Утеплители Изоляция Блоки

Средства связи между абзацами. Средства и способы связи предложений в тексте. Морфологические средства связи

Эта статья посвящена такому понятию, как средства связи предложений. Связанные предложения образуют текст. Поэтому для того, чтобы лучше разобраться в данной теме, прежде всего необходимо определить само понятие "текст". С этого и начнем.

Что такое текст?

Текст представляет собой произведение речи, которое состоит из ряда объединенных общей структурой и смыслом и расположенных в той или иной последовательности предложений. Он может иметь передающий основную мысль и тему высказывания заголовок. Ведущая тема в большом тексте распадается на несколько микротем, которым соответствует обычно абзац. Связность является важной особенностью текста. Следующее предложение всегда строится на основе предыдущего.

Признаки текста

Можно выделить следующие признаки текста:

  • наличие основной мысли и темы;
  • возможность или наличие заголовка;
  • обязательная смысловая связь между его предложениями;
  • наличие их последовательности;
  • применение различных связи между отдельными предложениями.

Все эти признаки обязательно должны присутствовать для того, чтобы можно было говорить о том, что перед нами текст.

Разные средства связи в тексте

Разные средства связи предложений служат для того, чтобы текст достиг грамматической и смысловой связанности. Их делят на синтаксические, морфологические и лексические. Остановимся более подробно на каждом из них.

Лексические средства связи предложений

  1. Слова, принадлежащие к одной тематической группе. Например: "Зима бывает долгой и суровой в этих краях. Морозы порой достигают 50 градусов. До самого июня лежит снег. Метели случаются даже в апреле".
  2. (то есть повторы словосочетаний и слов), включая и употребление однокоренных. Это повторение выражения или слова. В речи данный прием используется как яркое и популярное средство выразительности. Оно служит для достижения связности и точности текста, позволяет сохранить на всем его протяжении единство темы. В разных жанрах и стилях лексические повторы по-разному употребляются. Так, для официально-деловых и научных текстов это для создания связности. Описание также довольно часто использует повторы. Пример можно привести следующий: "Прочитанную книгу они долго обсуждали. В той книге оказалось то, чего они так ждали. Не напрасными оказались их ожидания".
  3. Синонимические замены и синонимы (включая контекстуальные, описательные и синонимические обороты, а также родо-видовые обозначения). Обычно эти средства связи предложений используются тогда, когда необходима образность, красочность речи: в стиле художественной или публицистической литературы. Пример: "Творчество Пушкина имело особое значение для дальнейшего развития литературного русского языка. Великому поэту в своих произведениях удалось соединить иноязычные заимствования, высокие старославянизмы, а также элементы разговорной живой речи". Они могут связывать не только отдельные предложения, но и выступать как средства связи в сложном предложении, чтобы избежать повторов.
  4. Антонимы (включая и контекстуальные). Пример: "Друг спорит. Недруг же поддакивает".
  5. Словосочетания и слова со значением определенных логических связей, а также резюмирующие, типа: поэтому, вот почему, в заключение, подведем итог, из этого следует и прочие. Пример: "Много соли содержится в морской воде. Вот почему ее нельзя использовать для приготовления различных блюд".

Морфологические средства связи

  1. Частицы, и союзы в начале предложений. Пример, где используется это средство связи между предложениями: "Шумит дождь за окнами. В доме нашем зато уютно и тепло".
  2. Использование указательных, личных (в третьем лице) и других местоимений в качестве замены слов предыдущего предложения: "Человеку по наследству не передается язык. Появляется он только в процессе межличностного общения".
  3. Употребление наречий места и времени, которые могут относиться по смыслу сразу к нескольким предложениям. Они выступают при этом как самостоятельные. Пример, где используются подобные средства связи слов в предложении: "Справа виднелось озеро. Блестели его воды. Небольшие рощи зеленели. Везде здесь вас ждало спокойствие и тишина".
  4. Единство различных временных форм употребляющихся в тексте глаголов-сказуемых. Пример, где используется это средство связи между предложениями: "Неожиданно наступила ночь. Стало очень темно. Загорелись звезды на небе".
  5. Использование наречий и различных степеней сравнения прилагательных. Пример: "Место было замечательное. Лучше было нельзя и придумать" или "Мы взобрались на гору. Выше уже не было ничего в округе".

Синтаксические средства связи


Указанные средства связи предложений не являются строго обязательными. Использование их зависит от формы повествования, особенностей авторского стиля, содержания темы. Объединение может быть не только контактным, но также и дистантным (могут связываться и предложения, удаленные друг от друга). Следует отличать средства от указанных и средства связи частей сложного предложения. Они могут отличаться, но могут и совпадать с теми, что используются в простых. В частности, сложноподчиненные предложения средства связи часто используют такие, как союзы и союзные слова. Они же употребляются и для объединения простых предложений, хотя реже.

Способы связи предложений в тексте

Продолжим раскрывать интересующую нас тему. Отметим, что способы и средства связи предложений - разные понятия. Мы рассмотрели различные средства. Перейдем теперь к способам (иначе их называют видами). Их существует два: параллельная и цепная связь. Рассмотрим более подробно каждый из способов.

Цепная связь

Цепная (то есть последовательная) отражает развитие события, действия, мысли последовательно. В текстах с данной связью предложение соотносится со словосочетаниями и словами предшествующего: они как бы между собой сцепляются. В каждом предыдущем "новое" становится "данным" для предложения, следующего за ним.

Пример: "Наконец-то мы добрались к морю. Оно было очень спокойным и огромным. Спокойствие это, однако, было обманчивым".

