Утеплители Изоляция Блоки

Как научить ребенка добиваться своих целей? С целью по жизни Как объяснить ребенку что такое цель

Подростковая пора - это ярко, шумно, необычно. Вспомните себя в этом возрасте: разве вам было до таких важных вещей, как «цели, планы, будущее»? Вряд ли. Так как же быть - постоянно направлять или отпустить его в свободное плавание? Выбрали несколько советов из книги «Чего ты по-настоящему хочешь» , которые стоит дать почитать ребенку.

Что такое цель

Ты наверняка знаешь, что такое мечта. Это что-то невероятное, воздушное. То, что всё время маячит у тебя перед глазами. Подумай, о чём ты мечтаешь? Может, ты хочешь научиться играть на гитаре? Выиграть соревнования? Стать музыкантом, купить новый велосипед или поехать в крутой танцевальный лагерь?


Пока желания живут в твоей в голове, им вряд ли суждено исполниться. Чтобы чего-то достичь, нужно поставить цель. Достичь цели может каждый.

Цели определяют успех. Достичь успеха по случайности - большая редкость. Часто это результат чёткого планирования, осознания желаний и усердная работа по их достижению. Не веришь? Спроси у сверстника или взрослого, который вызывает твоё восхищение. Наверняка он поведает историю о том, как сначала поставил цель, а затем - шёл по направлению к ней.


Взгляд в будущее.

Цели помогают представить себя в будущем. А от этого во многом зависит успех. И если тебе кажется, что планировать что-то нужно только в начале - недели, месяца, года, - это не так.

Лучшее время начать - сегодня. Сделай это сейчас, и ты станешь ближе к цели.

Цели есть не у всех . Раз цели такие могущественные, значит, их должен ставить каждый? Нет. Оказывается, что свою жизнь планируют только три человека из ста. А тех, кто записывает свои желания, ещё меньше. Парадокс: ведь достичь успеха может любой. И кое-что ты можешь сделать уже сейчас:

  • подумай, чем хочешь заниматься или достичь;
  • запиши на листе бумаги;
  • повесь лист на видное место.

8 причин ставить цели

Причина № 1. Цели разрушают зону комфорта

Когда ты идёшь к цели, тебе приходится делать что-то непривычное: разговаривать с людьми, ходить на собеседования или советоваться со взрослыми. Но именно этот выход из зоны комфорта и есть рост над собой. Это похоже на риск - небольшой, но важный. А рисковать иногда просто необходимо.


Причина № 2. Ты становишься уверенней в себе

Достигая цели, ты показываешь всем, что можешь достичь большего. Ты готов свернуть горы. Присмотрись к успешным людям - друзьям, членами семьи, бизнесменами, учителями, спортсменами - и ты увидишь, что они довольны собой и всегда стремятся к большему.

Причина № 3. Планирование придаёт жизни смысл

Цели задают тебе направление. Стремясь к цели, ты меньше времени тратишь впустую, реже скучаешь и тревожишься.

Причина № 4. Ты учишься рассчитывать на себя

Не стоит позволять другим принимать решения за тебя. Как только ты решаешь добиться цели, то берёшь на себя ответственность. Неважно, сколько тебе лет: ты уже независимый человек с планами, которые ты ставишь самостоятельно. Постепенно эту перемену заметят другие люди и станут больше тебя уважать.



Причина № 5. Ты легко принимаешь верные решения

Идти в толпе, делать то, что хотят другие, постоянно слушать мнения других - это легко. Когда же у тебя в голове чёткая цель, ты сам знаешь, что нужно делать.

Причина № 6. Достигая целей, ты незаметно меняешь мир

Результаты твоего труда делают лучше мир, твою жизнь и жизни окружающих людей.

Причина № 7. Ты учишься преодолевать дурные привычки

Есть ли у тебя привычки, которые не нравятся? Например, ты постоянно просыпаешь первый урок, опаздываешь на полчаса, нервно кусаешь губы. Цель поможет тебе избавиться от этих недостатков. Как? Она вдохновляет тебя быть лучше.


Причина № 8. Ты сможешь стать тем, кем ты хочешь

Мечтать можно обо всём на свете. Но если не начать действовать, то как же прийти к нужной точке? По сути цель - это карта, где заранее продуманы шаги и намечены результаты. Когда ты формулируешь цель, то разбиваешь сложнейшую миссию на небольшие задачки, с которым легче справиться.

