Утеплители Изоляция Блоки

Основные категории пользователей библиотеки. Обслуживание в сельских библиотеках. Значение сокращения численности населения

5.5. Порядок пользования межбиблиотечным абонементом (МБА).

5.6. Льготное обслуживание

1.1. Правила пользования Научной библиотекой Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет) (далее – библиотека) являются документом, регламентирующим взаимоотношения между пользователями и библиотекой головного университета. Взаимоотношения между пользователями и библиотеками филиалов университета регламентируют отдельные Правила.

1.2. Правила пользования библиотекой:

- определяют группы физических лиц, являющихся пользователями библиотеки;

- определяют порядок доступа к информационным ресурсам библиотеки, виды услуг и условия предоставления их различным группам пользователей;

- регламентируют права, обязанности, ответственность пользователей и библиотеки.

1.3. Документом, дающим право пользования библиотекой, является читательский билет со штриховым кодом – идентификатором читателя в автоматизированной библиотечной информационной системе (АБИС).

- Для студентов заочной и очно-заочной форм обучения такими документами являются студенческий билет с нанесенным на оборотной стороне штриховым кодом пользователя библиотеки и зачетная книжка.

- Для студентов с академической задолженностью, без продленных студенческих и читательских билетов документом, дающим право на обслуживание только в читальных залах, являются зачетная книжка и справка из деканата.

1.4. Пользователи НБ университета признают достоверность информации о заказанных, полученных, продленных и сданных изданиях, хранящейся в электронном формуляре пользователя АБИС

2. Категории (группы) пользователей библиотеки

2.1. Пользователями являются сотрудники и студенты университета, а также иные лица, зарегистрированные в библиотеке в качестве пользователей.

2.2. Все пользователи библиотеки делятся на следующие группы:

- Пользователи группы А:

§ студенты базового университета;

§ аспиранты дневного отделения;

§ докторанты;

§ преподаватели и сотрудники, зачисленные в штат базового университета (профессорско-преподавательский состав кафедр и учебно-вспомогательные составы);

§ ветераны университета.

- Пользователи группы В:

§ аспиранты заочного отделения;

§ сотрудники служб базового университета, не связанные с учебным процессом;

§ студенты филиалов университета;

§ преподаватели и сотрудники филиалов университета;

§ преподаватели и сотрудники средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, заключившие соглашение с университетом;

§ соискатели ученой степени (в соответствии с договором);

§ слушатели университета;

- Пользователи группы С:

§ преподаватели и сотрудники, работающие в университете по совместительству;

§ иные лица (физические и юридические), не являющиеся сотрудниками и студентами университета и зарегистрированные в качестве пользователей;

3. Права, обязанности и ответственность пользователей библиотеки

3.1. Пользователи всех категорий и групп имеют право:

- получать качественное, оперативное и комфортное библиотечное обслуживание.

- пользоваться услугами беспроводного Интернета (Wi - Fi )

- высказывать письменно и устно свое мнение, замечания, предложения о работе библиотеки, задавать вопросы по организации обслуживания и получать на них ответы и разъяснения, в т. ч. на странице «Гостевая книга» web -сайта библиотеки

- обжаловать неправомерные действия должностных лиц библиотеки, ущемляющих их права, у вышестоящих руководителей

3.2. Пользователи группы A имеют право доступа ко всему комплексу библиотечно-информационных и сервисных услуг библиотеки, обслуживаются на абонементах, в читальных залах, по межбиблиотечному абонементу (МБА). Этой группе пользователей выдается постоянный читательский билет. Срок его действия устанавливается в соответствии со сроком работы или обучения пользователя в университете, но не более одного учебного года.

- Студенты заочной формы обучения, относящиеся к группе А, имеют право получения документов на дом только на абонементе студентов заочной формы обучения.

3.3. Пользователи группы B имеют право частично ограниченного доступа к основным услугам НБ университета и полного доступа к дополнительным услугам и обслуживаются в только в читальных залах. Этой группе пользователей выдается временный читательский билет. Срок его действия устанавливается в зависимости от целипосещения НБ университета от одного дня до года. Срок действия временного читательского билета может быть продлен.

- Преподаватели, сотрудники, аспиранты и студенты филиалов университета имеют право пользоваться услугами МБА и Электронной доставки документов (ЭДД).

3.4. Пользователи группы C имеют право обслуживаться только в читальном зале «Профессорский» на платной основе. Этой группе выдается временный платный читательский билет. Срок его действияустанавливается в зависимости от срока регистрации пользователя в НБ университета.

3.5. Пользователи библиотеки обязаны:

- соблюдать Правила пользования Научной библиотекой ЮУрГУ.

- не передавать читательский билет другому лицу, а также не пользоваться чужими читательскими билетами.

- немедленно сообщать об утере (краже и т.п.) читательского билетав отдел регистрации и учета пользователей библиотеки.

- бережно относиться к взятым в НБ университета изданиям:не делать в них пометок, подчеркиваний, не вырывать и не загибать страницы и т.п.

- тщательно просматривать полученные издания и в случае обнаружения дефектов сообщать об этом библиотекарю.

- не выносить книги или иные издания из читальных залов и абонементов без регистрации в электронном формуляре пользователя, или без специального разрешения библиотекаря.

- возвращать издания в установленные Правилами пользования сроки.

- при отчислении или увольнении из университета вернуть все числящиеся за пользователем издания, сдать читательский билет или его дубликат и подписать раздел обходного листа, касающийся НБ университета.

- предъявлять читательский билет при входе в НБ университета.

- при посещении НБ университета сдавать верхнюю одежду в гардероб.

- при посещении читальных залов с открытым доступом к фондам оставлять в гардеробе сумки, портфели, пакеты и т. п.

- соблюдать тишину и порядок во время посещений библиотеки и работы в ее подразделениях.

- не пользоваться сотовыми телефонами в помещениях читальных залов и абонементов.

- не допускать порчи мебели, оборудования, техники, элементов интерьера, информационных и навигационных систем НБ университета.

3.6. Пользователи всех групп несут ответственность:

- за причиненный библиотеке ущербна основании статей 9 и 13 Федерального закона «О библиотечном деле» (1994 г.);

- в случаях, предусмотренных действующим законодательством и настоящими Правилами.

