Утеплители Изоляция Блоки

Сокуров предложил отправить под гаагский трибунал российских тележурналистов. Александр Сокуров: «Пусть арестовывают, пусть делают что угодно — я не уеду Что сказал кинорежиссер сокуров о журналистах

Режиссер Александр Сокуров ответил на вопросы читателей и редакции Znak.com во время проведения «Дней Сокурова» в Ельцин Центре. Здесь приведены некоторые фрагменты из этого большого интервью. Полностью его можно прочесть на сайте Znak.com.

Александр Сокуров. Фото: Яромир Романов

— Вам не кажется, что современные мировые лидеры мельчают прямо на глазах? Достаточно сравнить руководителей ведущих европейских государств и США с теми, кто стоял у руля полвека назад, сравнение будет явно не пользу нынешних. Как думаете, с чем связан кризис политических элит?

— Действительно, деградация налицо. А связано это с тем, что они не являются свидетелями больших исторических процессов. Жизнь наша, безусловно, остается сложной, однако нынешние лидеры не в состоянии ни увидеть этого, ни предвосхитить. О том, что война с Украиной неизбежна, я сказал еще лет десять назад. Многие тогда покрутили пальцем у виска, а для меня это было совершенно очевидно. И я удивляюсь, почему это было не очевидно для российских и украинских руководителей. Это говорит о том, что нынешнюю политическую элиту составляют близорукие люди. Что уровень культуры, интеллекта, да и вообще масштаб личности сегодня нивелируется. Посмотрите на нынешнего канцлера Германии. Ну что это такое? Просто прискорбное зрелище. А итальянский премьер или последние президенты Франции... <...>

— Вы возглавляете общественную группу активистов-градозащитников, ведущую диалог с властью о защите от разрушения старого Петербурга. В прошлом году вы написали письмо губернатору Санкт-Петербурга Полтавченко с просьбой не называть мост через Дудергофский канал именем Ахмата Кадырова, но к вам не прислушались.

— Точка в этом вопросе, к сожалению, поставлена. И принятое решение я рассматриваю не иначе как террористическую деятельность на территории России. Эта угроза исходит от чеченского сектора. Мы имеем дело с бомбой, которая может взорваться в любой момент. На мой взгляд, это реальная военная угроза. Чечня — регион России, который России не подчиняется. Там есть своя армия, и нужен только сигнал, чтобы двинуть этих вооруженных людей в какую-то сторону. Для меня очевидно, что это находится за пределами Конституции моей страны. И я уверен, что столкновение неизбежно по целому ряду причин. Я, конечно, надеюсь, что президент понимает, кто такой Рамзан Кадыров, и границы его возможностей, наверное, определены. Но при этом не сомневаюсь, что если от него последует указание вооруженным людям, то в целом ряде российских городов жертвы будут большие.

— В свое время вы написали письмо Александру Хлопонину, который был представителем президента в Северо-Кавказском округе, где предлагали под эгидой государства собрать серьезную конференцию православного и мусульманского духовенства с постановкой политических вопросов…

И, разумеется, не получил никакого ответа. Никто не обратил на это внимания. А между тем мы видим, что происходит. Молодые люди, вырвавшиеся из кавказских городов, ведут себя вне всяких норм не только жизни русских, но и вообще вне всяких моральных норм. А правоохранители в Москве парализованы страхом перед Грозным, ведь именно там выносятся смертные приговоры. И если в Грозном человеку вынесут смертный приговор, его уже никто не сможет защитить.

— Мало кто отважится говорить об этом вслух. И понятно почему. Вы ощущали на себе эту опасность?

— Конечно. Но позвольте не конкретизировать. Я понимаю, что делаю и говорю и что за это придется отвечать. А федеральной власти необходимо ответить себе на вопрос: является ли Конституция Российской Федерации законом, действующим на территории всего российского государства? Если да, то должны быть приняты соответствующие меры. Однако мы видим, что этот документ уже не работает. Может, готовится новая Конституция?

