Утеплители Изоляция Блоки

Кабаченко методы психологического воздействия читать онлайн. Кабаченко, Татьяна Сергеевна - Методы психологического воздействия: Учеб. пособие. Приблизительный поиск слова

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Татьяна Сергеевна Кабаченко - доктор психологических наук, сотрудник кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель, автор книг “Психология управления”, “Методы психологического воздействия” и др.

Татьяна Сергеевна, много лет Вы посвятили исследованию проблемы психологической безопасности и методам психологического воздействия. Недавно в издательстве “Педагогическое общество России” вышла Ваша фундаментальная монография по этим вопросам – “Методы психологического воздействия”. Мы публиковали материалы об этой книге в одном из номеров газеты. Наши читатели не оставили этот факт без внимания;небольшая заметка собраласолидную почту. Читатели, люди самых различных профессий, хотели бы узнать как можно больше об этой проблематике. Редакция также присоединяется к читателям и просит Вас рассказать о психологическом воздействии.

Меня интересовало не столько воздействие, которое осуществляется в быту, что безусловно важно, а воздействие, применяемое людьми в их работе. Поскольку есть очень широкий круг профессионалов, для которых психологическое воздействие является ключевымэлементом их профессиональных технологий. Это учителя, врачи, специалисты в системах, где реализуется противоборство во имя каких-то высоких целей (разведка, МВД и т. д.). Существует масса иных профессий, где взаимодействие с другими людьми занимает значительное место итем самым создаютсяпредпосылки для психологического воздействия. Психология не прошла мимо этого факта, ею достаточно давно изучаются подобные сферы общественной практики и технологии, которые там применяют. Примером областей, в которых используется психологическое воздействие, служит реклама, политическая пропаганда, психокоррекционные технологии в психиатрии. Но так уж традиционно сложилось, что каждая эта сфера изучалась вне зависимости от других, и поэтому осмысление механизмов воздействия шло исключительно на языке, специфичном для соответствующей области. Но ведь можно предположить, что существуют какие-то закономерности, которые характерны для всех сфер. И это связано не столько с областью применения воздействия в каждом конкретном случае, сколько с теми психологическими задачами, которые решаются в ходе воздействия.

Вот эта идея легла в основу моей работы. Основное внимание было сосредоточено мною не на какой-то одной сфере применения воздействия, а на психологических задачах, которые решаются во многих отраслях. Кроме того, на мой взгляд, важно показать, что все методы воздействия, технологии влияния имеют очень древнюю историю, сложились достаточно давно, в соответствии с теми задачами, которые человечество решало в своем выживании и развитии. Я старалась использовать примеры, которые касаются разных культур, разных исторических эпох.

Остановлюсь на самой проблеме безопасности. Понятно, что профессионалы в процессевоздействия применяют какие-то свои способы достижения цели, которые в конечном итоге повлияют на дальнейшую адаптацию людей, с которыми они взаимодействовали. На практике мы достаточно часто сталкиваемся с такими случаями. Существует масса ситуаций, когда психологическое взаимодействие приводит к нежелательным результатам. Например, устанавливается такая взаимосвязь между психотерапевтом и его пациентами, которая приводит к психологической травме пациента. Учитель вместо того, чтобы развивать ученика, может тормозить его развитие, способствовать возникновению у него негативных установок и невроза. Это не всегда происходит преднамеренно, но является результатом не вполне грамотного использования арсенала воздействия, которыйсуществует. Поэтому и возникла необходимость поставить проблемупсихологической безопасности.

Скажите, пожалуйста, Татьяна Сергеевна, как давно общество стало понимать необходимость изучения таких проблем?

Надо сказать, что еще в 1916 году Гуго Мюнстерберг указывал на возможные негативные последствия косвенного воздействия.

До сих пор никто специально не ставит перед собой цели негативно воздействовать на других людей с использованием, например, СМИ. Но в результате неоптимального стечения обстоятельств, неумелого использования лингвистических средств и других причинвсе же может возникнуть некоторый негативный эффект. Ну, допустим, на телевидении наше внимание постоянно обращают на проявления жестокости, на фактывандализма. И как результат, это подхлестывает волну тревоги, депрессий, страха в обществе.

