Утеплители Изоляция Блоки

Погрузочно-разгрузочные операции, краткосрочное хранение на этапах перемещения. Тормозные устройства исполнительных механизмов крана

Тормозные устройства исполнительных механизмов крана


К атегория:

Рабочее оборудование автомобильного крана

Тормозные устройства исполнительных механизмов крана


В исполнительных механизмах применяются как ленточные, так и колодочные тормозные устройства. Описание таких тормозных устройств, когда они не являются отдельными узлами, приводится совместно с описанием исполнительных механизмов. Исключение составляют ленточные постоянно-замкнутые неуправляемые тормоза с храповым механизмом, устанавливаемые до 1965 г. на грузовой и стреловой лебедках крана ЛАЗ-690. Эти тормоза рассматриваются отдельно. Они являютя очень ответственными узлами. От их состояния зависит нормальная работа автомобильного крана. Ленточными и колодочными тормозными устройствами оснащены грузовые и стреловые лебедки многих автомобильных кранов: ЛАЗ-690, К-32, АК-5Г, АК-5, АК-75, КГМ-5Р, а также КТС-ЗГ и КТС-ЗВ, находящихся в настоящее время в эксплуатации.

Тормоз грузовой и стреловой лебедок крана

Ленточные тормоза ЛАЗ-690 (рис. 100) состоит из шкива, свободно посаженного на шейке червячного вала, храпового колеса, закрепленного на конце того же вала, и стальной ленты с тормозной обкладкой. В диске тормозного шкива закреплены оси трех собачек, которые свободно сидят на осях. Собачки прижаты к зубьям храпового колеса пружинами. Обкладка тормозной ленты охватывает шкив по окружности на 270°. В качестве фрикционного материала для обкладок применяют тормозную асбестовую или вальцованную ленту.


Рис. 100. Ленточный тормоз с храповым механизмом:
а - с двумя защелками; б - с тремя защелками; 1 - корпус; 2 - шкив; 3 - червячный вал; 4 - храповое колесо; 5 - пружина; 6 - ось; .7 - лента; 8 - обкладка; 9 - собачка (защелка); 10 - проушина; 11 - стержень; 12 - пружина; 13 - регулировочная гайка

Стальная лента одним концом крепится к проушине; на другом конце ее имеется стержень натяжного устройства. Натяжение ленты создается пружиной. Сила натяжения регулируется гайкой. Трение, возникающее между рабочими поверхностями шкива и обкладки ленты, удерживает шкив в неподвижном состоянии.

Во время работы грузовой и стреловой лебедок на подъем храповое устройство не препятствует вращению червячного вала. При работе лебедок на спуск червячный вал может вращаться только вместе со шкивом, преодолевая тормозной момент. Возникающая при этом сила трения вызывает нагрев шкива и ленты.


Рис. 101. Колодочный тормоз ЛАЗ-690::
1 - корпус лебедки; 2 - шлицевой вал; 3 - корпус тормоза; 4 - ведомая полумуфта; 5 - колодка; 6 - тормозная накладка; 7 - пружина; 8 - направляющий палец; 9 - направляющая; 10 - шатун; И - ведущая полумуфта; 12 и 13 - пальцы; 14 - крышка

Согласно правилам Госгортехнадзора, утвержденным в 1964 г., грузовые и стреловые лебедки автомобильных кранов должны быть снабжены тормозами замкнутого типа, растормаживающимися при включении привода.

Применять у механизмов подъема и изменения вылета стрелы ленточные управляемые тормоза открытого типа и тормоза постоянно замкнутые (неуправляемые) не разрешается. На основании этого грузовую й стреловую лебедки крана ЛАЗ-690 в настоящее время снабжают колодочными тормозами, размыкающимися в момент включения привода.

Такой колодочный тормоз (рис. 101) состоит из корпуса, который служит тормозным барабаном и закреплен болтами на корпусе лебедки.

Внутри корпуса размещены ведомая и ведущая полумуфты, шатуны, соединяющие полумуфту с колодками через пальцы, и разжимные пружины.

Ведомая полумуфта установлена на шлицевом конце червячного вала, ведущая полумуфта крепится болтами к фланцу карданного вала, идущего от распределительной коробки.

Колодки с тормозными накладками могут перемещаться в направляющих. К внутренней поверхности барабана колодки прижаты усилием двух пружин, надетых на направляющие пальцы.

Для предохранения от попадания внутрь тормоза пыли, масла и влаги корпус закрыт крышкой с уплотнительным устройством.

При включении исполнительных механизмов крана на подъем груза или стрелы крутящий момент от распределительной коробки передается через карданный вал на ведущую полумуфту.

Ведущая полумуфта в зависимости от величины воспринимаемого усилия поворачивается на определенный угол и через шатуны, преодолевая усилие пружин, отводит колодки от корпуса тормоза.

При таком положении между накладками тормозных колодок и внутренней поверхностью корпуса тормоза образуется зазор, торможение прекращается и усилие червячному валу передается без потерь на трение.

Как только крутящий момент не будет подводиться к ведущей полумуфте (подъем приостановлен), пружины, преодолевая сопротивление трансмиссии, прижмут колодки к корпусу тормоза - произойдет торможение.

Аналогично работает тормоз и при включении исполнительных механизмов крана на опускание груза или стрелы. При этом изменяется величина крутящего момента, передаваемого на ведущую полумуфту, а также направление ее поворота.

От действия веса груза и стрелы на барабанах лебедок при работе создается крутящий момент, способствующий самопроизвольному опусканию груза.
Этот момент преодолевается при подъеме или опускании груза крутящим моментом, передаваемым двигателем; при остановке подъема или спуска -тормозным моментом, создаваемым тормозом.

Такой колодочный тормоз передает усилие от распределительной коробки к лебедкам в любом направлении и исключает передачу его от лебедки к распределительной коробке.

