МВПС) и тормозов. При начале движения одиночным локомотивом, а также после каждой смены кабины управления при достижении скорости 3-5 км/ч машинист обязан произвести проверку действия вспомогательного тормоза до полной остановки локомотива. Лишь после того, как будет полная уверенность в нормальном действии тормоза локомотива (МВПС), разрешается следовать с установленной скоростью.

1.10. При маневровом передвижении поездного локомотива, МВПС и ССПС выполнить регламент «Минута готовности» согласно пункту 4.1. регламента переговоров от 26.09.2003 № 876р.

Машинисту запрещается приводить локомотив в движение, не зная плана маневровых передвижений и не получив команду на начало движения.

1.11. При выезде с контрольного поста на станцию (или обратно) машинист должен получить от ДСП план передвижения, лично убедиться в наличии разрешающего показания маневрового светофора и продублировать его с помощником машиниста. Если при трогании с места одному из членов локомотивной бригады не видно показания сигнала, он должен перейти на сторону видимости, убедиться в показании сигнала и только тогда продублировать его значение.

Машинист и помощник машиниста должны понимать, что на станциях с электрической централизацией маневровые маршруты могут быть приготовлены посекционно, поэтому обязаны бдительно следить за всеми маневровыми сигналами и повторять их друг другу словами: «Вижу следующий маневровый светофор № ___» (запрещающий или разрешающий, причем запрещающее показание дублируется неоднократно).

Один лунно-белый огонь маневрового светофора дает право на движение с особой бдительностью только до следующего светофора, а не означает готовности и свободности маршрута следования до места назначения, указанного машинисту по радиосвязи или составителем. Движение с установленной скоростью маневровых и одиночных локомотивов по станционным путям допускается только в том случае, когда машинист извещен о свободности пути.

1.12. При проведении маневровой работы – производить выезд за маневровый сигнал локомотива (локомотива с вагонами) на расстояние обеспечивающее видимость сигнала машинисту или составителю поездов. Приводить локомотив в движение только после того как локомотивная бригада получит подтверждение от ДСП о готовности маршрута, и убедиться в открытии сигнала.

1.13. При отсутствии видимости пути и сигналов, движение при маневрах производить с такой скоростью, которая обеспечила бы своевременную остановку у препятствия или у запрещающего сигнала. Каждый маневровый светофор при отсутствии его видимости считается запрещающим.

1.14. При производстве маневров машинист, получив план маневровой работы, обязан сообщить его помощнику машиниста. Переданный план маневровых передвижений непосредственно машинисту по двухсторонней радиосвязи последний обязан повторить и после команды дежурного по станции «верно, выполняйте» можно приступать к маневровой работе, предварительно убедившись в разрешении на движение.

1.15. Перед началом маневровой работы четко уяснить план маневровых передвижений, особо уточнить места окончательной и промежуточной остановки локомотива, маневрового состава, освободить пути.

Надо твердо помнить, что сигнал руководителя маневров дает право привести маневровый состав в движение и следовать только до предельного столбика. Перед выездом на стрелки необходимо получить сигнал от дежурного стрелочного поста, или сигналиста, разрешающее показание маневрового светофора.

Запрещается управление локомотивом из задней по ходу движения кабины.

1.16. При внезапной смене сигнала с разрешающего показания на запрещающее применить экстренное торможение и все меры к остановке локомотива, выяснить причину перекрытия у ДСП.

1.17. При маневровых передвижениях управление локомотивом (МВПС) производить только из передней кабины.

1.18. Движение маневрового состава пассажирскими вагонами вперед осуществлять со скоростью не более 10 км/ч и только при нахождении составителя в тамбуре.

1.19. Обеспечить остановку маневрового состава вагонами вперед на менее чем за 50 метров до стоящих пассажирских вагонов или составов поездов с дальнейшим движением со скоростью не более 3 км/ч.