Всем памятны самоубийства в связи с самоубийством кумира. Существует так называемый синдром Вертера, когда литературное произведение или действия героя, поступки звезды рождали у поклонников желание подражать, вызывая эффект негативных, социально опасных проявлений. Хотя термин "психологическая безопасность" возник значительно позже, чем возникла проблема неоптимального поведения, - сами по себе неоптимальные психологические последствия воздействий на общество существовали давно. Эта проблема возникла в самом начале ушедшего столетия. Если быть более точной, то даже не с начала ХХ века, а намного раньше. Важно, что проблема пользы и вреда воздействиявсе равно стояла. И только когда активно стали развиваться специальные “пиаровские” технологии, был поставлен вопрос об информационно-психологической безопасности.

Татьяна Сергеевна, тождественны ли друг другу понятия "информационно-психологической безопасности"и "психологической безопасности"?

Авторы, работающие в этом направлении, дают очень разные определения. Дело в том, что когда речь идет о воздействии СМИ, то чаще используется термин "информационно-психологическая безопасность". Предполагается, что люди, воспринимая и перерабатываяпоступающую информацию, испытывают на себе не всегда положительные последствия этого взаимодействия. Но есть и другие термины. Существует целый веер терминов, которые описывают сходные проявления. На мой взгляд, термин "информационно-психологическая безопасность" немного уже, чем "психологическая безопасность".

Татьяна Сергеевна, связано ли управляемое,сознательное воздействие с появлением “пиаровских” технологий?

Если классифицировать методы воздействия по принципу "произвольное"-"непроизвольное", то можно сказать и так. В рамках "пиаровских" технологий мы можем наблюдать и произвольный эффект, планируемое воздействие, и непроизвольные эффекты, когданемножко перебарщивают со степенью воздействия и получают не тот результат, который планировали, - а может быть, и прямо противоположный. Конечно, хороший профессионалпросчитывает не только то, что он делает специально, но и побочные эффекты, которые могут возникнуть. А профессионал невысокого уровня умеет планировать только произвольные эффекты, но при этом не в состоянии увидеть возможную непроизвольную составляющую.

Я расскажу об одном случае, который очень наглядно показывает, насколько непроизвольная составляющая может влиять на ситуацию. Представьте себе: идет подготовка к хирургической операции. Больной лежит на операционном столе. Анестезиологи - ставят емукапельницу. Больной, понятно, нервничает, давление скачет. Ко всему прочему, у больного диабет. Ситуация напряженная. И в таких обстоятельствах около больного идет разговор. Один доктор другому говорит: "Ты что такой печальный?" – "Да ты знаешь, потерял больного. Пациент был такой сложный". – "Что ты так печалишься, это же дед, он был такой ветхий, старый! Не стоит так уж переживать. Туда ему и дорога". Потом один другого спрашивает: "А ты кровь принес?" А в ответ его собеседник тожеспрашивает: "А сколько надо?" – "А ты тащи все, что есть. Знаешь ведь, какая операция будет"…

Эти доктора, конечно, не планируют побочных эффектов от своего разговора. Но этот эффект, в связи с осознанием ситуации, у больного, естественно, возникает. Хороший профессионал никогда не позволит себе таких бесед рядом с больным.

Татьяна Сергеевна, можно ли говорить о наличии этических ограничений при организации психологического воздействия в среде профессионалов, о законодательном регулировании такого вмешательства?

Это вопрос требует значительной доработки, потому что в каких-то сферах есть определенные правила поведения и определенные ограничения. Они существуют, если мы говорим, допустим, о медицинской деонтологии или педагогической деонтологии. Определенные правила имеются и в рекламном деле, но не все можно ограничить законодательно. Очень тонкие моменты взаимодействия могут не фиксироваться на формальном уровне. Почему? Это во многом определяется тем, каким образом психологические технологии приходят в общественную практику. Мы можем выделить три варианта, как это происходит.

Первый вариант: профессионалы разрабатывают технологии и сами их в своей профессиональной общности культивируют и внедряют – это психокоррекционная работа в психотерапии, скажем. Там существуют устоявшиеся стандарты, этические нормы. Понятно, что в этом случае профессиональное сообщество может достаточно четко отследить, когда произошло не вполне корректное использование этих технологий, и соответствующим образом на них отреагировать. И если у нас в стране еще нет юридических ограничений в работе психологов, то в других странах уже существуют достаточно жесткие правила использования профессионального взаимодействия для решения каких-то задач.

