Утеплители Изоляция Блоки

Взаимодействие домов культуры с библиотеками. Школа – библиотека: активные формы взаимодействия. Социальное партнерство в культурно-досуговой деятельности для пожилых людей

Добрая книга — как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником.
Виктор Астафьев

Если еще десять лет назад дошкольник обязательно читал с родителями книжку на ночь, то теперь на смену книгам пришли компьютерные игры, телевизор и другие «блага» XXI века. Родители все чаще задаются вопросом, почему их дети не читают, забывая в первую очередь о том, что любовь к книге начинается с примера. Прививать любовь к слову печатному необходимо в самом раннем возрасте. Именно поэтому программа дошкольного образования включает в себя сотрудничество библиотеки и детского сада.

ГБУК г.Москвы «ЦБС №3 ЮАО» (Государственное бюджетное учреждение культуры г.Москвы Централизованная библиотечная система № 3 Южного административного округа Детская библиотека № 125) активно сотрудничает с детским садом № 1234, вошедшим в состав образовательного комплекса № 1257. Цель сотрудничества — пропаганда детской литературы, воспитание уважительного отношения к книгам.

В начале учебного года руководство библиотеки составляет план работы с дошкольниками из детского сада. На основе выработанной программы между учреждениями заключается договор, в котором прописано творческое сотрудничество библиотеки и детского сада на ближайший год.

Дружба библиотеки и дошкольного учреждения продолжается вот уже шесть лет. За это время в царстве книжек побывали сотни ребят. В нынешнем, 2013-2014 учебном году, в программе предусмотрены занятия четыре раза в неделю для двух старших и двух подготовительных групп.

Сотрудничество библиотеки и детского сада в виде занятий

Сотрудничество библиотеки и детского сада построено по тематическим неделям и включает разнообразные формы работы.

На занятиях происходит смены игровой деятельности, длительность занятия — около часа.

Во время пребывания в библиотеке, дети:

  • Выразительно читают. Точнее читают сотрудники библиотеки, а ребята выступают в роли слушателей.
  • Смотрят театрализованное представление: это может быть и чтение произведения по ролям, и кукольный театр.
  • Играют в подвижные игры вроде ручейка. Особой популярностью пользуются хороводные игры.
  • Участвуют в физкультминутке.
  • Изготавливают поделки в творческой мастерской.
  • Отгадывают загадки и выигрывают викторины и конкурсы.
  • Смотрят видеопрезентации, в которых в доступной для детей форме рассказывается про биографию и творчество детских писателей.
  • Смотрят советские мультфильмы.

Вообще занятия в библиотеке проходят всегда очень весело, задорно и познавательно.

Осеннее настроение. Слушаем музыку Вивальди

Коллективная работа «Хочу стать космонавтом»

Пример тематического занятия, посвященного животным.

В качестве животных были выбраны собака, кошка и обезьяна. В ходе занятия дети отгадывали загадки, читали стихотворения, рассматривали иллюстрации и, конечно, играли.

Например, в холле библиотеки предварительно спрятали пять плюшевых собак. Дети должны были их найти, что и сделали с превеликим удовольствием и шумом.

На занятии разрешили поозорничать, правда, в дозированных количествах — изображая обезьянку, которая стала одним из главных персонажей этого дня. Детям предложили совершить мысленное путешествие в Африку и набрать корзину кокосов. В качестве кокоса были взяты мячи, а дети старались ими попасть в корзины.

Проведение совместных праздников

Сотрудничество библиотеки и детского сада проходит также в форме организации совместных праздников. Праздничные дни могут быть приурочены к юбилею детского писателя, изданию книги, а также к любым другим «красным дням календаря», которые также популярны в детском саду: это могут быть и праздники, учрежденные на государственном уровне (Новый год, 23 февраля и прочие), и тематические дни (День животных, День птиц).

Совсем недавно в библиотеке отмечали День учителя. 1 октября детям устроили путешествие в импровизированную школу и даже пригласили принять участие в уроках. На уроке музыки дошкольники бойко пели в караоке, на уроке рисования изображали из себя первобытных людей и рисовали с завязанными глазами у мольберта.

На празднике, приуроченном к 23 февраля, дети соревновались в умении сложить самолетик из газеты, в меткости — кто дальше запустит самолетик, учились галантно приглашать дам на танец.

Формы работы с книгой

Книга — помощник: она учит, объясняет, рассказывает, побуждает к новым вопросам. Для того, чтобы дети не просто «прочитали книгу и закрыли», а глубже понимали произведение, проникали в самую суть, формировали свое мнение о прочитанном, в библиотеке реализуются интересные проекты. Один из них называется «Рисуем книжку». Детям читают коротенькие рассказы, например, М. Пришвина: «Золотой луг», «Ребята и утята» и другие. Произведение проговаривают, обсуждают, смотрят иллюстрации к нему. В конце детям предлагают самим почувствовать себя в качестве художника и нарисовать то, чему было посвящен рассказ. Все рисунки ребят подшивают в одну папку, добавляя напечатанный текст рассказа. Получается уникальное произведение — настоящая иллюстрированная книга, сделанная руками детей.

Другой пример работы с книгой очень полезен для ребенка и направлен на развитие логического мышления. Педагоги вместе с детьми вспоминают известное произведение, например, «Буратино». Проводится обсуждение, детям выразительно читают одну из главных сценок, а затем юные слушатели должны расположить в верном порядке картинки из книги, предварительно распечатанные на принтере.

В качестве итогового занятия по ряду прочтенных произведений можно устроить своего рода «экзамен». Поможет в этом сундучок Матушки Гусыни. В сундучок кладутся изображения, ассоциирующиеся с несколькими рассказами/сказками/стихотворениями. Дети, доставая картинки из сундучка, должны понять, из какого произведения заимствованы та или иная сценка или персонаж.

Послесловие

От себя хочется добавить, что знакомство ребенка с библиотекой желательно продолжать и самостоятельно. Приходите сюда с детьми просто так, чтобы ребенок имел возможность выбрать ту книжку, которая ЕМУ понравится, с теми иллюстрациями, которые ЕМУ приятны.

В библиотеке работают бесплатные кружки, ориентированные на детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Ребята ставят сценки, читают произведения, мастерят поделки. Клуб «Павловские четверги» знакомит детей и взрослых с нашей любимой столицей через лекции, квесты, кинопоказы старых фильмов.

На праздниках, организованных сотрудниками библиотекой, всегда рады каждому ребенку. При этом дети принимают активное участие в праздничных мероприятиях: рассказывают стихи, поют песни, получают подарки — книги.

Очень важно, чтобы люди, которые учат детей любить книги, любили бы их сами. Здесь уважение к книгам чувствуется во всем: в аккуратно расставленных экземплярах, в доброжелательных сотрудниках, которые всегда подскажут произведения, подходящие по возрасту ребенку.

Благодарим за предоставленный материал заведующую библиотеки Екатерину Дмитриевну Герасименко.

«Возьмёмся за руки друзья,

чтоб не пропасть поодиночке»

Б.Окуджава

Перспективная модель взаимодействия библиотек и учебных заведений

Новая образовательная стратегия и объективные предпосылки развития информационного общества предполагают осознание роли школьной библиотеки как важного компонента высокого уровня образования. На поддержку школьных библиотек, создание информационно-библиотечной среды для спешной деятельности учащихся и педагогов ориентирована деятельность методиста по библиотечным фондам.

Быть методистом по библиотечным фондам в современном информационном пространстве, по моему мнению, это значит, сочетать функции методиста, менеджера, педагога, библиотекаря, информационного работника, специалиста по медиаобразованию .

Только так можно обеспечить основные направления в работе. Сегодня школьные библиотеки нашего района играют роль информационных, методических и культурных центров.

Библиотека - это, прежде всего, мир общения с книгой. Как правило, подростки пользуются услугами нескольких библиотек - детской и школьной. Основной функцией школьной библиотеки остается удовлетворение запросов, прежде всего связанных с учебным процессом. Сегодня важность проблем детского чтения, приобщение к книге возрастает. Сохранение детских библиотек, а также других библиотек, работающих с детьми, является залогом сохранения лучших традиций детского чтения.