Параллельная связь

Параллельная связь присутствует тогда, когда предложения противопоставляются или сопоставляются между собой, а не связываются. Она основывается на похожих или одинаковых по структуре, то есть параллельных конструкциях, в которых употребляются обычно одинаковые по виду и времени глаголы-сказуемые.

Первое предложение во многих текстах, где присутствует параллельная связь, становится для всех последующих "данным". Они развивают и конкретизируют мысль, которая выражается в нем ("данное" при этом во всех предложениях оказывается одинаковым, естественно, кроме первого).

Основные средства, использующиеся при параллельной связи: вводные слова (наконец, во-первых и др.), синтаксический параллелизм, наречия времени и места (сначала, там, слева, справа и др.). Она используется чаще всего в повествовании и описании.

Пример: "Леса служат для того, чтобы оздоровлять нашу планету. Они не только являются гигантскими лабораториями, производящими кислород. Они также поглощают ядовитые газы и пыль. Их поэтому справедливо считают "легкими нашей земли".

Заключение

Таким образом, в нашей статье мы рассмотрели различные способы и средства связи предложений, которые используются в тексте для того, чтобы составить некоторое единство. Конечно, перечисленные нами явления не охватывают всего многообразия. Кроме того, часто бывает так, что в текстах используются одновременно средства, принадлежащие к различным уровням.

Единицами, из которых строится целое, в лингвистике текста считаются такие элементы, которые обладают всеми или большинством главных признаков, присущих целому.

Применительно к нашей теме точкой отсчета в этом смысле являются текст и его признаки: связность, целостность, смысловое и стилистическое единство и другие категориальные признаки текста.

Большинством из этих признаков обладают абзацы, сложные синтаксические целые и отчасти -- предложения.

Абзац (нем. Absatz, букв.- отступ):

1) отступ в начальной строке печатного или рукописного текста.

2) Компонент связного текста, состоящий из одной или нескольких фраз (предложений) и характеризующийся единством и относительной законченностью содержания. В значении, близком к этому, выступают также термины «период», «сложное синтаксическое целое», «сверхфразовое единство».

Предложение является второй строевой единицей текста. В течение длительного времени оно вообще не считалось единственной единицей речи, пока известный русский лингвист A.M. Пешковский не показал, что связная речь представляет собой чередование одиночных предложений и сверхфразовых единств.

Выделение в качестве единиц связной речи сложных (сверхфразовых) синтаксических единств обнаружило, что предложения выступают в речи и в качестве «строительного материала» для сверхфразовых единств, и в качестве функционально равноправных их эквивалентов.

Предложения в составе текста соединяются друг с другом по определённым законам, воплощая правила развёртывания мысли.

Основными средствами, создающими смысловую и грамматическую цельность текста, являются единая тема, способ сцепления предложений, характер синтаксических конструкций, порядок слов, ударение, тематическая лексика, повтор слов (лексический повтор), однокоренные слова, местоимения, союзы и др.

Смысловую цельность текста обеспечивает тема. Общая тема может объединять ряд более мелких подтем.

Именно тема обусловливает некоторые синтаксические особенности текста.

В тексте предложения могут быть связаны цепной или параллельной связью.

Цепной называется последовательная связь второго предложения с первым, третьего со вторым и т. д. Например:

Все блага и радости жизни//создаются трудом. Без труда /I нельзя честно жить. С малых лет // учись быть верным слову. Верность слову // -- твоя личная честь. (По В. Сухомлинскому.)

Цепная связь предложений текста обусловлена чередованием данного и нового. Мысль автора развивается последовательно. То, что в первом предложении было новым, во втором становится данным, и т. д.

Параллельной связью называется соподчинение второго, третьего и т. д. предложений первому. Первое предложение содержит тему, даёт как бы общий план картины, а все последующие предложения и по смыслу, и грамматически с ним связаны. Они детализируют общую картину, конкретизируют тему текста. Например: За всю свою жизнь не припомню я такой осени. Прошёл сентябрь -- ясно-голубой, по-майски тёплый, с обворожительными утрами и задумчивыми фиолетовыми закатами. По утрам плещется в Волге рыба, и большие круги расходятся по зеркальной поверхности реки. Высоко в небе, курлыча, пролетают запоздалые журавли. Левый берег из зелёного становится жёлтым, затем красновато-золотистым. (В. Некрасов.)

Усиливает смысловую и грамматическую связь частей текста лексический повтор (возможны разные формы повторяемых слов).

Например: Человек должен с детства, со школы, помнить, на какой земле он родился. Он должен помнить, что у него есть обязанности перед этой великой, красивейшей землёй в мире, которую зовут Родиной. Если ей будет угрожать смертельная опасность, он должен встать на её защиту и стоять, если нужно, насмерть.

Он должен помнить и чтить дела своих предков, которые не жалели жизни, защищая родную страну, родной язык, родной дом. (Н. Тихонов.) В этом тексте повтор ключевых слов должен, родной (в разных формах) усиливает тему -- долг человека перед Родиной.

Как одно из средств связи частей текста используются однокоренные слова .

Например: Он [Чехов] любил смех, но смеялся своим милым, заразительным смехом только тогда, когда кто-нибудь другой рассказывал что-нибудь смешное; сам же он говорил самые смешные вещи без малейшей улыбки. (И. Бунин.) Однокоренные слова (смех, смеялся, смешное) относятся к разным частям речи и формально различаются морфемами. Общий корень смех создаёт смысловую цельность текста, разные морфемы усложняют значение однокоренных слов, делают их семантически богаче.

Важнейшим средством связи частей текста являются местоимения , позволяющие устранить неоправданный повтор слов.

