Утеплители Изоляция Блоки

Веселые заголовки к рассказу дик и черника. Тема: Отношения человека и собаки (Ю. Коваль «Дик и черника», А. Шибаев «Без ужина»). I. Организационный момент

(Подготовить учащихся к работе: обеспечить внешнюю благоприятную обстановку для работы, психологически настроить ребят на совместную деятельность) — Пусть доброе, внимательное отношение друг к другу сопровождает нас на этом уроке.

Заяц Пус, а ныне Петя Зайцев, который пришёл учиться в 1 класс, сегодня в очередной раз задаёт вопрос, ответ на который мы постараемся с вами дать на уроке, работая вместе. Петя хочет понять, что такое «обучение»? (Слайд 1.)

А вы, первоклассники, как понимаете значение этого слова?

— Давайте поработаем над значением этого слова вместе, чтобы подробнее узнать, что оно обозначает. Работать мы будем сегодня в группах.

(на доске таблички с вопросами)КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?

— Первая группа будет отвечать на вопрос – кого можно обучать?

вторая группа подумает – чему можно обучать?

третья группа вспомнит – как обучают? четвёртая группа будет размышлять – зачем обучают?

— Каждая группа будет записывать свои предположения на листах, которые находятся у вас на партах. Слова старайтесь записывать без ошибок, все вместе проверяйте написанное, а если слово трудно написать вам или возникнут вопросы какие-нибудь – обращайтесь за помощью ко мне.

— Прошу представителей каждой группы выйти к доске с результатами своих наработок и озвучить их.

— Мы с ребятами внимательно слушаем, какие ответы получились в группах.

После отчёта первой группы.

Правильно, люди учатся всю жизнь: и когда дети, и когда взрослеют. Животных, которые живут рядом с нами мы тоже чему-то учим.

После отчёта второй группы.

Молодцы, перечислили много умений, которые в жизни нам необходимы и, чтобы этими умениям овладеть, нам приходится учиться

После отчёта третьей группы.

Отлично, как много действий вы назвали.

После отчёта четвёртой группы

— Правильно, получение знаний необходимо нам на протяжении всей жизни

— Вы очень хорошо поработали в группах.

— Какие умения позволили вам так хорошо справиться с заданием?

На какой вопрос надо дать Пете сегодня ответ?

— Опираясь на ваши мысли, позвольте мне подвести итог работы. Обучение – это получение знаний и овладение какими-то навыками. (Слайд 2)

— Как мы справились и сформулировали ответ на вопрос Пети?

— А можете вы мне сказать, каким словом называют обучение животных каким-либо действиям? Какая разница в обучении людей и животных?

— Сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ о необычном обучении необычным навыкам животного. Более того, мы сегодня будем вести диалог (понятие «диалог» дети знакомы с периода обучения грамоте)

У вас на парте лежит текст, который разделён на части. Каждая часть напечатана на отдельном листочке. Части не пронумерованы. Каждый в группе возьмёт любую часть, медленно и вдумчиво её прочитает. После прочтения, каждый перескажит свою часть товарищам. После этого совместно попробуйте восстановить порядок частей.

Какая задача сейчас стоит перед вами?

— Чтобы выполнить это задание, вы должны следовать правилам работы в группе. Вспомним их.

Учащиеся читают текст на карточках, пересказывают содержание согруппникам, восстанавливают порядок частей.

— Значение каких слов вам было непонятно в тексте? (словесное объяснение значения слова учителем)

— Я прочитаю рассказ, а вы сверьте, совпал ли ваш порядок частей с авторским текстом.

— Если ваша группа допустила ошибку, расставьте части в правильном порядке.

— У какой группы расположение частей не совпало?

— Пронумеруйте части.

— Давайте обратимся к записям на доске (КОГО? ЧЕМУ? ЗАЧЕМ? КАК?) и ответим на записанные вопросы

— Кого обучали в рассказе? — Чему обучали Дика? — Как автор обучал собаку?

— Зачем пришлось обучать Дика есть чернику? Кого называют обжорой?

— Придумайте в группах название рассказу. Не забывайте, что по названию можно определить, о чём будет текст.

— Как вы озаглавили рассказ?

Учитель записывает предложенные группами заголовки на доске.


— Рассказ, который мы сегодня читаем на уроке, написал Юрий Иосифович Коваль.


— Давайте откроем учебник на стр.147 и прочитаем, какое название дал своему рассказу сам автор. (смена слайда)

— Читать текст мы будем цепочкой. Внимательно вчитываемся. Чтобы понять главную мысль автора. Мы учимся с вами вести диалог, но чтобы вести диалог, надо уметь задавать вопросы. Чтобы правильно задать вопрос, читать надо вдумчиво . После прочтения вам предстоит самостоятельная работа по составлению вопросов.

