Утеплители Изоляция Блоки

Проблема динамики научного знания. Социальный статус и функции науки. Результаты поиска по \"проблема соизмеримости\" Выразительные движения учащихся и их психологическая классификация

КОНЦЕПЦИЯ КУНА - ПАРАДИГМАЛИЗМ. - Парадигма - образец деятельности; - Научная парадигма - гибкая оперативная модель науки и научной деятельности, динамичная и постоянно развивающаяся; - Научная парадигма - направляющее, структурирующее начало для дальнейших исследований; - Парадигма представляет собой базовый набор фундаментальных достижений науки на данный момент. - Категории парадигмального подхода - научное сообщество, парадигма, нормальная наука, экстраординарная наука, задачи-головоломки, аномалии, научная революция, др. Рост научного знания: разрывы и преемственность. - Следствия концепции Куна: -- динамика научного познания - движение от парадигмы к парадигме; -- дифференциация научного сообщества по мере развития парадигмы, вплоть до сопротивления; -- рациональность действий сторонников старой и новой парадигмы; -- обострение проблемы рациональности научного познания; -- некумулятивный характер движения от парадигмы к парадигме- переход к качественно иному видению предметной области; -- Появление многочисленных дискуссий. Резюме: - 1) Динамика научного познания происходит в реальном времени. - 2) Действительным субъектом научного познания является научное сообщество. - 3) Воздействие образцов эффективной деятельности - парадигм. - 4) Основные состояния научной области по Куну: --- а) допарадигмальное (незрелое, начальное), --- б) нормальная наука (господство определенной парадигмы, кумулятивный характер, консерватизм), --- в) межпарадигмальное, или научная революция (смена парадигм, некумулятивность, качественные изменения). РОСТ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: РАЗРЫВЫ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. Проблема несоизмеримости теорий: генезис, формулировка, обсуждение. - Генезис - инициирована Куном: - переключение гештальта (перцептивный сдвиг, переключение установки), - Заострение П.Фейерабендом - одно и то же понятие в различных теориях имеет различные значения (время у Ньютона и время у Карно, ген у Менделя и ген в молекулярной биологии, горение в теории флогистона и у Лавуазье); - теории концептуально замкнуты и несоизмеримы - «тезис Куна-Фейерабенда»; - Формулировка проблемы - крайние варианты: -- 1) В различных теориях входящие в них термины, выглядящие одинаково, имеют различные значения Кун, Фейерабенд); -- 2) Соизмеримость - это возможность нахождения таких правил для спорящих сторон, которые позволяют достичь рационального согласия там, где утверждения двух сторон конфликтуют (Р.Рорти); - Масса промежуточных вариантов - Фейерабенд, Хакинг, Дэвидсон и Черчланд, Моберг, др.; - Выход на уровень фундаментальных проблем смысла, истинности, объективности, понимания; - Обсуждение и варианты решений: - несоизмеримость - слишком сильное допущение, - отвержение крайних позиций, - существенное сближение с холистической и прагматистской позициями - опыт есть целостный комплекс и при этом освоение значений языка рождается из освоения целостной социальной практики; - Участники дискуссии, помимо названных - У.Куайн (неопределенность перевода) - Д.Дэвидсон (противоречивость вопроса о несоизмеримости - констатация несоизмеримости предполагает уже сравнимость теорий как несравнимых, понимание всегда может быть улучшено) - Т.Кун (поздний: переход к новой парадигме как изучение нового языка) - Р.Рорти (отрицательная позиция - различия не могут быть преодолены, возможность только внутренней аргументации - «Пусть каждый продолжает заниматься своим делом»). Проблема соизмеримости как философский водораздел. - Проблема соизмеримости - «водораздел» современных рационализма и иррационализма, - Нарастающая критика в адрес научно ориентированного разума, - Попытки обосновать равные права науки и других форм деятельности, размывание грани между наукой и ненаукой (например, научное и художественное мышление), - Философия объявляется жанром литературы, - Выход за пределы собственно проблематики науки, - Следствие преувеличения эффекта несоизмеримости теорий, Интертеоретические отношения. - Опасность преувеличения единства, инвариантности содержания научных теорий, - До Куна - кумулятивная трактовка динамики научного познания- новая теория ничего не отбрасывает из достижений предыдущих- новая теория просто объясняет и предсказывает более широкий круг явлений - механика Ньютона и специальная теория относительности - модель расширяющихся концентрических окружностей; - Кун отвергает идею сравнимости теорий по объему - утверждает качественное отличие новой теории от старой - за теориями надо видеть парадигмы - Парадигмы являются различными первичными интерпретациями универсума, различными «способами видеть мир», - Открытие некумулятивного характера динамики науки - но: опасность преувеличения разрывов между теориями, - И линейно-кумулятивня модель, и гипотеза абсолютной несоизмеримости одинаково предполагают упрощенное видение ситуации (либо-либо), - Обращение к серьезному анализу интертеоретических отношений - Недостаточность принципа соответствия - - теории можно сравнивать, но это непросто. Преемственность научных теорий. - Невозможность абсолютной изоляции старой и новой теорий друг от друга, - Преемственность вообще есть важнейшая черта развития науки, - Новая теория наследует от старой сам импульс, вектор, нацеливающий на новые области приложений, - Преемственность новационной заостренности - это главный фактор преемственности научного знания (К.Поппер), - Новая теория (и парадигма) вырастает из проблем старой, из ее достижений, из ее неудач, - Новая теоретическая система дает новую трактовку проблемам старой, - Новая теория наследует ряд понятий старой, придавая им новый смысл - сохраняет некоторые законы, а также принципы(например, законы сохранения, принципы симметрии), - Е.А.Мамчур, Н.Ф.Овчинников, А.П.Огурцов о трех уровнях преемственности теорий: -- 1) на уровне математического аппарата, -- 2) на уровне понятий, -- 3) на уровне фактов, ---- всегда сохраняется некоторая базисная инвариантность смысла научных понятий в переходе между теориями (*?!) и всегда сохраняется некий инвариант в массиве фактуального содержания, Обновление или разрушение? - Смены парадигм необязательно рассматривать как катастрофы - у научной революции есть и разрушительный и созидательный момент - (*см.: элементарная диалектика), - Важнейшая характеристика науки - постоянная обновляемость, а не разрушаемость, - Не столь важно, что потеряно, сколько то, что приобретено,

Результаты поиска

Нашлось результатов: 229288 (0,57 сек )

Свободный доступ

Ограниченный доступ

Уточняется продление лицензии

1

ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... ДОКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

Цель настоящего исследования состояла в разработке теоретических и - методологических основ энерго-экономической оценки затрат связанные с производством сельскохозяйственной продукции.

Эта проблема привлекает внимание и многих зарубежных уче­ ных, среди которых Одум Г. <...> К.Маркс видел соизмеримость плодородия земли, как производительной силы, со вложенными материальными <...> Экономические проблемы стаби­ лизации и развития АПК России. М.,.1995. 1 п.л. . 3 . <...>Проблемы и перспективы развития механизации сельского хо­ зяйства. В кн. <...> Актуальные проблемы научно-технического прогресса в агропро­ мышленном комплексе. М.

Предпросмотр: ЭНЕРГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ.pdf (0,0 Мб)

2

Приведенные в данной статье аналитические материалы по реализации социальных проектов ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" показывают, что социальная составляющая деятельности компании носит разнообразный и многосторонний характер Частью социальной политики ООО "Газпром трансгаз Ставрополь" является задача по формированию корпоративной культуры, социально-воспитательных мероприятий, образовательной и культурной программ. На общем собрании акционеров ОАО "Газпром" были поставлены серьезные задачи в области добычи и транспортировки газа. Решить их, не уделяя внимание социальной сфере деятельности невозможно, потому человек-работник – основа для выполнения этих задач и создания условий для эффективного труда позволит реализовать экономическую и социальную политику компании.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ Проблемы экономики и управления нефтегазовым комплексом 3/2015 36 УДК 658.386.4 <...> <...> Aгентство Kнига-Cервис»Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ Проблемы <...> Их тематика разнообразна: "Проблема воды и рациональное использование водных ресурсов", "Проблема энергопотребления <...> ", "Проблема отходов", "Глобальное потепление" и т. п.

3

Актуальность энергосбережения и экономии энергоресурсов в зданиях не вызывает сомнений. Переход к рыночной экономике сопровождается значительным ростом цен на топливо и энергию, а также ростом эксплуатационных расходов. Опыт ряда стран по реновации существующих зданий показывает, что максимальная эффективность мероприятий по энергосбережению достигается в том случае, если проектные решения опираются на следующие принципы: комплексность (технический), оптимальность (зкономический) и сбалансированность (экологический)

"Проблема влажности" является основной проблемой применения эффективной теплоизоляции в многослойных <...> Заблуждение в том, что "проблема влажности" касается только отражательной изоляции, является скорее результатом

4

Статья содержит анализ подходов к формированию единой терминологии и опыту классификации инноваций в сфере управления. Предложен подход к определению управленческих инноваций, рассмотрены варианты их типологизации

сущности управленческих инноваций, а также вариантах группировки, «кластеризации», тесно связаны с проблемой <...> Построенная таким образом классификация включает ряд проблемных инновационных ситуаций ("проблема выбора <...> характера роста", "проблема формирования стратегии и структуры на основе самоорганизации", "проблема <...> Управленческие нововведения в США: проблема внедрения / Под ред. Ю. А.