Например: Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через моря... Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. (Л. Толстой.)

В качестве средств связи частей текста используются союзы:

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть:

Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь;

Повторять их не смею на каждому шагу,--

Как знамёна в чехле, их в душе берегу. (В. Шефнер.)

Одни и те же средства могут выполнять разные функции. Например, порядок слов не только обеспечивает связь частей текста, но и позволяет выделить ключевые слова. В одном и том же тексте не всегда используются все средства связи, преобладание какого-либо одного или нескольких средств связи зависит от характера текста, от индивидуальных пристрастий автора и т. п.

Наличие тематического предложения в абзаце важно как для пишущего, так и для читающего. Пишущему такое предложение позволяет определить тему абзаца и строго придерживаться ее развития в других предложениях абзаца, а читателю или слушателю оно помогает определить предмет речи и удерживать его в памяти до тех пор, пока он не сменится другим предметом речи.

Когда мы пишем, мы должны начинать каждый абзац, несколько отступая от основной линии, с которой начинаются строчки. Это привлекает внимание читателя и показывает ему, что происходит переход от одной мысли или темы к другой.

Правильно построенный абзац должен удовлетворять следующим требованиям:

1. В абзаце должна излагаться только одна тема. В него должно быть включено все, что необходимо для развития темы, начего, что не относится к этой теме.

В художественной литературе тема абзаца может получить выражение не в одном, а в нескольких предложениях. Если в абзаце нет своего тематического предложения, то это значит, что он является материалом обеспечения темы или какого-нибудь положения, получивших отражение в предшествующей части текста.

Расположение предложений внутри абзаца должно быть продуманным. Для читателя должна быть ясна связь каждого предложения с тематическим предложением абзаца, и каждое предложение должно подготавливать читателя к восприятию следующего предложения.

Предложения внутри абзаца должны быть расположены таким образом, чтобы самое главное предложение было позиционно выделено и подчеркнуто. В этом смысле начало и конец абзаца в наибольшей мере способны подчеркнуть выраженную мысль. Поэтому следует стремиться выразить главную мысль в начале или в конце абзаца.

Пример абзаца:

Вскоре лисице удалось отомстить орлу. Как-то раз люди в поле приносили в жертву богам козу. Орёл слетел к жертвеннику и унёс с него горящие внутренности. Но только донёс их до гнезда, как подул сильный ветер. И тонкие старые прутья вспыхнули ярким пламенем. Упали орлята на землю. Лисица подбежала и съела их.

Проявлением единства содержания абзаца являются межфразовые связи . В приведённом абзаце межфразовые связи создаются, в частности:

а) союзами, при которых один из соединяемых компонентов во фразе отсутствует (но, и);

б) тождеством упоминаемых объектов (орлу - орёл, лисице - лисица), выраженным, например, словами-заместителями (внутрености - их), а также нулевыми заместителями (ср. отсутствие подлежащего при сказуемом донёс в 4-й фразе);

в) семантическими связями слов (например: приносить в жертву - жертвенник, орёл - орлята);

г) соотнесённостью видовременных форм сказуемых (во всех фразах, кроме 2-й, сказуемое - глагол совершенного вида в форме прошедшего времени);

д) актуальным членением данной фразы в контексте предшествующих: (так, в 7-й фразе прямой порядок слов и отсутствие фразового ударения на слове лисица означают, что лисица является темой этого предложения, а это, в свою очередь, обусловлено тем, что эта лисица уже упоминалась ранее).

Некоторые межфразовые связи (в частности, причинные, пояснительные, а также связи, основанные на единстве времени, места действия или тождестве действующих лиц и предметов) могут не иметь явного выражения, а восстанавливаются в тексте в силу изначально заданной его связности (внутренности - имеются в виду внутренности козы; слетел - имеется в виду не произвольный момент в прошлом, а момент, когда люди приносили жертву). Соединительные и противительные связи часто выражаются лексико-синтаксическим параллелизмом фраз. В межфразовые связи могут вступать как отдельные фразы, так и группы фраз. Так, 1-я фраза связана пояснительной связью со всеми остальными фразами абзаца как с целым.

Связи между абзацами в составе текста имеют ту же природу, что и связи между фразами в абзаце. Границы между абзацами проходят в точках с минимальным числом межфразовых связей. В связях между абзацами главную роль играют обычно первые фразы абзаца.

Так, в 1-й фразе слово вскоре (вызывающее вопрос после чего?) и слово отомстить (вызывающее вопрос за что?) соотносят данный абзац с предшествующими.

Структура абзаца и отношения между абзацами несут смысловую нагрузку. Абзац является единицей речи, несмотря на неоднозначность его границы.

По характеру связи между предложениями все тексты можно разделить на три разновидности:

  1. тексты с цепными связями;
  2. тексты с параллельными связями;
  3. тексты с присоединительными связями.

Цепная (последовательная, линейная) связь , пожалуй, самый распространённый способ соединения предложений (ср. последовательную связь придаточных в сложноподчинённом предложении). Широкое использование цепных связей во всех стилях речи объясняется тем, что они в наибольшей степени соответствуют специфике мышления, особенностям соединения суждений. Там, где мысль развивается линейно, последовательно, где каждое последующее предложение развивает предшествующее, как бы вытекает из него, неизбежны цепные связи.

Среди различных видов цепной связи по способу выражения наиболее широко распространены:

  • местоименные связи (существительные, прилагательные, числительные заменяются в последующем предложении местоимениями и местоименными наречиями);
  • лексические и синтаксические повторы;
  • синонимические замены.

