Утеплители Изоляция Блоки

Легенды и мифы. Бог войны марс Бог марс в древнем риме интересные факты

МАРС (бог войны) МАРС (бог войны)

МАРС, древнеиталийское божество (один из древнейших богов Италии и Рима). Изначально входил в первую триаду богов (Юпитер (см. ЮПИТЕР (в мифологии)) , Марс, Квирин (см. КВИРИН) ). По мнению большинства исследователей, был богом дикой природы, стихийного плодородия, всего неизведанного, находящегося за оградой селений, а также позднее и войны.
Ему был посвящен месяц март - первый месяц древнего италийского календаря, когда совершался обряд изгнания зимы, животные: волк, конь, бык, дятел (они вели родившихся весной юношей, указывая им места для поселений; обряд «священной весны»). Марс - очистительный бог, бог люстраций (см. ЛЮСТРАЦИИ (обряды)) : к нему взывал земледелец о плодородии угодий, семьи, скота и рабов, арвальские братья (см. АРВАЛЬСКИЕ БРАТЬЯ) при обряде люстраций Рима, вооруженные граждане Рима, собиравшиеся на Марсовом поле (см. МАРСОВО ПОЛЕ (в Риме)) (здесь, вне городских стен был храм Марса, так как вооруженное войско в городской черте не должно было появляться). В жертву Марсу в лесу приносился бык (поэтому он иногда отождествлялся с Сильваном (см. СИЛЬВАН) , которому приносились такие же жертвы). Марс считался отцом Ромула (см. РОМУЛ) и Рема (см. РЕМ (в Риме)) - основателей Рима, поэтому он почитался как хранитель города. Марсово копье находилось в жилище древних царей - регии, там же помещались двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба, а остальные щиты были точной копией, изготовленной по приказу царя Нумы Помпилия (см. НУМА ПОМПИЛИЙ) , чтобы гипотетический злоумышленник не мог распознать и повредить подлинный. Копьем и щитом Марса потрясал полководец, уходя на войну, взывая к божеству. Хранителем этих реликвий была коллегия салиев (см. САЛИИ) . Когда военные действия заканчивались, устраивались конные состязания, и в жертву Марсу приносился конь из победившей квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода ее помещали либо в регии, либо на башне Мамилия в Субуре, украсив спелыми колосьями. Кровь коня собиралась и сохранялась в регии и в храме Весты (см. ВЕСТА (в мифологии)) : считалось, что она имеет очистительную силу.
В позднейший период функции Марса как бога-хранителя общины Рима, отошли на второй план, он стал считаться тождественным греческому Аресу (см. АРЕС) , однако в основном в римской поэзии, которая активно разрабатывала греческие сюжеты об Аресе, Гефесте и Венере. С Марсом же отождествлялись и главные боги племен, с которыми сталкивались римляне, давая местным богам имя Марса с добавлением местных эпитетов (например, Марс Тингс у германцев на Рейне). Император Август (см. АВГУСТ (император)) поместил храм Марса-мстителя в центре форума в благодарность за победу над убийцами Цезаря.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "МАРС (бог войны)" в других словарях:

    Боги войны эпитет и одна из метафор Богов в язычестве. Боги войны суровы, коварны и вечно жаждут победы над врагами. Почтовая марка СССР 1945 года Артиллерия бог войны! Содержание 1 Мифологический сюжет … Википедия

    Статуя бога войны Марса (Бранденбургские ворота, Берлин) Марс(Маворс, Мармар, Марспитер, лат. Mars, Mamers, Mavors, Marmar, Maurs). В римской мифолигии Марс один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально… … Википедия

    БОГ ВОЙНЫ - Памятник А. В. Суворову. Скульптор М. И. Козловский изобразил полководца в античных одеждах, в виде бога войны Марса. Ср.: МАРС РОССИЙСКИЙ, ПАМЯТНИК ДИКАРЮ БЕЗ ШТАНОВ, ПАМЯТНИК ТРЕХ РУБЛЕЙ … Словарь Петербуржца

