Утеплители Изоляция Блоки

Что такое период русский язык. Тренировочные занятия как элементы структуры микроциклов. Общие теоретические сведения

Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

Цели:

Повторение и систематизация знаний обучающихся о сложном синтаксическом целом как компонент текста,

Закрепление навыков постановки знаков препинания в сложном синтаксическом целом,

Обобщение знаний о структуре сложного синтаксического целого,

Воспитание любви к слову, стремления к повышению пунктуационной грамотности как важной составляющей речевой культуры будущего специалиста,

Должен знать:
- определение сложного синтаксического целого,
- его структуру и анализ,
- определение периода и его построение,
- правила постановки знаков препинания.

Должен уметь:
- определять сложное синтаксическое целое,
- правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи и объяснять пунктуацию.


  1. Общие теоретические сведения:

  1. Понятие сложного синтаксического целого в современном русском языке.

  2. Абзац и сложное синтаксическое целое.

  3. Период: основные структурно-семантические и интонационные особенности.

  1. Задания:
Задание 1. Изучите материал в учебнике Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 360-365.

Задание 2. Выпишите и выучите определение сложного синтаксического целого в тетрадь.

*** Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство)- группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу.

Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами: лексическими (повторение в последующем предложении отдельных слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, местоименных наречий затем, потом, тогда, там, так и др., выполняющих функцию особых скреп ), морфологическими (соотношение видо - временных форм глаголов - сказуемых в объединяемых предложениях ), синтаксическими (порядок слов и предложений, союзы зато, однако, так что и многие другие, употребленные в присоединительном значении, параллелизм построения ), ритмомелодическими (интонация частей и целого ), стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо ).

Примером сложного синтаксического целого, в котором использованы разные средства объединения самостоятельных предложений, может служить следующий отрывок из “Хаджи-Мурата” Л. Н. Толстого: “Когда на другой день Хаджи-Мурат явился к Воронцову, приемная князя была полна народу. Тут бил и вчерашний генерал е щетинистыми усами, в полной форме и в орденах, приехавший откланяться; тут был и полковой командир, которому угрожали судом за злоупотребления по продовольствию полка. Тут был армянин-богач, покровительствуемый доктором Андреевским, который держал на откупе водку и теперь хлопотал о возобновлении контракта. Тут была, вся в черном, вдова убитого офицера, приехавшая просить о пенсии или о помещении детей на казенный счет. Тут был и разорившийся грузинский князь в великолепном грузинском костюме, выхлопатывавший себе упраздненное церковное поместье. Тут был пристав с большим свертком, в котором был проект о новом способе покорения Кавказа. Тут был один хан, явившийся только затем, чтобы рассказать дома, что он был у князя. Все дожидались очереди и один за другим были вводимы красивым белокурым юношей-адъютантом в кабинет князя."

Задание 3. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль ССЦ. Какие средства языка, по – вашему, помогли автору описать ветер – листобой?

Ветер гонит тучи по небу и волны по морю. Ветер срывает последние листы и торопит на юг последние стаи перелётных птиц. Ветер гудит в проводах, барабанит в окна, ветер, всюду ветер. Разгульный ветер – листобой. Он мчит напрямик. Мчит и рвёт страшным голосом.
(Н. Сладков)

Задание 4. Определите средства связи между отдельными предложениями в сложных синтаксических целых: союзы, обстоятельства, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, повторение слов, местоименная и синонимическая замена и др.
1. Долго не смели объявить об этом выздоравливающей Маше. Она никогда не упоминала о Владимире. Несколько месяцев уже спустя, нашедши его имя его в числе отличившихся и тяжело раненных под Бородином, она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка ее не возвратилась. Однако, слава богу, обморок не имел последствия. (П.)
2. Другая печаль её посетила: Гаврила Гаврилович скончался, оставя её наследницей всего имения. Но наследство не утешало её; она искренно разделяла горестное состояние бедной Прасковьи Петровны и клялась никогда с ней не расставаться. Обе они оставили Ненарадово, место печальных воспоминаний, и поехали жить в другое поместье. (П.)

Задание 5. Определите виды отношений между предложениями в сложном синтаксическом целом (отношения перечисления, противопоставления, причинные и т. д.). Каковы средства выражения между данными отдельными предложениями?

1. Папа Вики Люберецкой был руководителем всей торговой сети города. А сама Вика восемь лет просидела с Зиночкой за одной партой. Правда, Искра сторонилась Вики. И потому, что Вика тоже была круглой отличницей, и потому, что Вика держалась всегда чуть особняком, чуть покровительственно со всеми девчонками и надменно со всеми мальчишками, точно вдовствующая королева. Только Вику подвозила служебная машина: правда, останавливалась она не у школы, а за квартал, а дальше Вика шла пешком, но все равно об этом знали все. Только Вика могла продемонстрировать девочкам шелковое белье из Парижа - предмет мучительной зависти Зиночки и горделивого презрения Искры. Только у Вики была шубка из настоящей сибирской белки, швейцарские часы со светящимся циферблатом и вечная ручка с золотым пером. И все это вместе определяло Вику как существо из другого мира, к которому Искра с детства питала ироническое сожаление. (Б. Васильев)

Задание 6. Перепишите, расставляя знаки препинания.Из данных многочленных сложных предложений выделите периоды (Период - многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.) Определите характерные признаки периода: особенность ритмо-мелодического фактора, параллелизм построения первой части, лексический повтор, соразмерность частей, характер синтаксической связи частей.


  1. Ветер холодеет небо синеет заря окрашивается в винный цвет воздух делается прозрачней румянеют избы наверху а на востоке загораются редкие бледные звезды (Ю. Козл.)

  2. Правдиво как умела Лиза объяснила что она всем сердцем предана театру что на пыталась играть в любительских театрах что у неё ничего не выходит что она хотела бы умереть на сцене что служит она секретарем в дорпрофсоюзе что она пришла просить у актера Днестрова совета и наконец что она любит его. (Фед.)

  3. Хотя конечно они лица не так заметные, и то, что называют второстепенные или даже третьестепенные, хотя главные ходы и пружины поэмы не на них утверждены разве (кое)где касаются и легко зацепляют их, - но автор любит (чрез)вычайно быть обстоятельным во всем и с этой стороны, (не)смотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как немец. (Г.)

  4. Потом неверными шагами я удалился - но за мной казалось тень везде бежала. (Л.)
Задание 7. Установите причинные, временные, соединительные, противительные, присоединительные связи в структуре абзаца. Какими средствами они выражены?

