Утеплители Изоляция Блоки

Досудебное урегулирование налоговых споров: тонкости и пробелы. Досудебные процедуры урегулирования налоговых споров Досудебное урегулирование споров фнс

В 2013 г. порядок обжалования решений и иных ненормативных актов налоговых органов, действий и бездействия должностных лиц претерпел значительные изменения. В целях процедурной оптимизации исключена возможность обжалования решения вышестоящему должностному лицу. Взамен этого теперь также могут применяться общие процедуры направления жалобы в вышестоящий налоговый орган. Существенной конкретизации подверглась и процедура апелляционного обжалования решений налогового органа. Вместе с тем неурегулированные вопросы еще остаются.

Право на обжалование

Состав лиц, обладающих правом ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, в НК РФ деконкретизирован. Тем самым подтверждается действие в налоговой сфере общеправовой гарантии каждого лица обжаловать решения, действия или бездействие, нарушающие его права. Право на обжалование имеет любое лицо, в т.ч. не являющееся согласно ст. 9 НК РФ участником отношений, урегулированных законодательством о налогах и сборах. Право на обжалование может быть реализовано в случае, если лицо считает, что обжалуемый ненормативный акт, действие или бездействие нарушают его права.
Из п. 1 ст. 138 НК РФ следует, что налогоплательщик может реализовать свое право на обжалование двумя способами:

а) в вышестоящем налоговом органе (административный порядок обжалования);

Оснований для лишения права на обжалование действующим законодательством не предусмотрено.
Отсутствие в НК РФ упоминания о возможности обратиться за защитой своих прав в прокуратуру также не лишает его этого права.
Право на обжалование может быть реализовано путем подачи как одной, так и нескольких жалоб (при условии соблюдения установленных в п. п. 6 и 7 ст. 138 НК РФ запретов на подачу повторной жалобы). Жалобы в отношении одного и того же акта или деяния могут быть поданы как одновременно, так и в разное время в пределах установленного срока для обжалования.

Какие акты и чьи действия можно обжаловать по правилам Налогового кодекса?

Условием для обжалования является не несогласие налогоплательщика с принятым актом или совершенным деянием, а факт нарушения этим актом или деянием прав налогоплательщика. Таковым признается не только нарушение прав, предоставленных налогоплательщику НК РФ, но и нарушение прав, гарантированных ему как физическому или юридическому лицу иными действующими законами и применимыми нормами международного права.

Налоговый кодекс РФ предоставляет право налогоплательщику самостоятельно определить, какой конкретно акт налогового органа, деяние его должностного лица нарушает его права и подлежит обжалованию.

Под актом ненормативного характера, который может быть обжалован, в гл. 19 и 20 НК РФ понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем налогового органа (его заместителем) и касающийся конкретного налогоплательщика.

Налоговый кодекс РФ не содержит запрета на обжалование решения налогового органа в вышестоящий орган только в той части, с которой налогоплательщик не согласен, так как именно он указывает основания незаконности обжалуемого решения.

Обжалованию может быть подвергнута не только резолютивная, но и мотивировочная часть ненормативного акта налогового органа.

Необходимо отметить, что право на обжалование в порядке ст. 137 НК РФ гарантируется только в отношении решений налоговых органов и деяний их должностных лиц, но не распространяется на результаты деятельности иных участников отношений, урегулированных законодательством о налогах и сборах, в т.ч. иных органов государственной власти, обладающих подтвержденными полномочиями в налоговой сфере (финансовых органов, органов внутренних дел и т.п.), а также их должностных лиц.

Установленные правила обжалования неприменимы и в отношении действий (бездействия) иных сотрудников налоговых органов, не являющихся должностными лицами.

Мнение, что в данном случае возможно обжаловать деяния таких лиц, как действия (бездействие) самого налогового органа, юридически необоснованно. Налоговый кодекс РФ четко разграничивает порядок обжалования актов налогового органа и деяний его должностных лиц, не давая оснований для расширения сферы применения установленных правил и их частичной взаимозамены.

Обжалование действий (бездействия) сотрудника налогового органа, не являющегося его должностным лицом, допускается в судебном порядке.

Административный порядок обжалования: общая характеристика

Предусмотренный административный порядок обжалования предполагает возможность урегулирования спорных вопросов непосредственно между налогоплательщиком и налоговым органом без обращения в суд.