3.7. Пользователи всех групп могут быть привлечены к ответственности:

- за несоблюдение настоящих Правил - в виде предупреждения, которое фиксируется в читательском билете, а также вносится в электронный формуляр пользователя. Пользователь, получивший 1-2 предупреждения в течение всего срока пользования библиотекой, может быть лишен права пользования ее ресурсами и услугами сроком от 2 недель до 3-х месяцев. Пользователь, получивший 3 и более предупреждения, может быть лишен права пользования библиотекой;

- за утрату, порчу читательского билета – в виде компенсации причиненного ущерба в размере стоимости читательского билета со штриховым кодом или утраченный штриховой код;

- за порчу штриховых кодов, нанесенных на экземпляры изданий - в виде компенсации причиненного ущерба в размере установленной стоимости за 1 испорченный штриховой код издания;

- за порчу изданий, предоставленных НБ университета во временное пользование (пометки, подчеркивания, вырывание и загиб страниц) – в виде лишения права пользования НБ университета сроком от 2 недель до 6 месяцев. Вырванные страницы пользователь восстанавливает путем копирования страниц аналогичного издания. Ответственность за порчу изданий несет лицо, пользовавшееся изданием последним (согласноэлектронной записи истории книговыдачи данного экземпляра в АБИС) и не заявившее о дефектах при выдаче ему этого издания;

- за утрату изданий, предоставленных НБ университета во временное пользование, – в виде замены их такими же изданиями или изданиями, признанными НБ университета равноценными по содержанию. В случае невозможности замены пользователь возмещает НБ университета, в виде компенсации за нанесенный ущерб, денежные средства в размере 5-кратной балансовой стоимости утраченного издания, являющегося единственным экземпляром или редкой книгой и 3-кратной балансовой стоимости для всех остальных изданий;

- - за нарушение сроков пользования изданиями – в размере стоимости сверхнормативного пользования изданием, определяемой п. 2 Прайса , утвержденного Ректором ЮУрГУ.

- за порчу техники, оборудования и мебели в помещениях НБ университета в виде компенсации причиненного ущерба в размере стоимости ремонтно–восстановительных работ.

4. Права, обязанности и ответственность библиотеки
по обслуживанию пользователей

4.1. НБ университета обязана:

- создавать условия для осуществления прав пользователей на свободный доступ к информации и документам из фондов НБ университета;

- повышать качество обслуживания пользователей, расширяя спектр библиотечно-информационных и сервисных услуг, обеспечивая полноту и оперативность их предоставления;

- обеспечивать всем группам пользователей, в соответствии с их правами по отношению к услугам библиотеки, свободный доступ к ее библиотечно-библиографическим и информационным ресурсам и услугам, в т.ч. сервисным;

- информировать пользователей обо всех видах предоставляемых НБ университета ресурсов и услуг;

- совершенствовать библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание пользователей, внедряя новые библиотечные и информационные технологии;

- в случае отсутствия в фондах НБ университета необходимых пользователям изданий запрашивать их по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

- осуществлять постоянный контроль за возвращением в библиотеку выданных книг, материалов и документов;

- распространять среди университетской общественности информацию о мероприятиях, сервисах и услугах НБ университета;

- создавать и поддерживать комфортные условия для работы пользователей;

- систематически предоставлять пользователям информацию о деятельности НБ университета.

4.2. НБ университета имеет право:

- , подготавливать и вносить на утверждение ректора изменения и дополнения к Правилам пользования НБ университета на основании «Положения о Научной библиотеке ЮУрГУ»;

- подготавливать и вносить на утверждение ректора репертуар, стоимость, дополнительных библиотечно-информационных и сервисных услуг, оказываемых НБ университета на платной основе;

- устанавливать и изменять в зависимости от спроса сроки пользования изданиями и другими материалами из фондов НБ университета;

- выносить пользователям предупреждения за несоблюдение Правил пользования библиотекой и на основании этого ограничивать или лишать их права доступа к библиотечно-информационным услугам;

- извещать деканаты о нарушении студентами Правил пользования НБ университета;

- определять условия использования библиотечно-библиографических и информационных ресурсов НБ университета на основе договоров с юридическими и физическими лицами;

- не отвечать на сообщения, полученные на странице «Гостевая книга» web-сайта НБ университета, если они высказаны без соблюдения общепринятых норм общения.

4.3. НБ университета несет ответственность:

- за качество обслуживания пользователей и предоставляемых библиотечно-информационных и сервисных услуг;

- за сохранность и безопасность фондов и других библиотечно-библиографических и информационных ресурсов.

5. Порядок обслуживания пользователей в библиотеке

5.1. Регистрация (запись) пользователей .

- Регистрация пользователей всех категорий и групп производится по факту их обращения в библиотеку и на основании приказа ректора о зачислении или приеме на работу в университет;

- Регистрация студентов 1 курса всех форм обучения производится автоматически после занесения информации о них в АБИС на основании приказа ректора о зачислении;

- В отделе регистрации и учета пользователей (ОРУП) заполняется электронный формуляр в АБИС и оформляется читательский билет установленной формы в зависимости от группы пользователя, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами;

- Для регистрации пользователям необходимо предъявить библиотекарю следующие документы:

§ преподавателям и сотрудникам

§ студентам всех форм обучения , в т.ч. магистрам – студенческий билет (или справка из деканата) и паспорт;

§ аспирантам – удостоверение аспиранта установленного образца (или справка из аспирантуры) и паспорт;

§ соискателям ученой степени – договор с университетом, приказ ректора и паспорт;

§ ветеранам университета – удостоверение «Ветеран университета» установленного образца и паспорт;

§ иным лицам , не являющимся студентами и сотрудниками университета и представителям организаций – паспорт и договор (для организаций);

§ сотрудникам служб, не связанных с учебным процессом – служебное удостоверение установленного образца (или справка из отдела кадров университета) и паспорт;

§ абонентам МБА – паспорт, заявление и/или гарантийное письмо от организации, договор на обслуживание по МБА, бланк-заказ по МБА.

- При регистрации пользователь обязан ознакомиться с Правилами пользования библиотекой и Перечнем услуг, к которым имеет право доступа;

- Об ознакомлении с настоящими правилами свидетельствует подпись пользователя в его читательском билете или ином документе, определяемом НБ университета;

- В случае утери или порчи постоянного или временного (в том числе и платного) читательских билетов пользователям выдается его дубликат. Дубликат выдается на платной основе в соответствии с приказом ректора и действующим на данный период Прейскурантом цен;

- Основанием для выдачи дубликата является заявление пользователя об утере или порче читательского билета, квитанция/чек об оплате его стоимости и возвращенные в НБ университета издания. Испорченный читательский билет сдается в ОРУП;

- При утере дубликата читательского билета второй дубликат выдается на тех же основаниях, что и первый;

- В случае обнаружения пользователем читательского билета после оформления его дубликата, дубликат сдается в ОРУП;

- Наличие у пользователя двух и более читательских билетов расценивается как нарушение Правил пользования НБ университета и может служить основанием для исключения его из числа ее пользователей.