Во время чтения проводится работа над лексическим значением слов. Приемы объяснения значений слов : самостоятельное – значение слова требуха ещё раз выясняется детьми по сноске в книге; словесное объяснение : уму-разуму; слово пригоршня показом (сложить ладошку; использование синонима при объяснении слова мигом. С лайд №5 хорошо помогает объяснить значение словосочетания «встал на четвереньки

Отрабатывается навык выразительного чтения.

— Немного отдохнём. Пойдем в лес на то место, где Дик ел чернику, преодолевая воображаемые препятствия. Вот идём мы с вами по тропинке.(Шагают)

— Очень много комаров в лесу (Изображают, как отмахиваются от комаров. Раз хлопок, другой хлопок)

— Впереди ручей, перепрыгнем через него (перепрыгивают ручей)

А вот через речку надо пройти по мостику, держась за перила (изображают)

— Мимо спящего медведя — осторожно!(на цыпочках)

— Через болото, прыгая по кочкам (перепрыгивают, перешагивают)

Вот и поляна. Как много ягод черники! (Слайд № 6)

Сядем на корточки.(Присели) Собираем ягоды в пригоршню.(Изображают) Съели. Встали. Хорошо! (Потянулись) Вкусно!

Занимаем свои места и переходим к следующему заданию. Самый ответственный этап урока. Он, возможно, самый трудный, но и самый интересный. Мы задаём вопросы друг другу.

Ребята 1 и 2 группы будут составлять «вопросы с поверхности», а ребята 3 и 4 группы составят «вопросы подводные». При составлении вопросов пользуйтесь памяткой, она поможет вам вспомнить вопросительные слова.

Я тоже буду работать вместе с вами и составлять вопросы для вас .

— Работайте сообща. Составленные вопросы записывайте на обратной стороне листочка с текстом. Слова надо стараться записывать без ошибок, все вместе проверяйте написанное, а если слово трудно написать вам – обращайтесь за помощью ко мне или сверьте, как записаны слова в тексте.

— Выслушивайте все предложенные вопросы ребятами в группе. Решите в группе, кто из учащихся будет записывать вопросы, кто озвучивать.

— Вопросы свои читайте громко, слова произносите правильно. Ответы учащихся оценивайте: правильно или не правильно ответили на ваш вопрос.

— Прошу выйти к доске представителей 1 и 2 групп. Отвечать на ваши вопросы будут 3 и 4 группы.

— Теперь очередь задать вопросы учащихся 3 и 4 групп, отвечать на их вопросы будут 1 и 2 группы

— Я тоже составила вопросы, но для всех ребят:

— Почему именно об этом эпизоде рассказал нам автор?

— У кого из вас дома живёт собака?

— Я попросила Ваню рассказать нам сегодня о том, как они с дедушкой обучают свою лайку разным навыкам.

— Каким должен быть тот, кто обучает?

— В начале урока мы дали определение слову обучение. Озвучьте его.

— Попробуйте на доске восстановить последовательность действий автора при обучении Дика ЦОР https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore / В классе стационарно установлена интерактивная доска Star Board в комплекте с компьютером и проектором, имеется выход в Интернет)

— Молодцы.

— Что вы расскажите сегодня дома родителям о работе на уроке ? рефлексия

— У ваших знакомых есть собаки, в отпуск ездите, там тоже, наверное, есть собаки у родственников. Приятно видеть, когда за животным, которого приручили, люди заботятся и ухаживают. Но как больно смотреть на беспризорных животных, которые обделены нашим вниманием. О таком щенке вы прочитаете дома стихотворение «Без ужина» на стр. 149.

\ \ Для учителя начальных классов

При использовании материалов этого сайта - и размещение баннера -ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!

Юрий Коваль «Дик и черника» урок + презентация для 1 класса

Разработку урока и презентацию предоставила: Яннова Ирина Григорьевна лицей им.Сизова В.Г., г.Мончегорск, Мурманская область

Тема урока: Юрий Коваль «Дик и черника» 1 класс (образовательная система «Школа 2100)

Цели для учителя: создание условий для развития речевой деятельности учащихся, т.е следующих групп умений и навыков:

  • Умение читать и понимать текст.
  • Умение сообщать содержание текста.
2. Коммуникативные:
  • Умение и навык излагать последовательно полученную информацию согруппникам
  • Умение и навык задавать вопросы и отвечать на них.