Именно с алкоголизмом я связываю деградацию русского мужского населения. Ведь в мусульманских регионах такой проблемы нет. Религия там помогает сохранять национальный уклад. А поскольку русские давно нерелигиозный народ, а наш национальный уклад, тесно связанный с сельским образом жизни, был разрушен большевиками, то теперь у нас словно нет опоры, которая бы остановила это падение в бездну.

Важно, чтобы в правительстве видели. И думали, искали способы скрепить страну, пока не стало слишком поздно. Граждане Российской империи, а потом и Советского Союза ощущали себе единым целым, хотя никого интернета или телевидения не было… <...>

Думаю, людей скрепляла мысль о всеобщем равенстве, неких социальных гарантиях, идея интернационализма, общее культурное пространство, доступное бесплатное образование…

— Я бы даже сказал равнодоступное качественное образование, которое человек мог получить и в столице, и в маленьком городе, и в глухом ауле, и в рязанском селе. В принципе, это было близко к осуществлению. А сегодняшнее образование — сословное. Так у нас никогда никакой Шукшин не появится: в современных условиях он не смог бы получить образования. Все мои попытки противостоять оплате за высшее образование привели к тому, что я испортил отношения с большим количеством чиновников и ректоров... В общем, вы сами ответили на свой вопрос, достаточно точно все сформулировав.

— Но если эти «скрепы» сегодня не работают, устоит ли Россия с нынешними «скрепами»?

— В чем я согласен с коммунистами, так в том, что церковь должна быть отделена от государства. Нынешнее же государство абсолютно преступно распоряжается взаимоотношениями с религиозными культами. Мы совершаем гигантскую ошибку, отдавая часть власти православной церкви. Они люди, мягко говоря, странные и политически неосторожные. Как только будет принято решение о создании православной партии, которая станет одной из официальных государственных партий, запустится маховик разрушения страны. Все идет к тому, и Русская православная церковь собирает имущество, чтобы эта партия была богатой. Но ведь следом появятся крупные мусульманские партии, и тогда вопрос о существовании Российской Федерации будет снят с повестки дня.

Это же нетрудно предвидеть: если на определенной территории православная религиозная сила получает в подарок от государства часть политической власти, то, соответственно, в других местах мусульманское население совершенно справедливо потребует часть политической власти для своих религиозных организаций. Поверьте, мусульмане в этом вопросе ни в чем не уступят. И когда интересы православия и ислама войдут между собой в политическое противоречие, начнется межрелигиозная война — самое страшное, что вообще может быть. В гражданской войне можно все-таки договориться, а в религиозной бьются до смерти. Никто не уступит. И каждый будет по-своему прав.

Опубликовано 29.03.17 09:13

"Ника" 2017: триумфатором премии стал фильм "Рай" Андрея Кончаловского.

Накануне в московском Театре имени Моссовета прошла юбилейная, 30-я церемония вручения национальной кинопремии "Ника". Триумфатором награды стала картина Андрея Кончаловского "Рай", получившая призы в трех главных номинациях: "лучший фильм", "лучший режиссер" и "лучшая женская роль".

Историческая драма "Рай" рассказывает о людях, жизни которых пересеклись во время Второй мировой войны: русской эмигрантки Ольги, участницы движения французского Сопротивления, француза-коллаборациониста Жюля и высокопоставленного офицера СС. Действие картины разворачивается преимущественно в немецком концлагере.

Во время церемонии вручения премии "Ника", лауреаты инткббээ награды со сцены призывали власть услышать молодежь и высказывались в защиту людей, задержанных во время воскресных , и политзаключенных. В частности, об этом в своих речах упоминали режиссеры Александр Сокуров, Александр Митта, Алексей Красовский и актриса Елена Коренева.