В настоящее время НК РФ предусмотрены две процедуры административного обжалования в вышестоящем налоговом органе:

  • общий порядок обжалования;
  • апелляционный порядок обжалования.

Вышестоящим налоговым органом признается любая организационная структура системы налоговых органов, занимающая вышестоящее положение по отношению к рассматриваемому налоговому органу.

Таким образом, жалоба по ненормативному акту налоговой инспекции районного уровня может быть рассмотрена не только межрайонной налоговой инспекцией или УФНС России по данному субъекту РФ, но и любой иной вышестоящей структурой системы налоговых органов.

Норму абз. 3 п. 2 ст. 139 НК РФ не следует рассматривать как ограничивающую компетенцию ФНС России в сфере рассмотрения жалоб исключительно случаями обжалования вынесенных вышестоящими налоговыми органами решений по жалобам и апелляционным жалобам. Такое ограничительное толкование приведет к появлению неразрешимого вопроса о надлежащем вышестоящем органе, компетентном рассматривать жалобы на действия или бездействие должностных лиц и решения вышестоящих налоговых органов, находящихся в подчинении исключительно ФНС России. Апелляционный порядок обжалования применяется в отношении не вступивших в силу решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Общий порядок обжалования применяется в отношении вступивших в силу решений и иных актов ненормативного характера налоговых органов, а также при обжаловании действий или бездействия должностных лиц налоговых органов. В общем порядке могут быть обжалованы в т.ч. и акты ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб.

Сначала жалоба в вышестоящий налоговый орган и только потом в суд

С 1 января 2014 г. в соответствии с требованием п. 2 ст. 138 НК РФ любые решения налоговых органов ненормативного характера (как принятые по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки на основании ст. 101 НК РФ, так и оформленные в порядке, предусмотренном ст. 101.4 НК РФ по выявленным иными способами фактам налоговых нарушений), а также действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган. Обязательное досудебное урегулирование спора не требуется лишь при обжаловании актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб.

По причине отсутствия в системе налоговых органов более высокого организационного звена процедуры административного обжалования не применяются в отношении актов ФНС России, действий или бездействия ее должностных лиц. Для их обжалования применим исключительно судебный порядок обжалования.

Требование о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора признается выполненным при надлежащем обжаловании решения налогового органа как в апелляционном порядке, так и по общим правилам административного обжалования. Несоблюдение же установленного специального порядка обжалования лишает налогоплательщика возможности ссылаться на незаконность (необоснованность) соответствующего решения, действия или бездействия.

Действующий текст НК РФ не содержит разъяснений, будет ли считаться предусмотренное п. 2 ст. 139 НК РФ условие выполненным в случае реализации налогоплательщиком своего права на отзыв жалобы как в полном объеме, так и в ее части (п. 7 ст. 138 НК РФ) или в случае принятия налоговым органом решения об оставлении поданной жалобы без рассмотрения (ст. 139.3 НК РФ). Также остаются без прямого ответа вопросы о допустимости обжалования в судебном порядке актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, обжалованных ранее в административном порядке, но по иным основаниям, либо в случае, если в тексте жалобы содержалась лишь часть доводов и при последующем обращении в суд содержание жалобы было дополнено. Прямых ограничений, из которых бы следовало, что решение налогового органа в судебном порядке может быть обжаловано только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган, НК РФ не устанавливает. Правовое регулирование обжалования относится именно к оспариванию конкретного решения или деяния, а не к конкретным основаниям оспаривания (доводам).

Однако современная правоприменительная практика показывает, что при обращении в суд от налогоплательщика требуется представить сведения о результатах обжалования в вышестоящем налоговом органе, а не ограничиваться лишь представлением формальных доказательств направления жалобы в налоговый орган.

Налоговый кодекс РФ не ограничивает налогоплательщиков в основаниях, заявляемых в вышестоящий налоговый орган и суд, но в то же время презюмируется совпадение предмета таких требований. Таким образом, если в административном и судебном порядке решение оспаривалось в полном объеме, хотя и по различным основаниям, требование законодательства о досудебном порядке следует признать формально соблюденным. Иное толкование приведет к не предусмотренному законодательством ограничению налогоплательщиков в судебной защите. При этом обращение в вышестоящий налоговый орган в форме жалобы, в котором решение нижестоящего налогового органа по соответствующим эпизодам по существу не оспаривалось, и вынесение по результатам такого обращения вышестоящим налоговым органом решения по жалобе, по сути, не является досудебным урегулированием спора по указанным эпизодам. Не признается досудебным урегулированием спора и формальное обращение в вышестоящий налоговый орган в форме жалобы, в котором решение нижестоящего налогового органа по существу не оспаривается.