Второй вариант: психологи со своими рекомендациями приходят в чужую профессиональную деятельность. Допустим, мы можем разрабатывать способы повышения эффективности в том же самом рекламном бизнесе, в пропагандистской деятельности, в работе следователей, в воспитательной работе - мы привносим нечто свое в чужую деятельность. Мы не сами реализуем свои разработки,мы даем рекомендации. Понятно, что психологи могут устанавливать свой этический стандарт, но какова уверенность, что он будет воплощен? Ведь могут быть расхождения между стандартами психологическими и стандартами той профессиональной группы, куда мы свои рекомендации привносим. Возьмем такой пример. Если мы знаем, что стоимость одной минуты рекламы может составлять приблизительно 40 тысяч долларов, то с экономической точки зрения для предоставляющих канал максимально выгодно растянуть рекламное время, тем самым увеличивая заказ. Но с психологической точки зрения дело обстоит далеко не так: если слишком много рекламы – эффект возникает прямо противоположный планируемому, у людей падает доверие к каналу, пропадает интерес к передачам.

И третий вариант. Профессиональные технологии с использованием психологического воздействия вызревали на интуитивном уровне. "На интуитивном уровне" - не значит, что неэффективном. Но эти варианты регламентируются исключительно теми этическими нормами, которые в конкретной профессиональной деятельности существуют. Поэтому мы можем встречать не очень гуманистические варианты воздействия, которые, допустим, используют в правоохранительных органах. У них своя цель. Пресечь противоправную деятельность во благо общества, получить информацию… Для этого они используют сложившиеся в их группе стандарты поведения. С психологической точки зрения это поведение может быть очень неэтичным. В связи с тем, что источники возникновения самих технологий разнообразны, этот этический вопрос решается очень не просто.

Татьяна Сергеевна, как в других, неевропейских культурах решается проблема психологической безопасности и методов психологического воздействия, - например в китайской? Как смотрят там на этическую сторону вопроса?

Восток - дело тонкое. Все китайские стратогемы подсказывают, как лучше решить свою задачу, пренебрегая чужими интересами. Это другаяэтика. Там цель воспринимается как нечто, оправдывающее поступки при ее достижении. Непросто соотнести нашу и китайскую этику. Но они эффективно используют свои правила. Используют более осознанно, чем мы, поскольку существует древняя традиция.

В разных культурах отношение к этим проблемам различное. Китайская традиция- пример цивилизации, где воздействию учат, знания как-то сохраняются и передаются. Там есть свои правила. Стратогемы фиксируют, что делать, если в начале противоборства шансы противников равны; что целесообразно использовать, когда проигрываешь. А в некоторых странах воздействие применяется очень широко, но безо всяких правил игры. Что делалось и делается, например, притоталитарных режимах? Декларируются гуманистические ценности- а механизмы достижения поставленных целей противополжны этим ценностям. Если вспомнить, что устраивалиСталин или Гитлер с точки зрения психологического воздействия, то оно ни в какие этические рамки не входит! Приведу пример такоговоздействия из практики тоталитарных государств – Китая и СССР. В период культурной революции в Китае была развернута дискуссия о необходимости революционного насилия. Рассматривался такой подход в качестве средства повысить тревожность у интеллигенции и тем самым заблокировать политическую активность этой группы населения. Была развернутая дискуссия - это их традиция. Ожидание репрессий действительно выбивает людей из активной жизни, хотя понятно, что сами репрессии это делают более радикально. А у нас этот способ активно применялся, но не подвергался открытому обсуждению. Не дай Бог было о нем упомянуть!

Татьяна Сергеевна, у китайцев такие методы воздействия существуют давно, не только в практической, но итеоретической форме. А кто у нас занимался их разработкой и внедрением?

Это как раз тот самый случай, когда разработчика как такового может и не быть: это, скорее всего, было интуитивное знание, которое присуще носителям всех культур. Ожидание наказания иногда страшнее самого наказания. Это мы постигаем еще в детстве. Если человек хоть раз в жизни прошел через подобную ситуацию и способен это осознать, он впоследствии может использовать приобретенный опыт. Так, еще в во времена Древнего Рима, при захвате новых территорий, Рим решал для себя, что делать с населением. В частности, сохранилось одно выступление по этому поводу известного римского военачальника и политического деятеля, который писал, что нужно решить в отношении некоторых городов этот вопрос быстрее, потому что нельзя держать людей между надеждой и страхом - это может привести к негативному для Рима развитию ситуации.

Татьяна Сергеевна, как связаны понятия "манипулирования" и "психологического воздействия"?