Получивший почетную премию в номинации "Честь и достоинство" Сокуров в своей речи напомнил про Олега Сенцова и указал на ошибку государства, которое фамильярно поступило по отношению к молодежи 26 марта. Также он обратил внимание на жёсткие действия правоохранительных органов против девушек и женщин.

"Я обращаюсь к депутатам: давайте примем закон, запрещающий арестовывать и вообще прикасаться к женщинам и девушкам, участвующим в массовых акциях. Если вы видели, что происходило в воскресенье, когда за руки, за ноги хватали девчонок. Это было грубо. Это было насилие", - заявил он.

Речь Сокурова на вручении премии "Ника". ВИДЕО

"Государство совершает ошибку, ведя себя столь фамильярно со школьниками и студентами. Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов. Никто из наших политиков не желает их услышать. Никто с ними не разговаривает. Они боятся это делать - почему?" - отметил режиссер.

По словам Сокурова, он обсудил с Владимиром Путиным вопрос об освобождения из тюрьмы украинского режиссёра Олега Сенцова, осуждённого по обвинениям в терроризме на 22 года. По его словам, президент России обещал "подумать над этой проблемой".

Лауреат "Ники" в номинации "Открытие года", создатель фильма "Коллектор" Алексей Красовский призвал кинематографическое сообщество повлиять на судьбу задержанных участников митингов.

"Я хочу попросить вас использовать свою власть, чтобы что-то изменить в их судьбе", - приводит его слова ТАСС .

Его выступление поддержал художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров.

"Счастлив, что Красовский сказал о некоторых наших болевых и тяжелых проблемах нашей жизни", - сказал Захаров.

Обладатель спецприза "Ники" "За выдающийся вклад в отечественный кинематограф" Александр Митта также поддержал Сокурова.

"Я разделяю тревоги и отчаянье, мы все озабочены тем, как растет наше поколение, чтобы оно выросло под нашими заботами, а не пугалками", - отметил режиссер.

Говорила со сцены о политзаключенных и задержанных 26 марта протестующих и актриса Елена Коренева, победившая в номинации "Лучшая актриса второго плана" за роль в фильме "Ее звали Муму", а актриса Юлия Ауг подчеркнула, что в этом году вручение премии стало настоящей акцией протеста.

"Мне очень жаль, что телезрители не услышат речи Красовского, Сокурова и Кореневой. Я знаю, что это вырежут. Такого очень давно не было, чтобы «Ника» была акцией протеста. И этот факт значит, что нарыв созрел", - подчеркнула Ауг.

Интеллигенция и народ. Интервью Александра Сокурова, в котором режиссер призвал судить тележурналистов в Гаагском суде. Также в работе против власти. Эти и другие темы обсуждают Дмитрий Куликов и Ольга Подолян .

Подолян : В этом часе мы хотели поговорить о реакциях.

Куликов : Да, о реакциях - адекватных и неадекватных. О функциях осмысления и осознания. Вроде должна этим заниматься наша интеллигенция. Но я бы так поставил вопрос в этом часе: интеллигенция и народ. Но не в абстрактной его форме, а очень конкретно - кто, как и что понимает.

Честно говоря, меня потрясло интервью режиссера Александра Сокурова, которое вышло совсем недавно. Там много чего, я все это интервью анализировать не буду. В принципе, каждый человек имеет право на свое мнение, но две вещи из этого интервью следует обсудить.

Первая вещь заключается в том, что, по мнению господина Сокурова, наши СМИ, наше телевидение что-то там разжигает, и по поводу этого удивительного термина "разжигает" господин Сокуров призвал к тому, чтобы российских тележурналистов судили в Гааге. Вот так, ни много ни мало. Это, кстати, такой либерал-демократ, как выясняется, который совсем недавно требовал . Сенцов - это руководитель украинской группы, которая готовила теракты в Крыму. Он как бы режиссер, и то, что он как бы режиссер, по мнению Сокурова (тогда он спорил с президентом Путиным), было достаточным основанием для того, чтобы Сенцова выпустить. Несмотря на то, что в суде доказана его вина, террористическая деятельность действительно там была, они действительно готовили эти теракты.

