Утеплители Изоляция Блоки

Механизм правового регулирования понятие и содержание. Понятие механизма правового регулирования. черты правового регулирования

Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Элементы правового регулирования:

Норма права - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

2. Юридический факт - конкретные жизненные обстоятельства, порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения.

3. Правоприменительный акт - это официальный документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.

4. Правовое отношение - связь субъектов права, основанная на норме права.

5. Акты реализации прав и обязанностей - это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.

6. Законность - это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов; принцип деятельности государственных органов, метод государственного руководства обществом, режим общественной жизни, основанные на всеобщем соблюдении правовых предписаний

Методы правового регулирования:

1. Диспозитивный (метод равноправия сторон и выбора варианта поведения).

2. Императивный (отношения власти-подчинения, заданное поведение). Типы правового регулирования:

1. Общедозволительный - «разрешено все, что не запрещено», применяется в частном праве.

2. Разрешительный - «запрещено все, что прямо не разрешено законом», применяется в публичном праве.

Способы правового регулирования:

1. Основные:

Дозволение - предоставление субъектам прав на совершение определенных действий;

Обязывание - возложение обязанности совершать определенные действия;

Запрет - возложение обязанности воздерживаться от запрещенных действий;

2. Дополнительные:

Поощрение - награждение субъекта за надлежащую реализацию норм права;

Стадии правового регулирования:

1. Нормативная регламентация общественных отношений: создание общей нормы права и закрепление ее в нормативно-правовом акте.

2. Индивидуальная регламентация правовых отношений (возникновение правоотношений на основе нормы права): начинается с юридического факта, который порождает правоотношение. Заканчивается принятием правоприменительного акта, который предписывает персонифицированные права и обязанности или возлагает ответственность на стороны возникшего правоотношения.

3. Реализация норм права: непосредственное использование субъективных прав и исполнение юридических обязанностей.

Таким образом, механизм правового регулирования имеет свои элементы, стадии, методы и типы.

Билеты по ТГП

Понятие и виды политический режимов.

Механизм правового регулирования (понятие и структура).

Нормативный акт, акт применения права и акт толкования. Их соотношение.

Понятие и структура политической системы общества.

Политическая система - это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтах, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства.

В литературе отмечается, что политическая система представляет собой единство четырех сторон:

1) институциональной (государство, политические партии, социально-экономические и другие организации, образующие в совокупности политическую организацию общества);

2) регулятивной (право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.)

3) функциональной (методы политической деятельности, составляющие основу политического режима);

4) идеологической (политическое сознание, прежде всего господствующая в данном обществе идеология).

В структуре политической системы можно выделить следующие элементы:

- политические и правовые нормы - это сложившиеся или установленные правила поведения, способы регуляции политических отношений, существующие и действующие в виде конституций, кодексов, уставов, программ партий, политических традиций и процедур.

- политическая структура - совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними. Она выражает устойчивую сторону отношений, которые устанавливаются между людьми в сфере политики. Это многообразие связей может быть сведено в двум основным типам: сами действия, упорядочивающие отношения (гражданство, воинская повинность, принадлежность к политическим партиям) и учреждения, организации, которые характеризуются постоянством структуры и участия своих членов, четко определенными задачами, для реализации которых они и создаются.

- политическая деятельность - разнообразные виды действий людей, направленных на обеспечение функционирования, преобразование и защиту системы политической власти в обществе. Политическая деятельность подразделяется на несколько четко выраженных состояний. Это: 1) политическое отчуждение, которое выражается в сосредоточении усилий человека на решении проблем личной жизни, при их отрыве и противопоставлении общественной, политической; 2) политическая пассивность - это вид политической деятельности, в рамках которой субъект не реализует своих собственных интересов, а находится под влиянием другой социальной группы, отстраняясь от политической самостоятельности; 3) политическая активность - стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или непосредственно используя ее, реализовывать свои интересы.



- политическое сознание - это многообразие проявлений духовности, отражающих деятельность механизмов государственной власти и направляющих поведение людей в сфере политических отношений. В политическом сознании два уровня организации: концептуальный - политические теории, доктрины, программы и учения и обыденный - несистематизированные представления о политике, традициях, нормах поведения.

- политическая культура - это система ценностей, политических идей, символов, убеждений, принятых членами политической общности и используемых для регулирования их деятельности и отношений.

Механизм правового регулирования: понятие, элементы и стадии.

Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которых обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения. Понятие механизма правового регулирования сложилось в конце 70-х гг. и связано с работой профессора С.С. Алексеева, которая называется "Механизм правового регулирования в социалистическом государстве". За этим понятием в юриспруденции стоит стремление проследить действие права как процесса, определяемого набором специальных юридических элементов. К основным элементам относятся:

1) правовые нормы;

2) правовые отношения;

3) акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей.