Манипуляция – это один из видов воздействия, который очень часто привлекает к себе внимание. Это такое воздействие, когда одна из сторон получает некоторое преимущество по сравнению с другой. При этом сторона старается осуществить воздействие скрытно, используя какие-то сложившиеся у другой стороны поведенческие стереотипы, - то есть запускает некоторое автоматическое, стереотипное развитие событий. Этой тематикойсейчас многие занимаются, есть очень интересные исследования по этому вопросу, посвященные не только самим манипуляциям, но и защите от манипуляций. Достаточно известны работыЕ. Л. Доценко. Но не все виды воздействия охватываются манипуляциями.

Существуют иные модели, - например,модель модификации поведения. Она имеет другой механизм реализации.В качестве примера модификации поведенияможно привести сказочку “Гуси-лебеди”. Приходит девочка к яблоньке. У нее задача – спрятаться. Она просит яблоньку: "Ты меня спрячь". А яблонька говорит: "Вот ты съешь моего яблочка, тогда спрячу". Тут устанавливается в сознании связь между удовлетворением каких-то потребностей и требуемой формой поведения. Понятно, что это не скрытое воздействие, а явное воздействие. Это происходит в случае, когда воздействующая сторона располагает каким-то ресурсом удовлетворения потребности. И дальше разворачиваются иногда очень сложные игры по поводу использования этих самых ресурсов. Это и есть модификация поведения.

Существует моделирование поведения - тоже очень специфическая модель, которая базируется на теории Роттера о социальном научении. В данном случае эксплуатируетсяподражание, стремление идентифицироваться с какими-то социально одобряемыми образцами. Особенно часто по этой модели выстраивается реклама образа жизни. Здесь нам демонстрируют некоторые формы поведения и дают ясно понять, что следование этой норме вызывет положительную реакцию у референтных (уважаемых, значимых) личностей или референтных по отношению к человеку групп. При этом используется склонность человека следовать этому образцу.

Конечно же, не все воздействия можно описать этими тремя моделями. Есть масса воздействий, которые не получили какого-то специфического названия, но темне менее они существуют и решают какие-то конкретные задачи.

Татьяна Сергеевна, какие причины побудили Вас заняться изучением проблемы психологической безопасности и методов психологического воздействия?

Эта проблема возникла не в связи с каким-то историческим моментом. Не былоопределенного побуждения извне. Причины, по которым я обратила внимание на эти вопросы, были практические. Я занималась проблемой управления и оптимизации управленческого взаимодействия, интересовали меня, конечно, и психологические методы управления. Когда я стала глубже вникать в эти вопросы, то поняла, насколько близко они соприкасаются с темойпсихологической безопасности… Работа велась более пятнадцатилет. Накопленный опыт нужно было систематизировать.

Мне захотелось посмотреть, какие общие механизмы существуют в различных видах профессиональной деятельности. Специфика, конечно, есть везде, но благодаря пониманиюобщих механизмов мы можем лучше наладить обучение людей, можем конкретизировать оценку профессионалов.

Татьяна Сергеевна, как участвует государство в обеспечении психологической безопасности населения, общества? Выделяются ли средства на проведение исследований в этой области?

Инициативная группа под руководством А. В. Брушлинского, В. Е. Лепского и других (из Института психологии РАН) многократно проводила круглые столы по вопросам информационно-психологической безопасности, особенно в связи с развитием демократических процессов в нашей стране. Выборы показали всем, какие возможны злоупотребления в случаях, когда кто-то попытается использовать исключительно психологический ресурс для достижения своих результатов. Хотя, как я уже сказала, эта проблема не нова и существовала давно.

Сегодняшнее время высветило эту проблему по-новому и привлекло к ней больше внимания.

ИнтервьюпровелАлександр Жигарьков

«Психологическая газета: Мы и Мир»(№2, 2001)

P . S . Уважаемый читатель! Если Вы хотите получать информацию из всех рубрик газеты, подпишитесь на "бумажную" версию "Психологической газеты: МЫ и МИР" по одному из следующих каталогов:

1. Выгодная подписка по каталогу "ПОЧТА РОССИИ". Индекс: 24638 .
2. Каталог агентства "Роспечать" (трехцветный). Индекс: 32842.
3. Каталог "Пресса России". Индекс 83087.

4. Если Вы опоздали с подпиской, можете подписаться с любого месяца текущего года через Агентства: "Коммерсант-курьер"(Казань), «Артос-ГАЛ»(Москва), "Интер-почта".