В качестве примера приведём отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Уездный лекарь»:

Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог. К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором. Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное, велел приставить горчичник, весьма ловко запустил себе под обшлаг пятирублёвую бумажку, причём, однако, сухо кашлянул и глянул в сторону, и уже совсем было собрался отправиться восвояси, да как-то разговорился и остался.

При построении данного текста каждое последующее предложение развивает предыдущее, причём наиболее значимая информация в предыдущем предложении различными средствами повторяется в последующем, становясь основой для введения новой информации. А эта новая информация в следующем предложении вновь повторяется, становясь основой для следующей новой информации.

Так, первое предложение: Однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля, я простудился и занемог - можно условно разделить на две части по типу передаваемой информации. Вначале даётся описание общей ситуации (однажды осенью, на возвратном пути с отъезжего поля ), а затем - наиболее значимая по смыслу часть, характеризующая то, что, собственно говоря, произошло (я простудился и занемог ). Во втором предложении: К счастью, лихорадка застигла меня в уездном городе, в гостинице; я послал за доктором - дается повтор этой информации. Существительное (лихорадка ) соотносится с информацией, передаваемой ранее глаголами того же тематического ряда (простудился и занемог ). Новой в этом предложении и потому наиболее значимой становится информация о том, что рассказчик послал за доктором. В следующем предложении: Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый - эта информация вновь повторяется (для этого используется синонимическая замена: доктор → лекарь ), а новым является описание доктора. Далее вновь следует отсылка к предшествующему тексту (для этого используется местоимение он ), и в качестве новой информации сообщается о поступках и поведении доктора.

Цепные связи очень характерны для деловой, научной, публицистической речи, то есть они присутствуют везде, где есть линейное, последовательное, цепное развитие мысли.

В текстах с параллельной (централизованной) связью связанные по смыслу предложения обычно имеют один и тот же субъект (ср. сложноподчинённые предложения с параллельной связью придаточных частей). Называя действия, события, явления, располагающиеся рядом (рядоположенные), параллельные связи по самой своей природе предназначены для описания и повествования.

Наиболее типичной для текстов с параллельной связью является следующая структура. Сначала следует зачин, содержащий мысль-тезис всего текста. Затем следует серия предложений, раскрывающих эту мысль, причём синтаксическими признаками данных предложений являются:

  • параллелизм их структуры;
  • единство форм выражения сказуемых.

Лишь в концовке обычно допускается смена временного плана и отсутствие параллелизма.

В качестве примера рассмотрим отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Хорь и Калиныч», в котором автор даёт сопоставительную характеристику своим героям:

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. Хорь расплодил большое семейство, покорное и единодушное; у Калиныча была когда-то жена, которой он боялся, а детей и не бывало и вовсе. Хорь насквозь видел г-на Полутыкина; Калиныч благоговел перед своим господином. Хорь любил Калиныча и оказывал ему покровительство; Калиныч любил и уважал Хоря... Хорь говорил мало, посмеивался и разумел про себя; Калиныч объяснялся с жаром, хотя и не пел соловьём, как бойкий фабричный человек...

Первое предложение представляет собой зачин-тезис: Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Каждое следующее предложение содержит противопоставление Хоря и Калиныча (субъекта здесь два, но они объединены в одно целое в зачине - оба приятеля ) по какому-либо признаку, причём это противопоставление даётся через систему параллельных конструкций. Параллелизм структур проявляется, в частности, в том, что предложения представляют собой сложные бессоюзные конструкции, первая часть которых характеризует Хоря, вторая - Калиныча, причём их имена, повторяясь, открывают каждую часть. Далее обычно следует группа сказуемого, причём все глаголы стоят в прошедшем времени обычно несовершенного вида: был, принадлежал, понимал, ладил, ходил, благоговел и т.д. Поскольку целью описания является доказательство полной противоположности характеров героев, то И.С. Тургенев использует систему параллельных контекстуальных антонимов: человек практический, административная голова, рационалист - идеалист, романтик, человек восторженный и мечтательный; понимал действительность, обстроился, накопил деньжонку - ходил в лаптях, перебивался кое-как; расплодил большое семейство - детей и не бывало и вовсе; насквозь видел г-на Полутыкина - благоговел перед господином и т.д. Тем самым повествовательные контексты раскрывают тесно связанные между собой явления.

Третий вид связи между самостоятельными предложениями - присоединение . Это такой принцип построения высказывания, при котором часть его в виде отдельной, как бы дополнительной информации прикрепляется к основному сообщению, например: Ефремова жена слыла бабой неглупой - и недаром (Тургенев); Незачем мне оправдываться, да и не в моих это правилах (Чехов).

Присоединительные конструкции обычно содержат дополнительную информацию - по ассоциации, в виде пояснения, комментария и т.д. Они имитируют живую речь с её непринужденностью, естественностью и т.д. Г.А. Солганик в пособии «Стилистика текста» в качестве характерной иллюстрации этого вида связи приводит отрывок из очерка К.И. Чуковского «Чехов»:

И до такой степени он был артельный, хоровой человек, что даже писать он мечтал не в одиночку, а вместе с другими и готов был приглашать к себе в соавторы самых неподходящих людей.
«Слушайте, Короленко... Будем вместе работать. Напишем драму. В четыре действия. В две недели».
Хотя Короленко никогда никаких драм не писал и к театру не имел отношения.
И Билибину: «Давайте вместе напишем водевиль в 2-х действиях! Придумайте 1-е действие, а я - 2-е... Гонорар пополам».
И Суворину: «Давайте напишем трагедию...»
И ему через несколько лет:
«Давайте напишем два-три рассказа... Вы - начало, а я - конец».