    В римской мифологии Марс – бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение сын Марса; выражение Марсово поле в значении: поле битвы. Так же Древнем Риме называлась одна из частей города… … Словарь крылатых слов и выражений Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (Mars). Римский бог войны, который как отец Ромула считался родоначальником римского народа. Он даровал победу, и, отправляясь на войну, римские полководцы совершали поклонение Марсу. Марсу посвящены были волк и дятел. (


МАРС (Mars), Ма ворс, Ма рспитер («отец Марс»), один из древнейших богов Италии и Рима, входил в триаду богов, первоначально возглавлявших римский пантеон (Юпитер, Марс и Квирин). Ему был посвящён март - первый месяц древнего календаря, когда совершался обряд изгнания зимы («старого Марса») (Ovid. Fast. III 389 след.). Существуют различные мнения о первоначальной природе Марса: его считают и хтоническим божеством плодородия и растительности, и богом дикой природы, всего неизвестного и опасного, находящегося за пределами поселения, и богом войны. Марсу были посвящены животные: дятел, конь, бык, волк (иногда хтонический трёхглавый); эти животные, по преданиям, вели родившихся весной юношей, по обычаю «священной весны», посвящённых Марсу, указывая им места для поселений. Марс сопровождал идущих на войну воинов. По некоторым преданиям, он был наделён тремя жизнями, что роднило его с сыном хтонической богини Феронии Эрилом, получившим от матери три жизни. К Марсу, совершая ритуальный очистительный обход (люстрацию) своего имения, обращались землевладельцы с просьбой дать плодородие полям, здоровье семьям, рабам, скоту. К нему же взывали при обряде очищения собравшиеся на Марсовом поле вооружённые граждане (Dion. Halic. IV 22); к Марсу, как и к ларам , обращались арвальские братья, когда совершали обряд люстрации территории Рима. Как и богу лесов Сильвану , Марсу приносилась в лесу жертва - бык. Как отец Ромула, Марс был родоначальником и хранителем Рима. Вместе с тем храм Марса как бога войны был сооружён на Марсовом поле вне городских стен (померия), т.к. вооруженное войско не должно было входить на территорию города. Символом Марса было копьё, хранившееся в жилище царя - регии (Aul. Gell. IV 6, 2), где помещалось также двенадцать щитов, один из которых, по преданию, упал с неба как залог непобедимости римлян, а одиннадцать его копий по приказу царя Нумы были сделаны искусным кузнецом Мамуррием, чтобы враги не могли распознать и украсть подлинник (Plut. Numa, 13). Полководец, отправляясь на войну, приводил в движение копьё и щиты, взывая к Марсу (Serv. Verg. Aen. VII 603; VIII 3). Предзнаменованием страшных бед считалось самопроизвольное их движение. Хранителем этих святынь была жреческая коллегия салиев, выносивших на праздники Марса его щиты и исполнявших в его честь воинские пляски. Ему были посвящены начинавшие и завершавшие сезон военных походов церемонии очищения коней, оружия, музыкальных инструментов. Когда кончались военные действия, Марсу приносился в жертву конь из победившей на бегах квадриги. За голову коня боролись два квартала, и в зависимости от исхода борьбы она, украшенная хлебами, водружалась либо в регии, либо на башне Мамилия в Субурре. Кровь коня, имевшая очистительную силу, хранилась в регии и храме Весты. Видимо, попытки точно фиксировать древнейшие функции Марса остаются мало обоснованными, так как на соответственных стадиях развития религии бог - хранитель общины, каким был Марс, имел различные аспекты, помогая и в войне, и в мирное время, давая и победу, и изобилие, и благополучие. Однако позднее Марс становится исключительно богом войны и как таковой был отождествлён с греческим Аресом (хотя это отождествление играло роль скорее в литературе, чем в религии). Женой Марса считалась отождествлявшаяся с Венерой и Минервой Нерио или Нериене, первоначально «Доблесть Марса» (Aul. Gell. XIII 23). В 366 до н.э. Марсу был посвящён храм у Капенских ворот, откуда войско выступало на войну, а всадники на ежегодный парад (Liv. VII 23, 8; Dion. Halic. VI 13). В центре форума Август посвятил роскошный храм Марсу-мстителю в благодарность за победу над убийцами Цезаря. В эпоху империи Марс часто изображался на монетах, пользовался широкой популярностью в армии, часто вместе с Гонор и Виртус ; наделялся эпитетами «победитель», «сражающийся», «расширяющий империю», «спутник Августа», «хранитель», «умиротворитель». В западных провинциях с Марсом часто отождествлялись главные боги племенных и территориальных общин и он наделялся эпитетами, производными от названий племён и поселений (напр., Марс Латобий - от племени латобиков в Норике), а также «царь света», «мудрый» в Галлии, «царь общины» в Британии, Марс Тингс (т.е. бог тинга - народного собрания) на Рейне и т.д. Это позволяет полагать, что ранние римские представления о Марсе как верховном боге общины продолжали существовать в народных верованиях.