Детская библиотека, в отличие от школьной не обеспечивает, а расширяет и обогащает учебный процесс, а одной из главных задач библиотеки должно быть стимулирование «делового», свободного чтения учащихся, актуальность которого возрастает день ото дня.

Библиотека в школе - это совершенно удивительный мир в учебной жизни школьника, мир открытий, творчества без страха ошибиться!

Школьная библиотека - это скорее остров тишины и спокойствия в бурном море учебной жизни. Секрет притягательной силы школьной библиотеки состоит в том, что она создаёт атмосферу сердечного доверия, искреннего дружелюбия и разнообразного творчества. Школьная библиотека, как любая детская библиотека, не выживет, оставаясь лишь пунктом выдачи книг. Она призвана стать, прежде всего, эстетическим центром, где получают значимое развитие, читательский вкус, творческое «я» ребёнка.

Оперативное и качественное обеспечение информацией учащихся, педагогов, воспитателей и ряда других категорий читателей - вот самая важная и главная задача любой библиотеки. Хорошо известные слова Б.Окуджавы - «возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке», актуальны и сегодня.

Несмотря на то, что каждая детская библиотека имеет своё приоритетное направление работы, все они стремятся оказывать читателям помощь в изучении и школьных программ, и библиотечно-библиографических знаний. При этом детские библиотеки не пытаются подменить собой функции школьной библиотеки, обеспечивая учебной литературой школьников, а ищут свои пути сотрудничества с читателями, учителями, школьными библиотекарями, расширяя и углубляя чтение учащихся в рамках тем школьной программы.

Растёт и крепнет сотрудничество школьных библиотекарей, педагогов с библиотеками Централизованной библиотечной системой Городецкого района.

Сегодня, как и раньше, Городецкая ЦБС стремится к возрождению культурно - исторических, нравственных традиций в районе.

Перспективная модель взаимодействия библиотек и учебных заведений, по моему мнению, должна включать следующие элементы:

  • Предпосылки взаимодействия: единство территории, внешней среды, целевой аудитории;
  • Уровни взаимодействия: муниципальные библиотеки - школьные библиотеки, муниципальные библиотеки - организаторы образовательного процесса, школьные библиотекари - организаторы образовательного процесса;
  • Формы взаимодействия: целевые программы, координация, кооперация;
  • Направления взаимодействия: комплектование и использование фонда, информационная работа, организация мероприятий, издание методических и библиографических пособий, организация презентаций, повышение квалификации работников и др.

Современная ситуация развития общества, появление новых информационных и образовательных структур актуализирует


проблему создания единого информационно-образовательного пространства как объективно необходимого условия обучения и социализации личности. Безусловно, среди важнейших направлений нужно выделить информационное содействие учащимся в ходе учебно-воспитательного процесса и в непрерывном образовании; удовлетворение информационных запросов учителей, связанных с их профессиональными потребностями; удовлетворение потребностей читателей в библиографической информации.

Задача современной библиотеки состоит в том, чтобы в бурном процессе развлекательных мероприятий не потерять традиционную культурно - просветительскую деятельность библиотек, не утратить связь с книгой. Основная цель детской библиотеки - поддержать ребёнка в его духовной реализации. Читатель - ребёнок и личностно-ориентированный подход к его информационным запросам становятся и сегодня главными ориентирами в работе библиотек с детьми.

Безусловно, для школьного библиотекаря необходима профессиональная среда общения и непрерывного образования в целях содействия развитию библиотечного обслуживания. С этой целью в районе создан методический совет школьных библиотекарей района, который активно сотрудничает с центральной детской библиотекой Городецкой централизованной библиотечной системы. Ряд заседаний совета проходят в стенах детской библиотеки, а специалисты ЦДБ оказывают информационную и методическую помощь библиотекарям.

В результате совместной деятельности библиотеки и школы, постоянно складывается система, обеспечивающая полную информационную поддержку учителю. Так в ЦДБ ЦБС Городецкого района создан методический уголок для педагогов, руководителей детского чтения, где представлены методические материалы НГОДБ, альбомы, папки со сценариями, разработками мероприятий, выставки книг

и периодических изданий для учителей, картотека «Из опыта работы». Все эти материалы активно используются при подготовке и проведении обзоров, конференций, педсоветов, семинаров с работниками районного управления образования, воспитателями, учителями, сотрудниками библиотек. Тематика разнообразна: организация нравственного и духовного воспитания подростков в детской библиотеке; воспитание любви и интереса к книге начинается в семье; деловая книга в чтении школьника; библиотека и школа: пути сотрудничества; в помощь преподаванию школьных предметов.

Творческое сотрудничество с учителями лежит в основе работы и детских библиотек. Это, прежде всего книжные выставки, выставки просмотры новых поступлений, которые входят составной частью в разные мероприятия: «В помощь педагогу», «Книга и школа». Многие библиотеки направляют тематические списки новых поступлений в школы: «Мир глазами художника» - для преподавателей Мировой художественной культуры, «В помощь преподавателю литературы» и д. р. «В практику работы некоторых детских библиотек стали входить и комплексные мероприятия по информационному обслуживанию: часы информации для учителей. Учащиеся из года в год обучаются секретам библиотечной науки, идут от простого к сложному, постепенно, по мере усвоения материала. Занятия с первоклассниками строятся в форме игры, ребята отгадывают загадки, получая за правильные ответы пропуск на книжный «паровозик». Путешествуя на нём, они знакомятся с городами, станциями, тем самым открывая для себя чудесный мир - мир книги. Останавливаясь в читальном зале и на абонементе, юные читатели знакомятся с правилами пользования библиотекой. Сегодня формирование информационной культуры школьника является приоритетным направлением и в детской и школьной библиотеках.

Именно библиотека является сегодня центром библиографической информации для школьников. Одной из самых популярных форм работы с детьми по формированию информационной культуры в нашем районе всё-таки остаётся библиографическая игра. Именно она приближена к детской психологии, создаёт условия для развития творческого начала у детей. А в ходе выполнения заданий дети получают необходимые навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

Нужно отметить, что качество образования зависит и от уровня библиотечно-информационного обеспечения учебно-воспитательного процесса.

Сегодня пересматриваются функции учителя и ученика в учебном процессе, формы их взаимодействия. Основным становится не только понимание и усвоение учебного материала учеником, сколько выработка для него нового метода познания и размышления, умение мыслить.

И здесь, я считаю, именно библиотеки предоставляют учащимся широкие возможности для интеллектуального развития, а в общеобразовательном учреждении, именно школьная библиотека - по-настоящему полномочное представительство великой литературы.

ШКОЛА – БИБЛИОТЕКА: АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 1 - фото

Слайд 2 «В страницах книг – десятилетья, миги,

Событья, судьбы, пестрой жизни дань.

Пусть множатся, живут, крепчают книги -

Веков соединительная ткань.»

( В. Сикорский)

    Почему сегодня возникла необходимость более тесного взаимодействия библиотекаря и учителя-предметника школьников?

Проблема современной школы заключается в привитии информационной грамотности читателю, как важнейшего навыка человека. Выпускник школы должен обладать умением получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в различных жизненных ситуациях; а взрослый читатель владеть информационно – библиографической культурой.

Слайд 3 Школьная библиотека является сегодня необходимым звеном образовательной среды, т.е. и она сама есть та материальная и духовная среда, способная активизировать творческую деятельность детей и взрослых.

Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Без хорошей библиотеки школа не сможет выполнять на высоком уровне свои образовательные и воспитательные функции.

Школьная библиотека предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Слайд 4 И первоклассник, и выпускник школы, и педагог, и директор учебного заведения вовлечены в общую орбиту, имя которой образование. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.

Взаимодействие библиотекаря и читателя-школьника строится на принципах «педагогики сотворчества», где библиотеке отводится активная роль. Это прежде всего индивидуальная работа, построенная в форме диалога и внеурочная жизнь школьника .

Слайд 5 -- диаграмма

Слайд 6 Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка, стать в школе информационным центром.