Значение этих элементов состоит в том, что действие права на общественную жизнь всегда начинается с правовых норм. Правовые нормы - это нормативная основа возможного правового регулирования. Поэтому для того, чтобы оказать влияние на общественную жизнь, правотворец, законодатель вначале всегда устанавливает правовые нормы. Они могут быть рассмотрены как своеобразные модели, эталоны, образцы нужного, полезного для государства и общества человеческого поведения. Правовые нормы моделируют человеческую деятельность, предопределяют пути и средства деятельности людей в сфере, подвластной праву. Поэтому механизм правового регулирования всегда начинает действовать с установления правовых норм. Правовые нормы способствуют возникновению правовых отношений. Правовые отношения - это нормы права в действии. Правовые нормы и правовые отношения соединяются посредством юридических фактов. Именно юридические факты вызывают движение, развитие правовых отношений и создают предпосылки претворения правовых норм в жизнь. Правовые отношения, таким образом, - это центральный элемент для механизмы правового регулирования. Правовые отношения демонстрируют соблюдение, исполнение, использование и применение права. Они являются фактической деятельностью людей, урегулированной нормами права. Центральным элементом правовых отношений выступают субъективные права и юридические обязанности. Механизм правового регулирования в своем действии, начинаясь с установления правовых норм, вызывает к жизни правовые отношения, и следующим, третьим элементом выступают акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Это конкретная деятельность участников правовых отношений, которые при помощи права удовлетворяют свои субъективные права и юридические обязанности. Акты реализации прав и обязанностей - это завершающая, подытоживающая стадия механизма правового регулирования.

Наряду с тремя основными элементами существуют и участвуют в правовым регулировании также элементы, которые можно назвать факультативными. К ним относятся:

Правовое сознание;

Законность;

Толкование права;

Юридическая ответственность;

Правовая культура.

Назначение этих факультативных элементов состоит в обслуживании, обеспечении действия основных элементов.

Правовое сознание выглядит как система идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций и настроений, возникающих у людей под действием права. Правосознание, таким образом, выглядит как идейно-психическая среда, в которой действуют основные элементы. При помощи правового сознания совершенствуются и формулируются правовые нормы, на его основе формируется учение о субъективных правах и юридических обязанностях. Правовое сознание - это интеллектуальная и психическая почва, на которой вырастает представление людей о действии права.

Важную роль в механизме правового регулирования играет законность - политико-юридический режим строгого, неуклонного соблюдения правовых норм. Это система требований точного соблюдения правовых норм, обеспечивающая правомерную человеческую деятельность. Поэтому законность в механизме правового регулирования образует своеобразный стержень единства, точности, неукоснительности в деятельности участников правовых отношений. Законность как бы связывает практическое действие правовых норм и деятельность людей. Ее назначение состоит в проведении в жизнь тех идеалов, моделей, которые имел в виду законодатель, устанавливая правовые нормы. Без законности механизм правового регулирования дает сбои.

Толкование права есть интеллектуально-волевая деятельность по уяснению и разъяснению смысла правовых норм в целях их наибольшей правовой реализации. Поэтому толкование права, как и правовое сознание, обслуживает правовое регулирование, обеспечивая целесообразное, юридически грамотное действие всех элементов правового регулирования. При помощи толкования люди познают смысл и назначение права, познают правовые требования и сообразуют с ними свое поведение.

Большое значение для механизма правового регулирования имеет юридическая ответственность. Она призвана защищать неотвратимость действия правового регулирования. Юридическая ответственность выглядит как необходимость дать отчет за совершенное прошлое неправомерное поведение. Поэтому меры наказания, формулируемые в санкциях правовых норм, реализуются через юридическую ответственность, и она, таким образом, служит важнейшим средством, обеспечивающим внутренне согласованную и действующую в режиме законности работу всех элементов правового регулирования.

Правовая культура - это уровень и степень овладения людьми правом в своей предметной деятельности, это система правовых ценностей, навыков, умений, которыми пользуются субъекты. Поэтому правовая культура повышает эффективность всех звеньев механизма правового регулирования.

Можно сделать вывод, что механизм правового регулирования действует через систему основных и факультативных элементов, которые являются сугубо юридическими средствами претворения правовых норм в жизнь.

Правовое регулирование, как специально-юридическое воздействие права на общественные отношения, осуществляется посредством особого механизма – механизма правового регулирования.

Механизм правового регулирования это взятая в единстве система всех правовых средств, организованных последовательным образом, при помощи которой обеспечивается результативное специально-юридическое воздействие на общественные отношения.

Категория механизм правового регулирования (далее - МПР) позволяет исследовать сущность и природу права с новой стороны, в особом измерении – в плоскости его практической «работы», действия, реализации запланированных в нем результатов. Данное понятие позволяет охватить единым термином различные юридические явления, изучить их в совокупности, во взаимосвязи и взаимодействии, показать их в процессе «работы», подчеркнуть их значение и роль.

Следует отметить, что МПР – не просто случайный набор различных юридических средств, объединенных произвольно в единую категорию. Напротив, МПР – это особая система , со свойственной ей внутренней организацией, особой логикой построения. Применение термина «механизм» здесь не случайно. Юридические средства, объединенные в эту систему образуют именно механизм , ибо они организованны особым образом, «выстроены» так, чтобы действовать согласованно, последовательно и поэтапно. Категория МПР призвана показать прежде всего как, посредством каких механизмов протекает специально-юридическое воздействие на общественную жизнь, какие этапы оно проходит.