Кстати, когда возникает вопрос, откуда же в нашем обществе берутся репрессии, такие страшные механизмы, с которыми мы в истории сталкивались, так вот отсюда они и берутся - из позиции наших либералов и демократов, которые считают, что они против репрессий и за свободу. Они против тех репрессий, которые они считают неправильными. Но они очень "за" правильные репрессии. И все это уживается одновременно в их голове, которую они считают ни много ни мало "мозгом нации".

В принципе, мне не нравится российское телевидение, - сказал Сокуров, - поэтому давайте в Гаагу отправим. Кстати, это тоже вершина правосудия - Гаага. Господин Сокуров почему-то по поводу Гааги не говорит, что лидеры Югославии, например, просто умерли в гаагской тюрьме. А вина их так и не была доказана. Это господина Сокурова не волнует. Ну ладно, про Гаагу отдельно.

Так вот, журналистов, которые не нравятся господину Сокурову, надо отправить в Гаагу. А террориста Сенцова, который нравится Сокурову, надо выпустить и проявить к нему "акт милосердия".

Полностью слушайте в аудиоверсии.

Популярное

12.03.2020, 07:08

Китай победил коронавирус, весь мир – заразился

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ: «Толпы людей на улицах – забудьте, на концерте – забудьте, рукопожатия, поцелуи при встрече – забудьте. Постепенно, постепенно это будет отходить. Что крайне беспокоит, крайне беспокоит, это конечно то, что выяснилось, насколько мир беззащитен».

16.03.2020, 11:12

Суперновые ценности – хорошо, пока нет проблем

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: «В Бельгии власти объявили, что, скорее всего, ничего не хватит – ни мест, ни вентиляторов, ни медикаментов! В Бельгии не хватит! И, более того, тут уж вообще не до смеха, они сказали, что в этой ситуации помощь будет оказываться не всем, вы слышите? Про Европу! Привет реминисценции из 30-х годов! Помощь не будет оказываться пожилым людям, потому что бессмысленно!»

О сложном творческом пути и любви к Японии режиссер Александр Сокуров рассказал в интервью Татьяне Элькиной.

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Начнем с премьеры. В Петербурге Вы представляете видеоверсию спектакля «G0. GO. GO», который Вы ставили для театра «Олимпико» в Италии. Итальянская пресса об этом спектакле написала следующее: «На сцене звериное человечество. Власть является болезнью. Варварство и цивилизация смешиваются, и только искусство помогает понять, как обуздать эпидемию власти». Я правильно понимаю, что это некое продолжение тем, затронутых Вами в «Молохе», «Тельце», «Солнце» и «Фаусте»?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ,

«Только там она персонифицированная. Конкретные были люди, конкретные персонажи с конкретными характерами, судьбами. А здесь идет речь о состоянии всего общества или опасности, которая есть у современной цивилизации. Все подвержены дегуманизации и моральному самоуничтожению. Европейская цивилизация - явление сложное и очень устойчивое. Она может сама себя уничтожить, даже войны не надо. Может быть, в результате какой-то внутренней слабости своей, отсутствия мужества, отсутствия последовательности. В результате слишком агрессивного политического настроя общества.