Соблюдение процедуры обязательного досудебного урегулирования спора предполагает необходимость особых правил течения сроков для обращения в суд. Такой порядок предусмотрен п. 3 ст. 138 НК РФ, согласно которому при обращении во исполнение требований п. 2 ст. 138 НК РФ в вышестоящий налоговый орган с жалобой срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока, отведенного в НК РФ для принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе).

При такой формулировке это означает, что срок может исчисляться не только с момента официального получения лицом соответствующего решения, но и непосредственно с момента, когда лицо узнало о факте вынесения такого решения. На практике это может означать, что к моменту получения текста решения часть срока, отведенного для обжалования в суд (а в исключительных случаях и весь срок) уже истечет. Тем самым право на равные условия для обжалования может быть нарушено. В этой связи, не отрицая право каждого на обжалование деяний и решений с момента, когда стало известно о возможном нарушении ими законных прав и интересов данного лица, на наш взгляд, началом течения срока для обращения в суд с жалобой на вынесенное решение законодателю следовало бы признать именно момент официального получения лицом соответствующего решения.

Также следует уточнить порядок исчисления сроков для обжалования в случаях, когда НК РФ признает решение полученным по истечении определенного срока со дня его направления адресату, не требуя обязательного подтверждения факта его получения в этот срок (такой порядок предусмотрен, например, в п. 4 ст. 31 и п. 9 ст. 101 НК РФ).

Общие правила подачи жалоб

Установленный ст. ст. 139 и 139.1 НК РФ порядок подачи жалоб при апелляционном и общем порядке обжалования во многом идентичен. Совпадают и проблемы, которые могут возникнуть на данном этапе.

На основании п. 1 ст. 139 и п. 1 ст. 139.1 НК РФ жалобы подаются в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. А уже этот налоговый орган обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Современное изложение соответствующих норм НК РФ не исключает возможности подачи жалобы налоговому органу путем ее направления почтовым отправлением или иными способами, позволяющими зафиксировать момент передачи.

Гарантией надлежащего соблюдения установленной процедуры передачи жалобы является общая норма ст. 35 НК РФ, предусматривающая ответственность налоговых органов и их должностных лиц за неправомерные действия или бездействие.

На наш взгляд, в качестве дополнительной гарантии непредвзятого и своевременного рассмотрения жалобы можно было бы предусмотреть право налогоплательщика самостоятельно выбирать нижестоящий налоговый орган, при посредстве которого он желал бы подать жалобу, а также право подачи такой жалобы непосредственно в вышестоящий налоговый орган. Современное нормативное регулирование таких возможностей не допускает.

Содержание рассматриваемых норм в их взаимосвязи с иными нормативными предписаниями гл. 19 НК РФ позволяет сделать вывод, что налоговый орган, при посредстве которого передается жалоба, не вправе по собственному усмотрению изменять избранный подателем жалобы вышестоящий налоговый орган, которому надлежит рассматривать поданную жалобу. Современные требования к содержанию жалобы, предусмотренные в п. 2 ст. 139.2 НК РФ, не говорят о необходимости указания в ней конкретного вышестоящего органа, в чей адрес она подается. Такая информация может быть указана в тексте жалобы по желанию ее подателя на основании п. 3 ст. 139.2 НК РФ. Только при отсутствии в тексте жалобы такой информации налоговый орган вправе самостоятельно решить вопрос о надлежащей инстанции для рассмотрения поданной жалобы. Однако следует учесть, что п. 1 ст. 139 НК РФ не предусматривает обязанность нижестоящего налогового органа, получившего жалобу, извещать налогоплательщика о том, в какой именно вышестоящий налоговый орган он передал жалобу для рассмотрения. Отсутствие же такой информации означает невозможность надлежащей реализации предусмотренного п. 7 ст. 138 НК РФ права на отзыв жалобы. Заявление об отзыве жалобы подается в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу, а значит, этот орган должен быть известен лицу, ее подающему.

