Утеплители Изоляция Блоки

Правовая доктрина как источник права создается. Религиозные памятники (древние религиозные тексты). Понятие правовой доктрины

Правовую доктрину и другие источники права теоретики государства и права либо вообще не рассматривают, а если и рассматривают, то в общем контексте .

По нашему мнению, в условиях рыночного общества важно знать и иметь "под руками" все возможные источники права, иначе не достигнуть желаемого результата в управлении, получении прибыли, капитала. Поэтому, наряду с основными источниками права мы предлагаем выделять и исследовать и все неосновные, иные источники, к числу которых можно отнести правовую доктрину, общепризнанные принципы и нормы права, религиозные нормы, и специфические источники права.

Правовая доктрина состоит из идей и высказываний авторитетных ученых – юристов, изложенных ими в научных трудах, которым придается общеобязательное значение и из которых выводятся правила поведения, имеющие предоставительно-обязывающий характер. Так, в Древнем Риме при вынесении судебных решений было принято ссылаться на труды известных юристов (Ульпиана, Павла, Гая) как на общеобязательные нормы. Истории известен такой факт. В 426 г. был издан специальный акт об обязательном руководстве взглядами корифеев юриспруденции при решении конкретных дел. Правовая доктрина как источник права использовалась во Франции.

Наибольшее распространение в настоящее время этот источник права имеет в мусульманских странах. Мусульмайская правовая доктрина играет роль интерпретатора шариата (совокупности предписаний Корана и сунны – собраний преданий о поступках и высказываниях пророка Мухаммеда). В результате подобного правового осмысления шариата формулируются, например, правовые правила: необходимость делает разрешенным запретное", "ущерб должен быть компенсирован", "из двух зол выбирают менее тяжкое", "никто не вправе распоряжаться собственностью другого лица без его разрешения", "обычай имеет значение нормы". В результате "мусульманское право представляет собой один из примеров права юристов. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или сунне, а ссылается на авторитетного автора" .

Правовая доктрина сохраняет свое значение и в англосаксонском праве. В литературе приводятся имена тех авторитетных авторов, чьи работы могут быть названы текстуальными источниками английского права: Глэнвилл ("О законах и обычаях Англии", XII в.), Брактон ("О законах и обычаях Англии", XIII в.), Литтльтон ("О держаниях", XV в.), Кок ("Институции", XVII в.), Блэкстон ("Комментарии к законам Англии", XVIII в.) .

В России правовая доктрина в качестве источника права не используется. Административное или судебное решение не может быть основано на научной доктрине. Тем не менее, достижения юридической науки влияют на совершенствование российского законодательства, формирование юридических понятий, особенно на толкование Конституции РФ, в результате чего делаются выводы нормативного содержания.

Обобщая все научные разработки и практику использования правовой доктрины в России, Л. А. Морозова рассматривает сегодня три вида данной доктрины: общеправовую; отдельной отрасли права; отдельного правового института. Правовая доктрина, по ее мнению, служит сегодня источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности и правоприменении. Что касается правотворчества, то здесь правовая доктрина находит свое проявление при разработке законов, при проведении их юридической экспертизы законопроектов и при влиянии на правосознание законодателя. В правоприменительной деятельности правовая доктрина используется при обнаружении пробелов в праве, коллизионности норм, при их толковании. При этом также допускается еще одна форма реализации правовой доктрины в правоприменительной деятельности – это судебное усмотрение, причем, только в приделах закона. Вместе с тем усмотрение судьи при рассмотрении какого-либо дела должно быть ограничено доктринальными пределами, т.е. он должен найти оптимальную для данного случая правовую идею и придать ей формально определенный вид .

Общепризнанные права и нормы как основополагающие идеи права являются источниками права во многих правовых системах, и в современной России тоже. В частности, при пробелах в праве и невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон гражданско-правовых отношений могут быть определены исходя из общих начал гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости (п. 2 ст. 6 ГК РФ). К общим началам права также отнесены принципы гуманизма, демократизма, равенства.

