Утеплители Изоляция Блоки

Открытая экономика. Типы моделей открытой экономики Основные признаки и показатели открытой экономики на примере РФ

Основной чертой открытой экономики является свободная конкуренция, ей не свойственна монополия. Внутренний рынок доступен для зарубежных компаний, трудовых ресурсов, иностранного капитала. В то же время субъекты хозяйствования могут свободно выходить на внешние рынки.

Признаки открытой экономики

При открытой экономике происходит распределение мирового капитала, обмен знаниями, технологиями, квалифицированными кадрами. Это приносит пользу обществу, а также государству в целом.

Открытой экономике присущи следующие признаки:

  • специализация экономики ориентирована не только на внутренний рынок, но и внешний;
  • происходит сопоставление цен на отечественные и зарубежные товары, что в конечном итоге приводит к снижению стоимости для потребителей;
  • часть операций отечественных субъектов хозяйствования ориентирована на экспорт;
  • при организации производства, разработке технологий, учитываются зарубежные тенденции;
  • международные договора и обязательства находятся в приоритете.

Следует отметить, что абсолютно открытой экономики не существует, так как определенные ограничения все же присутствуют. Притом в каждой стране эти ограничения разные и связаны в большей степени с защитой внутренних интересов страны и поддержкой отечественных субъектов хозяйствования. Мера открытости определяется внешнеэкономической политикой государства. В зависимости от этого, принято различать два типа открытой экономики:

  • Большую — характеризуется высокой степенью открытости и глобализации национальной экономики. Многие субъекты хозяйствования работают на внешних рынках и способны оказывать на него существенное влияние
  • Малую — характеризуется невысокой степенью открытости. Хотя такую экономику закрытой назвать нельзя, так как доступ к внешним рынкам она имеет и представлена на них, но это присутствие слабое и не оказывает на него влияния.

Степень открытости экономики не может полностью регулироваться государством. На нее влияют другие факторы:

  • обеспеченность страны всеми необходимыми ресурсами;
  • структура национального производства;
  • насыщенность внутреннего рынка;
  • степень развития национальной экономики.

Преимущества и недостатки

Модель открытой экономики достаточно актуальна в эпоху глобализации. Она предусматривает интеграцию многих процессов в международные отношения. Это дает положительный эффект и создает благоприятные условия для развития национальной экономики. К преимуществам открытой экономической модели можно отнести:

  • международная кооперация производства;
  • углубление международной специализации;
  • обмен передовым опытом;
  • получение инновационных технологий;
  • доступ к дешевым финансовым ресурсам.

Несмотря на очевидные преимущества, открытая экономика имеет и определенные недостатки:

  • финансовая и технологическая зависимость от других государств;
  • риск спада отечественного производства;
  • изменение структуры отечественной экономики.

Чтобы нивелировать негативные последствия интеграции отечественной экономики в мировую, государство предпринимает комплекс мер по защите отечественного производителя и поддержке его при выходе на внешние рынки, разработке и внедрении инноваций.

Модель открытой экономики предполагает свободу эконо­мической деятельности как внутри страны, так и за ее преде­лами. Открытая экономика - экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование про- исходит через валютные резервы и нормативы. Открытая эко­номика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-эко­номических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных свя­зях, поскольку первые изолированы от новых идей и техноло­гий, от иностранных инвестиций, информации и т. п. Специ­фической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наиболь­шей эффективности функционирования национальной эконо­мики. Открытая экономика исключает государственную моно­полию в сфере внешней торговли и требует активного исполь­зования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, инфор­мации и рабочей силы.

Степень открытости экономики во многом зависит от обес­печенности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой на­циональной экономики. Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (ме­таллургии, энергетики), тем меньше относительная вовлечен­ность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природны­ми ресурсами.

По степени открытости экономики страны можно разделить на следующие группы: страны с относительно зарытой экономи­кой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно от­крытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между первыми двумя. Исходя из этого крите­рия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гон­конг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее от­крытой - Северная Корея, Куба.