3. Организационные:

Задачи для ученика:

  • уметь задавать вопросы, дающие возможность извлекать максимальную информацию из прочитанного текста, действуя по инструкции (задавание вопроса по поводу основного смысла текста; задавание вопросов по содержанию дополнительной информации);
  • развивать коммуникативные навыки через работу в группе и самооценку своей деятельности;

1.Оргмомент (готовность к уроку). Психологический настрой

2 Начало, мотивирующее деятельность.

Заяц Пус, а ныне Петя Зайцев, который пришёл учиться в 1 класс, сегодня в очередной раз задаёт вопрос, ответ на который мы должны с вами дать сегодня на уроке, работая вместе. Петя хочет понять, что такое «обучение» (Слайд 1). А вы, первоклассники, как понимаете значение этого слова? (предположения детей)

Попробуем поработать над значением этого слова вместе, чтобы подробнее узнать об этом слове.

Каждая группа будет записывать свои предположения на листе.

Группы получают задания.

1 группа: Кого можно обучать?

2 группа: Чему можно обучать?

3 группа: Как обучают?

4 группа: Зачем обучают?

Создание результата группой. Свои версии учащиеся записывают на листах.

Прошу старших групп выйти к доске с результатами своих наработок.

Афиширование заданий групп. Один представитель группы вывешивает результаты с наработками (под вопросами, записанными на доске: КОГО? ЧЕМУ? КАК? ЗАЧЕМ?) озвучивает их. Смотрим, слушаем пояснения.

В ывод групп и учителя

Вы хорошо поработали. Опираясь на сказанное вами, позвольте сделать вывод. Мы вместе знаем об обучении следующее: это получение знаний и овладение какими-либо навыками (Слайд 2)

Смогли мы дать ответ Пете на его вопрос?6а

3. Объявление темы

Можете ли вы мне сказать, а как называется обучение животных выполнению каких-либо действий? (дрессировка)

4. Практическая работа по группам.Карточки с заданиями на столах.

На парте у вас лежит текст, который разделён на части. Каждая часть напечатана на отдельном листочке. Части не пронумерованы. Ученик в группе возьмёт одну любую часть, медленно и вдумчиво прочитает текст. После прочтения перескажите свою часть товарищам, чтобы восстановить из частей рассказ.(учащиеся работают в группе, читают текст, пересказывают, восстанавливают порядок частей)

Сверка. Чтение текста учителем после выполнения задания в группах.

Я прочитаю рассказ, а вы сверьте свой порядок частей – совпал ли он с авторским текстом

Расставьте части в нужном порядке, если есть ошибка. (по ходу чтения Слайды 3,4)

У какой группы расположение частей не совпало?

Проставьте нумерацию частей.

Работа по выявлению понимания темы, главной мысли рассказа.

Обратиться к записи на доске: Кого? Чему? Как? Зачем?

  • Кого обучали?
  • Чему обучали?
  • Как обучали?
  • Зачем обучали?(Ответ: собаку; есть чернику; ему показывали, как это надо делать; потому что Дик был обжора и не наедался никогда)

Озаглавливание текста.

Какое название вы предложите для этого рассказа? Не забываем, что по названию можно определить, о чём будет текст (Обсуждают в группах, представляют результат, учитель записывает на доске предложенные заголовки)

5. Чтение текста учащимися.

Рассказ, с которым мы сегодня знакомимся на уроке, написал Ю. Коваль. (Слайд 4)

1 группа и 2 группа будут составлять вопросы с поверхности

3 группа и 4 группа составят вопросы подводные

Я тоже буду работать - составлять вопросы для вас

(Учащиеся работают с памяткой, действуют по инструкции - задавание вопроса по поводу основного смысла текста; задавание вопросов по содержанию дополнительной информации)

1. «Вопросы с поверхности»

  • Кто..?
  • Что сделал..?
  • Где..?
  • Когда?

2. «Вопросы – подводники»

  • Почему..?
  • Как..?
  • А что если..?
  • Будет ли так..?
  • Зачем?

(Индивидуальная памятка учащегося по составлению вопросов)

6. Самостоятельная работа по составлению вопросов.

1 и 2 группы – вопросы с поверхности

3 и 4 группы – вопросы подводные

(составленные вопросы записывают на обратной стороне листа)

Взаимозадавание вопросов группами.

Вопросы учителя:

  • Почему автору было стыдно рассказать о том, как он обучал Дика?
  • Почему именно об этом эпизоде рассказал нам автор?
  • Вопрос я еще хочу задать Ване Ганичеву. У вас дома живёт лайка. Вы её обучаете разным навыкам?
  • А каким должен быть тот, кто обучает?
  • Что вы можете об авторе рассказа сказать, какой он был?