1.20. При прицепке локомотива к составу пассажирского поезда соблюдать следующую технологию:

Перед началом выполнения маневровых передвижений, машинист обязан опробовать действие крана усл. № 395 путем снижения давления в тормозной магистрали на 0,6 кгс/см 2 , контролируя наполнение тормозных цилиндров локомотива;

Убедившись в исправности крана усл. № 395, машинист переводит контроллер машиниста на 1 позицию и при достижении скорости 3-5 км/час проводит опробование крана усл. № 254 до полной остановки локомотива;

Все маневровые передвижения выполняются на 1 позиции котроллера машиниста, скорость передвижения регулируется путем создания давления в тормозных цилиндрах локомотива краном вспомогательного тормоза усл. № 254;

При следовании на электровозе серии ЧС сброс тяги производится путем выключения БВ. После выключения БВ разрешается перевод контроллера машиниста на «0» позицию, за исключением тех случаев, когда скорость передвижения составляет более 15 км/ч;

Скорость следования на занятый путь составом пассажирского поезда не более 10 км/ч;

Подъезжая к составу, машинист должен вспомогательным тормозом остановить локомотив за 5-10 метров до вагона;

До прицепки к составу пассажирского поезда, помощник машиниста машинист совместно с осмотрщиком вагонов проверяют исправность автосцепного оборудования;

При прицепке машинист должен перевести ручку крана усл. № 254 в 4 положение, контролируя давление в тормозных цилиндрах не менее 1,0 – 1,5 кгс/см 2 , постановкой контроллера на 1 позицию, привести локомотив в движение. Регулирование скорости движения осуществляется только наполнением тормозных цилиндров краном вспомогательного тормоза. Скорость подъезда к составу не более 3 км/ч, скорость сцепления не более 1 км/ч. Сброс тяги, при управлении электровозом серии ЧС, выполняется после сцепления с составом, путем выключения БВ;

При необходимости экстренной остановки локомотива во всех случаях производить в первую очередь поездным краном машиниста (усл. № 394, 395) и только затем принимать другие меры к остановке локомотива.

1.21. При производстве маневровой работы в одно лицо машинист и составитель обязаны взаимно дублировать показания маневровых светофоров, свободность путей и установленные скорости движения.

1.22. Если маршрут приготовлен не полностью, то ДСП или работник, распоряжающийся маневрами, обязан проинформировать об этом машиниста, с указанием номера закрытого светофора.

1.23. При отсутствии маневровых светофоров порядок производства маневровых передвижений определяется ТРА станции с регистрацией полученных приказов в специальный журнал, который находится на локомотиве.

1.24. Перед отправлением поезда со станции хорошо продумать, все ли сделано, чтобы в пути следования обеспечить безопасность движения. После прицепки к составу машинист обязан лично проверить:

Сцепление локомотива с первым вагоном;

Соединение рукавов и открытие концевых кранов;

Плотность тормозной магистрали;

Включение АЛСН и радиосвязи;

Опробовать тормоза и получить справку формы ВУ-45, сверить указанный в ней номер хвостового вагона и убедиться в соответствии тормозного нажатия в поезде установленным нормам.

Получить установленные бланки предупреждения об ограничении скорости формы ДУ-61. Помощник машиниста обязан: выписать из него места ограничения скорости, особые условия движения, записать длительно действующие предупреждения, установленные приказами начальника дороги, сверить с машинистом соответствие своих записей выданному бланку предупреждений и длительно действующим ограничениям скорости.

При разрешающем показании выходного (маршрутного) светофора убедиться в том, что сигнал открыт для их поезда с того пути, с которого им предстоит отправиться, убедиться в правильности приготовления маршрута в пределах видимости, выполнить регламент «Минута готовности» согласно пункту 2.1. «Регламента переговоров при поездной и маневровой работе на железнодорожном транспорте общего пользования», утвержденного распоряжением МПС России от 26.09.2003 № 876р.

На электровозах серии ВЛ 11 продублировать положение реверсивно-селективной рукоятки в положение «С-соединения». На пассажирских локомотивах перед троганием с места контролировать выключенное положение контактора электроотопления поезда.