Религиозные нормы, которые становятся источниками права там, где религия нс отделена от государства, и особенно, там, где канонический свод провозглашается и становится официальным законодательством. Известно, что религиозные нормы сохранили значение источников права в мусульманских государствах, а также в индусской правовой системе (Веды и дхармашастры), в Израиле, в некоторых европейских странах, например в ФРГ (каноническое право). Значение религиозных норм здесь таково, что им не могут противоречить положения действующих нормативных актов. Поэтому законодатель, принимая закон, обязан учитывать положения священных книг (текстов).

Можно выделить специфические источники права – правосознание судьи, суждения вождя, труды мыслителей. Подобные источники появлялись обычно в период революционных потрясений в государстве, в процессе ломки или упразднения прежнего права и создания нового законодательства, в ходе становления и закрепления тоталитарных государственно-политических режимов. Так, в нормативных актах 1917–1918 гг., устанавливающих полномочия новых судов в России, предлагалось судьям применять только декреты Советской власти, а в случае неполноты или отсутствия соответствующего декрета, руководствоваться революционным сознанием, либо указаниями вождей.

  • Теория государства и права / под ред. Μ. М. Рассолова, В. О. Лучина, Б. С. Эбзеева. – М., 2001. – С. 186-204.
  • Саидов, А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А. X. Саидов. – М., 1993. – С. 114.
  • Уолкер, Р. Английская судебная система / Р. Уолкер. – М., 1980. – С. 192-196.
  • Морозова, Л. А. Теория государства и права / Л. А. Морозова. – М.: Эксмо, 2005 – С. 241, 242.

Юридическая доктрина

В качестве источника нрава может выступать юридическая доктрина, т.е. правовые теории, учения о праве.

Юридическая доктрина как источник права – это разработанные и обоснованные учеными-юристами теоретические положения, теоретико-юридические конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных правовых системах имеют обязательную юридическую силу.

Юридическая наука призвана вырабатывать способы установления и реализации права, давать систематические глубокие знания обо всей юридической действительности.

Значение научных знаний велико прежде всего для деятельности по созданию правовых норм: доктрина создает понятия и конструкции, которыми пользуется правотворческий орган. Юридическая наука вырабатывает приемы и методы установления, толкования и реализации права. Вместе с тем история права свидетельствует о том, что на определенных этапах развития общества юридическая (правовая) доктрина выступала также и в качестве официального источника права.

В Древнем Риме во время существования республики аргументы из сочинений юристов часто фигурировали в судах. В III в. на отдельные положения юристов-классиков ссылались как на текст закона, а в 426 г. императором Валентин нэпом Третьим был издан закон "о цитировании юристов", признававший обязательное значение за сочинениями Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина, а также тех юристов, сочинения которых приводятся этими авторами.

Среди исторических источников можно назвать "Дигесты" Юстиниана. Они представляют собой извлечения из сочинений выдающихся древнеримских юристов. Конституцией (решением) императора Восточной Римской Империи Юстиниана (IV в.) им была придана сила закона.

И в Средние века трактаты известных юристов, толковавших нормы права, выступали в качестве источников права. Так, к примеру, в XIV–XV вв., когда в западноевропейской юриспруденции господствовала школа комментаторов, груды одного из корифеев этой школы – Бартола считались в Испании и Португалии для судов обязательными.

В настоящее время положение юридической доктрины как источника права различается в зависимости от характера правовой системы. Так, в мусульманском праве труды ученых-юриетов до сих пор являются официальными источниками нрава.

Таким образом, юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до XIX в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в правовых системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего (прецедентного) права.

Общие принципы права

Достаточно широко распространено мнение, что источником норм (и прежде всего норм международного права) являются общие принципы права.

В некоторых странах романо-германской правовой семьи общие принципы прямо закрепляются в законе в качестве источников права. Так, обращаться к общим принципам права в случае пробелов в законодательстве предписывается судье в гражданских кодексах Австрии, Греции, Испании, Италии, Египта.

Общие принципы права отнесены к числу источников международного права ст. 38 Статута Международного Суда Организации Объединенных Наций. Эта статья гласит: "Суд, который обязан решать переданные ему споры на основании международного права, применяет... общие принципы права, признанные цивилизованными нациями".