5.2. Перерегистрация пользователей.

- Ежегодно для дальнейшего пользования библиотекой пользователи групп A и B проходят перерегистрацию на новый учебный год в ОРУП в срок с 1 июля по 31 декабря текущего года. Пользователи группы С могут платно перерегистрировать сохраненный платный читательский билет;

- Пользователи, имеющие задолженности в подразделениях библиотеки, не подлежат перерегистрации;

- Для проведения перерегистрации пользователь предъявляет:

§ постоянный или временный читательский билет;

§ продленный студенческий билет, либо удостоверение;

§ паспорт.

5.3. Порядок пользования читальными залами .

- Выдача изданий в читальном зале с закрытым доступом к фондам осуществляется на основании заполненного читательского требования установленного образца;

- В читальных залах с открытым доступом к фондам пользователь сам отбирает необходимые издания с книжных полок. Все снятые с полок издания возвращаются на специальные тележки;

- Выдача изданий в читальных залах с закрытым доступом к фондам регистрируется в электронном формуляре пользователя;

- При отсутствии изданий в фондах читальных залов, они запрашиваются, по согласованию с пользователем, из основного книгохранилища. Эти издания могут быть забронированы на срок до 5 дней при отсутствии спроса на них;

- Число изданий, единовременно выдаваемых в читальном зале с закрытым доступом к фонду, ограничивается 10 экземплярами, из них 5 экземпляров выдается из фонда читального зала и 5 экземпляров - из фонда основного книгохранилища;

- Срок пользования изданиями из фондов читальных залов ограничивается временем работы читального зала в течение дня;

- По запросу пользователей выдача изданий, не являющихся единственными экземплярами, из фондов читальных залов может осуществляться и на короткий срок (1 сутки), а в выходные и праздничные дни- до 2 суток;

- При повышенном спросе на отдельные издания, время пользования ими может быть ограничено, но не менее 2 часами;

- Экземпляры основного хранения (первые и единственные экземпляры в библиотеке), энциклопедии, справочные, периодические, реферативные и др. информационные издания, редкие и ценные книги, неопубликованные материалы (диссертации), издания из фонда документов ограниченного пользования (ДОП),выдаются пользователям для работы только в читальных залах.

5.4. Порядок пользования абонементами библиотеки .

- Выдача изданий осуществляется на основании заполненного читательского требования установленного образца и регистрируется в электронном формуляре пользователя;

- Каждое название издания выдается только в одном экземпляре;

- Срок пользования изданиями определяется классом выдаваемого экземпляра, зафиксированного в АБИС;

- Срок пользования изданиями может быть продлен при отсутствии спроса на них;

- Все издания, взятые студентами в истекшем учебном году, возвращаются в срок до 5 июля. Исключение составляют издания, необходимые для прохождения производственной практики. Срок пользования изданиями продлевается при наличии справки из деканата, по окончании практики они возвращаются.

5.5. Порядок пользования межбиблиотечным абонементом (МБА) .

- Для получения отсутствующих в фондах НБ университета изданий по МБА пользователь заполняет бланк заказа установленной формы, отдельно на каждое запрашиваемое им издание;

- Срок пользования изданиями, полученными по МБА, устанавливается библиотекой города или страны, предоставившей их, и не продлевается;

- Издания, полученные по МБА, выдаются пользователям для работы только в читальном зале;

- Услугами МБА НБ университета могут воспользоваться также библиотеки других систем, ведомств и организаций на основании заключаемого договора установленной формы сроком 1 год и заполненных бланков заказов установленной формы;

- Срок выполнения НБ университета заказа по МБА 1-5 дней.

- Из фондов НБ университета библиотекам-абонентам МБА не выдаются энциклопедии, справочные, периодические (в т.ч. газеты), реферативные и др. информационные издания, издания из фонда ДСП, нормативно-технической документации, редких и ценных книг, неопубликованных материалов (диссертации) и их авторефератов, а также издания повышенного спроса и единственные экземпляры.

- Издания выдаются библиотеке-абоненту МБА в количестве не более 5 экземпляров, сроком от 10 до 30 дней. Срок пользования отдельными изданиями может быть сокращен или продлен по усмотрению НБ университета.

5.6. Льготное обслуживание пользователей .

Дополнительные права (привилегии) в обслуживании имеют следующие пользователи.

- Профессорско-преподавательский состав базового университета (штат):

§ на обслуживание вне очереди во всех подразделениях библиотеки;

§ на заказ и получение заказанных изданий из основного фонда и отраслевых читальных залов на кафедре выдачи в читальном зале «Профессорский» (202/3д);

§ на заказ изданий из основного книгохранилища по системе «Электронный заказ»АБИС и/илипо электронной почте с указанием ФИО заказчика, кафедры / подразделения университета и срока / даты выполнения заказа;

§ на получение зарубежных изданий из читального зала иностранной литературы на короткий срок (не более 1-го месяца).

- Аспиранты дневной формы обучения:

§ на заказ изданий из основного книгохранилища по системе «Электронный заказ»АБИС и/или по электронной почте с указанием ФИО заказчика, кафедры / подразделения университета и срока / даты выполнения заказа;

§ на получение зарубежных изданий из читального зала иностранной литературы на короткий срок (не более 2-х недель).

- Ветераны университета, сотрудники управлений, отделов, служб и других структурных подразделенийбазового университета, не связанные с учебным процессом:

§ на получение литературно-художественных изданий и изданий для досуга на абонементе художественной литературы при наличии удостоверения сотрудника или ветерана университета.

- Пользователи с ограниченными физическими возможностями:

§ на получение изданий из читальных залов сроком не более 2суток.

- Сотрудники библиотеки:

§ на получение изданий из фондов основного книгохранилища и читальных залов в режиме «служебный абонемент» на срок не более 15 дней.

С полным текстом «Правил пользования НБ ЮУрГУ» можно ознакомиться в отделах обслуживания библиотеки.

В зависимости от целей классификации библиотеки разделяются на рода и виды. Родо-видовых классификаций может быть столь много, сколько целей, ради которых они создаются. Если родовой признак -учредитель, то библиотеки можно разделить по видам на личные и общественные. Подвидами общественных являются библиотеки государственные (их разновидности: федеральные, субъектов Федерации, отдельных министерств и ведомств), муниципальные, общественных организаций и объединений (разновидности: партийные, профсоюзные, конфессиональные, различных добровольных обществ). Если родовой признак - форма собственности, то в соответствии с ним можно выделить библиотеки частные, коммерческие (платные), бесплатные и т.д.