7. Итог урока. Работа с ЦОР

  • Обратимся к нашим наработкам в начале урока. Что такое обучение? (Слайд 2 - получение знаний и овладение какими-либо навыками)
  • Восстановите последовательность действий автора при обучении Дика. (выход в Интернет, ЦОР http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/)

8. Домашнее задание

9. Рефлексия

Что вы расскажете сегодня дома родителям о работе на уроке?

Воробьиное озеро

Давным-давно слыхивал я рассказы про Воробьиное озеро.

Говорили, что там ловятся огромные лещи, которые не влезают в таз, окуни, которые не влезают в ведро, чудовищные щуки, которые вообще ни во что не влезают.

Удивительно было, что щуки да окуни такие огромные, а озеро - Воробьиное.

Ты уж сходи на Воробьиное-то озеро. Найдёшь его там, в лесах.

Я искал и добрался однажды до Воробьиного озера. Не слишком большое, но и не маленькое, лежало оно среди еловых лесов, а прямо посередине рассекали его воды три острова. Острова эти были похожи на узконосые корабли, которые плывут друг за другом, а парусами у кораблей - берёзы.

Не было никакой лодки, и я не смог добраться до островов, стал ловить рыбу.

Повидал и щуку, и чёрного окуня, и золотого леща. Правда, все они были не слишком велики, уместились в одном ведре, ещё и место осталось.

На это самое место положил я луковицу, начистил картошки, кинул перцу-горошку, долил воды и подвесил ведро над костром.

Пока закипала уха, я смотрел на острова-корабли, на их берёзовые паруса.

Иволги летали над зелёными парусами, которые бились под ветром и трепетали, а не могли сдвинуть с места свои корабли. И мне понравилось, что есть на свете такие корабли, которые нельзя сдвинуть с места.

Хрюкалка

Поздним весенним вечером, когда солнце спрячется за верхушки деревьев, неведомо откуда появляется над лесом странная длинноклювая птица. Летит низко над прозрачным ольшаником и внимательно оглядывает все просеки и поляны, будто ищет чего-то.

Хорх… хорх… - доносится сверху хриплый голос - Хорх…

Раньше в деревнях говорили, что это не птица вовсе, а вроде бы чертёнок летает над лесом, разыскивает свои рожки, которые потерял.

Но это, конечно, не чертёнок. Это летает над лесом вальдшнеп, ищет себе невесту.

У вальдшнепа вечерние глаза - большие и тёмные. За хриплый голос вальдшнепа иногда называют «хрюкалка», а за длинный клюв - «слонка».

В одной деревне, слышал я, зовут его ласково «валишень». Такое название мне нравится больше всего.

Дик и черника

С нами в избушке живёт пёс, которого звать Дик. Он любит смотреть, как я курю. Сядет напротив и глядит, как изо рта у меня дым валит.

Дик - добрый пёс, но обжора. Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под ёлку, чтоб не кусали комары, - вот чего ему надо!

Раз на болоте я нашёл черничную поляну. Никак не мог оторваться от черники, собирал и ел пригоршню за пригоршней.

Дик забегал то с одного боку, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что это я ем.

Да черника это, Дик! - объяснял я. - Смотри, как её много.

Я набрал пригоршню, протянул ему. Он мигом убрал ягоды с ладони.

Теперь сам валяй, - сказал я.

Но Дик не понимал, откуда берутся ягоды, бегал вокруг, толкал в бок носом, чтоб я не забывал про него.

Тогда я решил немного поучить Дика уму-разуму. Стыдно рассказать, но я встал на четвереньки, подмигнул ему и стал есть ягоды прямо с куста. Дик подпрыгнул от восхищения, раскрыл пасть - и только кустики затрещали.

Через два дня Дик собрал чернику вокруг избушки, и я радовался, что не научил его любить смородину и морошку.

Звёздный язь

Ранней весной пошли мы с Витей на рыбалку, на Мост.

Не так уж далеко от нас Мост, а всё-таки шесть километров. Шли, шли, месили болотную да лесную весеннюю грязь, устали. На Мост пришли - сразу костёр положили, чай стали кипятить. Витя говорит:

Не знаю, как ты, а я всю жизнь мечтаю большого язя поймать.

Какого большого? Каких размеров?

Не меньше сапога.

Какого сапога? Обычного или бродня?

Ну, это ты, парень, слишком. Язь величиной с болотный бродень! Таких не бывает. Давай уж будем ловить язя с обычный, привычный кирзовый сапог.

Договорились мы и связали на язя секретную донку. В чём секрет этой донки, рассказать не могу - Витя не велит.

И вот насадили мы на большой крючок с десяток червей и метнули всё это в воду.

А язь не берёт. Мелкая сорожонка червей теребит. Колокольчик на донке звякает.

Замучила сорожонка, - Витя говорит, - одолела. Сорожонка - это мелкая плотва. У нас на Севере плотву сорогой зовут.