Религиозные памятники (древние религиозные тексты)

Источником права в отдельных странах выступают своды религиозных правил, юридическая сила которых может превосходить силу официальных документов, издаваемых государственными органами. Во всех рабовладельческих и феодальных государствах роль религии была велика, она оказывала существенное влияние на право той или иной страны. В качестве примера можно указать на шариат ("шариат" в переводе с араб. – "путь следования"), который представляет собой свод норм мусульманского права.

Источниками права выступают священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудейского права, мусульманского права). Так, Коран и Сунна (изречения пророка Мухаммеда) являются двумя главными источниками мусульманского права, Пятикнижие и Талмуд – иудейского права, Законы Ману – индусского права.

При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) – это право определенной религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная правовая система. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной правовой системой Индии, а мусульманское право – с правовой системой того или иного государства, население которого исповедует ислам.

Романо-германская правовая семья имеет длительную историю. Она связана с правом Древнего мира, но более чем тысячелетняя эволюция значительно отдалила не только материальные и процессуальные нормы этого права, но и саму концепцию права и правовой нормы от того, что было признано во времена Августа и Юстиниана.

Романо-германские правовые системы как бы продолжают римское право, они результат его эволюции, но никоим образом не являются его копией. Роль доктрины проявляется в том, что именно она создаёт словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Доктрина в романо-германской правовой семье не является источником права, роль доктрины важна в установлении тех методов, с помощью которых открывают право и толкуют законы. Добавим к этому влияние, которое доктрина может оказывать на самого законодателя; последний часто лишь выражает те тенденции, которые установились в доктрине, и воспринимает подготовленные его предположения.

Но из выше изложенного никоим образом речь не идет о преуменьшении роли законодателя. Эта роль имеет в первостепенное значение и её сохранение в современных условиях считается прогрессом и подлинной необходимостью. Однако признание важной роли законодателя не должно вести нас к тому, чтобы закрывать глаза на реальные отношения между ним и доктриной и утверждать диктатуру закона. В действительности все это гораздо сложнее. Доктрина влияет на законодателя; здесь она является лишь косвенным источником права. Но доктрина играет также роль в применении закона.

Доктрина имеет важность, так как именно она создает в различных странах разный инструментарий для работы юристов. Сотрудничество юристов не только в применении, но и в выработке права проявляются в романо-германской правовой семье также в использовании некоторых «общих принципов», которые юристы могут иногда найти в самом законе, но которые они умеют в случае необходимости находить и вне закона. Ссылка на эти принципы и их использование труднообъяснимы для теоретиков законодательного позитивизма. Эти принципы показывают подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент; они раскрывают также характер не только систем законодательных норм, но и права юристов в романо-германской правовой семье.

Английская правовая система включает "Общее право", "Статутное право" (законодательство) и "Право справедливости". Каждое из них имеет свою историю становления и развития.

Общее право Англии первоначально сложилось в виде судебных обычаев. Обобщая судебную практику в своих решениях, судьи руководствовались сложившейся системой юридических принципов. Система принципов, на которых основывались судьи, была обязательна для всех судов при вынесении ими решений. Таким образом, выработалось правило прецедента - однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным для всех судей.

Особое место среди источников англосаксонского права занимает юридическая доктрина (наука), под которой следует понимать судебные комментарии, написанные наиболее авторитетными английскими юристами, чаще всего судьями, описания прецедентной практики, призванные выполнять роль практического руководства для юристов. Некоторые литературные источники (правовой комментарий к обязательным прецедентам) в англосаксонском праве имеют повсеместное признание и используются при решении конкретных дел.

Мусульманская правовая семья.

Особое значение доктрины для развития мусульманского права объясняется не только наличием множества пробелов, но и противоречивостью Корана и сунны. Большинство содержащихся в них норм имеет божественное происхождение, а значит, считаются вечными и неизменными. Поэтому они не могут быть просто отброшены и заменены нормативно-правовыми актами государства. В этих условиях мусульманские правоведы опираясь на основополагающие источники трактуют их и формируют решение, подлежащее применению в сложившейся ситуации.

Шариа́т – (правильный) путь, образ действия) – совокупность правовых, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное». Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Шариат опирается на Коран и фикх; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие (нормы вежливости) нормы без сколь-либо подробного разделения.