К-104 выпуска до 1960 г., применяемый на всех его исполнительных механизмах. Тормоз состоит из основания, на котором установлены два стальных изогнутых рычага, в которых укреплены чугунные колодки с тормозной обкладкой. На рычаге, в его верхней части, установлен короткоходовой электромагнит; его толкатель упирается в торец стержня, на который действует пружина, одним концом упирающаяся в скобу, закрепленную на рычаге, другим - в шайбу стержня, закрепленного в рычаге.

Рис. 102. Колодочный тормоз крана К-Ю4:
1 - основание; 2 и 10 - рычаги; 3 - шкив; 4 - колодка; 5 - пружина; 6 - стержень; 7 - толкатель; 8 - якорь; 9 - короткоходовой электромагнит

При включения электродвигателя срабатывает электромагнит тормоза, якорь притягивается к сердечнику и через толкатель надавливает на стержень, рычаг отходит от шкива влево до упора в регулировочный винт, затем отходит вправо рычаг и механизм растормаживается. При выключении электродвигателя исполнительного механизма прекращается и питание электромагнита. Под действием пружины рычаги сближаются и колодки одновременно зажимают шкив тормоза.

Колодочные тормоза, применяемые в исполнительных механизмах крана К-104 выпуска после 1960 г. и крана К-162, очень похожи с описанным выше, но отличаются от него тем, что тормозное усилие создается пружиной, а усилие растормаживания создается электрогидравлическим толкателем.

В исполнительных механизмах крана К-2,5-1Э применены колодочные тормоза закрытого типа. Замыкаются колодки тормозным грузом, а размыкаются с помощью длинноходового электромагнита.

Регулирование тормозов

Регулирование тормозов грузовой и стреловой лебедок у перечисленных выше кранов имеет важное значение. Перед тем как регулировать тормоза, необходимо убедиться в отсутствии смазки на рабочей поверхности шкива и ленты, проверить, не повреждены ли детали тормоза, а также правильно ли прилегают обкладки ленты к шкиву.

Тормоза регулируют на максимальный тормозной момент. Максимальная нагрузка на тормозе стреловой лебедки создается при подъеме наименьшего груза весом Q тс на наибольшем вылете стрелы Rм. Максимальная нагрузка на тормозе грузовой лебедки обеспечивается при подъеме краном наибольшего груза весом Q тс на наименьшем вылете стрелы Rм.

При регулировании ленточного тормоза на подъем груза пружину натяжения тормозной ленты затягивают, пока не соприкоснутся ее витки.

Регулирование производят при соответствующем весе груза, который поднимают на высоту не более 200 мм. После этого гайку, регулирующую натяжение пружины, медленно отворачивают до появления пробуксовки тормозного шкива. Пробуксовка - вращение шкива должно быть медленным, без рывков, а самопроизвольное опускание груза происходить с незначительной скоростью.

Чтобы обеспечить необходимый запас торможения, увеличивают натяжение тормозной ленты. Для этого дополнительно сжимают пружину, вращая регулировочную гайку на 4-5 оборотов. После окончания регулирования регулировочную гайку закрепляют контргайкой. Правильность регулирования тормоза проверяется трехкратным подъемом груза на высоту 1-1,5 м.

Последовательность регулирования тормозов лебедок каждого крана такая: сначала регулируют тормоз стреловой лебедки, затем - грузовой лебедки.
Правильное регулирование тормозов лебедок имеет большое значение. Чрезмерная затяжка их может вызвать поломку деталей тормозного или другого узла трансмиссии, а также усиленный нагрев тормозной ленты и шкива. Недостаточная затяжка тормоза может привести к аварии - падению груза или стрелы.

Автомобильные краны ЛАЗ-690, К-32, АК-5, АК-5Г, АК-75, КТС-ЗГ и КТС-ЗВ имеют различную характеристику грузоподъемности. Данные для регулирования тормозов этих кранов приведены в табл. 9.

Таблица 9
Данные для регулирования тормозов грузовой и стреловой лебедок


Регулирование колодочных тормозов производится при том же положении крана и тех же условиях, что и регулирование постоянно замкнутых неуправляемых ленточных тормозов. При регулировании колодочного тормоза длину тяги, соединяющей: рычаги, на которых установлены колодки, изменяют так, чтобы полностью сработал якорь электромагнита. Отвод колодок от тормозного шкива должен быть равномерным, зазор - не превышать 2 мм.

Равномерность зазора между колодками и шкивом регулируется установочными винтами, находящимися на рычагах колодок или в специальных стойках.
Натяжение пружины регулируется так же, как у ленточны тормозов.

К атегория: - Рабочее оборудование автомобильного крана

МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ:
«ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ
ОПЕРАЦИИ,
КРАТКОСРОЧНОЕ ХРАНЕНИЕ НА ЭТАПАХ
ПЕРЕМЕЩЕНИЯ.»
РАЗРАБОТАЛ: ПРЕПОДАВАТЕЛЬ УЦПК
НЕСТЕРЕНКО АРТЕМ КОНСТАНТИНОВИЧ
г.ЯСИНОВАТАЯ, 2017

Цель обучения

ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ
Целью
обучения является изучение
условий перевозки опасных грузов,
требований актов законодательства
и нормативных документов в сфере
перевозки опасных грузов,
усовершенствование знаний и
умений, необходимых для
эффективного решения задач по
вопросам перевозки опасных грузов
во время трудовой деятельности
руководителей и специалистов
субъектов перевозки опасных
грузов.