Теперь ты многое знаешь о целях. Самое время - завести Дневник целей. Возьми чистую тетрадь или блокнот. Возможно, у тебя возник вопрос: «А зачем мне нужен Дневник целей?». Отвечаем: когда мы пишем, мысли и цели проясняются. Дневник помогает лучше узнать себя. Необязательно писать в тетради: можно использовать телефон, планшет или компьютер.



В Дневнике целей должно быть два раздела. Первый - «Список целей», где ты можешь перечислить все свои мечты. Второй раздел - «Мысли и заметки».

Второй раздел Дневника назови «Мысли и заметки».

Например: почему цель важна для тебя? Как ты чувствовал себя до того, как взялся за дело, и после? Возникли ли у тебя проблемы и как можно их решить? О чем ты не хотел бы никому рассказывать? Все, что приходит тебе на ум.

Чувствуй себя свободно: зачеркивай и исправляй, рисуй, выражай свои мысли как угодно - в общем, делать все, к чему у тебя лежит душа. Вот несколько советов, как извлечь максимум пользы от ведения Дневника.

  • Указывай дату записи. Дата даст тебе точку отсчета, и ты сможешь отслеживать прогресс. Оглянувшись на события, происходившие четыре недели или четыре года назад, ты удивишься, сколько всего успел сделать.
  • Пиши чаще. Можешь писать раз в неделю, раз в несколько дней или каждый день. Чем чаще ты будешь писать в Дневник целей, тем больше он тебе даст.
  • Заведи отдельный раздел для идей. Записывай все, о чем хочешь узнать, вопросы, которые хочешь задать кому-нибудь, дела, которыми хотел бы заняться.



  • Перечитывай свои записи каждые несколько недель. Ты совсем иначе посмотришь на вещи, которые занимали тебя некоторое время назад. А твои прошлые идеи помогут тебе справиться с проблемами, которые возникают в настоящем.
  • Ищи творческий подход. Пусть Дневник отражает твою личность. Добавь туда фотографии, рисунки, цитаты и все, что имеет для тебя значение. Если ты не уверен, что Дневник будет тебе полезен, все равно попробуй вести его хотя бы несколько недель. Может, ты обнаружишь, что рисунки, записи и прочие каракули - не плохой способ прийти к нужным мыслям.

Наверное, едва ли не самая сложная задача для родителей - научиться стоять в стороне и смотреть, как их дети ставят перед собой цели и не могут их достичь. Когда дети говорят о крушении надежд и своем бессилии, естественной реакцией некоторых родителей будет защитить их от разочарования. Взрослые вмешиваются в учебу своих детей и переписывают, например, заданное на дом сочинение. Они спорят с тренером о том, почему их детей не взяли в школьную сборную, настаивают па том, чтобы учитель повысил ребенку оценку, или пишут записку с требованием продлить срок сдачи задания. У всех подобных поступков есть общая подоплека: ими вы пытаетесь оградить детей от разочарования, несправедливого обращения или возможной неудачи.

Однако умение справляться с неудачей и совершенными ошибками, учиться па них и ставить новые цели - это жизненно важный навык. Сталкиваясь с проблемами и трудностями, дети вырабатывают стойкость и характер . Они узнают, что ошибки в жизни неизбежны, и их самоуважение не страдает, когда они ошибаются. И наоборот, родители, которые ограждают детей от разочарований и неудач, тем самым невольно показывают детям, что те не способны ‘Преодолевать трудности самостоятельно, и приучают их сдаваться, как только задача становится слишком сложной.

Как же помочь своим детям понять, что прожить без ошибок и неудач невозможно? Как научить своих детей ставить перед собой реальные цели и безболезненно приходить в себя, если дела пошли не по плану? Мы подскажем, что можно сделать, чтобы выработать у ребенка позитивный взгляд на совершение ошибок и на необходимость учиться па них, а также на постановку целей.

Помогите своим детям ставить цели

Возможно, ваш ребенок хочет играть в школьной футбольной команде, попасть на доску почета ил и отказаться от какой-нибудь плохой привычки, например перестать грызть ногти. Может быть, у вашего ребенка есть стимул начать питаться здоровой пищей или лучше развить спортивные навыки. Какими бы ни были их цели, помогите своим детям определить необходимые для их достижения шаги. Для этого помогите им:

Ставить перед собой конкретную, а не обобщенную цель. Например, ваша дочь говорит, что хочет лучше учиться в школе. Помогите ей немного сузить поле деятельности, пояснив, чего же именно она хочет достичь. Утверждение, что она хочет получить пятерку по французскому, звучит конкретнее, чем желание стать лучшей ученицей в классе.