Предусмотренные ст. 139.2 НК РФ нормативные требования распространяются как на процедуру оформления жалобы, подлежащей подаче и рассмотрению по общим правилам обжалования, так и в силу п. 6 ст. 139.2 НК РФ в равной степени применимы к апелляционной жалобе, подаваемой при апелляционном порядке обжалования. Предусмотренные требования применимы не только в отношении первичных жалоб, но и жалоб на решения вышестоящего налогового органа, в т.ч. жалоб, направляемых в ФНС России.

Как и в случае с п. 1 ст. 138 НК РФ, в тексте ст. 139.2 НК РФ законодатель не предусмотрел прямого запрета действия установленных требований в отношении жалоб, подаваемых при судебном порядке обжалования. Такое ограничение действия статьи может усматриваться из общей нормы п. 4 ст. 138 НК РФ.

Норма п. 1 ст. 139.2 НК РФ допускает возможность оформления жалобы в простой письменной форме. Каких-либо ограничений по минимальному и максимальному объему жалобы, допустимому формату и ее оформлению НК РФ не устанавливает. Исходя из установленных в п. 1 ст. 138 НК РФ легальных определений понятий "жалоба" и "апелляционная жалоба" данные документы стилистически излагаются в форме обращения.

Налоговый кодекс РФ не требует обязательного обозначения наименования подаваемой жалобы. Ошибки или неточности, допущенные в наименовании оформленной жалобы, при надлежащем соблюдении процедуры ее подачи не признаются достаточным основанием для оставления ее на основании ст. 139.3 НК РФ без рассмотрения и не должны препятствовать ее рассмотрению по существу.

Несоблюдение предусмотренного п. 1 ст. 139.2 НК РФ требования о необходимости подписания жалобы, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ, является достаточным основанием для оставления вышестоящим налоговым органом жалобы без рассмотрения.

При подаче жалобы непосредственно лицом, обжалующим соответствующее решение или деяние, НК РФ не требует обязательного приложения к жалобе документов, подтверждающих личность или полномочия лица, подписавшего жалобу. Иной порядок предусмотрен в п. 4 ст. 139.2 НК РФ для случаев подачи жалобы уполномоченным представителем.

Норма п. 2 ст. 139.2 НК РФ перечисляет состав информации, подлежащей включению в жалобу. Предусмотренный перечень не является исчерпывающим, и текст жалобы может быть на основании п. 3 ст. 139.2 НК РФ дополнен иной информацией, необходимой для ее своевременного рассмотрения.

На основании п. 2 ст. 139.2 НК РФ в жалобе указываются:

  1. фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  2. обжалуемый акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  3. наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  4. основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  5. требования лица, подающего жалобу.

Вместе с тем несоблюдение установленных требований не признается достаточным основанием для оставления на основании ст. 139.3 НК РФ такой жалобы без рассмотрения. Жалоба, не содержащая всех предусмотренных в п. 2 ст. 139.2 НК РФ данных, подлежит рассмотрению вышестоящим налоговым органом без каких-либо ограничений. Выявленный факт неполного указания в тексте жалобы необходимой информации не может быть устранен и в процессе рассмотрения жалобы вышестоящим налоговым органом. Норма п. 1 ст. 140 НК РФ предоставляет возможность подателю жалобы представить дополнительные документы, подтверждающие его доводы, но не дополнить или уточнить сам текст жалобы. Вместе с тем, как показывает детальный анализ содержащихся в п. 2 ст. 139.2 НК РФ требований к содержанию жалобы, неполное или неточное указание в ее тексте большинства из перечисленных сведений явно не должно привести к невозможности рассмотрения самой жалобы по существу. Недостающая информация, как правило, может быть получена вышестоящим налоговым органом из самого текста обжалуемого решения или из других имеющихся в его распоряжении информационных источников и баз данных.

Следует также заметить, что, например, предусмотренное пп. 1 п. 2 ст. 139.2 НК РФ требование обязательного указания фамилии и отчества подателя жалобы для отдельных лиц может оказаться невыполнимым по причине отсутствия их у них в силу действия соответствующих национальных обычаев или иных причин. Отсутствие (неуказание) фамилии или отчества физического лица допускает и применяемый в настоящее время Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина РФ, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ (утв. Приказом ФМС России от 30.11.2012 N 391). Данный Регламент допускает в определенных случаях возможность незаполнения реквизитов "фамилия" и "отчество" при оформлении паспорта гражданина РФ.

