Утеплители Изоляция Блоки

159. Малые сторожевые корабли пр.159 История создания проекта

Сторожевые корабли проектов 159, 159А и 159АЭ - 48+1 ед.

Создавались как малые противолодочные корабли, но фактически по водоизмещению приблизились к СКР проекта 50. Состав артиллерийского и противолодочного вооружения - почти такой же, как на ВПК проекта 61. Особенность сторожевиков 159-го проекта- применение комбинированной дизель-газотурбинной ГЭУ, в которой дизели работали на средний вал, а ГТУ- на бортовые.

Последние 29 кораблей строились по усовершенствованному проекту 159А: на них РБУ-2500 заменили на более мощные РБУ- бООО, установили второй ТА и модернизировали системы РЛС. Аналогичный состав вооружения имели и экспортные СКР проекта 159АЭ, но на них были сохранены бомбометы РБУ-2500. (В перечне кораблей СКР проектов 159А и 159АЭ отмечены знаком *).

СКР-38 (до 19.5.1966-ПЛК-4, зав. № 150). 31.10.1958 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 17.2.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.4.1960, вступил в строй 30.11.1961 и 16.1.1962 включен в состав КБФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В периоде 30.8.1984 по 5.2.1987 модернизирован на СРЗ в Риге по проекту 159М. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован, но в 1991 - 1992 гг. затонул при демонтаже механизмов и систем в Балтийском порту из-за неисправности донно-забортной арматуры.

СКР-47 (до 19.5.1966-ПЛК-5, зав. № 151). 31.12.1958 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 17.2.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.7.1960, вступил в строй 26.12.1961 и 16.6.1962 включен в состав КБФ. В конце 1962 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 8.12.1962 перечислен в состав СФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В период с 28.5.1963 по 25.11.1964 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” в Калининграде модернизирован по проекту 159М, а с 1.11.1987 по 16.12.1988 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 29.10.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 31.12.1992 расформирован и разделан на металл в Архангельске.

СКР-26 (до 19.5.1966 - ПЛК-14, зав. № 153). 6.3.1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 21.5.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.6.1960, вступил в строй 27.12.1961 и 16.1.1962 включен в состав КБФ. В конце 1962 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 8.12.1962 перечислен в состав СФ, 22.1.1965 был возвращен в состав КБФ, а 7.7.1965 вновь переведен в состав КСФ. С 28.5.1963 по 22.1.1965 наССЗ № 820 прошел модернизацию и капитальный ремонт. До 19.5.1966 относился к подклассу П Л К. С 21.12.1970 по 11.2.1977 на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске, с 28.11.1979 по 14.7.1981 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” в Калининграде и с 20.7.1989 по 22.10.1991 на СРЗ-82 в пос. Росляково вновь проходил капитальный и средний ремонт. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.11.1993 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.

СКР-1 (до 19.5.1966- ПЛК-1), с 30.5.1978 - ОС-332 (зав. № 601). 26.1.1957 зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.8.1957 заложен на стапеле ССЗ № 340 “Красный металлист” им. М.Горького в Зеленодольске Татарской АССР, спущен на воду 31.8.1959 и весной 1960 переведен по внутренним водным системам в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1961 и 19.1.1962 включен в состав ЧФ; являлся головным кораблем данного проекта. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 25.2.1974 по 29.7.1974 на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел средний ремонт, а с 12.10.1977 по 1979 г. там же модернизирован и перестроен по опытному образцу. 30.3.1978 выведен из боевого состава и переклассифицирован в ОС. 1.10.1986 расформирован в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.2.1987 исключен из списков судов ВМФ и позже разделан на металл в Севастополе.

СКР-17 (до 19.5.1966-ПЛК-17), с 19.8.1982 - ОС-34 (зав. № 154). 24.4.1959 заложен на стапеле.ССЗ № 820 в Калининграде и 21.5.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.8.1960, вступил в строй 31.12.1961 и 16.1.1962 включен в состав КБФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. 15.3.1965 перечислен в состав СФ и весной 1965 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, а 27.5.1980 после перехода весной 1980 г. по внутренним водным системам из Белого моря в Азовское, а оттуда в Черное переведен в состав КЧФ. 8 - 13.5.1970 нанес визит в порт Алжир. С 7.10.1975 по 28.11.1977 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” в Калининграде прошел капитальный ремонт. 19.8.1982 выведен из боевого состава и переформирован в ОС, а 28.9.1990 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован и позже разделан на металл в Севастополе.

СКР-9 (до 19.5.1966-ПЛК-9, зав. № 157). 18.7.1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 14.10.1960, вступил в строй 30.6.1962 и 24.7.1962 включен в состав КБФ. В конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 13.12.1963 перечислен в состав СФ. До 19.5.1966 г. относился к подклассу ПЛК. В период с 7.10.1975 по 10.6.1977 на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске и с 3.12.1982 по 18.7.1984 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил капитальный ремонт. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.

СКР-22 (до 19.5.1966 - ПЛК-22, зав. № 158). 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.9.1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 25.1.1961, вступил встрой 14.11.1962 и 19.12.1962 включен в состав КБФ. В конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 17.12.1963 перечислен в состав СФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 28.11.1977 по 26.4.1979 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” в Калининграде и с 10.8.1985 по 25.8.1987 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил капитальный ремонт. 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1991 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.

СКР-33 (до 19.5.1966-ПЛК-25, зав. № 159). 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 26.12.1959 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 7.4.1961, вступил в строй 14.11.1962 и 19.12.1962 включен в состав КБФ. В конце 1963 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 17.12.1963 перечислен в состав СФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. 1.10.1973 выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен на отстой, но 30.7.1978 расконсервирован и вновь введен в строй. С 24.11.1978 по 27.5.1980 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” модернизирован по проекту 159М, а с 9.10.1986 по 1.11.1988 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел капитальный ремонт. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.9.1995 расформирован.

СКР-18 (до 19.5.1966 - ПЛК-15, зав. № 28). 28.8.1959 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 29.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.6.1961, вступил в строй 12.12.1962 и 30.12.1962 включен в состав ТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 5.7.1973 по 25.1.1974 на “Дальзаводе” им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел капитальный ремонт. 18 - 23.11.1976 нанес визит в Басру (Ирак). Со 2.3.1979 входил в состав КамФлРС и с 23.4.1981 -в состав СахФлРС КТОФ. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1989 расформирован.

СКР-27 (до 19.5.1966 - ПЛК-27, зав. № 162). 12.9.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 8.4.1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 29.5.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 6.2.1963 включен в состав КБФ. Летом 1963 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 23.7.1963 перечислен в состав ЧФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. 1 - 31.6.1967 и 1.1 -31.12.1968, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9- 12.8.1969 нанес визит в Варну (Болгария). С 19.2.1987 по 1989 г. на СРЗ “Флотский арсенал” в Варне прошел капитальный ремонт. 3.7.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1992 расформирован и вскоре разделан на металл в Севастополе.