Устанавливать реалистичное время для достижения цели. Эту цель легко достичь в ближайшем будущем или ваш ребенок будет стремиться к ней длительное время?

Разбивать цель на маленькие этапы. Некоторые цели сначала кажутся недостижимыми. Нельзя похудеть на 15 килограммов или подготовить и разослать 10 заявлений о зачислении в колледжи за один вечер. Помогите своим детям легче добиваться поставленных целей, объяснив им, как разбить их на мелкие задачи. Например, если вашему сыну за три недели надо создать 45-минутную компьютерную презентацию для урока естествознания, расскажите ему, что первые два дня нужно собирать информацию, на третий набросать раскадровку и т. д.

Не потерять сосредоточенности . Даже при очень четком плане результат может не соответствовать желаемому. В таком случае помогите детям вернуться назад и подумать, что им нужно сделать, чтобы достичь своих целей.

Представить, как они будут жить в ближайшие шесть месяцев . Если они решат продолжать добиваться цели, каков должен быть конечный результат и какие чувства они будут испытывать? И наоборот, что они почувствуют, если не попытаются достичь своей цели или сдадутся?

Подавайте пример

Дети - внимательные наблюдатели. Они смотрят, как вы преодолеваете трудности, они наблюдают за вашими реакциями на неудачи и провалы. Думайте о том, как вы реагируете, когда сталкиваетесь с ситуацией, в которой можете потерпеть неудачу. Видят ли ваши дети, как вы берете препятствия приступом, ставите цели и подбираете пути решения их, если ваши первые попытки не увенчались успехом? Можете ли вы служить примером гибкости и решительности? Или они видят, как вы отступаете? Находите ли вы оправдание своим ошибкам, осуждая других или жалуясь, что задача слишком тяжела? Хотя демонстрация правильного отношения к ошибкам не гарантирует, что ваши дети будут поступать так же, она все же дает им пример, которому им нужно следовать.

Несовершенные родители

Порой лучше всего подбодрить детей is обучении может возможность увидеть, что их родители тоже не совершенны. Когда вы делаете ошибку - говорите, что же вы сделали неправильно: забыли, что должны были испечь для школьного праздника тридцать кексиков или опоздали па родительское собрание. Но обязательно добавляйте, чему вы научились на своей ошибке - например, с этого дня вы будете выходить на десять минут раньше или будете вести календарь, чтобы помнить, когда наступает ваша очередь нести в школу угощение.

И еще: вместо того чтобы говорить детям, что делать ошибки - это нормально, расскажите им о вашем собственном опыте из детства. Например, вы очень хотели играть в школьном театре, но так перенервничали, что на спектакле забыли все свои реплики. Поделитесь с детьми тем, что вы чувствовали, когда совершили ошибку, а также, как вы справились с трудностями. Расскажите, чему вы научились и что вы делали по-другому, когда вышли на сцену в следующий раз. Не забывайте подчеркивать, что вы пережили это поражение, - и тогда ваши дети переживут свои.

Используйте ошибки в качестве обучающих моментов

Иногда, вне зависимости от того, насколько усердно ваши дети стараются достичь цели, им это не удается. Возможно, им помешали какие-то внешние факторы, а возможно, они просто сделали ряд ошибок на пути к цели. В любом случае они могут огорчаться и беспокоиться о том, как бы не совершить таких же ошибок снова.

Когда такое случается, ваши дети могут отказаться от новых попыток. Вероятно, они попросят вас сделать дело за них. Как бы ни был велик соблазн оградить их от трудностей, все же настаивайте, чтобы они сделали еще одну попытку, и спросите, что, по их мнению, они могли бы сделать по-другому. Чему научил их опыт? Мягко укажите на то, что они сделали неправильно, и подчеркните то, что им удалось.

Опять же, важно подчеркнуть, что далеко не всем все удается с первой попытки. Все так или иначе ошибаются - на спортивных мероприятиях, на выступлениях, в играх, в школе. Когда и ваши дети, в свою очередь, ошибаются, предложите им хорошенько подумать о новых способах и новых стратегиях, с помощью которых можно достичь поставленных целей.