Лит .: Dumézil G., Juppiter, Mars, Quirinus. ; Hermansen G., Studien über den italishen und den römischen Mars, Kbh., 1940 (Diss.); Thevenot E., Sur les traces des Mars céltique, Brugge, 1955.

Е .М . Штаерман

Мифы народов мира. Энциклопедия. (В 2 томах). Гл. ред. С.А. Токарев.- М.: «Советская энциклопедия», 1982. Т. II, с. 119-120.

В Древней Италии Марс был богом плодородия; считалось, что он может либо наслать гибель урожая или падеж скота, либо отвратить их. В его честь первый месяц римского года, в который совершался обряд изгнания зимы, был назван мартом . Позднее Марс был отождествлен с греческим Аресом и стал богом войны. Храм Марса уже как бога войны был сооружен на Марсовом поле вне городских стен, поскольку вооруженное войско не должно было входить на территорию города.

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Марс (бог)" в других словарях:

    МАРС, древнеиталийское божество (один из древнейших богов Италии и Рима). Изначально входил в первую триаду богов (Юпитер (см. ЮПИТЕР (в мифологии)), Марс, Квирин (см. КВИРИН)). По мнению большинства исследователей, был богом дикой природы,… … Энциклопедический словарь

    Марс: Марс бог римского пантеона Марс планета Солнечной системы Марс астрологическое понятие «Марс» серия советских межпланетных космических станций Марс площадка на топе составной мачты Mars, Incorporated американская продовольственная… … Википедия

    В римской мифологии Марс – бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение сын Марса; выражение Марсово поле в значении: поле битвы. Так же Древнем Риме называлась одна из частей города… … Словарь крылатых слов и выражений

    - [бох], а, зват. Боже; мн. боги, богов; м. 1. [с прописной буквы] только ед. По религиозным представлениям: творец неба и земли, всего сущего; всеведущий высший разум, управляющий миром; всеобщее мировое начало (имеет множество имён: Творец,… … Энциклопедический словарь

    Бог войны, Арес; красная планета, градив Словарь русских синонимов. марс сущ., кол во синонимов: 8 арес (5) бог … Словарь синонимов

    Бог - (бох) а, зват.; бо/же; мн., бо/ги, бого/в; м. см. тж. бог в помощь, бог мой!, бог с тобой, дай бог, не дай бог … Словарь многих выражений

    Марс - крыл. сл. Марс. Сын Марса. Марсово поле В римской мифологии Марс бог войны. Переносно: военный, воинственно настроенный человек. В этом же значении употребляется выражение «сын Марса»; выражение «Марсово поле» в значении: поле битвы. Так же… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    - (Mars). Римский бог войны, который как отец Ромула считался родоначальником римского народа. Он даровал победу, и, отправляясь на войну, римские полководцы совершали поклонение Марсу. Марсу посвящены были волк и дятел. (Источник: «Краткий словарь … Энциклопедия мифологии

    - (голл. mars). 1) дощатая или решетчатая площадка у вершины мачты. 2) (лат. Mars). Бог войны у древних римлян. 3) планета солнечной системы, по отдалению своему от солнца четвертая. 4) в алхимии железо. Словарь иностранных слов, вошедших в состав… … Словарь иностранных слов русского языка