Библиотеки разделяются и по другим социально существенным признакам, например по численности персонала, состоянию материально-технической базы (автоматизированная, цифровая).

Нередко библиотеки объединяются в административные (территориальные, отраслевые, ведомственные и иные) централизованные или в корпоративные электронные системы. Последние получают все большее развитие в связи с теми возможностями, которые предоставляют Интернет и подобные сети.

Основанием классификации библиотек выступают различные характеристики элементов библиотеки как системы. Зачастую состав и структура фонда определяют лицо библиотеки, контингент ее пользователей, архитектурно-планировочное решение здания, численность, уровень и особенности квалификации персонала. Так, по виду документов сформирована Всероссийская патентно-техническая библиотека, по языковому принципу - Всероссийская библиотека иностранной литературы, по отрасли знания - Российская государственная публичная историческая библиотека. Универсальным по содержанию фондом предопределяется вид универсальной библиотеки (сельская, городская и т. п.), а также многоотраслевой (государственной, публичной, научно-технической) библиотеки.

Контингент пользователей тоже выступает основанием классификации библиотек. Так, в соответствии с возрастной характеристикой пользователей выделяются библиотеки детские, юношеские и для взрослых; в соответствии с основным родом занятий абонентов - школьные, вузовские, научно-исследовательских институтов и т. п. В структуре библиотек в зависимости от тематики запросов выделяются отраслевые читальные залы (зал гуманитарной литературы, зал технической литературы и т. д.). Учитываются и дефекты физического состояния пользователей. Например, для слепых и слабовидящих создана специальная сеть библиотек.

Библиотеки подразделяются также на типы. Характерный признак типа - сочетание наиболее распространенных (типичных) параметров. Общепринято деление библиотек на два типа:

массовые;

научные и специальные.

Массовым библиотекам присущи: ориентация на неопределенно широкий контингент пользователей, на их преимущественно общекультурные, общеобразовательные запросы. Соответственно, они имеют преимущественно универсальный по содержанию состав фондов научно-популярной и художественной литературы, относительно быстро сменяемый; общедоступность; территориальный принцип размещения. Массовые библиотеки составляют приблизительно одну треть, а их фонды - около 40 процентов совокупного фонда библиотек общественного пользования.

Научным и специальным библиотекам свойственны:

ориентация на ученых и специалистов, а также лиц, готовящихся стать таковыми (библиотеки учебных заведений);

фонды - преимущественно научной, производственной, учебной литературы; производственный принцип размещения;

ограниченная специальными условиями доступность.

Поскольку понятие "тип" в классификационном отношении не вполне строгое, некоторыми своими признаками библиотеки разных типов частично пересекаются. Например, профсоюзная библиотека на предприятии по большинству признаков относится к массовым, но по производственным принципам размещения из этого типа выпадает. Национальная библиотека наоборот - явно научная по типообразованию, но призвана обслуживать самые широкие слои читателей (по определению - всю нацию, то есть население государства) и размещается по территориальному принципу.

Библиотека всегда существовала и существует не сама по себе, она является элементом общества со свойственным ему кругом обязанностей. Внешние функции библиотеки - это ее реакция на потребности общества, обусловленные способом взаимодействия с внешней средой. Как искусственно созданная система, библиотека через внешние функции реализует свое социальное назначение, поэтому их чаще всего называют социальными.

Коммуникационная функция библиотек

Выполняя ее, библиотека выступает в качестве организатора места и времени встречи документов, произведенных в разное время, разными авторами и рассредоточенных в разных точках пространства, с пользователями, находящимися в конкретном пространственно - временном континууме. Основной формой реализации данной функции является непосредственное предоставление пользователю на определенное время, как в библиотеке, так и за ее пределами необходимых ему документов. Коммуникационная функция обеспечивает доступ к документам и оперативное их получение всеми заинтересованными пользователями.

Выполнение библиотекой коммуникационной функции связано также и с предоставлением пользователям сведений о документном массиве. В соответствии с запросом пользователя они могут быть ограничены теми или иными рамками: местом и временем производства документов, авторской принадлежностью, тематикой, целевым назначением, местом хранения и другими параметрами. Данная деятельность осуществляется посредством использования разнообразных видов документов, созданных как в библиотеке, так и за ее пределами: каталогов, картотек, библиографических указателей, существующих как на бумажных, так и на электронных носителях. Полученная таким образом информация используется в дальнейшем в качестве вспомогательной для продолжения поиска необходимых документов и в качестве основной для проведения библиографической экспертизы.

В соответствии с коммуникационной функцией библиотека предоставляет пользователю не только сам документ или сведения о нем, но и непосредственно необходимую ему информацию. Осуществление данного вида деятельности связано с более высоким уровнем библиотечного сервиса. В данном случае библиотека берет на себя обязанность предоставить пользователю не документы, содержащие необходимую ему информацию, как это бывает в большинстве случаев, а, на основе изучения и анализа их содержания, конечный результат - интересующие его сведения. Данная работа может быть выполнена в традиционном режиме, когда пользователь в устной или письменной форме получает соответствующую справку, или в электронном, когда поиск в информационном массиве осуществляется при помощи определенных технических и программных средств, а пользователь становится обладателем необходимых ему сведений, часто даже не посещая библиотеки и не встречаясь о библиотекарем.

Кумулятивная функция

Благодаря ее выполнению библиотека собирает в одном месте разные по форме и содержанию документы, созданные в разное время и в разных точках пространства разными авторами. Для реализации этой функции определяющее значение имеют информация о готовящихся к выпуску и получивших распространение документах, а также отсутствие различных барьеров, прежде всего политических, для их свободного приобретения и наличие у библиотеки требуемых ресурсов для пополнения фонда. Идеальным вариантом выполнения кумулятивной функции необходимо считать собрание в одном месте всех произведенных человечеством документов.

Мемориальная функция

Для выполнения своей миссии библиотеке мало собрать документы в одной точке пространства, необходимо также обеспечить их распространение во времени, что достигается посредством выполнения мемориальной функции. Ее суть заключается в сохранении совокупности собранных документов с целью их передачи последующим поколениям. Основная трудность в выполнении данной функции связана с природными и социальными потрясениями: наводнениями, пожарами, землетрясениями, революциями, войнами, в результате которых уничтожается ряд документов, что иногда ведет даже к разрыву преемственности между эпохами и поколениями.