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО РОССИИ

Т.С. Кабаченко

ПСИХОЛОГИЯ

УПРАВЛЕНИЯ

УЧЕБНОЕПОСОБИЕ

МОСКВА 2000

ББК 88.4 К12

КАБАЧЕНКО Т.С. Психология управления: Учеб-

ное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 384 с.

Предлагаемое издание представляет собой дополненный вариант ранее изданного и получившего достаточную известность среди читателей и специалистов учебного пособия «Психология управления». В нем, как и в первом издании, главное внимание уделено психологическим проблемам и явлениям, имеющим место в сфере управления, рассмотрению психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности деятельности руководителя.

В настоящей работе представлен анализ целого спектра практических вопросов, связанных с психологией управленческой деятельности, с психологическими аспектами принятия управленческих решений и управленческого взаимодействия, подбора, расстановкииаттестациируководителей.

Пособие предназначено для преподавателей вузов, сту- дентов-психологов, аспирантов, специализирующихся в области психологии труда, психологии управления, для исследователей, разрабатывающих проблемы организационной психологии, а также для психологов, практикующих на предприятиях, фирмах, занимающихся подготовкой и консультированием руководителей.

Рецензенты:

ШороховаЕ.В., докторфилософскихнаук, профессор. СтрелковЮ.К., докторпсихологическихнаук, профессор. НосковаО.Г., кандидатпсихологическихнаук, доцент.

ISBN 5-93134-066-1

© КабаченкоТ.С, 2000

© ПедагогическоеобществоРоссии, 2000

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие создавалось в период бурных изменений в политической и экономической жизни нашего общества. Эти изменения открыли широкие перспективы в деловой сфере и одновременно выдвинули на повестку дня вопрос об их кадровом обеспечении. Предпринимательство и управление организациями в новых условиях требуют огромного числа руководителей нового типа, лишенных присущих административно-бюрократической системе стереотипов профессиональной деятельности, иначе «новое вино будет налито в старые меха», и уже на новой экономической основе будут воспроизведены те же пороки, которые и в прошлом препятствовали нормальной работе людей в организациях.

Следует заметить, что конкретные сложности в организациях и связанные с ними психологические проблемы не являются прямым отражением формы собственности, на основе которой данное предприятие существует. Поэтому ожидать, что изменение формы собственности автоматически приведет к снятию всех внутриорганизационных проблем, просто наивно. Сложившаяся ранее и вновь воспроизводимая управленческая культура сама по себе может создать предпосылки для последующего снижения эффективности в деятельности организаций уже на новой основе. Более того, мы неоднократно наблюдали, когда именно подобного рода стереотипы становились предпосылкой экономического краха предприятия.

Психологам, практикующим на предприятиях, занимающихся подготовкой и консультированием руководителей, представляется возможность оказать заметное влияние на процессы формирования новой управленческой культуры. Их вклад может состоять не только в психологическом просвещении современных деловых людей, формировании у них навыков делового общения и использования психологических методов управления, но и во всестороннем исследовании психологических феноменов, возникающих при реализа-

ции управленческой деятельности в сложных организационных структурах, или факторов, влияющих на инновационноеповедениеуправленческихкоманд.

Кпсихологамвэтихусловияхпредъявляютсядостаточно высокие требования. Они не только должны профессионально разбираться в психологической проблематике, но быть ориентированными в специфике организации как системы и управлении ею. Они должны иметь представление о специфических эффектах, которые возникают в сложных организационных структурах в рамках управленческого взаимодействия.

Настоящее пособие призвано помочь психологам, специализирующимся в области психологии труда, психологии управления и организационной психологии в конкретизации их знаний об организации и управлении, а также в обобщении их представлений о специфике управленческой деятельности.

Мы не ставили своей задачей разработать сборник конкретных психологических рецептов, позволяющих решить те или иные конкретные затруднения в сфере управленческого взаимодействия. Основная цель пособия - обогатить ориентировочную основу деятельности психологов, специализирующихся в сфере консультирования по вопросам повышенияэффективностиуправленческой деятельности.

Для практиков-управленцев данное пособие может быть интересно тем, что оно демонстрирует богатство и многообразие факторов и обстоятельств, влияющих на эффективность деятельности членов организации, что поможет им осознать тот непреложный факт, что руководитель оказывает на окружающих психологическое воздействие даже тогда, когдаонэтоинепланирует.

Специалистам в области управления пособие позволяет ознакомиться с широким спектром психологических феноменов и их диалектической взаимосвязью с организационными факторами.