Обратите внимание , что присоединение, в отличие от цепной и параллельной связи, имеет более узкое применение в текстообразовании и обычно не способно самостоятельно образовывать тексты.

Кроме того, текст, особенно достаточно объёмный, обычно не строится с использованием какого-либо одного типа связи. Как правило, в тексте наблюдается их совмещение в зависимости от конкретных авторских задач.

Текст - от лат. textum - ткань; связь, соединение.

Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены но смыслу и грамматически. Основные признаки текста:

  • - тематическое и композиционное единство всех его частей;
  • - наличие грамматической связи между его частями (цепная, параллельная);
  • - смысловая цельность, относительная законченность.

Текст может состоять из одного абзаца, а может быть статьей, книгой. Любой текст представляет собой соединение предложений но определенным правилам. Различают цепную и параллельную связь предложений.

Параллельная связь - предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются, благодаря параллелизму конструкций возможны сопоставления или противопоставления. Параллельная связь может усиливаться вводными словами: во-первых , во-вторых , наконец. Часто используются наречия места и времени, деепричастные обороты, придаточные предложения: справа , слева , впереди , там , сначала , потом. Особенности параллельного вида связи:

  • - одинаковый порядок слов;
  • - члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами;
  • - иногда повторением первого слова предложений.

«Кто не проклинал станционных смотрителей? Кто в минуту гнева, не требовал от них роковой книги ?..» (А.С. Пушкин) - В этом примере повторение первого слова и риторический вопрос служат средством параллельной связи между предложениями.

Ценная связь - повтор ключевого слова, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением, повтор того или иного члена предложения. Связь может осуществляться путем семантических соответствий или ассоциаций.

«Зимою не то, что летом: вокзалы маленьких станций пустые и чистые. Поездов мало, да и останавливаются они не все. На радость уборщице, никто не сорит шелуху семечек, пароду совсем нету. Зал ожиданий небольшой и какой-то совсем домашний, даже с котом. Кот еще не стар и не спит, потому и крутиться па полу, преследуя собственный хвост. Пашка, парень двухметрового роста, в черном полупальто и в черных с галошами валенках, угостил кота рыбной головкой, сказал: - Жук, ну ты и жук!

Пашка попил из бачка воды. Еще раз перечитал поездное расписание. До поезда оставалось больше двух часов. <...>

И тут как раз вошла маленькая, опрятная, неопределенных лет старушка: Маша Моховка. Она из другого колхоза, Пашка видал ее и раньше <...>»

(По В.И. Белову, «На вокзале»)

Тип связи в этом отрывке - лексический повтор: зал ожидания... даже с котом - кот еще не стар - Пашка угостил кота рыбной головкой ; Маша Моховка - она - её.

Грамматический повтор: попил - перечитал. Сказуемые двух соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов (прошедшее время, совершенный вид, единственное число).

Семантические и ассоциативные связи в этом тексте: вокзалы пустые - поездов мало - пароду совсем пету вокзалы чистые - никто не сорит шелуху семечек.

Текстом является и небольшой отрывок из произведения, если в нем есть основные признаки текста. Текст может состоять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собою но смыслу и грамматически - формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, синонимами, конструкциями предложений. Заключенная в тексте информация представляет собой содержание, которое находит выражение в словесной форме. Содержание соотносится с темой. Тема - это то, что описывается в тексте, о чем говорится в рассуждении, чему посвящён диалог и т.д. Во многих произведениях (иногда малых но объему) может быть несколько тем. Содержание всегда шире темы, отражает отношение автора к геме. Части текста имеют свои правила построения.

По определенным правилам строится абзац. Слово «абзац» имеет два значения:

  • 1) отступ в начале строки, красная строка;
  • 2) часть текста между двумя такими отступами.

Наименьшая составная часть общей гемы называется микротемой, а часть текста, в котором раскрывается микротема, называется микро- текстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста - абзац. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этан в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве. Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Последующие предложения - комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.

Абзац состоит из абзацного зачина (основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения).


Основные фразы абзацев (абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит абзацы построены неправильно или неправильно определены их границы. Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.

Контрольные вопросы

  • 1. Что называется текстом?
  • 2. Каковы основные признаки текста?
  • 3. Как связываются предложения между собой в тексте?
  • 4. Что называется параллельной связью предложений в тексте и чем она может усиливаться?
  • 5. Что называется цепной связью предложений в тексте?
  • 6. Каким путем осуществляется цепная связь в тексте?
  • 7. Что называется абзацем?
  • 8. Что называется микротемой?
  • 9. Что называется микротскстом?

Практикум

Упражнение 1. Проанализируйте текст. Определите вид связи в тексте. Найдите ключевые слова, объединяющие предложения. Проанализируйте несколько абзацев. Найдите абзацный зачин и комментирующую часть в каждом из приведенных ниже абзацев.

Татьянин день

Татьянин день, как известно, не просто именины. Вернее, нс только Татьян именины, а всех студентов - вот как широко. Почему так? Да потому, что первые студенты в Москве появились весною (26 апреля если точно) 1755 года. Всего на трех факультетах Московского университета - нравственно-политических наук, физико-математических и врачебных. При чем тут январь и Татьяны? Нс торопитесь. В России, уж кто этого нс знает, ездят быстро, да запрягают долго.

Идею русского национального университета М.В. Ломоносов пытался осуществить еще в Петербурге, через Академию наук. Не вышло. Зимой 1753 года уезжает он в Москву и готовит новый проект, еще более дерзкий. «Тот студент почтеннее, кто больше научился, а чей он сын, в том нет нужды». В университет российский открыт доступ разночинцам и даже вольноотпущенным крестьянам...