Выказывайте безграничную любовь

Очень важно отделять понимание того, что ваш ребенок потерпел неудачу, от представления, что ваш ребенок - неудачник. Будьте осторожны, чтобы не привить ребенку это чувство. В моменты гнева или раздражения у вас могут ненароком вырваться утверждения вроде:

  1. Как ты мог такое сделать?
  2. Ты никогда меня не слушаешь!
  3. Что с тобой случилось?
  4. Ты такой неуклюжий.
  5. Я же тебе говорила, что ничего не выйдет.

Все эти утверждения снижают самоуважение ребенка. Помните также о том, что если ваши дети будут бояться, что вы рассердитесь, накажете их, будете меньше их любить за ошибки, они научатся скрывать от вас все свои неверные шаги. И они с меньшей вероятностью решатся в будущем ставить перед собой сложные задачи, так как будут бояться неудачи.

Сценарий самого худшего

Когда вы видите, что ваши дети, боясь неудачи, сомневаются, браться ли им за что-то новое или ставить ли перед собою какую-то цель, спросите их, что самое плохое может случиться, если они сделают попытку и потерпят поражение. Да, они расстроятся, но, возможно, чему-то научатся па горьком опыте. В большинстве случаев последствия неудачи будут совсем не так масштабны и ужасны, как думали дети.

Важность целей и ошибок

Очень часто детям не удается достичь своих целей, потому что они совершают ошибки, расстраиваются и сдаются. Взрослый вы или ребенок, ошибки являются частью жизни. Подумайте над следующими сведениями, которые предоставляет Калифорнийская комиссия по повышению самоуважения и личной и общественной ответственности.

Ошибки - естественная часть жизни. Мы учимся на своем опыте; ошибки и провалы могут научить нас куда лучше удач и успехов. Эйнштейн провалил выпускной экзамен по математике. Эдисон перепробовал около 9000 видов нитей накала, прежде чем нашел ту, которая бы работала в электрической лампочке. Уолт Дисней пять раз становился банкротом, прежде чем был построен Диснейленд. Если мы примем свои ошибки, мы сможем продолжать рисковать, узнавать новое и двигаться дальше с воодушевлением и удовлетворением.

Подумайте о том, насколько изменилась бы наша жизнь, если бы эти преуспевающие, талантливые люди сдались при первом же провале их экспериментов. Они могут служить вдохновляющим примером для вашего неустрашимого затейника.

Анна Сызгаева
Успешный педагог - залог успешного воспитания ребёнка

Профессиональное поведение педагога , его изменение, то какими новыми профессиональными умениями он овладел, и какая ценностная мотивация лежит в основе всех его преобразований, становится одной из важнейших проблем, обуславливающих сопровождение и воспитание ребёнка дошкольного возраста. Мастерство современного педагога формируется через постоянную профессиональную работу по самообразованию. Современному педагогу необходимо владеть предметными и психолого - педагогическими знаниями ; обладать высокими профессиональными качествами; способностью помочь ребёнку найти свой путь самореализации, стать самостоятельным, творческим, уверенными в себе человеком. Цель личностного и профессионального саморазвития педагога – успех в его педагогической деятельности . Можно развести личностную (внутреннюю) успешность : ощущение удовлетворённости жизнью, полноты самораскрытия, воплощение идеалов самоотдачи и т. д. – и профессиональную (внешнюю) успешность , которая обычно выражается в формальных показателях : профессиональном статусе, квалификационной категории. Внутренний успех возможен без внешнего успеха ,

но внешний успех невозможен без внутреннего ощущения успеха .

Успешный педагог , удовлетворённый собой и своей деятельностью, убежденный в своей личной и профессиональной компетентности, уверенный в своём успехе , оказывает позитивное воздействие на самооценку и на отношение к нему детей, членов коллектива, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности и в конечном итоге оказывает развивающее воздействие на их личность.