5

Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии

М.: ПРОМЕДИА

С. 2-13; Философские проблемы глобальной ЭР логни. М., 1983. Моносзон Э.И.. <...> Школа и проблемы охраны природы. М., 1981; Сидельковский А.П. <...>Проблемы методики преподавания биоло­ гии. М., 1974; Всесвятский Б.В. <...>Проблемы дидактики биоло­ гии. М., 1969; Мягкова А.Н., Комиссаров Б.Д. <...> прогресса; третий (1516 лет) проблема управляемой эволюции; четвертый (16-17 лет) проблема поосферы.

Предпросмотр: Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии.pdf (0,0 Мб)

6

Исторические типы мышления и инженерная деятельность

М.: ПРОМЕДИА

постановки проблемы , но, не достаточно для ее решения» " ".. <...> Научный интерес к проблеме -потребности -возник -еще -в -глубокой древности." <...> процесс философского осмысления-проблемы . <...>Проблемы и противоречия, с которыми оубьекту ирйМбеъ е? <...> *И-42, 2 , Способ мышления эпохи и инженерная деятельность (опыт постановки проблемы ) .

Предпросмотр: Исторические типы мышления и инженерная деятельность.pdf (0,3 Мб)

7

М.: ПРОМЕДИА

<...> <...> <...> <...>


8

Развитие педагогического творчества будущего учителя в процессе изучения курса информатики. автореф. дис. ... канд. пед. наук

Различные аспекты этой проблемы освещены в работах А.С.Белкина, Е.И.Бойко, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Сластенина <...>Проблема исследования состоит в поиске путей преодоления противоречия между возросшей потребностью общества <...> Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы , ее недостаточная теоретическая и <...> Создана теоретическая и эмпирическая основа для дальнейших исследований по смежным проблемам . <...> Первая глава "Развитие педагогического творчества будущего учителя как педагогическая проблема " состоит

Предпросмотр: Развитие педагогического творчества будущего учителя в процессе изучения курса информатики..pdf (0,1 Мб)

9

Психологические воззрения Александра Федоровича Лазурского

М.: ПРОМЕДИА

Полезная информация по данному вопросу содержит­ ся в трудах С.Л.Рубинштейна, анализировавшего проблемы <...> С учетом вышесказанного был сделан выбор темы исследова­ ния, проблема которого сформулирована таким <...> Решение этой проблемы составляет цель исследования. <...> В соответствии с проблемой , объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи <...> Считая решение проблемы методов психологии необходимым условием этапа становления новой отрасли науки

Предпросмотр: Психологические воззрения Александра Федоровича Лазурского.pdf (0,0 Мб)

10

ОБМЕН СО2 ГЕНОТИПОВ СОИ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ ПО ФОТОСИНТЕТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ И ПРОДУКТИВНОСТИ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

АКАДЕМИЯ НАУК АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ССР

Целью настоящей работы явилось исследование углекислотного газообмена, суточной и онтогенетической динамики, а также его составляющих у листьев различных генотипов сои, отличающихся по фотосинтетическим признакам и продуктивности, в связи с формированием урожая посевов в различных условиях выращивания.

<...> ческой конференции на тему "Химия и сельское хозяйство" (Баку, 1989); на Всесоюзном совещании на тему "Проблема <...> Матлн Зсссоюзп. кснй. на тему "Проблема азота в интенсивном земле­ делии".

Предпросмотр: ОБМЕН СО2 ГЕНОТИПОВ СОИ, ОТЛИЧАЮЩИХСЯ ПО ФОТОСИНТЕТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ И ПРОДУКТИВНОСТИ.pdf (0,0 Мб)

11

Разгадка М. Бахтина

Книга содержит анализ основных философских, методологических и литературно-эстетических идей, составляющих ядро научного наследия Михаила Бахтина, широко известного русского филолога и мыслителя XX века. Автор исследует связь открытий М.Бахтина с феноменологической и неокантианской традициями, разбирает ключевые понятия бахтинского наследия: диалогизм, монологизм, полифония, карнавализация, многоголосье, амбивалентность, официальная и смеховая культура, хронотоп, свое и чужое слово. Особое внимание уделяется проблемам металингвистики и речевой деятельности. При этом А.Панков обращает внимание на парадоксы и дилеммы, возникающие в концепции М.Бахтина в связи с обращением последнего к вопросам, требующим системного подхода. В этой связи для трактовки теоретического материала привлекаются малоизвестные концепции российских методологов, активно работавших в 50-80-е годы в области Обшей Теории Деятельности (работы Г.П.Щедровицкого и других). Существенное место отведено бахтинскому пониманию жанров, "поэтического языка", истории романа. В книге говорится о художественном мироощущении как предмете литературоведческого исследования и о роли литературоведения в процессах воспроизводства литературной деятельности. Особое внимание уделено категории "рефлексия" и "рефлексивным" мотивам в творчестве М.Бахтина. Выявлено своеобразие бахтинского взгляда на средневековую культуру и творчество Достоевского.

с проблемами педа­ гогики... <...> Очевидно, что в терминах системного пбдхода проблема "вненаходимости" может быть истолкована как проблема <...> В статье "Проблема текста..." <...> Тут и проблема исто­ рика-наблюдателя, и проблема социологической онтологии, рабо­ тающей при рассмотрении <...> (Проблемы лексикологии.

Предпросмотр: Загадка Бахтина (1).pdf (0,2 Мб)

12

ПРОЦЕССЫ КРУГОВОРОТА АЗОТА В СИСТЕМЕ ПОЧВА - РАСТЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОХИМИЧЕСКИМИ ПРИЕМАМИ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... ДОКТОРА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

М.: ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ УД

Количественная и качественная характеристика процессов превращения и взаимодействия азотных удобрений с почвой и с растением, разработка и теоретическое обоснование приемов агрохимического регулирования круговорота азота как условия эффективного и экологически сбалансированного применения удобрений

Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность проблемы <...> в окружающей среде" (Пущино, 1989), "Проблема азота в интенсивном земледелии" (Новосиб1грск, 1990), <...> 5 видно, что степень минерализации азога микробной биомассы и биомассы овса с узким отношением C:N соизмерима <...> уравнению лилейной зависимости между разностным и изотопным коэффициентами в большом массиве переменных, соизмерима <...> оцениваемая по динамике изменения ее запасов, а также растительного материала с узким отношением C:N (8-15) соизмерима

Предпросмотр: ПРОЦЕССЫ КРУГОВОРОТА АЗОТА В СИСТЕМЕ ПОЧВА - РАСТЕНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИХ РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОХИМИЧЕСКИМИ ПРИЕМАМИ.pdf (0,0 Мб)

13

ХОРОШАЯ речь – важнейшее условие полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, в общении со сверстниками и взрослыми, активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно вовремя обратить внимание на формирование речи ребенка, на ее чистоту и правильность, предупреждая и исправляя различные речевые нарушения.

Безусловно, при реализации данной программы возникали проблемы и не всегда удавалось их решать, однако <...> Огромная проблема – дефицит общения. <...> "Проблема толерантности и другие затронутые проблемы никак не связаны с появлением нового предмета", <...> По его словам, проблема , поднятая предложенным курсом, серьезная, но ее надо решать иначе.

14

В статье обосновывается механизм эндогенного солевыделения. Соляные толщи пород разных геологических периодов и их тектонические внедрения в виде соляных куполов и штоков имеют преимущественно эндогенную природу. Они происходят в результате кристаллизации глубинных соленасыщенных растворов, извергаемых через разломы коры и дислокации осадочного чехла посредством газовых "свищей". Рассолы образуются за счет поступления поверхностных вод в зону полурасплава газонасыщенных пород астенолинзы, с которой связаны депрессии коры и большой речной водосток

Губкин ещё в 1937 г. отмечал, что "проблема соляных куполов представляет одну из труднейших и запутанных

15

По Роналду Коузу, производители загрязнений заинтересованы в минимизации своих внутренних издержек, а внешние, экстернальные издержки они обычно игнорируют. В статье предложен механизм интернализации экстерналий и согласования интересов недропользователей и государства по вопросу ликвидации скважин

Частный случай негативных экстерналий: проблема ликвидации скважин* Special case of negative externalities <...> Решение проблемы лежит в области интернализации экстерналий – это процесс включения экстерналий в рыночный <...> Первым существование проблемы имплементации обозначил аспирант Финансового университета при Правительстве <...> В своей работе он рассмотрел решение проблемы внешних экстерналий в дихотомии взглядов Артура Сесила <...> Решению относящейся в том числе и к скважинам проблемы ответственности за прошлый экологический ущерб

16

М.: ПРОМЕДИА

Оценка рыночной стоимости бизнеса.