Осуществление мемориальной функции позволяет считать библиотеку памятью человечества. Идеальное ее выполнение означает "запоминание" всего, что создано человечеством, т.е. вечное хранение всех собранных в библиотеке документов.

Коммуникационная, кумулятивная и мемориальная функции находятся в диалектической взаимосвязи. Если кумулятивная и коммуникационная функции обеспечивают перемещение документов в пространстве, то есть концентрацию их в одной точке пространства и затем рассредоточение среди различных категорий пользователей, то мемориальная определяет их перемещение во времени, от настоящего к будущему.

Сущностные функции библиотек конкретизируются в большом количестве производных, обусловленных конкретными социально-политическими и экономическими условиями, текущими задачами, которые ставятся обществом перед библиотеками. Перечень производных функций библиотек точно не определен. Наиболее часто в числе их специалисты называют функции: в помощь образованию, самообразованию, воспитанию, развитию науки и производства, воспитательную, гедонистическую, идеологическую, культурно - просветительную, компенсаторную, лечебную, научно - производственную, образовательную, педагогическую, познавательную, просветительную, рекреационную, учебную.

Исходя из основных направлений деятельности современных библиотек, в процессе реализации сущностных функций можно выделить такие основные производные социальные функции:

содействия образованию и воспитанию,

информационного обеспечения научно-производственной деятельности,

социокультурную.

Каждая из них может выступать в качестве доминирующей по сравнению с остальными в конкретной библиотеке.

Формы библиотечной работы

Снижение интереса к чтению - это общемировая тенденция, обусловленная глобализацией СМИ и бурным развитием индустрии развлечений, вытесняющих чтение и как престижный источник получения информации, и как приятную и престижную форму досуга. Многие страны, реализуя собственные стратегии и программы поддержки и развития чтения, ищут эффективные способы противодействия этой пагубной тенденции, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

Для решения этих задач библиотеки используют различные средства и формы библиотечной работы.

Библиотечное обслуживание - совокупность всех видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей ее пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

В материалах Международной федерации библиотечных ассоциации и учреждений (ИФЛА) говорится, что нет ни одного человека, который был бы слишком молод или слишком стар для пользования библиотекой. Задача публичной библиотеки - оказывать услуги всем гражданам и социальным группам. Потенциальным читательским группам публичной, в том числе и сельской библиотеки, как определяет ИФЛА, являются дети, молодежь, взрослые (среди которых выделены следующие подгруппы: люди, представляющие различные культуры и этносы; люди, имеющие инвалидность; лица, помещенные в специальные учреждения - больницы, тюрьмы; учреждения местного самоуправления, учебные и культурные организации) .

Значительную часть основных пользователей современных российских сельских библиотек составляют, как прежде, дети и учащаяся молодежь, сельская интеллигенция: учителя, врачи, работники сельскохозяйственного производства, а также пенсионеры, домохозяйки.

В последнее время добавились и новые категории пользователей: увеличилось число безработных, а также мигрантов, осевших в селе, которые тоже имеют право на обслуживание. Каждая из этих категории обращается в библиотеку со своими проблемами и ждет от нее помощи. Однако значительное место продолжает занимать потребность в информации в помощь образованию, а также самообразованию, понимаемому достаточно широко: как получение информации, необходимой для решения многих жизненных проблем.

В отношении детей и юношества сельские и школьные библиотеки накопили огромный опыт, сумев, несмотря на все трудности, в большинстве случаев реализовать свою главную функцию - создать условия для получения образования и развития личности. Главной их задачей остается приобщение к книге, чтению, формирование устойчивой потребности в знаниях и, следовательно, в библиотеке.

Меняющаяся на наших глазах роль чтения в жизни молодого человека приводит к тому, что сегодня библиотека не только должна приобщать его к чтению, но и обеспечивать ему свободный способ доступ к информации. Эта многоаспектная проблема требует решения целого ряда вопросов: от наличия хорошего фонда до воспитания информационной культуры, умения выбирать информационный продукт.

С недавних пор объектом внимания библиотеки стала сельская семья как единое целое. Такой подход может быть особенно успешен там, где произошло объединение школьной и сельской библиотек. Давно замечено, что в сельских семьях лидерами чтения зачастую являются дети. Эта особенность учитывается в работе библиотек, ставящих своей целью через книгу, чтение объединить семью, повлиять на микроклимат в ней сблизить людей на основе общих интересов, помочь им избавиться от негативных явлений. Сельский библиотекарь, знающий каждого из своих читателей достаточно хорошо, может успешно решать эту задачу.

Важнейшей задачей библиотеки, работающей на селе, всегда была помощь сельской школе. Тесная связь этих важнейших для жизни российского села социальных институтов отчетливо прослеживается на протяжении всего времени их развития. Сегодня сельская школа, преодолевая многочисленные трудности, переживает сложный период. Она пытается модернизировать всю свою деятельность, видя основным критерием успешности работы подготовленного к жизни человека.

Очевидно, что готовность человека к современной жизни предполагает не в последнюю очередь высокий уровень образованности, информированности. Чтобы его обеспечить, необходимо информационное насыщение всей школьной сферы. Основными объектами такого «информационного обогащения» можно считать непосредственно личность учителя, учебный процесс, а также внешкольную деятельность. Реально это означает, что библиотека через книгу, организацию мероприятий должна помочь каждому учителю и каждому ученику.

Помощь учителю всегда была важнейшей задачей библиотеки. Сегодня учитель испытывает те же тяготы, что и любой житель села. Исследования показывает, что 76, 8% учителей нуждаются в социальной защите. Условия жизни и деятельности сельского учителя характеризуются как неблагоприятные, достаточно сказать, что только 7% учителей регулярно получают зарплату У многих учителей отмечается снижение удовлетворенности своей работой. Интересно, что одной из основных причин этого называется плохое состояние учебно-методического обеспечения преподаваемого предмета и низкий общий уровень информационного обеспечения школы.

Информационные потребности учителя и директора заметно разнятся. Директор наиболее остро ощущают недостаток информации по правовым вопросам (66%), психолого-педагогическим проблемам образования (57%), достижениям современной отечественной педагогики, дополнительному образованию детей и взрослых. Интересует директоров сельских школ и зарубежный опыт образования и воспитания детей (15%), а также медицинские проблемы детства и подросткового возраста.