Командир медленно поднялся. Руки его бессильно висели вдоль тела. Губы мелко дрожали. На него было жалко и смешно смотреть. Командир был выборный. Еще в февральский переворот команда единогласно выбрала его на пост командира после убийства прежнего командира, шкуры, дракона и истязателя. Новый командир был либерал, еще до революции читал матросам газеты и покрывал нелегальщину. Команда искренне любила его, как любила всякого, как в жестокой каторге флота относился к номерному матросу, как к живому человеку. Команда еще и сейчас не утратила доброго чувства к этому тихому и мягкому интеллигенту. Но командир был выбит из колеи. Он был во власти полной раздвоенности и растерянности. (Лавр.)

Задание 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип данного текста, его миктортему, микроидею. Найдите структурные компоненты ССЦ. К какому стилю моно отнести ССЦ? Докажите.

Вот я вижу с..бя снова в д..ревне глубокой осенью. Дни стоят синеватые пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой с ружьём и с рогом уезжаю в поле. Ветер звенит и гудит в дуло ружья ветер крепко дует (на)встречу иногда с сухим снегом. Иногда я скитаюсь по пустым р..внинам… Г..лодный и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усад?бу и на душе становит?ся так тепло и отрадно когда зам..лькают огон?ки Выселок и потянет из усад?бы запахом дыма жилья.

(И. А. Бунин)


  1. Требования к отчету:

  2. Контрольные вопросы:

  1. Что такое сложное синтаксическое целое?

  2. Чем отличается абзац от сложного синтаксического целого?

  3. Что такое период? Каковы основные структурно-семантические и интонационные особенности периода?



Практическое занятие № 20 . Количество часов – 2 часа.

Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация».

Цели:

Повторение и систематизация знаний обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация»,

Закрепление навыков постановки знаков препинания в синтаксических конструкциях,
- обобщение знаний о синтаксисе как разделе лингвистики,

Воспитание любви к слову, стремление к повышению пунктуационной грамотности как важной составляющей речевой культуры будущего специалиста,
- формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

Требования к уровню подготовки специалиста :

Должен знать:
- характеристику понятий «синтаксис», «пунктуация»,
- основные единицы синтаксиса и их характеристики,
- правила постановки и функции знаков препинания.

Должен уметь:
- определять синтаксические единицы, давать им характеристику,
- правильно расставлять знаки препинания в предложениях с и объяснять пунктуацию.

Оборудование: учебная литература, тексты, задания.

1.Общие теоретические сведения:

1) Синтаксис как раздел науки о языке.

2) Основные единицы синтаксиса, их характеристика.

3) Пунктуация. Функции знаков препинания.


  1. Задания:
Задание 1. Выберите из данных примеров только словосочетания и назовите способ их связи

Последний звонок, решать задачу, около дома, кто пришел, действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа, феноменальная сила, стяжать славу, летит и кружится, на том же месте.

Задание 2. В предложениях подчеркните грамматическую основу. Определите вид сказуемого и укажите, чем оно выражено в каждом предложении.

1. Девушка пришла усталая. 2. Брат высокого роста. 3. Сестра замужем.4. Весь город собрался на центральной площади. 5. Я был бы рад помочь вам. 5. Дворец казался островом печальным.

Задание 3. Прочитайте текст. Почему данное высказывание можно назвать текстом? Определите тему и главную мысль данного высказывания. Выполните синтаксический анализ последнего предложения и составьте его схему.

Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния.

К. Паустовский

Задание 4. Найдите предложения с пунктуационными ошибками.


  1. И лес, и луг, и мальчишка, стоящий у забора, все напоминает детство.2.«Холодновато у вас», - сказал приезжий и присев на стул еще сильнее закутался в медвежью доху. 3. Вы сможете выполнить эту работу, от которой если делать ее с душой вы сами получите большое удовольствие. 4. Ветер утих однако шторм продолжался. 5. Казалось мы предусмотрели все. 6. Будет солнце пойдем гулять.7. Пурга я уверен скоро кончится.
Задание 5.

(Не)долго думая я высмотр. л место в тени пр. тащил туда новую ц. новку вид которой кажет. ся подал мне первую мысль спать здесь и с гр. мадным уд. вольстви. м ра. тянулся на ней. Закрыть глаза утомлё. ные солнечным светом было очень пр. ятно. Пришлось однако (полу)открыть их что(бы) рас. тегнуть шт. блеты ра. пустить пояс и положить что(нибудь) под голову. Я увид. л что туземцы стали (полу)кругом в некотором отд. лении от меня в. роятно уд. в-ляясь и делая пр. дпол. жения о том что будет дальше.

Одна из фигур которую я вид. л перед тем как снова закрыл глаза ок. залась тем самым туземц. м который чуть не ранил меня. Он стоял (не)далеко и ра. глядывал мои башмаки.

Я пр. помнил всё происшедшее и подумал что всё это могло (бы) кончи. ся очень с. рьёзно у меня пром. лькнула мысль что может быть это только начало а конец ещё впереди. Проснулся чу. ствуя себя очень осв. жённым. Судя по пол. жению со. нца должен был быть по крайней мере третий час. Значит я проспал два часа (с)лишком. Открыв глаза я увид. л несколько туземц. в с. дящих вокруг ц. новки шагах в двух от меня они разг. варивали (в)полголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо.

Задание 6. Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

I. Чичиков в д. вольн. м ра. пол. жении с. дел в своей бричк… к. тившейся давно по ст. лбовой дорог… Из пред. дущей главы видно в чём состоял главный пр. дмет его вкуса и склон. остей потому (н..)диво что он скоро погрузился весь в него и телом и душою. Пр. дпол. жения сметы и сообр. жения блуждавшие по лицу его видно были очень пр. ятны ибо ежеминутно ост…вляли после себя следы д. вольной усмешки. Занятый ими он (н..)обращал (н..)какого вн. мания на то, как его кучер д. вольный приёмом дворовых людей Манилова делал весьма дельные зам. чания чубарому прист. жному коню запр. жён. ому с правой ст. роны.

II. Так р. суждая Селифан забрался (на)конец в самые отд. лен. ые отвлечен. ости. Если(бы) Чичиков пр. слушался то узнал(бы) много п. дробностей отн. сившихся лично к нему но мысли его так были заняты своим пр. дметом что один только сильный удар грома заставил его очнут. ся и посмотреть (во) круг себя всё небо было соверше. но обложено тучами и пыльная п. чтовая дорога опрыск. лась каплями дождя. Громовой удар ра. дался в другой раз громче и ближе и дождь хлынул как из ведра. (С)начал… принявши косое напр. вление хл. стал он в одну сторону кузова кибитки (по)том в другую (по)том изм. нивши образ нап. дения и сделавшись соверше. но прямым барабанил прямо (в) верх кузова.

(Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»)

Задание 7. Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

В п. лате было уже темно. Доктор п. днялся и стоя начал рас. каз. вать что пишут (за)границей и в Росси… и какое зам. чается теперь напр. вление мысли. Читая и (по)том ложась спать он всё время думал об Иван… Дмитриче а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера позн. комился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой в. зможност… Иван Дмитрич лежал в такой(же) позе как вчера обхв. тив голову руками и поджав ноги. Лица его (не)было видно.

Здра. ствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы (не)спите (Во)первых я вам (не)друг прог. ворил Иван Дмитрич в подушку а (во)вторых вы напрасно хлопоч. те вы (не)добьётесь от меня (н..)одного слова.

Странно проб. рмотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы бесед. вали так мирно но вдруг вы почему(то) обид. лись… В. роятно я выр. зился как(н. будь) (н..)ловко или может быть высказал мысль нес. гласную с вашими уб. ждениями…

Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр. подн. маясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили.

(По А. П. Чехову «Палата № 6»)

Задание 8. Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Тайга

Сергей рубил и б…льшие и малые дерев…я (не) обр…щая вн…мания на своих новых старших т…варищей. У каждого было свое дело и инструмент. Но главным инструментом здесь был теодолит. Еще со школьной (гео)графии Сергей знал что теодолит это (угло)мерный инструмент с помощью которого пр…изводят…ся изм…рения на мес…ности для отобр…жения з…мной п…верхност… на картах. Однако смутно пр…дставлял себе назн…чение и цель работы своих т…варищей которые ок…зались совсем не г…ологами а (геодезистами)топографами. Это первые люди которые будят тайгу. По их следам п…йдут г…ологи – разве…чики недр. Они-то и скажут д…йствительно ли это гиблая и бе…плодная земля или есть в ней свои с…кровища?

Бе…плодной называли эту землю в старых книгах которые в…лялись на ч…рдаке инт…рната где учился Сергей. Пропылен…ые пос…ревшие от времени с красивыми ил…юстрациями внутри они словно таили какую(то) загадку жизни канувшую в прошлое. Сергей больше всего любил те книги. В них было много рас…казов путешествен…иков о земле. В одной из них он проч…тал п…чальные строки о своем крае. Тайга пр…дставлялась автору этого соч…нения бе…молвным лесом где нет н… трав н… птиц н… н…секомых. Углубляясь в лесную чащу тот путешествен…ик всегда испыт…вал ужас. Мрач…ной пустын…й к…залась ему тайга где нет н… одного живого сущ…ства лиш… ветер пр…носит…ся по в…ршинам дерев…ев нарушая гр…бовую тиш….

Жутко и угрюмо здесь писал путешествен…ик. По обеим ст…ронам дороги высят…ся гр…мадные сосны ели пихты и кедры д…стигающие нескольких обхватов т…лщиной. В глубине чащи в…дне…т…ся г…ган…ские стволы упавших деревьев, гн…ющих там (в)прод…лжени… многих лет. Кругом царит мертвая тишина. Н… зверя н… птиц. Разве только иногда (где)нибудь в глуб…не леса пр…звучит дятел нарушая гр…бовое м…лчание да скрип по…гнившего дерева в…змутит эту т…ржествен…ую тиш…ну наг…няя т…желое уныние на душу…


  1. Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

  2. Контрольные вопросы:

  1. Что изучается в синтаксисе?

  2. Почему разделы «Синтаксис» и «Пунктуация» изучаются вместе?

  3. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

  4. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

  5. Какие предложения бывают по цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения?

  6. Чем отличаются простые и сложные предложения?
5. Список рекомендуемой литературы:

  1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред.проф.образования / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

  3. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

Обобщающий тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Туча (1) еще более синяя (2) однако (3) уже не страшная для нас (4) ушла на другой конец неба.
1) 1, 2, 4
2) 2, 3
3) 1, 2
4) 1, 3, 4
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Таинственность (1) окружавшая особняк (2) служила ему (3) более надежной (4) защитой, чем высокая каменная ограда.
1) 1, 2, 4
2) 2, 3
3) 1, 2
4) 1, 3, 4
3. В каком предложении необходимо обособить согласованное распространенное определение? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Сестра переодевшись в своей комнате присоединилась к студенческой компании.
2) Оставленный на окне сверток был плотно набит картошкой.
3) Потерявший по глупости лошадь офицер был готов на любой подвиг.
4) Сидевшая рядом с наследником девушка услышала равномерное тиканье часов.