Актуальные проблемы современной науки, № 1, 2011 15 Бачурин А.П., кандидат технических наук, доцент Дадугин <...> К числу отечественных исследователей по проблемам оценки бизнеса относятся Григорьев В.В., Островкин <...> Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Актуальные проблемы современной науки, № 1 <...> «Проблемы экономики» №1(35) , Издательство «Спутник+» , 2010 –с.57-59 8. <...> Азгальдова "Проблема согласования оценок и ее возможное решение"/Вопросы оценки, 1999, № 4 12. О.

17

В статье дается литературный обзор произведения Трифонова Ю. "" Время и место

18

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СПЕРМЫ ХРЯКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ОДНОКРАТНОМУ ТОТАЛЬНОМУ ГАММА-ОБЛУЧЕНИЮ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

ВСЕСОЮЗНЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖИВОТНОВОДСТВА

Целью нашей работы являлось изучение во времени качества семени хряков-производителей пород крупной белой и ландрас после их однократного тотального гамма-облучения в дозах 100, 200, 300 ж 400 Р при мощности излучения - 100 Р/ч и энергии 0,66 Мэв.

Настоящая работа относится к проблеме устойчивости жлвотководства в условиях радиационной обстановки. <...> исследований доложены на 42-й г 43-й научно-методгческкх конференциях аспирантов а молодых ученых по теме "Проблема <...> семенников кряков / /Тезисы аокладов 43-й научно-методической конференции аспирантов и моло­ дых ученых "Проблемы

Предпросмотр: ОЦЕНКА КАЧЕСТВА СПЕРМЫ ХРЯКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ОДНОКРАТНОМУ ТОТАЛЬНОМУ ГАММА-ОБЛУЧЕНИЮ.pdf (0,0 Мб)

19

Выразительные движения учащихся и их психологическая классификация

М.: ПРОМЕДИА

Многие автори­ тетные исследователи проблемы выраеительных движений отмечают большой рае рыв вежду практичеоким <...> вначеннем проблемы в слабой ее раеработанностью. <...> ­ дывались, дискутировались и были представлены на республиканской научно-ирактичеокой конфереь ди "Проблемы <...> изложено яа 128 страницах машинописного текста, вклпчгчщего 4 1введение, 2 три, главы: глава первая "Проблема <...> В кн.: Проблемы формирования личности в коллективной дея тельнооти и общения.

Предпросмотр: Выразительные движения учащихся и их психологическая классификация.pdf (0,2 Мб)

20

Арсенал образования: характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий (монография. - М.: Книга, 1986. - 288 с.)

М.: ПРОМЕДИА

В 70=е и 80=е годы в СССР защищено более 98 диссертаций по ч проблемам учебной книги. <...>Проблема формулирования ее начал выдвигается сейчас в ряд важнейших;. <...> Краевского "Проблема научного обоснования обучения" (1977 г.) , И.К. Журавлева, Л.Я. Зориной. <...> Обобщается исследование проблемы определением группы критериев качества учебных книг. <...>Проблемы школьного учебника. Вып. 5-2. М.: Просвещенна, 1974.-27 а.л. (сост.).

Предпросмотр: Арсенал образования характеристика, подготовка, конструирование учебных изданий (монография. - М. Книга, 1986. - 288 с.).pdf (0,4 Мб)

21

АГРОФИЗИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОЖАЙНОСТИ И ПЛОДОРОДИЯ ДЕРНОВО-ПОДЗОЛИСТЫХ ПОЧВ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... ДОКТОРА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

АГРОФИЗИЧЕСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ

Цель исследований. Установить агрофизические и биологические основы повышения урожайности посевов и плодородия автоморфных дерново-подзолистых почв в полевых севооборотах. Основные задачи исследований 1. Выявить агрофизические и биологические критерии и установить показатели изменения плодородия дерново-подзолистых почв. 2. Разработать экологически адаптированный и ресурсосберегающий полевой севооборот для производства растениеводческой продукции и повышения плодородия дерново-подзолистых почв автоморфного увлажнения.

Общая характеристика работы Актуальность проблемы . <...> химические мелиоранты в агроэкосистемах» М., МГУ, 1997; Международная научнопрактическая конференция «Проблема <...> Влагозапас в полном почвенном профиле Проблема плодородия рассматривается нами исключительно в отношении <...> "Проблемы охраны природы в Нечерноземной зоне в связи с интенсификацией сельскохозяйственного производства <...>Проблемы охраны природы в Нечерноземной зоне в связи с интенсификацией сельскохозяйственного производства

Предпросмотр: АГРОФИЗИЧЕСКИЕ И БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ УРОЖАЙНОСТИ И ПЛОДОРОДИЯ ДЕРНОВО-ПОДЗОЛИСТЫХ ПОЧВ.pdf (0,0 Мб)

22

Внедрение современных технологий для диагностики, лечения, профилактики различных заболеваний, уровень удовлетворенности населения качеством оказываемых медицинских услуг не выходят за рамки негативных оценок, о чем свидетельствуют результаты социологических исследований, проведенных ВЦИОМ, Левада-Центром, Министерством здравоохранения РФ, а также по инициативе авторов статьи. Опираясь на теоретические подходы социологов к изучению особенностей функционирования социальных институтов современного общества, авторы указывают в качестве одной из главных причин парадоксального развития института медицины в России на современном этапе неустойчивость доверительного отношения пациентов к его основным акторам и структурам. В статье рассматриваются типы доверия в медицине и факторы, влияющие на их формирование, среди которых авторы в качестве ключевых указывают социальный статус врача в современном российском обществе, его экономическое и правовое положение, стереотипизацию общественного сознания средствами массовой информации и создание негативного образа работника медицинской сферы, а также несформированность здоровьесберегающего поведения среди населения. Особое внимание уделено проблеме межличностного доверия, которое, по мнению авторов, является ключевой детерминантой в формировании отношений в системе врач-пациент в современных условиях трансформации иерархической структуры социальных интеракций в линейную, что обусловлено объективными процессами дальнейшей информатизации социума.

Особое внимание уделено проблеме межличностного доверия, которое, по мнению авторов, является ключевой <...> 60%), ...каждый пятый из опрошенных, вызывавших скорую помощь, сталкивался при этом с определенными проблемами <...> Анализ социологических данных свидетельствует, что наряду с проблемами в организации работы медицинских <...> практически в 80% случаев врачи экстренной помощи вынуждены не только заниматься решением конкретной проблемы <...>Проблема доверия. М.: Идея-пресс; 2002. 12. Фреик Н.В. Концепция доверия в исследованиях П.

23

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ РАЦИОНОВ, СОДЕРЖАЩИХ НИТРАТЫ, НЕТЕЛЯМИ И КОРОВАМИ-ПЕРВОТЕЛКАМИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВИТАМИНА С АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

Цель и задачи исследований. Цель настоящей работы - изучение влияния аскорбиновой кислоты или аскорбината натрия на возможность снижения отрицательного действия нитратов, содержащихся в кормах, на усвоение питательных веществ рационов, продуктивность и некоторые показатели воспроизводства у животных.

Всесоюзной конф. молодых ученых и специалистов "Проблемы производства и переработки молока". <...> "Проблемы азотистого метаболизма". Волгоград, 1990. С.28-29. 3. <...> "Проблема нитратов в животноводстве и ветеринарии". 1 Киев, 1990, 4. Буряков Н.П., Скоблин В.Г.

Предпросмотр: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ РАЦИОНОВ, СОДЕРЖАЩИХ НИТРАТЫ, НЕТЕЛЯМИ И КОРОВАМИ-ПЕРВОТЕЛКАМИ ПРИ РАЗНОМ УРОВНЕ ВИТАМИНА С.pdf (0,0 Мб)

24

Систематизация и закрепление знаний учащихся в процессе решения задач при изучении векторов в курсе планиметрии средней школы

М.: ПРОМЕДИА

Анализ психологической, педагогической и методической лите­ ратуре по проблеме усвоения знаний, наблюдение <...> Для решения поставленных задач применялись следующие Мето­ ды: теоретическое исследование проблемы ; анализ <...> научно-методиче­ ской литературы по исследуемой проблеме ; наблюдение за работой учителей и учащихся <...> литературы по рассматриваемой проблеме . <...>Проблемы психе аогии памяти. М., 1966. C.I92.

Предпросмотр: Систематизация и закрепление знаний учащихся в процессе решения задач при изучении векторов в курсе планиметрии средней школы.pdf (0,3 Мб)

25

АГРОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АЗОТМИНЕРАЛИЗУЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПОИВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

М.: МОСКОВСКАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Цели и задачи исследований. Целью данной работы было оценить возможность использования величины азотминерализующей способности почв (АМС) для решения проблем эколого-агрогеохимического мониторинга и выявить факторы, определяющие количественные изменения пула мобильного азота на примере различных сельскохозяйственных и природных ландшафтов Московской области.