Отсюда и основная цель школьных библиотек содействовать формированию навыков информационной культуры учащихся, педагогов, родителей.

Для достижения этой цели школы решают следующие задачи :

    Обеспечение многообразия содержания образовательного процесса школы на основе высококачественного комплектования библиотечного фонда.

    Целенаправленная организация и оформление библиотеки как предметно-информационной среды для читателей.

    Воспитание нравственности, формирование эстетического вкуса посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры.

    Возвращение детей к чтению, остающемуся единственным, надежным средством сохранения института культуры.

Слайд 7 Приоритетные направления взаимодействия школы и библиотеки ОУ:

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни через организацию внеклассных мероприятий.

Развитие духовных и физических возможностей личности,

Формирование чтения,

Подборку художественной, научной и методической литературы,

Постоянный мониторинг читательских интересов учащихся с использованием рефлексивных технологий.

Развитие духовно - нравственного и гражданско- патриотического воспитания школьников в библиотечной среде.

    Работа с одаренными детьми.

    Помощь в обучении учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;

    изучении исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах,

    их роли и последствий для последующих поколений;

    обучении проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения;

    формировании аналитический и рефлексивных умений общения.

Слайд 8 формы работы

По воспитанию культуры чтения детей и подростков в школьных библиотеках используются различные формы работы:

    Библиотечные уроки;

    книжные выставки;

    обзоры литературы по вопросам культуры чтения;

    тематические вечера, устные журналы, литературные гостиные;

    литературные конкурсы, викторины, игры; проектная и исследовательская деятельность.

Новые информационные технологии сегодня стремительно вошли в библиотечно-информационную деятельность.

Но миссия школьной библиотеки – привлечение детей к чтению – при этом не изменилась, а лишь приобрела новую глубину и содержание, получила новый потенциал.

Слайд 9 В настоящее время мультимедийные ресурсы используются практически во всех направлениях учебно-образовательной деятельности.

Необходимо отдать предпочтение презентационным, интерактивным, мультимедийным формам информационно-просветительского и культурно-досугового направления.

Используются такие интерактивные формы как:

    Электронные презентации книжных выставок

    Электронные библиотечные уроки

    Виртуальные конференции,

    Устные журналы - презентации

    Слайд - фильмы

    Литературные гостиные с электронными презентациями.

Слайд 10 Подведём итоги

- Каковы активные формы взаимодействия «учитель и библиотекарь»?

    Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем информационно-библиотечного обслуживания, т.е. предоставление информации, методической и консультационной помощи работникам школы.

    Библиотекари и учителя соединяют теорию с практикой.

    Библиотекари учат школьников оценивать интернет - ресурсы, воспитывая вместе с педагогами желаемые установки.

    Совместно обучают ответственности в использовании цифровых ресурсов с опорой на самостоятельность мышления.

    Библиотекарь консультирует школьников в их умениях принимать решения, основываясь на самооценке, которая дополняет, но не заменяет оценку достижений учеников данную учителем – предметником.

- Почему библиотекарь и учитель объединяются?

    Чтобы разделить ответственность за развитие у детей стремления к учебе, понимания информации, умения делать свои собственные выводы и создавать новые знания, делиться п о нятым и узнанным с другими.

    Такое сотрудничество школы с детскими и публичными библиотеками ведёт к совместным сетевым инновациям в вопросах формирования и информационной грамотности и культуры школьников и их родителей.

    Школьники ищут информацию активно и самостоятельно, используя множества источников, излагающие разные точки зрения.

    Содействие развитию интереса школьников к чтению через участие в конкурсах и фестивалях .

- Что является основой для взаимодействия школы и библиотеки?

    Единая программа информатизации школы, утвержденная на педсовете школы (проекты, отдельные программы обучения школьников и учителей, с учтом самостоятельных исследований, консультации).

    Сообщество единомышленников (школа, библиотека, сетевые сообщества)

    Поддержка родителей (через блоги, вики-среды, др.).

    Сотрудничество с публичной и детскими библиотеками (по формированию информационной грамотности родителей и школьников).

Слайд 11 – пословицы Слайд 12 – спасибо за внимание

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 1 Героева М.И., библиотекарь МКУ «Шуйский центр культуры» «Грани взаимодействия Дома культуры и библиотеки в составе учреждения культурно-досугового типа» Не секрет, что процесс передачи библиотек в структуру КДУ вызвал у библиотекарей не самые радостные эмоции. «131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вихрем пронесся над сложившейся за 30 лет системой библиотечного обслуживания населения, разметав библиотеки по поселенческим углам, создав уродливые изолированные модели библиотечного обслуживания, стремящиеся к самоизоляции, заведомо не обеспечивающие конституционного права жителей на равный доступ к информации». (из материалов Форума «Сельские библиотеки в культурно-досуговых учреждениях: опыт, проблемы, пути развития», состоявшегося на базе Выборгского района Ленинградской области октября 2008 года В Шуйском сельском поселении Прионежского района ситуация осложнялась ещё и тем, что п.шуя из-за отсутствия помещения для библиотеки 1,5 года был лишен полноценного библиотечного обслуживания. Вновь открывшаяся в п.шуя библиотека вошла в состав муниципального учреждения «Шуйский центр культуры». Войдя в состав КДУ, библиотека становится зависимой как от администрации КДУ, так и от администрации поселения, в котором она расположена. Шуйской библиотеке повезло, что обе администрации понимают, какую роль, библиотека может и должна играть в формировании социально-культурного и информационного пространства поселения. Конечно, далеко не все вопросы укрепления и развития материально-технической базы, комплектования, программно-технического обеспечения решены. Но и они решаются по мере возможности. За счет средств, заработанных Шуйским домом культуры, для библиотеки приобретен ноутбук, что позволяет значительно разнообразить и повысить качество библиотечных и клубных мероприятий. 14 месяцев работы библиотеки в новых условиях складывались непросто. Проработав 30 лет в ЦРБ ЦБС, отвечая за определенный участок работы, пришлось перестраиваться, учиться самостоятельно выстраивать свою деятельность (без отдела комплектования, без информационно-библиографического отдела). Пришлось доказывать на деле нужность и важность библиотеки для местного сообщества, так как на первый взгляд кажется, что если поселение просуществовало такой достаточно длительный срок без библиотеки, то в век Интернета может спокойно жить без неё и дальше. С точки зрения развития сельской культуры включение библиотек в состав КДУ предполагает тесное взаимодействие этих учреждений для наиболее полного удовлетворения потребностей различных категорий сельского населения в услугах сферы культуры, при этом уровень и качество библиотечных и культурно-досуговых услуг КДУ должно соответствовать самым современным требованиям. В сотрудничестве библиотек с организациями и учреждениями, родственными библиотеке по целям и задачам работы нет ничего нового, оно основано на многолетней практике. Традиционно часть мероприятий библиотеки ЦБС проводили совместно с культурно-досуговыми учреждениями. Формы подобной совместной деятельности в Прионежском районе в целом и в п. Шуя в частности существовали самые разные: литературно-музыкальные гостиные, клубы по интересам, литературные праздники, книжные выставки и обзоры, викторины и т.д. Другое дело, что не у всех эта совместная деятельность удавалась. Оказавшись, так сказать, в «одной упряжке» библиотеки и Дома культуры могут в полной