В результате обучения слушатели должны

В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛИ ДОЛЖНЫ
Знать:
– законодательство в сфере перевозки
опасных грузов;
– организацию работы в сфере перевозки
опасных грузов;
– порядок ликвидации последствий
аварийных ситуаций;
– основные требования по охране труда;
– основные требования по пожарной
безопасности;
– меры первой (доврачебной) помощи
пострадавшим


Уметь:
использовать в работе основные
требования законодательства в сфере
перевозки опасных грузов;
– определять степень опасности с
применением приоритета свойств и
различных систем классификации;
– определять совместимость грузов,
требования по подготовке груза,
транспортных средств;
– оценивать степени риска, которые могут
возникнуть при исполнении своих
функциональных обязанностей и
минимизировать их воздействие.
– определять первоочередные действия в
аварийных ситуациях.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Единица транспортная грузовая – вагон, контейнер,
контейнер-цистерна, переносная цистерна или МЭГК.
Контейнер – единица транспортного оборудования
многократного использования:
- имеющая стандартные размеры и соответствующую
прочность;
- конструктивно предназначенная для перевозки грузов
различными видами транспорта без промежуточной
перегрузки грузов;
- оборудованная приспособлениями для
механизированной погрузки-выгрузки и крепления на
транспортном средстве;
- с внутренним объёмом не менее 1 м³, кроме контейнеров,
предназначенных для перевозки радиоактивных
материалов.

Зоны, расположенные на территории терминалов
временного хранения, участков временного хранения,
стоянок транспортных средств и сортировочных
станций и используемые для временного хранения
опасных грузов в процессе их перевозки, должны
надлежащим образом охраняться, быть хорошо
освещены и, когда это возможно и необходимо, быть
недоступны для посторонних лиц.
Места для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ на
специально выделенных станциях, а также места для
стоянки вагонов с такими грузами вне поездов или вне
сформированных составов (за исключением
сортировочных путей, на которых вагоны с ВМ могут
находиться под накоплением) должны быть удалены от
жилых и производственных строений, территорий тяговых
подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки,
выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива
опасных жидких грузов, от главных станционных путей на
расстояние не менее 125 м

Погрузка и выгрузка электродетонаторов на
электрифицированных путях, а также все погрузочноразгрузочные работы на этих путях, осуществляемые с
применением подъемных механизмов и приспособлений;
работы, связанные с необходимостью приближения людей,
грузов, механизмов, приспособлений к контактной сети на
расстояние менее 2 м, должны производиться только после
снятия напряжения в контактной сети. В этих случаях лицам,
руководящим погрузкой или выгрузкой, запрещается
приступать к работам до получения письменного уведомления
от начальника станции или дежурного по станции о снятии
напряжения и заземления провода.
Места, предназначенные для производства погрузочноразгрузочных работ с ВМ, должны иметь необходимые средства
пожаротушения и устройства стационарного и переносного
электрического освещения с арматурой и светильниками во
взрывобезопасном исполнении. В исключительных случаях, в
пунктах, где нет систематического отправления или
поступления ВМ, допускается оснащение светильниками в
открытом исполнении, которые должны находиться не ближе
10 м от места погрузки, выгрузки и складирования таких
грузов.

Стационарное или переносное электрическое освещение
должно быть выполнено в соответствии с требованиями
ПТЭ и мер безопасности, устанавливаемых
руководителями соответствующих предприятий,
учреждений, организаций.
Для подхода автомобильного транспорта к местам
погрузки и выгрузки должны быть удобные подъезды.
Выбор указанных мест на станциях и прием их в
эксплуатацию производятся комиссией в составе
начальника станции, военного коменданта
железнодорожного участка и станции, представителей
санитарно-эпидемиологической станции, пожарной
охраны дороги, ОСП МВД, государственного надзора и
согласовывается с местными органами власти.

Выбор места оформляется актом, подписываемым
членами комиссии.
Установленные места, а также пути для стояния вагонов с
опасными грузами указываются в техническораспорядительном акте станции.
Погрузка и выгрузка ВМ на подъездных путях
предприятий, учреждений, организаций, а также на
специально выделенных местах станций, если эти места
имеют необходимое освещение, производятся
круглосуточно.
При отсутствии на специально выделенных местах
станций фронтов погрузки и выгрузки груза, имеющих
достаточное освещение, погрузочно-разгрузочные работы с
ВМ осуществляются лишь в светлое время суток. С
наступлением темноты эти работы должны быть
прекращены.

10.

Выгрузку, погрузку, перегрузку всех ВМ из вагонов,
бывших в крушении (аварии), или при наличии явных
признаков нарушения порядка размещения груза в
вагонах разрешается производить только в светлое время
суток. Уровни освещенности в местах погрузки, выгрузки,
перегрузки и ремонта должны соответствовать СНиП 11-479 и ОСТ 32-9-81.
Погрузочные и подъемные средства всех видов (тачки,
тележки, салазки, рольганги, транспортеры, лебедки,
краны, аккумуляторные погрузчики и т. д.), применяемые
при работах с ВМ, должны быть в полной исправности и
иметь приспособления или устройства, предохраняющие
груз от падения.
Лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у
стреловых кранов - и лебедки подъема стрелы при работе
с ВМ должны быть оборудованы двумя тормозами.
Нагрузка на грузоподъемные машины, оборудованные
таким образом, не должна превышать норм,
предусмотренных технической документацией
(формуляром, паспортом и инструкцией).

11.

Запрещается использование стреловых и других кранов
при скорости ветра, превышающей 75% допускаемой для
марки данного крана.
Погрузка и выгрузка ВМ производятся штатным и
специально допущенным к производству работ с такими
грузами подъемным такелажем и приспособлениями, не
образующими при ударе искру.
Если при погрузке, выгрузке ВМ необходимо применение
железных и стальных строп и других захватывающих
приспособлений, то разрешается использовать штатные и
установленные погрузочные приспособления (механизмы),
предусмотренные технической документацией для работы
с этими грузами имеющие необходимую изоляцию.

12.

Приемосдатчик контейнерной площадки при приеме от
грузоотправителя или шофера - экспедитора груженого
контейнера обязан тщательно осмотреть контейнер
снаружи, проверить плотность закрытия дверей,
правильность пломбирования и наложения закрутки, а
также наличие в соответствующих экземплярах нарядов
КЭУ-5 и КЭУ-16 отметки грузоотправителя о пригодности
контейнера для перевозки данного груза.
При обнаружении технических и коммерческих
неисправностей контейнера, а также при отсутствии в
нарядах отметки грузоотправителя о пригодности
контейнера для перевозки данного груза контейнер к
перевозке не принимается.

13.

Пригодность и исправность погрузочных и подъемных
средств, подлежащих использованию на погрузочноразгрузочных работах с ВМ, перед началом этих работ
проверяется ответственным работником, специально
выделенным грузоотправителем (грузополучателем),
выполняющим указанные работы.
Погрузочно-разгрузочные работы с ВМ проводятся с
максимальной осторожностью. Места с грузом нельзя
подвергать толчкам, ударам и тряске. Подъем и спуск
их должны производиться медленно и плавно.
Переноска грузов на руках или носилках должна
производиться с крайней осторожностью.

14.

При гололедице, во избежание скольжения рабочих,
территория у мест погрузки, выгрузки ВМ должна
быть обязательно посыпана песком и золой.
Передвижение вагонов с ВМ вдоль фронта погрузкивыгрузки или на путях отстоя вручную запрещается.
Порядок передвижения на станционных путях и на
подъездных путях вагонов с ВМ кабестанами,
электрошпилями и другими механическими
средствами устанавливается специальными
инструкциями,
утвержденными соответственно начальником
отделения дороги или руководителем предприятия,
учреждения, организации, в ведении которого
находится подъездной путь.

15. Требования по размещению и креплению опасных грузов в контейнерах

ТРЕБОВАНИЯ ПО РАЗМЕЩЕНИЮ И КРЕПЛЕНИЮ
ОПАСНЫХ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ
Материал, используемый для крепления грузов в контейнерах,
должен быть инертным по отношению к перевозимому
опасному грузу. При укладке опасных грузов в несколько
ярусов, для обеспечения устойчивости штабелей груза и
предохранения упаковки от повреждения между ярусами
укладывают настилы из досок толщиной не менее 20 мм.
Груз в контейнере должен размещаться симметрично его
продольной и поперечной плоскостям симметрии. Масса груза
должна распределяться равномерно по всей площади пола
контейнера.
При необходимости загрузки контейнеров неоднородными
грузами более тяжелые из них размещают в средней части
контейнера или равномерно по всей площади пола, более
легкие - в торцовых частях контейнера или поверх тяжелых
грузов, если это возможно по условиям сохранности грузов и
вместимости контейнера.

16.

При наличии зазоров по длине или (и) по ширине между
отдельными единицами груза и стенками контейнера, а
также между единицами груза, груз должен быть
закреплен соответственно от продольных или (и)
поперечных перемещений. Торцовая стена и двери
контейнера должны быть ограждены щитом на высоту
погрузки.
Щиты выполняться в двух вариантах: с передачей
продольных усилий от груза на угловые стойки дверного
проема с передачей продольных усилий на боковые стенки
контейнера
В первом варианте щита поперечные доски соединяют с
вертикальными, расположенными со стороны груза.

17. Размещение в контейнере грузов цилиндрической формы

РАЗМЕЩЕНИЕ В КОНТЕЙНЕРЕ ГРУЗОВ
ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
Грузы цилиндрической формы (например, бочки,
бидоны) размещают в контейнерах в вертикальном
положении в 1-3 яруса по высоте.
Каждую единицу груза нижнего яруса располагают на
двух деревянных подкладках (позиция 2) сечением не
менее 40x100 мм, уложенных вдоль контейнера.
Подкладки могут быть сплошными по всей длине
контейнера или состоять из нескольких частей.
Бочки с жидкостями и сухими грузами размещают в
контейнерах на торец. Бочки с жидкостями
устанавливают обязательно пробками вверх. Пробки
должны быть плотно загнаны в отверстия и не выступать
над поверхностью днища. Способ размещения бочек в
контейнерах устанавливается в зависимости от их
размеров и количества

18.

Грузоотправитель не позднее чем за 24 ч до начала погрузки
должен предъявить станции отправления накладную СМГС,
формы ГУ-27, ГУ-29К, ГУ-27дс, ГУ-27дт или комплект
перевозочных документов на ВМ, заполненные в соответствии
с правилами перевозок грузов и настоящими Правилами.
При отправлении ВМ воинскими транспортами, а также
группами вагонов в сопровождении специалистов или охраны
грузоотправителя (грузополучателя) составляется одна
накладная формы ГУ-27 на весь транспорт или группу вагонов,
сопровождаемых специалистами или охраной.
Разрешение на погрузку ВМ и на завоз их на специально
выделенные места станций (для грузов МО, МВД и службы
безопасности), включенных в Перечень железнодорожных
станций, дается начальником станции, а при его отсутствии заместителем начальника станции. О разрешении на погрузку
делается отметка в соответствующей графе накладной с
указанием даты погрузки, времени завоза, начала и окончания
погрузочных операций. При этом время завоза грузов МО
согласовывается и с военным комендантом железнодорожного
участка и станции, а грузов МВД и министерства
госбезопасности - с ОСП МВД.

19.

Грузоотправители или работники организаций,
ответственные за погрузку, размещение и крепление ВМ
на подвижном составе обязаны сделать запись в графе 1
оборотной стороны накладной, заверив ее своей подписью
с указанием должности и фамилии.
Члены локомотивной бригады, ведущей поезд, в
котором перевозятся опасные грузы, а также лица,
сопровождающие груз, должны иметь при себе во
время перевозки удостоверение личности с фотографией.
Проверки транспортных средств должны также
включать проверку применения соответствующих мер
безопасности.

20.