Определенные разночтения на практике возможны и в отношении исполнения требования о необходимости указания адреса организации. НК РФ не разъясняет, должен ли это быть адрес государственной регистрации или возможно и указание адреса (одного из адресов) постоянного нахождения организации. В отсутствие в НК РФ прямого запрета можно предположить, что допустимо указание любого из этих адресов.

В целях исполнения требований пп. 2 п. 2 ст. 139.2 НК РФ в случае обжалования решения достаточно указания его реквизитов (даты и номера решения). Текст обжалуемого решения можно отнести к категории документов, подтверждающих доводы лица, подающего жалобу. На этом основании копия такого решения может быть в соответствии с п. 5 ст. 139.2 НК РФ приложена к тексту жалобы. Норма пп. 3 п. 2 ст. 139.2 НК РФ не требует обязательного указания должности или фамилии, имени и отчества должностного лица, действия или бездействие которого обжалуются. Такие данные могут быть указаны в тексте жалобы на основании п. 3 ст. 139.2 НК РФ как относящиеся к сведениям, необходимым для своевременного рассмотрения жалобы.

Надлежащее исполнение требований пп. 4 п. 2 ст. 139.2 НК РФ предполагает указание в тексте жалобы не только обстоятельств, приведших к нарушению прав, и способа их нарушения, но и перечисление самих нарушенных прав и/или норм законов и иных нормативных актов, предоставивших соответствующее право данному лицу. Налоговый кодекс РФ не исключает возможности обжалования нарушенных прав, как предусмотренных непосредственно в тексте НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах, так и прав, гарантированных иными актами законодательства, в т.ч. применимых норм международного права. Формулировка указанных в жалобе в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ требований лица, очевидно, должна соотноситься с предоставленными вышестоящему налоговому органу в п. 3 ст. 140 НК РФ возможностями принятия решения по ней. В этой части жалобы может быть указание и на необходимость принятия предусмотренного абз. 2 и 3 п. 5 ст. 138 НК РФ решения о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия. Не исключается возможность указания в составе требований и на необходимость привлечения виновных должностных лиц к ответственности, предусмотренной ст. 35 НК РФ.

Вместе с тем, учитывая тот факт, что современная процедура рассмотрения поступивших жалоб (ст. 140 НК РФ) не предусматривает ограничения вышестоящего налогового органа при принятии решения пределами заявленных в жалобе требований, ненадлежащее исполнение требований пп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ также не может быть признано неразрешимым препятствием к рассмотрению жалобы по существу и принятию решения по ней.

Предусматривая в п. 3 ст. 139.2 НК РФ возможность дополнения текста жалобы иными сведениями, необходимыми для своевременного рассмотрения жалобы, законодатель оставляет вопрос об их допустимом содержании на усмотрение обжалователя. В том числе в тексте НК РФ не уточняется, чьи именно номера телефонов, факсов и адреса электронной почты могут быть указаны в тексте жалобы. В любом случае указанные в тексте подаваемой жалобы на основании п. 3 ст. 139.2 НК РФ дополнительные сведения должны быть получены законным путем и не иметь соответствующих ограничений по их распространению. В том числе указание таких данных не должно нарушать правового режима, установленного Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

На основании п. 3 ст. 139.2 НК РФ в тексте жалобы может быть, к примеру, указан конкретный вышестоящий налоговый орган, в чей адрес подается жалоба, названия должностей, фамилии, имена и отчества конкретных должностных лиц налоговых органов, действия или бездействие которых обжалуются. При обжаловании решения налогового органа во исполнение установленного в п. 4 ст. 140 НК РФ условия в тексте жалобы могут быть указаны причины, по которым было невозможно своевременное представление документов, прилагаемых к жалобе на основании п. 5 ст. 139.2 НК РФ. На основании п. 5 ст. 139.2 НК РФ к жалобе также могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.

Прилагаемые к тексту жалобы документы, очевидно, должны соотноситься с той частью жалобы, в которой в соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 139.2 НК РФ указываются основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены. Ссылка в тексте жалобы на соответствующий документ может рассматриваться в качестве достаточного основания для отнесения такого документа в целях п. 5 ст. 139.2 НК РФ к категории подтверждающих доводы лица, подающего жалобу.

К тексту жалобы, к примеру, могут быть приложены:

а) акт ненормативного характера (в т.ч. решение налогового органа), который, по мнению заявителя, нарушает его права;

б) документы, в которых зафиксированы действия (бездействие) должностных лиц, проводивших проверку; в) первичные документы, подтверждающие позицию заявителя.