2 мере использовать возможности друг друга для повышения качества уже существующих и создания новых видов услуг, необходимым жителям поселений. Пожалуй, можно выделить два направления взаимодействия библиотек и ДК: 1. Взаимодополняющая деятельность, использование выгод совместного существования. Библиотека, находящаяся в помещении КДУ может использовать любое массовое мероприятие для привлечения новых читателей, для повышения посещаемости. За небольшой промежуток времени я убедилась, что население привыкло посещать библиотеку перед концертами, спектаклями, праздниками или после их окончания. Дети, занимающиеся в кружках и творческих коллективах, используют время до занятий и даже во время перерывов для того, чтобы заглянуть в библиотеку. Члены Совета ветеранов, собираясь на заседания, самодеятельные артисты театрального коллектива и участники Шуйского народного хора, собираясь на репетиции, приходят пораньше, чтобы обменять книги. С другой стороны, работники ДК получили возможность в полной мере использовать фонд библиотеки для профессиональной деятельности. Если ранее не все сотрудники имели представление о возможностях библиотеки или просто не посещали её из-за нехватки времени, то сегодня они обращаются за помощью в подборе литературных текстов, иллюстративного материала. Основные мероприятия, проводимые в библиотеке, носят именно библиотечный характер. Но у нас они могут дополнять, предварять мероприятия ДК. Например, книжные выставки, выставки детского рисунка, посвященные Дню пожилого человека, Дню матери, Дню Победы и т.д. Удачно сложилась совместная работа в дни летних каникул. Пришкольный лагерь «Дружба» тесно сотрудничал с Шуйским центром культуры, культорганизаторы и методисты ДК проводили развлекательные мероприятия, а задачей библиотекаря была организация патриотического просвещения (выставкипросмотры и мультимедиабеседы, посвященные Дню России и Дню Республики Карелия, пропаганда художественной литературы в форме обзоров-обуждений в рамках программы Летних чтений «Лето - время читать». Библиотечные мероприятия в июне посетило 257 пользователей-детей. 2. Совместная деятельность, совместные мероприятия. Такие мероприятия, как, например, праздник для первоклассников «Посвящение в читатели» сложно провести без элементов театрализации. Поэтому он и стал удачным совместным мероприятием. Библиотекарь рассказывает об истории возникновения книги, истории библиотек, демонстрирует слайды, а первоклассники с восторгом встречают сказочных персонажей - старуху Шапокляк и Рваку-Кусаку и с удовольствием запоминают правила поведения в библиотеке, правила обращения с книгой. Благодаря поддержке сотрудников ДК Шуйская библиотека смогла принять участие во Всероссийской акции «Библионочь 2012». Сомнений было достаточно: город Петрозаводск так близко, Национальная библиотека РК и Детско-юношеская библиотека предлагают такие интересные программы и несколько групп наших читателей на школьных автобусах уже готовятся принять в них участие. Жаль, конечно, что в поселке нашем нет книжных магазинов, издательств и художественных галерей. Но библиотекато ЕСТЬ! Значит, Библионочь должна состояться! И она состоялась. В любители чтения собрались в читальном зале библиотеки и весело провели время, играя в разные интеллектуальные и творческие игры. Например, в шарады: стихотворные загадки, ответы на которые составляли нужное слово по частям. Люди, даже далекие от литературы, с удовольствием играли в буриме, складывая стихи по заранее заданным рифмам. У молодежи особый интерес вызвало гадание по книгам Булгакова, Шекспира, Пушкина 2

3 Библионочь в Шуйской сельской библиотеке Очень хорошо, что собрались в стенах библиотеки люди самого разного возраста - и молодежь и люди старшего возраста. Расставаясь, делились планами и идеями по поводу следующей Библионочи. Думаю, что она обязательно состоится в 2013 году. Тем более, что на память гости написали такие добрые слова: «Я помню чудное мгновенье.. В библиотеке мы сидим. Собрались звезды поселенья. И уходить мы не хотим». «Мероприятие всем нам очень понравилось, посмеялись от души, прекрасно провели ночь. Ждем приглашения на «Библионочь 2013» Пожелания: погасить свет и зажечь свечи. Придать таинственности этому вечеру»; «Мы желаем, чтобы когда-нибудь мы пришли сюда как в литературный салон 19 века. Дамы в шикарных платьях с галантными кавалерами. Блеск ума, острота мысли, канделябры, свечи, книги, гусиные перья, чернила и вальс, стихи, салонные игры». Но самое интересное и несколько неожиданное продолжение получилось у мероприятия, проводимое в рамках программы «Имя в карельской литературе», (эта программа была разработана в Прионежской ЦБС Новожиловой С.М.) В библиотеке состоялась встреча с известными карельскими авторами Ириной Мамаевой и Анной Матасовой. Анну Матасову до сих пор с восторгом вспоминают пятиклассники и шестиклассники и с удовольствием читают книги, подаренные ею в нашу библиотеку. Ирина Мамаева встречалась со старшеклассниками и взрослыми читателями. Десятиклассникам было о чем поговорить с автором книги «Любить и жалеть». С этой повестью они познакомились на уроках литературы, поэтому вопросов у ребят было много. 3

4 Встреча старшеклассников и жителей п.шуя с Ириной Мамаевой А затем разговор зашел о современной литературе и директор Шуйского центра культуры Анна Васильевна Матвейкова поинтересовалась - почему так трудно найти интересную современную пьесу, (наш театральный коллектив «Версия» в тот момент испытывал трудности с репертуаром, не мог определиться). Ирина Мамаева вспомнила реальный случай из жизни, который вполне мог бы лечь в основу комедии. Собравшимся этот эпизод понравился, а Анна Васильевна попросила Ирину мамаеву написать на этот сюжет пьесу. Так вот и появилась «Баня Entertainment», лирическая комедия, которая с успехом прошла на сцене Шуйского центра культуры, некоторые зрители приходили посмотреть спектакль несколько раз. 4

5 Сцена из спектакля «Баня Entertainment» по пьесе Ирины Мамаевой Когда шуяне узнали, что на спектакле присутствует автор, зал долго аплодировал, ещё бы специально для шуйского театра известный писатель написал пьесу, да ещё и действие этой пьесы происходит в Шуе. Замечательную рецензию на спектакль в районной газете «Прионежье» написала Анна Матасова: «На премьеру собрались не только жители поселка, но приехали много гостей из города, друзья Ирины и ее родители. Дело в том, что это её первая работа для театра... Я давно дружу с Ириной. Хорошо знаю её творчество, поэтому в зале Шуйского ДК на меня накатывало то волнение, то любопытство Но вот по сцене решительно прошагала суровая русская женщина Антонина, дядя Слава спрятал за спину пиво. За кулисы первый раз пролетела замороженная курица, зал расхохотался и я забыла все свои вопросы. Спектакль захватил меня целиком и не отпускал до самого конца». Благодарные шуяне в местной группе Вконтакте писали такие отзывы: «- Всем участникам театральной группы «Версия» огромное спасибо за юморной спектакль «Баня». Получила огромное удовольствие за доброту, профессионализм и юмор. Очень приятно, что все участники спектакля хорошие знакомые, наши шуйские жители. Всем здоровья, оптимизма, счастья, удачи. Мы вас очень любим! Спасибо!!!». «-Молодцы! С хорошим настроением уходим. Вы профессионалы. Так держать!» «- Молодцы! Спасибо «Версии», автору, режиссеру!» «- Спасибо огромное за спектакль! БРАВО! Вы профессионалы! И.Мамаевой отдельное спасибо за такую великолепную пьесу!» «Я, как библиотекарь, очень довольна: сколько жителей Шуи узнали о существовании интересных карельских авторов, заинтересовались их творчеством. Надеюсь, что эта встреча не последняя». 5

6 В целом опыт работы подсказывает, что, не смотря на все сложности, библиотеки в составе КДУ могут не только выживать, но и динамично развиваться, находить в сложившихся условиях новые интересные возможности. 6


НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ- 2015 Не изменяя прекрасной традиции, весна и в этот год принесла в нашу библиотеку яркий, шумный, веселый, многолюдный и радостный праздник КНИГИ и ЧТЕНИЯ! Замечательный праздник

День семьи в Газпром школе День семьи это атмосфера любви, счастья, понимания и доброжелательности. Родители Газпром школы В субботу 16 сентября 2017 года вся дружная школьная семья: ученики, педагоги,

МКУК города Торжка «ЦБС» Детская библиотека программа мероприятий для летнего досуга 2015 год Паспорт программы: Название программы: «Мы хотим, чтобы ваше лето было книгами согрето»» Автор программы: Даулетбаева

Летний читальный зал 2016 Лето это такая пора, когда хочется проводить на свежем воздухе как можно больше времени. Лето это прекрасное время, чтобы отвлечься от городской суеты и круговорота проблем, выбрать