Характерная особенность МПР - это его функциональная, динамическая сущность . МПР есть механизм поэтапного «развертывания» объективного права во вне, в область реальных общественных отношений. В правовой системе общества он играет роль своеобразного постоянно действующего «привода», «регулятивной цепи», связывающей право (должное) и жизнь (сущее), идеальные модели и реальные процессы и явления. Каждое звено данной цепи занимает в ней свое особенное место, выполняет специфические задачи и функции и, в то же время, включается в общую систему, способствуя таким образом достижению целей механизма в целом.

Довольно разноплановые по своей природе и функциям юридические средства, объединяясь в МПР, образуют целостный «организм», единую, внутренне согласованную непротиворечивую комбинацию элементов, назначение которой заключается в постоянном действии, в непрерывном «прокручивании» правовой «энергии».

Именно регулятивная, динамическая сущность отличает МПР от такого сложного многоэлементного правового явления как правовая система общества.

На первый взгляд, эти два феномена имеют довольно схожие определения. Так, под правовой системой общества нередко понимается совокупность всех юридических явлений, существующих в обществе, весь арсенал правовых средств, находящихся в его распоряжении.

Однако эти категории не совпадают и соотносятся как часть (МПР) и целое (правовая система). Последнее понятие более широкое и включает в себя наряду с МПР такие явления как право, юридическую практику, правовую политику, правовую идеологию и др. МПР - это только часть, регулятивная, функциональная плоскость правовой системы.

Пожалуй, главным содержательным признаком МПР, объясняющим сущность и значение данной категории, является то, что МПР призван обеспечить практическую реализацию поставленных законодателем целей, гарантировать достижение запланированного в праве результата , и в конечном счете обеспечить практическую реализацию интересов субъектов правовых отношений. МПР- специфический юридический «канал», соединяющий интересы субъектов с ценностями и обеспечивающий доведение процесса управления до определенного логического результата.

Формальным признаком МПР является то, что он есть единая система различных по своей природе и функциям юридических средств , определенный комплекс регулятивных элементов правовой сферы. Данный признак указывает на структурное строение этого правового феномена.

Итак, выделим более четко основные характерные признаки механизма правового регулирования.

1) МПР по своей природе есть упорядоченная совокупность юридических средств, разнообразных регулятивных феноменов правовой системы.

2) Основное назначение МПР – обеспечить реализацию поставленных законодателем целей правового регулирования.

3) МПР представляет собой организованную, логично выстроенную систему, в которой юридические средства выстроены особым образом, последовательно, сориентированы на конкретные стадии работы МПР.

4) МПР – функционирующая, динамическая система, природа которой предопределяет ее постоянное действие, «работу» правовых средств.

Структура механизма правового регулирования

В юридической науке наиболее распространена точка зрения согласно которой критерием для выделения основных элементов МПР является структура самого процесса правового регулирования. Большинство правоведов выделяют основные элементы МПР в зависимости от той стадии правового регулирования, на которой они вступают в «работу», к каждой стадии данного процесса как бы «привязывается» определенная совокупность правовых средств.

Подобный подход позволяет охватить различные юридические средства и представить их в виде единой функционирующей системы, показать ее внутреннюю логику, отразить роль и функциональное назначение каждого юридического инструмента в общей схеме МПР.

С нашей точки зрения, структура МПР складывается из четырех основных звеньев , которые образуют:

1) Нормы права (юридические средства нормативного характера);

2) Юридические факты;

3) Правовые отношения;

4) Акты реализации прав и обязанностей (юридические средства правореализационной практики).

Рассмотрим структуру МПР более подробно.

Правовое регулирование представляет собой длящийся во времени процесс, проходящий ряд стадий, этапов, на каждом из которых реализуются особые цели, и действуют различные юридические инструменты, призванные служить достижению конкретных правовых результатов.

Данный процесс начинается непосредственно с момента регламентации определенных социальных связей с помощью права, с момента создания правотворческими органами государства нормативной базы правового регулирования.

Первая стадия правового регулирования – стадия нормативно-юридического регламентирования общественных отношений . Эта стадия находит свое отражение в таком элементе МПР как юридическая норма.

Сущность юридической нормы, как известно, заключается в обобщении множества широко распространенных, видовых жизненных ситуаций и отношений в едином, обязательном для всеобщего выполнения правиле поведения. Норма есть абстрактная модель, эталон, стандарт, в соответствии с которым схожие социальные взаимосвязи единообразно регулируются.

Особенность юридической нормы заключается также в том, что она осуществляет общее, неперсонифицированнное воздействие на участников общественной жизни.