Учителя-предметники нуждаются, прежде всего, в постоянной широкой информации, связанной с развитием соответствующей сферы - химии, физики, истории. Образовательная ценность учебного предмета во многом зависит от того, как решается проблема соотношения содержания преподаваемого курса и уровня развития науки. Например, наука географии существенно обновилась. Конструирование учебного предмета должно основываться на базовых научных идеях, закономерностях, закономерностях, фактах и отражать современный мир полноценно, а не в усеченном виде. Для такого преподавания необходим высокий уровень информированности учителя. Только тогда он сумеет интересно построить учебный процесс, разработать новые формы преподавания.

Конечно, учителя и администрация школы нуждаются в знаниях методического, психолого-педагогического, медицинского характера. Смягчить условия информационного дефицита, в которых работает школа, может и должна сельская библиотека.

Чрезвычайно важна ее роль в информационной поддержке учащихся, выявлении среди них особенно способных, талантливых.

Известно, что интерес к чтению, тяга к знаниям - первый признак талантливости человека. Привлечение такого ребенка к жизни библиотеки может дать очень много для его будущего развития. Библиотека способна помочь ему и в осознании своих способностей, и в развитии интереса к какой-либо сфере деятельности. На библиотекаре, так же как и на учителе, лежит большая ответственность за то, чтобы первые ростки талантливости ученика были замечены и поддержаны.

Разумеется, из поля внимания не должны выпадать и трудные подростки. Опыт показывает, что библиотека может быть местом, где подросток способен восстановить душевное равновесие: здесь никто не ставит ему оценки, нет такой жесткой дисциплины, здесь он может найти большее понимание и квалифицированную помощь. Часто библиотека помогает проявиться его положительным качествам и способностям, которые не были замечены в школе. Исследования показывают, что, несмотря на то, что авторитет библиотеки у сельских подростков весьма велик: постоянными читателями являются 53,4 % сельских выпускников школ .

Внеклассная и внешкольная работа - еще одна сфера, которая нуждается в информационном насыщении. Организация кружков, трудового и производственного обучения, освоение навыков личного подсобного хозяйства-формирование «сельскохозяйственной грамотности» - невозможно без обращения к книге.

Особенность работы сельской библиотеки - тесный, каждодневный контакт с жителями села - позволяет постоянно уточнять и углублять запрос и максимально индивидуализировать информацию. Кроме того, в этих условиях библиотекарь способен давать и т. н. «упреждающую информацию», появившуюся в его распоряжении.

Особое место среди пользователей сельской библиотеки занимают сегодня т.н. управленцы.

В эту группу входит глава местной администрации, сотрудники аппарата администрации, депутаты органов самоуправления, хозяйственные руководители и т.п.

Этим людям приходится решать широкий круг экономических, социальных, социокультурных, юридических, экологических и др. вопросов, что требует постоянной работы с документами законодательного характера, отслеживания необходимой информации в периодике и т.д. Решение кадровых проблем, разрешение конфликтных ситуаций на производстве требует знания психологии, менеджмента. Необходимо также знать опыт местного самоуправления в других регионах страны и за рубежом.

Таким образом, управленцам нужна информация постоянного характера, как аналитического, так и фактографического характера.

Нельзя не отметить, что степень полезности библиотеки руководящему составу обязательно скажется на их отношении к нуждам самой библиотеки. Только постоянно доказывая свою полезность сельскому сообществу, библиотека вправе рассчитывать на его поддержку!

Сегодня среди жителей села довольно много безработных. Среди них и люди предпенсионного возраста, и молодежь. Именно библиотека, используя все свои возможности, может дать им наиболее исчерпывающие и полные данные о возможностях образования, переподготовки, наличии рабочих мест, как в районе, так и за его пределами, о трудоустройстве на летний период, в свободное от учебы время, на неполный рабочий день, а также об условиях оформления досрочной пенсии, о правилах регистрации в качестве безработного и его правах и т.п. В библиотеке же они смогут узнать, как и где пройти тестирование на профессиональную пригодность, а также на какие официальные законодательные документы можно опираться при поиске работы.

Как правило, пенсионеры, ветераны, инвалиды составляют значительную группу пользователей сельской библиотеки. Эти люди особенно нуждаются в помощи библиотеки. Их волнуют вопросы пенсионного обеспечения, медицинского, бытового и социального обслуживания, изменения в пенсионном законодательстве, положение о правах и льготах. Им необходима и информация правового характера, и книги по рыболовству и консервированию, и журналы, например, «Крестьянка», «Ваши 6 соток» и др.

Сельская библиотека, работая с данными группами читателей, выполняет не только информационную, но и социальную функцию. Работа сельской библиотеки имеет свою специфику: с одной стороны, она испытывает большие трудности в отношении комплектования, с другой - большие возможности общения с каждым из читателей, проникновения в мир его интересов и способностей.

В последнее время во многих сельских библиотеках стали возникать такие формы общения, как «телефон доверия», «кабинеты психологической помощи», «кабинеты доверия», «телефон поддержки» и т.д. Эти формы - реакция библиотеки на реальную потребность читателей, испытывающих сложности в процессе общения, в сущности - попытка библиотеки помочь ему в прохождении социализации. В совсем маленьких сельских библиотеках эта потребность реализуется, конечно, тоже, но, как правило, в непосредственном общении с библиотекарем.

Что касается дифференцированного обслуживания, то в последнее время в сельских библиотеках стали выделять не только традиционные группы учащихся (школьники, студенты, учащиеся ПТУ и т.д.), но и такие группы, как «безработные», «подростки-инвалиды», «одаренные дети».

К этим читательским группам сельская библиотека формирует особый подход. В основе библиотечного обслуживания этих групп читателей лежит не только оказание помощи в получении информации, но и желание информационными средствами помочь в жизненных, житейских проблемах. Существование такого подхода позволяет высказать мысль о том, что часть библиотекарей, в том числе, сельских, ощущает (как правило, спонтанно) библиотечное обслуживание как одно из условий социальной защиты формирующейся личности. Конечно, такая философия библиотечного обслуживания просматривается не везде.

Сельская библиотека старается предоставить свои услуги и студентам - заочникам, которых немало среди сельских специалистов и выпускников школ. Она старается подобрать нужную литературу для выполнения учебных заданий, дать сведения об имеющихся библиографических источниках и т.п. Возможность образовательной помощи студентам - заочника возрастает многократно, если даже небольшая библиотека имеет компьютер и модем, благодаря которым может получить доступ к ресурсам крупных отечественных и мировых центров информации, заказать электронную копию необходимой статьи или даже целой книги.

Таким образом, современная библиотека, работающая на селе, вне зависимости от ее типа и вида охватывает свое деятельностью всех субъектов педагогического процесса, помогая им решать свои многочисленные образовательные и самообразовательные проблемы, что вполне отвечает требованиям, которые предъявляет к публичным библиотекам ИФЛА.

Развивающиеся процессы информатизации общества, компьютеризация деятельности социальных институтов (школ, вузов, фирм, системы здравоохранения и других институтов, с которыми человек сталкивается в реальной жизни), появление компьютеров, видео в семьях изменили требования людей и к сфере библиотечного обслуживания.

В чем проявилось изменение потребностей? Какие новые потребности прослеживаются в последнее десятилетие? Конечно, спрос имеет свою специфику для разных типов библиотек и для каждой конкретной библиотеки. Но можно выявить и общие для всех библиотек изменения.

В библиотеки по-прежнему обращаются за книгой, журналом, газетой, за копиями статей из них. Но уже просят также аудио, видеокассету или компакт-диски, хотят получить возможность перезаписать информацию с библиотечных CD-ROM на свои собственные.

Библиотеки, как и всегда, выполняют библиографические справки, но увеличился спрос на тематические, библиографические и фактографические справки. Растет число запросов на правовую, экономическую информацию. Выполнить их библиотека уже не может, опираясь только на библиографические картотеки и не используя, скажем, юридическую базу данных «Юрист» или «Зан» и др. На помощь в выполнении справок приходят диски CD-ROM.

Свои специфические потребности имеют такие относительно новые, выделяемые библиотеками группы пользователей, как: депутаты, работники администрации, предприниматели, фермеры, лица, потерявшие работу и пытающиеся переквалифицироваться.

Во всех типах библиотек растет число пользователей-студентов. Нынешняя ситуация с наплывом студенчества во многом временная, связанная с появлением новых, в том числе коммерческих, учебных заведений, не имеющих библиотек; с недостатком новых учебных пособий, что побуждает преподавателей рекомендовать учащимся монографии, статьи; с изменившимся ввиду материальных трудностей режимом работы многих вузовских библиотек (открыты до 17-18 часов).

Наиболее спрашиваемые темы - бизнес, демократия, казахская история в древние века, предреволюционный период, андеграунд, литература русского зарубежья, философия, этика, социология, экология, иностранные языки.

Интерес к прошлому и настоящему своего края, своего народа стимулирует обращение пользователей к краеведческой литературе, изданиям на национальных языках.

Переосмысление основ библиотечно-информационного обслуживания базируется на изучении специфики информационных потребностей, степени их удовлетворения, уровня научно-информационной культуры потребителей. Происходит переосмысление функций библиотеки в эпоху информатизации общества и перехода от управления потоками и массивами документов к управлению самой информацией. В связи с этим актуальным является создание индивидуализированных систем обслуживания, которые удовлетворяют каждого потребителя, учитывают общее и индивидуальное в его интересах. Это стало возможным благодаря электронным технологиям, когда читатель может получать информацию, не посещая библиотеку.

Высокие информационные технологии меняют сам способ пользования библиотекой. Кроме пользователей, которые находятся физически в сфере обслуживания библиотеки, в неё «входят» через локальные сети или с помощью Интернет люди, которых библиотекарь не знает лично, а лишь обнаруживает их адресные данные на своих серверах. Нельзя сказать, что такой виртуальный пользователь совсем новое для библиотеки явление.

В далекой ретроспективе библиотекой пользовался читатель, который просматривал книги из её фонда в помещении библиотеки. С развитием книгопечатания и соответственно доступности изданий, библиотеки стали выдавать книги на дом по абонементу. Человека, бравшего таким образом книги, журналы и др., называли в XIX в. подписчиком. Посещение библиотеки подписчиком было более кратковременным и редким, чем читателя-пользователя читальни (читального зала).

В середине XIX в. появляется читатель, не посещающий библиотеку, иногородний подписчик. Чтобы выполнить запросы этих читателей, библиотеки стали использовать формы обслуживания, которые уже в XX в. получили название заочного абонемента и межбиблиотечного абонемента. В начале XX в. возникли справочное обслуживание по телефону и пользователь этой формы обслуживания.

В условиях межбиблиотечного абонемента, заочного абонемента, справочного обслуживания по телефону библиотека впервые стала обслуживать пользователей (абонентов), которые находятся вне поля зрения библиотекаря и для которых сам библиотекарь невидим. Сегодня такого пользователя мы называем виртуальным. Понятие «виртуальный» здесь рассматривается как «такой возможный объект, который нами еще не воспринимается как что-то определенное, но способный при наличии известных условий возникнуть, проявиться» . Существуют и другие точки зрения на понятие «виртуальный».

В конце XX в. в условиях развития локальных сетей и Интернет появляется новая разновидность удаленного (виртуального) пользователя. Если сведения об абонентах межбиблиотечного абонемента, заочного абонемента поступают через бланк-заказ межбиблиотечного абонемента, письмо читателя при заочном абонементе, данные о читателе при телефонном запросе записываются в документах справочной службы, то есть достаточно полно отражаются на бумажном носителе, то единственным идентификатором нового удаленного пользователя является его код, который фиксируется на сервере библиотеки .

Итак, сегодня наблюдается тенденция увеличения категории удаленных от библиотеки пользователей, а следовательно, расширение поля доступа к библиотечной информации.

Характерной особенностью новой категории удаленных пользователей является высокая информационная культура. Некоторые из них проявляют живой интерес к развитию библиотечного дела. Так, в сети Интернет есть страница «Переписка и обсуждение библиотечных проблем», в рамках которой её пользователи (и, очевидно, одновременно читатели библиотек), рассматривая проблемы цифровых библиотек, высказали заинтересованность в привлечении к их решению библиотекарей как профессионалов. Это свидетельствует о возможных новых гранях взаимоотношений библиотеки и пользователей.

На изменение потребностей пользователей, библиотеки отвечают конечно изменением предоставляемых услуг, которое сопровождается изменением технологии их производства, структуры (организации) обслуживания, изменением всей библиотечной среды .

В последнее десятилетие библиотеки не ограничиваются наблюдением за меняющимися запросами, но все чаще прибегают к маркетинговому исследованию, для проведения которого приглашают социологов, психологов. При этом исследуется мнение пользователей об обслуживании по широкому спектру вопросов (услуги, отказы, степень комфорта, режим работы, требования к библиотекарю и др.), а также изучается информационный рынок в целом. Таким образом, библиотека обретает механизм постоянного положительного изменения. На базе этих исследований библиотеки определяют возможные новые услуги, связанные с современными техническими средствами и информационными технологиями .

Библиотеки предоставляют электронный каталог, проблемно-ориентированные базы данных (в том числе, библиографические, реферативные, полнотекстовые базы данных на CD-ROM), делают распечатки из них, запись на дискеты пользователя.

Выполняют копии звукозаписей, видеозаписей, предлагают услугу сканирования документов, выдают напрокат видео и другую аппаратуру. Полнотекстовые электронные документы тоже становятся доступными пользователям. Предоставляются сетевые услуги (Интранет, Интернет), машинное время для персонального пользователя ПЭВМ, распространяются программно-информационные продукты. В рамках Интернет предлагаются электронная почта, WEB-страницы, телеконференции. На WEB-серверах библиотек, как правило, можно найти самую новую информацию, в ряде случаев обеспечивается возможность выхода к электронным каталогам, базам данных с различными запросами, при этом к платным базам данных нет свободного доступа. В Интернет сейчас широко используются мультимедийные технологии, позволяющие организовать трехмерное пространство, представлять не только статическую визуальную информацию (текст, графика), но и динамическую (речь, музыку, видео, анимацию и др.)

По-прежнему пользуются вниманием пользователей услуги ксерокопирования, факса. Расширяется спектр информационноемких услуг, эффективных только при использовании компьютерных технологий и предполагающие анализ текста. Это фактографические, концептографические, аналитические, переводческие услуги. Так, библиотеки проводят маркетинговый анализ, конъюнктурные исследования, предоставляют аналитические обзоры, дайджесты, фактографические досье на основе данных Интернета. Эти формы услуг особенно необходимы специалистам местной администрации (информационное обеспечение местного самоуправления сейчас - одна из задач муниципальных библиотек), представителям малого и среднего бизнеса.

Одновременно, выполняя такие услуги, библиотекари овладевают методами научного исследования, деятельность библиотекаря приобретает более высокий интеллектуальный уровень.

Маркетинговые исследования являются основой для разработки библиотеками целевых комплексных программ, значимость которых признается и финансируется администрацией региона.

Следуя за потребностями пользователей, многие публичные библиотеки особое внимание уделяют предоставлению информации для населения, оперативной информации о том, где можно получить то или иное образование, купить определенный товар, посмотреть спектакль, как добраться до пункта назначения, как провести свадьбу, проводы на пенсию, как накрыть праздничный стол, где находится та или иная организация (справки по поиску адресов учреждений, предприятий весьма распространены) и т. п.

Выполняются и такие услуги, как сверка цитат и библиографических ссылок для дипломных и диссертационных работ, публикаций, что ранее редко практиковалось из этических соображений.

Рост числа студентов побуждает некоторые универсальные библиотеки заключать с коммерческими учебными заведениями договора на обслуживание их учащихся (договорные услуги). Заключают договора о комплексном информационном обслуживании и с департаментом образования. Договорные отношения (на комплексное обслуживание, включающее разные услуги) складываются у библиотек с предприятиями, фирмами.

Развиваются обучающие услуги, в частности, занятия, курсы, консультации по работе в Интернет (известна, например, форма «День Интернет»), пользованию электронными каталогами, базами данных. По-прежнему ведутся библиотечно-библиографические занятия, работают молодежные клубы (английского языка, клуб молодых экономистов и юристов и др.).

Некоторые библиотеки выполняют также издательские услуги. Кроме своей продукции (библиографических указателей, методических материалов), публикуют официальные материалы за последние годы, значимые статьи из периодики, аннотированные списки иностранных учебников и др. Изготовляют также визитные карточки, объявления, бланки.

Конечно, и традиционные формы услуг пользуются спросом пользователей: библиографические и фактографические справки, тематические подборки, библиографические списки и, безусловно, выдача книг, периодических издании. Теперь к ним присоединяется выдача компакт-дисков, аудио и видеокассет. Широко распространены платные варианты выдачи изданий (например, ночной абонемент). При проведении встреч, обсуждений, лекториев, гостиных, викторин, конкурсов, экскурсий, организации выставок, презентаций используются видеокассеты, компакт-диски.

Предоставляемые сегодня библиотеками услуги отражают переходный период в деятельности библиотек, противоречие между новыми техническими возможностями и финансовыми, трудовыми ограничениями. Так, информация о наличном фонде за последние несколько лет предоставляется уже посредством электронных каталогов, в то время как основные документные ресурсы пока отражены в карточных каталогах. Однако некоторые библиотеки осуществили конверсию старых каталогов и, таким образом, получили электронный каталог на весь свой фонд.

Понятие и особенности общедоступных (публичных) библиотек, их виды: государственные, муниципальные, конфессиональные (религиозные), кооперативные и др. Основные категории пользователей библиотеки. Принципы организации деятельности общедоступных библиотек.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Библиотеки Великобритании и США. Современное состояние библиотек в мире, перспективы их развития. Возникновение и развитие крупнейших зарубежных библиотек - Библиотеки Британского музея, Бостанской публичной библиотеки, Библиотеки Конгресса США.

    доклад , добавлен 10.10.2014

    История древних библиотек на примере Александрийской библиотеки. Современное состояние данного библиотек в России, перспективы развития. Областная научная универсальная библиотека как методический центр для муниципальных библиотек Белгородской области.

    контрольная работа , добавлен 16.10.2011

    Появление первых научных и специальных библиотек в 17 веке. Российские научные и специальные библиотеки в 18 веке. Активное развитие научных и специальных библиотек в 19 - начале 20 вв. Особенности развития научных и специальных библиотек В СССР.

    реферат , добавлен 17.11.2003

    Становление и развитие Национальной библиотеки Франции как одной из старейших и крупнейших библиотек. История возникновения отделов Библиотеки и их современное состояние. Библиотечное обслуживание в новом комплексе Национальной библиотеки Франции.

    курсовая работа , добавлен 06.11.2010

    Анализ комплектования библиотечных фондов: сущность, виды, технологии. Проблемы комплектования книжных фондов сельских библиотек: цели, профиль, современное состояние. Сравнительные показатели работы общедоступных муниципальных библиотек в России.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2011

    Возрождение как культурный расцвет Италии XIV-XVI вв. Культура страны, развитие литературы, гуманистическая мысль и представители эпохи Возрождения. Виды и назначение частных и общедоступных итальянских библиотек. Строительство и интерьер читален.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2010

    Понятие библиотеки, библиотечного обслуживания. Значение и история развития библиотек. Социокультурный подход к библиотеке как феномену культуры. Характеристика функций библиотек, связанных с обслуживанием читателей. Социальная роль библиотек в обществе.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2015