Если говорить о российской цивилизации – то же самое. Когда в жизни общества очень много политики, когда политики определяют ориентиры развития общества, ориентиры развития культуры, это всегда плохо, потому что политика невротична, она никогда не говорит о вечном и о преданности. Политика - нечестная дама, сегодня одно настроение, завтра - другое, сегодня одни цели, завтра - другие цели. В этом смысле культура гораздо более устойчива. Она предана народу. Говорят, что армия никогда не предаст народ. Это неправда. И армия может проиграть в войне, и государство может рухнуть, а культура всегда с народом останется, даже если неприятель захватывает земли, а признаки культуры, национальной культуры будут народ спасать».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Исследованиями политиков, которые своими политическими решениями влияли на мир и культуру, Вы занимаетесь очень давно. Фильмы в большинстве своем Ваши этому посвящены. Если говорить о вашей театрологии, в одном из интервью Вы сказали, что ее образ у Вас родился еще в 1987 или 1989 году. Какие обстоятельства Вас к этому подтолкнули?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Наверное, генетический интерес к истории. Я еще со средней школы утонул в страстях исторических, я читал много и очень рано понял, что нет одной грани исторического течения и одновременно с тем оно очень простое. Меня стали увлекать какие-то художественные обобщения, тогда пришло представление о том, что надо попробовать, что нужно создать программное сочинение, что нехарактерно для кино, создать в четырех частях некое повествование, которое объединено единой темой, хотя персонажи разные. Это возникло у меня после окончания исторического факультета университета. Но советские политические обстоятельства предполагали, что можно это сделать».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Героями вашего программного произведения стали Гитлер, Ленин, Херохита и Фауст, кто-то из них у Вас вызывает сожаление или сострадание?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Вызывают сострадания все, потому что хотим мы того или нет, даже самый-самый страшный большой злодей есть человек. И если бы эти злодеи, которые совершили столько преступлений, скверных поступков, были бы абсолютно искусственными явлениями, были бы к нам занесены с другой планеты, было бы очень просто – мы бы просто удалили это зло и все. Но у них, у всех, есть внутренние человеческие качества, значит, вся эта инфекция сидит внутри человека, и она будет сидеть. Нацизм и тоталитаризм, все то, в результате чего совершаются глобальные преступные деяния, войны - все нас сопровождает, во всем выражается природа человека».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Я бы говорила о каждом из четырех персонажей, но спрошу только про японского императора Хирохито. Историки до сих пор спорят о том, чем было вызвано его политическое решение в 1942 году, его поведение во время Второй мировой воны. Кто-то считает, что он жертва японской военной машины, кто-то считает, что он все-таки диктатор. Вы как историк что думаете?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«В нем было универсальное качество, воспитанное как у монарха неограниченными возможностями в неограниченной власти, но в данном случае мы имеем дело с человеком, у которого личностную структуру составляла гуманитарная часть жизни. Он был биологом, ихтиологом. Он занимался наукой, и политика не представляла для него какой-то жизненной страсти. И надо сказать, что он единственный из таких больших преступников сам осознал ошибочность и сделал шаг в сторону, выведя страну из состояния войны. Сталин и Ленин, понимая, какие тотальные жертвы несет народ в процессе правления, не сделали никаких поправок и не признали свои заблуждения, Гитлер – тем более. Погибали сотни немецких солдат, тысячи-тысячи наших соотечественников гибли в Берлине, а он маниакально не сдавал город и не сдавался. Никто из них не хотел уступить. Только Хирохито сделал шаг в сторону, понимая, что он может быть привлечен к суду и казнен.

И еще одно. Я много спорил с нашими дипломатами и говорил с учеными и специалистами, политиками в Японии разных толков (правых, левых, центристов) о том, как я русский воспринимаю некоторые обстоятельства поведения Хирохито. Попробуем представить, если бы он начал войну с Советским Союзом, что было бы с нами? В каком-то смысле я говорю это очень относительно, потому что в историческом процессе все не так просто, он является спасителем этой нашей ситуации».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Из всех Ваших героев он вызывает у Вас наибольшее уважение?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Может быть, потому что к этому фильму я готовился 10 лет. Я много бывал в Японии, жил там и встречался с персоналом скрытно и явно, который с ним работал, потому что это не разрешено было. Встречался со специалистами, работал в архивах. 10 лет я готовился и как-то вошел в это глубоко. Я люблю Японию, просто очень. Знаю, что японцы тоже народ непростой, но они ко мне относятся как-то совершенно удивительно. И моя благодарность бесконечна. Потом они пришли ко мне на помощь, я уехал работать к ним туда тогда, когда здесь ничего невозможно было делать. Не было денег, студия «Ленфильм» была практически закрыта, и я делал документальные картины, путешествуя по Японии».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Говоря о вашем кинематографе, Вы нередко его сравниваете с такой медицинской моделью. Ваша цитата: «Мы – сотрудники больницы, к нам привозят группу больных. Многие из них такие мерзавцы, что к ним прикоснуться страшно, но мы должны принять их, поставить диагноз, вылечить и вернуть в общество», – с диагнозом понятно, но как их в общество вернуть».