4. В каком предложении не надо обособлять согласованное распространенное определение? (Знаки препинания не расставлены.)
1) С годами уставшие от бесконечных войн они давно мечтали о покое.
2) Но эта буря раздирающих душу звуков продолжалась недолго.
3) Даша молча слушала сестру и открывала крышечки флаконов плотно закрытые.
4) Чувства лежащие в основе лирических произведений Пушкина человечны и гуманны.
5. В каком предложении правильно обособлено приложение?
1) Опытный политик, она, не стала бороться за обреченную столицу княжества.
2) Половина пожарной команды, дежурные, никогда не раздевалась и спала тут же в сапогах.
3) Этот плакат бросал нас, пишущих журналистов в дрожь.
4) Совершенно одинокий человек Чернявский почти все вечера про водил в нашем шумном доме.
6. В каком предложении правильно обособлено приложение?
1) В городе Вознесенске на Онежском озере мы, пассажиры, пере сели на совсем маленький пароход.
2) Вслед, Семену Валандину, бывшему директору местного шпалозавода со страхом и болью смотрела маленькая женщина.
3) Жакан, самодельная пуля из свинца, валялся около печного ведра.
4) Бывший беспризорник, Коровин тащил на спине тяжелый мешок с книгами.
7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Мальчик наморщил лоб (1) улыбаясь застенчиво и рассеянно (2) и заковылял (3) к другому цветку (4) ставшему новым пристанищем бабочки.
1) 1 - выделяется деепричастный оборот
2) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот; 4 - выделяется причастный оборот
3) 1, 2 и 4 - выделяются два причастных оборота
4) 4 - выделяется причастный оборот
8. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
А (1) заполнившие до отказа театр (2) зрители все хлопали и хлопали (3) не желая отпускать триумфаторов со сцены...
1) 1, 2 и 3 - выделяются два деепричастных оборота
2) 1, 2 - выделяется причастный оборот
3) 3 - выделяется деепричастный оборот
4) 1, 2 ;- выделяется деепричастный оборот
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Уже успевшая переодеться (1) юная артистка (2) осторожно присев на краешек парты (3) отдыхала и приходила в себя (4) после невероятного успеха.
1) 1, 2, 4
2) 2, 3
3) 1, 2, 3
4) 3, 4
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Одновременно с фейерверком забили (1) фантастические фонтаны (2) теряясь в темноте (3) нависших над зеленой лужайкой (4) деревьев.
1) 1
2) 2
3) 2, 3, 4
4) 2, 4
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Смотритель порта (1) человек с рыжими усами и бровями (2) сквернословя и бранясь (3) отказался пускать меня на причал.
1) 1, 2
2) 2, 3
3) 1, 3
4) 1, 2, 3
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Столкнувшись с социальной несправедливостью (1) Ч. Диккенс не утратил (2) присущее ему (3) чувство юмора (4) продолжая интересоваться всеми сторонами (5) окружающей его действительности.
1) 1, 4, 5
2) 1, 4
3) 2, 3, 4
4) 1, 2, 5
13. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) Однако, редактор хорошо помнил порядок абзацев в своей статье.
2) По свидетельству моряков, норд-ост по мере удаления от Новороссийска быстро ослабевает.
3) Должно быть зарево фейерверка было видно на много миль с моря.
4) Вообще, говоря эдельвейсы похожи на маленькие звезды.
14. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) Пять минут, а может быть, дольше смотрел он на знакомую рощу.
2) Провозился однако Анискин с упрямым мужичонкой часа два.
3) Впрочем когда-то он был хорош и, безусловно, порядочный человек!
4) Двери правда были открыты настежь.
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Нередко (1) первое знакомство с произведениями Чехова озадачивает. Кажется (2) и нечего рассказывать о них по прочтении. Фабула, сюжет? Их (3) можно (4) изложить в двух словах.
1) 1, 2
2) 2
3) 3, 4
4) 1, 2, 3, 4
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Капитан (1) впрочем (2) действовал с большой осторожностью (3) однако (4) подготовка затянулась.
1) 1, 2, 3
2) 1, 2, 3, 4
3) 3, 4
4) 1, 2
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Как водится (1) на тряской машине (2) однажды (3) вечером (4) приехала полномочная комиссия.
1) 1
2) 2, 3
3) 1, 2, 3
4) 1, 2, 3, 4
18. В каком предложении не ставится запятая перед КАК? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Мы должны как пружина в капкане каждое мгновение быть готовы к действию.
2) Раздражение полковника как рукой сняло.
3) Вопросы твои летят как пчелы из улья.
4) Блинов заморгал своими пушистыми ресницами как обманутый ребенок.
19. В каком предложении не ставится запятая перед КАК? (Знаки препинания не расставлены.)
1) От множества мелких вещей в комнате было тесно как в птичьем гнезде.
2) Монеты выскользнули из его толстых пальцев как золотые и серебряные рыбки.
3) Воздух стоял неподвижный и тяжелый как вода в болоте.
4) Державин оценивал Пугачевское восстание как безусловное стихийное бедствие.

20. В каком предложении не ставится запятая перед КАК? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Румянец разлился по щекам больного как зарево пожара.
2) После отъезда детей мать жила как во сне.
3) Худой новобранец болтался на турнике как шарик на нитке.
4) И дома он говорил с пафосом как на митинге.
21. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой.
1) Сквозь цветы и листы и ветки виднелись полуразрушенные стены.
2) Красноватое солнце висело над длинными снеговыми полями.
3) На прогулку в лес они взяли спички да немного соли.
22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Ее движения напоминают то лебедя плавный ход то лани резвые скачки.
2) Невежда в гневе ругает науку и учебу и технический прогресс.
3) На нем великолепно сидит дорогой серый костюм.
4) Мы напились холодной и вкусной воды и только тогда отправились в путь.
23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Эта деревня располагается в покрытой оврагами и непроходимыми еловыми и сосновыми лесами местности.
2) Сплошная движущаяся во тьме ночь заглядывала под каждую крышу.
3) Кусок дерева или камень или металл будили его воображение и служили материалом для поделок.
4) Казак являлся на службу со своей строевой лошадью одеждой оружием.
24. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) И дождь и тучи, и туман - все это перемешалось между собой.
2) Вчера Алексей намечал себе какие-то ориентиры: сосну, пенек, ухаб на дороге и к ним стремился.
3) Что-то слышится родное: в долгих песнях ямщика то разгулье удалое, то сердечная тоска.
4) Всюду: в поле, в роще, на проселках - царствовало безмолвие.
25. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) На площадях, на улицах, в узких переулках - всюду бряцало и звенело оружие.
2) Земное начальство разделяется на три вида: младшее, среднее и старшее: по степени причиненного им вреда.
3) Не смывается эта краска ничем: ни водой, ни мыльной пеной, ни керосином и является контрабандным товаром.
4) В человеке все: должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
26. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) Но народный любимец не хотел быть никем иным: ни шейхом, ни дервишем, ни чудотворцем, ни звездным странником!
2) Вся «дача» состояла из четырех зданий разной величины: а именно, из флигеля, конюшни, сарая, бани.
3) Под потолком керосиновая лампа освещала: углы дома, хозяина и трех собак, лежавших за его спиной.
4) Комната была уставлена - мебелью, столом, двумя садовыми скамейками на железных ногах и рыжей фисгармонией.
27. В каком предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Прекрасный человек Иван Петрович!
2) Пятьсот тысяч несомненно заманчивая цифра.
3) Его измеренная длина три километра.
4) Твои глаза что маяки в ночи.
28. В каком предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Здоровый цвет лица есть признак довольства.
2) Горы как пышные складки на богатой одежде земли.
3) Музыка универсальный язык человечества.
4) Молчание конечно знак согласия.
29. В каком предложении не ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Знаки препинания не расставлены.)
1) Настоящее исследовательское путешествие отрыв от близких и добровольное посвящение в одиночество.
2) Стремление сохранить в нашей памяти безвозвратно исчезающее одно из сильнейших человеческих побуждений.
3) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
4) Сложная задача командовать сидящими с тобой за одной партой.
30. В каком предложении не ставится запятая перед союзом И?
1) На улице стало пусто и только мужик Ульев по-прежнему сидел на траве.
2) Жизнь ее состояла из добросовестной учебы и невинных для здоровья развлечений: кино, театры, музеи.
3) Две автомобильные фары бросали розовый отблеск и от этой розовости машина казалась вся алой.
4) Шумел конторский коридор и только за дверью с табличкой «Партком» стояла начальственная тишина.
Ответы