ПЛАН РАБОТЫ МБУК МБ Уярского района на июнь 2016 года Дата Форма проведения Наименование мероприятия Читательский адрес Ответственные п/п 1 6.06.2016г. Пушкинский день «Мы помним чудные мгновения» все

Информация о проделанной работе отдела библиотечного обслуживания населения п. Кумская Долина за октябрь 2014г. Осеннее путешествие на корабле жизни Форма Фольклорные встречи Название мероприятия «Осеннее

Утверждаю Директор МАУК «ЦБС» г. Пскова Г.Н. Большакова 2017 год Положение об организации летних чтений в библиотеках МАУК «ЦБС» г. Пскова «Летний книжный вояж» 1. Основание для разработки: «Национальная

Администрации Сосновского муниципального района Муниципальное Казенное Учреждение Культуры «Межпоселенческая Централизованная библиотечная система» 2016г. На от План основных мероприятий МКУК «МЦБС» на

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ 2017 У каждого есть свой любимый праздник. Кто-то любит Новый год, кто-то Масленицу, кто-то свой День рождения. У книг тоже есть праздники - это «Книжкины именины». Что же это за праздник

Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда сделай для него это чудо. А.Грин. «Алые паруса», «Бегущая по волнам», «Блистающий мир». До самого конца Грин оставался верен таким идеалам,

МБУК «ЦБС городского округа город Выкса» Центральная детская библиотека Утверждаю: директор муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система городского округа город

Отчет по проведению социально - досуговой и оздоровительной деятельности в ГБУ СО КК ДИПИ г. Горячий Ключ за январь месяц 2018г. 8 января «Рождественские встречи» Музыкальная программа, которую подготовили

Библиотечное обслуживание детей и подростков детским отделом МБУК «Сосковская межпоселенческая центральная библиотека» Коровина Елена Николаевна, ведущий библиотекарь В первые годы Советской власти большое

Управление по культуре, спорту, туризму и работе с молодежью администрации Истринского муниципального района сообщает, что за период с 09 июня 2016 года по 15 июня 2016 г. в районе проведены следующие

ГУ «Централизованная библиотечная система г. Витебска» Детская библиотека-филиал 12 им. Н. Островского К добру и пониманию открыта: опыт работы детской библиотеки им. Н. Островского по созданию социокультурной

За 120 лет Углич сильно изменился. Другими стали его облик, люди да и сама жизнь. Однако неизменной осталась любовь угличан к библиотеке имени И.З. Сурикова, у которой до сих пор, несмотря на популярность

КУЛЬТУРНЫЙ ДНЕВНИК МАОУ Гимназия 17 г.белорецк 2015 год «Здравствуй, музыка!» Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Гимназия 17 г. Белорецк Посещения концертных мероприятий (в филармониях,

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест ЧТЕНИЕ Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили

«Волшебный сундучок» Детский праздник волшебная дверь в мир удивительных фантазий, сказочных приключений и таинственных событий. 05 декабря 2014г. в СДК Мокрое состоялась детская предновогодняя игровая

Одно из самых продуктивных средств привлечения внимания к работе библиотеки и ее участия в образовательной жизни учреждения Определение целей и задач, содержания и назначения Разработка структуры сайта

Муниципальное учреждение «Методический центр управления образования администрации Пугачевского муниципального района» ПРОЕКТ «Читаем всей семьей» Пугачев 2016 г. Издавна русский народ ценил силу Слова,

I. Задачи школьной библиотеки 1. Формирование библиотечного фонда в соответствии с образовательной программой. 2. Осуществление компьютерной каталогизации и обработки информационных средств книг, учебников,

МБУК «ЦБС Казанцевского сельсовета» Лыткинская сельская библиотека «Журавушка» ОТЧЕТ Лыткинской сельской библиотеки «Журавушка» Лыткино, 2016 1.Деятельность сельской библиотеки в 2016 году. Год российского

Практический опыт внедрения Модельного стандарта общедоступной библиотеки IV Санкт-Петербургский международный культурный форум V Всероссийский форум публичных библиотек - Всероссийская научно-практическая

П/п ЖДЕМ ВАС В МАЕ Название мероприятия День Победы Дата и время проведения 1 Международная Акция «Читаем детям о войне» 04.05. 11-00 2 Вечер памяти «Звучи, памяти набат!» 05.05. 3 Исторический калейдоскоп

VIII областной фестиваль «Юная библиотека» «Библиотека без границ»: Экологический проект «Сохраним село родное» Новоярковская сельская библиотека Барабинского района 2013 год Муниципальное казенное учреждение

Цикл патриотических встреч «Навечно в памяти народной непокоренный Ленинград» 16.01.2017 18 января в 14.00 в библиотеке 164(Серпуховский Вал, д. 24, корп.2) пройдет литературно-музыкальная композицию «Ленинградский

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 4 ИМ. В.П.ГЛУШКО ОТЧЁТ О РАБОТЕ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ за 2016-2017 учебный год ЗАВЕДУЮЩАЯ БИБЛИОТЕКОЙ Узакова С.У. В течение 2016-2017

Январь, 2015 год Дата выпуска бюллетеня Христос Рождается Славите! Рождество это прекрасный праздник! 9 января мы были на елке в СДК. Там было очень весело. На этом концерте в сказке «Морозко» участвовал

21 марта 2015 г., последний день 3 четверти, закончился грандиозным традиционным фестивалем англо-американской песни. Для справки: фестивалю уже почти 30 лет. Как правило, учителя, отвественные за проведение

ОТЧЕТ о деятельности Ассоциации детских библиотекарей Новосибирска в 2016 году Новосибирская городская общественная организация детских библиотекарей «Ассоциация детских библиотекарей Новосибирска», созданная

Министерство культуры Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНЫЙ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК» Акция «Ночь искусств»

Планирование работы сельской библиотеки Н.Ю. Фекличева, заведующая отделом организации и методики библиотечной работы БУ «Национальная библиотека республики Карелия» 30 мая 2017 Процесс планирования работы

13.12.2016 Театр в гостях у ребят. Сегодня в гостях у наших детей были артис ты ДК Юбилейного. Это уже не первая встреча. На этот раз артисты привезли сказку «Федорино горе». Сценическое воплощение всеми

ПРОЕКТ «МОЙ КРАЙ, КАК РАЙ» ПО КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯРКОПОЛЕНСКОЙ БИБЛИОТЕКИ- ФИЛИАЛ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМ Любовь к Родине начинается с ощущения родного края, родной земли. Материал по краеведению

Местная администрация города Инкермана внутригородского муниципального образования города Севастополя ПОСТАНОВЛЕНИЕ «11» января 2016г. 01/2016 Об утверждении Плана мероприятий на 2016 год муниципальной

Новогодние впечатления или как старшая группа «Смешарики» встречала Новый 2014 год в детском саду «Светлячок» Презентацию подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад «Светлячок» Коскина Н. А. 2014 год Наш

Информация Муниципального казенного учреждения культуры «Бургун- Маджарский СКЦ» «Итоги работы отрасли культуры за1 квартал 2013г г. На территории муниципального образования Бургун Маджарского сельсльсовета

Центральная библиотека Русскополянского муниципального района Центральная библиотека Русскополянского муниципального района Русскополянская центральная библиотека в 1998 году организовала клуб пожилых

И эта жизнь началась для ребят с 1 июня на детской площадке под названием «Непоседы», на которую ходят дети младших и старших классов. Двери библиотеки вновь открылись для ребят. Мы приглашали их к нам

ПРОГРАММА «С КНИГОЙ ПО ЖИЗНИ» Паниковской библиотеки-филиала МУК «Печорская центральная районная библиотека» на 2011-2013 гг. 1 Кем и когда утверждена Директор МУК «Печорская центральная районная библиотека»

Фотоотчет о проведении массовых мероприятий ми Московской области с.2015 по.2015 гг. 2 ГАУК МО «Московская областная государственная научная им. Н.К. Крупской» Региональный центр доступа к информационным

МБУК МЦБС Центральная детская библиотека Библиосумерки в детской библиотеке Починки 2015 «Библиосумерки» это комплексная акция, направленная не только на формирование положительного имиджа библиотеки,

Циклограмма деятельности библиотечно-информационного центра на 2012/13учебный год Месяц Мероприятия Сроки Август Получение новых учебников, их обработка, учет В течение Изготовление бланков отзывов, памяток

МБУ «Печорская МЦБС» Библиотека-филиал 17 ИПЭЦ «Природа и человек» Отчет по программе летнего чтения «Мы с друзьями не скучаем, а играем и читаем» Подготовила: зав сектором автоматизации Печора, 2015 г.