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Художественный метод – это не прокурорское расследование, мы всегда ищем человеческие корни, в любой ситуации. Нам всегда интересен человек, как бы он ни был скверно настроен, потому что когда-то он был мальчиком, девочкой и был ангелочком, потом что-то произошло, иногда понятно что, иногда - нет, и человек превратился в этого изверга. Пусть судит общество, пусть судит Бог. Мы вылечить не сможем, пролечить немного сможем, остановить агрессию, поставить диагноз мы сможем и сможем рекомендовать обществу лекарственную блокаду. Но если мы начнем судить, в обществе не останется сил, которые бы занимались деликатным изучением человеческой природы».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Вы в своем кино изучаете человеческую природу, причем иногда делаете это с помощью таких технических хитростей, что у зрителей возникает вопрос: «Как это снято?». В «Фаусте» Вы снимали некоторые сцены с помощью зеркала 6 на 8 метров. Как это возможно?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Ну не только в «Фаусте». Мы снимали и в «Тельце», и в фильме «Солнце», где я сам был оператором-постановщиком. Мы тоже снимали с помощью специальных оптических систем: стекол, зеркал, с помощью новых объективов, которых раньше никогда не было. Это нужно, чтобы создать особенную среду на площадке. Не буду раскрывать все свои профессиональные секреты».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Про «Русский ковчег». Фильм снят одним кадром, но были те, кто говорили, что там все-таки есть одна склейка. Врут?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Нет, склейки не было. Там не было необходимости в этом. Была цветокорректировка, так как условия экспонирования в таких картинах очень сложные. Мы не можем поставить в Эрмитаже столько света, сколько нам надо. Когда мы приехали в Германию, мы собрали самых лучших колористов, которые исправляли все вопросы, связанные с экспонированием. Трех дублей не было. Был первый раз, когда мы включили камеру, там начинается с улицы с заходом внутрь Эрмитажа. Камера остановилась, потому что температура была 26 градусов мороза. Но второй раз уже было нормально. И то первая остановка была просто техническая. Такого, конечно, никогда не было в кино, чтобы полтора часа непрерывные действия».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:
АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Пленка была оправлена на склад института, чтобы смыть негатив. Мы ночью вскрыли склад, подменили коробки и забрали пленку. Дальше просто прятали, прятали, прятали по Ленинграду с квартиры на квартиру, пока не пришло время с возможностью передать ее «Ленфильму». Это уже произошло во время перестройки».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Вам было чуть меньше 27 лет, когда работали над фильмом. Что с Вами такое происходило, что Вы сделали именно такую картину?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Я таким был. Плохо ли, хорошо ли – это такая моя судьба. Такая моя жизнь. К сожалению, мне никогда ничего не давалось просто. Я никогда не был награжден жизнью какой-то помощью, поддержкой, хотя были случаи, когда мне помогали».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Это какое-то глобальное предчувствие беды?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Не знаю, я не готов отвечать на этот вопрос. Стараюсь об этом не думать, старюсь не анализировать это».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«В интервью Софико Шеварднадзе Вы сказали, что дважды задумывались о самоубийстве: когда были под следствием КГБ и когда у Вас начались большие проблемы со зрением. История с КГБ из-за какой картины?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Из-за «Образа жизни», из-за связи с Тарковским, из-за попыток вывести меня за пределы Советского Союза».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Что Вас остановило?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Наверное, сила характера, несмотря на то, что со мной происходили все эти тяжелые события, каждый раз появлялись люди, которые в силу своей возможности помогали и протягивали руку помощи. Таким человеком был Владилен Кузин, директор студии документальных фильмов, и Галина Познякова, главный редактор студии. У них из-за меня было много проблем, но они всегда давали мне возможность работать, если бы не их поддержка, я не знаю, что было бы со мной».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«Вы понимали, что рискуете не только собой, но еще и другими людьми?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Я это понимал и всегда старался помочь им как-то в решении этих самых вопросов. Если надо, я делал какие-то дубль-фильмы, чтобы прикрыть производство. Я студию никогда не подводил. Только на «Ленфилтме» была большая скандальная история. Моей отдушиной в те непростые времена была только работа, даже если не было уверенности, что это дойдет до зрителя. Я считаю, всегда есть смысл стараться, трудиться и быть верным принципам своим каким-то».