Успешное решение проблемы рационального использования природного ресурса азота, включая ее экологические <...> Результаты исследования докладывались на Всесоюзной конференции "Проблемы рационального использования <...> и охраны окружающей среды" (Минск, 1990); Всесоюзного совещания "Проблема азота в интенсивном земледелии <...> на уровень минератизации азотсодержащих органических соединений // Фтико хиччческне и экологические проблемы

Предпросмотр: АГРОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА АЗОТМИНЕРАЛИЗУЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПОИВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.pdf (0,0 Мб)

26

ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЫРАВНИВАЮЩЕГО РАБОЧЕГО ОРГАНА РЫХЛИТЕЛЯ-ВЫРАВНИВАТЕЛЯ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

УЗБЕКСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МЕХАНИЗАЦИИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Цель исследований. Обоснование формы и параметров выравнивающего рабочего органа рыхлителя-выравнивателя для предпосевной обработки почвы.

Определение высоты выр&вншшеяя // Сборник научных трудов международной нзучно-прэктпческои конференции "Проблема

Предпросмотр: ОБОСНОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВЫРАВНИВАЮЩЕГО РАБОЧЕГО ОРГАНА РЫХЛИТЕЛЯ-ВЫРАВНИВАТЕЛЯ.pdf (0,0 Мб)

27

Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте

М.: ПРОМЕДИА

Проведенное исследование проблемы отчужденности основывается на следующих, выдвинутых нами, положениях <...> Во второй главе "Методы исследования проблемы "Отчужденность и одиночество в подростковом и юношеском <...> Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск, 1993. С. 11 2) Долгинова 0.Б. <...> Актуальные проблемы социальной психологии и педа­ гогики. <...> Социально-психологические проблемы ментальности. Смоленск, 1996. С. 125-128 1 ГОС. нЛУЧНАЯ.

Предпросмотр: Одиночество и отчужденность в подростковом и юношеском возрасте.pdf (0,0 Мб)

28

Ценностный аспект исторического развития личности

М.: ПРОМЕДИА

Проблема ценностей не являетоя каким-либо новоизобрет.ением последнего времени. <...> Одной из первых крупных работ, посвященных проблеме ценнос­ тей, была вышедшая в 1960 году монография <...> " . , 1903, с.23. 2.Чаг1.л Б.Л.Проблема ценности и оценки в свете трудов К.Маркса, V.Энгельса, И."!. <...> Ленина,В кн.: Проблема ценности в филосо­ фии ~: . , 1966, с.13. <...> В этом коллективном тру­ де проблема ценностей рассмотрена с различных позиций сопиально-филооофсного

Предпросмотр: Ценностный аспект исторического развития личности.pdf (0,0 Мб)

29

Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена

М.: ПРОМЕДИА

Актуальность проблемы обусловлена увеличением числа подростков с асоциальными ориентациями, с высоким <...> и эмпирических исследований, ка­ сающихся различных аспектов изучаемой проблемы . <...> В отечественной психологии и криминологии уделяют особое внима­ ние проблеме агрессии. <...> Подход к проблеме личности с точки зрения системы отношений, пред­ ставленный Мясищевым В.Н., 1994 и <...> Агрессивное поведение и его причины у подростков //Проблемы психологии. № 2.

Предпросмотр: Кросс-культурное изучение агрессивного поведения у подростков России и Йемена.pdf (0,0 Мб)

30

Межпредметные связи в обучении физической географии

М.: ПРОМЕДИА

Некоторые вопросы данной проблемы исоледовалиоь в ряде канди­ датских диссертаций-1. <...> На втором этапе были намечены основные пути решения проблемы , осуществлялась обучающая экспериментальная <...> Основные по­ ложения диссертационного исследования докладывались на Всесоюз­ ной конференции по проблеме <...> В первой главе "Проблема межпредметных связей в педвгогике и методике обучения географии" рассмотрены <...> п р е д м е т о в; р а з р а ­ б о т к а возрастного а с п е к т а данной проблемы ; с о с т а в л е

Предпросмотр: Межпредметные связи в обучении физической географии.pdf (0,1 Мб)

31

Психологические основы интеллектуальной активности

М.: ПРОМЕДИА

Проблемы эвристики","Высшая школа",И.,1969.-е.152173 . <...> "Проблемы психологической диагностики", Таллин, 1977. с. 67 -83 . 1 4 . 0 путях к творчеству. <...> "Проблема деятельности в советской психологии", ч. I , И. , 1977. с. 1 1 2 1 2 0 . 1 6 . <...> Методологические и методические проблемы исследования целеполагалия. <...> Методологические проблемы ", Изд-во Ярославского Универ­ ситета, 1986. с. 3 6 4 2 . 3 1 .

Предпросмотр: Психологические основы интеллектуальной активности.pdf (0,2 Мб)

32

Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте (на примере профессии учителя иностранного языка)

М.: ПРОМЕДИА

I глава "Проблема психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте*включает <...> три параграфа, которые посвящены теоретическому анализу проблемы психологи­ ческой готовности к выбору <...> Анализ психолого-педагогической лите­ ратуры по проблеме /М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, 1976; В.Г.Подмарков <...> ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Наше исследование включало следующие этапы; I / изучение проблемы <...> Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки учите­ ля иностранного языка. Горький.

Предпросмотр: Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте (на примере профессии учителя иностранного языка).pdf (0,0 Мб)

33

В статье представлены результаты анализа трудов конца XIX - первой четверти ХХ века, посвященных проблемам социальной гигиены. Установлено, что возникновение социальной гигиены было непосредственно связано с кардинальным пересмотром представлений о причинах и сущности болезней, создавшим необходимые условия для переноса в медицину идей и методов политической экономии, социологии и евгеники. Доказано, что возникновение социальной гигиены явилось закономерным следствием тех кардинальных изменений в массовом врачебном сознании, которые характеризуют научную революцию в медицине последней четверти XIX - первой половины ХХ века.

Россия В статье представлены результаты анализа трудов конца XIX - первой четверти ХХ века, посвященных проблемам <...> Для цитирования: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 23 (6): 14-18 <...> Единичные попытки привлечь внимание коллег к проблемам социально-экономической Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ <...> "Проблема конституции, - писал Т. <...>Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; 3: 49-56. 14. Богомолец А.А.

34

Формирование психологической готовности куратора академической группы к воспитательной работе

М.: ПРОМЕДИА

ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» Г; ОЭДАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ И ЬЛ\ Актуальность проблемы <...> К сожалению, проблема подготовки преподавателе! <...> В то же время, проблема формирования психологической готовиостя я педагогической деятельности я будущих <...> Анализ психолого-педзгогичеси ой литературы по проблеме готовнос­ ти к педагогической деятельности показал <...> В кн.: Психологопедагогичеовие проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: Тез. докл. всеооюз

Предпросмотр: Формирование психологической готовности куратора академической группы к воспитательной работе.pdf (0,2 Мб)

35

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЯ ТРУДА МЕХАНИЗАТОРОВ В СВЯЗИ С ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

М.: МОСКОВСКАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ К. А. ТИМИРЯЗЕВА

Задачи: 1. Раскрыть с марксистско-ленинских позиций основные теоретические вопросы исследования условий труда. Дать определение и раскрыть содержание условий труда. 2. Выявить влияние научно-технического прогресса на условия труда механизаторов с учетом особенностей сельскохозяйственного производства. 3. Рассмотреть основные методические моменты в оценке экономической эффективности улучшения условий труда трактористов-машинистов. 4. Определить основные пути повышения производительности труда и объективности общественного производства в связи с сокращением потерь рабочего времена при улучшении условна труда механизаторов.

. :, " " "...""."" .Экономические аспекты проблемы улучшения условий труда в послед­ ние годы привлекают <...> Актуальность проблемы и её социально-экономическая значимость для социалистического сельскохозяйственного <...> Тезисы докладов и научно-технической коя^еренпаи СО ВАСЯШ a CaSJSO "Проблема рационального использования

Предпросмотр: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЯ ТРУДА МЕХАНИЗАТОРОВ В СВЯЗИ С ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОГРЕССОМ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ.pdf (0,0 Мб)

36

ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СПОСОБОВ ПРШЕНЕНИЯ МОЛИБДЕНА НА УРОЖАЙ И КАЧЕСТВО ЗЕРНА ГОРОХА АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

ИНСТИТУТ ФИЗИОЛОГИИ РАСТЕНИЙ АКАДЕМИИ НАУК УКРАИНСКОЙ ССР

Целью работы было изучить влияние молибдена на урожай и качество зерна гороха на лугово-черноземной оподзоленной почве при разных способах его применения /предпосевное обогащение семян, рядковое внесение молибденизированного суперфосфата, внекорневая подкормка растений раствором молибденовокислого аммония/.

Всесоюзное межвузовское совещание по проблеме : "Микроэлементы и естественная радиоактивность". <...> "Проблема азота и урожая в Полесье". /В печати, в соавторстве с Печурой А.Л., Ивченко В.И./.

