Утеплители Изоляция Блоки

Барон Фон Щтиглиц – русский банкир и меценат. Александр Штиглиц. Финансовый барон Барон александр людвигович фон штиглиц

Он не собирался заниматься финансами, однако стал знаменитым финансистом. Хранил капиталы в банках своей страны и презирал тех, кто выводил деньги за границу. Свои миллионы он завещал направить на благотворительные цели.

Барона Александра Людвиговича Штиглица называли «королем биржи». Он сыграл основополагающую роль в формировании финансовой системы Российской империи. «Имя его пользуется такой же всемирной известностью, как имя Ротшильда», - писали современники.

Валовой внешний долг Украины составляет $102,8 млрд. (на 1 апреля 2010 года). Основной валютой внешних заимствований Украины остается доллар США (71,4%). Доля внешней задолженности в национальной валюте низка (1,2%). Долг сектора госуправления составляет $17,6 млрд. (17,1% от валового объема внешнего долга), сектора органов денежно-кредитного регулирования - $6 млрд. (5,8%), банковского сектора - $29,4 млрд. (28,6%). Долг других секторов экономики составляет $49,8 млрд. (48,5%).

СЫН ЭМИГРАНТА

Александр Штиглиц родился осенью 1814 года в Санкт-Петербурге. Его отец Людвиг-Иоганн эмигрировал в Российскую империю из немецкого княжества Вальдек в 1802 году. Такой шаг 22-летнего финансиста имел простое объяснение: старший брат Людвига-Иоганна, тоже финансист, занимал высокий пост при императоре Александре I и пользовался его полным доверием. Во всяком случае, перевод за границу больших сумм в личных целях монарх поручал именно Николаусу Штиглицу.

Тем не менее карьера Людвига-Иоганна не сразу пошла в гору. Он занялся экспортно-импортными операциями, но больших успехов не достиг. В 1805 году старший брат выделил ему стартовый капитал для открытия собственного дела. Людвиг-Иоганн зарегистрировал банкирский дом «Штиглиц и Ко». Николаус содействовал тому, чтобы крупные сделки осуществлялись именно через это банковское учреждение. Успех был таков, что Людвиг-Иоганн окончательно решил остаться в России и спустя два года принял «вечное Российской державы подданство». Ко времени рождения своего единственного сына Людвиг-Иоанн был купцом первой гильдии и пользовался большим авторитетом в деловых кругах Санкт-Петербурга.

Когда Александру исполнилось шесть лет, умер его всесильный дядя Николаус Штиглиц. Бездетный, он все свое колоссальное состояние завещал брату Людвигу и его семье. Еще спустя шесть лет 12-летний мальчик стал бароном - император Николай I по случаю своей коронации пожаловал этот титул своему придворному банкиру Людвигу-Иоганну Штиглицу и его потомству.

Александр рос в интеллектуальной среде. В семье интересовались не только финансами, но и музыкой, театром, литературой. Мальчик получил прекрасное домашнее образование, а затем поступил в престижный Дерптский университет (ныне эстонский город Тарту). По завершении учебы много путешествовал по Европе. Вернулся в Россию в 1840-м, а спустя два года женился. Мечтал о литературной карьере.

Поворотным в судьбе нашего героя стал 1843 год. От «нервического удара» скоропостижно скончался отец. В день его похорон по распоряжению Николая I в знак траура была закрыта биржа. На похоронах присутствовали многие русские министры, иностранные послы, крупные гражданские и военные чиновники, все петербургское купечество.

Многомиллионное состояние покойного перешло по наследству к 29-летнему Александру. Молодой барон оказался полноправным владельцем не только банкирского дома «Штиглиц и Ко», но и 1-го страхового от огня общества, Общества акционеров для постоянного сообщения между Петербургом и Любеком, Невской бумагопрядильной мануфактуры и ряда других промышленных предприятий.

Наследник растерялся. Финансы не входили в сферу его интересов. Отцовских 18 миллионов рублей вполне хватало на безбедную жизнь. Он попытался отойти от дел. Однако знакомые, близкие к императорскому двору, передали Александру слова Николая I - мол, будет весьма печально, если столь авторитетное в России и мире банковское учреждение, как «Штиглиц и Ко», исчезнет.

ИЗ БИЗНЕСА - НА ГОССЛУЖБУ

Александр быстро понял, на что намекнул глава государства. Российская империя как раз начинала реализацию «проекта века» - строительство Николаевской железной дороги. Для этого требовались западные кредиты. Привлечь их на выгодных условиях мог только банкирский дом «Штиглиц и Ко» - имя основателя учреждения, перешедшее по наследству к сыну, ценилось в европейских финансовых кругах на вес золота.

Отойти от дел, то есть подставить государственную казну, означало впасть в немилость к императору. Последствия могли быть самыми печальными, вплоть до разорения - неслучайно же монарх сказал: будет жаль, если банковское учреждение «исчезнет». Александр, отложив литературные планы, засучил рукава на финансовой ниве. И в течение семи лет, с 1843 по 1850-й, договорился с зарубежными банками о шести займах на строительство Николаевской железной дороги. Под 4% годовых.

Император не остался в долгу. Уже в 1846-м Штиглиц стал председателем Биржевого комитета Санкт-Петербурга, управлявшего столичной биржей. На этом влиятельном посту Александр Людвигович пробыл до 1860 года.

С началом Крымской войны резко возросла потребность в заемных средствах. Западные финансисты отказались ссужать деньгами Николая I. Во-первых, потому, что они были на стороне Англии, Франции и Италии, воевавших против России. А во-вторых, империя терпела в войне серьезные убытки. И тут опять на помощь правительству пришел дипломатический опыт и имя барона Штиглица. Он сумел уговорить европейцев предоставить значительные кредиты под относительно невысокие проценты - 5,5%. За что был пожалован бриллиантовой табакеркой с вензелем Николая I.

Понимая свою исключительность, Александр Людвигович сполна воспользовался должностью председателя Биржевого комитета. Фактически он диктовал на бирже свои правила игры: котировки на бирже начинались только с его появлением и были всегда такими, какие требовались банкирскому дому барона. Кроме того, его фирма монополизировала экспортно-импортные операции - вплоть до 1859 года все основные внешние займы правительство осуществляло исключительно через барона Штиглица. Довольно быстро его состояние возросло до 70 млн. рублей.

Впрочем, он был человеком чести. И все свои колоссальные сбережения хранил исключительно в российских банках - в отличие от многих других тогдашних бизнесменов. В ответ на недоуменные вопросы, холодно отвечал: «Мой отец и я заработали свое состояние в России. И я готов потерять с ней все свое состояние, если она окажется несостоятельной».

31 мая 1860 года новый император Александр II подписал указ о создании Государственного имперского банка. А уже 10 июня назначил управляющим барона Штиглица. Перед тем как перейти на госслужбу, Александр Людвигович ликвидировал все свои частные банковские дела и по собственной воле снял с себя обязанности председателя Биржевого комитета - чтобы не было конфликта интересов.

ЦАРСКАЯ ЗАРПЛАТА

На новом посту барон полностью реформировал российскую банковскую систему - она была создана еще во времена Екатерины II и за сто лет изрядно устарела. Кроме того, новый банк стал отвечать также за кредитование промышленности и торговли (через собственную сеть и через сторонние финансовые организации). Это обеспечило колоссальный рывок в экономике. В стране начало формироваться банковское законодательство.

Впрочем, Штиглиц позаботился и о собственных интересах. При назначении на пост управляющего выторговал себе зарплату 3 млн. рублей в год. За шесть лет работы он получил 18 млн. - столько его отец заработал за всю жизнь.

В 1862-м барон был пожалован в тайные советники. А спустя четыре года ушел в отставку с должности управляющего государственным банком, сохранив за собой на некоторое время высокий пост в Министерстве финансов и пост почетного члена Совета торговли и мануфактур.

Удалившись от дел, 52-летний пенсионер смог наконец сосредоточиться на увлечениях молодости, оставленных им ради финансовой карьеры: литературе, театре, живописи. Следуя семейной традиции, он много занимался благотворительностью, жертвовал образовательным заведениям, учреждал стипендии студентам, поддерживал детские приюты.

В 1876-м барон преподнес свой самый ценный подарок Петербургу, отдав 1 млн. рублей на создание Центрального училища технического рисования для лиц обоего пола. Оно разместилось в Соляном переулке в специально построенном здании, которое само по себе уже представляло произведение искусства. А вскоре последовал еще один взнос, на этот раз 5 млн. - на создание при училище музея художественно-прикладного творчества и библиотеки. Сегодня это один из самых знаменитых художественных вузов России, известный как Высшее художественно-промышленное училище имени В.И. Мухиной (на студенческом сленге - «Муха»). В 2006-м ему было присвоено имя основателя - Александра Людвиговича Штиглица. Музей училища тоже сохранился, сегодня это одна из богатейших коллекций декоративно-прикладного творчества в России.

В 1881 году барон получил чин действительного статского советника. По тогдашней табели о рангах это соответствовало званию генерала. А спустя три года, осенью 1884-го, Штиглиц скончался. Ему было 70 лет.

Согласно закону нотариус огласил завещание покойного. Оно посрамило тех, кто при жизни упрекал барона в излишней скупости - мультимиллионер оказался неприхотлив в быту и сдержан в личных тратах. По завещанию большая часть его капитала отошла приемной дочери Наталье. Остальные миллионы Александр Людвигович завещал на содержание художественного училища и других образовательных учреждений, которые он поддерживал при жизни, на помощь лютеранской церкви Святых Петра и Павла в Петербурге, больницам города, благотворительным обществам, а также петербургскому Биржевому комитету, который когда-то возглавлял. Хорошее вознаграждение получили также слуги и сослуживцы барона.

Согласно его последней воле Александр Штиглиц был похоронен в Ивангороде, в построенном им, лютеранином, православном храме Живоначальной Святой Троицы, находившемся неподалеку от его фабрик. Несмотря на бурные события ХХ века, эта церковь уцелела до наших дней.

Памятник Николаю I

Меценатство Штиглица

Интересы Александра Людвиговича простирались не только на государственную, но и на промышленную сферы. Штиглицу принадлежала бумажная фабрика, а также суконные и льнопрядильные фабрики в Нарве, выполняющие в том числе и крупные военные заказы. Например, изготовление сукна для парусов кораблей и для обмундирования российской армии.

Но Штиглиц-меценат прославился не меньше, чем Штиглиц-промышленник, банкир или государственный деятель. Александр Людвигович щедро жертвовал средства на нужды просвещения, пополнял кассы различных училищ и обществ, членом которых он состоял. Причем стоит заметить, что и в этом он продолжал дело своего отца, в свое время основавшего в Коломне детский приют. Во время Крымской войны Александр Людвигович жертвовал на военные цели, в мирное время на собственные средства он построил железную дорогу, связывающую Петербург и Петергоф (Петергофская железная дорога), а также Гатчину и Лугу (Балтийская железная дорога). Примечательно, что в числе всего прочего он даже взял на себя расходы на сооружение памятника Николаю I.

Однако самым его любимым и дорогим благотворительным проектом оказалось основанное в 1876 году Центральное училище технического рисования.

С позволения императора Штиглиц собирался назвать его в честь своего отца, но вследствие бюрократической ошибки училище получило имя самого Александра Людвиговича. Ныне это Художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица.

На нее он пожертвовал целый миллион рублей, настолько крупную по тем временам сумму, что Александр II назвал это «подвигом просвещенной благотворительности». В этом проекте, стоит думать, барон дал волю чувствам и своей давней тяге к искусству. Да и Россия нуждалась в подобных учебных заведениях - ведь художников в новой на тот момент сфере промышленности готовили тогда только в городах Европы и Москве. На пожертвованные бароном средства осуществилось строительство не только самого училища, но и великолепного музея прикладного искусства, а его коллекция стала впоследствии одной из богатейших коллекций прикладного искусства в Европе.

Щедрость дороже денег

Думая о нуждах России в целом, Штиглиц не забывал и потребности отдельных людей, своих коллег или скромных работников. Так, например, он учредил ссуды сослуживцам в Государственном банке и жертвовал деньги в общую ссудо-сберегательную кассу. А в Нарве он, лютеранин, построил для работников своих фабрик православную церковь Святой Троицы. Он также щедро выплачивал премии, и, заметьте, во время всеобщих волнений на заводах работники его фабрик не бастовали наравне с прочими, а гнали агитаторов вон.

А.Л. Штиглиц, 1865.

В 1884 году Александр Людвигович скончался. Его завещание удивило и осчастливило многих - не забыв никого, он разделил между разными людьми и организациями около 38 млн рублей. Даже его камердинер получил 5000 рублей. А Центральному училищу технического рисования он завещал еще 9 миллионов - сумму, достаточную для того, чтобы оно могло долгие годы существовать только на проценты с этих денег.

Интересно, что Штиглиц мог хранить свои многочисленные капиталы во многих странах Европы, но предпочитал держать их исключительно в России, отчего многие финансисты приходили в недоумение. Он же обосновывал это так: «Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Кудрина Юлия

(К 200-летию со дня рождения и 130-летию со дня смерти)

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">В 1876 г. по указу Императора Александра II 12.0pt;line-height:150%;Arial"> на средства, пожертвованные банкиром и промышленником бароном Александром Людвиговичем Штиглицем (1814—1884) в С.-Петербурге было основано Центральное училище технического рисования, получившее имя барона Штиглица.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Александр Людвигович родился в С.-Петербурге в богатой еврейской семье. Его отец Людвиг Иванович Штиглиц - придворный банкир, был основателем банкирского дома «Штиглиц и Ko 12.0pt;line-height:150%;Arial">».

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Крупный промышленник и банкир, Александр Людвигович хорошо разбирался в искусстве и активно занимался благотворительной деятельностью. Большие средства были вложены им в строительство российских железных дорог, но именно Центральное училище технического рисования в С.-Петербурге сделало его имя широко известным.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">В 1840 г., окончив Дерптский университет, А.Л. Штиглиц поступил на государственную службу в Министерство финансов в должности члена Мануфактурного совета. После смерти отца в 1843 г., вступив во владение его состоянием, он занял должность придворного банкира. Благодаря Александру Людвиговичу были реализованы шесть 4% займов на строительство Николаевской железной дороги. Заслугой Штиглица также было получение Россией во время Крымской войны (1853—1856) больших внешних займов.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">В течение 13 лет А.Л. Штиглиц был активным участником всех крупных операций правительства России на внутреннем и внешнем рынках. Через Банкирский дом А.Л. Штиглица российское правительство поддерживало отношения с банкирскими домами Амстердама, Лондона и Парижа. С 1846 по 1854 гг. Штиглиц занимал должность председателя Биржевого комитета, на которую он постоянно избирался биржевым купечеством С.-Петербурга. В 1848 г. Штиглиц был назначен членом Коммерческого Совета Министерства финансов. В 1854 г. был произведен в статские советники с формулировкой «За особенное на пользу общую усердие», а через год он стал действительным статским советником.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">С 1857 г. А.Л. Штиглиц - соучредитель Главного общества Российских железных дорог, задачей которого была постройка и эксплуатация железнодорожных линий, которые должны были связывать земледельческие районы России с Санкт-Петербургом, Москвой, Варшавой, а также с побережьями Черного и Балтийского морей.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">С 1860 по 1866 гг. согласно Указу Императора Александра II 12.0pt;line-height:150%;Arial"> Штиглиц занимал должность Управляющего Государственным Банком России. После 1866 г. - он почетный член Совета торговли и мануфактур при Министерстве финансов. В 1862 г. Высочайшим Указом ему было пожаловано звание тайного советника, а в 1881 г. он был произведен в действительные тайные советники.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Помимо банкирского дела А.Л. Штиглиц много занимался предпринимательской деятельностью. Ему принадлежали Екатерингофская бумагопрядильная фабрика, суконные и льнопрядильные фабрики, а также основанные в Нарве суконные и льнопрядильные фабрики, которые в 1880 г. были преобразованы в «Товарищество Нарвской суконной мануфактуры».

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Центральное училище технического рисования существовало на проценты от завещанного А.Л. Штиглицем в 1884 г. капитала - около 7 миллионов рублей. Оно готовило художников декоративно-прикладного искусства для промышленности, а также учителей рисования и черчения для средних художественных промышленных школ.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">В отличие от Академии художеств, в Училище принимали всех желающих без различия сословия и пола. Необходимым условием было окончание четырех классов гимназии или реального училища и успешная сдача экзамена по рисунку. Училище должно было содействовать развитию художественных способностей ремесленников и рабочих. На средства, завещанные А.Л. Штиглицем, осуществлялось строительство здания Училища, создание при нем Музея прикладного искусства. Значительные средства шли на оплату сотрудников Училища и Музея, оплату педагогов, оборудования художественных мастерских, выплату стипендий малообеспеченным учащимся, пенсионерские поездки учеников за границу, пополнение художественных и книжных коллекций.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Во время практики ученики Училища работали в различных учреждениях: Императорском фарфоровом заводе, ювелирной фирме Фаберже, мастерских Императорских театров, Московской ситценабивной мануфактуре и других. Их работы демонстрировались также на международных выставках,

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Большую роль в становлении и развитии Училища принадлежала зятю А.Л. Штиглица - действительному тайному советнику, Государственному секретарю при Императоре Александре III line-height:150%;Arial">, фабриканту Александру Александровичу Половцову. Его жена - Надежда Михайловна Половцова была внебрачной дочерью великого князя Михаила Павловича, удочеренной бездетной четой Штиглицев.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">А.А. Половцов стал бессменным председателем Совета училища. Ему принадлежала идея создания при училище Музея прикладного искусства, задача которого состояла в формировании художественных коллекций с целью обучения студентов.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Музей значительно расширил свои коллекции после посещения в 1880 г. А.А. Половцовым и известным дипломатом князем А.Б. Лобановым-Ростовским европейских музеев и их знакомства со знаменитым археологом Г. Шлиманом. Будучи заядлым коллекционером, как и А.Л. Штиглиц, А.А. Половцов тратил значительные суммы на благотворительные цели. Многие музейные экспонаты были приобретены на аукционах Европы или всемирных выставках. Некоторые экспонаты музея были приобретены в виде пожертвованы частными лицами, среди которых были известные коллекционеры, дипломаты, фабриканты.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">По инициативе А.А. Половцова на пост директора Училища был приглашен известный архитектор Максимилиан Егорович Месмахер (1842—1906) - автор многих знаменитых сооружений в С.-Петербурге, таких как Государственный совет на Миллионной 36, дворец на Адмиралтейской набережной 8, великокняжеский дворец на Мойке... М.Е. Месмахер стал автором Главного здания Училища. На основе опыта европейских музеев он создал новый тип музейного здания. Старейшее здание училища по адресу Соляной переулок, 13 было построено по проекту архитекторов А.И. Кракау, Р.А. Гедике при участии М.Е. Месмахера.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">29 декабря 1881 г. состоялось открытие главного здания Центрального училища технического рисования. На мраморной доске парадной лестницы здания золотыми буквами была выбита надпись: «Заложено 1 Июля 1878 г. в царствование Императора Александра II line-height:150%;Arial">. Открыто 29-го Декабря 1881 г. в царствование Императора Александра III 12.0pt;line-height:150%;Arial">, сооружено иждивением Барона Александра Людвиговича Штиглица». На верхней площадке лестницы возвышалась мраморная статуя А.Л. Штиглица работы скульптора М.М. Антокольского. А.Л. Штиглиц был представлен скульптором сидящим в кресле.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">После создания в 1890-х годах филиалов в Нарве, Саратове, Ярославле училище получило название Центрального. В 1892 г. в ЦУТР на отделениях художественной майолики, декоративной живописи и резьбы, чеканки, ксилографии и офорта, живописи по фарфору, ткацкого и набивного дела обучались 200 человек. Преподавателями ЦУТР были известные художники и скульпторы: А.Д. Кившенко, М.К. Клодт, А.Т. Матвеев, В.В. Матэ, А.И. фон Гоген, Н.А. Кошелев, А.А. Рылов и другие. Из стен училища вышли такие выдающиеся художники как Апполинарий Васнецов, Кузьма Петров-Водкин, Анна Остроумова-Лебедева, Алексей Талащук...

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Училище находилось под неусыпным вниманием императора Александра III . Он вместе с императрицей посещал его, встречаясь со студентами и преподавателями. В 1887 г. А.А. Половцов послал Императору Александру III line-height:150%;Arial"> в Гатчину новое издание Штиглицкого рисовального училища «Сборник византийских и древнерусских орнаментов, собранных и рисованных князем Г.Г. Гагариным». Император оценил его следующим образом: «… Издание действительно художественно и исполнено отлично…» В декабре 1890 г. император познакомился с представленными ему А.А. Половцовым гравюрами на дереве, выполненными учащимися Училища. «Доволен исполнением гравюр, но сожалею, что они отпечатаны в Париже, а не в России», - написал Александр Александрович. В своих дневниках А.А. Половцов отмечал, что Александр line-height:150%;Arial">III и его брат - великий князь Владимир Александрович (бывший президентом Академии художеств) «любили и понимали рисование и его воплощение».

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Строительство Музея прикладного искусства Училища и его отделка продолжались 10 лет. Торжественное открытие состоялось в 1896 г. Оно стало важным событием культурной жизни С.-Петербурга. На нем присутствовали Император Николай II и члены императорской семьи, многие известные деятели культуры, в том числе И.Е. Репин, писатель Д.В. Григорович, К.С. Петров-Водкин, А.П. Остроумова-Лебедева. К этому времени в Музее насчитывалось уже свыше 12 тысяч экспонатов. В 1902 г. коллекция музея увеличилась до 15 тысяч единиц хранения. В собрании Музея было уже несколько десятков тысяч произведений декоративно-прикладного искусства, среди которых - керамические изделия, фарфор, стекло, мебель, гобелены, бронза. Здесь были памятники Античности, Средневековья, Возрождения, произведения русского, западноевропейского и восточных прикладных искусств XVI — XVIII вв. В здании Музея проходили выставки объединения «Мир искусства», организованные Дягилевым, «Историческая выставка предметов искусства» в 1904 г., в 1915 г. - «Выставка церковной старины» и многие другие.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Газета «Всемирная иллюстрация» писала: «Внимание каждого проходящего по шумной Пантелеймоновской улице (ныне ул. Пестеля - Ю.К. ) в С.-Петербурге … невольно останавливается на здании, которое высится рядом с Церковью Св. Пантелеймона и приятно поражает зрителя своим истинно монументальным видом и, обняв взором его фасад, исполненный из тесаного песчаника, убеждаешься, что имеешь перед собой музей или храм славы прикладных художеств… гармония пропорций его частей и какое-то особенное приятное сочетание на этом фасаде архитектуры и скульптуры, заставляют каждого видевшего подобные здания не только в России, но и за границею охотно признать, что другого такого музея прикладных искусств нет нигде и что здание музея несравненно лучше подобных учреждений за границею - в Берлине, Вене и Лондоне».

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">Тридцать залов музея знакомили студентов с историей развития целых отраслей прикладного искусства - ткани, шитье, резьба по дереву, камню и кости, гобелены, фарфор, фаянс, стекло - с момента зарождения и по XIX line-height:150%;Arial"> век. Здесь были экспозиции, представлявшие искусство Египта, Германии, Италии, России, Франции, Англии и Фландрии. В музее были Итальянский, Египетский, Готический залы, зал «Теремок», убранство которого казалось «живет сказкой, написанной русской природой», были и зал Медичи, «Венецианский» зал, зал Фарнезе, Папская галерея, залы Генриха II , Людовика XIII , Людовика XIV , Елизаветинский зал, зал Тюдоров, Фламандский зал.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">В январе 1898 г. в Музее С.П. Дягилевым была организована Выставка русских и финских художников, в которой наравне с А.Н. Бенуа и М.А. Врубелем участвовали финские художники: В. Бломстед, А. Галлен-Каллела и другие.

justify;text-indent:35.45pt;line-height:150%">После октябрьских событий 1917 г. Центральное училище технического рисования А.Л. Штиглица было закрыто. Мраморная доска с надписью об учредителях и основателях Училища была снята. В конце Великой Отечественной войны Училище было воссоздано под названием Ленинградского высшего художественно-промышленного училища. С 1953 по 1994 гг. оно носило имя скульптора В.И. Мухиной. В 2006 г. было восстановлено прежнее название, и Училище стало называться Академией технического рисования барона А.Л. Штиглица. 11 ноября 2011 г. в дни празднования 135-летнего юбилея на парадной лестнице здания была торжественно воссоздана историческая мраморная доска с именами создателей и основателей Училища - императоров Александра II , Александра III и барона А.Л. Штиглица. Самое удивительное состояло в том, что надписи советского периода были сделаны на обороте исторической доски, которая сохранилась в первозданном виде. В июне 2011 г. под сводом большого выставочного зала академии была воссоздана статуя барона Штиглица, которая после войны хранилась в запасниках училища. Восстановление исторической справедливости стало возможным благодаря деятельности Попечительского совета Центра национальной славы России и лично его председателя Владимира Якунина. «Это удивительное явление, - сказал Владимир Якунин во время церемонии возвращения мраморной доски, - казалось, что все покрылось таким слоем исторической пыли, что никто не ожидал открытия этого памятника. Это событие является лейтмотивом деятельности Фонда и тех людей, которые трудятся над сохранением отечественной культуры как части мировой культуры».

Фотогалерея

Александр Людвигович Штиглиц
Дата рождения 1 (13) сентября (1814-09-13 )
Место рождения Санкт-Петербург
Дата смерти 24 октября (5 ноября) (1884-11-05 ) (70 лет)
Место смерти Санкт-Петербург
Подданство Российская империя Российская империя
Род деятельности
Отец Штиглиц, Людвиг Иванович
Супруга Каролина Карловна Миллер
Дети Людивиг (1842-1843)
Надежда Михайловна Июнева (Юнева) (1843-1908)
Награды и премии
Автограф
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Сын придворного банкира, основателя банкирского дома «Штиглиц и К°», барона Людвига фон Штиглица (1778-1843) и Амалии Анжелики Кристины Готтшалк (1777-1838).

В 1860 году Штиглиц ликвидировал все свои частные банкирские дела и по собственному желанию был уволен с должности председателя Биржевого комитета. 31 мая (12 июня) 1860 года , на основании Указа Александра II , Коммерческий банк был преобразован в Государственный банк и 10 (22) июня 1860 года А. Л. Штиглиц был назначен его управляющим. В 1866 году он был уволен с этой должности с оставлением при Министерстве финансов по кредитной части и в качестве почётного члена Совета торговли и мануфактур. В этом же году стал крупнейшим пайщиком учрежденного Московского купеческого банка . В 1862 году пожалован в тайные советники , а в 1881 году - в действительные тайные советники .

Благотворительная деятельность

Благотворительная деятельность Штиглица, являвшаяся как бы продолжением благих начинаний его отца, касалась больше всего нужд просвещения и интересов его подчинённых. Ещё в 1843 году, тотчас же по смерти отца, Штиглиц был утверждён почётным членом совета Санкт-Петербургского коммерческого училища и действительным членом совета Санкт-Петербургского высшего коммерческого пансиона.

В последнем звании он состоял до самого закрытия пансиона в 1858 году и, за свои заботы об этом учреждении и неоднократные щедрые пожертвования в его пользу, в 1846 году удостоен был Высочайшего благоволения, точно так же, как и за крупные пожертвования на нужды коммерческого училища в 1845 году.

В 1858 году , одновременно с пожертвованием на сооружение памятника императору Николаю I в биржевом зале, Штиглиц внёс значительную сумму на содержание воспитанников в учебных заведениях столицы в память покойного императора, а в 1859 году, также на нужды просвещения, пожертвовал капитал, в ознаменование совершеннолетия наследника цесаревича.

После вступления в должность управляющего Государственным банком Штиглиц озаботился нуждами своих сослуживцев. При его ближайшем содействии, в 1862 году, была учреждена ссудо-сберегательная касса служащих в Государственном банке, затем в течение 3 лет подкреплял средства кассы пожертвованиями (оставляя в её пользу часть своего жалованья), составившими в общем сумму в 10 290 рублей . В 1880-х годах депутатское собрание кассы придало этой сумме наименование «капитала имени барона А. Л. Штиглица». Из его процентов ежегодно выдавались пособия вдовам и сиротам членов кассы.

Кроме перечисленных учреждений, Штиглицем в разное время были облагодетельствованы и многие другие, в том числе на его пожертвования продолжал существование детский приют в Коломне , основанный его отцом.

Самым важным пожертвованием Штиглица, самым ценным для России, которое одно способно было бы обессмертить его имя, - было учреждение на его средства в Петербурге Центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Это училище было любимым детищем Штиглица, горячего поклонника искусства вообще. Пожертвовав на первоначальное устройство училища 1 000 000 рублей , он продолжал субсидировать его и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почётным попечителем и после смерти завещал ему очень большую сумму, благодаря чему училище могло получить самое широкое и благотворное развитие.

Завещание, оставленное Штиглицем, вообще представляет образец заботливости о созданных им учреждениях и лицах, находившихся к нему в каких бы то ни было более-менее близких отношениях. Так, между прочим, в пользу служащих Государственного банка им было завещано 30 000 рублей ; не были забыты и его личные служащие: любимый камердинер, например, получил 5000 рублей. Общая сумма, распределённая по завещанию Штиглица между разными лицами и учреждениями, достигала, по слухам, 100 млн рублей (не считая недвижимости), однако в действительности была скромнее - около 38 млн рублей.

Любопытно отметить, что, будучи человеком вполне независимым, капиталы которого охотно принимались во всех странах, Штиглиц помещал своё огромное состояние почти исключительно в русских фондах и на скептическое замечание одного финансиста о неосторожности подобного доверия к русским финансам однажды заметил: «Отец мой и я нажили всё состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе всё своё состояние».

  • Наука и техника
  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Штиглиц Александр Людвигович

    13.09.1814 — 05.11.1884

    Александр Людвигович Штиглиц получил известность как крупнейший российский финансист середины XIX века, первый управляющий Государственным банком и щедрый меценат.

    Российская история семьи Штиглиц началась в конце XVIII века, когда коммерсанты братья Николай и Бернгард Штиглицы, жители немецкого княжества Вальдек, решили покинуть родину и подобно многим своим соотечественникам попытать счастья в далекой Российской империи. На новой родине удача им улыбнулась: Бернгард остановился в Кременчуге, занялся там торговлей зерном, винными откупами и скоро разбогател, Николай же пошел еще дальше. Сначала он тоже промышлял зерном и соляным промыслом в Малороссии, потом переключился на винные откупа, переселился в Санкт-Петербург, где основал торговый дом, наладил поставку колониальных товаров и понемногу начал заниматься финансовыми операциями. Николаю Штиглицу удалось войти в доверие к императору Александру I, и он стал выполнять конфиденциальные финансовые поручения правительства и лично царя. Во время войны 1812 года Штиглиц занимался поставкой продовольствия для русской армии, за что был пожалован дворянским званием. В 1817 году он был назначен директором Генеральной комиссии погашения долгов, в ведении которой было заключение новых займов за границей.

    В 1802 году в Санкт-Петербурге объявился третий Штиглиц — младший брат Николая и Бернгарда Людвиг, или, как его стали именовать в России, Людвиг Иванович, сделавший на новой родине карьеру еще более фантастическую, чем старшие братья. Ему и предстояло стать отцом самого известного представителя этой фамилии — барона Александра фон Штиглица. Как и старший брат, Людвиг Штиглиц много занимался экспортно-импортной торговлей, но приоритетной для него была все же финансово-кредитная сфера. На первых порах младшего брата очень поддержал Николай, выделивший Людвигу стартовый капитал для открытия собственного дела, потом дела новоявленного российского предпринимателя пошли в гору. Ко времени рождения своего единственного сына Людвиг, уже подданный Российской империи и купец первой гильдии, был главой банкирского дома «Штиглиц и Ко». Он пользовался большим авторитетом в деловых кругах Санкт-Петербурга. Коллеги уважали Штиглица за трудолюбие, аккуратность и неизменную честность в делах, за спокойный характер и умение всегда держать себя в руках. Клиенты же банкирского дома Штиглица (а среди них было немало самых титулованных лиц Российской империи) ценили банкира за лояльную политику: проценты по кредитам, которые давал Людвиг, был значительно ниже, чем у конкурентов. В 1819 году Людвиг Штиглиц стал придворным банкиром императора Александра I и начал ссужать деньгами членов венценосной семьи, их приближенных, а также выступать посредником в организации внешних займов российской короны у западных банкиров, с которыми он вскоре наладил очень хорошие связи.


    Преемник


    Единственный сын и наследник Людвига фон Штиглица и его супруги Амалии Анжелики Кристин Готтшалк появился на свет осенью 1814 года в Санкт-Петербурге. Через шесть лет после рождения Александра бездетным ушел из жизни его дядя Николай, завещавший все свое состояние младшему брату. Еще через шесть лет в честь коронации Николая I придворному банкиру Людвигу Штиглицу и его потомству был пожалован баронский титул.

    Мальчик рос в интеллектуальной среде. Людвига Ивановича, человека получившего, как и его старшие братья, прекрасное образование, интересовали не только финансы, но и музыка, литература, театр. Эту любовь он привил и своему сыну. Получив классическое домашнее образование, Александр был послан учиться в Дерптский университет, где проявил большие способности к науке. Он увлекался древними языками, живописью, литературой. По окончании университета молодой человек много путешествовал по Европе, а вернувшись в 1840 году в Россию, поступил на государственную службу в Министерство финансов на должность члена мануфактурного совета. В 1842 году Александр женился на дочери еще одного немецкого предпринимателя, осевшего в Санкт-Петербурге, Каролине Карловне Миллер. Брак остался бездетным, но Штиглицы воспитывали приемную дочь Надежду. С появлением ее в семье барона связана романтическая история. Ребенок был подкинут супругам одним прекрасным летним днем. Потом стали поговаривать, что отцом девочки является сам великий князь Михаил, брат императора Николая I. Кто родители ребенка, супруги разбирать не стали, а просто приняли ее в свою семью и воспитали как родную дочь. Надежда выросла, вышла замуж, а после смерти барона унаследовала значительную часть его громадного состояния.

    Тем временем семейное дело развивалось. Банкирский дом «Штиглиц и Ко» начал выступать основным организатором внешних займов Российской империи, в частности через него в 1841 году правительством было получено 50 млн руб. серебром на подготовку строительства Николаевской железной дороги, связавшей Санкт-Петербург и Москву. Коммерческие интересы Людвига Штиглица распространялись не только на финансово-кредитную сферу. Он был среди учредителей Первого страхового от огня общества (1827 год), Общества акционеров для постоянного сообщения между Петербургом и Любеком (1830 год), создал Невскую бумагопрядильную мануфактуру (1833 год) и владел рядом других промышленных предприятий. Все это богатство вместе с многомиллионным состоянием Людвига Штиглица в 1843 году по наследству перешло к его сыну Александру.

    Как гласит предание, получив в наследство финансово-промышленную империю отца, молодой барон растерялся — он совсем не чувствовал в себе тяги к предпринимательству и финансам и мечтал о карьере ученого. Говорят, что наследник даже попытался сразу отойти от дел, но тут сведущие люди передали ему слова самого Николая I — мол, будет очень печально, коли столь авторитетное и в России, и мире банковское учреждение канет в Лету. И то ли мнение императора возымело свое действие, то ли присущее ему чувство ответственности сыграло свою роль, но Александр предпочел забыть о своих высоких устремлениях и засучив рукава принялся развивать доставшееся ему предприятие, в чем, надо сказать, превзошел и своего отца, и своего дядю.

    «По наследству» к молодому человеку перешли и должность придворного банкира, и имя, ценившееся буквально на вес золота в европейских финансовых кругах — так ему доверяли западные финансисты. Тем временем в России продолжалось строительство Николаевской железной дороги (начато оно было уже после смерти первого барона, в 1844 году), для продолжения работ снова понадобились западные деньги — и доставать их пришлось уже Александру Людвиговичу. Так, с 1843 по 1850 год Штиглиц договорился о шести четырехпроцентных займах на строительство Николаевской железной дороги.

    В очень короткий срок Александру фон Штиглицу удалось завоевать уважение российских финансистов. В 1846 году столичное биржевое купечество впервые выбрало его на должность председателя Биржевого комитета Санкт-Петербурга (этот орган управлял Санкт-Петербургской биржей), через три года он был переизбран на второй трехлетний срок, затем на третий, четвертый — Александр Людвигович непрерывно возглавлял комитет до 1860 года. В 1848 году Штиглиц был назначен членом Коммерческого совета Министерства финансов.

    С началом Крымской войны резко возросла потребность Российской империи в заемных средствах, и тут опять на помощь правительству пришел дипломатический опыт и имя барона Штиглица. Ему удалось уговорить западных финансистов, не стремящихся ссужать деньгами терпящую в войне серьезные убытки Россию, выдать ей значительные кредиты под относительно невысокие проценты — 5,5%. В самый разгар Крымской войны за услуги, оказанные отечеству, барон получил чин статского советника, а вскоре стал действительным статским советником.

    Поезда, заводы, прииски


    Влияние, которое оказывал Штиглиц на деловую жизнь Санкт-Петербурга, было колоссальным, и нельзя сказать, что все современники барона оценивали его положительно. Так, поговаривали, что, будучи председателем биржевого комитета, Штиглиц фактически диктует на бирже свои правила игры: котировки на бирже начинались только с его появлением и были всегда такими, какие требовались банкирскому дому барона; что его фирма монополизировала экспортно-импортные операции, что барона порой несправедливо называют человеком кристальной честности. Мнение по этому поводу самого Александра Людвиговича история не сохранила. Исследователи пишут, что он был замкнут и немногословен и, судя по всему, обладал большим чувством собственного достоинства, а потому не считал нужным опускаться до оправданий.

    Впрочем, бизнес есть бизнес, и барона Штиглица — как и всех предпринимателей и до и после него, наверное, можно упрекнуть в излишней преданности своим интересам. Однако в том, что он был человеком высоких моральных принципов, сомневаться не приходится. Об этом свидетельствуют два поучительны факта его биографии. Факт первый: перед тем как занять важный государственный пост (а барон Штиглиц, как известно, в 1860 году стал первым управляющим Государственного банка, о чем речь пойдет ниже), Александр Людвигович ликвидировал все свои частные банковские дела и по собственной воле снял с себя обязанности председателя Биржевого комитета — чтобы не было конфликта интересов. Факт второй, сохранившийся в воспоминаниях современников Штиглица: свои колоссальные сбережения он предпочитал хранить в российских банках, а когда слышал недоумевающие вопросы коллег, холодно отвечал примерно следующее: «Мой отец и я заработали свое состояние в России. И я готов потерять с ней все свое состояние, если она окажется несостоятельной».

    Большие пересуды вызывали и коммерческие предприятия барона, а их у него было великое множество. Так, барон прибавил к своим активам новые текстильные предприятия. В конце 40-х — начале 50-х годов он основал неподалеку от Нарвы суконную и льнопрядильную фабрики, позже преобразованные в Товарищество нарвской суконной мануфактуры. Он был одним из учредителей Московского купеческого банка, владел металлургическими заводами, золотыми приисками.

    В середине 50-х Штиглиц увлекся железнодорожным строительством. Вместе со своим давним партнером бароном Фелейзином Александр Людвигович на свои средства начал строить железнодорожные пути, соединяющие Петербург с Петергофом и Гатчину с Лугой, позже вошедшие в состав Балтийской железной дороги. Дорога Санкт-Петербург — Новый Петергоф, протяженность которой около 30 км, строилась по самому современному проекту и изначально предназначалась для увеселительных целей, которые, однако, сулили хорошую прибыль — ведь это направление было самым популярным у петербургской знати в летний период, поскольку именно там находилось большинство дач и летних резиденций. Летом 1857 года дорога Санкт-Петербург — Новый Петергоф была торжественно открыта. А вскоре была сдана ветка, соединяющая Петергоф и Красное село, затем дорога между Петергофом и Ораниенбаумом.

    Штиглицу Санкт-Петербург обязан и появлением Балтийского вокзала. Этот памятник архитектуры, который вначале носил название Петергофского вокзала (как и дорога, которую построил Штиглиц), тоже был построен на средства барона в 1855—1858 годах архитектором Александром Кракау по образцу знаменитого парижского Восточного вокзала.


    Неурядицы


    В 1857 году Штиглиц вместе с компаньонами — российскими, французскими, немецкими и английскими инвесторами — учредил акционерную компанию «Главное общество российских железных дорог», в ведение которого и перешла и Петергофская железная дорога. Цель общества — развитие в России сети железнодорожных линий протяженностью около 4 тыс. верст, через 26 губерний соединяющей Санкт-Петербург, Москву, Варшаву, Нижний Новгород, Курск, Орел, с портами Балтийского и Черного морей.

    Основной капитал общества, поставившего себе столь амбициозную задачу, должен был образоваться путем выпуска акций и облигаций, которым предоставлялась правительственная гарантия пятипроцентного годового дохода. При учреждении общества было выпущено 600 тыс. акций на сумму 75 млн руб., каждая стоила 125 руб. Этот выпуск был закуплен в рекордные сроки, однако собранных средств оказалось мало. Через год последовал второй выпуск — 70 тыс. облигаций по 500 руб. каждая, на сумму 85 млн руб., но и этих денег оказалось мало. Строительство велось, но очень неровно, а в обществе тем временем началась паника: инвесторы, ранее столь охотно покупавшие акции компании, стали сомневаться в ее будущем — у учредителей общества начались финансовые трудности. В 1861 году, когда Штиглиц уже перестал играть активную роль в железнодорожном бизнесе (позже он и вовсе уступил все свои железнодорожные концессии компаньонам), Главное общество российских железных дорог сделало третью отчаянную попытку собрать деньги путем выпуска акций, она тоже не увенчалась успехом. Вслед за этим произошло коренное преобразование общества.

    К концу 50-х финансовая империя барона Штиглица пошатнулась, и вызвано это было не только неурядицами с его железнодорожными проектами. Последовавшая за Крымской войной мировая финансовая рецессия привела к беспорядкам на бирже Санкт-Петербурга, в коих «доброжелатели» не замедлили обвинить барона. По стране поползли слухи, что банковский дом барона из-за неправильного руководства терпит серьезные убытки и того гляди обанкротится. У банкира начались проблемы и со своим самым важным клиентом — российским правительством. Если до 1859 года все основные внешние займы делались государством через него, то в 1859 году услуги Штиглица больше не потребовались: правительство стало напрямую общаться с иностранными банкирами, что, впрочем, далеко не всегда имело благоприятные для России финансовые последствия

    Когда в конце 1859 года стало известно, что Александр Людвигович закрывает все свои банковские предприятия и собирается сложить себя полномочия главы Биржевого комитета, многие подумали, что Штиглиц больше не будет играть какую бы то ни было роль в российской деловой жизни. Но прошло несколько месяцев, и стало ясно, что мнение это было ошибочным.


    На государственной службе


    Вот уж несколько лет Россией правил новый император — Александр II , вошедший в историю как один из крупнейших реформаторов. Но отмену крепостного права, преобразования судебной, военной, образовательной, административной систем, реформу самоуправления молодой царь приберег на потом, вначале же он занялся банковской реформой, без которой нельзя было перевести экономику страны на капиталистические рельсы. Надо сказать, что состояние казны после Крымской войны было весьма плачевным: долги и дефицит государственного бюджета, инфляция и недоверие вкладчиков к российским банкам, вывод капиталов из страны и отсутствие современных механизмов кредитования.

    Система казенных банков, основа которой была заложена еще при мудрой прабабушке императора — Екатерине II , устарела и находилась в глубочайшем кризисе. Большинство казенных банков было ликвидировано. Весной 1860 года Александр II подписал указ о создании на основе реорганизации Государственного коммерческого банка, всех его контор и отделений Государственного имперского банка и утвердил его Устав. Это была не просто смена одного названия на другое — новому учреждению предстояло стать стержнем государственной финансовой системы обновленной России, рупором экономической политики, проводившейся Министерством финансов. Первым управляющим новой структуры был назначен Александр Людвигович Штиглиц.

    Создание Госбанка положило начало реформированию российской банковской системы, в стране стало формироваться банковское законодательство. В Государственный банк на прежних условиях были переведены все вклады, хранившиеся в казенных банках. Новая структура стала отвечать и за кредитование промышленности и торговли (через собственную сеть и через сторонние финансовые организации).

    Первый период жизни Госбанка связан с аккумулированием функций упраздненных казенных банков и участием в реформировании финансово-кредитной системы страны. В экономику должна была влиться новая кровь — коммерческие акционерные финансово-кредитные организации, без которых невозможно было добиться промышленного развития России, большую роль в их формировании сыграл и Госбанк, и лично Александр Людвигович Штиглиц.

    Государственный банк был также наделен функциями финансирования казны и обслуживания внутреннего государственного долга.

    В 1866 году барон Штиглиц в чине тайного советника (позже, в 1881 году, он получил чин действительного тайного советника) ушел с поста управляющего государственным банков, сохранив за собой на некоторое время высокий пост в Министерстве финансов и пост почетного члена Совета торговли и мануфактур.


    Время для себя



    Удалившись от дел, барон, наконец, смог сосредоточиться на своих давних увлечениях, оставленных им ради финансовой карьеры в молодости — литературе, театре, искусстве. Следуя семейной традиции, он много занимался благотворительностью, жертвовал образовательным заведениям, учреждал стипендии студентам, поддерживал детские приюты. А в 1876 году барон преподнес свой самый ценный подарок Санкт-Петербургу, отдав 1 млн руб. на создание в родном городе училища промышленного дизайна — Центрального училища технического рисования для лиц обоего пола. Учебное заведение разместилось в Соляном переулке в новом здании, которое само по себе уже представляло собой произведение искусства. Вскоре последовал еще один взнос от благотворителя — на этот раз 5 млн руб. на создание при училище музея художественно-прикладного творчества и библиотеки. Сегодня это один из самых известных художественных вузов России.

    Сменив после 1917 года несколько названий, он в конце концов получил имя Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В.И. Мухиной (в студенческом сленге превратившегося в «Муху»). В 90-е вуз был переименован Санкт-Петербургскую государственную художественно-промышленную академию, и наконец в 2006 году ему было присвоено имя основателя — Александра Людвиговича Штиглица. Музей училища тоже сохранился, сегодня это одна из богатейших коллекций декоративно-прикладного творчества в России.

    Согласно своей последней воле Александр Штиглиц был похоронен в Ивангороде, в построенном им, лютеранином, православном храме Живоначальной Святой Троицы, находившемся неподалеку от его фабрик. За десять лет до смерти барона там, в фамильном склепе, нашла свое пристанище его супруга, через годы там же были похоронены и приемная дочь барона со своим мужем. Несмотря на все тревоги ХХ века эта церковь уцелела, хотя ее убранству был нанесен серьезный урон, сегодня она возрождается.