ТАТЬЯНА ЭЛЬКИНА, корреспондент:

«На вопрос Владимира Познера об элитарности Вашего кино, Вы сказали, что виноваты в том, что не можете быть другим. Есть очень много людей, которые хотят Вас смотреть, но не могут, потому что не понимают. Как вас понять?»

АЛЕКСАНДР СОКУРОВ, режиссер, народный артист РФ:

«Не надо заставлять себя меня понимать. Я не заставляю себя читать книги, которые мне не интересны, которые я не чувствую. Вопрос не в том, что меня не понимают, значит у этих людей нет эмоционального, личностного контакта со мной. И это не беда, и слава Богу. Кино не является главным искусством. Есть литература, музыка, и, пожалуйста, делите себя с этими видами. Мы вместе, если есть какое-то чувственное, эмоциональное подключение, нет – значит мы разные. На разности людей строится жизнь, на сложных людях строится жизнь. Искусство всегда опирается не на народ, а на отдельно взятого человека».

Этот и другие материалы смотрите в группе программы

После речи режиссера Александра Сокурова на вручении кинопремии «Ника» зал устроил овацию, многие присутствующие встали…

В начале своей речи Сокуров сказал, что ждет решения от Путина вопроса, который они обсуждали — о судьбе режиссера Олега Сенцова. Сокуров назвал ошибкой отсутствие диалога с молодежью, которая вышла на улицы. «Государство совершает большую ошибку, ведя себя столь фамильярно с молодыми людьми, с школьниками и со студентами. <…> Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов. Надо услышать их. Никто из наших политиков не желает их услышать, никто с ними не разговаривает. <…> Они боятся это делать. Почему? Это невозможно. Больше терпеть это невозможно», — отметил Сокуров.

Он обратил внимание на жесткие действия правоохранительных органов на массовых акциях, особенно против девушек и женщин. «Я хочу обратиться к нашим депутатам. К мужчинам-депутатам, потому что женщины такого закона нового не примут. Давайте мы примем закон, который запрещает арестовывать и вообще прикасаться к женщинам и девушкам, участвующим в протестных акциях», — предложил режиссер, речь которого неоднократно прерывалась аплодисментами и выкриками «Браво!».

«Мы много раз, много лет говорили: «А где же вы? Где вы, студенты? Где вы, школьники? Вы замечаете, что вы внутри страны, вы замечаете, что в этой стране происходит?» Было молчание, их не было. Вот они появились», — констатировал режиссер. «Мы с вами должны делать все, чтобы гуманитарное развитие нашего общества, наших молодых людей, происходило. Потому что все, что связано с подменой просвещения, образования какими-то религиозными догматами, все, что связано с введением в гражданское и политическое пространство религиозных институций ведет к развалу страны», — сказал Сокуров.


Теги статьи: