Утеплители Изоляция Блоки

Кто такой афина бог чего. Афина – богиня войны и мудрости в греческой мифологии. Является ли Афина ребенком Зевса

Древнегреческая богиня Афина известна тем, что она защищала города, покровительствовала наукам. Это воительница, которую невозможно было победить, богиня знаний и мудрости. Греческая богиня Афина абсолютно заслуженно почиталась древними греками. Это была любимая дочь Зевса, а столица Греции названа именно в ее честь. Она всегда помогала героям не только мудрым советом, но и делами. Девушек Греции она обучала прядению, ткачеству, кулинарии. Греческая богиня Афина не только странным образом появилась на свет, с ее именем также связано много захватывающих историй и мифов. Давайте больше узнаем о ней.

Появление на свет

Согласно мифам, богиня Греции Афина появилась на свет эффектно и довольно необычно - из головы Зевса. Он знал заранее, что у Метис, богини разума, будет двое детей - дочь (Афина) и сын, наделенный невероятной силой и умом. А Мойры, богини судьбы, предупредили Зевса, что этот мальчик однажды отнимет у него имеющуюся власть над всем миром. Чтобы избежать такого поворота событий, Зевс усыпил ласковыми речами Метис и проглотил ее перед рождением сына и дочери. Однако вскоре его стали мучить невыносимые головные боли. Чтобы избавить себя от страданий, Зевс позвал к себе Гефеста и приказал ему разрубить голову топором. Одним сильным ударом тот расколол череп. К изумлению всех присутствующих олимпийских богов оттуда появилась прекрасная богиня Афина, причем вышла она в полном вооружении, а ее голубые глаза горели мудростью. Именно с таким мифом связано появление на свет храброй и мудрой воительницы.

Внешность и символы богини

Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка - такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня. Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами. На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны. Афина - богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты - змея и сова.

Богиня войны

О доспехах и атрибутах храброй воительницы мы уже немного рассказали. Афина - богиня войны, разгоняющая тучи лезвием своего сверкающего меча, охраняющая города, изобретающая все необходимое для военного искусства. В честь нее даже совершались Панафинейские праздники - большой и малый. Афина - богиня войны, но ей не доставляло никакого удовольствия участие в битвах, в отличие от Эрида и Ареса, жаждущих крови и расправы. Она же предпочитала решать все вопросы исключительно мирным путем. В хорошие и спокойные времена она не носила с собой оружие, а в случае надобности получала его у Зевса. Но если богиня Афина и вступала в бой, то никогда его не проигрывала.

Богиня мудрости

Как много «обязанностей» было на нее возложено! Например, она следила за порядком при переменах погоды. Если случалась гроза с сильным дождем, Афине предстояло проследить, чтобы после этого непременно выглянуло солнце. Ведь была она еще и богиней садов и плодородия. Под ее покровительством пребывало в Аттике масличное дерево, имевшее огромное значение для тех земель. Ей необходимо было контролировать и племенные учреждения, и гражданское устройство, и государственную жизнь. Афина - богиня Древней Греции, которая в мифах выступает также богиней осмотрительности, ума, проницательности, изобретений искусства, художественной деятельности. Она обучает людей ремеслам и искусствам, дает им знание и мудрость. Также ее никто не мог превзойти в искусстве ткать. Была, правда, совершена такая попытка Арахной, но та потом заплатила за свое высокомерие. Древние греки были уверены, что именно Афина изобрела флейту, плуг, керамический горшок, грабли, колесницу, уздечку для лошадей, корабль и многое другое. Именно поэтому все спешили к ней за мудрым советом. Она была настолько доброй, что даже в суде всегда отдавала свой голос за оправдание обвиняемого.

Миф о Гефесте и Афине

Следует отметить, что еще одной неотъемлемой и характерной частью ее культа была девственность. Согласно мифам, многие титаны, боги, гиганты неоднократно пытались добиться ее внимания, взять в жены, но она всячески отвергала их ухаживания. И вот однажды, в самый разгар Троянской войны, богиня Афина обратилась к Гефесту с просьбой сделать для нее отдельные доспехи. Как мы уже знаем, в таких случаях она должна была получать оружие у Зевса. Однако тот не поддерживал ни троянцев, ни эллинов, а потому вряд ли выдал бы дочери ее доспехи. Гефест и не думал отказывать Афине в ее просьбе, однако сказал, что за оружие она должна заплатить не деньгами, а любовью. Афина или не поняла смысл этих слов, или не придала им значения, так как явилась в срок в кузницу Гефеста за своим заказом. Не успела она переступить порог, как тот бросился к ней и желал овладеть богиней. Афине удалось вырваться из его рук, но семя Гефеста успело пролиться на ее ногу. Она вытерлась куском шерсти и бросила его на пол. Попав на мать-землю, Гею, семя ее оплодотворило. Гею такой факт не порадовал, и она сказала, что отказывается воспитывать малыша от Гефеста. Афина же взяла и это бремя на свои плечи.

Продолжение мифа - история Эрихтония

Афина - богиня, мифы о которой только подтверждают ее храбрость и воинственность. Как она и обещала, ребенка по имени Эрихтоний забрала к себе на воспитание. Однако оказалось, что времени у нее на это не хватает, потому она положила ребенка в священный ларец и передала его Аглавре, дочери Кекропса. Однако вскоре новая воспитательница Эрихтония попыталась обвести вокруг пальца Гермеса, в результате чего она сама и вся ее семья отдали за это свои жизни.

Что делала дальше Афина?

Услышав эту трагическую новость от белой вороны, богиня очень расстроилась и сделала птицу черной (с тех пор все вороны черные). Птица нашла Афину в тот момент, когда та несла огромную скалу. В расстроенных чувствах богиня уронила ее на Акрополь, чтобы надежнее его укрепить. Сегодня эта скала называется Ликабетта. Эрихтония же она спрятала под свою эгиду и растила самостоятельно. Позже он стал в Афинах царем и ввел в данном городе культ своей матери.

Миф о суде за Аттику

Афина - богиня Древней Греции, о которой сегодня есть много интересных мифологических сюжетов. Этот миф рассказывает о том, как она стала владычицей Аттики. Согласно ему, первым сюда пришел Посейдон, ударил в землю на Акрополе своим трезубцем - и появился источник воды морской. Следом за ним сюда пришла Афина, ударила копьем в землю - и появилось оливковое дерево. Решением судей победительницей признали Афину, так как ее дар оказался более нужным и полезным. Посейдон же сильно разозлился и хотел затопить морем всю землю, но Зевс не позволил ему так поступить.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

Что породило миф о богине и Арахне?

Выше мы уже упоминали о том, что богине не было равных в искусстве ткать. Однако попытки превзойти ее предпринимались, что не влекло за собой ничего хорошего. О такой истории и рассказывает один из мифов.

Когда речь заходила о всякой женской работе и ремеслах, богиню называли Эрганой или Афиной-работницей. Одним из главных ремесел у афинян было ткачество, однако изготовленные материалы из азиатских стран были выполнены более тонко и изящно. Такое соперничество и породило миф о вражде между Арахной и Афиной.

Жестокое соперничество

Арахна не была знатного происхождения, ее отец трудился обычным красильщиком, но у девушки был талант ткать невероятно тонкие и очень красивые материалы. Еще она умела быстро и ровно прясть, любила украшать свои работы искусными вышивками. Похвалы и приятные речи ее творчеству звучали со всех сторон. Арахна стала так гордиться этим, что ей пришло в голову состязаться с богиней. Она заявила, что легко сможет ее победить в этом ремесле.

Афина очень разозлилась и решила поставить на место нахалку, однако сначала хотела все решить мирным путем, что было ей очень присуще. Она приняла вид старухи и отправилась к Арахне. Там она стала доказывать девушке, что для простой смертной очень опасно затевать такие игры с богиней. На что гордая ткачиха ответила, что даже если перед ней явится сама Афина, она и ей сумеет доказать свое первенство в ремесле.

Афина была не из робкого десятка, потому приняла вызов. Обе девушки принялись за работу. Богиня на своем станке выткала историю о своих непростых отношениях с Посейдоном, а Арахна изобразила всевозможные превращения богов и любовные похождения. Работа простой смертной была выполнена так качественно и искусно, что Афина хоть и старалась, но не нашла в ней ни одного изъяна.

Разгневавшись и забыв о своем долге быть справедливой, Афина ударила девушку челноком по голове. Гордая Арахна не смогла пережить такого унижения и повесилась. А богиня превратила ее в паука, которому суждено на протяжении всей жизни заниматься плетением.

Мифы о помощи Афины всем богам

Она многим помогала не только советом, но совершением подвигов. Например, Персей был воспитан в ее храме. И именно Афина учила его владеть мечом, за что он принес ей в подарок голову Горгоны. Как мы знаем, она разместила ее на своем щите. Тидею богиня помогала состязаться с фиванцами - отражала от него стрелы, прикрывала щитом. Диомеда богиня вдохновляла на бои с Афродитой, Пандаром. Ахиллу она помогла уничтожить Лирнесс, испугать троянцев путем создания пожара. А когда Ахилл сражался с Гектором, она спасла первого от удара копья.

Изображения Афины в искусстве

Еще в 5-м веке до нашей эры скульптор Фидий создал огромную статую Афины, которая не сохранилась до наших дней, хотя были неоднократные попытки ее реставрировать. Это была большая статуя богини, замахивающейся копьем. Установили ее на Акрополе. Благодаря большому сверкающему мечу статую было заметно издалека. Несколько позже тем же мастером была изготовлена бронзовая фигура Афины, сохранившаяся в мраморных копиях.

А живописец Фамул создал полотно под названием «Афина», когда расписывал дворец Нерона. Самое интересное то, что с какой бы стороны человек ни смотрел на картину, богиня обращает свой взор к нему. А в святилище Артемиды была работа Клеанфа под названием «Рождение Афины».

Если говорить о современности, то в 2010 году вышел сериал «Афина: богиня войны». Дорама от корейского режиссера рассказывает о террористической группе, которая угрожает всему миру.

Надеемся, вы узнали больше о храброй и всегда готовой прийти на помощь богине. Изучайте мифы, это всегда увлекательно, познавательно и интересно!

Одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции . Афина входит в число двенадцати великих олимпийских богов . Кроме того, она является богиней знаний, искусств и ремёсел; девой-воительницей, покровительницей городов и государств, наук и мастерства, сноровки, ума, изобретательности.

Благодаря своей необычной внешности, Афина легко отличима от других древнегреческих богинь. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - держит в руках копьё, одета в доспехи. На голове шлем, как правило, коринфский - с высоким гребнем. Её щит – эгида – обтянут козьей шкурой и украшен головой Горгоны Медузы . Её сопровождают священные животные:

  • сова (символ мудрости),
  • змея (также символ мудрости)

Её растение – олива – священное дерево древних греков.

Её называли «сероокой и русоволосой», описания подчеркивают её большие глаза.

Рождение богини Афины было необычным. Наиболее распространена версия из «Теогонии» Гесиода . Царю богов Зевсу было предсказано, когда его первая жена Метида забеременела, что у неё родится двое необыкновенных детей: дочь, равная самому Зевсу в мудрости и храбрости, и сын с душой завоевателя, который станет царем богов и людей. Зевс не хотел терять главенство над миром. По совету Урана и Геи он хитростью заставил Метиду стать маленькой и проглотил её.

Через некоторое время Зевс почувствовал страшную головную боль. Чтобы помочь рождению Афины, Гефест ударил Зевса топором по голове, а Прометей воспринял её из головы Зевса.

Афина появилась на свет взрослой женщиной в блестящих золотых доспехах, с острым копьем в одной руке, издав при этом громкий воинственный клич.

Интересен миф о том, как Афина получила владычество над греческой местностью Аттика , чьей покровительницей, со столицей, названной её именем, она считалась в историческую эпоху.

Согласно этому мифу, первым пришёл в Аттику Посейдон , в землю на Акрополе ударил трезубцем, и возник источник морской воды, который показывали в Эрехтейоне в историческое время. Следом за ним появилась Афина, которая ударила в землю копьём и вырастила оливковое дерево (маслину). Судьи присудили победу Афине, поскольку её подарок является более полезным, город назвали её именем, Разгневался Посейдон и попытался затопить землю морем, но Зевс запретил ему.

Согласно мифологии, Афина была покровительницей и советчицей всех мужчин-героев. В отличие от Артемиды и Гестии , богиня-девственница Афина ищет общества мужчин. Ей нравится атмосфера мужских дел и власти. Она может быть их компаньоном, коллегой или доверенным лицом, не испытывая к ним никаких эротических чувств и не нуждаясь в эмоциональной близости.

Во время Троянской войны Афина активно действовала на стороне греков. Она заботилась о своих любимцах, особенно об Ахилле , самом грозном и сильном греческом воине. Афина проявила себя как лучший стратег во время Троянской войны. Ее вмешательство принесло грекам победу в сражении.

Будучи богиней ремесел, Афина причастна и к созданию произведений искусства. Особенно она известна своим мастерством ткачихи.

В этой связи существует только один миф об Афине, где говорится о смертной женщине. Афину, как богиню ремесел, на состязание в мастерстве вызвала слишком самонадеянная ткачиха по имени Арахна. Обе работали с большой скоростью и искусством. Когда полотна были закончены, Афина была восхищена безукоризненной работой своей соперницы, носюжеты, изображенные на полотне, её взбесили. Арахна посмела изобразить любовные похождения Зевса. Она выткала Леду , ласкающую лебедя, под видом которого Зевс проник в спальню царицы для того, чтобы овладеть ею. В следующей сцене была изображена Даная , которую Зевс оплодотворил, превратившись в золотой дождь; затем Арахна выткала изображение девы-Европы , которую Зевс похитил, обернувшись великолепным белым быком.

Афина страшно разгневалась, разорвала работу Арахны и ударила ее челноком. Несчастная женщина не перенесла позора и повесилась. Пожалев Арахну, Афина освободила ее из петли и вернула ей жизнь, превратив в паука, навечно приговоренного плести паутину.

В честь Афины назван астероид (881) Афина, открытый в 1917 году.

Афина рождается из головы Зевса. Богиня Афина — любимая дочь Зевса. Появилась она на свет необычным образом. Предсказательницы судеб (мойры) открыли Зевсу, что у него будет отнята власть над миром. И это сделает сын богини разума Метиды, который вскоре должен появиться на свет; еще будет у Метиды дочь; оба ребенка окажутся необычайного ума и силы.

Испугался Зевс и, чтобы избежать судьбы, проглотил Метиду. Но через некоторое время почувствовал он страшную головную боль. Долго мучился громовержец, и, наконец, попросил своего сына Гефеста разрубить ему голову. Тот выполнил просьбу отца, и из разрубленной головы Зевса выскочила Афина, в полном вооружении, в блестящем шлеме, с копьем и щитом. Прекрасная и величественная предстала она перед богами: мудростью светились ее глаза, неземной красотой поражал облик. После Зевса Афина — самая могущественная среди богов. В ней воплотилась мудрость и сила отца богов и людей, только ей одной Зевс доверяет свою эгиду. [Греки почитали Афину как покровительницу войн и героев, городов, искусств и ремесел.]

Афина — одна из трех богинь греческой мифологии, которые считались богинями-девами. Она соблюдала безбрачие, и потому ни один герой на земле не мог похвастать тем, что его матерью была Афина. Зато Афину Парфенос («Деву») чтили как свою покровительницу все девушки Греции, а особенно — афинянки.

Центром города Афины был холм, на котором располагался Акрополь — городская крепость. Здесь находились главные святыни, важное место среди которых занимал великолепный храм Афины Девы — Парфенон. Парфенон был построен из мрамора особой породы. Почти белый после добычи, он приобретал со временем теплый золотистый оттенок благодаря присутствию в нем железа. Храм имел по восемь колонн по фасадам, западному и восточному, и семнадцать колонн по длинным сторонам. Строение было украшено скульптурами, которые изображали сцены из мифов, в которых участвовала богиня. Но главным украшением Парфенона была находившаяся внутри него огромная статуя Афины Парфенос работы Фидия.

Открытые части тела — лицо, шея, руки — у этой статуи были изготовлены из слоновой кости; одежда, украшения и шлем — из золота. Согласно сведениям, сохранившимся у древних авторов, для изготовления золотой одежды Афины Парфенос потребовалось свыше сорока талантов (т.е. более тонны) золота.


Статуя Афины

Богиня стояла прямо, в спокойной, полной торжественного величия позе. Шея и грудь богини были покрыта чешуйчатой, отороченной змеями, эгидой, волшебной шкурой козы Амалфеи, некогда вскормившей Зевса, которая служила оружием Афины, способным вселять ужас в сердца людей. В центре эгиды была помещена голова Медузы Горгоны, изготовленная из слоновой кости. Длинное копье Афины было прислонено к левому плечу. Левая рука богини покоилась на круглом щите, в центре которого также сверкала золотом голова Медузы, окруженная рельефными картинами битвы греков с амазонками. Внутренняя сторона щита была расписана изображениями олимпийских богов, сражающихся с гигантами. На протянутой руке Афина держала золотую статую Ники, богини Победы, своей постоянной спутницы, выполненную в человеческий рост. Рука опиралась на подставку в виде колонны. На голове Афины был шлем, украшенный изображением сфинкса между двумя крылатыми конями — Пегасами. Эти мифические чудовища магическими символами, оберегающими от несчастий. Над сфинксом и Пегасами возвышались пышные золотые султаны.

Колоссальная статуя Афины Парфенос была помещена в храме так, чтобы на нее падал свет, лившийся из специального отверстия в крыше. В полусумраке храма сверкающая золотом статуя производила внушающее особый трепет впечатление. Пришедший поклониться богине грек проникался верой в ее могущество — и в могущество государства, символом и покровительницей которого она была.

Афина – дочь Зевса, родившаяся необычным способом. Зевс сошелся с дочерью Океана Метидой; когда она оказалась беременной, Зевс поглотил ее, так как она предрекла, что после дочери родит сына, который станет властителем неба. Но Зевс сам был таким властителем и потому совершил это. Через некоторое время Зевс почувствовал страшную боль в голове и, чтобы избавиться от нее, приказал Гефесту ударить топором по его голове. Гефест повиновался. Он рассек голову громовержца, и оттуда вышла Афина в полной одежде воина с копьем в руке- и железным шлемом на голове. Прекрасная и величественная, она стояла перед изумленным Зевсом, глаза ее светились мудростью.


Афина богиня мудрости и справедливой войны, богиня организованной войны, военной стратегии и мудрости, одна из наиболее почитаемых богинь Древней Греции, включавшаяся в число двенадцати великих олимпийских богов. Кроме того, богиня знаний, искусств и ремёсел; дева-воительница, покровительница городов и государств, наук и мастерства, ума, сноровки, изобретательности. В отличие от других женских божеств, она использует мужские атрибуты - одета в доспехи, держит в руках копьё. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место её - ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании её как девы и защитницы целомудрия. На древнее зооморфическое прошлое богини указывают её атрибуты - змея и сова. Гомер называет Афину «совоокой» и «пестровидной змеей». Среди непременных атрибутов Афины- эгида - щит из козьей шкуры с головой змеевласой Медузы, который обладает огромной магической силой, устрашает богов и людей.

Хотя культ Афины был распространён по всей материковой и островной Греции (Аркадия, Арголида, Коринф, Сикион, Фессалия, Беотия, Крит, Родос), особенно она почиталась в Аттике, в Афинах (название города Афины греки связывали с именем богини - покровительницы города).