В сентябре 1754 года принято решение, но Указ императрицей подписан 12 января 1755 года, в день именин Татьян.

Немалая роль в организации университета, воплощении идеи Ломоносова и монаршей дочери Петра принадлежит графу И.И. Шувалову.

Вот гак оно и сошлось, что императрица Елизавета Петровна в Москве в ту пору оказалась, и ровно в Татьянин день указ был подписан, и первый Московский университет возник, и соединились тут Мысль, Слово и Дело.

(Из газеты «Татьянин день»)

Лексические средства

Родо-видовые понятия В этом лесу много милых сердцу русских деревьев . Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез .
Слова одной тематической группы Зима... мороз… снежок... сугробы... иней...
Слова и словосочетания со значением логических связей (вот почему, поэтому, из этого следует, подведем итог и т. п.) Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.
Лексический повтор (в том числе однокоренные слова) Я с удовольствием читалэту книгу. Читал долго, размышляя о уже прочитанном.
Синонимы (в том числе контекстуальные) Мимо плылиполянки... Убегалиовраги...
Антонимы (в том числе контекстуальные) У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
Описательный оборот Над чистым миром стояла огромнаярадуга. Один конец чудесной семицветной дугитонул далеко-далеко за лесами.

Морфологические средства

Синтаксические средства

Помимо названных в тексте также могут использоваться семантические и ассоциативные связи предложений: Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась. Ефрем изнемогал и едва слушал Кузьму. (Ч.)

Различают цепную и параллельную связь предложений.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на одинаковых или похожих по структуре, предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.

Абзац – это часть текста, связанная смысловым единством и выделенная отступом первой строчки.

Абзац служит для выделения микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает той или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.

Виды абзацев: 1) логико-смысловые абзацы, построенные по тематическому принципу (новый абзац раскрывает новую микротему). С их помощью оформляются тексты официально-деловые, научные, учебные.

2) акцентно-выделительные абзацы играет роль своеобразного акцента. Особенно эффективен прием выделения в отдельные абзацы повторяющихся синтаксических конструкций. Одинаковое начало каждого из последующих абзацев создает жесткий ритм.

3) экспрессивные абзацы могут разрывать логико-смысловую нить повествования и служить целям воздействия на эмоции читателя, на его психологическое восприятие.

Упражнение 63. Укажите средства связи между предложениями

Елена Ивановна и ее маленькая дочь пришли в деревню пешком. Они прогуливались.
Она говорила весело; очевидно, давно уже привыкла говорить о своей тяжелой жизни. И Родион тоже улыбался.
Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами.
Он пил мало и теперь опьянел от одной рюмки английской горькой. Эта отвратительная горькая, сделанная неизвестно из чего, одурманила всех, кто пил ее, точно ушибла.
Наде долго еще было слышно, как внизу убирала прислуга, как сердилась бабуля. Наконец всё затихло. (по Чехову)
Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. (Фет)
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись. (Ант.)
Знаете, о чем мы спорили? О литературе, музыке, живописи.

Упражнение 64. Разбейте текст на абзацы. Обоснуйте избранный вами принцип членения. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Произведите разборы.

Когда ты сойдеш… на берег в Неаполе сказала мне моя доч… то подари эту матрешку первой же (И,и)тальянской девочке. Возможно, не все представляют себе, что такое матрёшка. Это (н…) что иное как деревя(н,нн)ая кукла изображающая русскую крестьянскую девушку (красавицу). Пароход причал…л в Неаполе. Я вышел на набережную. Я (не)забыл об (И,и)тальянской девочке и нес матрешку завернутую в папиросную бумагу. (Н…) какой девочки я сразу (не)встретил. Правда я легко мог пропустить ее потому (что) часто останавливался и смотрел (в) глубину улиц выходивших на набережную4.(На) встречу мне шла девочка лет десяти с худеньким бледным лицом и светлыми косами. На ней было старенькое ч…рное плат…це протертое на локтях заштопа(н,нн)ые3 светлые чулки и старые тапочки. Когда девочка подошла я развернул папиросную бумагу и вынул из нее матрешку. Она увидела2 матрешку остановилась и засмеялась прижав к груди руч…нки. Так люди смеются когда сбываются их любимые или смешные сны. Я протянул девочке матрешку. Она не взяла ее. Она перестала смеяться сжала темные брови и испуга(н,нн)о метнулась в сторону. Я схватил ее за руку и почти силой заставил ее взять матрешку. Она сказала едва слышно:

– Грацие, синьоро!

Через минуту вокруг нас уже перекрикивалась разноцветная толпа продавщиц. Они оставили без надзора свои л…тки. Матрешка пошла (по) рукам. Толпа р…сла. Девочка вся искрилась от восторга, от всего этого необыкновенного случая в порту. К толпе медле(н,нн)о шел таможенный надсмотрщик. Он подошел к девочке взял у нее из рук матрешку и начал тщательно рассматривать. По толпе прошел тихий восторже(н,нн)ый гул. Надсмотрщик и из зеленой матрешки мгнове(н,нн)о достал желтую, потом синюю, фиолетовую и наконец он вынул двумя пальцами и осторожно поднял последнюю, самую маленькую матрешку – в золотой шали. Надсмотрщик на лома(н,нн)ом францу…ком языке сказал мне наставительно и суховато:

– Вы сделали маленькую оплошность месье.

– Вы могли подарить эту игрушку не одной, а шести девочкам неаполитанкам.

(По К. Паустовскому)

Упражнение 65. Прочтите текст. Проанализируйте текст по плану, предложенному ниже.