Одной из особенностей настоящего пособия является использование в изложении специальных терми-

нов, не относящихся, собственно, к психологическим. Конечно, хотелось бы, введя первичные понятия, развернуть их в целостную непротиворечивую систему постулатов. Однако это вряд ли возможно в пограничных отраслях знаний, к каким, собственно, психология управления и относится. Даже определение предмета этой дисциплины, не говоря уже об изучении конкретных феноменов, невозможно без «соскальзывания» в праксеологию, теорию организации, в сферу управленческих концепций.

Следует особо оговориться относительно представленности в данном пособии материалов по истории зарубежной психологии управления. Мы предпочли сосредоточить свое внимание не на анализе закономерностей развития этой отрасли психологии, а на рассмотрении конкретных феноменов, указавнанадежныеиинтересныеисточникипоистории зарубежной психологии управления, не занимаясь по воз-

можностиихпересказом.

Вместе с тем, мы приводим точки зрения известных в 20-е годы отечественных исследователей в области теории управления. Эти авторы были признанными специалистами

в своей области не только у нас в стране, но и за рубежом. Некоторые их положения удивительно современны, однако имена забыты. Практически никто не помнит, что впервые

в мире тесты для исследования, решения задач подбора и расстановки руководителей были разработаны в нашей стране в 1925 году вХарьковскомвсеукраинском институтетруда. Хотелосьбы, чтобыэтиматериалынетолькорасшириликругозор наших читателей, но и послужили толчком к изживанию некоторой уничижительной позиции в отношении отечественных исследований в этой сфере, которая, к сожалению, ещедовольночастовстречается.

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

1.1. Постановка проблемы

Первый вопрос, который, как правило, задается всвязи с освоением какой-либо новой научной дисциплины, является вопрос о предмете этой дисциплины. Если рассматривать под этим углом зрения положение дел в отечественной психологииуправления, то придется признать, что, несмотря на значительную историю разработки соответствующих проблем, вопрос о предмете этой науки нельзя считать разрешенным.

Анализируя материалы по данному вопросу, приходящиеся на период до середины 70-х годов, Ро-щин С.К. обратил внимание на принципиальное отличие в определении предмета этой дисциплины в западноевропейской и американской литературе от принятого в отечественных источниках. Оно состоит, по его мнению, в том, что социальнопсихологические аспекты, приоритетные для западных исследователей, в наших разработках отступают на второй план, в то время как центральное место занимает аспект автоматическихсистем управления .

И в последующее время появилось значительное число определений, однако ясность и однозначность понимания они не принесли. Различные авторы по-разному трактуют этот вопрос, подчас противоречат друг другу. Однако их, как будто, это незаботит. Влитературемы не встретим соответствующих дискуссий или хотя бы взаимных упоминаний и анализа высказываний коллег по этому вопросу. Создается впечатление, что снятие возникших в этом вопросе противоречий не представлялось исследователям актуальным. Возможно, к тому существовали определенные предпосылки. Однако на современном этапе подобная разноголосица привела к тому, что сформировался конгломерат психологического знания, который можно было бы назвать «психология для управленцев». Это -

совокупность сведений из различных разделов психологии, позволяющих непрофессионалу осознать некоторые психологические закономерности, в частности, те из них, которые способствовали бы оптимизации решения задач управления. Очень часто этот конгломерат отождествляется с предметом или результатами исследований в области психологии управления.

Подобное положение, также как и разноголосица в определениях отражают определенный этап развития этой науки и общества в целом. Дефицит психологического знания и психологической культуры, теперь вполне осознанный, начинает преодолеваться в среде «новых управленцев». Формируется мощный запрос к специали- стам-психологам в сфере просветительской и конкретнопрактической деятельности, что приводит к смещению фокуса внимания исследователей с методологических проблем к прикладным.

Рассматривая вопрос о предмете психологии управления, мы не ставили перед собой задачу дать весь веер определений и тем более продемонстрировать чью-либо несостоятельность. Мы понимаем, что каждое из рассматриваемых ниже определений отвечало запросам своего времени. Однако с методологической точки зрения они не лишены типичных недочетов.

Начнем анализ с наиболее часто цитируемого определения, в котором, тем не менее, допускается смешение предмета и объекта исследования. «Предметом изучения в психологии управления является как система «человек-техника», рассматриваемая под углом зрения процессов управления в ней, так и система «человекчеловек», в связи с анализом работы которых выделяются проблемы психологии руководства» .