К опасным объектам отнесены отходы
производственной и иной деятельности, изделия и
материалы, которые из-за своих естественных свойств
и качеств при возникновении определенных факторов
при перевозке могут явиться причиной:
взрыва, возгорания (пожара);
повреждения технических устройств,
сооружений;
нанести материальный ущерб и урон
окружающей среде;
привести к отравлению, травмированию или
гибели людей, животных, растений.
К таковым причислены взрывчатые,
самовозгорающиеся или легковоспламеняемые
материалы, газы, радиоактивные и токсичные
вещества и иные

2.4. Тормоза

2.4.1. Механизмы подъёма груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

2.4.2. У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе.

На приводе поддерживающего барабана допускается устройство педали (кнопки) для растормаживания механизма при неработающем двигателе; при этом растормаживание должно быть возможным только при непрерывном нажатии на педаль (кнопку).

При срабатывании электрической защиты или выключении электрического тока тормоз должен автоматически замыкаться даже в том случае, когда педаль (кнопка) нажата.

2.4.3. Механизмы подъёма груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющими не размыкаемую кинематическую связь с барабанами.

В кинематических цепях механизмов подъёма электрических талей допускается установка муфт предельного момента.

2.4.4. Тормоз механизма подъёма груза и стрелы кранов, за исключением случаев, указанных в ст. 2.4.5 и 2.4.6 настоящих Правил, должен обеспечивать тормозной момент с коэффициентом запаса торможения, принимаемым по нормативным документам, но не менее 1,5.

2.4.5. Для снижения динамических нагрузок на механизме подъёма стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного из них не менее 1,1, у второго - не менее 1,25. При этом наложение тормозов должно производиться последовательно и автоматически.

2.4.6. У механизма подъёма с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводе должно быть установлено не менее одного тормоза с запасом торможения 1,25. В случае применения двух тормозов на каждом приводе и при наличии у механизма двух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1.

2.4.7. У кранов, транспортирующих расплавленный металл и шлак, ядовитые или взрывчатые вещества, механизмы подъёма груза и изменения вылета должны быть оборудованы двумя тормозами, действующими независимо друг от друга. У специальных металлургических кранов (колодцевых, стрипперных, клещевых и т.п.), предназначенных для транспортировки раскаленного металла, а также у кранов, предназначенных для перемещения радиоактивных, ядовитых и взрывчатых веществ, механизмы подъёма также должны быть снабжены двумя тормозами. При наличии на приводе механизма подъёма груза и стрелы двух и более тормозов коэффициент запаса торможения каждого из них должен составлять не менее 1,25.

2.4.8. При установке двух тормозов они должны быть спроектированы так, чтобы в целях проверки надежности одного из тормозов можно было безопасно снять действие другого тормоза.

2.4.9. Тормоза на механизмах передвижения кранов (тележек) должны устанавливаться в тех случаях, если:

а) кран предназначен для работы на открытом воздухе;

б) кран предназначен для работы в помещении и передвигается по крановому пути, уложенному на полу;

в) кран предназначен для работы в помещении на крановом пути и передвигается со скоростью более 32 м/мин.

2.4.10. Тормоза на механизмах поворота устанавливаются на всех кранах, работающих на открытом воздухе, а также на кранах, работающих в помещении [группа классификации (режима) механизма М2 и более по ИСО 4301/1].

У механизмов подъёма груза, изменения вылета и телескопирования стрелы с гидроцилиндром должно быть предусмотрено устройство (обратный клапан), исключающее возможность опускания груза или стрелы при падении давления в гидросистеме.

2.4.11. Тормоза механизмов передвижения и поворота кранов (за исключением механизмов передвижения стреловых кранов, а также механизмов поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов) должны быть нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода.

На стреловых кранах, механизм передвижения которых оборудован управляемым тормозом нормально открытого типа, должен устанавливаться стояночный тормоз.

Тормоза на механизме передвижения железнодорожных кранов должны соответствовать установленным нормам.

На механизмах поворота башенных, стреловых с башенно-стреловым оборудованием и портальных кранов допускается устанавливать управляемые тормоза нормально открытого типа. В этом случае тормоз должен иметь устройство для фиксации его в закрытом положении. Такое устройство может быть установлено на рычагах или педалях управления тормозом.

2.4.12. Если системой управления крана предусмотрено торможение электродвигателем, то допускается автоматическое замыкание тормозов механизмов передвижения или поворота на нулевой позиции контроллера с задержкой по времени не более 1с или электрическое управление замыканием (размыканием) тормозов на нулевой позиции контроллера педалью (кнопкой).

2.4.13. Тормоза механизмов передвижения и поворота у кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать остановку и удержание крана (тележки) при действии максимально допустимой скорости ветра, принимаемой по ГОСТ 1451 для рабочего состояния крана, с учетом допустимого уклона.

2.4.14. У механизмов кранов червячная передача не может служить заменой тормоза.

2.4.15. Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины.

2.4.16. Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив, ленту, диск.

Тормозные и остановочные устройства применяют для обеспечения надежной и безопасной работы ГПМ.

Тормоза . Предназначены для регулирования скорости опускания груза и удержания его на весу, а также для остановки и удержания в заторможенном состоянии механизмов ГПМ.

Тормоза подразделяют :

· в зависимости от назначения: на стопорные, служащие для полной остановки механизмов; спускные, ограничивающие скорость опускания груза, комбинированные, выполняющие те и другие функции;

· по способу управления: на управляемые и автоматические, включение которых производится под воздействием центробежных сил или силы тяжести поднимаемого груза;

· по характеру работы: на нормально замкнутые (заторможенные при выключенном механизме) и нормально разомкнутые.

Тормоза должны быть надежными, безотказными в работе, долговечными, обеспечивать плавность торможения при бесшумной работе, иметь минимальные габариты. .

Механизмы подъема груза должны быть снабжены: тормозами нормально закрытого типа, автоматически размыкающимися при включении привода и обеспечивать тормозной момент с коэффициентом запаса торможения, принимаемым по нормативным документам, но не менее 1,5.

Для снижения динамических нагрузок на механизме подъема стрелы допускается установка двух тормозов с коэффициентом запаса торможения у одного, из них не менее 1,1, у второго - не менее 1,25. При этом наложение тормозов должно производиться последовательно и автоматически. У грейферных двухбарабанных лебедок с раздельным электрическим приводом тормоз должен быть установлен на каждом приводе.

У механизма подъема с двумя одновременно включаемыми приводами на каждом приводе должно быть установлено не менее одного тормоза с запасом торможения 1,25. В случае применения двух тормозов на каждом приводе и при наличии у механизма двух и более приводов коэффициент запаса торможения каждого тормоза должен быть не менее 1,1.

Механизмы подъема груза и изменения вылета должны быть снабжены тормозами, имеющими не размыкаемую кинематическую связь с барабанами, в кинематических цепях механизмов подъема электрических талей допускается установка муфт предельного момента.

При установке двух тормозов они должны быть спроектированы так, чтобы в целях проверки надежности одного из тормозов можно было безопасно снять действие другого тормоза.

Груз, замыкающий тормоз, должен быть укреплен на рычаге так, чтобы исключалась возможность его падения или произвольного смещения. В случае применения пружин замыкание тормоза должно производиться усилием сжатой пружины.

Колодочные, ленточные и дисковые тормоза сухого трения должны быть защищены от прямого попадания влаги или масла на тормозной шкив. Червячная передача не может служить заменой тормоза .

Значения коэффициентов запаса торможения для различных режимов работы механизмов представлены в табл. 3.8.

Таблица 3.8

Коэффициент запаса торможения

Коэффициент запаса торможения

Группа режима работы механизма

В грузоподъемных машинах широкое применение получили двухколодочные тормоза..

Двухколодочный тормоз (рис.3.13) состоит из двух симметрично расположенных колодок 1 и 4 , верхние концы рычагов которых соединены тягой 2 свинтовой стяжкой (для регулирования ее длины) и угловым рычагом 3. К правому шарниру этого рычага прикреплена тяга 5 , шарнирно связанная с рычагом 6. Шарниры О 2 и О 3 в большинстве случаев совмещают в один для упрощения конструкции тормоза. Отход колодок от шкива обычно назначают в пределах 0,5...2 мм в зависимости от диаметра тормозного шкива (при D Т = 100...200 мм отход делают равным 0,5 мм). С увеличением диаметра шкива величину отхода увеличивают.

Материалы рабочих поверхностей колодки и шкива выбирают такими, чтобы они обладали возможно большим коэффициентом трения. Тормозные шкивы обычно изготавливают стальными (Ст 45Л, 55Л) или чугунными (Сч-15), а тормозные колодки - из стали или чугуна. В настоящее время применяют стальные или чугунные колодки с обкладкой из специальной асбестовой ленты толщиной 4... 12 мм. Асбестовую ленту крепят к колодке медными или алюминиевыми заклепками или болтами с потайными головками.

Угол α обхвата тормозного шкива колодкой обычно принимают в пределах 60...90°, а ширину колодки b = (0,3...0,4) D Т .

Для того чтобы полностью разгрузить вал тормозного шкива от поперечных усилий, необходимо обеспечить равенство сил FN 1 =FN 2 . Для данного тормоза это возможно при условии равенства сил F 1 и F 2 , чего можно добиться соответствующей конструкцией рычага3.

Усилие gG r , необходимое для затормаживания, рассчитывают следующим образом. По заданному тормозному моменту Т Т и принятому диаметру шкива D Т определяют значение окружной силы трения F T на поверхности шкива, которая равномерно распределена между двумя колодками. Нормальную силу, необходимую для создания окружной силы, вычисляют по формуле:

Усилие в тяге 2 равно F/cosφ . Из равновесия углового рычага 3 найдем усилие F 5 , необходимое для создания усилий F, т. е.:

где G r и G я - массы груза и якоря, Н; η ш - КПД шарниров рычажной системы.

В электромагнитном колодочном тормозе с короткоходовым электромагнитом колодки 11 замыкаются предварительно сжатой пружиной 2, которая давит вправо на шток 3 левого рычага 10 и влево на скобу 1 правого рычага 6 (рис.3.14). Размыкаются колодки электромагнитом 7, закрепленным на правом рычаге. При включении тока якорь давит на головку штока 3 и сжимает пружину 2 . Под действием момента, создаваемого силой тяжести электромагнита, сначала отходит правая колодка на величину, определяемую регулируемым упором 5 , а затем - левая 11 под действием пружины 9 . Рабочее усилие пружины 2 регулируется гайкой 4 .

Р и с. 3.14. Тормоз с короткоходовым электромагнитом:

1 - скоба; 2 - пружина; 3 - шток; 4 - гайка; 5 - упор; 6 - рычаг; 7 - электромагнит;

8 - якорь; 9 - пружина; 10 -рычаг; 11 - колодка

К недостаткам тормозов с электромагнитным управлением следует отнести невозможность регулирования величины тормозного момента в процессе торможения и резкое включение тормоза, сопровождающееся ударом якоря о сердечник. Этих недостатков нет в тормозе с электрогидравлическим управлением (рис.3.15), применяемым для размыкания тормоза. В таких тормозах (рис.3.15)затормаживание производится находящейся в скобе 7 сжатой пружиной 9, которая через шток 8, рычаг 10 и тягу 4 сближает колодки 3 и 5 (с помощью рычагов 2 и 6 ). Растормаживание производится с помощью электрогидравлического толкателя: в поршне гидротолкателя размещен небольшой электродвигатель с центробежным насосом, который при включении двигателя начинает нагнетать жидкость из полости над поршнем в полость под ним; поршень выдвигается из цилиндра 12, штоком 11 поднимает левый конец рычага 10 и, преодолевая усилие пружины 9, отодвигает рычаги с колодками от тормозного шкива. Отход колодок регулируется винтом 1 .

Применение в тормозе пружины для его замыкания обеспечивает компактность и быстродействие, а использование для размыкания электрогидротолкателя - плавность и большое усилие.

В механизмах подъема груза широко применяются автоматические нормально замкнутые тормоза с пружинным замыканием, электромагнитным или электрогидравлическим приводом типов ТКТ, ТКП, ТКГ, ЭМТ-2. При группах режимов работы М6, М7, М8 рекомендуется применять тормоза с электрогидравлическим приводом типа ТКГ. В качестве тормозного шкива целесообразно применить одну из полумуфт соединительной муфты. Основные параметры тормозов типов ТКТ и ТКГ представлены в Приложении (табл. П.2 и табл. П.3).

Предельные нормы браковки :

· Шкивы тормозные:

Трещины и обломы, выходящие на рабочие посадочные поверхности;

Износ рабочей поверхности обода более 25% от первоначальной толщины;

· Обкладки тормозные:

Трещины и обломы, подходящие к отверстиям под заклепки;

Износ тормозной накладки по толщине до появления головок заклепок или более 50% от первоначальной толщины элемента.

· Механизма тормоза:

Отсутствие отдельных элементов крепления или ослабление их затяжки;

Отсутствие жидкости, течь жидкости через уплотнения в корпусе гидротолкателя, заедания при срабатывании, наличие обрыва фаз.

Грузоупорные тормоза (рис. 3.16). Применяют в качестве спускных тормозов, которые автоматически замыкаются под действием силы тяжести груза. На ведущем валу 1 закреплен неподвижно упорный диск 2 и на резьбе посажена шестерня 3, боковая поверхность которой выполнена в виде диска. На валу между дисками 2 и 3 свободно посажен храповик 4, зубья которого входят в зацепление с собачкой 5 . При вращении вала 1 в сторону подъема груза шестерня 3, перемещаясь по резьбе влево, зажмет храповик 4, вследствие чего система 2-3-4 вращается в одном направлении и собачка 5 скользит по зубьям храповика. При прекращении подъема храповик 4 застопоривается собачкой 5, и груз остается на весу.

Для спуска необходимо вал 1 вращать в обратную сторону. При этом шестерня 3 с диском по резьбе начнет отходить вправо, давление на боковые поверхности храповика со стороны дисков будет уменьшаться. Как только момент трения между дисками и храповиком станет недостаточным для удержания шестерни 3 с диском от вращения, груз начнет опускаться. Это будет происходить до тех пор, пока угловая скорость шестерни 3 с диском не превысит угловой скорости вала 7 . После этого вновь произойдет сближение дисков в результате перемещения шестерни 3 влево по резьбе и прекратится их взаимное угловое перемещение вследствие увеличения трения между дисками и храповиком.

При подъеме груза храповик вращается, поэтому момент от груза передается на электродвигатель через резьбу и одну пару поверхностей трения тормозных дисков, т.е.:

где F 0 -осевая сила, сжимающая трущиеся поверхности, Н;

d cp -средний диаметр резьбы, м;

α - угол подъема винтовой линии резьбы,

ρ΄ - приведенный угол трения в резьбе;

ƒ- коэффициент трения тормозных дисков;

D ср - средний диаметр тормозных дисков, м.

При стопорении храповик не вращается и трение происходит в двух парах поверхностей; z = 2 . Следовательно, тормозной момент.

размер шрифта

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ЖЕЛЕЗНЫМ ДОРОГАМ (утв- МПС РФ от 27-12-94 ЦМ-309) (2017) Актуально в 2018 году

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫМ ОПЕРАЦИЯМ С ВЗРЫВЧАТЫМИ МАТЕРИАЛАМИ НА СПЕЦИАЛЬНО ВЫДЕЛЕННЫХ МЕСТАХ СТАНЦИИ

1. Места для погрузки, выгрузки и перегрузки ВМ на специально выделенных станциях, а также места для стоянки вагонов с такими грузами вне поездов или вне сформированных составов (за исключением сортировочных путей, на которых вагоны с ВМ могут находиться под накоплением) должны быть удалены от жилых и производственных строений, территорий тяговых подстанций, грузовых складов, общих мест погрузки, выгрузки и хранения грузов, от мест налива и слива опасных жидких грузов, от главных станционных путей на расстояние не менее 125 м.

2. На электрифицированных участках для указанных целей выделяются, как правило, неэлектрифицированные пути. В тех случаях, когда таких путей выделить не представляется возможным, могут использоваться электрифицированные пути. Контактная сеть этих путей должна быть выделена в самостоятельную группу с электропитанием через отдельный секционный разъединитель, оборудованный дополнительным заземляющим ножом.

Погрузка и выгрузка электродетонаторов на электрифицированных путях, а также все погрузочно-разгрузочные работы на этих путях, осуществляемые с применением подъемных механизмов и приспособлений; работы, связанные с необходимостью приближения людей, грузов, механизмов, приспособлений к контактной сети на расстояние менее 2 м, должны производиться только после снятия напряжения в контактной сети. В этих случаях лицам, руководящим погрузкой или выгрузкой, запрещается приступать к работам до получения письменного уведомления от начальника станции или дежурного по станции о снятии напряжения и заземления провода.

Места, предназначенные для производства погрузочно-разгрузочных работ с ВМ, должны иметь необходимые средства пожаротушения и устройства стационарного и переносного электрического освещения с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении. В исключительных случаях, в пунктах, где нет систематического отправления или поступления ВМ, допускается оснащение светильниками в открытом исполнении, которые должны находиться не ближе 10 м от места погрузки, выгрузки и складирования таких грузов.

Стационарное или переносное электрическое освещение должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПТЭ и мер безопасности, устанавливаемых руководителями соответствующих предприятий, учреждений, организаций.

Для подхода автомобильного транспорта к местам погрузки и выгрузки должны быть удобные подъезды.