В условиях модернизации и инновационного развития нашего общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни и быть успешным . Анализ современной научной литературы дает основание рассматривать понятие «успех » в различных аспектах : в психологическом : «успех » понимается как переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась личность, либо совпал с её ожиданиями, надеждами (уровнем притязаний, либо превзошел их; в социально-психологическом : «успех » рассматривается как оптимальное соотношение между ожиданиями окружающих, личности и результатами деятельности (когда ожидания личности совпадают или превосходят ожидания окружающих, наиболее значимых для личности, можно говорить об успехе ); в педагогическом аспекте «успех » трактуется как качество, присущее личности, достигнувшей успеха в процессе воспитания и обучения . Таким образом, понятие «успех » можно рассматривать в узком и широком значении. Узкое значение сводится к пониманию оценки конкретного результата деятельности, значимого для личности. В широком смысле под успехом понимается жизненная успешность , которую человек достигает и переживает в ходе собственной жизнедеятельности, стремясь реализовать свой творческий потенциал. Успешный ребёнок обладает способностью продемонстрировать свои знания, умения и навыки (знать, понимать и уметь объяснить то, что ты понимаешь – это не одно и то же); высокий уровень знаний, способность использовать полученные знания в жизни, положительная мотивация к обучению, сохранение познавательного интереса, адекватно-позитивная самооценка.

Исследователи подчеркивают, что достижению высоких результатов способствуют такие качества, как вера в значимость и важность своего дела, понимание своей миссии, высокая работоспособность, энтузиазм, вера в себя, постоянное стремление к развитию и самосовершенствованию, внутренняя свобода. Именно высокая мотивация достижения, стремление к успеху определяют реальные результаты деятельности успешных людей .

Успеху способствует следующие особенности личности :

Упорное утверждение своей личности. Эта психологическая особенность обычно проявляется очень рано, но совсем не обязательно в высоких оценках за учебу. Скорее, она выражается в стремлении не подлаживаться под окружающих, а идти к собственной цели, не пасуя перед преградами.

Способность контактировать с окружающими. Основа этой способности - умение понять психологические особенности сотрудников и соперников и правильно использовать эту козырную карту в жизни.

Физическая выносливость. Психическая гармония обеспечивает завидное здоровье, которое тоже относится к важному элементу успеха .

Удивительная способность точно предвидеть, как будут развиваться события.

Особая гибкость. Человек, рожденный для удачи, точно понимает, когда надо признать свое поражение, или пойти на разумный компромисс. Он умеет при необходимости быть и очень упорным, но не делает личной трагедии и из отступления, поскольку уверен в успехе .

Незаурядная способность убеждать других.

Творческая активность - это одно из самых важных качеств людей, демонстрирующих высокую успешность , которое проявляется в самых широких областях.

Среди отдельных качеств личности, определяющих творческую активность, можно выделить стремление к новому; критичность мышления; способность к преобразованиям; стремление к творчеству и достижению успеха .

Мотивация достижения успеха , по мнению Г. Меррея, выражается в потребности преодолевать препятствия и добиваться высоких показателей в труде, самосовершенствоваться, соперничать с другими и опережать их, реализовывать свои таланты и тем самым повышать самоуважение. Множество исследований указывают на то, что вероятность успеха обучения повышается , когда учащиеся имеют возможность двигаться - в спорте, игровой деятельности, театральных постановках или на танцах, рисовать, исследовать. Американский психолог Говард Гарднер с полным основанием констатирует, что наша культура уделяет слишком много внимания вербальному и логическому интеллекту, тогда как другие формы интеллекта игнорируются. Преимущество такого представления об интеллекте - отсутствие дискриминации. Поэтому Гарднер обращает наше внимание на разные возможности творческого развития. Он выделяет семь видов интеллекта. Кроме того, важен тот факт, что каждый человек способен совершенствовать любой из семи интеллектов. К тому же все семь интеллектов сложным образом дополняют и усиливают друг друга. Известно, к примеру, что кинестетический интеллект имеет большое значение для наших вербальных, логических и «внутриличностных» способностей.

Учение о «семи интеллектах» напоминает о том, что интеллект проявляется не только в традиционно выделяемых вербальных и математических способностях. Интеллект - это наша способность успешно реагировать на новые ситуации и учиться на опыте. Он действует в разных жизненных ситуациях, в задачах, которые ставит перед нами жизнь.

1. Вербальный интеллект - это вербальные, речевые способности, интеллект журналистов, адвокатов, писателей, а также психотерапевтов, ведущих и тренеров. Тот, кто обладает этой формой интеллекта, может аргументировать, убеждать, беседовать, ободрять и учить, умело используя слова.