Если в VII-VIII вв. источниками мусульманского права действительно выступали Коран и сунна, а также иджма и «высказывания сподвижников», то, начиная с IХ-Х вв., эта роль постепенно перешла к доктрине.

Современную мусульманско-правовую доктрину как источник права следует рассматривать в нескольких аспектах. В ряде стран (Саудовская Аравия, Оман, некоторые княжества Персидского залива) она продолжает играть роль формального источника права, в других (Египет, Турция, Марокко) допускается субсидиарное использование мусульманского права при наличии пробелов в нормативных правовых актах.

Термин «правовая доктрина» в науке имеет ряд значений, поэтому представляется необходимым рассмотреть их многообразие.

Некоторые ученые указывают на многозначность общенаучного понятия термина «доктрина». В отдельных изданиях доктрина представляется как научная или философская теория, политическая система, руководящий теоретический или политический принцип. В свою очередь, в толковых словарях доктрина определяется как учение, научная концепция, либо научное, философское или политическое утверждение, положение .

А.А. Васильев в своем диссертационном исследовании рассматривает доктрину в нескольких значениях, таких как 1) совокупность знаний, теорий, идей, понятий, суждений о праве, правовых явлениях, нормах права, правоотношениях, системе права, правотворчестве; 2) воззрения мыслителей, как прошлого, так и современности о праве, например, правовые доктрины Платона, Аристотеля, Ганса Кельзена, Рудольфа Иеринга; 3) правовая идеология - составная часть государственной идеологии.

С.В. Бошно считает, что термин «доктрина» может использоваться для обозначения следующих явлений: учение, философско-правовая теория; мнение ученых-юристов по тем или иным вопросам правотворчества и правоприменения; научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права . Наиболее общепризнанной является формулировка «правовая доктрина» - система идей о праве, сформулированная учеными-юристами, признаваемая официально государством или юридической практикой.

Таким образом, понятие доктрины можно представить в следующем виде: доктрина понимается как учение, научная теория, общепризнанная система идей о праве, выработанная учеными-юристами, которая единообразно используется законодателем, высшими судами и другими правоприменителями. Представляется, что именно общепризнанность правовой доктрины является гарантией ее единообразного применения как законодателем, так и судами.

Формами выражения правовой доктрины выступают: юридические догмы, принципы права, доктринальное толкование правовых норм, определения юридических понятий и категорий, правила разрешения юридических коллизий, правовые позиции, правовые преюдиции".

Для США характерен широкий подход к доктрине, к которой относят правовые словари, особенно при толковании терминов, правовые энциклопедии, аннотированные отчеты по праву, правовую периодику - журналы университетов и правовых школ, правовые трактаты, книги и учебники, своды прецедентов и правовые каталоги.

Перспективными направлениями развития правовой доктрины и ее внедрения в правовую систему являются:

  • - использование доктринальных положений в правотворческом процессе;
  • - использование доктринальных положений при осуществлении научной экспертизы нормативных актов и их проектов;
  • - использование доктринальных положений в судебных правовых позициях (с обязательными ссылками на доктринальный труд);
  • - изложение доктрины в актах доктринального толкования права.

Р. Давид указывал, что доктрина создает «категориальный аппарат, который используется законодателем. Помимо этого доктрина как косвенный источник права дает законодателю представление о государственно-правовых закономерностях, предоставляя ему возможность выбрать оптимальную модель регулирования» .

Законодатель безусловно использует доктрину при подготовке законопроектов, например, в каждом законе есть понятийный аппарат, который базируется на формулировках и определениях российских ученых. Эти понятия содержатся в монографиях, комментариях законодательства, научных статьях.

В процессе выработки норм права используются некие «общие принципы», которые юристы «могут иногда найти в самом законе, но которые они умеют в случае необходимости находить и вне закона. Ссылка на эти принципы и их использование труднообъяснимы для теоретиков законодательного позитивизма. Эти принципы показывают подчинение права велениям справедливости».

В настоящее время в законотворчестве нет системного подхода использования доктрины. Так, С.Г. Павликов отмечает, что умаление ценности доктрины предопределяет негативные последствия для российской правовой системы. Прежде всего, они связаны с поспешным принятием Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации многочисленных законов; многие из них заведомо не могут быть реализованы и в этом плане критически оцениваются юристами и российским населением. Непоследовательность и в целом недостатки развития законодательства Российской Федерации связаны с тем, что не разработка учений, взглядов, научных позиций обусловливает формирование доктрины, а, напротив, «поточное» законодательство вынуждает создавать так называемые доктрины его применения .