Налоговый кодекс РФ не предусматривает каких-либо ограничений по количеству и формату прилагаемых к жалобе на основании п. 5 ст. 139.2 НК РФ документов. На этом основании можно предположить, что к тексту письменной жалобы могут прилагаться документы, представленные в электронной форме. Необходимые для рассмотрения части в документе могут быть визуально выделены. Не исключена и возможность приложения документов в виде выдержек или извлечений.

Документы, не приложенные к жалобе при ее подаче, могут быть представлены подателем жалобы на основании п. 1 ст. 140 НК РФ до момента принятия решения по ней.

Представление подателем жалобы дополнительных документов и на этапе ее подачи, и при ее рассмотрении целесообразно лишь при условии соблюдения требований п. 4 ст. 140 НК РФ. Указание причин, по которым было невозможно своевременное представление документов налоговому органу, решение которого обжалуется, может быть внесено непосредственно в текст жалобы на основании п. 3 ст. 139.2 НК РФ в качестве сведений, необходимых для своевременного рассмотрения жалобы или оформлено в виде пояснительной записки к представленным после подачи жалобы документам.

В случае подачи жалобы уполномоченным представителем лица, обжалующего акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, в соответствии с требованием п. 4 ст. 139.2 НК РФ к жалобе также прилагаются документы, подтверждающие полномочия этого представителя.

Современная формулировка данного требования в контексте иных нормативных предписаний гл. 19 НК РФ (прежде всего п. 1 ст. 139.2 и пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ) представляется недостаточно корректной и обусловливающей определенные проблемы правоприменения. Так, на основании пп. 1 п. 1 ст. 139.3 НК РФ одним из оснований для оставления жалобы без рассмотрения признается отсутствие приложенных к жалобе оформленных в установленном порядке документов, подтверждающих полномочия представителя на ее подписание. Однако в п. 4 ст. 139.2 НК РФ говорится о необходимости приложения к жалобе документов, подтверждающих полномочия представителя, в случае подачи жалобы этим лицом. Вполне вероятно, что в данном случае законодатель необоснованно признал процедуры подписания жалобы и ее подачи абсолютно тождественными. Но не стоит исключать ситуацию, когда уполномоченный представитель подает жалобу, подписанную не представителем, а самим обжалующим лицом. Возможно и оформление полномочий представителя на подписание жалобы и на ее подачу разными документами. Кроме того, п. 1 ст. 139 НК РФ напрямую не указывает на необходимость обязательной личной подачи жалобы в налоговый орган. Жалоба может быть отправлена в адрес налогового органа и почтовым отправлением. В этом случае далеко не всегда представляется возможным установить, кто именно выступил в качестве ее отправителя.

Также следует обратить внимание, что для случая подачи жалобы уполномоченным представителем НК РФ не требует обязательного представления им документов, подтверждающих его личность. По этой причине проверить, что при подаче жалобы были соблюдены требования п. 4 ст. 139.2 НК РФ и к жалобе прилагаются документы, подтверждающие полномочия именно представителя ее подавшего, а не иного лица, может быть весьма затруднительно.

Предоставление дополнительных документов после подачи жалобы

Норма п. 1 ст. 140 НК РФ допускает возможность представления вышестоящему налоговому органу дополнительных документов, не приложенных подателем жалобы к ее тексту, на основании п. 5 ст. 139.2 НК РФ. Представление дополнительных документов целесообразно лишь при соблюдении условия п. 4 ст. 140 НК РФ о необходимости обоснования причин несвоевременного представления документов. С учетом того, что рассмотрение производится, как этого требует п. 2 ст. 140 НК РФ, без непосредственного участия в этой процедуре подателя жалобы, целесообразно указать причины несвоевременного представления документов в письменной форме в виде пояснительной записки, прилагаемой к ним.

Требования к документам, передаваемым на основании п. 1 ст. 140 НК РФ, те же, что и для документов, прилагаемых к тексту жалобы на основании п. 5 ст. 139.2 НК РФ.

Порядок передачи в вышестоящий налоговый орган дополнительных документов НК РФ не разъясняет. Можно предположить, что такие документы могут быть направлены в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, либо переданы подателем жалобы непосредственно в вышестоящий налоговый орган, рассматривающий его жалобу.

Факт представления на основании п. 1 ст. 140 НК РФ дополнительных документов вне зависимости от их количества и содержания является достаточным основанием для возможного продления на основании абз. 1 или 2 п. 6 ст. 140 НК РФ срока рассмотрения жалобы.