К вечеру худо-бедно наловили мы сорожонки, а язь-то никак не берёт.

И вот настала ночь.

Над Цыпиной горой под звёздами потянули на север гуси и журавли, зацвиркали-зазоркали вальдшнепы, и тут взял язь.

Страшно натянулась леска, задрожал Витя, ухватил леску двумя руками, потянул к берегу.

А вдали, в темноте у камышей, заплескался вышедший на поверхность язь. Серебряные блики посыпались по воде от ударов его хвоста и звёздные полетели брызги.

И вот Витя подвёл язя к берегу и почти уж вытащил его, как вдруг язь дёрнул. Витя поскользнулся и упал в воду рядом с язем.

И вот они оба барахтаются в чёрной воде, и от них обоих летят звёздные брызги. И я понял, что язь сейчас уйдёт, если я чего-нибудь не придумаю.

И я придумал. Я тоже упал в воду с другой стороны язя. И вот мы уже вдвоём лежим в воде и между нами язь.

А над нами, между прочим, сияют и стоят все ночные созвездия, все главные весенние звёзды, и особенно ясно, я вижу, стоят над нами Лев и Близнецы. И вот уже мне кажется, что это мы с Витей близнецы, а между нами - лев. Всё как-то спуталось в моей голове.

И всё-таки мы вытащили язя, выволокли его на берег, и он оказался очень большим. По сапогу мерить было некогда - ночь, а в ведро он никак не влезал.

Поставили мы его в ведро вниз головой и по болотной да лесной весенней грязи побежали домой, на Цыпину гору. Язь бил в ведре хвостом, и в каждой чешуинке его играли главные весенние созвездия - Лев и Близнецы.

Мы надеялись, что язь не заснёт до утра, но он заснул.

Я очень огорчился, что заснул звёздный язь и не осталось на земле его следа. Взял доску, положил на неё язя и точно по контуру обвёл карандашом. И потом долго сидел - вырезал звёздного язя. Пускай хоть на моей доске останется его след.

А того язя, что вы видите на рисунке, мы поймали в другой раз. Это не язь, а язёнок. Но он тоже почему-то звёздный. Не знаю уж почему. Мы поймали его утром, когда звёзды скрылись под солнечной пеленой… Наверно, всякий язь - звёздный…

Над речкой, над омутом, в котором прячется от коршуна диковинная северная рыба хариус, стоит берёза.

Ствол у берёзы кривой, он то сгибается к речке, то оттягивает его от воды тайга, и на самом крутом его колене лопнула кора.

На этом месте много лет вырастал чёрный берёзовый гриб - чага.

Я срубил чагу топором.

Огромная, с бычью голову, она еле залезла в рюкзак.

1-й класс

Тема. «Юрий Коваль. "Дик и черника"».

Цели. Познакомить детей с содержанием текста; закреплять умение работать с текстом до чтения, в ходе чтения, после чтения; развивать устную речь учащихся, технику чтения, творческое воображение, внимание, память; обогащать словарный запас; повторить орфографические знания о ь , об ударении, об опасных местах, о написании большой буквы, о слоговой и звуко-буквенной структуре слова, о речевых и неречевых звуках; воспитывать читателя, понимающего и любящего книгу; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование. Учебник "Капельки солнца" (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева); выставка детских рисунков "Домики для друзей"; карточки с загадками о животных; рисунки с изображениями ягод черники и морошки, человечков Карандаша, Незнайки, Звуков-человечков; индивидуальные карточки для всего класса для проведения дифференцированной самостоятельной работы в конце урока; светофорчики для каждого ребенка; грамзапись музыки П.И. Чайковского "Времена года".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.

II. Проверка итогов предыдущей работы

Учитель. Как называется раздел, по которому мы работаем?

Дети. "Ребятам о зверятах".

У. О ком мы говорили в этом разделе?

Д. О разных животных.

У. Дваайте посмотрим, какие чудесные домики для друзей вы нарисовали.

Один из домиков висит на доске (выставка детских рисунков).

– Давайте же поселим в наш домик животных, о которых мы уже прочитали!

Дети по очереди читают загадки, остальные отгадывают животное. Учитель помещает изображение животного в домик, ученики вспоминают автора рассказа об этом животном:

слон – С.Черный;
медведь – М.Пришвин;
собака – Е. Чарушин;
кошка – М.Коршунов.

Загадки про этих зверей дети готовили дома самостоятельно (четыре ученика).
Дети сами должны вспомнить имя и фамилию автора, название рассказа о каждом животном, учитель может только подсказать.

III. Сообщение темы и целей урока

У. Почему кошечка в рассказе М.Коршунова плачет?