Как мы видим, в данном случае произошла подмена определения предмета науки и объектов, которые изучаются. Выделенные подсистемы организации выступают для исследователей той реальностью, в отношении которой можно сформулировать множество проблем, исследуемых в рамках понятийного аппарата

конкретной отрасли знания. Например, указание на то, что подсистема «человек-техника» рассматривается подуглом зрения управления в ней, не позволяет разграничить предмет психологии управления и инженерной психологии, где данная подсистема исследуется под тем же углом зрения. Последняя часть определения также не вносит ясности, так как предмет очерчивается за счет указания на «проблемы психологии руководства» без дополнительного разъяснения, что же под этим подразумевается.

Широко известно и иное определение предмета психологииуправления, данноевработеБ.Ф. Ломова, А.И. Китова, В.Ф. Рубахина, А.В. Филиппова. В качестве предмета рассматривается «Многообразная деятельность личности и коллектива, направленная на реализацию целей организации» . В данном случае имеет место чрезвычайно расширенная трактовка предмета. При подобном подходе предмет психологии управления оказывается чуть ли не шире предмета психологии труда. Вместе с тем, указание на то, что предметом изучения является деятельность, представляется очень существенным. Хотя сама по себе категория деятельности не относится к сугубо психологическим, ее психологическая трактовка широко известна, феномен исследуется с точки зрения различных категориальных систем. Психологу, покрайнеймере, понятно, о чем может идти речь.

Остановимся еще на одном определении, сформулированном А.И. Китовым. Под предметом психологии управления он подразумевал «Специфическую разновидность трудовой деятельности - деятельность руководителей социалистических коллективов взрослых людей» . Здесь мы имеем дело с проявлением идеологизации определения. Здравый смысл подсказывает, что даже в конце семидесятых годов можно было бы этого избежать, исходя хотя бы из того, что психология управления весьма интенсивно развивалась в то время именно в капиталистических странах. Но это не единственная и не главная претензия к данному определению. Анализ реальности показывает, что субъектом

управленческой деятельности может выступать не отдельное лицо, агруппа. Вэтомслучаеговорятоколлективномсубъекте деятельности. В данном определении эта реальность совершенно не отражена, а следовательно, мы видим сужение предметаданнойотраслизнания.

Можно было бы продолжить цитирование, но и прочие определениявтехилииныхсочетаниях повторяютуказанные вышепогрешности. Это, возможно, являетсяследствием того, что первичные понятия или посылки конкретных определений заранее не обсуждаются и не задаются с доступной строгостью. Попробуем продвигаться в построении определения путем рассмотрения первичных понятий и допущений. И, прежде всего, остановимся подробнее на понятиях и феноменах, рассматриваемых в управленческих концепциях и существенных в плане разработки нашего определения. Основное внимание мы посвятим обсуждению трех из них: феномену организации, управленияи управленческих функций.

1.2. Первичные понятия и допущения

Может возникнуть вопрос: не является ли обращение к рассмотрению управленческой терминологии попыткой «влезть не в свой огород» неправомерным расширением проблемы? Постараемся показать, что подобный экскурс для нас совершенно необходим. Оказывается, в зависимости от того, как понимается управление, представляются различные возможности для определения места психологического знания в науках об управлении и понимания предмета психологии управления. Проиллюстрируем это положение на следующих примерах.

Рассмотрим две точки зрения, относящиеся к управленческой концепции, получившей название «русский файолизм». Первая из них - так называемая производственная трактовка управления.

Направление, вошедшее в литературу под этим названием, сформировалось после Второй Всесоюзной

конференциипоНОТикультивировалосьвГосударственном институте техники управления при НК РКИ СССР в конце 20 - начале 30-х годов под руководством Е.Ф. Розмирович.

Исходной методологической посылкой этого направленияслужило положениео наличииобщих черт впроизводственном и управленческих процессах. Управление рассматривалось как чисто технический процесс, состоящий из распорядительских, планирующих, надзорных, контролирующих, регулятивных действий. Аппарат управления представлялся как аналог машины или системы машин, а его работа - как производственный процесс, который имеет то или иное материально-вещественное выражение в тех или иных физических объектах: папках, приказах, телефонограммах, карточках, делах и т.д. В связи с этим управленческие процессы могут быть разделены на отдельные операции, установлена их последовательность и продолжительность. Онимогут бытьизучены во времени и пространстве подобно тому, какэторекомендовалашколаА.К. Гастевавотношении предметных действий. Весь процесс управления людьми таким образом может быть рассчитан, механизирован, а затем и автоматизирован. Из механизации производства вытекала идея механизации управления, сводившей все функции по управлению к простейшим движениям. При развитой механизации труд по руководству людьми минимизируется и редуцируется к механическому надзору и автоматической проверке и лишается всяких черт особой командной функции.