Многие ученые отмечают роль доктрины в формировании законодательства. Так, С.В. Бошно считает, что доктрина выступает источником для нормативных правовых актов .

Доктрина является базовым элементом при разработке принципов права, духа и смысла законодательства, на ее основе формируются новые отрасли и институты права , без нее невозможно толкование правовых норм. Необходимо отметить некоторое отставание доктрины от законодательства, что вызывает низкое качество законопроектов, избыточность правового регулирования, отсутствие анализа и прогноза действия правовых норм.

Широкое понимание права, при котором источниками права являются и доктрина, и закон, и судебный прецедент, подразумевает, что Конституция и законы должны соответствовать надпозитивным нормам и принципам справедливости.

В начале своей деятельности Федеральный Конституционный Суд ФРГ, исходя из соображений высшей справедливости, а также из того, что право и закон - не совпадающие явления, признал существование «надпозитивного права» и в связи с этим сверяет нормативные акты не только с Конституцией, но и с «надпозитивным правом».

Упоминание о надпозитивных нормах, которые не обязательно сформулированы в тексте закона, сформулировано в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Например, в соответствии со ст. 11 ч. 3 ГПК РФ: «В случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права)». В данном случае общие начала и смысл законодательства и являются той самой надпозитивной нормой, прямо не сформулированной в законе. Законодатель также должен руководствоваться нормами справедливости.

«В течение длительного времени доктрина была основным источником права в романо-германской правовой семье: именно в университетах были главным образом выработаны в период XIII-XIX веков основные принципы права. И лишь относительно недавно с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было заменено первенством закона... доктрина в наши дни, так же как и в прошлом, составляет очень важный и весьма жизненный источник права. Эта ее роль проявляется в том, что именно доктрина создает словарь и правовые понятия, которыми пользуется законодатель. Важна роль доктрины в установлении тех методов, с помощью которых открывают право и толкуют законы. Добавим к этому влияние, которое доктрина может оказывать на самого законодателя; последний часто лишь выражает те тенденции, которые установились в доктрине, и воспринимает подготовленные ею предложения» .

Как отмечает Т.Я. Хабриева, «в самом общем виде доктрину характеризуют как авторитетное мнение ученых, выраженное в форме принципов, теорий, концепций; это в полной мере относится и к конституционной доктрине. Так, в теории и практике конституционного права концепция разделения властей традиционно связывается с именами Д. Локка и Ш. Монтескье, тезис о верховенстве (суверенитете) парламентов в его завершенном выражении - с именем А. Дайси, идея об особых судах как органах конституционного контроля - с именем Г. Кельзена; таким образом, речь идет о научных доктринах конституционализма, о научной конституционной доктрине, о доктрине конституционного права» .

Правовая доктрина является теоретической основой для разработки и принятия нормативно-правовых актов, а также для их экспертной оценки. Влияя на законодателя, на принимаемые ими правотворческие решения, доктрина выступает в качестве научного источника права. Использование правовой доктрины как источника права служит обеспечению последовательного развития мысли законодателя как непосредственно внутри конкретного закона, так и в процессе согласования последнего с иными существующими на данный момент нормативно-правовыми регуляторами.

В настоящее время в России отсутствует достаточная законодательная основа для регламентации проведения юридической экспертизы нормативных правовых актов и разрабатываемых проектов. По нашему мнению, нормативные правовые акты должны проходить комплексную экспертизу: научную (доктринальную), социологическую, на соответствие

Конституции России, требованиям европейских стандартов; проведение экспертизы проектов нормативных правовых актов и международных договоров, а также уже действующих нормативных правовых актов должно регулироваться одним законом. Это позволит обеспечить методологическое единообразие при проведении экспертизы. В связи с этим предлагается разработать и принять Федеральный закон «О научноправовой экспертизе». Обязанность проведения научно-правовой экспертизы можно возложить на Минюст России. В целях качественного обеспечения экспертного процесса нормативных правовых актов и их проектов, а также международных договоров нужно выработать «Стандарты по проведению экспертизы нормативных правовых актов Российской Федерации на соответствие праву Совета Европы». В стандартах, в частности, следует отразить требования при проведении экспертизы, предмет экспертизы (экспертные задачи, подлежащие разрешению экспертом во время проведения экспертизы), порядок проведения экспертизы, профессиональную терминологию в сфере проведения экспертизы, правовую основу проведения экспертизы, права и обязанности эксперта, требования к экспертному заключению.