Д. Ее обидели.

У. Сегодня на уроке мы прочитаем еще один рассказ о животном и попробуем определить, как ему живется. Об этом вы мне расскажете сами, но чуть-чуть попозже.

В конце урока учитель должен обязательно вернуться к этому вопросу.

– Мы с вами сегодня попробуем стать на один урок писателями. Трудно ли быть писателем? На этот вопрос мы ответим в конце урока, после того, как подробно разберем рассказ Юрия Ковалева.
Давайте посмотрим на доску и ответим на вопрос: чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

На доске – фигурки Незнайки, Карандаша и Звуков-человечков.

Д. Карандаш поможет нам нарисовать словесную картинку, с Незнайкой мы поиграем в Толковый словарик (объясним ему значение трудных для понимания слов), а Звуки-человечки помогут нам составить звуковые домики.

У. Вот видите, ребята, как много должен уметь писатель! А вот о ком мы будем читать, вы мне сами сейчас расскажете.

Дети открывают учебник на с. 142.

IV. Работа с текстом

У. Рассмотрите иллюстрацию на странице 142. Кто станет главными героями нашего рассказа?

Д. Человек и собака.

У. Можно ли предположить, что делает человек?

Д. Он собирает ягоды.

У. А собака?

Д. Бегает, играет, ест ягоды.

У. Трудно определить по одному рисунку, что делает собака. Поэтому мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда прочитаем рассказ.
Как вы думаете, где происходит действие рассказа?

Д. В лесу, на полянке около домика.

Д. Юрий Коваль.

У. Прочитайте название рассказа.

Д. "Дик и черника".

У. Как звали собаку на картинке?

Д. Дик.

У. О чем еще будет идти речь?

Д. О чернике.

У. Что такое черника?

На доске дана иллюстрация черники и морошки. Дети выбирают нужный рисунок и описывают ягоду.

– Эта ягода лесная или садовая?

Д. Лесная, так как на картинке она растет в лесу на полянке.

У. Что можно сказать о собаке на иллюстрации? Опишите ее. Какая она?

Д. Добродушная, симпатичная.

У. Прочитайте первую главу.

Дети читают текст.

–Как звали собаку? Докажите это словами из текста.

Д. Собаку звали Дик. "С нами в избушке живет пес, которого звать Дик".

У. Как написано это слово?

Д. С большой буквы.

У. Почему?

Д. Клички животных пишутся с заглавной буквы.

У. Мы с вами уже описали Дика по картинке, а теперь найдите в тексте, как описывает его автор.

Д. "Дик – добрый пес, но обжора".

У. Что значит "обжора"? Замените это слово на другие, подходящие по смыслу слова.

Д. Ненасытный, прожорливый, жадный на еду...

У. Докажите словами из текста, что Дик был обжора.

Д. "Набить живот рыбьей требухой и закопать голову под елку – вот чего ему надо было".

У. Перечитайте текст еще раз и найдите слова с мягким знаком. Определите, какой это мягкий знак: разделительный или смягчающий. Вспомните правило написания мягкого знака в словах звать , набить , закопать .

Д. В словах звать , набить , закопать – смягчающий мягкий знак, в слове рыбьей – разделительный.

Дети читают текст, карандашом подчеркивают выбранные ими слова.

– Какой второй главный герой произведения появился?

Д. Кто-то, кто называет себя "я".

У. Докажите это словами из текста.

Д. Раз на болоте я нашел черничную поляну.

У. Кто это "я"? От чьего имени пойдет рассказ?

Д. "...Ел пригоршню за пригоршней".

У. Что в это время делал Дик?

Д. "Дик забегал то с одного бока, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что я ем".

Д. Он набрал пригоршню ягод и протянул Дику.

У. Как Дик съел чернику?

Д. "Убрал с ладони".

У. Каким словом можно заменить слово убрал ?

Д. Слизал, смахнул, быстро съел.

У. Понял ли Дик, как надо есть чернику?

Д. Нет.

У. Какими действиями он выразил непонимание?

Д. "Он бегал вокруг, толкал в бок носом".

У. Зачитайте слова, выписанные вами для Толкового словарика.

Д. Болото, пригоршня, толкать в бок носом.

У. Найдите первое предложение. Прочитаем его хором по слогам.
Как называлась поляна? От какого слова произошло название поляны?

Д. Черничная поляна. Она называлась так потому, что на ней росла черника.

У. Строим звуковой домик для слова черника . В этом вам помогут Звуки-человечки, расположенные на доске.

Дети работают парами, выкладывая на парте звуковую дорожку из кружков-звуков синего, зеленого и красного цветов.
Далее идет самопроверка: дети по цепочке называют букву, затем звук. Четыре ученика работают на индивидуальных карточках, которые сдают на проверку учителю.