2. Логико-математический интеллект - операции с числами и логикой, интеллект ученого, программиста, экономиста и бухгалтера. Это наша способность думать в понятиях причины и следствия, формулировать тезисы, развивать концепции, распознавать образцы и рационально анализировать процессы и события.

3. Пространственно-визуальный интеллект - этот вид интеллекта «думает» в картинах и пространственных представлениях.

4. Музыкально-ритмический интеллект - здесь речь идет о восприятии ритмов и мелодии , их оценивании и создании.

5. Телесно-кинестетический интеллект - это интеллект нашего тела. К нему относится способность контролировать движения, ловко работать руками. В большинстве учебных ситуаций этим интеллектом недопустимо пренебрегают, хотя люди часто используют его при проведении досуга.

6. Межличностный интеллект - под этим подразумевается способность понимать других людей и сотрудничать с ними. Межличностный интеллект выражается в том, как мы воспринимаем настроения , темперамент и потребности других, как реагируем на них.

7. «Внутриличностный» интеллект - это наша способность понимать свой собственный внутренний мир. Сильный «внутриличностный» интеллект позволяет нам воспринимать наши чувства , установки и предрассудки и ориентировать поведение на наши собственные желания.

Каждый из нас обладает всеми типами интеллекта, хотя выражены они по-разному : одни сильнее, другие слабее. Практически нет таких вещей в жизни, для выполнения которых нам было бы достаточно одного типа интеллекта. Человек как животный организм может получать информацию с помощью органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, кожи, мышц) . Соответственно этому и различают виды информации : зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, мышечное чувство.

Теория Гарднера - не типология «профилей одаренности» (это распространенное недопонимание) . Напротив, она помогает нам осознать наш потенциал : если мы хотим добиться лучших результатов в работе, нужно задействовать как можно больше видов интеллекта. Большинство людей могут развить любой тип интеллекта намного лучше, чем им кажется. Недостаточное развитие какого-либо типа связано с культурными предрассудками, влиянием родителей, системой образования или травматическим опытом.

Существуют разные возможности достижения успехов в области конкретного типа интеллекта. Например, кто-то не любит читать, но обладает высокоразвитым лингвистическим интеллектом, являясь прекрасным рассказчиком. Подобные факты нужно учитывать, предлагая задействовать в работе людей с разными типами интеллекта.

Теория множества интеллектов предлагает нам создавать различные ситуации в команде, соответствующие естественным склонностям детей, их личным потребностям. Нам необходимо заботиться о многообразии методов работы : не только разговаривать и печатать, но работать с рисунком, с движениями, с музыкой и ритмом, с пространством, взаимодействием и самонаблюдением.

Литература :

1. Говард Гарднер. Структура разума : теория множественного интеллекта. – М.: ООО «И. Д. Вильямс» , 2007. – 512 с.

Навыки правильного целеполагания становятся все более востребованными. О том, как помочь ребенку овладеть ими, рассказывает детский коуч Марина Ким.

Взрослых приучили к тому, что нельзя работать без четко сформулированных целей. Критерии их выполнения - это некий маркер профессиональной эффективности. Подрастающему поколению придется учиться ставить цели, чтобы быть успешными во взрослой жизни.

Детский психолог, профессиональный коуч детей и подростков Марина Ким рассказывает, как помочь ребенку не только формулировать цели максимально конкретно, но и достигать их.

Цели на работе нам обычно ставят в SMART-формате, описывают «картину успеха», обозначают допустимые сроки, иногда мотивируют нас изречением Наполеона о том, что «невозможность - слово из словаря глупцов» и далее ожидают фееричных результатов.

Таким образом, бизнес задает вектор развития для каждого сотрудника в отдельности и для всей корпорации в целом. Некоторые переносят такой подход из бизнес-среды в частную жизнь - ставят и личные цели, не связанные с работой.

Расскажу о том, как можно работать с ребенком в направлении правильного целеполагания.

Поставить перед собой задачу: помочь ребенку

Расставляйте приоритеты в постановке целей вместе с детьми

Современные родители стремятся научить детей не просто плыть по течению, а занимать проактивную позицию в жизни, четко понимать свои цели, грамотно расставлять приоритеты, отделять главное от второстепенного.

В этом заключается совместная работа родителя, ребенка и детского коуча - в правильной постановке целей, в правильном планировании их достижения, в определении имеющихся ресурсов и препятствий.