Целями научно-правовой экспертизы могут являться оценка нормативного правового акта на соответствие требованиям: 1) Конституции Российской Федерации и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу; 2) европейским стандартам (Конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике Европейского суда по правам человека); 3) правовой доктрине. Кроме того, можно рекомендовать проведение общественного опроса на предмет оценки того или иного нормативного правового акта .

Ряд ученых указывают на необходимость учета доктрины в законопроектной работе, подчеркивая ее важное влияние на качество нормативно-правовых актов.

Доктрина призвана выявлять и устранять коллизии и пробельность в действующем законодательстве. Однако, как справедливо отмечает Д.Ю. Любитенко, упорядочивающее воздействие доктрины на право возможно лишь при условии наличия согласованности доктринальных представлений, которые ложатся в основу модели действующего правового регулирования. Если же отдельные институты и отрасли права формируются исходя из содержания одной доктрины, а содержание других институтов - из другой, тогда ее применение невозможно .

Как отмечает автор диссертационного исследования о доктрине А.А. Зозуля, активизацию воздействия доктринального фактора на позитивное право в интересах совершенствования процесса правового регулирования целесообразно осуществлять в таких направлениях, как независимая научная экспертиза законотворческой деятельности; включение важнейших концептуальных положений в основные нормативноправовые акты; непосредственная разработка учеными-юристами проектов нормативно-правовых актов; использование общепризнанных научных положений для обоснования принятия судебных решений .

При подготовке законопроектов использование доктрины позволяет видеть не только статику правовых норм, но и динамику развития регулируемых ими общественных отношений. Доктрина констатирует не только правовые явления, но и является своеобразным прогнозом предвидения ситуаций, которые могут складываться в сфере правового регулирования. Огромный массив вырабатываемых юридической доктриной дефиниций и принципов стали положениями в законодательных актах .

Доктрина формулирует и развивает принципы права, которые являются основой регулирования общественных отношений в случаях пробела в праве, когда невозможно применить аналогию закона. В такой ситуации принципы права являются источниками права .

Широко известно также и то, что и законодатели, и правоприменители обращаются к комментариям законодательства, где доктрина в полном объеме восполняет правовые пробелы, развивает право и формулирует новые правоположения.

Представляется, что во многом проблемы законодательства- непро- работанность законопроектов, приводящая к множественным поправкам к законам; отсутствие системности в законодательстве; многочисленность законов - обусловлены недостаточностью использования правовой доктрины. В этой связи можно было бы предложить внести в Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 24.06.2016) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» следующее дополнение. В Главе 12 «О порядке внесения законопроектов в Государственную Думу и их предварительное рассмотрение», подпункт а) пункта 1 ст. 105 изложить в следующей редакции:

«1. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъектом (субъектами) права законодательной инициативы должны быть представлены:

а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта с учетом системного анализа правовой доктрины в этой сфере, мотивированное обоснование необходимости принятия или одобрения законопроекта».

Доктрина должна занять свое место при разработке нормативных актов. Использование правовой доктрины поможет улучшить качество рассматриваемых законопроектов .

  • См.: Кирилловых А.А. Правовая доктрина идоктринальность вправе:к вопросу об источниках правового регулирования // Законодательствои экономика, 2015, № 8.

Термин "доктрина" употребляется в юриспруденции в нескольких значениях:

1) как философско-правовое учение, теория; 2) как мысли выдающихся ученых-юристов по тем или иным теоретико-прикладных проблем юридической науки; 3) как научные труды наиболее авторитетных исследователей в области государства и права; 4) как комментарии актов законодательства (кодексов, законов).

Итак, правовая доктрина - это признанные юридическим сообществом идеи, концепции и теории, которые используются в качестве вспомогательного средства для определения содержания правовых норм.