СКР-30 (до 19.5.1966 - ПЛК-30), с 30.5.1978 - ОС-333 (зав. № 163). 12.5.1959 зачислен в списки кораблей ВМФ и 15.6.1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 24.6.1961, вступил в строй 31.12.1962 и 6.2.1963 включен в состав КБФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. Осенью 1968 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 23.12.1968 перечислен в состав ЧФ. С 25.1 по 14.8.1968 на КМОЛЗ в Кронштадте, с 27.6.1974 по 30.10.1974 и с 31.10.1985 по 10.9.1987 на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе проходил средний и капитальный ремонт. 30.3.1978 выведен из боевого состава и переформирован в ОС, а 28.9.1990 исключен из списков судов ВМФ в связи с разоружением и передачей Госснабу СССР для использования в служебно-вспомогательных целях и 1.10.1990 расформирован.

СКР-41 (до 19.5.1966- ПЛК-41, зав. № 29). 27.2.1960 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 21.9.1961 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 4.10.1963 и 23.11.1964 включен в состав КБФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. Осенью 1966 г. совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск и 5.10.1966 перечислен в состав КСФ. В период с 7.10.1975 по 16.12.1976 на Прибалтийском ССЗ “Янтарь” и с 1.10.1981 по 6.10.1983 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1990 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.

СКР-11 (до 19.5.1966-ПЛК-11, зав. № 30). 20.12.1960 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 16.2.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.4.1963, вступил в строй 14.12.1963 и 23.11.1964 включен в состав ТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В период с 3.3.1976 по 1.1.1978 на “Дальзаводе” им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел капитальный ремонт. 31.12.1988 выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Новик поставлен на отстой, но 1.10.1989 расконсервирован и вновь введен в строй. 15.2.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.6.1991 расформирован.

СКР-43 (до 19.5.1966-ПЛК-43, зав. № 31). 16.6.1961 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 31.5.1962 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.8.1963, вступил в строй 29.4.1964 и 23.11.1964 включен в состав ТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. В период с 27.5.1974 по 2.4.1975 на “Дальзаводе” им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел средний ремонт, а с 10.2.1981 по 10.11.1981 там же модернизирован по проекту 159М. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1989 расформирован.

СКР-40 (до 19.5.1966- ПЛК-37, зав. № 166). 28.4.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.10.1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 18.11.1961, вступил встрой 30.6.1964 и 23.11.1964, после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное, включен в состав ЧФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 13.8.1976 по 2.3.1978, с 18.7.1984 по 10.6.1985 на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе и с 3.2 по 12.11.1986 на СРЗ “Флотский арсенал” в Варне (Болгария) проходил капитальный и средний ремонт. 25.1.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.9.1994 расформирован.

СКР-3 (до 19.5.1966- ПЛК-3, зав. № 32). 10.1.1962 заложен на стапеле ССЗ №638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 9.2.1963 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.5.1964, 1.7.1962, вступил в строй 21.3.1963 и 23.11.1963 включен в состав ТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 3.3.1976 по 21.12.1978 на ДВЗ “Звезда” в пос. Большой Камень Приморского края прошел капитальный ремонт. 20.6.1987 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.8.1987 расформирован.

СКР-34 (до 19.5.1966 - ПЛК-34, зав. № 165). 28.4.1960 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.7.1960 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде, спущен на воду 30.8.1961, вступил в строй вступил в строй 26.12.1964 и 22.1.1965 включен в состав ТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 14.12.1967 по 27.2.1969 и с 1.2.1980 по 19.1.1983 на “Дальзаводе” им. 50-летия СССР во Владивостоке проходил капитальный ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Новик поставлен на отстой, а 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован.

СКР-46 (до 19.5.1966 - ПЛК-46, зав. № 33). 19.7.1963 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 29.1.1964 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.4.1965, вступил в строй 30.9.1965 и 21.10.1965 включен в состав КТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 17.7.1971 по 29.7.1974 на “Дальзаводе” им. 50-летия СССР во Владивостоке модернизирован по проекту 159М, а с 11.12.1980 по 10.11.1981 на Хабаровском ССЗ им. С.М.Кирова прошел капитальный ремонт. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1989 расформирован. С 26.11.1971 по 17.11.1973 кораблем командовал В.И.Куроедов (с 7.11.1997- Главком ВМФ). СКР-23 (до 19.5.1966 - ПЛК-23, зав. № 34). 23.12.1963 заложен на стапеле ССЗ № 368 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 27.1.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 20.8.1965, вступил в строй 30.12.1965 и 11.1.1966 включен в со став КТОФ. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. С 4.2 по 9.9.1970 и с 3.9.1974 по 17.5.1977 на “Дальзаводе” им. 50-летия СССР во Владивостоке проходил средний и капитальный ремонт. С 9.9.1970 входил в состав КамФлРС КТОФ. 6.12.1977 - 7.7.1978, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий в Аравийском и Красном морях, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Эфиопии. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1989 расформирован и в б. Раковая (г. Петропавловск-Камчатский) посажен на прибрежную отмель.

СКР-29 (до 19.5.1966- ПЛК-29, зав. № 186). 10.12.1964 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 12.3.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.3.1966, вступил в строй 30.12.1966, 14.1.1967 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. До 19.5.1966 относился к подклассу ПЛК. 15.12.1972 выведен из боевого состава, законсервирован, в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой и 1.5.1977 расформирован, а 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и впоследствии на Мурманской базе “Главвторчермета” на м. Зелёный разделан на металл.

СКР-78 (до 19.5.1966- ПЛК-59, зав. № 35). 29.10.1964 заложен на стапеле ССЗ № 368 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 21.5.1965 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.4.1966, вступил в строй 31.12.1966 и 14.1.1967 включен в состав КТОФ. 1.12.1972 выведен из боевого состава, законсервирован и у о-ва Русский в Уссурийском зал. поставлен на отстой,но 1.10.1986 расконсервирован и вновь введен встрой. 19.4.1990 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1990 расформирован.

СКР-21 (до 19.5.1966- ПЛК-21), с 12.3.1979 - “Орловский комсомолец” (зав. № 36). 29.12.1964 заложен на стапеле ССЗ № 368 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 12.3.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.6.1966, вступил в строй 31.12.1966 и 14.1.1967 включен в состав КТОФ. До 19.5.1966 относился к классу ПЛК. С 31.12.1970 по 31.5.1971, с 24.12.1974 по 1.7.1975 и с 16.12.1988 по 1.10.1989 на “Дальзаводе” им. 50-летия СССР во Владивостоке проходил средний и капитальный ремонт. 1.10.1989 выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Новик поставлен на отстой, а 15.2.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.6.1991 расформирован.

СКР-16 , с 5.4.1991 - “Бакинец” (зав. № 187)*. 4.12.1964 заложен на стапеле ССЗ № 820 в Калининграде и 24.8.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 21.7.1966, вступил в строй 25.7.1967, 11.8.1967 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 25.6.1973 по 28.2.1974 и с 1.10.1981 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт. перечислен в состав ККФ и осенью 1983 переведен по внутренним водным системам из Белого моря в Каспийское, а 10.9.1992 исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей ВМС Азербайджана и 1.10.1992 расформирован.

СКР-103 (зав. № 188)*. 27.3.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 15.12.1966 и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 29.9.1967, 13.10.1967 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 6.1.1975 по 15.4.1977 и с 3.12.1982 по 19.1.1983 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт. 1.10.1983 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой, а 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации и позже разделан на металл в Мурманске.

СКР-36 (зав. № 37)*. 31.8.1965 заложен на стапеле ССЗ № 638 им. С.М.Кирова в Хабаровске и 24.8.1966 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.4.1967, вступил в строй 30.9.1967 и 13.10.1967 включен в состав КТОФ. 1.2.1977 выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Новик поставлен на отстой. 4.5.1989 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1989 расформирован.

СКР-106 (зав. № 189)*. 26.7.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.3.1967, вступил в строй 30.11.1967 и 26.12.1967 включен в состав ДКБФ. 1.4.1968 перечислен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 18.10.1973 по 8.4.1975 на СПЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске, с 14.8.1980 по 6.10.1983 на СРЗ-177 в Усть-Двинс-ке (Даугавгрива) и с 7.7.1989 по 27.8.1990 на СРЗ “Красная кузница” в Архангельске проходил капитальный и средний ремонт. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.11.1993 расформирован, позже разделан на металл в Архангельске.

СКР-92 (зав. № 38)*. 28.3.1966 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1967, вступил в строй 30.12.1967 и 11.1.1968 включен в состав КТОФ. С 2.3.1979 входил в состав КамФлРС и с 23.4.1981 - в состав СахФлРФ КТОФ. С 3.10.1984 по 17.12.1985 на “Дальзаводе” им. 50-летия СССР во Владивостоке прошел средний ремонт. 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1991 расформирован.

СКР-110 , с 29.5.1991 - ОС-226 (зав. № 190)*. 20.12.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 7.5.1967 и 12.11.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.12.1967 и 11.1.1968 включен в состав ДКБФ. 1 -31.6.1967, 1.8-31.12.1968 и 1 -31.10.1969, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 28.7.1970 перечислен в состав КЧФ, 1.4.1974 выведен из боевого состава, законсервирован и в Донузлаве поставлен на отстой, но 10.6.1982 расконсервирован и вновь введен в строй, а 12.4.1991 вторично выведен из боевого состава, переформирован в ОС и передислоцирован в Феодосию. 18.7.1994 исключен из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.5.1998 расформирован, в мае 2000 прибуксирован из Феодосии в Севастополь и там разделан на металл.

СКР-88 (зав. № 41)*. Осенью 1966 г. заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, но 4.8.1967 снят со строительства и исключен из списков.

СКР-112 (зав. № 191)*. 26.4.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 15.8.1967 и 12.1.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.5.1968 и 11.6.1968 включен в состав ДКБФ. 21.9.1968 перечислен в состав КЧФ и осенью 1968 г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Балтийска в Севастополь. 30.8.1969 - 31.1.1970, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. С 27.5.1980 по 10.2.1981 на “Севморзаводе” им. С.Орджоникидзе в Севастополе прошел средний ремонт. 7.7.1993 исключен из состава ВМФ РФ в связи с передачей ВМС Украины, но 24.8.1993 сдан в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 31.12.1993 расформирован и в 1994 г. разделан на металл в Севастополе.

СКР-115 (зав. № 192)*. 20.8.1966 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду

4.11.1967 и 12.1.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 27.8.1968, 11.9.1968 включен в состав КЧФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Европы из Балтийска в Севастополь. Со 2.3.1979 по 11.12.1980 и с 16.7.1982 по 10.2.1984 на “Севморзаводе” в Севастополе проходил средний и капитальный ремонт. 19.3.1984 продан ВМС Эфиопии и переименован в Р-1617, 9.4.1984 исключен из состава ВМФ СССР и 31.12.1984 расформирован.

СКР-95 (зав. № 39)*. 12.1.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ и 10.3.1967 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова, спущен на воду 15.5.1968, вступил в строй

27.9.1968 и временно вошел в состав КТОФ. 13.3.1969 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Сирии и переименованием в “А! Шгаза”.

СКР-100 (зав. № 193)*. 28.8.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 14.3.1968, вступил в строй 30.11.1968 и 9.1.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, но 22.5.1972 исключен из списков в связи с продажей ВМС Индии. В августе 1972 г. переименован в “Апга!а”, 1.10.1972 расформирован.

СКР-104 (зав. № 194)*. 4.10.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 23.4.1968, вступил в строй 25.12.1968 и 9.1.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, но 22.5.1972 исключен из списков в связи с продажей ВМС Индии. В августе 1972 г. переименован в “Ат1п1”, 1.10.1972 расформирован.

СКР-108 (зав. № 195)*. 18.11.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 24.6.1968, вступил в строй 31.12.1968 и 9.1.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, но 1.9.1972 исключен из списков в связи с продажей ВМС Индии. Переименован в “Ап]ас11р”, 25.12.1972 расформирован.

СКР-87 , с 29.5.1990 до 15.2.1992 - “Комсомолец Дагестана” (зав. № 198)*. 6.6.1968 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде и 18.1.1969 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.11.1968, вступил в строй 14.8.1969 и 22.9.1969 после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. С 20.7.1977 по 13.10.1978, с 1.10.1981 по 31.3.1983 и с 25.6.1986 по 2.3.1987 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт. Летом 1988 г. переведен по внутренним водным системам из Белого в Каспийское море и 25.8.1988 перечислен в состав ККФ, а 3.7.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1992 расформирован.

СКР-98 (зав. № 196)*. 8.12.1967 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде, спущен на воду 4.1.1969 и 18.1.1969 зачислен в списки кораблей ВМФ, вступил в строй 30.9.1969, 21.10.1969 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 31.8.1977 по 17.2.1979 на ССЗ “Янтарь” и с 10.2.1984 по 30.1.1985 на СРЗ-82 в пос. Росляко-во проходил капитальный и средний ремонт. 30.1.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.6.1991. расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.

СКР-94 , с 12-.10.1972 - “Краснодарский комсомолец” (зав. № 197)*. 25.3.1968 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде и 18.1.1969 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.10.1969, вступил в строй 30.12.1969, 9.1.1970 включен в состав КЧФ и вскоре совершил межфлотский переход из Балтийска в Севастополь. 15.9.1979 выведен из боевого состава, законсервирован и в Донузлаве поставлен на отстой, но в 1983 г. расконсервирован и вновь введен в строй. 21.7.1983 продан ВМС Эфиопии и переименован в Р-1616. 12.8.1983 исключен из состава ВМФ СССР и 1.3.1984 расформирован.

СКР-120 (зав. № 199)*. 19.6.1969 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 7.4.1970, вступил в строй 29.9.1970 и 20.10.1970 после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск включен в состав КСФ. С 25.9.1979 по 1.2.1980 и с 1.2.1985 по 1.8.1986 на СРЗ-82 в пос. Росляково проходил средний ремонт. 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1991 расформирован и позже разделан на металл в Мурманске.

СКР-130 (зав. № 44)*. 11.9.1969 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.9.1970, вступил в строй 30.9.1970 и 20.10.1970 включен в состав КТОФ. В декабре 1983г. продан ВМС Вьетнама и переименован в НО-15. 10.5.1984 исключен из состава ВМФ СССР и 1.12.1984 расформирован.

СКР-123 (зав. № 211)*. 23.10.1969 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.6.1970, вступил в строй 30.11.1970, 21.12.1970 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 17.9.1976 по 7.3.1977 и с 28.7.1983 по 15.3.1984 на СРЗ-35 (“Севморпуть”) в Мурманске проходил средний ремонт. 1.10.1984 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой, но 1.3.1991 расконсервирован и вновь введен в строй. 29.10.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 31.12.1992 расформирован и позже разделан на металл в Архангельске.

СКР-126 (зав. № 212)*. 29.1.1970 заложен на стапеле Прибалтийского ССЗ “Янтарь” в Калининграде и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.9.1970, вступил в строй 30.12.1970, 16.1.1971 включен в состав КСФ и вскоре совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. С 21.12.1978 по 10.7.1980 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 3.7-1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1992 расформирован и разделан на металл в Мурманске.

СКР-133 (зав. № 45)*. 22.12.1969 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 11.2.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 5.9.1970, вступил в строй 31.12.1970 и 20.2.1971 включен в состав КамФлРС КТОФ. 9-14.3.1979 нанес визит в Порт-Луи (Маврикий). 1.11.1986 выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Новик поставлен на отстой. 11.2.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.9.1994 расформирован.

СКР-138 (зав. № 46)*. 14.4.1970 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. "С.М.Кирова и 4.2.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 15.5.1971, вступил в строй 30.9.1971 и 1.11.1971 включен в состав КамФлРС КТОФ, С 23.4.1981 входил в состав СахФлРС КТОФ. 1.10.1983 выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Новик поставлен на отстой, а 11.2.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.6.1994 расформирован.

СКР-141 (зав. № 47)*. 30.4.1970 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 4.2.1971 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 7.8.1971, вступил в строй 31.12.1971 и 27.2.1972 включен в состав КТОФ. 8- 14.10.1973 нанес визите Коломбо (Шри-Ланка) и 22 - 27.11.1975 - в Бомбей (Индия). В декабре 1983 г. продан ВМС Вьетнама и переименован в НО-13. 15.3.1984 исключен из состава ВМФ СССР и 1.12.1984 расформирован.

СКР-128 (зав. № 4)*. 3.3.1971 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 4.4.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 3.6.1972, вступил в строй 30.9.1972 и 31.10.1972 включен в состав КТОФ. 31.12.1979 выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Новик поставлен на отстой. 24.6.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации. 1.10.1991 расформирован.

СКР-135 (зав. № 49)*. 15.8.1971 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 4.4.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 12.8.1972, вступил в строй 26.12.1972 и 31.3.1973 включен в состав КТОФ. 1.10.1973 выведен из боевого состава, законсервирован и в б. Новик поставлен на отстой, но 1.3.1984 расконсервирован и вновь введен в строй. В декабре 1984 г. продан ВМС Вьетнама и переименован в НО-17. 5.1.1985 исключен из состава ВМФ СССР. 1.10.1985 расформирован.

СКР-82 (зав. № 96)*. 22.1.1975 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 25.9.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.4.1976, вступил в строй 14.5.1977 и 13.7.1977 включен в состав КТОФ. 21.12.1978 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Вьетнама и переименованием в НО-09. 1.10.1979 расформирован.

СКР-96 (зав. № 97)*. 27.6.1975 заложен на стапеле Хабаровского ССЗ им. С.М.Кирова и 6.10.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 25.4.1976, вступил в строй 29.6.1978 и временно вошел в состав КТОФ. 21.12.1978 исключен из состава ВМФ СССР в связи с продажей ВМС Вьетнама и переименованием в НО.-11. 1.10.1979 расформирован. Водоизмещение полное 1077 г, стандартное 938 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность ДГТУ 2x15 000 и 1x6000 л.с.; скорость полного хода 33 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2x2 76-мм АУ АК-726, 1x5 400-мм ТА, 4x16 РБУ-2500. Экипаж 168 человек.

Водоизмещение полное 1077 г, стандартное 938 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность ДГТУ 2x15 000 и 1x6000 л.с.; скорость полного хода 33 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2x2 76-мм АУ АК-726, 1x5 400-мм ТА, 4x16 РБУ-2500. Экипаж 168 человек

Сторожевые корабли проекта 159
Сторожевые корабли проекта 159 типа СКР-1
Petya class frigate
Проект
Страна
Изготовители
  • Зеленодольское ПКБ
Операторы
  • ВМФ СССР
Основные характеристики
Водоизмещение 938 т (стандартное)
1077 т (полное)
Длина 81,8 м (78 м по КВЛ)
Ширина 9,2 м (8,9 м по КВЛ)
Осадка 5,8 м (2,85 м по КВЛ)
Двигатели дизель-газотурбинная установка М-2: 2 форсажных газовых турбины М-2Б и дизель 61Б
Мощность 30 000 л. с. (М-2Б)
6000 л. с. (61Б)
Движитель 3 вала, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 2 подруливающих устройства
Скорость хода 33 узла (наибольшая)
14 узлов (экономическая)
Дальность плавания 2000 морских миль (при 14 узлах)
Автономность плавания 10 суток
Экипаж 108 человек (9 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение БИУС «Планшет-59»
РЛС общего обнаружения «Фут-Н» (Slim Net)
НРЛС «Нептун» или «Дон-2» (Don II)
ГАС «Титан» (Bull Horn) и «Вычегда»
РЛС управления огнём «Фут-Б» (Hawk Screech) или МР-105 «Турель»
РЛС госопознавания «Нихром» (High Pole B), 2 х Square Head
Радиоэлектронное вооружение «Бизань-4Б» (Watch Dog) и акустические охранители
Зенитная артиллерия 2 × 2 - 76,2-мм АК-726
Противолодочное вооружение 4 × 16 РБУ-2500 «Смерч»
256 глубинных бомб РГБ-25
2 бомбосбрасывателя
глубинные бомбы БПС/ГБ/ББ
Минно-торпедное вооружение 1 × 5-трубный 400-мм торпедный аппарат ПТА-40-159
20-30 мин

Сторожевые корабли проекта 159 типа СКР-1 (по классификации НАТО - Petya-I class frigate) - сторожевые корабли, состоявшие на вооружении ВМФ СССР в послевоенные годы.

История

Развитие проекта

В процессе строительства кораблей проекта 159 было решено построить вторую серию кораблей с составом вооружения проекта 35 . Проект получил номер 159-А (по классификации НАТО Petya-II). Корабли строились с 1966 года по 1972 год в количестве 23 единиц, 7 из них поставлялись в различные страны. Также был разработан специальный экспортный проект 159-АЭ (по классификации НАТО Petya-III) для поставок в Индию, Сирию и Вьетнам.

В целях увеличения возможностей сторожевиков по обнаружению подводных целей было решено их модернизировать по проекту 159-М (по классификации НАТО Modified Petya-I class), который был выполнен Зеленодольским ПКБ в 1969-1971 и предусматривал размещение буксируемой ГАС «Вега» вместо кормового комплекса вооружения. Всего за период с 1973 по 1980 годы была проведена модернизация 9 кораблей.

Строительство

Головной корабль СКР-1 был построен в 1961 году на судостроительном заводе «Янтарь» № 820 в Калининграде. К 1965 году была построена первая серия 19 кораблей на заводах ССЗ «Янтарь» в Калининграде и Хабаровском судостроительном заводе № 368. Позднее постройка была продолжена по проекту 159-А.

Служба

Корабли вели активную службу в ВМФ СССР: до мая 1966 классифицировались как противолодочные корабли, а затем только как СКР. Последние из них были выведены из состава флота в 1994 году.

Черноморский СКР-27, находясь при несении боевой службы в зоне военных действий на Средиземном море, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта в июне и в течение .

По данным на 2015- 2016 г.г.- две единицы находятся в порту Тартус, Сирия.

Напишите отзыв о статье "Сторожевые корабли проекта 159"

Ссылки

  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Сторожевые корабли проекта 159

Офицер этот стал ходить к Пьеру, и княжна смеялась над теми нежными чувствами, которые выражал итальянец к Пьеру.
Итальянец, видимо, был счастлив только тогда, когда он мог приходить к Пьеру и разговаривать и рассказывать ему про свое прошедшее, про свою домашнюю жизнь, про свою любовь и изливать ему свое негодование на французов, и в особенности на Наполеона.
– Ежели все русские хотя немного похожи на вас, – говорил он Пьеру, – c"est un sacrilege que de faire la guerre a un peuple comme le votre. [Это кощунство – воевать с таким народом, как вы.] Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них.
И страстную любовь итальянца Пьер теперь заслужил только тем, что он вызывал в нем лучшие стороны его души и любовался ими.
Последнее время пребывания Пьера в Орле к нему приехал его старый знакомый масон – граф Вилларский, – тот самый, который вводил его в ложу в 1807 году. Вилларский был женат на богатой русской, имевшей большие имения в Орловской губернии, и занимал в городе временное место по продовольственной части.
Узнав, что Безухов в Орле, Вилларский, хотя и никогда не был коротко знаком с ним, приехал к нему с теми заявлениями дружбы и близости, которые выражают обыкновенно друг другу люди, встречаясь в пустыне. Вилларский скучал в Орле и был счастлив, встретив человека одного с собой круга и с одинаковыми, как он полагал, интересами.
Но, к удивлению своему, Вилларский заметил скоро, что Пьер очень отстал от настоящей жизни и впал, как он сам с собою определял Пьера, в апатию и эгоизм.
– Vous vous encroutez, mon cher, [Вы запускаетесь, мой милый.] – говорил он ему. Несмотря на то, Вилларскому было теперь приятнее с Пьером, чем прежде, и он каждый день бывал у него. Пьеру же, глядя на Вилларского и слушая его теперь, странно и невероятно было думать, что он сам очень недавно был такой же.
Вилларский был женат, семейный человек, занятый и делами имения жены, и службой, и семьей. Он считал, что все эти занятия суть помеха в жизни и что все они презренны, потому что имеют целью личное благо его и семьи. Военные, административные, политические, масонские соображения постоянно поглощали его внимание. И Пьер, не стараясь изменить его взгляд, не осуждая его, с своей теперь постоянно тихой, радостной насмешкой, любовался на это странное, столь знакомое ему явление.
В отношениях своих с Вилларским, с княжною, с доктором, со всеми людьми, с которыми он встречался теперь, в Пьере была новая черта, заслуживавшая ему расположение всех людей: это признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по своему; признание невозможности словами разубедить человека. Эта законная особенность каждого человека, которая прежде волновала и раздражала Пьера, теперь составляла основу участия и интереса, которые он принимал в людях. Различие, иногда совершенное противоречие взглядов людей с своею жизнью и между собою, радовало Пьера и вызывало в нем насмешливую и кроткую улыбку.
В практических делах Пьер неожиданно теперь почувствовал, что у него был центр тяжести, которого не было прежде. Прежде каждый денежный вопрос, в особенности просьбы о деньгах, которым он, как очень богатый человек, подвергался очень часто, приводили его в безвыходные волнения и недоуменья. «Дать или не дать?» – спрашивал он себя. «У меня есть, а ему нужно. Но другому еще нужнее. Кому нужнее? А может быть, оба обманщики?» И из всех этих предположений он прежде не находил никакого выхода и давал всем, пока было что давать. Точно в таком же недоуменье он находился прежде при каждом вопросе, касающемся его состояния, когда один говорил, что надо поступить так, а другой – иначе.
Теперь, к удивлению своему, он нашел, что во всех этих вопросах не было более сомнений и недоумений. В нем теперь явился судья, по каким то неизвестным ему самому законам решавший, что было нужно и чего не нужно делать.
Он был так же, как прежде, равнодушен к денежным делам; но теперь он несомненно знал, что должно сделать и чего не должно. Первым приложением этого нового судьи была для него просьба пленного французского полковника, пришедшего к нему, много рассказывавшего о своих подвигах и под конец заявившего почти требование о том, чтобы Пьер дал ему четыре тысячи франков для отсылки жене и детям. Пьер без малейшего труда и напряжения отказал ему, удивляясь впоследствии, как было просто и легко то, что прежде казалось неразрешимо трудным. Вместе с тем тут же, отказывая полковнику, он решил, что необходимо употребить хитрость для того, чтобы, уезжая из Орла, заставить итальянского офицера взять денег, в которых он, видимо, нуждался. Новым доказательством для Пьера его утвердившегося взгляда на практические дела было его решение вопроса о долгах жены и о возобновлении или невозобновлении московских домов и дач.
В Орел приезжал к нему его главный управляющий, и с ним Пьер сделал общий счет своих изменявшихся доходов. Пожар Москвы стоил Пьеру, по учету главно управляющего, около двух миллионов.
Главноуправляющий, в утешение этих потерь, представил Пьеру расчет о том, что, несмотря на эти потери, доходы его не только не уменьшатся, но увеличатся, если он откажется от уплаты долгов, оставшихся после графини, к чему он не может быть обязан, и если он не будет возобновлять московских домов и подмосковной, которые стоили ежегодно восемьдесят тысяч и ничего не приносили.
– Да, да, это правда, – сказал Пьер, весело улыбаясь. – Да, да, мне ничего этого не нужно. Я от разоренья стал гораздо богаче.
Но в январе приехал Савельич из Москвы, рассказал про положение Москвы, про смету, которую ему сделал архитектор для возобновления дома и подмосковной, говоря про это, как про дело решенное. В это же время Пьер получил письмо от князя Василия и других знакомых из Петербурга. В письмах говорилось о долгах жены. И Пьер решил, что столь понравившийся ему план управляющего был неверен и что ему надо ехать в Петербург покончить дела жены и строиться в Москве. Зачем было это надо, он не знал; но он знал несомненно, что это надо. Доходы его вследствие этого решения уменьшались на три четверти. Но это было надо; он это чувствовал.
Вилларский ехал в Москву, и они условились ехать вместе.
Пьер испытывал во все время своего выздоровления в Орле чувство радости, свободы, жизни; но когда он, во время своего путешествия, очутился на вольном свете, увидал сотни новых лиц, чувство это еще более усилилось. Он все время путешествия испытывал радость школьника на вакации. Все лица: ямщик, смотритель, мужики на дороге или в деревне – все имели для него новый смысл. Присутствие и замечания Вилларского, постоянно жаловавшегося на бедность, отсталость от Европы, невежество России, только возвышали радость Пьера. Там, где Вилларский видел мертвенность, Пьер видел необычайную могучую силу жизненности, ту силу, которая в снегу, на этом пространстве, поддерживала жизнь этого целого, особенного и единого народа. Он не противоречил Вилларскому и, как будто соглашаясь с ним (так как притворное согласие было кратчайшее средство обойти рассуждения, из которых ничего не могло выйти), радостно улыбался, слушая его.

Так же, как трудно объяснить, для чего, куда спешат муравьи из раскиданной кочки, одни прочь из кочки, таща соринки, яйца и мертвые тела, другие назад в кочку – для чего они сталкиваются, догоняют друг друга, дерутся, – так же трудно было бы объяснить причины, заставлявшие русских людей после выхода французов толпиться в том месте, которое прежде называлось Москвою. Но так же, как, глядя на рассыпанных вокруг разоренной кочки муравьев, несмотря на полное уничтожение кочки, видно по цепкости, энергии, по бесчисленности копышущихся насекомых, что разорено все, кроме чего то неразрушимого, невещественного, составляющего всю силу кочки, – так же и Москва, в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни начальства, ни церквей, ни святынь, ни богатств, ни домов, была та же Москва, какою она была в августе. Все было разрушено, кроме чего то невещественного, но могущественного и неразрушимого.
Побуждения людей, стремящихся со всех сторон в Москву после ее очищения от врага, были самые разнообразные, личные, и в первое время большей частью – дикие, животные. Одно только побуждение было общее всем – это стремление туда, в то место, которое прежде называлось Москвой, для приложения там своей деятельности.
Через неделю в Москве уже было пятнадцать тысяч жителей, через две было двадцать пять тысяч и т. д. Все возвышаясь и возвышаясь, число это к осени 1813 года дошло до цифры, превосходящей население 12 го года.
Первые русские люди, которые вступили в Москву, были казаки отряда Винцингероде, мужики из соседних деревень и бежавшие из Москвы и скрывавшиеся в ее окрестностях жители. Вступившие в разоренную Москву русские, застав ее разграбленною, стали тоже грабить. Они продолжали то, что делали французы. Обозы мужиков приезжали в Москву с тем, чтобы увозить по деревням все, что было брошено по разоренным московским домам и улицам. Казаки увозили, что могли, в свои ставки; хозяева домов забирали все то, что они находили и других домах, и переносили к себе под предлогом, что это была их собственность.
Но за первыми грабителями приезжали другие, третьи, и грабеж с каждым днем, по мере увеличения грабителей, становился труднее и труднее и принимал более определенные формы.

Количество

56 + 1 единиц

Постройка

Пр.159 - 19 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Калининград, ССЗ №820 - 11 единиц

ПЛК-4

с 19.05.1966 СКР-38

ПЛК-5

с 19.05.1966 СКР-47

ПЛК-14

с 19.05.1966 СКР-26

ПЛК-17

с 19.05.1966 СКР-17, с 19.08.1982 ОС-34

ПЛК-9

с 19.05.1966 СКР-9

ПЛК-22

с 19.05.1966 СКР-22

ПЛК-25

с 19.05.1966 СКР-33

ПЛК-27

с 19.05.1966 СКР-27

ПЛК-30

с 19.05.1966 СКР-30, с 30.05.1978 ОС-333

ПЛК-34

с 19.05.1966 СКР-34

ПЛК-37

с 19.05.1966 СКР-40

Зеленодольск, ССЗ №340 - 1 единица

ПЛК-1

с 19.05.1966 - СКР-1, с 30.05.1978 - ОС-332

Хабаровск, ССЗ №876 (с 21.03.1961 Хабаровский ССЗ) - 7 единиц

ПЛК-15

с 19.05.1966 - СКР-18

ПЛК-41

с 19.05.1966 - СКР-41

ПЛК-11

с 19.05.1966 - СКР-11

ПЛК-43

с 19.05.1966 - СКР-43

ПЛК-3

с 19.05.1966 - СКР-3

ПЛК-46

с 19.05.1966 - СКР-46

ПЛК-23

с 19.05.1966 - СКР-23

Пр.159А - 23+1 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Калининград, ССЗ №820 (затем Прибалтийский ССЗ "Янтарь") - 13 единиц

ПЛК-29

с 19.05.1966 - СКР-29

СКР-16

с 5.04.1991 - Бакинец

СКР-103

СКР-106

СКР-110

с 29.05.1991 - ОС-226

СКР-112

СКР-115

СКР-98

СКР-94

с 12.10.1972 - Краснодарский комсомолец

СКР-87

с 29.05.1990 - Комсомолец Дагестана, с 15.02.1992 - СКР-87

СКР-120

СКР-123

СКР-126

Хабаровский СРЗ (с 31.01.1966 Хабаровский ССЗ) - 10+1 единиц

ПЛК-59

с 19.05.1966 - СКР-78

ПЛК-21

с 19.05.1966 - СКР-21, с 12.03.1979 - Орловский комсомолец

СКР-36

СКР-92

СКР-88

не достроен

СКР-130

СКР-133

СКР-138

СКР-141

СКР-128

СКР-135

Пр.159АЭ - 14 единиц

Наименование

Заводской

Заложен

Спущен на воду

Вступление в строй

Примечание

Калининград, Прибалтийский ССЗ "Янтарь" - 3 единицы

СКР-100

СКР-104

СКР-108

Хабаровский ССЗ - 11? единиц

СКР-95

СКР-82

СКР-96


До 19.05.1966 классифицировались как противолодочные корабли.