1.25. При отправлении поезда с промежуточной станции выполнить регламент «Минута готовности» согласно пункту 2.1 регламента переговоров от 26.09.2003 №876р. Дополнительно проверить плотность тормозной магистрали поезда, при необходимости проверить тормоза.

1.26. Каждое перекрытие светофора на перегоне или станции считать как сигнал о возможном изломе рельса либо разрыве стыка.

Локомотивным бригадам:

После остановки у светофора с запрещающим показанием, проследовать перекрывшийся светофор со скоростью не более 20 км/час, с особой бдительностью и готовностью немедленно остановиться, если встретится препятствие для дальнейшего движения;

Внимательно следить за состоянием пути и сообщать поездному диспетчеру и дежурным по станциям, ограничивающим перегон, место загорания разрешающего показания на локомотивном светофоре;

Проследовать локомотивом блок-участок после сигнальной точки с красным огнём со скоростью не более 20 км/час, вне зависимости от показаний локомотивного светофора.

1.27. При проследовании станции непрерывно следить за показаниями сигналов, своевременно принимать меры к экстренной остановке поезда если произойдет внезапная смена сигнала с разрешающего на запрещающий или будут поданы сигналы остановки.

1.28. При следовании поезда многократной тягой машинисты других локомотивов перед отправлением поезда обязаны выписать из бланка предупреждения, выданного машинисту ведущего локомотива, места ограничения скорости, а при движении поезда контролировать их выполнение. В случае непринятия мер локомотивной бригадой ведущего локомотива к выполнению выданного предупреждения об ограничении скорости, машинисты других локомотивов обязаны применить все имеющиеся средства к остановке поезда.

1.29. В пути следования в установленном месте произвести проверку действия тормозов поезда на эффективность. При проведении опробования тормозов помощник машиниста обязан контролировать соответствие действий машиниста требованиям инструкции ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, дублировать положение ручки крана машиниста при отпуске тормозов, зарядное давление в тормозной магистрали.

Если после первой ступени торможения начальный эффект не будет получен в пассажирском поезде в течении 10 с, в грузовом порожнем поезде длиной до 400 осей и грузо-пассажирском в течении 20 с, а в остальных грузовых поездах в течении 30 с, немедленно произвести экстренное торможение и принять все меры к остановке поезда.

1.30. При следовании мимо работников дистанции пути, дежурных по переездам, постов безопасности, стрелочников, дежурных по станции – открывать боковые окна (со стороны их нахождения), подавать оповестительный сигнал и наблюдать за возможной подачей ими сигналов остановки. Помощнику машиниста во всех случаях вставать с сиденья. На моторвагонном подвижном составе открытие бокового окна производить в необходимых случаях при отсутствии видимости через зеркало заднего вида.

При следовании по перегонам в кривых участках пути машинист и помощник машиниста (каждый со своей стороны) должны периодически через открытые боковые окна или с помощью зеркал заднего вида осматривать поезд и докладывать друг другу о его состоянии в пределах видимости.

1.31. Помощнику машиниста запрещается покидать кабину управления локомотивом в следующих случаях:

При проследовании станции;

При приближении к светофорам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;

При горящем белом огне на локомотивном светофоре (кроме участков, не оборудованных автоблокировкой);

При следовании по некодированным путям;

В пределах искусственных сооружений;

При выключенных устройствах АЛСН и в местах действия предупреждений.

    до проведения проверки действия тормозов в пути следования и выявления надежности их работы;

    при производстве маневровой работы с вагонами, занятыми людьми, негабаритными и опасными грузами;

    при следовании на локомотиве с неисправными АЛСН, КЛУБ и дополнительных приборов безопасности;

    при работе со снегоуборочной техникой, путевыми машинами, вспомогательными локомотивами, соединенными, пожарными и восстановительными поездами и с толкачом;

    при неблагоприятных погодных условиях, резко ограничивающих видимость сигналов и при температуре наружного воздуха ниже – 30 о С;

    при работе с помощником машиниста, имеющим предупредительный талон № 3;

При срыве комплектования локомотивных бригад.