По мнению представителей этого течения, система управления людьми должна была замениться системой управления вещами. Администратор в этом случае превращался в техника и не более. Последователи этой трактовки пытались доказать отсутствие социального аспекта в управлении, т.е. необходимости воздействия на отдельного человекаиколлективылюдей.

Кабаченко Татьяна Сергеевна (20 мая 1948, Москва) — российский психолог, крупный специалист в области психологии управления, психологии труда и психологии воздействия, психологии безопасности.

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова (1972), специализировалась по кафедре нейро- и патопсихологии. После окончания МГУ К. работала в качестве младшего научного сотрудника в лаборатории экспе-риментальной патопсихологии Московского Института психиатрии МЗ РСФСР (с 1972 по 1979 гг.); преподавала на кафедре психологии и социологии управления Московского института управления им. С. Орджоникидзе (с 1979 по 1984 гг.). На факультете психологии МГУ работает с 1984 г. — старший научный сотрудник, доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии (с 2000 г.), профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии (с 2001 г. по 2013 г.).

Доктор психологических наук, профессор. Заслуженный профессор Московского университета (2013). Была членом специализированных советов по защите докторских дис-сертаций при МГУ и Московском государственном техническом университете (с 2001 г.).

Сфера научных интересов Кабаченко Т.С. охватывала разнообразные психологиче-ские аспекты социальной и профессиональной адаптации. Кандидатская диссертация выполнена под руководством С.Я. Рубинштейн в русле медицинской психологии по теме «Особенности учебной деятельности студентов, больных некоторыми формами шизофрении» (1977 г.). Докторская диссертация защищена по специальности — психология труда и инженерная психология по теме «Нарушение психологической безопасности в контексте активности профессионалов» (2000 г.).

Кабаченко Т.С. читала на факультете психологии МГУ и в других вузах общие курсы: «Психология управления», «Методы психологического воздействия». Под ее руководством защищено более 60 дипломных работ и 7 кандидатских диссертаций.

Книги (3)

Методы психологического воздействия: Учебное пособие

В настоящем учебном пособии рассматривается, каким образом в деятельности самых различных профессионалов используются элементы психологического воздействия, какие средства, приемы, методы и технологии ими применяются.Особое внимание уделяется проблеме психологической безопасности: очерчены подходы к выявлению нарушений психологической безопасности и определению возможности подобных нарушений в связи с деятельностью конкретного специалиста.

Пособие предназначено для студентов и преподавателей вузов, психологов, а также для широкого круга специалистов, интересующихся психологией воздействия и информационно-психологической безопасностью.

Психология в управлении человеческими ресурсами. Учебное пособие

Это учебное пособие создано на материале исследований и практических работ в области управления человеческими ресурсами. Психологическая составляющая рассматривается как часть системы, которая включает также юридическое, организационное, экономическое и процессуально-гигиеническое обеспечение. Особое внимание уделяется конкретным направлениям в деятельности психологов, работающих в этой области: психолого-просветительской деятельности, диагностике, психологическому консультированию, экспертной и воздейственной практике.

Ценность данного издания заключается в том, что оно позволяет понять наработанные в советской, а затем и в российской психологической управленческой практике технологии и инструменты, ни в чем не уступающие зарубежным разработкам, и использовать их в практике управления персоналом.

Психология управления. Учебное пособие.

Предлагаемое издание представляет собой дополненный вариант ранее изданного и получившего достаточную известность среди читателей и специалистов учебного пособия «Психология управления». В нем, как и в первом издании, главное внимание уделено психологическим проблемам и явлениям, имеющим место в сфере управления, рассмотрению психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности деятельности руководителя.

В настоящей работе представлен анализ целого спектра практических вопросов, связанных с психологией управленческой деятельности, с психологическими аспектами принятия управленческих решений и управленческого взаимодействия, подбора, расстановки и аттестации руководителей.

Пособие предназначено для преподавателей вузов, студентов-психологов, аспирантов, специализирующихся в области психологии труда, психологии управления, для исследователей, разрабатывающих проблемы организационной психологии, а также для психологов, практикующих на предприятиях, фирмах, занимающихся подготовкой и консультированием руководителей.