Предпросмотр: ВЛИЯНИЕ РАЗНЫХ СПОСОБОВ ПРШЕНЕНИЯ МОЛИБДЕНА НА УРОЖАЙ И КАЧЕСТВО ЗЕРНА ГОРОХА.pdf (0,0 Мб)

37

АГРОХИМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРОМОЛОТЫХ ФОСФОРИТОВ СЮНДЮКОВСКОГО МЕС­ТОРОЖДЕНИЯ ПОД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ НА ВЫЩЕЛОЧНЫХ ЧЕРНОЗЕМАХ ТАТАРСКОЙ АССР АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК

М.: ВСЕСОЮЗНАЯ ОРДЕНА ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК ИМЕНИ В. И. ЛЕНИНА

Цель исследований заключалась в выявлении целесообразности использования сыромолотого фосфорита Синдюковского месторождения на выщелоченных черноземах Татарской АССР.

конференции "Биология сельскому хозяйству" (Казань, IS87), Всесоюзной на­ учно-технической конференции "Проблемы <...> Тезисы докладов всесоюзной научно-технической конференции "Проблема позыленмя плодородия почв в условиях

Предпросмотр: АГРОХИМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЫРОМОЛОТЫХ ФОСФОРИТОВ СЮНДЮКОВСКОГО МЕС­ТОРОЖДЕНИЯ ПОД СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КУЛЬТУРЫ НА ВЫЩЕЛОЧНЫХ ЧЕРНОЗЕМАХ ТАТАРСКОЙ АССР.pdf (0,0 Мб)

38

МОРФО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ КЛЕТОК ПОЧКИ СВИНЬИ IN VITRO НА ВВЕДЕНИЕ ЧУЖЕРОДНОГО ГЕНЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЖИВОТНОВОДСТВА

Целью нашей работы явился поиск и разработка оптимального метода генетической трансформации культуры клеток -домашних животных с учетом их морфо-физиологической реакции на введение чужеродных нуклеиновых молекул.

При решении *, этой задачи исследователи сталкиваются"с проблемой использова­ ния тех.или иных методов <...> -"БИЖ. 1990. на Всесоюзном "совещании "Проблема развития биотехнологии в животноводстве". -. <...> клеток сельскохозяйственных животных "// Тезисы докладов Всесоюзного научно-технического совещания "Проблемы

Предпросмотр: МОРФО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ КЛЕТОК ПОЧКИ СВИНЬИ IN VITRO НА ВВЕДЕНИЕ ЧУЖЕРОДНОГО ГЕНЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.pdf (0,0 Мб)

39

М.: ПРОМЕДИА

ЙоследовАнад советеяжх педагогов и психологов по Проблеме подго, * (^ов«и« уй№рАВл*йЯ^вр#стройкн высшего <...> Решение этой проблемы составляет цель исследования. <...>Проблема , предмет и объект исследования определили следующие его задачи: 1. <...> В этот период шло творческое осмыс­ ление проблемы , анализ современного ее состояния. <...> Проведенное исследование вносит определенный вклад в решение Проблемы улучшения эстетического воспитания Первые работы по проблеме творчества /Н. А. Бердяев, Ф. А. <...> Мировоззренческий характер проблемы творчества, как и всякой другой проблемы , определяется степенью её <...> Решение проблемы твор­ чества логически связано с решением целого ряда философских про­ блем /проблемы <...> Посколь-\ ку чаще всего проблема субъективно-психологических факторов твор­ чества связывается с проблемой <...> связывается I в исследовании с проблемой творческого потенциала личности. ^ Анализ первой проблемы приводит

Предпросмотр: Структура и факторы творческого процесса.pdf (0,1 Мб)

42

ПРОБЛЕМЫ ЖЕНСКОГО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НА СЕЛЕ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ АВТОРЕФЕРАТ ДИС. ... КАНДИДАТА ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК

М.: ВСЕРОССИЙСКИЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Целью является разработка основных направлений по совершенствованию занятости сельских женщин с учетом всего комплекса социальных, экономических, демографических, региональных особенностей.

ИНСТИТУТ экономики, ТРЭДА, и УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ На правах рукописи ПЕТРИК Наталья Николаевна ПРОБЛЕМЫ <...> От­ рицательное влияние на проблемы женского труда оказал переход к рыночным отношениям, не подкрепленный <...> Это комплексная проблема , в основе.ко­ торой в конечном счете лежит экономический фактор. обучения учащихся применении теоретических ананий в научной литературе и практике

В статье рассмотрены некоторые механизмы образования зон трещиноватости и разрывных нарушений, в которых флюиды оказывают существенное влияние на параметры залегания. Обоснована гипотеза флюидного происхождения листрических разломов в консолидированной коре и верхней мантии

Флюидный режим эндогенных процессов в континентальной литосфере и проблемы металлогении // Проблемы глобальной <...> Флюидный режим мантии Земли // Проблемы глобальной геодинамики: материалы Теоретического семинара ОГГГГН <...> / Гранулитовые комплексы в геологическом развитии докембрия и фанерозоя: материалы II Рос. конф. по проблемам <...> Губкин ещё в 1937 г. отмечал, что "проблема соляных куполов представляет одну из труднейших и запутанных проблемы <...> Исследования проблемы воспитания в России начала 90-х годов X X века позволили установить, что основные <...> Незначительно количество научных публикаций по рассматриваемой проблеме за последние 60 лет. <...> Copyright ОАО «ЦКБ «БИБКОМ» & ООО «Aгентство Kнига-Cервис» 6 связи с. исследованием проблемы семейного <...>Проблема исследования состоит в выявлении вклада института классных наставников России П половины XIX

Предпросмотр: Проблема классного наставничества в теории и практике общеобразовательной школы России (II половина XIX-начало XX в.).pdf (0,0 Мб)

48

Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков

Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась <...> : "Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков", проблема <...> В первой главе "Проблема экологического воспитания подростков в современной педагогической науке и практике <...> Безусловно, игра не призвана решить все проблемы и противоречия становления личности подростка, но может <...> К вопросу эколого-эстетического развития личности средствами народной игры // Проблемы образования на

Предпросмотр: Духовно-экологическое содержание и формы народных игр как средство развития младших подростков.pdf (0,1 Мб) Проблема проблемы <...> анализ общей и специальной психологопедагогической литературы по проблеме исследования. <...> Данные проведенных исследований и наблюдений доказывают актуальность поставленной в работе проблемы . Предпросмотр: Педагогические функции тестов в современной школе.pdf (0,2 Мб)

Новое философское использование слова несоизмеримость - результат бесед Пола Фейерабенда с Томасом Куном на Телеграф Авеню в Беркли около 1960 года.

Что оно означало до того, как эти два человека вновь ввели его в обиход? Это слово имело точный смысл в греческой математике. Оно означало не имеют общей меры.

Два отрезка длины имеют общую меру (соизмеримы), если (для некоторых n и m) m отрезков первой длины будут равны по длине n отрезкам второй длины. Таким образом, мы можем измерить один отрезок другим. Не все длины соизмеримы. Диагональ квадрата не соизмерима с его стороной, или, как мы сейчас выражаем этот факт, √2 не представим рациональным числом вида m/n, где m и n целые числа.

Когда философы используют метафору несоизмеримости, они не имеют в виду что-либо настолько точное. Они думают о сравнении научных теорий, но конечно же, не может существовать точной меры для этой цели. После двадцати лет ожесточенных споров, само слово несоизмеримый стало относиться к трём различным вещам. Я буду называть их несоизмеримостью вопросов, разобщением и несоизмеримостью значения. Первые две, в отличие от третьей, могут быть довольно понятными. […]

Структура науки Эрнеста Нагеля , вышедшая в 1961 году, была одним из классических произведений по философии науки, написанных в последнее время на английском языке, (Заглавия могут говорить о многом. Главной удачей 1962 года стала книга Структура научных революций). Нагель говорит о стабильных структурах и непрерывности. Он принимает за само собой разумеющееся то, что знания стремятся к накоплению.

Время от времени теория Т заменяется теорией Т1. Когда следует менять теорию? Идея Нагеля заключается в том, что новая теория Т1 должна быть способной объяснить те явления, которые объясняются теорией Т, и, кроме того, делать все те оправдывающиеся предсказания, которые делает теория Т. В дополнение к этому, она должна либо исключать некоторую ошибочную часть Т, либо покрывать более широкий круг явлений или предсказаний. В идеале Т1 делает и то, и другое. В этом случае Т1 поглощает, включает в себя (subsumes) Т.

Если Т1 поглощает Т, то, грубо говоря, существует общая мера для сравнения обеих теорий. В любом случае, правильная часть Т включается в Т1. Так что мы можем метафорически говорить, что Т и Т1 соизмеримы. Такая соизмеримость предоставляет базис для рационального сравнения теорий. […]

Наука находится в состоянии непрестанного развития, она подвижна и открыта. В ходе научного познания меняется совокупность актуальных проблем, открываются и вводятся в рассмотрение новые факты, отбрасываются прежние теории и создаются более совершенные, имеющие порой поистине революционное значение. Ход познания демонстрирует нам извечное брожение научного духа.