13.12.2016 Театр в гостях у ребят. Сегодня в гостях у наших детей были артисты ДК Юбилейного. Это уже не первая встреча. На этот раз артисты привезли сказку «Федорино горе». Сценическое воплощение всеми

Название учреждения «Календарь массовых мероприятий для детей, предлагаемых на 2016-2017 учебный год» (Дата и время проведения мероприятий могут быть изменены по согласованию сторон) Название мероприятия

Анализ работы школьной библиотеки МБОУ Юськинская СОШ за 2015-2016 учебный год Работа школьной библиотеки проводится в соответствии с целью школы «Создание внутри школы особого образовательного пространства,

Над выпуском работали: Александрова Оксана Анисимов Константин Векшина Любовь Ланин Никита Миронова Антонина Самойленко Екатерина Стариков Максим и 10 «Б». Поздравляем всех учителей с профессиональным

Отчет о работе школьной библиотеки за 2016 2017 учебный год Школьная библиотека работала по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности

8 мая в ГБОУ школе-интернате 58 состоялся праздник, посвященный Дню Победы. Подготовка к мероприятию велась весь апрель, ребята рисовали декорации, подбирали песни, репетировали номера. Школьники очень

Профессия Бренд Шеф! Как космознайки учились готовить под руководством Бренд Шефа Ельцин Центра Андрея Бова! Ах, какой выдалась среда 26 октября! В этот день у нас была назначена встреча с Бренд Шефом

Комлева Марина Васильевна, педагог-библиотекарь, Информационно-библиотечный центр, МАОУ «Лицей 142 г. Челябинска», г. Челябинск РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА В ФОРМИРОВАНИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА

Отчет о работе пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием СОЛНЫШКО МБОУ «СОШ 2 г. Суворова» ЛЕТО - 2015 Начальник лагеря: Жарикова Инна Вячеславовна Организация пришкольных лагерей - одна

Государственное учреждение культуры «Лидская районная библиотека имени Янки Купалы» приглашает принять участие в конкурсах и мероприятиях Интерактивная просветительская библиотечная программа «З беларускай

Вот и пролетел первый месяц нового года и самые волшебные дни января. Именно в эти дни лицей кружит в вальсах Рождественских балов. У наших первоклашек прошел первый в жизни лицейский бал. Как же здорово

Отчёт о работе летнего городского лагеря с дневным пребыванием «Апельсин» на базе МОУ Гимназии 1 в 2016 году. На основании заявлений родителей и приказа Управления образования от 21.04.2015г. 154 «Об организации

Аналитический отчет работы с юношеством за 2016г. МКУК «Библиотечная система Каптыревского сельсовета» Библиотека «Горница» с. Каптырево. Год Всего пользоват. от 14 до 30лет Число посещений Выдано экземпляров

План мероприятий к году ВОЛОНТЕРА (ДОБРОВОЛЬЦА) 2018 год. «ская Наименование мероприятия Срок Место проведения Исполнители п/п исполнения 1 2 3 4 5 1 «Золото, ладан и смирна» Январь МБУК «ская Литературный

«Войдём в мир книги вместе»: деятельность Бахтызинского сельского информационно досугового центра в поддержку семьи в 2015 году В 2008 года в Бахтызинской сельской библиотеке открыт Информационно-досуговый

Отчет о поздравлении с Наступающим Новым годом выпускниками школы учащихся начальной школы. Традиция «Старшие- младшим» Новый год самый любимый, добрый, сказочный праздник, который ждут в каждом доме,

День самоуправления глазами заместителя директора по воспитательной работе - стажёра Биричевской Екатерины Дмитриевны День самоуправления - это возможность для старшеклассников попробовать свои силы в

P ЕЖЕГОДНАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ «БИБЛИОНОЧЬ» 2017 С 22 на 23 апреля в очередной раз пройдет всероссийская акция «Библионочь». Ежегодно во время акции библиотеки, музеи, галереи, книжные

Централизованная городская библиотечная система города Астрахани МУНИЦИПАЛЬНЫЕ БИБЛИОТЕКИ ДЛЯ АСТРАХАНЦЕВ: МЕРОПРИЯТИЯ И ПРОЕКТЫ В ПАРКАХ И СКВЕРАХ (программа летнего чтения «Лето с книгой»: проекты «Летний

Главная > Документ

Очередное занятие в школе заочного обучения Чернышковской МБС было посвящено теме «Инновационные формы массовой работы». При составлении консультации на эту тему было использовано одноименное методическое пособие Волгоградской ОУНБ им. М. Горького и материалы из журнала «Библиотека». В 2008 г. акцент в деятельности методических служб был сделан на работу библиотек в рамках Года семьи и празднования 65-летия Сталинградской битвы. В Даниловской МБС провели семинар «Семья. Книга. Библиотека» совместно с центром «Семья», на котором рассматривались вопросы:

    совместная работа библиотек и учреждений (Домов культуры, центра «Семья», общеобразовательных школ и др.); семья – основа формирования личности ребенка; семейное чтение: душа и книга и др.
Было проведено анкетирование «Книга и чтение в жизни вашей семьи» среди пользователей юношеского возраста. Методические советы «Библиотека и семья: грани сотрудничества» были проведены на базе 5 СБ в Еланской МБС. Семинар-тренинг «Библиотека + семья и книга» прошёл в Новоаннинской МБС. В программе были консультация о роли библиотек в укреплении института семьи, и возрождению лучших традициях семейного чтения; рекомендации об информационной поддержке семьи; о совместной работе библиотеки и социально реабилитационного центра для несовершеннолетних Новоаннинского района; состоялся обмен мнениями за круглым столом по организации семейного досуга. Мастерская-студия «Берегиня» провела мастер-класс по изготовлению кукол. Возобновил работу Методический совет Киквидзенской МБС. Были заслушаны Мачешанская, 3авязенская, Чернореченская СБФ по вопросам: «Деятельность библиотек в помощь семейному чтению», «Работа библиотек навстречу празднованию 80-летия Киквидзенского района». Котовской МБС проведены 2 районные Школы передового опыта, тема одной из них – «Традиции и инновации в семейном чтении» (на базе Библиотеки семейного чтения). В Николаевском районе в 2008 г. прошли два семинара–практикума: «Библиотека и семья» и «Библиотеки в структуре сельских учреждений культуры». Мастер-класс «Бенефис читающих семей района «Наша семья с книгой дружна» проведён в Ольховской МБС. В Чернышковской ЦБ оформлена и постоянно действует информационная зона «Читаем всей семьей» с методическими рекомендациями, сценарными материалами, аудиовизуальными средствами и картотекой «Библиотекарю на заметку». Библиотеки используют любую возможность для творческого общения и оказания консультационно-практической помощи . День творческого общения, который проводится каждое 5-е число месяца в Клетской МБС, когда предоставляется возможность поучаствовать в коллегиальном диалоге, дает положительные результаты; повышает профессиональные знания, определяет текущие и перспективные направления деятельности поселенческих библиотек. Удачной формой работы для библиотек стал День творческой инициативы: «Я предлагаю свой опыт». В библиотеках Клетского района существует «День связи», когда библиотекари подают сведения по телефону о проведенных мероприятиях и о планах на следующую неделю. Эти сведения затем поступают в Клетскую районную газету. Методический «День профессионального общения» проходит ежемесячно в Новоаннинской МЦБ. Сельские библиотекари имеют возможность получить консультации по интересующим темам, стажируются в различных отделах ЦБ и ЦДБ. Наиболее актуальными темами в 2008 г. были: «Составление библиографических пособий малых форм», «Редакция 65/68 отделов», «Проведение проверки библиотечного фонда», «Составление плана работы библиотеки», «Индивидуальное и коллективное информирование в библиотеке». Новая форма повышения квалификации – Единый методический день – активно используется в Котовской МБС (2008 г. их было 4). «День профессиональной грамотности» проходит еженедельно в Нехаевской ЦБ. Здесь работники библиотек могут получить консультации по самым различным темам, подборки сценариев, инновационные методики, познакомиться с периодическими изданиями в помощь повышению квалификации и т. д. Интересен опыт НТБ г. Волжского, в которой создана специфическая картотека «Должностные инструкции», насчитывающая уже более 700 инструкций по различным профессиям. МБ Городищенского района ведет картотеку «Федеральные целевые программы». Семинары, совещания и практикумы – наиболее распространенные формы повышения квалификации, их используют все без исключения МБС. Источниками изучения сведений о работе библиотек являются отчеты, планы, материалы районных семинаров, публикации в газетах.