V. Физкультминутка

VI. Работа с текстом (продолжение )

У. Перед чтением текста вам дает задание Карандаш: приготовьтесь рисовать словесную картину!
Что значит "поучить уму-разуму"?

Д. Учить, как надо делать правильно.

У. А кто вас учит уму-разуму?

Д. Родители, учителя.

Д. Он встал на четвереньки и стал есть ягоды прямо с куста.

У. Кто здесь выступил в роли учителя, а кто – в роли ученика?

У. Почему затрещали кустики?

Д. Потому что Дик ел чернику вместе с ветками.

У. Какие неречевые звуки вы услышали? Попробуйте их воспроизвести.

Д. Прыжок, треск кустиков, чавканье и хруст.

Дети пытаются воспроизвести эти звуки.

У. Чем будем рисовать нашу картинку к тексту?

Д. Словами.

У. Подберите такие слова из текста.

Д. День. Поляна. Черника. Дик. Открытая пасть. Треск. Вкуснотища!!!

Дети описывают картинку, которую они нарисовали бы к третьей части.

У. Сколько дней понадобилось Дику, чтобы съесть всю чернику?

Д. Два дня.

У. Какое число обозначает это слово?

Д. Число 2.

У. Как называется слово, которое обозначает число?

Д. Числительное.

Д. Потому что Дик мог бы съесть не только чернику, но еще и всю смородину и всю морошку.

VII. Итог урока

У. Понравился ли вам рассказ Юрия Коваля?

Д. Да.

У. Что понравилось больше всего?

Дети описывают смешные моменты.

У. Вы анализировали текст. Трудно быть писателем?

Д. Очень трудно!

У. Писатель должен хорошо знать то, о чем он пишет. Докажите, что вы хорошие писатели. Предложите ваши вопросы по тексту.

Дети предлагают свои вопросы по содержанию текста, остальные отвечают.

– Как относятся друг к другу герои рассказа?

Д. Вежливо, с уважением, с любовью.

У. Какова главная мысль рассказа?

Д. Чуткое отношение к животным.
– Собака – друг человека.

У. Чему учит рассказ?

Д. Любви, заботе о ближнем, чуткости.

У. Это рассказ или сказка? Докажите.

Д. Это рассказ. Ситуация невымышленная, волшебных элементов нет.

Учитель раздает карточки для самостоятельной работы.

У. Вам дан текст последней главы с пропусками отдельных слов на разные орфографические правила. Пользуясь текстом учебника, вы должны вставить пропущенные слова, вспоминая правила орфографии.

Карточки имеют две степени сложности: вариант I – вставить слова; вариант II – вставить слова, поставить в них ударения и подчеркнуть опасные места.
Дети самостоятельно выбирают степень сложности, работают и сдают тексты на проверку.

Выслушиваются ответы детей.

VIII. Домашнее задание

У. Придумайте веселые заголовки к частям рассказа Ю.Коваля.

Мария Пивень
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Ю. И. Коваль «Дик и черника»

Тема : Ю. И. Коваль «Дик и черника » .

Цели :

Образовательные :

Обогатить словарный запас учащихся;

Ознакомить учащихся с биографией Ю. И. Коваля и его произведением «Дик и черника »

Воспитательные :

Воспитывать культуру слушателя;

Воспитывать любовь к литературе ;

Развивающие :

Развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речь;

Развивать навыки чтения ;

Развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование :

Для учителя :

Портрет писателя, книги писателя, таблички со словами (обжора, требуха, черника , пригоршня, пасть, морошка, иллюстрации к рассказу, листы А4.

Для учащегося :

Учебник по чтению , подставка.

1. Орг. момент

Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Мария Александровна, и сегодня урок чтения проведу у вас я .

2. Проверка домашнего задания

Ребята, что вам было задано на дом?

Откройте учебник на стр. 144, прочитайте про себя и подготовьтесь читать в слух выразительно.

Кто готов поднимите руку. Читай.

Кто главный герой? (щенок)

Какой был щенок? (большеголовый)

Какое это стихотворение грустное или весело?

Почему вы так думаете?

Чему учит это произведение?

Молодцы, ребята вы хорошо поработали дома.

Опрос двух-трех учащихся.

3. Объявление темы. Вступительная беседа.

Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом Юрия Иосифовича Коваля «Дик и черника » . Но для начала послушайте не много о самом авторе.

Юрий Коваль родился в Москве 9 февраля 1938. Он российский детский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник и скульптор, автор и исполнитель песен.