Тактико-технические данные пр.159

Водоизмещение, т:
стандартное: 910
полное: 1050
Размеры, м:
длина: 81,8
ширина: 9,2
осадка: 2,77 (габаритная - 5,82)
Скорость полного хода, уз: 32
Дальность плавания:
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х15000 л.с. ГТУ М-2, 1х6000 л.с. дизель 47Б-16, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 1 ДГ 400 кВт, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт
Вооружение: 2х2 76 мм АК-726 - СУ "Фут-Б"
1х5 400 мм ПТА-40-159 (5 торпед СЭТ-40)
4х16 РБУ-2500 "Смерч" (РГБ-25)
1 бомбосбрасыватель
22 мины
РТВ: РЛС общего обнаружения «Фут-Н», РЛС РТР «Бизань-4Б», НРЛС «Дон», ГАС МГ-312 «Титан», МГ-311 «Вычегда»
Бронирование, мм: Рубка - 15
Экипаж, чел: 98 (8 офицеров, 6 мичманов)

Тактико-технические данные пр.159А

Водоизмещение, т:
стандартное: 970
полное: 1110
Размеры, м:
длина: 82,3
ширина: 9,2
осадка: 2,89 (габаритная - 5,92)
Скорость полного хода, уз: 32
Дальность плавания: 2000 миль (14 уз), 1500 миль (16,5 уз), 800 миль (18 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х15000 л.с. ГТУ М-2Б, 1х6000 л.с. дизель 61Б, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 1 ДГ 400 кВт, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт
Вооружение: 2х2 76 мм АК-726 - СУ "Фут-Б"

1 бомбосбрасыватель
22 мины
РТВ: РЛС общего обнаружения МР-302 «Рубка», РЛС РТР «Бизань-4Б», НРЛС «Дон», ГАС МГ-312 «Титан», МГ-311 «Вычегда»
Бронирование, мм: Рубка - 15
Экипаж, чел: 106

Тактико-технические данные пр.159АЭ

Водоизмещение, т:
стандартное: 1000
полное: 1140
Размеры, м:
длина: 82,3
ширина: 9,2
осадка: 2,93 (габаритная - 5,96)
Скорость полного хода, уз: 29
Дальность плавания: 1800 миль (14 уз)
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х12000 л.с. ГТУ М-2БЭ, 1х5400 л.с. дизель 61Б-2, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 1 ДГ 400 кВт, 1 ДГ 200 кВт, 1 ДГ 100 кВт
Вооружение: 2х2 76 мм АК-726 - СУ "Фут-Б"
2х5 400 мм ПТА-40-159 (10 торпед СЭТ-40), пр.159АЭ - 1х3 533 мм ТА
2х12 РБУ-6000 "Смерч-2" (РГБ-60) - ПУСБ "Буря"
1 бомбосбрасыватель
22 мины
РТВ: РЛС общего обнаружения «Фут-Н», РЛС РТР «Бизань-4Б», НРЛС «Дон», ГАС МГ-312ИЭ «Титан», МГ-311 «Вычегда»
Бронирование, мм: Рубка - 15
Экипаж, чел: 106

Общий вид


История создания проекта

Модернизации проекта

Пр.159М – 9 единиц: Рижский СРЗ ПЛК-4 30.08.1984-5.02.1987, Калининград Прибалтийский ССЗ «Янтарь» ПЛК-5 28.05.1963-25.11.1964, ПЛК-14 28.11.1979-14.07.1981, ПЛК-22 28.11.1977-26.04.1979, ПЛК-25 24.11.1978-27.05.1980, Владивосток «Дальзавод» им. 50-летия СССР ПЛК-23 3.09.1974-17.05.1977, ПЛК-43, ПЛК-46 17.07.1971-29.07.1974, завод? – ПЛК-30. 1040/1180 т, 82,3*9,2*3,01(габаритная – 6,04) м, БУГАС МГ-325 «Вега», сняты кормовые РБУ-2500 и бомбосбрасыватель, РЛС общего обнаружения «Фут-Н» заменена на МР-302 «Рубка» (не на всех), добавлена станция обнаружения теплового кильватерного следа ПЛ МИ-110К (не на всех). На 2-х снят ТА (ПЛК-23?, ПЛК-46?)
На СКР-98 в 1978 установлена ГАК МГК-345 «Бронза» вместо кормового ТА
СКР-40 в 1964-66 (пр.159АБ?). Вместо кормовых АК-726 и РБУ-2500 установлена БУГАС МГ-325 «Вега»
Пр.159АВ – 1 единица: СКР-34 в 1969-70? Вместо ТА, кормовых АК-726 и РБУ-2500 установлен неакустический комплекс обнаружения МНК-300 «Кайра»
На СКР-98 в 1978 установлен ГАК МГК-345 «Бронза»
Опытовые суда: ОС-332 (ПЛК-1) 30.03.1978 Севастополь «Севморзавод» им. С.Орджоникидзе в 12.10.1977-1979. Сняты носовая АК-726, сняты РБУ-2500 «Смерч», установлены 1х2 ПУ ПЛРК «Вихрь», 2х12 РБУ-6000 «Смерч-2» (РГБ-60) – ПУСБ «Буря». Затем вместо 1х2 ПУ ПЛРК «Вихрь» установлен ТА
ОС-333 (СКР-30) 30.03.1978. испытание неакустических средств обнаружения ПЛ
ОС-34 (СКР-17). Вместо кормовых РБУ-2500 установлена ГАС "Аврора-Н"
ОС-226 (СКР-110) 12.04.1991

Распределение по флотам

БФ : СКР-9 (с 13.12.1963 СФ ), 17 (с 15.03.1965 СФ , с 27.05.1980 ЧФ ), 22 (с 17.12.1963 СФ ), 26 (с 8.12.1962 СФ ), 27 (с 23.07.1963 ЧФ ), 30 (с 23.12.1968 ЧФ ), 33 (с 17.12.1963 СФ ), 34 (с 5.10.1966 СФ ), 38, 106 (с 1.04.1968 СФ ), 110 (с 28.07.1970 ЧФ ), 112 (с 21.09.1968 ЧФ )
ЧФ : СКР-1, 40, 94, 115
СФ : СКР-16 (с 6.10.1983 КВФ ), 29, 47, 87 (с 25.08.1988 КВФ ), 98, 103, 120, 123, 126
ТОФ : ПЛК-3, 11, 15, 21, 23, 41, 43, 46, 59, СКР-36, 92, 95, 128, 130, 133, 135, 138, 141, зав.№40

Бортовые номера

СКР-1: 895, 336(ОС-332), 894(ОС-332), 898(ОС-332), 871(ОС-332)
СКР-11: 694(1986), 619(1987)
СКР-16: 737(1973), 984(1981), 442(1985), 402, 450(1990), 404(1992)
СКР-17: 927(1980?), 920(1980)
СКР-18: 846(1971), 801(1976), 632(1980), 681(1984)
СКР-21: 800(1973), 802(1974), 811(1975), 860(1975), 600(1990)
СКР-22: 767(1976), 945(пр.159М)
СКР-23: 815(1970), 831(1971), 835(1972), 842(1973), 807(1974), 845(1977), 609(1978), 618(1981), 656(1984), 604(1987)
СКР-26: 424(1962), 771(1972), 915(1979)
СКР-27: 160(1967), 832, 830(1984), 834(1986), 814(1990)
СКР-30: 878(СКР-30), 888
СКР-33: 743(1978), 976(1986), 936, 924(пр.159М)
СКР-34: 481(1965), 773(пр.159АВ), 768(пр.159АВ), 651(пр.159АВ), 616(1973), 664(1976), 905(пр.159АВ), 929(пр.159АВ), 951(пр.159АВ), 990(пр.159АВ)
СКР-38: 4(1965), 941(1985), 762(1988), 748(1990)
СКР-40: 618, 878, 880, 822(1984), 804(1986)
СКР-41: 805(1975), 607
СКР-43: 831(1976), 665(1981), 635(1987)
СКР-46: 635(159М)
СКР-47: 766?(1976)
СКР-78: 668(1988)
СКР-87: 421(1987)
СКР-92: 808(1974), 829(1975), 684
СКР-94: 692?, 833(1983)
СКР-98: 628, 737(1975), 934(1986)
СКР-103: 815, 757(1978), 974, 915
СКР-106: 927(1986), 900(1991)
СКР-110: 834(1982), 835(1983), 826(1984), 834(1986), 820(1990), 817
СКР-112: 897?(1973), 824(1980), 829(1985), 815(1.05.1990)
СКР-115: 889, 897, 834(1979), 836(1981), 833(1984)
СКР-120: 780(1975), 753(1977?), 937, 998(1981), 965(1984)
СКР-123: 747(1975), 949(1979), 932, 954
СКР-126: 755?(1975), 943(1986), 961(1988)
СКР-128: 626(1991)
СКР-130: 667(1982)
СКР-133: 668, 669, 699(1984), 622(1986)
СКР-135: 622(1981), 654
СКР-138: 851(1974), 833?, 642(1980)
СКР-141: 621(1973), 631, 803, 812(1975)

Списание

1986 - СКР-1 (1.10)
1987 - СКР-41 (20.06)
1989 - СКР-18 (4.05), СКР-23 (4.05), СКР-36 (4.05), СКР-43 (4.05), СКР-46 (4.05)
1990 - СКР-3 (19.04), СКР-9 (19.04), СКР-17 (28.09), СКР-30 (28.09, служебное судно Госснаба), СКР-34 (19.04), СКР-38 (19.04), СКР-78 (19.04)
1991 - СКР-11 (15.02), СКР-21 (15.02), СКР-22 (24.06), СКР-29 (24.06), СКР-92 (24.06), СКР-98 (30.01), СКР-103 (24.06), СКР-120 (24.06), СКР-128 (24.06)
1992 - СКР-27 (3.07), СКР-47 (29.10), СКР-87 (3.07), СКР-123 (29.10), СКР-126 (3.07)
1993 - СКР-26 (30.06), СКР-106 (30.06)
1994 - СКР-40 (25.01), СКР-110 (18.07), СКР-133 (11.02), СКР-138 (11.02)
1995 - СКР-33 (4.08),

Экспорт

Азербайджан : 1 единица
Бакили G121 (до 10.09.1992 СКР-16). Установлены 2х2 30 мм АК-230 вместо носового ТА

Вьетнам : 5 единиц
HQ-09 (до 21.12.1978 СКР-82), HQ-11 (до 21.12.1978 СКР-96), HQ-13 (до 12.1983 СКР-141), HQ-15 (до 12.1983 СКР-130), HQ-17 (до 12.1984 СКР-135). На HQ-11 установлены 2х2 37 мм В-11М вместо ТА, 2х2 ЗУ-23-2 вместо носовых РБУ. На HQ-15 установлены 2х2 37 мм В-11М вместо носового ТА, 2х2 ЗУ-23-2 вместо РБУ

Индия : 10 единиц
Пр.159АЭ: легкие фрегаты Анрала Р68 (до 08.1972 СКР-100) списан в 1994, Андорт Р69 в 08.1972 списан в 1994, Анджадип Р73 (до 1.09.1972 СКР-108), Андаман Р74 в 08.1972 затонул 22.08.1990 в шторм в Бенгальском заливе, Амини Р75 (до 08.1972 СКР-104), Каморта Р77 в 02.1969, Кадмат Р78 в 02.1969 списан в 1994, Килтан Р79 в 12.1969, Каваратти Р80 в 02.1970, Качал Р81 в 02.1970. Бывшие зав.№40

Сирия : 2 единицы
Пр.159АЭ: Аль Ассари 12, затем 1-508 в 02.1976 – потоплен как мишень 15.04.2018, Аль Хираса 14, затем 2-508 (до 13.03.1969 СКР-95)

Украина : 1 единица
21.07.1992 без смены наименования: фрегат СКР-112 815, с 2.02.1993 200, 07.1994 U132. Списан в 1996

Эфиопия : 2 единицы
Зерай Дерес 1616 (до 21.07.1983 СКР-94) затоплен на о.Нокра в 02.1991, 1617 (до 19.03.1984 СКР-115) списан в 1996. Затем б/н 61. Вместо кормового ТА установлена 1х40 122 мм ПУ НУРС БМ-21 «Град», добавлены 2х1 12,7 мм «Браунинг» М-2

Проект Страна Изготовители Операторы Основные характеристики Водоизмещение 938 т (стандартное)
1077 т (полное) Длина 81,8 м (78 м по КВЛ) Ширина 9,2 м (8,9 м по КВЛ) Осадка 5,8 м (2,85 м по КВЛ) Двигатели дизель-газотурбинная установка М-2: 2 форсажных газовых турбины М-2Б и дизель 61Б Мощность 30 000 л. с. (М-2Б)
6000 л. с. (61Б) Движитель 3 вала, 2 ВФШ, 1 ВРШ, 2 подруливающих устройства Скорость хода 33 узла (наибольшая)
14 узлов (экономическая) Дальность плавания 2000 морских миль (при 14 узлах) Автономность плавания 10 суток Экипаж 108 человек (9 офицеров) Вооружение Радиолокационное вооружение БИУС «Планшет-59»
РЛС общего обнаружения «Фут-Н» (Slim Net)
НРЛС «Нептун» или «Дон-2» (Don II)
ГАС «Титан» (Bull Horn) и «Вычегда»
РЛС управления огнём «Фут-Б» (Hawk Screech) или МР-105 «Турель»
РЛС госопознавания «Нихром» (High Pole B), 2 х Square Head Радиоэлектронное вооружение «Бизань-4Б» (Watch Dog) и акустические охранители Зенитная артиллерия 2 × 2 - 76,2-мм АК-726 Противолодочное вооружение 4 × 16 РБУ-2500 «Смерч»
256 глубинных бомб РГБ-25
2 бомбосбрасывателя
глубинные бомбы БПС/ГБ/ББ Минно-торпедное вооружение 1 × 5-трубный 400-мм торпедный аппарат ПТА-40-159
20-30 мин Изображения на Викискладе

Сторожевые корабли проекта 159 типа СКР-1 (по классификации НАТО - Petya-I class frigate) - сторожевые корабли, состоявшие на вооружении ВМФ СССР в послевоенные годы.

История

Развитие проекта

По данным на 2015-2016 годы - две единицы находятся в порту Тартус , Сирия.

Ссылки

  • Сторожевые корабли типа СКР-1. Проект 159 / Petya-I class (рус.)