Районный семинар-практикум «Информационная деятельность детской библиотеки: новый взгляд, подходы и решения» проходил на базе Быковской ДБ. Вниманию библиотекарей были представлены консультации: «Библиотека как часть системы информационно-культурного пространства» и «Рекомендательная библиография и новые информационные технологии», затем состоялось подведение итогов домашнего задания «Опыт работы по информационному обслуживанию читателей». Одним библиотекам было дано задание «Книжная выставка в информационном пространстве», другим – «Библиографическое пособие как лучшее средство накопления и распространения библиографической информации», третьим – «Детские журналы как носители информации» (библиотечный урок). Завершился семинар-практикум обменом опыта работы библиотек района в этом направлении.

В апреле 2008 г. в Дубовской МБС прошел семинар библиотечных работников «Позиционирование библиотек как способ утверждения в социуме».На семинаре обсуждались актуальные проблемы работы библиотек в современных условиях – шел заинтересованный разговор о необходимости создать у общества благоприятное мнение о библиотеке, представить её полезной, нужной, соответствующей его требованиям и запросам. Цель семинара Октябрьской МБС «Книжная выставка: в поисках нового образа» – активизация выставочной деятельности библиотек как средства по созданию позитивного имиджа библиотек и роста авторитета МБС среди населения района. К семинару подготовлен пакет информационных материалов: буклет «2008 – Год семьи», «Книжная выставка «Семья – один из шедевров природы», информационный список «Несекретные секреты экспонирования» и др.

В Котовской МБС в 2008 г. завершился районный библиокараван инновационных форм. В рамках библиокаравана прошло 13 мастер-классов.

В МБС Ленинского района стало традицией один из семинаров проводить на базе СБ. В 2008 г. в ЦБ был проведен видеосеминар «Библиотека – центр информации и культуры на селе» о работе Колобовской СБ. Заведующая библиотекой сняла видеорепортаж о своей работе, и все это было показано на семинарских занятиях работникам МБС. Было проведено видеознакомство с библиотекой, показано внешнее и внутренне её оформление: книжные выставки, музейный уголок, тематические папки. Присутствующим были показаны видеовыступления Главы Колобовского сельского поселения, директора школы, школьного музея, ДК, приюта. Все они рассказали о совместной работе библиотеки и учреждений, которые они возглавляют, о той помощи, которую оказывает им библиотека. Затем было представлено показательное мероприятие, посвященное Году семьи, в котором приняли участие взрослые и дети и спектакль «Сказка о золотой рыбке», который библиотекарь подготовила совместно с детьми. В ЦБ и ДБ Октябрьского района стартовал «Аукцион библиотечных инициатив». В течение всего года библиотечными специалистами проводилась работа по реализации своих задуманных идей. На аукцион были представлены реализованные творческие идеи в самой разнообразной форме. Аукцион творческих идей способствовал выработке интересных мыслей и решений, неординарных находок и стал мощным импульсом творческого развития. Не смотря на финансовые, административные трудности библиотеки-методические центры осуществляют выезды с оказанием практической помощи библиотекам поселений. В 2008 г. специалистами методических центров муниципальных районов осуществлены выезды в библиотеки поселений:

    Алексеевский: 40; Дубовский: 20; Еланский: 20; Жирновский:75; Камышинский: 45; Котовский: 28; Ленинский: 3; Николаевский: 7; Новоаннинский: 12; Октябрьский: 4; Ольховский: 19; Среднеахтубинский: 79; Урюпинский: 10; Фроловский: 12; Чернышковский: 29.
К сожалению, не во всех отчётах указывается количество выездов в библиотеки сельских поселений. Центральные библиотеки (городские/районные) всё чаще становятся базами для проведения зональных семинаров для библиотек Волгоградской области. Специалистами Волгоградской ОЮБ были организованы и проведены районные научно-практические семинары по проблемам социализации молодежи «Библиотека – среда диалога с юношеством» в Быковском, Киквидзенском, Еланском районах, где были представлены результаты областного пилотного экспресс-опроса «Отношение подростков к семье и браку», выступления по темам: «Психологические особенности подросткового возраста», «Профилактика отклоняющегося поведения в подростковой среде», Программы Волгоградской ОЮБ «Чтение – тоже имидж!», «Моя семья в настоящем и будущем». Для руководителей МБС Волгоградской области прошли зональные научно-практические семинары организованные Волгоградской ОУНБ им. М. Горького: «Семья, библиотека, книга: объединенные чтением» (на базе МИБС г. Волжского) и «Библиотека как центр семейной культуры» (на базе ЦБС г. Михайловки). Методическая помощь по отдельным вопросам оказывалась библиотекам других систем и ведомств , сотрудникам небиблиотечных учреждений (музеев, архивов, общественных организаций и т. д.). Методическая помощь МУК «Библиотека городского поселения г. Суровикино» оказывается работникам ГБ, специалистам ГДК «Юность», учителям, сельским библиотекарям и клубным работникам, и всем кто обращается. Помощь выражается в виде рекомендаций, при составлении целевых программ, планов, сценарных материалов и др. Совместно с отделом обслуживания была разработана целевая программа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи 15–18 лет «Всё, что в сердце берегу» на 2008–2010 гг. Для работников библиотеки регулярно проводятся обзоры периодических изданий по профессиональной деятельности, поступающих в фонд методического отдела. Продолжается роспись материалов в картотеку методических материалов, в картотеку «Творчество наших земляков», в течение года действовала книжная выставка «Новое в библиотечном деле». На ней был представлены, как материалы областных семинаров, так и др. источники. Сотрудники ООД Дубовской МЦБ (отдел обслуживания детей и руководителей детского чтения) провели совместный семинар с отделом образованияадминистрации Дубовского района «Сотрудничество общественных институтов и школьных библиотек» для школьных библиотекарей. Библиотекари школ и Сельскохозяйственного колледжа приглашались к участию на семинарах и совещаниях в Новоаннинской МБС. Во многих библиотеках области в методико-библиографических отделах оформлены информационные стенды в помощь сельским библиотекарям, где представлены новые разработки, подборки сценариев, методические материалы, освещающие опыт работы библиотек по различным направлениям деятельности. Не забывают в МБС и об исследовательской деятельности . В 2008 году ЦБ Дубовского района был проведен второй этап социологического исследования «Повышение квалификации библиотечных кадров» .По результатам 1-го этапа исследования (2007 г.) была сформулирована цель исследования на 2-ом этапе: определить основные направления, конкретную тематику и предпочтительные формы мероприятий по повышению квалификации библиотечных работников Дубовского района. По итогам проведенного исследования в 2009 г. планируются: семинар-практикум «Пересистематизация библиотечных фондов и каталогов в соответствии со Средними таблицами ББК (отделы 65/68 и отделы 4/5)»; семинар-практикум «Актуальные проблемы организации краеведческого справочно-поискового аппарата библиотеки сельского поселения»; юридический практикум «Использование произведений в библиотеках (авторское право)». Будут подготовлены методические рекомендации «Библиотечный проект и его успешная реализация в библиотеке сельского поселения». По инициативе библиотечных работников сельских поселений в 2009 г. запланирован цикл мероприятий «Круг чтения библиотекаря», посвященный литературным премиям, новым именам в современной литературе, книгам, вызвавшим споры. В минувшем году в Калачёвской МЦБ было проведено исследование «Сельская библиотека. Книга. Семья» и анкетирование «Современная библиотека: взгляд читателя». Библиотеки Ленинской МБС провели исследование среди детей «Портрет моей семьи», посвященный Году семьи. Читателям библиотек Октябрьского района предлагалось принять участие в исследовании по оценке качества предлагаемых выставок литературы, высказать свое мнение о работе библиотеки. Анкетирование «Выставки литературы в библиотеке»помогло выяснить, какие изменения целесообразно внести в выставочную работу библиотек, чтобы глубже раскрыть интересующие читателей темы. Отдельное и важное место в информационной деятельности библиотек Волгоградской области занимает издательская деятельность , ассортимент продукции которой разнообразен: указатели литературы, методические пособия, сценарии праздников, рекомендательные и информационные списки и листки, календари, различные виды экспресс-информации (дайджесты, буклеты, закладки, памятки). С 2007 г. информационный листок названием «На библиотечной орбите» выпускается Киквидзенской ЦБ. Стендовую газету «Библиотечный вестник» издаёт Новоаннинская МЦБ. Большинство библиотек области работали и работают в рамках городских и районных программ, часто разработанных самими библиотеками. Большая часть программ имеют краеведческую направленность. Хочется отметить еще один момент. В Волгоградскую ОУНБ им. М. Горького были представлены текстовые отчеты всех МБС. Поскольку уровень представленных отчётов очень высок, хочется отметить, на наш взгляд, лучшие. Это отчеты Дубовской, Калачевской, Киквидзенской, Новоаннинской, Октябрьской, Ольховской, Среднеахтубинской, Фроловской МБС, МИБС и МНТБ г. Волжского, ЦГБС г. Камышина, ЦБС г. Михайловки, Библиотеки г. Суровикино.

Кадровый потенциал

Смысл труда библиотекаря не только в умении понимать, разделять с читателем его заботы – нужно помогать ему. А чтобы помогать профессионально надо многое знать и уметь. Для того чтобы деятельность библиотекаря была успешна необходимо специальное образование. Общее число библиотечных работников муниципальных библиотек в 2008 г. составило 2 034 человека (2 040 – в 2007 г.), из них 60,0 % (61,3 % – в 2007 г.) имеют высшее и среднее библиотечное образование. Самый высокий процент специалистов отмечен в Октябрьской МБС (80,6 %).

Показатели

Динамика

Общая численность работников (чел.)

В т. ч. библиотечные работники (чел.)

Имеют специальное библиотечное образование (чел.)

Имеют специальное библиотечное образование (%)

В целом по области остается неблагоприятной ситуация с сокращением ставок библиотечных работников.

Средняя заработная плата

одного работника муниципальных библиотек

в 2008 г. (тыс. руб. в мес.)

Волгоградская

РФ в целом

Место среди субъектов РФ

Динамика

Самая низкая средняя заработная плата у библиотекарей Котельниковского (3,66 тыс. руб.), Новониколаевского (3,75 тыс. руб.), Алексеевского (3,83 тыс. руб.) районов. В условиях формирования информационного общества к библиотекам предъявляются новые требования. Выполнить их без поддержки государства нам не под силу. Выходом из сложившейся ситуации является перепрофилирование специалистов. 32,0 % библиотечных работников в муниципальных библиотеках Волгоградской области имеют непрофильное высшее образование. Но далеко не всегда такие сотрудники соглашаются получать среднее специальное библиотечное образование, ошибочно считая, что практический опыт может заменить базовые профессиональные знания. Подготовкой библиотекарей, как среднего, так и высшего звена занимается Волгоградский государственный институт искусств и культуры. А ведь кроме квалифицированных библиографов, методистов, наши современные учреждения нуждаются и в других специалистах. С началом экономической деятельности у МБС появилась потребность в собственных юристах. Отдельного упоминания заслуживает вопрос привлечения и специалистов информационно-технического профиля, которые могли бы профессионально заниматься техническими аспектами функционирования библиотеки: созданием сайтов, разработкой и администрированием баз данных, доработкой программного обеспечения в соответствии с требованиями пользователей. Другой выход из положения – повышение квалификации. Из-за отсутствия финансирования разрушена сложившаяся система непрерывного обучения библиотечных кадров, с 1997 г. прекращено финансирование курсов повышения квалификации работников культуры . Сегодня потребность в подобных курсах актуальна как никогда. И тут могут быть несколько вариантов – создание курсов на базе Волгоградской ОУНБ им. М. Горького или открытие их в рамках существующей Волгоградской государственной академии повышения квалификации работников образования. Наиболее остро стоит проблема привлечения молодых кадров. Молодежь у нас не задерживается: получив образование и профессиональный опыт, уходит на более оплачиваемую и престижную службу. Согласно государственной статистической отчетности библиотек в 2008 г в области в процентном соотношении число сотрудников со стажем выше 10 лет составило 77,0 %. Вероятно, данный показатель будет расти и в дальнейшем. Отсутствие возрастной сбалансированности кадров говорит о старении библиотечных коллективов, об отсутствии профессиональной преемственности. Для молодых, желающих служить по специальности, нет перспектив своевременного профессионального роста. Недостаточное число молодых кадров ведет к консерватизму в нашем деле, ведь не секрет, что именно им присуще стремление к инноватике. Высокий процент библиотекарей с большим стажем в профессии говорит о стабильности учреждения и должен бы свидетельствовать о высокой квалификации сотрудников. Но, учитывая малое число коллег с высшим профильным образованием и отсутствие регулярной переподготовки, приходится признать, что профессиональный уровень библиотечных работников в муниципальных библиотеках недостаточно высок. Быстрые темпы информатизации общества и новых технологий привели к старению профессиональных знаний и навыков, ведь профессионализм достигается не только с опытом, но и с помощью получения новых знаний путем прохождения курсов повышения квалификации и самообразования. Проблемы, присущие кадровому составу библиотек области, возникли не сегодня, они существуют на протяжении, по крайней мере, десяти лет, и определяют тенденции дальнейшего развития библиотечного дела. И не в лучшую сторону. При сохранении сложившейся кадровой ситуации перестройка деятельности в соответствии с требованиями времени невозможна. Сегодня библиотеки остро нуждаются во внимании со стороны региональной и муниципальных властей. Признание их общественной значимости, оказание им финансовой поддержки, в том числе выделение целевых средств на подготовку и переподготовку кадров, поднимут престиж и перспективность профессии. По итогам прошедшего года можно отметить, что со стороны администраций поселений проблемам библиотек уделялось достаточное внимание, в некоторых они достойно финансировались из бюджетов поселений. Значительное внимание уделялось укреплению их материальной базы. Увеличение финансового обеспечения библиотек поселений положительно отразилось на:
    комплектовании библиотечных фондов; расширении подписки на периодические издания; приобретении библиотечного оборудования, современной компьютерной техники, что положительно сказалось на расширении информационных возможностей библиотек поселений.
Вместе с тем можно выделить и отрицательные моменты в деятельности библиотек поселений:
    прежде всего, уменьшение количества читателей в сельских библиотеках; спад объема профессиональной деятельности, в том числе, увеличение доли мероприятий досугового характера в ущерб основной деятельности; непрофессиональный подход к организации комплектования; падение уровня ведения каталогов и справочно-библиографической работы; ухудшение положения методических служб центральных библиотек.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в ходе муниципальной реформы основные проблемные вопросы, отмеченные в отчёте по итогам работы муниципальных библиотек за 2007 год, не решены. Наибольшую тревогу вызывает уход библиотек в культурно-досуговые комплексы, остро стоящие кадровые проблемы. Неоднозначность нормативно-правовой базы библиотечной отрасли ставит библиотеки и их будущее в зависимость от межличностных отношений и уровня культуры власти, задача которой - в новых условиях сохранить все ценное в деятельности библиотек для их будущего развития.