    1. МАРС, а; м. [от лат. mars мужчина] [с прописной буквы] 1. В древнеримской мифологии: бог войны (считался отцом Ромула и Рема, родоначальником римлян). 2. Четвёртая планета Солнечной системы, орбита которой находится между Землёй и Юпитером. ◁… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Сеятели. Книга 1. Вселенское пламя , Алексей Беркут , Вы знаете, откуда произошло человечество, почему исчезли динозавры, почему Марс лишился атмосферы, и куда исчез Фаэтон, кто и зачем посещает Землю на сверхскоростных звездолетах, и кто такой… Категория: Научная фантастика Издатель: Издательские решения , электронная книга
  • Верну Богу его жену Ашеру. В 620 году до нашей эры в Иерусалиме запретили поклоняться Ашере – жене Бога , Игорь Владимирович Леванов , Бог-Отец сказал: «Игорь, верни мою жену Ашеру». Игорь, майор запаса, ответил: «Есть!» и вместе с НЛПером Леной отправился на поиск. Если найдут, два миллиарда христиан станут счастливыми,… Категория: Современная русская литература Издатель: Издательские решения , электронная книга

В алхимической традиции символом Марса является графическое изображение круга со стрелкой, расположенной под углом в 45 градусов. «Символом Марса» обозначалось железо, которое в средневековой эзотерике неразрывно связывали с «красной планетой» и стихией Огня. При этом Марс исконно воплощал силу, агрессию и воинственность (собственно, Марс – имя древнеримского бога войны), то есть – сугубо «мужские» признаки. Именно поэтому с течением времени символ Марса стал гендерным обозначением мужского пола (аналогичным образом для обозначения женского пола стал использоваться символ Венеры, также пришедший из средневековой алхимии, а в нее попавший из античной мифологии).

Так символы Венеры и Марса из алхимической среды перешли в категорию универсальной гендерной эмблематики, в чем, на самом деле, нет ничего удивительного, если учитывать характерные черты, приписываемые образам этих планет. Однако мифологическая подоплека символов Венеры и Марса имеет гораздо больше значение, чем могло бы показаться. В частности, символ Марса в его уставном начертании имеет собственное характерное название – «щит и копье Марса». И здесь в прямом смысле имеется ввиду легендарное оружие древнеримского бога войны.

Тем не менее, в понятии «щит и копье Марса» акцентировано мифологическое значение имеет только понятие «щит». То есть Марс (в смысле бог) изображался именно с копьем (в отличие от, к примеру, греческого Ареса, которого иногда вооружали мечом). Однако копье здесь выступало абсолютно абстрактным мужским и воинским символом, в котором нетрудно увидеть фаллический образ. И нет никаких сведений о том, что у Марса было какое-то особое копье, которое можно было бы отнести к разряду магических артефактов.

А вот щит Марса – это уже совсем другой образ, который иногда называют (небезосновательно) символом Рима. Щит Марса, именуемый анкил, по легенде упал с неба и угодил точно в руки царю Нуме Помпилию в то время, как его народ страдал от эпидемии моровой язвы. Помпилий утверждал, что падение анкила сопровождалось громогласным голосом, который поведал царю, что Рим будет править миром, пока щит Марса находится в руках у римлянина. Собственно, на официальном уровне щит Марса никогда не был символом Рима, тем не менее, данный миф был широко известен во все времена, поэтому в традиционной римской архитектуре зачастую встречаются барельефы и статуи, включающие в себя характерный элемент – анкил, щит Марса (его изображение приведено выше).

В этой традиции, связанной со щитом Марса, интересны два момента. Во-первых, этимология самого слова «анкил» не известна. Во-вторых, по приказу Помпилия было изготовлено 11 копий оригинального щита и раз в год на праздник бога войны служители культа Марса проносили эти щиты по улицам Рима.

Точно неизвестно, когда появилась формулировка «копье и щит Марса» (хотя, к примеру, происхождение понятия «зеркало Венеры», обозначающего женский гендерный знак, не вызывает сомнений). При этом, учтивая особенности изображения бога Марса в форме статуй и барельефов (с анкилом и копьем), данное сочетание выглядит вполне логичным. Не менее логично соотнесение искомого символа с одноименной планетой и мужским началом, как таковым.