Валютные отношения

Валютные отношения представляют собой совокупность экономических отношений, которые обслуживаются валютой и возникают в процессе межгосударственного обмена результатами деятельности национальных хозяйств. На практике валютные отношения тесно переплетаются с внутренними денежными отношениями и являются их продолжением. Национальные деньги приобретают форму валюты в момент, когда они переходят национальные таможенные границы. В связи с этим национальный валютный рынок каждой страны является составляющей ее денежного рынка. Валютное законодательство тесно взаимоувязано с денежным законодательством, а развитие валютных отношений во многом повторяет развитие внутригосударственных денежных отношений.

Уровень развития валютных отношений страны зависит от состояния экономики и уровня ее интеграции в мировое хозяйство. Чем выше развита в стране внешняя торговля, ее кредитные, инвестиционные и другие связи с внешним миром, тем более масштабными являются и ее валютные отношения. И наоборот, высокий уровень развития валютных отношений положительно влияет на динамику национальной экономики, на укрепление ее связей с внешним миром.

Участниками валютных отношений могут быть: правительства и их отдельные структуры, центральные, коммерческие и иные банки, юридические и физические лица, а также различные международные организации, в том числе МВФ, МБРР, ЕБРР и другие международные финансовые институты.

Валютные отношения могут проявляться по-разному, в том числе в виде: (1) международных расчетов по внешнеторговым операциям, (2) операции по купле-продаже валюты на внутренних и внешних валютных рынках, (3) перемещения валюты через таможенную границу государства при предоставлении экономической и технической помощи, (4) осуществления внешних инвестиций, (5) получения и погашения международных займов.

Конвертируемость или обратимость национальной денежной единицы -это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обме­нивать ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства госу­дарства в процесс обмена.

Степень конвертируемости обратно пропорционально объему и жестко­сти практикуемых в стране валютных ограничений.

Проблемы конвертируемости национальной валюты.

Если экономика того или иного Государства на находится на низком уровне, её валюта становится не конвертируемой, возникает следующая ситуация - если экономика страдает от внутренних проблем, как то политические неустои или проблемы в производстве, то национальная валюта становится плохо конвертируемой, падает её курс, соответственно государство начинает терять прибыль и нести убытки и на мировом, внешне экономическом уровне.

Основной проблемой является то, что курс валюты определяется по черезвычайно субъективным параметрам, я не буду говорить про чихающего президента, а вот то, что все валюты мира привязаны к нефти в гораздо большей степени чем к другим ресурсам действительно проблема. Всего один ресурс в большей степени влияет на курсы валют стран, которые даже не способны влиять на ход добычи этого ресурса. Так же проблемой является то, что зачастую проблемы других стран влияют на курс валюты соседей, примером тому ЕС.

Понятие паритет покупательной способности (ППС; англ. purchasing power parity , PPP ) может быть использовано в различных контекстах:

·Согласно теории о паритете покупательской способности на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира невозможно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке.

·Под паритетом покупательной способности может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности безотносительно к определенным наборам товаров и услуг

Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в А. Это увеличивает предложение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и предложение валюты страны А, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.

Пример : если цена единицы товара в России 30 рублей, а в США - 2 доллара, то курс рубля к доллару должен составлять 15 рублей за доллар. Если курс составляет 25 рублей за доллар, то покупая товар в России (за 30 рублей), продавая в США (за 2 доллара) и обменивая 2 доллара на 50 рублей по текущему курсу, на каждой такой сделке можно получать доход, составляющий 20 рублей на единицу товара. Соответственно, цены на товар в США будут снижаться, цена на товар в России - расти, а курс доллара к рублю - снижаться. В итоге будет достигнуто равновесие на новом уровне цен и курса (к примеру, товар стоит 1,7 долларов в США, 34 рубля в России, курс доллара - 20 рублей за доллар).

Поскольку функционирование модели паритета покупательной способности возможно лишь в условиях свободного движения товаров и денег, на практике валютные курсы могут существенно отклоняться от паритета (чем больше таможенные пошлины, экспортные и импортные ограничения, транспортные расходы, тем большее расхождение между номинальным курсом валют и паритетным значением необходимо для того, чтобы изменение объёмов и структуры экспорта и импорта было экономически оправданным). Плюс к этому, нужно учитывать, что спрос на ту или иную валюту на бирже зависит от очень многих других факторов.