Все вышеперечисленное и составляет ядро детского коучинга или, как бы сказали филологи, красную нить этого романа.


Проработать жизненные ценности: понять, какая цель правильная

Цель должна:

Соответствовать возрасту ребенка (маленький ребенок - маленькая цель)

Базироваться на жизненных ценностях самого ребенка, а не его родителя

Основная задача родителей - помочь ребенку сформулировать цель конкретно, осознать, какой смысл заложен в этой цели, какие есть ресурсы, где их недостаток и как можно его восполнить.

Ребенок будет увлеченно идти к достижению цели, получать удовольствие от процесса, анализировать неудачи, праздновать первые победы, одним словом пребывать в ресурсном состоянии до тех пор, пока его цели будут находиться в гармонии с его жизненными ценностями.

Я хочу предложить вам один инструмент детского коучинга, который позволит вашему ребенку подробно проработать свои цели.

Попросите ребенка заполнить таблицу ниже, расписав 1-2 цели. Помогите, если ему будет сложно, обсудите то, что у вас получилось. Чем подробнее будет заполнена таблица, тем более полную картину вы увидите.

Некоторые недоумевают, зачем при формулировке целей прописывать жизненные ценности. Ценности - это некий глубинный смысл цели, ответ на вопрос: «Что в глобальном смысле даст мне достижение цели?»


Проанализировать таблицу: понять, какие показатели важны


Проанализируйте, чему предстоит научиться ребенку, чтобы достичь поставленных целей

В зависимости от того, каким образом распределится заполнение столбцов «Имеющиеся знания» и «Чему необходимо научиться» , вы поймете «масштаб бедствия».

Возможно, самыми необходимыми знаниями, умениями и навыками ребенок уже владеет. Необходимо овладеть лишь дополнительными опциями. В этом случае надо будет углублять имеющуюся базу, параллельно расширяя кругозор по выбранной тематике.

Если же имеющиеся знания - капля в море, а список того, что необходимо освоить, - безграничный, то вы сможете правильно расставить приоритеты - заложить необходимое количество времени.

Если же время изначально ограничено, то этот параметр нужно поставить во главу угла и осваивать только то, что возможно в конкретный промежуток времени.

Прописывая «Что мне необходимо делать», ребенку нужно составить некий пошаговый план конкретных действий. Например, позвонить в вуз, зайти на сайт, сходить на день открытых дверей, подать заявку на участие в олимпиаде, пройти профориентацию.


Стать поддержкой для ребенка и найти ресурсы


Главное для ребенка - поддержка и забота родителей

Для любого ребенка его родители - огромный ресурс. Как правило, родители всегда готовы помогать ребенку в достижении целей, но лучше лишний раз убедиться, что вы находитесь в одном информационном поле с ребенком, обсуждая ответственность друг друга.

Если по каким-то причинам вы не готовы помогать ребенку материально или физически, честнее сообщить об этом сразу и не вызывать у него ложных надежд.

Кроме родителей, ребенок может привлекать к достижению своих целей и иные ресурсы. Это могут быть друзья, другие взрослые, которые могут стать наставниками, успешные в данной области родственники, признанные эксперты. Покажите ребенку все возможные варианты поиска дополнительных ресурсов.

Надеюсь, при помощи этого инструмента детского коучинга родители смогут научить своих детей грамотно работать с целями. Это тот навык, который будет актуален в течение всей жизни, ведь как сказал немецкий поэт Лессинг: «Самый медлительный человек, не теряющий из виду своей цели, все же проворнее того, кто блуждает без цели».

Если вдруг вы также испытываете проблемы с постановкой целей, то рекомендуем вам пройти по следующим ссылкам:

  1. . Тренер Светлана Ризаева подготовила для вас бесплатный онлайн-тренинг по целеполаганию, в котором она учит реализовывать мечты через их структурирование и трансформирование в конкретные цели.
  2. . В этом бесплатном онлайн-курсе по постановке целей личный коуч Тимур Ядгаров раскрывает секреты формулирования самодостигающихся 4D-целей.

Непостоянство — одна из самых ярких черт детского характера. По свидетельству психологов, с возрастом это проходит, однако многие родители справедливо беспокоятся: что, если ребенок и в дальнейшем будет с такой же легкостью менять свои решения? Больше всего в этом контексте взрослых волнует неспособность детей достигать поставленных целей. Именно об этом мы сегодня и поговорим.