В самой философии и методологии науки заметно существенное нарастание именно динамической проблематики. Если в первой половине XX века преобладали проблемы, связанные с логическим анализом научного языка, структуры теории, процедур дедуктивного и индуктивного вывода, то со второй половины XX века становится весьма заметен поворот от логики к истории. Динамика науки, закономерности и движущие факторы ее развития, проблемы взаимоотношения и соизмеримости старых и новых теорий, соотношение консерватизма и радикализма в науке, вопросы рационального преодоления научных разногласий и рационального перехода от одних теоретических позиций к другим - вот что становится объектом преимущественного интереса философов, приводя порой к бурным дискуссиям.

Целью реферата является рассмотрение важнейшего вопроса: как именно (революционно или революционно) происходит развитие науки.

Задача данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные модели развития науки. В истории науки существуют четыре подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития: кумулятивизм и антикумулятивизм (варианты которого - теория научных революций Куна, теория научно-исследовательских программ Лакатоса), а также уникализм (теории кейс-стадис) и анархизм Фейерабенда.

1 Кумулятивизм

Кумулятивизм (от лат. Cumula - увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний . Такое понимание абсолютизирует количественный момент роста, изменения знания, непрерывность этого процесса и исключает возможность качественных изменений, момент прерывности в развитии науки, научные революции. Сторонники кумулятивизма представляют развитие научного знания как простое постепенное умножение числа накопленных фактов и увеличение степени общности устанавливаемых на этой основе законов. Так, Г. Спенсер мыслил механизм развития знания по аналогии с биологическим механизмом наследования благоприобретенных признаков: истины, накопленные опытом ученых предшествующих поколений, становятся достоянием учебников, превращаются в априорные положения, подлежащие заучиванию .

Рассмотрим наиболее разработанный пример эволюционной модели внутреннего развития науки - концепцию Стивена Тулмина. В оппозиции неопозитивистским представлениям о научном мышлении как строгом следовании логическим нормам Тулмин выдвигает на передний план другой тип организации научного мышления, основанный на понимании. Пони¬мание в науке, по Тулмину, задается, с одной стороны, соответствием «матрицам» (стандартам) понимания, принятым в научном сообществе в данный исторический период, с другой стороны – проблемными ситуациями и прецедентами, выступающими основой «улучшения понимания». Анализируя концептуальные точки зрения, эпистемолог должен обращаться к той ситуации понимания (или проблемной ситуации), с которой сталкивается ученый, и относительно которой он решает, какие интеллектуальные средства необходимо ввести и актуализировать в этой ситуации.

Тулмин формулирует взгляд на эпистемологию как теорию исторического формирования и функционирования «стандартов рациональности и понимания, лежащих в основе научных теорий». По Тулмину, учёный считает понятными те события или явления, которые соответствуют принятым им стандартам. То, что не укладывается в «матрицу понимания, считается аномалией, устранение которой (т. Е. улучшение понимания) выступает как стимул эволюции науки.

Согласно данной теории, основные черты эволюции науки сходны с дарвиновской схемой биологической эволюции.

Механизм эволюции концептуальных популяций, согласно Тулмину, состоит в их взаимодействии с совокупностью внутринаучных (интеллектуальных) и вненаучных факторов. Решающее условие выживания тех или иных понятий - значительность их вклада в улучшение понимания. Эволюция теорий зависит от исторически меняющихся стандартов и стратегий рациональности, которые в свою очередь подвергаются обратному воздействию со стороны эволюционирующих дисциплин. В этом смысле внутренняя (рационально реконструируемая) и внешняя (зависящая от вненаучных факторов) истории науки являются дополняющими друг друга сторонами одного и того же процесса адаптации научных понятий к требованиям «среды их обитания». Соответственно объяснение «успеха» тех или иных интеллектуальных инициатив предполагает рассмотрение «экологии» частной культурно-исторической ситуации. В любой проблемной ситуации дисциплинарный отбор «признает» те из конкурирующих инноваций, которые лучше всего адаптируются к «требованиям» местной «интеллектуальной среды». Эти «требования» охватывают как те проблемы, которые каждый концептуальный вариант призван решить, так и другие упрочившиеся понятия, с которыми он должен сосуществовать. Взаимосвязь понятий «экологическое требование» и «ниша», «адаптивность» и «успех» составляют предмет «интеллектуальной экологии».

Иногда модель кумулятивизма объясняют на основе принципа обоб¬щения фактов и генерализации теорий; тогда эволюция научного знания истолковывается как движение в сторону все больших обобщений, а смена научных теорий понимается как смена менее общей теории более общей. В качестве примеров обычно приводились классическая механика, с одной стороны, и теория относительности и квантовая механика - с другой; арифметика натуральных чисел, с одной стороны, и арифметика рациональных или действительных чисел - с другой, евклидова и неевклидова геометрии и т. п.

2 Антикумулятивизм

Антикумулятивизм предполагает будто в ходе развития познания не существует каких-либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов . История науки изображается представителями антикумулятивизма в виде непрекращающейся борьбы и смены теорий, методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности.

Рассмотрим в качестве примера модель научных революций Томаса Куна .

Основное понятие этой концепции - парадигма, т. Е. господствующая теория, задающая норму, образец научного исследования в какой-либо области науки, определенное видение мира учеными. Парадигма основана на вере. Структура парадигмы:

1. Символические обобщения типа второго закона Ньютона, закона Ома, закона Джоуля-Ленца и т.д.

2. Концептуальные модели, примерами которых могут служить общие утверждения такого типа: «Теплота представляет собой кинетическую энергию частей, составляющих тело» или «Все воспринимаемые нами явления существуют благодаря взаимодействию в пустоте качественно однородных атомов».

3. Ценностные установки, принятые в научном сообществе и проявляющие себя при выборе направлений исследования, при оценке полученных результатов и состояния науки в целом.

4. Образцы решений конкретных задач и проблем, с которыми неизбежно сталкивается, например, студент в процессе обучения.

Носителем, выразителем и разработчиком парадигмы на любой стадии истории науки является научное сообщество. «Парадигма - это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму». Важным для концепции Куна является также понятие научного сообщества, состоящего из практикующих специалистов, работающих в определенной научной области. Члены данного сообщества имеют аналогичное образование и подвергаются одинаковому процессу посвящения (введения в научное сообщество), после чего все они принимают одну и ту же специальную литературу, извлекают из нее аналогичные знания по многим пунктам, а границы этой стандартной литературы маркируют обычно границы данной научно-исследовательской области.

В философию науки Кун вводит не субъект познания классической теории познания с соотнесенным с ним объектом познавательной деятельности, а исторически существующее научное сообщество, с выработанным взглядом на мир, с достаточно четко очерченным кру¬ Ом проблем, решение которых допустимыми методами считается научным. Все, что не относится к общепринятым образцам и стандартам, считается ненаучным. С этой точки зрения парадигма -довольно консервативное образование, ее изменение происходит медленно и не всегда безболезненно. Развитие науки представлено Куном как процесс возникновения, эволюционного изменения и смены парадигм. Этот процесс можно описать при помощи четырех включенных в него стадий.

Первая стадия может быть названа допарадигмальной, когда имеют место различные, возможно даже случайные, точки зрения, отсутствуют фундаментальные концепции, общая проблематика на этом этапе никак не выражена, поэтому не может существовать никаких общих стандартов и критериев оценки и сравнения хаотически получаемых результатов. Этот период, относящийся фактически к генезису науки, практически находится за пределами рассмотрения модели развития по Куну поскольку отличительной особенностью развитой науки является как раз наличие в ней парадигмы.

Вторая стадия развития науки имеет большое значение, т. К. связана с созданием и формированием единой парадигмы. Возникает и постепенно становится общепринятой фундаментальная концепция, которая ставит множество пока еще нерешенных проблем. Фундаментальные идеи и теории никогда изначально не могут быть представлены в окончательно завершен¬ном виде, они требуют значительной доработки и совершенствования. Фундаментальная идея определяет основное стратегическое направление движения научной мысли. Создается научное сообщество, организуется процесс образования, готовятся специализированные научные кадры в различных направлениях фундаментальной науки, охватывающие теоретические, экспериментальные и прикладные аспекты научной деятельности. Основой образования всегда был и остается учебник, в содержание материала которого входят не только теоретические достижения классиков парадигмы, но и наиболее важные эксперименты и опыты. В процессе образования этот материал невольно способствует закреплению и стандартизации наиболее удачных образцов решения проблем. Через образование парадигма способствует становлению дисциплины мышления.

Третья стадия развития науки названа Куном «нормальной наукой». Она соответствует эволюционному периоду развития науки, когда парадигма сложилась и уже не нужны новые теории. Все усилия ученых в этот период направлены на совершенствование фундаментальной концепции, на накопление фактов, подтверждающих основные идеи, на решение нерешенных проблем. Такие проблемы Кун называет «головоломками», т. Е. интеллектуальными задачами, решение которых существует, но пока еще не известно. Состояние знания, принимаемого в этот период, не допускает никакой критики и инакомыслия. Человек, не соглашающийся с фундаментальными принципами парадигмы или предлагающий совершенно несовместимые с ней взгляды, просто не включается в научное сообщество. Никакая критика в этот период не допускается. Если ученые сталкиваются с фактами, которые не могут быть объяснены, исходя из принятой парадигмой установки, то они их просто игнорируют. Такие факты называются аномалиями. С течением времени количество аномалий может оказаться достаточно большим. Некоторые из головоломок, оставшись нерешенными, могут перейти в разряд аномалий, т. е. сама парадигма внутри себя может порождать аномалии. Стремление к совершенствованию фундаментальных принципов и теорий при объяснении возникающих несоответствий приводит к усложнению теорий (заметим, что при любом количестве несоответствий теории фактам, она не отбрасывается, как предполагал Поппер). Наконец, неспособность парадигмы объяснить накопившиеся аномалии и несоответствия фактам приводит к возник-новению кризиса. Научное сообщество начинает обсуждать парадигму.

Кризис и связанный с ним поиск новых фундаментальных идей, способных решить накопленные аномалии, составляют четвертую стадию развития науки, которая завершается научной революцией, после которой утверждается новая фундаментальная теория и образуется новая парадигма. Научная революция - это переходный период от старой парадигмы к новой, от старой фундаментальной теории к новой, от старой картины мира к новой. Революции в науке являются логическим результатом накопления в ходе функционирования нормальной науки аномалий - некоторые из них могут привести не только к необходимости моди¬фикации теории, но и к ее замене. В этом случае происходит выбор между двумя теориями или более.

Согласно концепции Куна, новая фундаментальная теория и соответствующая ей парадигма, возникающие после научной революции, настолько отличаются от предыдущих, что оказываются несоизмеримыми, во всяком случае в теоретическом плане преемственности не существует. Казалось бы, что новая парадигма способна решить головоломки и аномалии старой теории и кроме того выдвигает и решает новые проблемы, увеличивая тем самым запас знаний. Но все дело в том, что в постреволюционный период формирования новой парадигмы она еще на¬столько слаба и несовершенна, что старая парадигма, по крайней мере по количеству решаемых проблем внешне выглядит более привлекательной и авторитетной. Но все-таки новая парадигма в конце концов побеждает. Объясняют это обычно социальными факторами. Несоизмеримость парадигм приводит к выводу о том, что наука развивается дискретно от одной пара¬дигмы к другой, внутри каждой из которых развитие происходит эволюционным образом. Но если мы говорим о развитии прогрессивном, то следует ответить на вопросы, связанные с преемственностью, наследованием научного знания и возникновением нового знания. Вот что по этому поводу пишет Кун: «Поскольку масштабной единицей научных достижений служит решенная проблема и поскольку группа хорошо знает, какие проблемы уже были решены, очень немногие ученые будут склонны легко принимать точку зрения, которая снова ставит под вопрос многие ранее решенные проблемы. Природа должна сама первая подрывать профессиональную уверенность, указывая на уязвимые стороны прежних достижений. Кроме того, даже тогда, когда это случается и появляется на свет новый кандидат в парадигму, ученые будут сопротив¬ляться его принятию, пока не будут убеждены, что удовлетворены два, наиболее важных условия. Во-первых, новый кандидат должен, по-видимому, решать какую-то спорную и в целом осознанную проблему, которая не может быть решена никаким другим способом. Во-вторых, новая парадигма должна обещать сохранение в значительной мере реальной способности решения проблем, которая накопилась в науке благо¬даря предшествующим парадигмам. Новизна ради новизны не является целью науки, как это бывает во многих других творческих областях. В результате, хотя новые парадигмы редко обладают или никогда не обладают всеми возможностями своих предшественниц, они обычно сохраняют огромное количество наиболее конкретных элементов прошлых достижений и, кроме того, всегда допускают дополнительные конкретные решения проблем».

3 Уникализм

Кейс стадис (case studies) – ситуационные исследования. Это направление начинает выдвигаться на передний план в 70-е годы. В работах такого рода прежде всего подчеркивается необходимость остановить внимание на отдельном событии из истории науки, которое произошло в определенном месте и в определенное время. Кейс стадис - это как бы перекресток всех возможных анализов науки, сфокусированных в одной точке с целью обрисовать, реконструировать одно событие из истории науки в его цельности, уникальности и невоспроизводимости. Процесс индивидуализации изучаемых исторических событий, который начался с выдвижения на передний план в качестве предмета изучения строя мышления определенной эпохи, радикально трансформирующегося с ходе глобальной научной революции, завершается ситуационными исследованиями, которые являются уже прямым антиподом кумулятивистских, линейных моделей развития науки. В кейс стадис ставится задача понять прошлое событие не как вписывающееся в единый ряд развития, не как обладающее какими-то общими с другими событиями чертами, а как неповторимое, невоспроизводимое в других условиях. В исторических работах прежнего типа историк стремился изучить как можно больше фактов с тем, чтобы обнаружить в них нечто общее и на этом основании вывести общие закономерности развития. Теперь историк изучает факт как событие, событие многих особенностей развития науки, сходящихся в одной точке с тем, чтобы отличить ее от других.

Обозначим некоторые методологически значимые особенности кейс стадис, опираясь на сказанное об этих исследованиях выше.

Во-первых: процессуальность, эти исследования сосредоточены не столько на некотором готовом факте, окончательном итоге научного открытия, сколько на самом событии, по возможности целостном и неповторимом. Такое событие может, на первый взгляд, предстать очень частным и незначительным, но оно несет в себе некоторые симптомы переломных, поворотных моментов в истории науки. С другой стороны, такие события, сознают это сами исследователи или нет, оказываются своеобразным, легкообозримым и точно определяемым перекрестком разных направлений историко-научного поиска, будь то анализ процесса творчества, социальных условий, соотношения общесоциального и собственно научного сообщества, структуры научного знания и т.д. Кейс стадис сочетают в себе, что очень важно, синтетичность, универсальность и локальность, точечность, легкообозримую предметность анализируемого события.

Во-вторых: локальность, для кейс стадис важно, что в качестве целостного и уникального берется событие малое по объему: это, как правило, не культура какого-то длительного периода времени в истории, не культура большого региона, нет, изучаются события локализованные, такие, как отдельный текст, научный диспут, материалы конференции, научное открытие в определенном научном коллективе и т.д.

В-третьих: значительность, особое значение для кейс стадис приобретает возможность охарактеризовать их как некую воронку, в которую втягиваются и предшествующие события, и пос¬ледующие, хотя предмет изучения характеризует настоя-щее науки, «теперь», пусть даже это «теперь» и относится хронологически к прошлым векам.

4 Анархизм

Полу Фейерабенду было суждено завершить развитие логико-аналитического направления в философии науки, которое тогда еще только зарождалось в стенах Венского университета.

Фейерабенд назвал свою концепцию эпистемологическим анархизмом. Что же она собой представляет? С точки зрения методологии анархизм является следствием двух принципов:

1. Принципа пролиферации (от латинского proles - потомство, fero - несу; буквально: разрастание ткани организма путем разложения клеток);

2. Принципа несоизмеримости.

Согласно первому из них. Требуется изобретать (размножать) и разрабатывать теории и концепции, не совместимые с существующими и признанными теориями. Это означает, что каждый ученый - вообще говоря, каждый человек - может (и должен) изобретать свою собствен¬ную концепцию и разрабатывать ее. Сколь бы абсурдной и дикой она ни казалась окружаю¬щим.

Принцип несоизмеримости, гласящий, что теории невозможно сравнивать друг с дру¬ Ом, защищает любую концепцию от внешней критики со стороны других концепций. Так, если кто-то изобрел совершенно фантастическую концепцию и не желает с ней рас¬ставаться, то с этим нельзя ничего сделать: нет фактов, которые можно было бы ей про¬тивопоставить, так как она формирует свои собственные факты; не действуют указания на несовместимость этой фантазии с фундаментальными законами естествознания или с современными научными теориями, так как автору этой фантазии данные законы и тео¬рии могут казаться просто бессмысленными; невозможно упрекнуть его даже в нарушении законов логики, ибо он может пользоваться своей особой логикой.

Автор фантазии создает нечто похожее на парадигму Куна: это особый мир и все, что в него не входит, не имеет для автора никакого смысла. Таким образом, формируется методологическая основа анархизма: каждый во¬лен изобретать свою собственную концеп¬цию; ее невозможно сравнить с другими кон¬цепциями, ибо нет никакой основы для тако¬го сравнения; следовательно, все допустимо и все оправданно.

История науки подсказала Фейерабенду еще один аргумент в пользу анархизма: не существует ни одного методологического правила или нормы, которые не нарушались бы в то или иное время тем или иным ученым. Более того, история показывает, что ученые часто действовали и вынуждены были действовать в прямом противоречии с существу-ющими методологическими правилами. Отсюда следует, что вместо существующих и признанных методологических правил мы можем принять прямо им противоположные. Но и первые, и вторые не будут универсаль¬ными. Поэтому философия науки вообще не должна стремиться к установлению каких-либо правил научного исследования.