Юридическая норма выступает типовым масштабом поведения субъектов. Она моделирует круг участников социальных отношений, на которых распространяется правовое воздействие, ориентирует их на достижение поставленных целей, предоставляет им разнообразные правовые инструменты, необходимые для реализации их интересов, определяет фактические обстоятельства, с которыми связано возникновение, изменение либо прекращение правоотношений (юридические факты), регламентирует условия и формы практической правореализационной деятельности, указывает на ее возможные последствия и т.п. Другими словами, норма права призвана прежде всего осуществлять «юридическое программирование» социальной жизни.

Если рассматривать юридическую норму в качестве правового средства, как одно из основных звеньев структуры МПР, то нетрудно заметить, что она не является монолитным образованием, каким-то базовым, первичным регулятивным элементом МПР. Напротив, она представляет собой комплексный собирательный юридический феномен, ибо за ней всегда стоит конкретный набор разноплановых юридических средств, образующих в своей совокупности целостный регулятивный механизм: юридические факты, запреты, дозволения, обязывания, санкции, модели средств правореализационной практики и т.п.

Следовательно, норма права является своеобразным юридическим средством комплексного, собирательного характера, которое состоит из простых, базовых инструментов.

Следовательно, юридическая норма выполняет в процессе правового регулирования особую организационную функцию, которая заключается в систематизации, определенном упорядочении всего модельного юридического инструментария.

Следует подчеркнуть, что норма права - не просто форма механического объединения правовых целей и средств. Ее роль в правовом регулировании выражается в особой качественной организации юридических инструментов. Разнообразные юридические средства, объективируясь в норме права, приобретают особые свойства (формальное выражение, общеобязательная нормативность, государственная поддержка), которые позволяют им быть реальными действенными регуляторами социальных связей.

Вторая стадия правового регулирования – стадия наступления юридически значимых фактов и конкретизации условий действия нормативных юридических программ . Здесь происходит своеобразное «сцепление» общих нормативных моделей с реальной жизнью, с конкретными общественными отношениями. Суть данного процесса в том, что правило для всех становится правилом для индивидуального субъекта, находящегося в конкретной ситуации.

Для того чтобы подобный переход состоялся, необходимо прежде всего четко определить те условия, которые должны наступить для того, чтобы норма права «заработала», оговорить время, место, обстановку ее действия, круг конкретных субъектов, которые используют ее на практике, их цели и мотивы и т.д.

Юридическим средством, характеризующим данную стадию правового регулирования, является юридический факт или система юридических фактов (фактический состав).

Юридические факты, как правовые регуляторы, выделяются среди других юридических средств, входящих в МПР, своей специфической природой и особыми функциями.

Природа юридического факта двойственна. Прежде всего он всегда выступает конкретным явлением объективной общественной жизни, представляет собой реальное, фактическое обстоятельство, событие или процесс социального либо природного характера. В роли юридических фактов могут выступать какие-либо события (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, истечение сроков, наступление естественной смерти и т.п.) или действия субъектов (волевые акты правомерного или противоправного поведения людей).

В ряде случаев для возникновения, прекращения либо изменения конкретного правового отношения, для успешной реализации какой-либо юридической модели и возникновения желаемого результата необходимо возникновение сложной жизненной ситуации, наступление не одного, а группы обстоятельств, наличие целой системы, комплекса юридических фактов. Такая система обозначается в правоведении понятием фактический (юридический) состав.

Юридический факт есть явление, относящееся к сфере объективно сущего, ибо он не основан непосредственно на праве, не порождается им как многие другие юридические средства. Однако это лишь формальная сторона природы данного феномена.

Сущностная же сторона заключается в том, что юридические факты – это не любые жизненные обстоятельства, а лишь те из них, которые в силу их значимости для общества и государства, закреплены, предусмотрены юридическими нормами в качестве связующего звена между общей программой регулирования и конкретными общественными отношениями, практикой реальных субъектов.

Юридический факт, с одной стороны, существует как модель - в юридической норме (в сфере юридически должного), а с другой выступает как реальное обстоятельство общественной жизни (сферы объективно сущего).

Особая природа юридического факта предопределяет ту специфическую роль, которую данное средство играет в процессе правового регулирования.

Во-первых, наиболее общая задача юридического факта в рамках МПР состоит в обеспечении непрерывности связи между правовой нормой, охватывающей формально закрепленные правовые цели и модельный юридический инструментарий, с конкретными субъектами права, находящимися в заданной нормой ситуации. Юридический факт выполняет, таким образом, коммуникативную функцию, играет роль своеобразного «проводника» юридической энергии, того «магнита», который «притягивает», «связывает» право (сферу должного) и жизнь (сферу сущего), идеальные модели и «живые» правоотношения.

Во-вторых, будучи компонентом нормы права, одним из нормативно установленных правовых средств, юридический факт имеет своей целью гарантировать начало процесса правового регулирования в необходимых ситуациях. При наступлении в реальной жизни фактического обстоятельства, адекватного нормативно заданной модели, юридический факт выступает тем «рычагом», который запускает действие установленного в законодательстве юридического инструментария и «направляет» его работу на достижение соответствующих результатов. В этом проявляется особенности регулятивной функции юридического факта в рамках МПР.

Следует также отметить, что отнесение юридических фактов ко второй стадии процесса правового регулирования является несколько условным теоретическим приемом. Дело в том, что данные правовые средства работают не на каком-либо одном этапе правового регулирования. Они «вплетены» в этот процесс и действуют на различных его стадиях. Ведь юридические факты опосредуют не только возникновение, но и изменение, а также прекращение правовых связей, и поэтому ими могут выступать многие звенья МПР: акты реализации прав и обязанностей, некоторые охранительные акты правоприменения и др.

Так, например, при назначении субъекта на государственную должность приказ директора соответствующего органа выступает в качестве правоприменительного акта, который, являясь по сути дела завершающим элементом правового регулирования, служит одновременно юридическим фактом, изменяющим правоотношения (по поводу принятия на должность) и открывающим новый цикл правового регулирования - правоотношения по поводу осуществления субъектом своих должностных обязанностей.

Третья стадия правового регулирования – установление индивидуальной юридической связи между субъектами социальных отношений . На данной стадии на основе нормы права и при наступлении соответствующих юридических фактов, складываются реальные правовые связи между субъектами.

Юридическим средством, характеризующим данную стадию правового регулирования является правовое отношение .

Правоотношения - это урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

Особенности функциональной роли правоотношений в МПР предопределены прежде всего специфической природой данных феноменов. Во-первых, всякое правовое отношение это реально существующая связь между конкретными, четко определенными субъектами. Правоотношение также всегда имеет фактическое материальное содержание (экономическое, политическое, культурно-нравственное и др.), в зависимости от тех интересов, на основе которых субъекты взаимодействуют друг с другом.

Во-вторых, правоотношение есть такая социальная связь, которая особым образом урегулирована правом, в результате чего приобретает особое юридическое содержание, которое образуют взаимные субъективные права и юридические обязанности лиц, гарантированные государством.

Следовательно, правовое отношение - это, с одной стороны, феномен, относящийся к сфере сущего, к области реальной общественной жизни, а, с другой стороны, оно есть особая «живая», материальная форма существования юридически должного, правового. Правовое отношение – фактическая общественная связь, на которую «спроецирована» определенная юридическая модель. Юридическое содержание правоотношения вытекает из той или иной нормы права, при наступлении соответствующих юридических фактов, которые трансформируют общую программу поведения в реальную жизненную ситуацию.

Основная цель правоотношения, как особого юридического средства МПР, заключается в конкретизации условий действия юридических норм, в индивидуализации субъектов, на которых нормы распространяют свое действие.

Правоотношение также является тем средством, с помощью которого вся система нормативного юридического инструментария концентрированно оформляется в два блока мер поведения, которые являются своеобразными формами «живого» существования правовых инструментов. Такими блоками выступают субъективные права и юридические обязанности участников правовых отношений.

Права и обязанности представляют собой особые комплексные правовые средства, которые на стадии оформления правоотношений охватывают собой множество первичных юридических инструментов. Так, нормативные правовые обязывания, запреты, санкции приобретают форму конкретной практической обязанности; дозволения, поощрения, льготы, предусмотренные правовыми нормами, становятся субъективными правами определенных лиц. Юридическая обязанность (вид и мера требуемого законом поведения) и субъективное право (вид и мера дозволенного и гарантированного законом поведения) представляют собой два важнейших юридических средства, с помощью которых соответствующие правовые средства-модели воплощаются в жизнь.

Наконец, правоотношение выполняет в МПР такую важную функцию, как справедливое распределение юридического инструментария между участниками социальных связей. Правоотношение есть то средство, при помощи которого субъекты права наделяются правовыми инструментами, которые необходимы для удовлетворения их интересов. «Распределение» правовых инструментов производится так, чтобы праву одного субъекта соответствовала обязанность другого. Одна из сторон правоотношения всегда является управомоченной на использование соответствующих правовых средств для достижения необходимого результата, а другая – обязанной не препятствовать этому процессу, либо активно содействовать управомоченному субъекту. Права и обязанности субъектов корреспондируют друг другу, выступают в единстве, и таким образом достигается целесообразность процесса правового регулирования, гарантируется практическое достижение запланированных законодателем и субъектами права результатов.

Следовательно, формирование правовых отношений – важный закономерный этап правового регулирования, необходимый элемент процесса достижения юридических целей. Если норма – основа правового регулирования, юридический факт - проводник правовой энергии, то правоотношение – то средство, благодаря которому юридические модели получают возможность практической реализации. Вне конкретного правового отношения реальное функционирование правовых средств и достижение юридических целей немыслимо. Именно поэтому данные феномены имеют всеобщее значение, являются обязательным юридическим средством в МПР, ибо если этот механизм приводится в действие, то он не может миновать стадию правоотношения.

Четвертая стадия правового регулирования – это стадия практической реализации субъективных прав и юридических обязанностей . На данной стадии процесс правового регулирования завершается: общие юридические модели, установленные в правовых нормах и конкретизированные в правоотношениях, переходят в то фактическое поведение субъектов, к которому стремился законодатель. Субъекты практически, своими активными действиями воплощают в жизнь те права и обязанности, которые предоставляются им соответствующей нормой права в той или иной юридической ситуации, и, таким образом, реализуют соответствующие цели.

Так, например, собственник вещи в правоотношении, вытекающим из договора купли-продажи, достигает своей цели лишь тогда, когда реально (своими действиями) исполняет свою обязанность по передаче вещи покупателю и одновременно реально использует свое право на получение вознаграждения.

На данном этапе нередко происходит задействование различных правообеспечительных, правоохранительных средств и механизмов, гарантирующих устранение возможных препятствий. В итоге на завершающей стадии правового регулирования происходит реализация конкретных юридических целей, их трансформация в практические результаты.

Данная стадия правового регулирования объективно выражается в таком элементе МПР как юридические средства правореализационной практики , которые образуют собой замыкающее звено МПР. По своей природе данные средства есть разнообразные юридические явления регулятивного характера, система которых обладает как признаком единства, так и некоторой внутренней дифференциацией.

Во-первых, главным существенным признаком средств правореализации является то, что они призваны обеспечить практическое использование юридических средств нормативного характера, реальное осуществление субъектами правоотношений своих прав и обязанностей и гарантировать, таким образом, завершение процесса правового регулирования. В этом проявляется своеобразие регулятивной функции правореализационных средств.

Во-вторых, выступая элементом юридической практики, формами деятельности субъектов права, они, с другой стороны, существуют и на нормативном, модельном уровне, ибо прямо или косвенно предусмотрены нормами права.

В-третьих, они всегда выступают в неразрывном единстве с юридическим инструментарием нормативного характера, образуя особую подсистему МПР - механизм реализации права.

Роль средств правореализации в процессе правового регулирования выражается в том, что при наступлении соответствующих юридических фактов и формирования конкретного правоотношения, средства-деяния переходят из своего модельного состояния в сферу практической деятельности, где с их помощью субъекты права оперируют всеми правовыми инструментами для достижения своих целей. На практике этот механизм выглядит так: обязанность исполняется, право используется, запрет соблюдается, санкция применяется и т.п.

Юридические средства правореализационной практики выступают, таким образом, в качестве форм существования и функционирования юридических средств-инструментов в сфере правореализационной деятельности, на заключительном этапе правового регулирования. Их назначение в МПР в первую очередь заключается в «обслуживании» юридического инструментария, в образовании тех процессуальных форм, в которых последний реализуется на практике.

В-четвертых, по своей природе средства правореализационного характера неоднородны и могут иметь как письменно выраженную, документальную форму (средства-документы), так и выступать в форме юридически значимых результативных действий субъектов правоотношений (средства-деяния).

Формально выраженные акты реализации прав и обязанностей, такие как договоры, иски, претензии, разнообразные следственные и судебные акты и другие юридические средства-документы являются важными правовыми механизмами для достижения юридических целей, ведь в ряде случаев без их использования невозможно достижение необходимого юридического результата.

Однако реализация прав и обязанностей далеко не всегда имеет документально выраженную форму. В ряде случаев она связана непосредственно с процессом, с определенным поведением, с действием, либо юридически значимым бездействием участников правоотношений.

Юридические средства-деяния в наиболее общем виде можно выразить в четырех основных формах реализации права: соблюдении, исполнении и использовании и применении.

Особую роль в механизме правореализации играют такие юридические средства как индивидуальные правоприменительные акты, которые представляют собой официальные решения компетентных органов по конкретным юридическим делам. Они содержат государственно-властные веления, выраженные в определенной форме и направленные на индивидуальное регулирование общественных отношений.

Акты правоприменения обычно выражены в форме юридических документов: акты Президента, федеральных и региональных исполнительных органов власти, акты органов прокуратуры, милиции, суда, разного рода надзорных и контрольных органов и др. Иногда они могут выражаться в форме процесса, действия: устные распоряжения руководителя, жесты работника милиции, регулирующего дорожное движение и др. Они могут быть оперативно-исполнительными либо правоохранительными по своему характеру.

Роль данных актов в правовом регулировании состоит в том, что они, действуя на основе юридических норм, порождают индивидуальные права и обязанности и выступают поэтому как важные юридические факты.

Рассмотренные выше основные элементы МПР являются его наиболее важными и крупными звеньями. Между тем, очевидно, что каждый такой узловой элемент в свою очередь сам является системой, объединяющей едиными задачами разнообразные юридические средства. Таким образом, в структуре МПР, помимо макроуровня – уровня четырех базовых регулятивных звеньев, обнаруживается и более глубокий микроуровень – уровень первичного, базового правового инструментария. Наиболее полно данный срез правовых инструментов представлен на уровне правовых норм.

Микроуровень структуры МПР образуют разнообразные первичные, исходные средства правового регулирования. Особое значение среди них имеют такие ключевые первичные юридические средства-инструменты как дозволения, запреты, обязывания, меры наказания и меры поощрения.

Ключевое значение перечисленных правовых инструментов в МПР заключается в том, что они, во-первых, непосредственно связаны со специально-юридическими функциями права, представляют собой концентрированное воплощение основных способов воздействия права на социальные связи, и, во-вторых, они имеют первичный, базовый характер по отношению к другим правовым средствам, лежат в основе их системы, так как в определенных сочетаниях образуют все остальные средства-инструменты и средства-деяния, оформляются и выражаются в них. Первичные правовые средства есть те базовые частицы, из которых «соткана» вся регулятивная ткань права.

Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов .

Цель механизма правового регулирования :

  • обеспечение упорядочения общественных отношений, гарантирование справедливого удовлетворения интересов субъектов.

Механизм правового регулирования - система различных по своей природе и юридических средств, позволяющих достигать его целей. Этот формальный признак свидетельствует о том, что названный механизм есть комплекс правовых элементов, с одной стороны, различных по своей природе и функциям, а с другой - все же взаимосвязанных общей целью в единую систему. Механизм правового регулирования показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные, ключевые, опорные юридические инструменты, занимающие определенное иерархическое положение среди всех иных.

Механизм правового регулирования - организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности. Как и любой иной управленческий процесс, правовое регулирование стремится к оптимизации, к действенности правовой формы, в наибольшей мере создающей режим благоприятствования для развития полезных общественных отношений.

Стадии процесса правового регулирования:

    1. формулирование общего правила поведения, модели (результат - норма права);
    2. определение специальных условий (юридических фактов) действия правила поведения;
    3. установление конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных;
    4. реализация субъективных прав и юридических обязанностей;
    5. издание охранительных правоприменительных актов (факультативная).

На первой стадии формулируется общее правило поведения (модель) , которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения. Здесь определяется

    • круг интересов и соответственно правоотношений, в рамках которых их осуществление будет правомерным,
    • прогнозируются препятствия этому процессу,
    • прогнозируются возможные правовые средства их преодоления (юридические факты, субъективные права и юридические обязанности, акты применения и т.п.).

Названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права.

На второй стадии происходит определение специальных условий , при наступлении которых "включается" действие общих программ и которые позволяют перейти от общих правил к более детальным. Элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт, который используется в качестве "спускового крючка" для движения конкретных интересов по юридическому "каналу".

Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт, требующийся в самый "последний момент". Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта. Акт применения скрепляет их в единый состав, придает им достоверность и влечет возникновение персональных субъективных прав и юридических обязанностей, создавая возможность для удовлетворения интересов .

Это является лишь функцией специальных компетентных органов, субъектов управления, а не граждан, которые не обладают полномочиями применять нормы права, не выступают правоприменителями, а следовательно, в данной ситуации не смогут собственными силами обеспечить удовлетворение своих интересов. Только правоприменительный орган сможет обеспечить выполнение правовой нормы, принять акт, который станет опосредующим звеном между нормой и результатом ее действия, составит фундамент для нового ряда правовых и социальных последствий, а значит, для дальнейшего развития общественного отношения, облеченного в правовую форму.

Следовательно, вторая стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как юридический факт или фактический состав, где функцию решающего юридического факта выполняет оперативно-исполнительный правоприменительный акт.

Третья стадия - установление конкретной юридической связи с весьма определенным разделением субъектов на управомоченных и обязанных. Иначе говоря, здесь выявляется, какая из сторон имеет интерес и соответствующее субъективное право, призванное его удовлетворять, а какая - обязана либо не препятствовать этому удовлетворению (запрет), либо осуществить известные активные действия в интересах именно управомоченного (обязанность). В любом случае речь идет о правоотношении, которое возникает на основе норм права и при наличии юридических фактов и где абстрактная программа трансформируется в персонифицированное правило поведения для соответствующих субъектов. Правоотношение конкретизируется в той степени, в какой индивидуализируются интересы сторон, а точнее, основной интерес управомоченного лица, выступающий критерием распределения прав и обязанностей между противостоящими в правоотношении лицами. Данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение.

Четвертая стадия - реализация субъективных прав и юридических обязанностей , при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей - это основное средство, при помощи которого права и обязанности претворяются в жизнь, т.е. осуществляются в поведении конкретных субъектов. Эти акты могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании. Названная стадия механизма правового регулирования отражается в таком его элементе, как акты реализации прав и обязанностей.

Пятая стадия является факультативной . Она вступает в действие тогда, когда субъекты в процессе правореализации нарушают нормы права и когда на помощь неудовлетворенному интересу должна прийти соответствующая правоприменительная деятельность. Возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения , либо прямого правонарушения. Данная факультативная стадия (осуществляемая лишь в случае возведения препятствий) отражается в таком соответственно факультативном элементе механизма правового регулирования, как охранительные правоприменительные акты.