Ей были посвящены земледельческие праздники: прохаристерии (в связи с прорастанием хлеба), плинтерии (начало жатвы), аррефории (дарование росы для посевов), каллинтерии (созревание плодов), скирофории (отвращение засухи). Во время этих празднеств происходило омовение статуи Афины, юноши приносили клятву гражданского служения богине.



Внешность и символы богини

  • Огромные голубые (по некоторым данным, серые) глаза, роскошные русые волосы, величественная осанка – такое описание уже говорит, что это была настоящая богиня.
  • Афина, как правило, изображена везде с копьем в руке и в доспехах. Несмотря на свою природную грацию и красоту, окружена она была мужскими атрибутами.
  • На ее голове можно увидеть шлем с достаточно высоким гребнем, а в руках всегда имеется щит, который украшен головой Горгоны.
  • Афина - богиня мудрости, поэтому ее всегда сопровождают соответствующие атрибуты – змея и сова.

Миф о флейте

Как мы уже говорили, Афине приписывают создание многих вещей, в том числе и флейты. Согласно мифу, однажды богиня нашла оленью кость и создала из нее флейту. Звуки, которые издавал такой инструмент, доставляли Афине ни с чем не сравнимое удовольствие. Она решила похвастаться своим изобретением и умением на трапезе богов. Однако Гера и Афродита начали откровенно над ней смеяться. Оказалось, во время игры на инструменте у Афины сильно раздуваются щеки и оттопыриваются губы, что не добавляет ей привлекательности. Не желая выглядеть уродливо, она забросила флейту и прокляла заранее того, кто будет на ней играть. Инструмент было суждено найти Марсию, который не смог избежать позже страшной кары от Аполлона.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.



С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).

Афина, дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница справедливости

Афина, греч. - дочь Зевса, богиня мудрости и победоносной войны, защитница , искусства и ремесел.

Старые мифы высказываются о рождении Афина довольно скупо: Гомер говорит лишь, что она без матери. У более поздних авторов уже можно найти подробности. Как рассказывает Гесиод, Зевсу было предсказано, что богиня мудрости Метида родит ему дочь, которая превзойдет его мудростью, и сына, который превзойдет его силой и свергнет с трона. Чтобы не допустить этого, Зевс проглотил Метиду, после чего из его головы родилась Афина.

Еще более поздние мифы знают даже, как это произошло. После того как Зевс съел Метиду, он почувствовал, что голова у него просто раскалывается от боли. Тогда он призвал Гефеста (по другим версиям - Гермеса или титана Прометея), тот раскроил ему голову топором - и на свет появилась Афина Паллада в полном вооружении.

Таким образом, в соответствии с символикой мифов Афина была и силы Зевса. Он и любил ее больше всех своих дочерей: разговаривал с ней, как со своей собственной мыслью, ничего от нее не скрывал и ни в чем ей не отказывал. Со своей стороны, Афина понимала и ценила благоволение отца. Она всегда была рядом с ним, ни разу не увлеклась каким-нибудь другим богом или мужчиной и при всей своей красоте, величавости и благородстве не вышла замуж, оставаясь Афина-Девой (Афина Парфенос).


Благодаря своему происхождению и благорасположению Зевса Афина стала одной из самых могущественных богинь греческого пантеона. С древнейших времен она была, прежде всего, богиней войны, являясь защитницей от врагов.

Правда, война находилась в компетенции Ареса, но Афина это не мешало. Ведь Apec был богом яростной войны, кровавых сражений, в то время как она была богиней разумно, расчетливо ведомой войны, которая неизменно заканчивается победой, чего никак нельзя было сказать о войнах Ареса. Афину - богиню войны – греки почитали под именем Афины Эноплос (Афины вооруженной) или Афины Промахос (Афины-передового бойца или Афины, вызывающей на бой), как богиню победоносной войны ее называли Афина Нике (Афина-Победительница).