Фейерабенд отделяет свой эпистемологический (теоретико-познавательный) анархизм от политического анархизма, хотя между ними имеется и определенная связь. У поли¬тического анархиста есть политическая про¬грамма, он стремится устранить те или иные формы организации общества. Что же касается эпистемологического анархиста, то он иногда может защищать эти нормы, поскольку он не питает ни постоянной вражды, ни неизменной преданности ни к чему - ни к какой общественной организации и ни к ка-кой форме идеологии. У него нет никакой жесткой программы, и он вообще против вся-ких программ. Свои цели он выбирает под влиянием какого-то рассуждения, настроения, скуки, из желания произвести на кого-нибудь впечатление и т. д. Для достижения избран-ной цели он действует в одиночку, однако может примкнуть и к какой-нибудь группе, если это покажется ему выгодным. При этом он использует разум и эмоции, иронию и де-ятельную серьезность - словом, все сред¬ства, которые может придумать человеческая изобретательность. «Нет концепции - сколь бы «абсурдной» или «аморальной» она ни казалась, - которую бы он отказался рассмат¬ривать или использовать, и нет метода, кото-рый бы он считал неприемлемым. Единствен¬ное, против чего он выступает открыто и бе-зусловно, - это универсальные стандарты, универсальные законы, универсальные идеи, такие, как «Истина», «Разум», «Справедли¬вость», «Любовь» и поведение, предписыва-емое ими…» .

Анализируя деятельность родоначальни¬ков современной науки, Фейерабенд прихо¬дит к выводу, что наука вовсе не рациональна, как считает большинство философов. Но тогда возникает вопрос: если в свете совре¬менных методологических требований наука оказывается существенно иррациональной и может развиваться, лишь постоянно нарушая законы логики и разума, то чем же тогда она отличается от мифа, от религии? В сущнос¬ти, ничем, отвечает Фейерабенд.

Действительно, как отличают науку от мифа? К характерным особенностям мифа обычно относят то, что его основные идеи объявлены священными; всякая попытка по-сягнуть на них наталкивается на табу; факты и события, не согласующиеся с центральны-ми идеями мифа, отбрасываются или приводятся с ними в соответствие посредством вспо¬могательных идей; никакие идеи, альтернатив¬ные по отношению к основным идеям мифа, не допускаются, и если все-таки они возника¬ют, то безжалостно искореняются (порой вме¬сте с носителями этих идей). Крайний догма¬тизм, жесточайший монизм, фанатизм и нетер¬пимость к критике - вот отличительные чер¬ты мифа. В науке же, напротив, распростране¬ны терпимость и критицизм. В ней существу¬ет плюрализм идей и объяснений, постоянная готовность к дискуссиям, внимание к фактам и стремление к пересмотру и улучшению при¬нятых теорий и принципов.

Фейерабенд не согласен с таким изображе¬нием науки. Всем ученым известно, и Кун выразил это с большой силой и ясностью, что в реальной, а не выдуманной философами науке свирепствуют догматизм и нетерпи¬мость. Фундаментальные идеи и законы рев¬ниво охраняются. Отбрасывается все, что рас¬ходится с принятыми теориями. Авторитет крупных ученых давит на их последователей с той же слепой и безжалостной силой, что и авторитет создателей и жрецов мифа на веру¬ющих. Абсолютное господство парадигмы над душой и телом ученых рабов - вот прав¬да о науке. Но в чем же тогда преимущество науки перед мифом, спрашивает Фейерабенд, почему мы должны уважать науку и прези¬рать миф?

Нужно отделить науку от государства, как это уже сделано в отношении религии, при¬зывает Фейерабенд. Тогда научные идеи и теории уже не будут навязываться каждому члену общества мощным пропагандистским аппаратом современного государства. Основ-ной целью воспитания и обучения должны быть всесторонняя подготовка человека к тому, чтобы, достигнув зрелости, он мог со¬знательно и потому свободно сделать выбор между различными формами идеологии и деятельности. Пусть одни выберут науку и научную деятельность, другие примкнут к одной из религиозных сект, третьи будут ру-ководствоваться мифом и т. д. Только такая свобода выбора, считает Фейерабенд, совме-стима с гуманизмом, и только она может обес¬печить полное раскрытие способностей каждого человека. Никаких ограничений в обла¬сти духовной деятельности, никаких обяза¬тельных для всех правил, законов, полная сво¬бода творчества - вот лозунг эпистемологического анархизма.

Вывод

Современное состояние аналитической философии науки можно охарактеризовать, пользуясь терминологией Куна, как кризис. Парадигма, созданная логическим позитивиз-мом, разрушена, выдвинуто множество аль¬тернативных методологических концепций, но ни одна из них не может решить стоящих проблем. Нет ни одного принципа, ни одной методологической нормы, которые не подвер¬гались бы сомнению. В лице Фейерабенда аналитическая философия науки дошла до выступления против самой науки и до оправ-дания самых крайних форм иррационализма, Однако если исчезает всякая грань между наукой и религией, между наукой и мифом, то должна исчезнуть и философия науки как теория научного познания. За последние несколько десятилетий в философии науки не по¬явилось по сути дела ни одной новой ориги¬нальной концепции и сфера интересов боль¬шей части исследователей постепенно смеща¬ется в область герменевтики, социологии на¬уки и этики науки.

Список литературы:

1. История философии: Запад-Россия-Восток (книга четвертая. Философия ХХв.) – М.: «Греко-латинский кабинет№ Ю.А. Шичалина, 1999 – 448с.

2. Грязнов Б.С. Логика. Рациональность, творчество. М.: Наука, 1982

3. Ушаков Е.В. Введение в философию и историю науки. М.: Наука, 1997

4. Электронный ресурс – «Электронная энциклопедия»

Несоизмеримость теорий- тезис, согласно которому невозможно определить рациональные критерии для сопоставления, сравнения различных теорий, относящихся к одной и той же эмпирической области. Понятие несоизмеримости заимствовано из греческой математики, где оно означало отсутствие общей меры. В философию науки понятие несоизмеримости теорий было введено в нач. 70-х гг. Т. Куном и П. Фейерабендом.

Можно выделить две формулировки тезиса о несоизмеримости теорий, разных по силе и содержанию (соответственно ТН1 и ТН2). Согласно ТН1, нет общей, сохраняющейся при переходе от одной теории к другой основы для их сравнения. Согласно ТН2, не существует абсолютных оценок, на основании которых можно было бы сделать однозначный выбор между теориями.

В основе ТН1 лежит убеждение, что традиционные для философии науки представления о сравнении последовательных теорий являются упрощенными и не соответствуют реальной научной практике. “Традиционные” представления о сравнении теорий состояли в следующем. Пусть есть две конкурирующие теории Т1 и Т2. Из Т1 следует El, из Т2 - Е2, где El и Е2 - следствия теорий Т1 и Т2. Пусть удалось осуществить эксперимент, подтверждающий El и не подтверждающий Е2. Основываясь на результате этого эксперимента, полагают, что Т1 верна, а Т2 не верна, и отдают предпочтение первой.

Сторонники ТН1 утверждают, что традиционные представления базируются на двух неверных предпосылках. Одна из них состоит в предположении, что смысл терминов, общих для двух теорий, сохраняется при переходе от одной теории к другой. Другая состоит в предположении, что существует если и не теоретически свободный, то по крайней мере нейтральный по отношению к сравниваемым теориям язык наблюдения.

Отвергая первое допущение, сторонники ТН1 утверждают, что значение терминов при смене фундаментальных теорий не остается неизменным.

ТН2 является более слабой версией ТН1: отрицается существование только абсолютных критериев и оценок. И если ТН1 неадекватен научной практике, то ТН2 с некоторыми оговорками справедлив: абсолютных критериев и оценок теорий действительно не существует. Бессмысленно ставить вопрос, какая из последовательно сменяющих теорий “лучше”, если употреблять это слово в смысле большего соответствия “лучшей” теории некоему абстрактному внеисторическому эталону оценки теорий. Новая теория является более углубленной, точной и специализированной реконструкцией реальности, и, имея это в виду, можно говорить о прогрессе в развитии научного знания.

Сторонники тезиса о несоизмеримости теорий считают справедливым не только ТН2, но и ТН1. Характерна в этом плаке позиция П. Фейерабекда. Признание в качестве справедливого ТН1 служит для него основанием для поисков внеэмпирических стандартов оценки теорий. П. Фейрабенд указывает на целый ряд формальных и неформальных критериев сравнения теорий. Однако он считает, что эти требования в значительной степени субъективны. Утверждая на этом основании неизбежность превращения оценки и отбора теорий из руппшой процедуры в комплексное решение, опирающееся на борьбу мнений, предпочтений и т. п., Фейерабенд делает вывод о невозможности рациональной реконструкции процесса смены фундаментальных научных теорий.