3. Выбор указанных мест на станциях и прием их в эксплуатацию производятся комиссией в составе начальника станции, военного коменданта железнодорожного участка и станции, представителей санитарно-эпидемиологической станции, пожарной охраны дороги, ОСП МВД России, Госгортехнадзора и согласовывается с местными органами власти. Предложения о включении в перечень конкретных станций для работ с ВМ, принадлежащими МО России, ФСБ России, МВД России, начальник дороги, начальник военных сообщений и начальник ОСП МВД России после согласования с правительством Российской Федерации направляют в МПС России для опубликования.

4. При отсутствии места, удовлетворяющего перечисленным в пунктах 1-3 требованиям, комиссия может устанавливать наиболее удобное для этих целей место с отступлениями от указанных требований. В этом случае комиссия определяет дополнительные меры безопасности в зависимости от местных условий.

Выбор места оформляется актом, подписываемым членами комиссии.

В соответствии с п.3.6.14 настоящих Правил установленные места, а также пути для стояния вагонов с опасными грузами указываются в техническо-распорядительном акте станции.

5. Погрузка и выгрузка ВМ на подъездных путях предприятий, учреждений, организаций, а также на специально выделенных местах станций, если эти места имеют необходимое освещение, производятся круглосуточно.

При отсутствии на специально выделенных местах станций фронтов погрузки и выгрузки груза, имеющих достаточное освещение, погрузочно-разгрузочные работы с ВМ осуществляются лишь в светлое время суток. С наступлением темноты эти работы должны быть прекращены.

Выгрузку, погрузку, перегрузку всех ВМ из вагонов, бывших в крушении (аварии), или при наличии явных признаков нарушения порядка размещения груза в вагонах разрешается производить только в светлое время суток. В районах Крайнего Севера, где в зимний период светлое время суток не превышает 4 ч, эти работы выполняются при повышенном электрическом освещении с арматурой и светильниками во взрывобезопасном исполнении. Достаточность такого освещения определяется ответственным представителем грузоотправителя (грузополучателя), специально выделяемым в соответствии с п.3.5.4 настоящих Правил для руководства указанными работами. Уровни освещенности в местах погрузки, выгрузки, перегрузки и ремонта должны соответствовать СНиП 11-4-79 и ОСТ 32-9-81.

О необходимости выгрузки вагонов только в светлое время начальник станции составляет акт с участием сопровождающих груз специалистов или начальника караула, представителя грузополучателя, а по грузам МО России - военного коменданта железнодорожного участка и станции, если он имеется на данной станции, и по грузам МВД России и ФСБ России - представителя ОСП МВД России на железной дороге.

6. Погрузочные и подъемные средства всех видов (тачки, тележки, салазки, рольганги, транспортеры, лебедки, краны, аккумуляторные погрузчики и т.д.), применяемые при работах с ВМ, должны быть в полной исправности и иметь приспособления или устройства, предохраняющие груз от падения.

Лебедки подъема груза грузоподъемных машин, а у стреловых кранов - и лебедки подъема стрелы при работе с ВМ должны быть оборудованы двумя тормозами. Нагрузка на грузоподъемные машины, оборудованные таким образом, не должна превышать норм, предусмотренных технической документацией (формуляром, паспортом и инструкцией).

При наличии одного тормоза на лебедке подъема груза, а у стреловых кранов - и на лебедке подъема стрелы, нагрузка не должна превышать 75% грузоподъемности, разрешенной для данного грузоподъемного механизма.

Запрещается использование стреловых и других кранов при скорости ветра, превышающей 75% допускаемой для марки данного крана.

Погрузка и выгрузка ВМ производятся штатным и специально допущенным к производству работ с такими грузами подъемным такелажем и приспособлениями, не образующими при ударе искру.

Если при погрузке, выгрузке ВМ необходимо применение железных и стальных строп и других захватывающих приспособлений, то разрешается использовать штатные и установленные погрузочные приспособления (механизмы), предусмотренные технической документацией для работы с этими грузами и имеющие необходимую изоляцию.

Пригодность и исправность погрузочных и подъемных средств, подлежащих использованию на погрузочно-разгрузочных работах с ВМ, перед началом этих работ проверяется ответственным работником, специально выделенным грузоотправителем (грузополучателем), выполняющим указанные работы.

7. Погрузочно-разгрузочные работы с ВМ проводятся с максимальной осторожностью. Места с грузом нельзя подвергать толчкам, ударам и тряске. Подъем и спуск их должны производиться медленно и плавно.

Переноска грузов на руках или носилках должна производиться с крайней осторожностью.

Волочение тяжелых мест допускается в исключительных случаях только по ровному настилу из досок, с особой осторожностью.

При гололедице, во избежание скольжения рабочих, территория у мест погрузки, выгрузки ВМ должна быть обязательно посыпана песком и золой.

Передвижение вагонов с ВМ вдоль фронта погрузки-выгрузки или на путях отстоя вручную запрещается.

Порядок передвижения на станционных путях и на подъездных путях вагонов с ВМ кабестанами, электрошпилями и другими механическими средствами устанавливается специальными инструкциями, утвержденными соответственно начальником отделения дороги или руководителем предприятия, учреждения, организации, в ведении которого находится подъездной путь.

8. Вагоны с ВМ, прибывшие в пункт назначения, при сдаче груза грузополучателю должны быть осмотрены им, а при сопровождении груза военизированной охраной МПС России - также приемосдатчиком станции с целью установления исправности кузова, дверей, люков, запоров и пломб.

При входе в вагон грузополучатель обязан осмотреть его внутри и убедиться в целости тары и отсутствии рассыпанных (разлитых) ВМ.

9. В случае когда при погрузочно-разгрузочных работах будет обнаружено, что часть ВМ рассыпана (выпала из упаковки) или разлита, руководитель этих работ обязан руководствоваться мерами безопасности в соответствии с аварийной карточкой на данный груз.

Приложение 13