В первую очередь следует отметить, что воспитание целеустремленности, особенно у малыша — задача непростая. Знаете ли вы, что в психологии умение ставить цели считается социальным навыком, наряду со способностью находить общий язык с другими людьми и разрешать конфликты? А, значит, как и другим социальным навыкам, этому можно научиться.

Как известно, обучение детей подобным вещам может происходить двумя способами: они либо копируют поведение окружающих, либо «впитывают» информацию, которую им предоставляете вы, родители. Как показывает практика, идеальный возраст для развития целеустремленности — 7 лет, поскольку именно в это время большинство детей идут в школу и сталкиваются с определенными обязательствами и требованиями, которые необходимо выполнять строго в срок. А вот затягивать этот процесс не рекомендуется: по свидетельству специалистов, после 12-13 лет справиться с этим будет гораздо сложнее.

С чего начать?

Для начала научите ребенка ставить только четкие и ясные цели. Конкретика и еще раз конкретика: согласитесь, между словами «хочу в будущем лучше учиться» и «хочу закончить эту четверть без троек» есть огромная разница? Чем лучше вы и ваш ребенок сформулируете свое желание, тем выше будет вероятность, что оно исполнится.

Второе незыблемое правило логически вытекает из первого: цели должны быть реальными. Мечтать о том, что, возможно, никогда не произойдет — прекрасно. Однако подобный подход расхолаживает ребенка, заставляет усомниться в своих способностях. Объясните ему, что следует браться за решение только тех задач, которые ему по силам.

Спешка — главный враг

Одну крупную цель можно разделить на несколько этапов. Например, если ребенок загорелся мыслью побывать в Англии, предложите ему следующее: сначала в течение месяца он регулярно учит английские слова, затем добивается хорошей оценки в школе, после этого вы отправляете его на специальные курсы английского языка, после чего он получает долгожданную поездку. Все, что от вас требуется — сделать цель зримой, пусть и отдаленной, но возможной. Каждый вечер вы можете вместе обсуждать, насколько он продвинулся в достижении своей мечты.

Вообще деление на этапы считается одним из самых действенным приемов в развитии целеустремленности. Нередко дети в порыве энтузиазма хватаются за несколько дел сразу, но быстро устают и «перегорают», бросив начатое на полпути. Чтобы этого не происходило, мягко направляйте его, объясняйте, что лучше сделать сначала, а что — отложить на потом.

Очень важно при этом поддерживать ребенка, не давать ему усомниться в своих силах. Мотивация в борьбе с детским непостоянством играет очень важную роль. Объясните, что радость от достигнутого результата не может сравниться ни с чем другим, и вскоре он сам сможет в этом убедиться. Ни в коем случае не позволяйте себе высмеивать его в случае провала: ваша ирония не только не подстегнет его, но и, скорее всего, лишит уверенности в себе.

Очень важно дать понять ребенку, что цели и планы могут корректироваться в процессе — в этом нет ничего страшного. Вместо того, чтобы при малейшей трудности отказываться от желаемого и браться за что-то новое, стоит спокойно разобраться в ситуации.

Планы и списки своих целей

Неплохим практическим упражнением считается составление планов. Начинать лучше с небольших временных отрезков: заведите специальную тетрадку, в которую ребенок будет записывать свои планы на следующий день. При этом они не должны быть слишком сложными — приступая к планированию, выбирайте дела попроще.

Можно вообще схитрить и попросить детку вписать действия, которые он совершает каждый день: чистка зубов, завтрак, посещение школы, выполнение домашних заданий. Это необходимо для того, чтобы продемонстрировать ему принцип составления списков.

Пусть он вычеркивает пункты по мере их выполнения: специалисты утверждают, что вид списка с достигнутыми целями сам по себе является мощным мотиватором. После того, как у ребенка выработается привычка планировать, переходите к постановке более сложных и долгосрочных целей. Научите его четко формулировать свои мысли, детализировать. Еще одна хорошая идея — так называемая «Тетрадь достижений». Заведите красивый блокнот и попросите его заносить туда все свои успехи.

Как видите, сделать ребенка более целеустремленным и научить его добиваться поставленных целей вполне реально. От вас потребуется терпение, внимание, капелька фантазии и, конечно, родительская поддержка. Ободряйте его, хвалите, заставьте поверить в себя — и все получится.