Многое в поэтике Тютчева на первый взгляд может показаться традиционным. Не он один, например, любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Но в то время, как у других подобный приём сравнения или уподобления был всего лишь изобразительным средством, и притом одним из многих, у Тютчева он вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.

Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях, говоря о ней, он пользуется готовыми мифологическими образами («Весенняя гроза», «Полдень»). Однако от них не только не веет архаическим холодком, но они даже под его пером приобретают какую-то новую жизненность. Охотно прибегает Тютчев к олицетворениям («Летний вечер», «Весенние воды»). Но и в тех стихах, где нет ни мифологических образов, ни явных олицетворений, природа рисуется им как некое одушевлённое целое. И это опять-таки не просто художественный приём. Только поэт, действительно веривший в таинственную жизнь природы, мог с такой страстностью и убеждённостью утверждать:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Представлением о всеобщей одушевлённости природы порождены характерные тютчевские образы. У него полдень «лениво дышит», небесная лазурь «смеётся», осенний вечер озарён «кроткой улыбкой увяданья», солнечный луч будит спящую девушку «румяным громким восклицаньем».

Тютчева принято называть «певцом природы». Таким он предстаёт перед нами и тогда, когда стремится философски осмыслить жизнь вселенной, и тогда, когда пишет как бы небольшие «этюды с натуры», запечатлевая в них конкретно-зримые приметы внешнего мира.

(К.Пигарев)

1) Докажите, что данный отрывок статьи можно назвать текстом.

2) Сопоставьте тему и содержание текста, подберите название.

___________________________________________________

3) Определите микротему каждого абзаца, объясните логику выделения абзацев, проследив за развитием мысли автора.

4) Сделайте выводы о строении абзацев, найдите абзацные зачины и комментирующие части.

__________________________________________________________________________

Упражнение 66. Докажите, что в представленных ниже отрывках из различных произведений высказывания связаны параллельной связью. Обоснуйте ответ. Если в тексте присутствуют другие виды связи (последовательная, присоединение), докажите это.

Какую оперу можно составить из наших национальных мотивов! Покажите мне народ, у которого бы больше было песен. Наша Украина звенит песнями. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барок заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых брёвен избы по всей Руси. Под песни мечутся из рук в руки кирпичи, и как грибы вырастают города. Под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек. Всё дорожное: дворянство и недворянство, летит под песни ямщиков. У Чёрного моря безбородый, смуглый, с смолистыми усами козак, заряжая пищаль свою, поёт старинную песню; а там, на другом конце, верхом на плывущей льдине, русский промышленник бьёт острогой кита, затягивая песню. У нас ли не из чего составить своей оперы? (Н.В. Гоголь)

Ответ: __________

_______________________

_______________________

_____________________________________________________________________

ТЕМА №8 ТИПЫ РЕЧИ

Теоретический минимум

Тип речи (текста) – способ изложения, избираемый автором и ориентированный (в зависимости от содержания высказывания и характера текстовой информации) на одну из задач: статически изобразить действительность, описать ее (описание); динамически отразить действительность, рассказать о ней (повествование); отразить причинно-следственные связи явлений действительности (рассуждение). Выбор того или иного типа речи для представления информации подчинён коммуникативным намерениям автора.

Описание – это словесное изображение какого-либо предмета, явления или действия через представление его характерных признаков путём перечислением их признаков и свойств. Цель описания – наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Виды описания

1. Портрет – изображение внешности персонажа (лица, фигуры, одежды, манеры поведения и т. п.):Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека. Кстати, он [Раскольников] был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен (Ф. Достоевский);

2. Динамический портрет , рисующий выражение лица, глаз, мимику, жесты, позу, действия и состояния персонажа: Чувство глубочайшего омерзения мелькнуло на миг в тонких чертах молодого человека (Ф. Достоевский);

3. Психологический портрет – описание внутреннего состояния персонажа, позволяющее приоткрыть внутренний мир, душевные переживания героя: Глаза его не смеялись, когда он смеялся (Л.);

4. Пейзаж – описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие: Нивы сжаты, рощи голы. // Над водой – туман и сырость… (С.Есенин);

5. Интерьер – изображение внутренней обстановки помещения: Посреди комнаты – тяжёлый, как гробница, стол, накрытый белой скатертью, а на ней два прибора, салфетки, свёрнутые в виде папских тиар, и три тёмных бутылки (М.Булгаков);

6. Изображение места и времени действия : Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; темно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждет первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском (по Л.Толстому);

7. Описание действий …Слежу за руками Анфисы Ивановны Воронцовой. Она ловко слепила из глиняного теста колокол, негромко обстукала его деревянной лопаточкой – готова пышная юбка. Взяла еще кусочек мягкой глины, старательно вылепила торс с головой, носик пуговкой. Задумалась немного, прикидывая, то ли кокошником увенчать будущую красавицу, то ли нарядную шляпу ей надеть (Л. Лебедев);

Для художественного и публицистического описания характерно широкое использование средств языковой выразительности (метафор, олицетворений, сравнений, эпитетов и др.): В широкий пролет окна видны были черепичные крыши Берлина – очертанья их менялись, благодаря неверным внутренним переливам стекла, – и среди крыш бронзовым арбузом вздымался дальний купол. Облака летели и прорывались, обнажая на мгновенье легкую изумленную осеннюю синеву (В. Набоков).

Ведущую роль в описании играют прилагательные и причастия , а также назывные предложения, обеспечивающие выразительность и наглядность изображения. Глаголы, причастия и деепричастия обычно стоят в форме настоящего времени, а сказуемое, как правило, располагается после подлежащего: Дверь на крыльцо распахнута (Т. Толстая).