Валютная политика - это один из главных сегментов экономической и внешнеэкономической политики государства/группы (союза) государств. В Российской Федерации регулируется Федеральным законом РФ от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»

Инструменты валютной политики государства:

·валютная интервенция;

·валютные ограничения;

·валютные резервы;

·валютное субсидирование;

·валютные паритеты.

Cубъекты валютной политики государства/группы (союза) государств:

·международные валютно-финансовыми организациями (Международный валютный фонд, межднародные банки и фонды);

·правительство;

·центральный банк;

·cпециально уполномоченные финансовые органы.

Для стабилизации валютного курса национальной денежной единицы проводятся мероприятия валютного контроля и валютных ограничений .

Квинт-эссенция валютных ограничений : установление определенных границ относительно реализации разных операций с валютными ценностями при международных платежах, инвестициях, купли-продажи валюты и т.д.

Сущность и формы движения капитала

Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции (инвестиции за рубежом).

Классификация форм международного движения капитала отражает различные стороны этого процесса. Капитал вывозится, ввозится и функционирует за рубежом в следующих формах.

1. В форме частного или государственного капитала в зависимости от того, вывозится он частными или государственными организациями и компаниями. Движение капитала по линии международных организаций часто выделяется в самостоятельную форму. По приблизительной оценке, в 1998 г. вывоз капитала из России составил около 30 млрд долл., в том числе в форме государственного капитала лишь 0,2 млрд долл., а остальное - в форме частного капитала.

2. В денежной и товарной формах. Так, вывозом капитала могут быть машины и оборудование, патенты и ноу-хау, если они вывозятся за рубеж в качестве вклада в уставный капитал создаваемой или покупаемой там фирмы. Другим примером могут быть товарные кредиты.

3. В краткосрочной (обычно на срок до одного года) и долгосрочной формах (рис. 35.1). В мире и в России преобладает движение краткосрочного капитала.

Хотя депозиты в банках и средства на счетах в других финансовых институтах могут быть помещены на срок более одного года, их традиционно относят к краткосрочному капиталу. Прямые и портфельные инвестиции будут рассмотрены ниже.

4. В ссудной и предпринимательской форме (рис. 35.2). Так, в 1998 г. Россия вывозила капитал в основном в ссудной форме.

Капитал в ссудной форме (ссудный капитал) приносит его владельцу доход главным образом в виде процента по вкладам, займам и кредитам, а капитал в предпринимательской форме (предпринимательский капитал) - преимущественно в виде прибыли.

Платёжный бала́нс - это «статистический отчёт, где в систематизированном виде приводятся суммарные данные о внешнеэкономических операциях данной страны с другими странами мира за определённый период времени». Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение.

Экспорт товаров и услуг означает рост требований к нерезидентам (что фиксируется в платёжном балансе со знаком «+») и, следовательно, уменьшение финансовых обязательств перед нерезидентами (что фиксируется со знаком «−»). Суммирование двух учётных записей должно давать ноль. В результате экспорта товаров и услуг в стране накапливаются валютные резервы, из которых осуществляется, в частности, оплата импорта.

При отсутствии достаточных валютных резервов для оплаты импорта страна может прибегнуть к иностранным займам, которые не опосредованы экспортом товаров и услуг (но которые в дальнейшем необходимо покрывать за счёт увеличения национального экспорта). В этом случае торговая сторона сделки (ввоз товаров или услуг) означает появление задолженности перед иностранцами, требующей погашения (что фиксируется со знаком «−»), а привлечение кредитов нерезидентов означает рост обязательств перед иностранцами (что фиксируется со знаком «+»).

Именно поэтому платёжный баланс подразделяется на два больших раздела: счёт текущих операций (current account bal­ance ) и счёт операций с капиталом и финансовыми инструментами (capital and financial account ). МВФ публикует платёжные балансы по двум схемам: агрегированный и более подробный баланс.

Открытая экономика означает, что страны экспортиру­ют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, получают и предоставляют кредиты на мировых финан­совых рынках. В открытой экономике значительная часть выпу­щенной продукции экспортируется за границу. Анализ функцио­нирования открытой экономики показывает, что взаимодействие с иностранным сектором усложняет взаимосвязи между основ­ными макроэкономическими переменными, требует учета допол­нительных факторов, определяющих конъюнктуру экономики.