1-1

11-4

21-1

2-3

12-3

22-1

3-3

13-2

23-2

4-2

14-1

24-4

5-2

15-2

25-1

6-1

16-1

26-1

7-2

17-1

27-3

8-3

18-2

28-3

9-2

19-4

29-3

10-2

20-2

30-2

Период (греч. periodos - обход, круговращение, определённый круг времени) - развёрнутое синтаксическое построение, в к-ром составляющие элементы содержательной, синтаксической и рит-мико-интонационной структур находятся в гармоническом соответствии между собой. П. характеризуется единством темы, освещенной достаточно полно, разносторонне и законченно. Это цельное описание, цельное повествование (II. повествовательный), цельное логическое рассуждение (П. ораторский). П. не имеет элементов из предшествующего контекста (см.), внутренних анафорических связей. Это небольшой связный текст, умещающийся в одном предложении. П. может быть простым, с повторяющимися однотипными группами однородных членов, сложносочинённым, в к-ром простые предложения воспроизводят одну и ту же предикативную (обычно глагольную) конструкцию; но чаще всего П.- это сложноподчинённое предложение, в к-ром главному предложению подчинены параллельно несколько придаточных одного вида - условных, причинных, временных, уступительных и т. и. Гармоническое соответствие между содержательным и синтаксическим уровнями П. состоит в том, что разные составные части, из к-рых слагается содержание П., воплощаются в разных синтаксических составляющих, а сходным элементам изложения соответствуют однотипные синтаксические конструкции. Напр., П., представляющий логическое рассуждение, на содержательном уровне членится на две части: основное положение (посылка) с рядом аргументов или дополнений и вывод. На синтаксическом уровне это членение может быть воспроизведено разными способами: первая часть - ряд однотипных придаточных; главная, заключающая часть - вывод; первая часть - предложение с однородными членами, сопровождаемыми однородными придаточными, вторая часть - бессоюзно присоединённое простое предложение, выражающее обобщающую оценку, и т. д. Модели синтаксического строения II и их конкретные воплощения исключительно многообразны. Каждая модель характеризуется не только соответствием синтаксического и содержательного уровней, но и соразмерностью, уравновешенностью частей: если в П. есть цепь придаточных, они начинаются обычно с одинакового союза, имеют близкие размеры, сходное синтаксическое строение и т. д. Эти черты придают П. музыкальность и ритмичность. Интонационный контур П. характеризуется постепенно нарастающим повышением с кульминацией в конце первой части, следующей далее паузой и глубоким понижением в конце. Интонационная структура П. соответствует его содержательному и синтаксическому членению, подчёркивая средствами просодии его стройность, внутреннюю напряжённость и завершённость. П. распространён в литературно обработанной речи: в художественной прозе, поэзии,
публицистике, в ораторской речи. Формирование 333 П. как особой формы синтаксического художественного построения на рус. основе происходило в прозе Н. М. Карамзина. В «Истории государства Российского» (1816-24) П как в наиболее сложных, так и в простых реализациях сохраняет верность не только главным, структурообразующим чертам (единство темы, внутренняя логичность, завершённость), но и вторичным характерным признакам: П. у Карамзина округлён, соразмерен, в какой-то степени монотонен и одновременно величав; напр., П., построенный Карамзиным на деепричастных оборотах: «Достигнув цели, возникнув из ничтожности рабской до высоты самодержца, усилиями неутомимыми, хитростию неусыпною, коварством, происками, злодейством, наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего алкала душа его,- величием, купленным столь дорогою ценою?*. П. использовали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, СТ. Аксаков, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Горький, К. А. Федин, А.Т.Твардовский. II. эволюционирует вместе с художественным методом лит-ры; это особенно заметно в художественной прозе, где отказ от нек-рых его вторичных, «внешних» признаков сопровождается, при верности главному, появлением новых признаков - разг. интонацией, «ломаной линией», передающей нервный ритм и богатое психологическое звучание художественного текста; напр., П. из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «А всё-таки как ни будем мы злы, чего не дай бог, но как вспомним про то, как мы хоронили Илюшу, как мы любили его в последние дни и как вот сейчас говорили так дружно и так вместе у этого камня, то самый жестокий из нас человек и самый насмешливый, если мы такими сделаемся, все-таки не посмеет внутри себя посмеяться над тем, как он был добр и хорош в эту теперешнюю минуту!*.

  • III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  • А) Расходы, произведенные в настоящее время и подлежащие списанию в последующие периоды;
  • Адаптивные биологические ритмы. Циркадный и цирканный ритмы. Фотопериодизм.
  • Период в классическом понимании - это краткая одночастная форма, объединяющая в архитектоническое целое на основе симметрии (диссимметрии) несколько самостоятельных ритмо-синтаксических построений, находящихся в смысловой связи. Период носит выраженный экспозиционный характер, обнаруживает способность выступить в значении самостоятельной формы произведения. Важнейшее свойство периода – его полная или относительная завершённость. Для музыки тональной это означает окончание на тонике каденцией, совершенной либо несовершенной, а также очевидную согласованность конечной и срединной каденций. Со стороны структуры это выражается в стремлении к определённой нормативности, архитектонической упорядоченности. Период может быть однотональным и замкнутым (если оканчивается в основной тональности) либо модулирующим (если оканчивается в новой тональности).

    Наиболее распространённой формой изложения темы в произведении является период повторного строения , или период основного вида , в котором предложения тематически подобны, а окончания разнятся (по типу вопроса и ответа). Однако второе предложение может и не повторять первое, а продолжать его. В этом случае образуется период неповторного строения .