От начала и до конца античного мира Афина была богиней-защитницей греков, особенно афинян, которые всегда были ее любимцами. Как Афина Паллада, богиня охраняла и другие города, прежде всего те, где в храмах имелись ее культовые статуэтки, так называемые палладии; пока палладий оставался в городе, город был неприступен. Такой палладий имели в своем главном храме и троянцы, и поэтому ахейцам, осаждавшим Трою, непременно нужно было этот палладий украсть (что и сделали Одиссей с Диомедом). Грекам и их городам Афина покровительствовала и в войне, и в мире. Она была защитницей народных собраний и права, заботилась о детях и больных, даровала людям благополучие. Нередко ее помощь принимала сугубо конкретные формы. Например, она подарила афинянам оливу, положив этим основание одной из основных отраслей греческого народного хозяйства (кстати, до сегодняшнего дня).


На фото: картина Ривьера Брайтона «Афина Паллада и собаки пастуха».

Кроме этих важных функций Афина была также богиней искусства и ремесел (два этих понятия греки, как правило, не различали; труд скульптора, каменщика и сапожника они обозначали словом «техне»). Женщин она научила прясть и ткать, мужчин - кузнечному, ювелирному и красильному ремеслам, помогала строителям храмов и кораблей. За свою помощь и защиту Афина требовала уважения и жертв - это было правом каждого бога. Неуважение и оскорбления она наказывала, но умилостивить ее было легче, чем других богинь.

В жизнь богов и героев Афина вмешивалась часто и действенно, причем каждое ее вмешательство вело именно к тому результату, который она сама желала. С богом моря Посейдоном у Афины возник спор о господстве над Аттикой и Афинами. Совет богов назначил третейским судьей первого афинского царя Кекропа, и Афина спор выиграла, подарив оливу и этим обеспечив себе расположение Кекропа. Когда Парис оскорбил Афину своим нежеланием признать ее первенство в споре о красоте, она отплатила ему тем, что помогла ахейцам победить Трою. Когда ее почитателю Диомеду в сражении под стенами Трои пришлось туго, она сама заняла место возничего в его боевой колеснице и принудила к бегству своего брата Ареса. Она помогала Одиссею, его сыну Телемаху, сыну Агамемнона Оресту, Беллерофонту, Персею и многим другим героям. Афина никогда не покидала своих подопечных в беде, всегда помогала грекам, особенно афинянам, и такую же поддержку она оказывала впоследствии римлянам, почитавшим ее под именем Минервы.



На фото: копия работы Фидия, колоссальной бронзовой статуи Афины Паллады в центре Акрополя.

О богине Афине говорится уже в памятниках крито-микенской письменности 14-13 вв. до н. э. (так называемое линейное письмо «В»), обнаруженных в Кноссе. В них она называется богиней-защитницей царского дворца и близлежащего города, помощницей в бою и дарительницей урожая; ее имя звучит как «Атана». Культ Афины распространился по всей Греции, следы его остаются и после победы христианства. Превыше всех ее чтили афиняне, чей город несет до сих пор ее имя.

С незапамятных времен в Афинах проходили празднества в честь рождения богини - панафинеи (они приходились на июль - август). В середине 6 в. до н. э. афинский правитель Писистрат учредил так называемые Великие панафинеи, проходившие раз в четыре года и включавшие состязания музыкантов, поэтов, ораторов, гимнастов и атлетов, наездников, гребцов. Малые панафинеи праздновались ежегодно и более скромно. Кульминацией этих празднеств было приношение даров афинского народа богине, в первую очередь нового одеяния для древней культовой статуи Афина в храме Эрехтейон на Акрополе. Панафинейская процессия мастерски изображена на фризе афинского Парфенона, одним из авторов которого был великий Фидий. В Риме торжества в честь Минервы проходили дважды в год (в марте и в июне).


На фото: статуя Афины («Паллада Джустиниани») в садах Петергофа.