Различают малую открытую и большую открытую экономи­ку. Малая открытая экономика - это экономика небольшой стра­ны. Модель малой открытой экономики включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на миро­вом рынке небольшой долей и практически не оказывает влия­ния на мировую ставку процента, принимая ее как данную, по­скольку ее сбережения и инвестиции - лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.

Большая открытая экономика - это экономика большой страны, оказывающая существенное влияние на международную торговлю и мировые финансовые рынки. Большие страны обла­дают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому они оказывают ощутимое воздействие на мировую став­ку процента.

Модель Манделла-Флеминга - модель малой открытой экономики - используется с целью оценки результатов прове­дения различных видов экономической политики при фиксиро­ванных и плавающих обменных курсах.

Модель Манделла-–Флеминга включает три урав­нения:

Y = C (Y – T) + I r + G + NX; ; r = r*.

Первое уравнение характеризует товарный рынок, второе - денежный, третье показывает, что внутренняя ставка про­цента (r)определяется уровнем мировой процентной ставки (r*). Модель содержит три эндогенные переменные: Y, r, е. Рассмот­рим модель на графике (рис. 4.1).

Рис. 4.1 – Модель Манделла - Флеминга

Положение кривой IS обу­словлено уровнем обменного курса. Его повышение курса сдвигает кривую влево. Все три кривые пересекаются в одной точке. Если обменный курс очень низок, то кривые IS и LMпересекаются выше уровня мировой процент­ной ставки. Такая си­туация стимулирует зарубежных инвесто­ров во вложение капитала в экономику данной страны, что вы­зывает рост курса ее валюты и смещение кривой IS вниз. Если кривые IS и LMпере­секаются в точке, где внутренняя процентная ставка ниже ми­ровой, то в этом случае инвесторы заинтересованы в вывозе капитала. В результате обменный курс ее валюты понизится и кривая IS сдвинется вверх. Таким образом, равновесие устанавливается в точке пе­ресечения кривой LMс горизонтальной линией на уровне миро­вой процентной ставки.

Модель Манделла - Флеминга может использоваться при анализе экономической политики государства в условиях плава­ющего и фиксированного обменных курсов. Анализ модели при­водит к выводу о том, что результаты любой экономической политики государства в малой открытой экономике обусловле­ны фиксированным или плавающим обменным курсом. При пла­вающем обменном курсе на доход оказывает воздействие только кредитно-денежная политика. При фиксированном обменном курсе на доход воздействует только бюджетно-налоговая поли­тика, в то время как кредитно-денежная политика практически не влияет.

Открытая экономика любой страны испытывает значительное влияние внешнего мира. Поэтому кроме «внутреннего равновесия» в открытой макроэкономической системе выделяется еще и внешнее, характеризующееся сбалансированным состоянием текущего и капитального счета платежного баланса, равновесным значением валютного курса.

Стабилизационная политика в открытой экономике представляет собой политику правительства (набор мер государственного воздействия на экономику), направленную на обеспечение двойного равновесия – внутреннего (определяемого, как правило, как обеспечение совокупного выпуска на уровне полной занятости ресурсов, т.е. на уровне потенциального ВВП) и внешнего (понимаемого как обеспечение равновесия платежного баланса).

Различают два типа открытой экономики: малую открытую экономику и большую открытую экономику.

Малая открытая экономика (МОЭ) представляет собой экономику страны, на которую оказывают большое влияние экономики других стран, но которая практически не влияет на экономическое развитие других стран. При этом величину ставки процента данной страны (R) определяет величина мировой ставки процента (R*), на которую изменение внутренней ставки процента не влияет (независимо от объема финансовых операций данной страны на мировых финансовых рынках). Разница между мировой ставкой процента и внутренней ставкой процента (дифференциал ставок – interest rate differential) является единственным фактором, определяющим направление движения капитала.

Большая открытая экономика – это экономика, которая оказывает существенное влияние на развитие экономик других стран, определяя уровень мировой ставки процента и обеспечивая значительную долю международных торговых и финансовых операций.