Правовое регулирование - целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

Общественные отношения как предмет правового регулирования можно подразделить на две большие группы. Первую группу составляют отношения людей по производству, обмену, использованию материальных и нематериальных благ (ценностей). В этих отношениях наиболее четко проявляются индивидуальные интересы, их сочетание с интересами общесоциальными. Они реализуются, как правило, по добровольному взаимному согласию сторон и отражают частноправовой характер регулирования. Вторую группу составляют отношения организационного, управленческого и охранительного характера, которые относятся к публично-правовой сфере регулирования. Эти отношения обусловлены необходимостью осуществления властных полномочий, восстановления нарушенных прав, обеспечения надлежащего правопорядка в обществе. Они отражают прежде всего обще-социальные, общегосударственные интересы в их сочетании с интересами индивидов.

Методы правового регулирования детерминированы характером общественных отношений и правовым статусом их участников.

Метод децентрализованного регулирования предполагает определенную самостоятельность частей целого, согласование целей и интересов сторон в правоотношениях. Используется этот метод преимущественно в гражданском, гражданско-процессуальном, предпринимательском, трудовом праве, реже - в конституционном и муниципальном праве.

Метод централизованного регулирования отражает публичный, державный интерес и применяется, как правило, в административно-правовых, уголовно-правовых, налоговых отношениях.

По степени категоричности различают диспозитивный метод, позволяющий субъектам правоотношения самостоятельно устанавливать правила "игры", если иное не предусмотрено в законе или договоре, и императивный метод, при котором субъекты правоотношения должны действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе.

Способы правового регулирования отражают конкретизацию нормативно-правовых предписаний относительно поведения участников правоотношения. Можно выделить три способа:

  • 1) управомочивание, когда управомоченному лицу предоставляются права на совершение определенных действий (например, собственник жилого дома может жить в нем, сдавать в аренду или продать - ст. 288 ГК РФ);
  • 2) обязывание означает возложение на одного из участников правоотношения обременения в виде обязанности совершить необходимые действия (например, вовремя заплатить налоги - п. 1 ст. 45 ПК РФ);
  • 3) запрещение - запрет на совершение каких-либо действий (например, работодателю запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, - ст. 253 ТК РФ).

Тины правового регулирования объединяют общие, наиболее повторяемые черты способов регулирования в правовой системе общества.

Общедозволительный тип регулирования соответствует формуле "дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе". Он отражает сущностную природу права, связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом человека па выбор средств и способов достижения поставленных целей. Например, в соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Разрешительный тип регулирования соответствует формуле "запрещено все, кроме прямо разрешенного в законе". Этот тип характерен для отраслей публичного права (административное, уголовное). Здесь в целях обеспечения прав и свобод граждан, недопущения административного произвола и злоупотребления властью устанавливается исчерпывающий перечень полномочий, за пределы которого выходить категорически запрещено. Примером может служить ст. 3.2 КоАП РФ "Виды административных наказаний".

Типы правового регулирования представлены на рис. 21.

При сочетании и взаимодействии различных методов, способов, типов правового регулирования в соответствующих сферах общественных отношений может сложиться своеобразный правовой режим. Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управ

Рис. 21.

ленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием.

Правовое регулирование осуществляется при помощи всей совокупности юридических средств, т.е. механизма правового регулирования. Последний выражает функционально-динамическую сторону правовой системы. В качестве его составных частей рассматривают юридические нормы, их внешнюю форму выражения - нормативные правовые акты, юридические факты, правоотношения, акты реализации и применения права, акты официального толкования, правосознание, режим законности. Каждая из составных частей механизма правового регулирования выполняет свои регулятивные функции, по-своему воздействует на поведение людей на разных стадиях процесса регулирования.

На первой стадии издаются нормативные правовые акты, содержащие правовые нормы. В них определяется правовой статус субъектов правоотношений, т.е. круг возможных прав, свобод и обязанностей. Так, ст. 152 ГК РФ предоставляет право гражданину или организации требовать но суду опровержения порочащих их честь, достоинство или деловую репутацию сведений. В данной норме закреплена возможность любого члена общества обратиться за защитой своей чести, достоинства, репутации в суд.

На второй стадии правового регулирования после наступления обстоятельств, предусмотренных нормами, которые именуются юридическими фактами, возникают индивидуализированные правовые отношения. У участников данных правоотношений возникают конкретные права и обязанности. Допустим, если деловая репутация гражданина А. была опорочена гражданином Б., то согласно ст. 152 ГК РФ гражданин А. обращается с иском в суд, а суд принимает исковое заявление к рассмотрению.

На третьей стадии происходит реализация, воплощение в жизнь прав и обязанностей субъектов права. Так, цель правовой защиты деловой репутации гражданина А. будет достигнута, когда, например, порочащие сведения, опубликованные в средствах массовой информации, будут но решению суда опровергнуты и потерпевшему будет возмещен моральный вред и другие убытки.

Анализ динамической, функциональной стороны правовой системы позволяет определять оптимальный набор правовых средств для регулирования общественных отношений в то или иное время, на том или ином пространстве, выявлять противоречия процесса регулирования, а также прогнозировать пути дальнейшего развития правовой системы.

Участники и стадии правового регулирования представлены на рис. 22.