Юрий Коваль - один из самых известных и любимых детских писателей России, его книги многократно переиздавались и переиздаются. За свои произведения он был удостоен премии Всесоюзного конкурса на лучшее произведение для детей. Книги Юрия Коваля переведены на несколько европейских языков, на китайский и японский. По многим его произведениям сняты и продолжают сниматься художественные фильмы и мультфильмы, такие как : «Приключения Васи Куролесова» , «Самая лёгкая лодка в мире» , «Тигрёнок на подсолнухе» , «Слоны на луне : Весёлые стихи» и многие другие.

Портрет на доске

4. Творческая работа

5 Словарная работа

Перед тем как мы с вами прочитаем рассказ, откройте учебник на странице 142 и рассмотрите иллюстрацию.

Как вы думаете, кто станет главными героями нашего рассказа? (Человек и собака)

Можно ли предположить, что делает человек? (Он собирает ягоды)

А собака? (Бегает, играет, ест ягоды)

Прочитайте название рассказа. ("Дик и черника ".)

Как звали собаку на картинке? (Дик)

Что можно сказать о собаке на иллюстрации? Опишите ее. Какая она? (добрая, веселая)

О чем еще будет идти речь? чернике )

Правильно ребята, только трудно определить по одному рисунку, что произошло в рассказе. Поэтому мы сможем ответить на этот вопрос только тогда, когда прочитаем рассказ.

Ребята в тексте вам могут встретиться трудные словосочетания, поэтому давайте посмотрим на доску и постараемся их объяснить.

Прочитайте первое слово. Как вы понимаете слово :

Обжора (много ест)

Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово требуха (внутренность рыбы)

Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово черника (лесная ягода)

Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово пригоршня (ладошки)

Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово пасть (рот)

Прочтите вот следующее слово. Как вы понимаете слово морошка (сорт ягоды)

Молодцы, правильно.

Слова на доске и иллюстрации к ним

6. Первичное восприятие текста и

первичное

закрепление

А сейчас я вам прочитаю рассказ Юрия Коваля «Дик и черника » , а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос, чему научил человек собаку?

Чему научил человек собаку? (собирать ягоды)

Где происходит действие рассказа? (в лесу)

Что ели герои произведения? (чернику )

Как вы думаете веселый или грустный этот рассказ?

Почему вы так думаете?

7. физминутка

Я вижу вы не много устали, давайте встанем из-за парт.

Повторяйте за мной, руки вверх подняли, потянулись, а теперь руки стороны, опустили, нагнулись, потянулись. И еще разок. Теперь только глазками посмотрели в правый угол, в левый, вверх, вниз. (2-3 раза)

Теперь тихо за свои парты сядут девочки. А теперь так же тихо за свои парты сядут мальчики.

8. Повторное чтение с анализом Прочитайте рассказ про себя и посмотрите, какие слова вам не понятны.

Сейчас мы прочитаем этот рассказ еще раз по частям. Внимательно следите за текстом и подготовьтесь отвечать на вопросы.

1) Читаем первую часть.

Как звали собаку? Докажите это словами из текста. (Собаку звали Дик. "С нами в избушке живет пес, которого звать Дик")

Мы с вами уже описали Дика по картинке, а теперь найдите в тексте, как описывает его автор. ("Дик – добрый пес, но обжора")

Как вы понимает словосочетание набить живот? (много поесть)

Как вы понимает словосочетание закопать голову? (спрятать)

2) Читаем вторую часть.

Как он ел чернику , найдите это в тексте и прочитайте? …”пригоршню за пригоршней”)

Что в это время делал Дик? Найдите это в тексте и прочитайте. ("Дик забегал то с одного бока, то с другого, заглядывал мне в рот, не понимая, что я ем".

Что сделал Дик? (съел их)

Понял ли Дик от куда взялась черника , найдите это в тексте и прочитайте. …"Он бегал вокруг, толкал в бок носом")

Как можно озаглавить эту часть?

3) Читаем третью часть.

Как вы понимает словосочетание "поучить уму-разуму"? (Учить, как надо делать правильно)

Почему затрещали кустики? (Потому что Дик ел чернику вместе с ветками )

Сколько дней понадобилось Дику, чтобы съесть всю чернику ? (два)

Как можно озаглавить эту часть?

9. Творческая работа. Ребята, на доске вы видите 4 иллюстрации. Как вы думаете, к какому они произведению? Правильно они к рассказу «Дик и черника » .

Только вам нужно расставить их в правильном порядке.

Правильно, молодцы.

10. Итог урока Ребята , с каким рассказом мы сегодня с вами познакомились? («Дик и черника » )

Ребята мне очень понравилось, как вы работали на уроке . Вы очень старались и читали с выражением. Спасибо за урок . До свидания!

11. Резерв Нарисовать сценку к рассказу.