Для анализа наиболее эффективных путей достижения цели обеспечения двойного равновесия в малой открытой экономике используется модель Манделла – Флеминга , предложенная в начале 60-х годов профессором Колумбийского университета (США) Робертом Манделлом и сотрудником Международного валютного фонда Маркусом Флемингом. Модель была разработана для режима фиксированных валютных курсов, однако она абсолютно применима и для режима плавающих валютных курсов. Модель Манделла – Флеминга представляет собой модель кейнсианского типа, она разработана на основе модели IS-LM и исследует условия установления двойного равновесия в краткосрочном периоде.

Модель Манделла – Флеминга функционирует при следующих предположениях кейнсианской теории равновесия на товарном и денежном рынках:

– краткосрочная ориентация модели - заработная плата и цены фиксированные;

– совокупный спрос абсолютно эластичен, т. е. определяет действительный уровень выпуска;

– спрос на деньги является положительной функцией от национального дохода и отрицательной функцией от процентной ставки;

– предполагается абсолютная мобильность капитала.

Графическое изображение модели малой открытой экономики приведено на рис. 11.1. Существенных отличий от модели IS – LM несколько. Во-первых, ставка процента является неизменной и равна мировой (горизонтальная линия i w). Во-вторых, положение линии IS зависит от уровня валютного курса (который в модели IS – LM как параметр не фигурирует в явном виде). Повышение валютного курса приводит к сдвигу линии IS влево (сокращается чистый экспорт) и наоборот.

Уровень ставки процента (точнее, возможное отклонение внутренней ставки от мировой) в МОЭ тесно связан с валютным курсом. При заниженном уровне внутренней ставки происходит «бегство капитала»; это означает, что резиденты страны вкладывают свои денежные средства в иностранные активы. Причем в данном случае не имеет значения, какие именно: акции, облигации, краткосрочные государственные ценные бумаги или другие. Главное, с точки зрения нашего анализа, заключается в том, что увеличивается спрос на иностранную валюту. Следовательно, снижается валютный курс, а товары и услуги, производимые в данной стране, становятся дешевле для иностранцев. Поэтому возрастает чистый экспорт, линия IS сдвигается вправо, внутренняя ставка возрастает, и наоборот.

Таким образом, внутренняя ставка процента в МОЭ равна мировой, а валютный курс при данном уровне процентной ставки (если отвлечься от эффектов, связанных с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой, которые рассматриваются ниже) также имеет единственное равновесное значение.

В условиях малой открытой экономики результаты от проведения той или иной денежно-кредитной или бюджетно-налоговой политики могут существенно отличаться от вероятных для закрытой экономики. Причем конкретные последствия и эффективность тех или иных регулирующих мероприятий государства зависит от валютного режима.

В действительности реальная экономика, даже достаточно небольшая, ведет себя как система, «промежуточная» между «большой» (описываемой моделью IS–LM) и той, которая соответствует модели Манделла –Флеминга.

Резюмируя сказанное, отметим, что денежно-кредитная политика является более гибким инструментом, по сравнению с бюджетно-налоговой. Последнюю гораздо труднее изменять в оперативном режиме. Поэтому макроэкономическое регулирование открытой экономики представляет собой особенно сложную задачу. С одной стороны, для достижения ее равновесия очень важно обеспечить стабильный валютный курс.

Но чем более он стабилен, тем меньше возможностей для изменения денежно-кредитной политики (если курс фиксирован, то она, как мы говорили, попросту невозможна).

Бюджетно-налоговая политика – более инерционный инструмент. Следовательно, в условиях малой открытой экономики государству необходимо очень тщательно подходить к выбору валюты, к которой планируется «привязать» национальную денежную единицу. Кроме того, часто целесообразно осуществлять не жесткую, а гибкую привязку с тем, чтобы сохранить возможности для денежно-кредитного регулирования экономики, хотя преимущество жесткой фиксации заключается в том, что валютный риск сводится практически до нуля.

Выраженные конструктивные черты российской экономики (фиксированный курс и тип «малой» экономики) дают возможность применить классическую модель открытой экономики Манделла–Флеминга(IS - LM -MF).

Отсутствие реальных продвижений по пути экономических реформ может быть объяснено не столько специфичностью российской экономики, сколько традиционным поиском уникальных путей и отрицанием очевидных экономических законов. Фактологические данные целей и результатов макроэкономической политики подтверждают реальность теорий, моделей и их прогностических возможностей и теоретическую несостоятельность субъективных макроэкономических решений.

Вопросы для обсуждения