Описание может быть фактографическим и творческим. Фактографические описания встречаются в инструкциях, технических руководствах, в различного рода справочных изданиях. Их отличает, с одной стороны, сухость, отсутствие эмоциональной оценочности, а с другой – полнота, чёткость, точность и последовательность. Например: Незабудка (Myosotis), род одно-, дву- или многолетних трав семейства бурачниковых. Цветки мелкие, в завитках, нередко собранных в метельчатые соцветия. Венчик колесовидный, с короткой трубкой и пятилопастным отгибом, голубой, реже белый.

Творческое описание содержит эмоциональный, эстетический, художественный элементы. При их составлении необходимо учитывать несколько общих правил: предмет нужно представить отдельно от других (выделить его) в его единстве, целостности; выявить характерные свойства, причём эти свойства не только наиболее значимы для рассказчика, но и не оставят адресата равнодушным. Например: Незабудки... Имя-то, какое ласковое! Заслужил. Цветок этот о пяти лепесточках, синь – синью, неба понежнее, а в самой серединке жёлтое сердечко. Незабудки не выгорают, не выцветают, не тускнеют на горячем солнышко лета. Поглядишь – и не забудешь... (В.Бочарников)

Повествование – это рассказ, сообщение о каком-либо событии, действии, явлении, протекающем во времени.

Цель повествования – дать представление о событии (ряде событий) в хронологической последовательности или показать переход предмета из одного состояния в другое. В повествовании изображаются события или явления, в которых действия происходят не одновременно, а следуют друг за другом или обусловливают друг друга

Композиция повествования, подчинена последовательности развития авторской мысли и той задаче, которую ставит перед собой автор.

Ведущую роль в повествовании играют глагольные формы , обеспечивающие развертывание повествования и наглядно представляющие сменяющие друг друга действия, протекание события во времени и пространстве.

Рассуждение – это словесное изложение, разъяснение, развитие, подтверждение или опровержение какой-либо мысли.

Цель рассуждения – исследовать предмет или явление, раскрыть их внутренние признаки, рассмотреть (представить читающему) причинно-следственные связи событий или явлений, передать размышления о них автора, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль, положение. Особенность рассуждения как типа текста заключается в том, что в нем используется не сюжетный (как в повествовании), а логический принцип построения. Как правило, композиция рассуждения строится по модели : тезис, доказательство (ряд аргументов, в качестве которых используются факты, умозаключения, ссылки на авторитеты, заведомо истинные положения (аксиомы, законы), описания, примеры, аналогии и т. п.) и вывод.

Упражнение 67. Составьте в тетради два текста-описания (фактографический и творческий) одной из комнат вашего дома, письменного стола, вида из окна и т.п.

Упражнение 68. Определите типы речи следующих текстов.

1. Зачем нужно изучать синтаксис? Синтаксис нужно изучать для того, чтобы, во-первых, уметь правильно строить предложения и тексты; во-вторых, уметь правильно ставить знаки препинания; в-третьих, выразительно читать и говорить и, наконец, лучше и глубже понимать чужую речь (уметь слушать других людей).
Таким образом, знание синтаксиса помогает совершенствовать устную и письменную речь.

Ответ __________

2. В печке ревел огонь, в окна хлестал дождь. Тогда случилось последнее. Я вынул из ящика стола тяжелые списки романа и черновые тетради и начал их жечь. Это страшно трудно делать, потому что исписанная бумага горит неохотно. Ломая ногти, я раздирал тетради, стоймя вкладывал их между поленьями и кочергой трепал листы. Пепел по временам одолевал меня, душил пламя, но я боролся с ним, и роман, упорно сопротивляясь, все же погибал. Знакомые слова мелькали передо мной, желтизна неудержимо поднималась снизу вверх по страницам, но слова все-таки проступали и на ней. Они пропадали лишь тогда, когда бумага чернела и я кочергой яростно добивал их. (М.Булгаков)

Ответ __________

3. Там, где было особенно трудно лошадям, мы слезали с брички, шли пешком. Под сапогами хлюпал размокший снег, идти было тяжело, но по обочинам дороги все еще держался хрустально поблескивавший на солнце ледок, и там пробираться было еще труднее. Только часов через шесть покрыли расстояние в тридцать километров, подъехали к переправе через речку Еланку… Переправляться надо было на утлой плоскодонке, поднимавшей не больше трех человек. Мы отпустили лошадей. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды «виллис», оставленный там еще зимою. Вдвоем с шофером мы не без опасения сели в ветхую лодчонку. Товарищ с вещами остался на берегу. Едва отчалили, как из прогнившего днища в разных местах фонтанчиками забила вода. (Шолохов)

Ответ __________

4. Мы возвращаемся из турпохода. Солнце, почти невидимое сквозь свинцово-черные тучи, обложившие небо, стоит высоко над горизонтом. Дальше серебристые горы, обвеянные мглой, кажутся диковинными. Легонький ветерок колышет травы, не успевшие засохнуть. Стелящееся справа от нас поле уже распахано, но ещё не засеяно. Сквозь ветви деревьев виднеется темно-синее небо, а на сучочках кое-где висят золоченые листья. В мягком воздухе разлит пряный запах, напоминающий запах вина.

Ответ _________________

Упражнение 69. Напишите в тетради сочинение-рассуждение на одну из тем: «Зачем нужна орфография», «Запятая – важный знак препинания».

Упражнение 70. Составьте в тетради небольшой научный текст-рассуждение с тезисом, доказательствами-аргументами, конкретными фактами и выводами. Текст должен отражать логическую последовательность в изложении мыслей и быть информативно насыщенным.


Похожая информация.