1.33. При проследовании предвходного светофора машинист и помощник машиниста обязаны осмотреть состав поезда, убедиться в отсутствии признаков схода колесных пар с рельсов (рост тока нагрузки тяговых двигателей или главного генератора не соответствующий профилю пути и весу поезда, рост сопротивления движению без применения тормозов, запыленность вдоль состава поезда, выход вагонов за габарит подвижного состава и других), а также проверить давление в напорной и тормозной магистралях по показаниям манометров.

1.34. При скрещении и обгоне поездов на двухпутных и многопутных перегонах и на станциях, во избежание ослепления переключать прожектор на тусклый свет, а после прохода локомотивов – прожекторы включать на яркий свет. Помощникам машиниста после мигания буферными фонарями отходить на середину кабины и вместе с машинистом наблюдать за состоянием подвижного состава встречного поезда, наличием хвостового сигнала, правильностью подвешивания воздушного рукава последнего вагона. При скрещении и обгоне поездов на двухпутном и многопутном участках пути и на станциях, локомотивной бригаде стоящего поезда контролировать состояние проходящего поезда.

В случае обнаружения неисправности в проходящем поезде – немедленно сообщать об этом машинисту данного поезда всеми средствами (по радиосвязи, через ДСП, ДНЦ, или подачей сигналов).

1.35. В случае вынужденной остановки поезда по неисправности локомотива и невозможности устранения неисправности в течение 10 минут, остановки поезда на подъеме, где приказом начальника дороги запрещено взятие поезда с места, требовать помощь, точно указав при этом километр и пикет нахождения остановившегося поезда и предупредив об остановке по радиосвязи вслед идущие поезда.

Машинист локомотива, затребовавший вспомогательный локомотив, должен предпринять меры к обнаружению и устранению неисправности. При восстановлении работоспособности локомотива и возможности самостоятельного ведения поезда, отказаться от помощи.

Запрещается приводить поезд в движение после заявки вспомогательного локомотива и устранения неисправности до получения разрешения от ДНЦ, переданного через дежурного по станции.

1.36. В случае вынужденной остановки поезда на перегоне и невозможности его дальнейшего следования в течении 20 и более минут после применения автоматических тормозов и отсутствия возможности удержать поезд на месте на автотормозах, следует привести в действие ручной тормоз локомотива и закрепить состав с укладкой тормозных башмаков со стороны возможного ухода, а при недостатке их, кроме того, привести в действие ручные тормоза вагонов с последующим докладом дежурным по станциям, ограничивающим перегон, поездному диспетчеру на участках, оборудованных ДЦ, по форме «ДСП станции ….. (ДНЦ), я машинист поезда № ….. закрепил поезд тормозными башмаками в количестве …… при норме …… и ручными тормозами вагонов в количестве …… Тормозные башмаки уложены со стороны станции ……».

При остановке поезда на перегоне, укладка тормозных башмаков, их снятие производится помощником машиниста. Помощник машиниста должен уложить тормозные башмаки под колеса вагонов в количестве, соответствующему расчету, а при их недостатке - привести в действие ручные тормоза вагонов. Укладка тормозных башмаков производится равномерно по всему составу таким образом, чтобы носок полоза башмака касался обода колеса, с обязательной укладкой их под последнюю пару хвостового вагона при остановке поезда на подъеме и под первую колесную пару головного вагона - при остановке на спуске. Тормозные башмаки по возможности укладываются под колесные пары груженых вагонов. Если закрепление производится двумя и более тормозными башмаками - запрещается их укладывать под одну и туже колесную пару. При закреплении поезда помощником машиниста, машинисту запрещено покидать кабину управления.

Для поездов следующих в пределах дороги, а также при уклоне круче 0,012 потребность в ручных тормозах и тормозных башмаках устанавливается в соответствии с нормами, указанными в таблице 6 «Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог» от 16.05.1994 № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277 с приведением в действие дополнительно четырех тормозных осей вагонов.

При недостатке тормозных башмаков приводить в действие ручные тормоза вагонов из расчета один тормозной башмак заменяет:

В грузовом груженом поезде – три тормозных оси;

В грузовом порожнем поезде – две тормозных оси;