    В классицистских формах встречаются структуры типа периода, занимающие срединное или заключительное положение. Такие построения отличаются от экспозиционных периодов тем, что они чаще всего разомкнуты в продолжение (но бывают и замкнутые), синтаксис в них формируется более свободно. Поэтому в современной теории наряду с периодом используется понятие периодической структуры . Периодическая структура подчиняется метрическим принципам формообразования периода, но не несёт в себе акцента на экспозиционность. В отдельных случаях целые разделы (например, сонатные экспозиции) строятся на чередовании структур, стоящих ближе именно к периоду, чем к свободной периодической структуре. Подобная композиция всегда содержит следование разных типов периода, и это одно из важнейших технических условий формообразования. Так, экспозиция второй части Седьмой сонаты Бетховена (Largo e mesto) включает четыре периода, следующих друг за другом и соответствующих главной, связующей, побочной и заключительной партиям. Их границы такие: такты 1-9, 9-17, 17-26, 26-29. Во всех случаях действует принцип вторгающихся каденций, то есть все периоды сцеплены друг с другом. Каждый из периодов имеет свои особенности. В этой форме периодические структуры появляются лишь после экспозиции. Весь раздел, соответствующий разработке (такты 30-43), вмещается в периодическую структуру следующего строения: 5 (1 вст. + 4) + 2 (1 + 1) + 2 (1 + 10 + 5 (развитие). Симметрия очевидна, но форма соответствует понятию именно периодической структуры. В пользу этого говорят не свойственные собственно периоду уровень контраста, в том числе фактурного, модуляционная направленность формы из фа мажора в ре минор через зону активной неустойчивости, отклонения в соль минор и ля минор, структурная дробность (начиная с шестого такта). Второй раз в этой форме периодическая структура возникает уже в коде, так как реприза вновь опирается на период. Но природа построения (такты 65-75) здесь иная: 7 т. + 4 т. Асимметричные части соответствуют предложениям и прочно объединены, хотя и контрастны по материалу. Асимметрии целой структуры противостоит строжайшая симметрия мотивного секвенцирования.



    В качестве примера может быть представлено построение из первой части фортепианной сонаты Es-dur Й. Гайдна, расположенное сразу за экспозиционным периодом главной партии.



    Пример 16:

    В тактах 1-12 представлена главная тема. Затем появляется новый материал, в изложении которого ощущаются черты неустойчивости. Масштабно построение равняется первому периоду, однако в нём, помимо гармонических изменений, присутствует дробность структуры. Это периодическая структура, срединное положение которой обусловило и срединный тип изложения.

    К числу синтаксических элементов, составляющих период, относятся мотивы , фразы , предложения . Мотивы объединяются во фразы, фразы – в предложения, предложения – в период.

    Мотив – это группировка звуков вокруг акцентного тона (икта), имеющая свой ритмический и звуковысотный рисунок, конкретную гармоническую природу и являющаяся мельчайшей смысловой единицей музыкальной речи. В структуре мотива три компонента: икт – акцент, пред-икт – предварение акцента (арзис ), пост-икт – погашение энергии акцента (также арзис ). Иногда пред- и пост-икт отсутствуют.

    Существуют различные разновидности мотивов. Мотив È- принято называть ямбическим, -È - хореическим, È-È - амфибрахическим, ÈÈ- - анапестом, -ÈÈ - дактилем.

    В музыке существуют мотивы, совпадающие с понятием ямба, хорея, амфибрахия, а также анапеста и дактиля, которые являются производными от ямба и хорея. Это позволяет проводить параллели между поэтической стопой и музыкальным мотивом.

    При обращении к сонорике мотивная структура эмансипируется, мотив воспринимается как звукосмысловой «квант». В результате рождаются «квантовые формы», в которых используется техника комбинирования сонорными мотивами. Действие формулы i-m-t выражается в динамической пульсации звука или звукокомплекса кластерного типа. При этом путь к икту может быть организован не только с помощью динамики, но и через пространственное наполнение объёма сонора , то есть через звукоколичественный рост. Возможные схемы представлены ниже.

    Пример 17:

    Фраза – это законченная музыкальная мысль. Именно фраза является носительницей симметрии в классической теории. Стремление к метроритмической симметрии порождает стремление к квадратности. Вместе с тем квадратность нередко преодолевается путём расширения одного из предложений (чаще – второго), нередко она обогащается за счёт использования приёмов суммирования и дробления . Их выражение возможно на уровне структуры фразы (см. начало «Aveu» из «Карнавала» Р. Шумана, где структура выражается через следующее отношение: 0,5 т. + 0,5 т. + 1 т.), но чаще суммирование (сопоставление двух или нескольких построений со следующим за ним большим построением, часто равным их сумме) и дробление (сопоставление построения со следующими за ним более короткими построениями, часто равными ему в сумме) даются на уровне предложения, то есть в системе соотношения фраз. Примером суммирования может служить начальное изложение темы во второй части «Большой сонаты» Й. Гайдна Es-dur.

    Пример 18:

    Предложения в этом простом периоде повторного строения имеют одинаковую синтаксическую структуру: 1+1+2.

    Период становится своеобразной строительной основой для форм, порождённых эпохой гомофонии и вошедших в классический фонд музыкальных форм. Период обычно выступает средством оформления тематизма в крупной композиции. Именно на базе периода путём сложения структур типа периода образуются так называемые малые формы с контрастом (простые двух- и трёхчастные формы, а также сложные двух- и трёхчастные).

    Условно нормативным считается квадратный период, он состоит из предложений по 4, 8 (16) тактов. В музыкальной практике встречается огромное многообразие видов периода и периодических структур. Среди них можно выделить следующие основные типы:

    Простой период – из 2 предложений, квадратный, симметричный;

    из 2 предложений, диссимметричный на основе квадратности;

    из 2 предложений, неквадратный, симметричный;

    из 2 предложений, неквадратный, с расширением второго предложения;

    из 3 (4) предложений, с симметрично-квадратным отношением частей;

    из 3 (4) предложений, с диссимметричным сдвигом структуры.

    Кроме того, период может быть с дополнением , а также со вступлением и заключением . По типу материала в предложениях период может быть классифицирован как период повторного строения с точным повтором, либо повторного строения с варьированным повтором и производным контрастом. Если же начала предложений разнятся, то перед нами может быть период неповторного строения с однородным материалом, либо неповторного строения с контрастным материалом. Начиная с музыки романтиков, в литературе встречается период со свободным развитием второго предложения (типа развёртывания).

    Помимо простого периода, можно встретить и сложный период, который состоит не из обычных предложений, а из более свободно складывающихся частей - двух или трёх.

    В связи с отношением периода к форме произведения его классифицируют как

    · самостоятельную форму,

    · период экспозиционного положения,

    · период срединного положения,

    · период заключительного положения.

    В форме периода часто излагаются темы произведений, то есть период в этом случае входит как обособленная часть в более крупное целое. Существуют короткие произведения в форме периода. Особенно характерно использование периода в жанре прелюдии. В вокальной музыке период употребляется в куплетной (строфической) песне.

    Задания:

    1. Найдите по одному примеру на периоды повторного и неповторного строения, периоды симметричные и диссимметричные, периоды квадратные и неквадратные, период сложного строения.

    2. Определите виды и особенности начального периода в менуэтах и медленных частях клавирных сонат Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена по выбору.

    период (periodos - круг; переносно - замыкающаяся речь). Особая организация заключается в следующем: придаточные и главные части предложения в нем группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре.

    Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание голоса вначале, затем пауза и понижение голоса. В соответствии с этим период делится на две основные части, которые называются повышением и понижением . В больших по объему периодах повышение и понижение может в свою очередь подразделяться на части посредством пауз меньшей длительности, это члены периода. Части периода построены по принципу параллелизма: в них обычно повторяются и порядок слов, и видо-временные формы глаголов.

    В периоде обычно главной части (или главным) предшествует перечисление однородных придаточных. Например: Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, лишь только мир, волшебным словом завороженный, замолчит, лишь только ветер над скалою увядшей шевельнет травою, и птичка, спрятанная в ней, порхнет во мраке веселей, и под лозою виноградной, росу небес глотая жадно, цветок распустится ночной, лишь только месяц золотой из-за горы тихонько встанет и на тебя украдкой взглянет, - к тебе я стану прилетать, гостить я буду до денницы и на шелковые ресницы сны золотые навевать (Л.).

    Однако придаточные (или придаточная) могут и закрывать период, т.е. помещаться во второй части. Например: До чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают; когда почка на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета; когда полезут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные и желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет, когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал (Акс.).

    Части периода (как перечисляющиеся придаточные, так и главные) могут быть осложнены внутренним подчинением (см. предыдущий пример).

    Смысловые отношения между частями периода (повышением и понижением) те же, что и между частями сложноподчиненного предложения (временны е, причинно-следственные, условные и т.д.).

    Сложные предложения сопоставительные также могут строиться по принципу периода: Чем чаще празднует лицей свою святую годовщину, - тем робче старый круг друзей в семью стесняется едину, тем реже он; тем праздник наш в своем веселии мрачнее, тем глуше звон заздравных чаш и песни наши тем грустнее (П.).

    Построение сложного предложения в виде периода - явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью и потому свойствен обычно речи приподнятой, независимо оттого, прозаическая она или поэтическая.

    Например: Кто бродил ночью по руднику и видел, как, преображенные лунным светом, хорошеют трогательные беленькие шахтерские хаты; кто видел степь под луной - серебристую и оживленную, с шумными приливами и отливами сизых ковыльных волн; кто жадно вдыхал горячие, многоструйные запахи ночи, слушал далекие звуки гармоники - а без нее не бывает летних вечеров на шахте, - словом, кто любил, и страдал, и надеялся, и не ведал покоя, тот знает, как греет лунный свет! (Горб.). Или:

    Когда идешь по снежным гребням ты,

    Когда по грудь ты входишь

    в облака, -

    Умей глядеть на землю с высоты!

    Не смей глядеть на землю свысока!


    Общие черты периода. Мелодико-тематические соотношения

    В большинстве периодов более или менее отчетливо выражен экспозиционный тип изложения, поскольку в них постоянно содержится первоначальное или повторное изложение темы. В связи с этим для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно может выразиться в почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний:

    в частичном повторении материала из первого предложения во втором предложении:

    в повторении, измененном посредством орнаментации или переноса на другую высоту, с другой гармонией и т. д. (см. примеры 33, 56а).
    Наконец, при отсутствии повторений обычно выдержи-ьается характер мелодико-ритмического и фактурного рисунка без образования значительных контрастов (см. примеры 48, 56е). Более подробные сведения по этому вопросу - ниже (см. § 26).
    Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковые мелодические вершины и общей главной кульминации в периоде нет (см. пример 16). Но чаще повторяется меньшая часть, благодаря чему возможно образование главной кульминации периода во втором предложении. Типичное местоположение кульминации - ближе к концу периода, приблизительно около начала его последней четверти или трети (см. пример 47). Кульминация во втором предложении содействует большему единству мелодического развития во всем периоде, создавая рост напряжения.
    Встречаются периоды, начинающиеся со своей главной* кульминации (см. пример 10). В некоторых периодах кульминация достигается в заключении; общая уравновешенность от этого может оказаться невысокой, что бывает использовано в художественных целях для развития формы, в которую входит данный период (см. пример 106).

    Модулирующий период

    Период, законченный не в той тональности, в которой начат, называется модулирующим. В громадном большинстве случаев период начинается в главной тональности и оканчивается в подчиненной. Модулирующий период, в известном смысле, динамичнее однотонального, так как тонально разомкнут.
    Модулирование чаще всего происходит во втором предложении и даже к его концу. Поэтому экспозиционное единство главной тональности преобладает.
    Наиболее характерно модулирование в доминантовом направлении (тональности V и III ступеней), настолько привычное, что не нарушает представления об экспозиционности.
    В общем же возможности в выборе тональности для окончания модулирующего периода несколько шире и могут быть представлены таблицей (в порядке типичности конечной тональности) :

    Очень редко период оканчивается в субдоминантовой тональности (см. Бетховен. Скерцо - In tempo d"Allegro - из шестой симфонии; Шуберт. Трио скерцо из сонаты для ф-п. B-dur).
    Большинство этих возможностей появилось в XIX веке как нововведение на основе мажоро-минорной системы. Встречаются и иные, более отдаленные соотношения тоник (см Шуберт. «У ручья», ор. 89 №7, 1-й период e-dis; Чайковский. Опера «Евгений Онегин», хор «Девицы, красавицы», 1-й период А-Н). Но все же прежде найденные близкие отношения до сего времени остались преобладающими, а более далекие сохраняются для продолжения формы, следующего за первым периодом (экономия средств).
    Иногда моделирование начинается уже в первом предложении и занимает большую часть периода. Благодаря этому гармоническое строение может приобрести, в той или иной мере, срединный характер. Экспозиционность все же сказывается, хотя и в иных отношениях (единство тематики, структура, полная каденция в конце, повторение всего периода и, наконец, начальное положение в форме; см. пример 17).

    Мотив. Субмотив

    Фраза, в свою очередь, может быть неделимой или подразделяться на однотактовые построения, называемые мотивами. Мотивом называется ритмическая группа звуков, объединенных одним главным акцентом, представляющая собой наименьшую смысловую единицу.
    Такая группа, несмотря на краткость, часто обладает определенностью характера (см. примеры 46, 70), ритмической обособленностью и потому, действительно, является вполне осмысленной отдельной частицей целого. Благодаря этому, мотив, повторяясь и видоизменяясь, может служить тематическим зерном, из которого вырастает законченная музыкальная тема и даже целое произведение.