Так символ Марса, возникший в глубокой античности, пережил «второе рождение» в Средние века на страницах алхимических трактатов, а в XX веке стал общепринятым «мужским» знаком. И очень важно, что сегодня мы хорошо знаем истинное происхождение этого действительно древнего и глубоко образа. Ведь если культура использует эмблематику, сути которой не понимает, то грош цена такой культуре.

Римский бог Марс занимает важное место в древнеримской мифологии. Его почитали как надежного защитника и покровителя Рима, считали храбрым, честным и сильным воином, побеждающим врагов ради мира и процветания великого города. Он является аналогом кровожадного и коварного греческого бога Ареса.

Место Марса в пантеоне римских богов

Бог Марс - один из наиболее почитаемых персонажей римского пантеона. В соответствии с религиозной иерархией первое место принадлежит Юпитеру - властелину небес, бурь и гроз, в гневе метавшему молнии подобно греческому Зевсу. На втором по старшинству месте расположился Янус - бог солнечного света, который каждое утро открывал божественные врата и выпускал солнце на небо, а по вечерам снова запирал засовы. Марса, бога войны, римляне ставили лишь на третье место, хотя именно его прообраз ярче всего сохранился до наших дней. Древние жители Римской империи верили, что божество дарит им победы в сражениях, обеспечивает благополучие и процветание.

Бог войны и весны

Воинственные римляне почитали яростного и властного бога войны Марса как отца и родоначальника своего народа. Третий месяц года, март, был назван в его честь. Первое марта, первый день весны, древние римляне считали самым подходящим для начала новых военных сражений. Также в эти дни проводились большие конные турниры, посвященные божеству, так как лошади являлись незаменимыми помощниками воинов в бою.

Кроме благословения военных действий, у бога Рима Марса были и другие, более миролюбивые функции. Он почитался как бог весны и служил олицетворением мужского начала и производительной силы природы. Также в его обязанности входила охрана полей и сельскохозяйственных животных от вредителей и хищников. Кроме солдат, Марсу также поклонялись и крестьяне - пастухи и земледельцы приносили щедрые жертвоприношения в надежде на щедрый урожай и богатый приплод.

Марс и Нерио

Корзинка с младенцами зацепилась на берег, и дети сумели выбраться на сушу. Там их нашла волчица и выкормила, как своих детей. Когда Рем и Ромул выросли, они решили основать новую колонию и отправились искать подходящее место. Рему понравилось одно, а Ромулу - другое. Вспыхнула ссора, и Ромул убил своего брата. Горько сожалея о содеянном, юноша все-таки основал город и назвал его в честь погибшего брата - Roma.

Храм Марса

После основания Рима сыновьями бога Марса часть города была отведена под Марсово Поле. Здесь проводились военные и гимнастические тренировки, а также гражданские собрания. В центре поля был сооружен храм, посвященный богу войны. Служители святилища избирались исключительно из патрициев - членов благородных семей. По мифологии, в первый день весны с неба упал щит и попал прямо в руки второму царю Рима по имени Нум Помпилий. Римляне посчитали это благословением небес, и щит стал символом непобедимости римского войска. Чтобы священный артефакт не украли, служители культа создали еще 11 аналогичных щитов. Таким образом они надеялись запутать вероятных похитителей. Первого марта, в день почитания Марса, щиты выносили из храма и носили по всему Риму, демонстрируя святыню горожанам.

Марс и Арес

Арес также является богом войны, но относится к греческой мифологии. В отличие от Марса, божество Греции не вызывало особого уважения у местных жителей. Арес обладал вздорным и скверным характером, предпочитал вести войны коварным и вероломным способом. Марс же, напротив, был почитаем и уважаем, благословлял честные и справедливые военные действия, не допуская обмана.

Почему планету назвали Марсом

Четвертая планета Солнечной системы издавна привлекала внимание астрономов благодаря ясно различимой кроваво-красной окраске. Именно за цвет планета Марс названа в честь бога войны. Хотя справедливости ради стоит заметить, что оснований так поступать у астрономов не было. Да, Марс - бог войны, но древние римляне наделяли его такими качествами, как честь и справедливость, а не кровожадность и жестокость. Они считали божество скорее защитником и покровителем, чем полководцем, жаждущим славы и пустого кровопролития.