Архитектурные сооружения в честь Афины относятся к сокровищам общечеловеческой культуры - даже если от них сохранились одни руины. В первую очередь, это Парфенон на афинском Акрополе, построенный в 447-432 гг. до н. э. Иктином и Калликратом под художественным руководством Фидия и освященный Периклом уже в 438 г. до н. э. Более двух тысячелетий Парфенон простоял, почти не тронутый временем, пока в 1687 г. его не повредил взрыв пороха, который хранили в нем турки во время войны с Венецией. Неподалеку расположен небольшой храм Нике, посвященный Афине-Победительнице; во время турецкой оккупации он был полностью разрушен, но в 1835-1836 гг. снова восстал из руин. Последнее из этих строений на Акрополе - Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и Эрехфею (Эрехтею). Когда-то в нем хранился афинский палладий, а рядом с Эрехтейоном была посажена «олива Афины» (нынешняя была посажена в 1917 г.). Великолепные храмы Афины были построены греками также на спартском Акрополе, в аркадской Тегее, на Мраморной террасе в Дельфах, в малоазиатских городах Пергаме, Приене и Ассе; в Аргосе был общий храм Афины и Аполлона. Остатки ее храма сохранились в сицилийском Кефаледии (нынешний Чефалу) и в развалинах Гимеры; двенадцать дорических колонн ее храма в Сиракузах стоят до сих пор как составная часть тамошнего собора. Ее храм был и в Трое (не только в гомеровской, но и в историческом новом Илионе). Возможно, ей был также посвящен древнейший из трех сохранившихся храмов в Посейдонии, южноитальянском Пестуме, который теперь называется Пести) кон. 6 в. до н. э., Но традиции называемый «храм Цереры».


На фото: Афина Паллада (Минерва). .

Греческие художники изображали Афину в виде серьезной молодой женщины в длинном одеянии (пеплосе) или в панцире. Иногда, несмотря на женскую одежду, на голове у нее был шлем, а рядом с ней - ее священные животные, сова и змея. Из ее античных статуй наиболее высоко ценились: «Афина Парфенос», колоссальная хрисоэлефантинная статуя (т. е. из золота и слоновой кости), с 438 г. до н. э. стоявшая в Парфеноне; «Афина Промахос», колоссальная бронзовая статуя примерно 451 г. до н. э., стоявшая перед Парфеноном, и «Афина Лемния» (после 450 г. до н. э.), воздвигнутая на Акрополе благодарными афинскими колонистами с Лемноса. Все эти три статуи создал Фидий; к сожалению, мы знаем их лишь по описаниям и поздним копиям и репликам, в основном не очень высокого уровня. О некоторых статуях дают представление рельефы: например, о том, как выглядела скульптура Мирона «Афина и Марсий», мы знаем по ее изображению на так называемой «вазе Финлея» (1 в. до н. э.), хранящейся в Афинах, в Национальном археологическом музее. Пожалуй, лучший ее рельеф классической эпохи - «Задумчивая Афина», опирающаяся на копье и грустно глядящая на стелу с именами павших афинян (музей Акрополя). Самой верной, хотя и не слишком искусной и к тому же уменьшенной в десять раз копией культовой статуи «Афина Парфенос» можно, наверное, считать так называемую «Афина Варвакион» (Афины, Национальный археологический музей). Вообще же статуй Афины, целых или в виде торсов, сохранилось немало. Наиболее известные из них, римские копии греческих оригиналов классической эпохи, находятся в Италии и по традиции называются именами их бывших владельцев или по месту их нахождения: «Афина Фарнезе» (Неаполь, Национальный музей), «Афина Джустиниани» (Ватикан), «Афина из Веллетри» (Рим, Капитолийские музеи и Париж, Лувр). Наиболее ценная в художественном отношении копия головы «Афина Лемнии» находится в Городском музее в Болонье.

Образ Афины сохранился примерно на двухстах вазах, причем многие из них относятся к 6 в. до н. э. Архаизованное изображение Афины украшало все амфоры, которыми награждались победители панафинейских игр.

Из произведений нового времени, не менее многочисленных и не менее разнообразного уровня, назовем лишь две картины: «Паллада и кентавр» Боттичелли (1482) и «Рождение Афины из головы Зевса» Фьяминго (1590-е гг.). Из статуй - тоже две: работу Дроса начала нашего века, которая стоит на высокой ионической колонне перед афинской Академией, и работу Гудона конца 18 в., которая украшает Институт Франции.


На фото: статуя Афины у здания парламента Австрии в Вене.