    Имея один главный акцент, мотив большей частью приблизительно равен одному такту, обладающему тем же признаком. Сказанное ранее всецело относится и к мотиву: начало и конец мотива сплошь и рядом не совпадают с тактовой чертой (подробнее - ниже), оканчивается он непременно аккордовым звуком, но не на задержании, проходящем звуке и т. п.
    Сильное время мотива (называемое также «иктом») может быть выражено только одним звуком. В приведенных ниже схемах оно обозначено тактовой чертой и тире (I -).
    Слабая доляможет быть выражена как одним, так и несколькими звуками. Независимо от числа звуков, слабая доля отмечена в схемах знаком U. Слабое время может предшествовать сильному как затакт (называемый также «предыктом»), а также следовать за сильным временем, как слабое окончание.
    Основные типы мотива - следующие.
    а) амфибрахический мотив, наиболее полная разновидность; встречается очень часто:

    б) ямбический мотив; также широко употребителен:

    в) хореический мотив; несколько менее распространен:

    г) неполный мотив из одного сильного звука; самостоятельное значение имеет редко, а чаще служит началом фразы или предложения и, в сущности, неотделим от последующего движения:

    Звук мелодии, занимающий целый такт, преимущественно сливается с продолжением в двутакт или четырехтакт (в неделимую фразу или предложение):

    но, при нарочитом выделении, может представляться и обособленным однозвучным мотивом:

    Мотив или фраза иногда подразделяются на более мелкие мелодико-ритмические группы длиной в часть такта, называемые субмотивами (см. примеры 26,33, 47, т. 3).
    О гармонии мотива, в общих чертах, можно сказать следующее: от затакта к сильной доле гармония большей частью сменяется и оттеняет различное их значение: затакта, как размаха, приготовления к действию, и сильной доли, как самого действия. Слабое окончание довольно обычно на продолжении гармонии, вступившей на сильной доле (род движения по инерции), но может сопровождаться и сменой гармонии. Окончание мотива возможно на любом аккорде с любым басом.

    Большие и сложные периоды

    В предыдущей главе рассматривались глазным образом периоды умеренной длины (не более 16 тактов), с равными предложениями. Наряду с ними встречаются периоды, также состоящие из равных предложений, но большей длины. Например, возможны периоды протяжением в 32 такта (Шопен. Полонез As-dur), в 40 тактов (Шуберт. Соната, ор 53, Скерцо) и т. п. В коротких периодах, как известно, встречается тематический контраст элементов, но он сравнительно редко бывает очень сильным. Для образования больших периодов умеренный контраст может оказаться недостаточным и поэтому иногда вводятся тематические образования, которые значительно отличаются от начала предложений (см. оба названных примера).
    Кроме того, существуют и такие периоды, каждое предложение которых пригодно для существования в качестве самостоятельного периода и называемые поэтому сложными. Они, обыкновенно, похожи на простой период сходством начал обоих предложений:

    Как видно из примера, одно из предложений может оканчиваться модуляцией.
    К сложным также относятся крупные периоды, в которых каждое предложение делится на тематически сходные построения, благодаря чему образуются подряд четыре части, сходные по началам. Это самый типичный случай:

    Дополнение

    К любому построению, в том числе к периоду, может быть-присоединено дополнительное построение. Такое построение приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция, называется каденционным дополнением. Его главный смысл - подтверждение основной каденции. Не входя в состав основного построения и примыкая к нему извне, каденционное дополнение образует внешнее расширение:

    Каденционных дополнений может быть несколько подряд. В таких случаях они нередко укорачиваются (дробление):

    Дополнение может быть основано на материале главного построения (см. пример 81), а также на новом материале. Иногда в дополнении проводится краткая тематическая реприза (см. Скрябин. Прелюдия, ор. 11 № 5).

    Сокращение

    Иногда второе из двух сходных построений, в частности предложений в периоде, короче первого. Повторное проведение какого-нибудь материала с уменьшением его длины будет называться сокращением.

    Наложение. Вторгающаяся каденция
    Иногда образуется совпадение заключительного такта одного построения с начальным тактом следующего, что называется наложением:

    Наложение чаще всего сопровождается каденцией, которая завершается в первом такте следующего построения и называется поэтому вторгающейся. На почве наложения может произойти сокращение.

    Реприза в периоде

    Реприза может образоваться в дополнении. Ее проведение возможно и в конце самого периода:

    что придает периоду своеобразную закругленность, вносимую репризой вообще.

    Период - самостоятельная форма

    В форме периода очень часто излагаются темы произведений, и, тем самым, период входит как обособленная часть в более крупное целое. В то же время, существуют и многочисленные короткие произведения, представляющие собой один период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой.
    В области инструментальной музыки, в форме одного периода сочиняются почти исключительно прелюдии, то есть небольшие, вполне самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение (один образ). Этот тип прелюдии впервые культивировался Шопеном, до которого прелюдии писались в иных формах (Бах).
    Самостоятельный инструментальный период сравнительно редко имеет чисто периодическое строение; это наблюдается, скорее, при песенно-танцевальном характере тематики (Шопен. Прелюдия A-dur). Вообще более типичны структурные контрасты. Наиболее распространен тип периода из двух предложений, с расширением во втором из них, что часто связано с подъемом к кульминации (Шопен. Прелюдия C-dur), образующейся в нем. Встречаются периоды из трех предложений (Шопен. Прелюдия E-dur) и сложный "период (Шопен. Прелюдия cis-moll).

    В вокальной музыке период, как самостоятельная форма, употребителен почти исключительно в куплетной (строфической) песне. Так называется песня, в которой музыка повторяется неизменно или слегка варьируется, а текст при каждом ее повторении - новый. Музыке, по возможности, придается характер обобщающий, пригодный для всех куплетов текста.
    В периодах, особенно коротких, второе предложение иногда повторяется как бы вместо припева:

    Вступление и кода
    В инструментальных, а чаще в вокальных самостоятельных периодах встречаются вступления разных типов и заключения, большей частью короткие (см. вступление к прелюдии b-moll Шопена, заключение к его же прелюдии C-dur, вступление и заключение к романсу «Скрой меня, бурная ночь» Даргомыжского). Вступления иногда бывают перед каждым предложением периода (Шопен. Прелюдия a-moll) Заключение всего произведения (но не его части), как известно, называется кодой. В мелких произведениях начало коды обычно не обозначается в нотном тексте и распознается по типичным признакам заключительного изложения.
    В коде возможна тематическая реприза. Иногда кода очень разрастается (см. Чайковский. «Осень», ор. 54 № 14).

    Период простейшего строения, составные части периода

    Периодом называется относительно законченная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.
    Основные крупные части периода, которых чаще всего две, называются предложениями.