    Александр Людвигович был женат на Каролине Карловне Миллер (ум. 1873), их единственный сын Людивиг (1842—1843) умер младенцем. Бездетная чета Штиглицев в 1844 году усыновила внебрачную дочь великого князя Михаила Павловича, девочка была подброшена к ним в дом и получила имя Надежды Михайловны Июневой (Юневой) (1843—1908). В 1861 году она с миллионным приданым вышла замуж за А. А. Половцова.

    Благотворительная деятельность

    Благотворительная деятельность Штиглица, являвшаяся как бы продолжением благих начинаний его отца, касалась больше всего нужд просвещения и интересов его подчинённых. Ещё в 1843 году, тотчас же по смерти отца, Штиглиц был утверждён почётным членом совета Санкт-Петербургского коммерческого училища и действительным членом совета Санкт-Петербургского высшего коммерческого пансиона.

    В последнем звании он состоял до самого закрытия пансиона в 1858 году и, за свои заботы об этом учреждении и неоднократные щедрые пожертвования в его пользу, в 1846 году удостоен был Высочайшего благоволения, точно так же, как и за крупные пожертвование на нужды коммерческого училища в 1845 году.

    1 (13) января 1853 года, в день празднования пятидесятилетнего юбилея торгового дома «Штиглиц и К°», молодой владелец фирмы щедро наградил и обеспечил на будущее время всех своих служащих, причём никто не был забыт, до артельщиков и сторожей включительно.

    Во время Крымской войны им было сделано два крупных пожертвования (по 5 000 рублей каждое) на нужды российского воинства: в 1853 году — в пользу Чесменской военной богадельни и в 1855 году — в пользу морских чинов, лишившихся имущества в Севастополе.

    В 1858 году, одновременно с пожертвованием на сооружение памятника императору Николаю I в биржевом зале, Штиглиц внёс значительную сумму на содержание воспитанников в учебных заведениях столицы в память покойного императора, а в 1859 году, также на нужды просвещения, пожертвовал капитал, в ознаменование совершеннолетия наследника цесаревича.

    Церковь, построенная бароном Штиглицем

    После вступления в должность управляющего Государственного Банка, Штиглиц озаботился нуждами своих сослуживцев. При его ближайшем содействии, в 1862 году, была учреждена ссудо-сберегательная касса служащих в Государственном Банке, затем в течение 3-х лет подкреплял средства кассы пожертвованиями (оставляя в её пользу часть своего жалованья), составившими в общем сумму в 10 290 рублей. В 1880-х годах, депутатское собрание кассы придало этой сумме наименование «капитала имени барона А. Л. Штиглица». Из его процентов ежегодно выдавались пособия вдовам и сиротам членов кассы.

    Кроме перечисленных учреждений, Штиглицем в разное время были облагодетельствованы и многие другие, в том числе на его пожертвования продолжал существование детский приют в Коломне, основанный его отцом.

    Самым важным пожертвованием Штиглица, самым ценным для России, которое одно способно было бы обессмертить его имя, — было учреждение на его средства в Петербурге Центрального училища технического рисования для лиц обоего пола, вместе с богатым художественно-промышленным музеем и отлично оборудованной библиотекой. Это училище было любимым детищем Штиглица, горячего поклонника искусства вообще. Пожертвовав на первоначальное устройство училища 1 000 000 рублей, он продолжал субсидировать его и впоследствии. До последнего дня своей жизни был его почётным попечителем и после смерти завещал ему очень большую сумму, благодаря чему училище могло получить самое широкое и благотворное развитие.

    Завещание, оставленное Штиглицем, вообще представляет образец заботливости о созданных им учреждениях и лицах, находившихся к нем в каких бы то ни было более-менее близких отношениях. Так, между прочим, в пользу служащих Государственного Банка им было завещано 30 000 рублей; не были забыты и его личные служащие: любимый камердинер, например, получил 5 000 рублей. Общая сумма, распределённая по завещанию Штиглица между разными лицами и учреждениями, достигала, по слухам, 100 000 000 рублей (не считая недвижимости), однако в действительности была скромнее — около 38 млн.

    Любопытно отметить, что, будучи человеком вполне независимым, капиталы которого охотно принимались во всех странах, Штиглиц помещал своё огромное состояние почти исключительно в русских фондах и на скептическое замечание одного финансиста о неосторожности подобного доверия к русским финансам однажды заметил: «Отец мой и я нажили все состояние в России; если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней вместе все своё состояние».

    Барон скончался осенью 1884 года. Его завещание посрамило тех, кто при жизни упрекал его в излишней скупости — богач Штиглиц был неприхотлив в быту и сдержан в личных тратах. По завещанию большая часть капитала отошла приемной дочери, остальные миллионы — на содержание художественного училища и других образовательных учреждений, поддерживаемых Александром Штиглицем при жизни, на помощь лютеранской церкви Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге, больницам города, благотворительным обществам и Петербургскому биржевому комитету. Хорошее вознаграждение получили слуги и сослуживцы барона.

    http://www.c-cafe.ru/days/bio/46/baron.php

    http://pomnipro.ru/memorypage661/biography

    Музей в академии барона Штиглица

    В Петербурге превеликое множество музеев. Одни из них известны на весь мир, а другие тихо существуют сами по себе, ограничиваясь известностью лишь в определенных кругах.

    К последним относится Музей Прикладного Искусства в Художественно-промышленной академии имени барона Штиглица.

    Александр Людвигович Штиглиц был личностью уникальной. Я не буду сейчас перечислять всех его заслуг. Нас интересует именно его благотворительная деятельность.

    Каждый занимается благотворительностью по-своему. Кто-то жертвует деньги приютам на питание собак, кто-то покупает подгузники в детские дома. А барон Штиглиц жертвовал деньги на просвещение.

    Именно благодаря ему в Петербурге в 1876 году появляется училище технического рисования. И там же открывается музей прикладного искусства. Экспонаты для него собирались по всей Европе. На аукционах скупалась старинная мебель, предметы быта, гобелены.

    Сейчас почти все это выставлено в залах музея. И посетители могут любоваться богатейшими коллекциями всего за 60 рублей.

    Там есть практически все. Коллекция ключей, гобелены, мебель различных исторических эпох. А в зале “Теремок” хранится обширная коллекция русских этнографических кукол. Чуть дальше можно найти небольшое собрание русских изразцовых печей XVIII века.

    Некоторые залы сейчас, к сожалению, на реставрации. Но это значит, что будет хороший повод прийти сюда еще раз. К тому же в Аванзале постоянно проводятся временные выставки с довольно редкими экспонатами.

    http://spbdream.ru/muzej-v-akademii-barona-shtiglica/#more-1040