Впервые профессиональное мнение выдающихся юристов активно использовалась как источник права в Древнем Риме. При рассмотрении спорных вопросов стороны, участвовавшие в процессе, обращались к признанным юристов (Гай, Павел, Ульпиан, Модестин, Папиниан и др.) С просьбой высказать свое мнение по тем или иным вопросам относительно надлежащего применения права. Судья рассматривал такие мысли как "общеобязательное правило поведения - источник римского права".

Правовая доктрина сыграла значительную роль в процессе становления романо-германского права, сформировалось под влиянием известных юридических научных школ (глоссаторов, постглоссаторов), ячейками которых стали первые европейские университеты. Благодаря их деятельности доктрина течение длительного времени оставалась основным источником права в романо-германской правовой семьи. Она также заметно повлияла на формирование англо-саксонского права, которое опиралось на труды таких известных юристов, как Брэктон, Гленвилл, Кок, Блекстоун и др.

На ранних стадиях развития религиозных правовых систем решающее значение имела религиозная доктрина. Она понималась в широком смысле: и как писания богословов, и как мнения разных академических школ, и как взгляды на идеи относительно понимания и толкования религиозных текстов.

Сегодня правовая доктрина относится к вторичных, убедительных (авторитетных) источников как романо-германского, так и англосаксонского права. Особое значение она хранит в странах религиозных правовых систем. Доктрина обеспечивает критический анализ права, выявление пробелов и коллизий в праве и определения путей их преодоления.

В XX в. в Европе распространилась практика формирования доктрины высшими судебными инстанциями (прежде всего конституционными и верховными судами), что позволило совместить фундаментальное теоретическое знание и значительный практический юридический опыт.

В Украине важным субъектом формирования правовой доктрины выступает Конституционный Суд Украины, который преподает собственное понимание духа Основного Закона Украины и текущего законодательства. Закреплены ним в правовых позициях доктринальные положения усиливаются благодаря общеобязательности решений органа конституционной юрисдикции. В свою очередь, Конституционный Суд при вынесении своих решений опирается на мнения выдающихся ученых-юристов, выводы ведущих юридических научных учреждений и учебных заведений.

Влияние доктрины на правоприменение проявляется, в частности, в том, что правоприменительные органы в своей практике опираются на доктринальное толкование актов законодательства. Его авторитет заключается не в формальной обязательности, а в убедительности предложенных выводов и высокой квалификации лиц, осуществляющих такое толкование. Правовая доктрина также оказывает существенное влияние на практическую юриспруденцию через научно-практические комментарии к актов законодательства (УК, ГК и др.), Которые служат важными ориентирами для правоприменительной практики.

Кроме того, правовая доктрина выступает вторичным, убедительным источником права, обеспечивая дополнительную юридическую аргументацию при решении конкретных дел. Так, в австрийском суде до сих пор ссылаются на доктринальные взгляды Г. Кельзена.

В XX в. все большее значение приобретают целостные систематизированы доктрины , которые сложились в результате многолетней академической и практической деятельности юристов, на которые непосредственно опираются суды и другие правоприменительные субъекты. Например, в странах англо-американского права к ним относятся доктрина обязательности соблюдения прецедента (stare decisis), доктрина верховенства парламента. В судебной практике США активно применяются многочисленные судебные доктрины, в частности доктрина "политического вопроса", согласно которой суды не могут решать дела, в которых нарушаются политические вопросы, поскольку они подлежат разрешению политическими ветвями власти (законодательной и исполнительной).

В Украине правовая доктрина также играет важную роль в процессах нормотворчества. Ее влияние заключается в том, что правовая доктрина:

1) создает тезаурус (словарь) правовых понятий и категорий, который использует законодатель;

2) выступает методологической основой подготовки законопроектов;

3) отражается в законодательных актах, обеспечивается государственной поддержкой.

Например, Конституция Украины является воплощением философско-правовых идей приоритета прав человека, верховенства права, правового государства, разделения властей. Общетеоретические и отраслевые доктрины воплощаются в правовых предписаниях и на уровне обычного (текущего) законодательства. Следовательно, правовая доктрина воспроизводится в смысле первичных источников права и таким образом приобретает нормативного, общеобязательного характера.