Отзыв жалобы

Норма п. 7 ст. 138 НК РФ предоставляет лицу, подавшему жалобу, право на ее отзыв, а также разъясняет последствия реализации данного права. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее полностью или в части путем направления письменного заявления в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу. Отзыв жалобы лишает лицо, подавшее соответствующую жалобу, права на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям. Предоставление уполномоченному представителю права совершения тех или иных действий, согласно действующему законодательству, не лишает лицо права совершить эти действия самостоятельно. Поэтому для случая подачи жалобы уполномоченным представителем право на ее отзыв должно быть предоставлено как самому представителю, так и лицу, от чьего имени жалоба подается. Современное изложение п. 7 ст. 138 НК РФ данную особенность не учитывает.

Запрет на повторное обращение с той же жалобой распространяется в т.ч. на случаи обращения с той же жалобой в иной вышестоящий налоговый орган. Устанавливая запрет на повторное обращение с жалобой, законодатель не разъясняет, будут ли считаться теми же основаниями обжалования случаи конкретизации, переформулирования или дополнения оснований, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены.

Также не разъясняется действие запрета в отношении жалобы, предусматривающей те же основания обжалования, что и ранее отозванная апелляционная жалоба.

Целесообразным было бы и включение в текст НК РФ обязанности налогового органа тем или иным способом подтверждать факт получения им заявления об отзыве жалобы. Необходимость подобного подтверждения приобретает особенную актуальность с учетом того, что в отличие от процедуры подачи жалобы, передаваемой по правилам и в сроки, которые предусмотрены п. 1 ст. 139 НК РФ, заявление об отзыве жалобы, как это прямо указано в п. 7 ст. 138 НК РФ, подается непосредственно в налоговый орган, рассматривающий соответствующую жалобу.

Повторное обращение с жалобой

Предусмотренные п. 6 ст. 138 НК РФ сроки для повторного обжалования применяются в случаях повторного обращения с жалобой по причине оставления первоначальной жалобы без рассмотрения (п. 3 ст. 139.3 НК РФ) или отзыва первоначальной жалобы лицом, ее подавшим (п. 7 ст. 138 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 138 НК РФ повторное обращение с жалобой (апелляционной жалобой) производится в сроки, установленные настоящей главой для подачи соответствующей жалобы.

Определенная неудачность избранного законодателем текстуального изложения рассматриваемой нормы оставляет возможность для различающегося толкования ее смысла. Вместе с тем можно предположить, что задачей данной нормы было все же установление запрета на пролонгацию срока обжалования при подаче повторной жалобы, а не создание условий для исчисления таких сроков заново.

Определяя сроки подачи повторной жалобы, данная норма не отменяет установленный в п. 7 ст. 138 НК РФ и п. 3 ст. 139.3 НК РФ запрет на повторную подачу и рассмотрение жалобы, содержащей те же основания обжалования, что и первоначальная жалоба.

Особенности подачи жалоб участниками консолидированной группы налогоплательщиков

В п. 3 ст. 139 и п. 3 ст. 139.1 НК РФ определены особенности обжалования решений налоговых органов, вынесенных по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков. Такие решения могут быть обжалованы ответственным участником этой группы либо самостоятельно иным участником этой группы в части привлечения такого участника к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Данные нормы не следует расценивать как ограничивающие право участников консолидированной группы налогоплательщиков на обжалование иных ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Они вправе это сделать, следуя общим правилам.

Неудачность изложения рассматриваемых норм усматривается и в том, что в своем современном изложении они не упоминают о возможности подачи ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков жалобы в части привлечения одного или нескольких участников группы к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предусмотренная в современном тексте нормы альтернатива подачи жалобы ответственным участником этой группы либо самостоятельно участником этой группы фактически означает, что обжалование одним из участников группы привлечения его к ответственности за совершение налогового правонарушения лишает ответственного участника этой группы возможности обжаловать данное решение по иным основаниям. Также целесообразно было бы предусмотреть право ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков обжаловать решение путем подачи по его выбору как одной, так и нескольких жалоб в части привлечения конкретных участников к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Применительно к общей процедуре административного обжалования норма п. 3 ст. 139 НК РФ упоминает возможность ее применения исключительно в отношении таких решений, которые не были обжалованы в апелляционном порядке. Установленное ограничение, по нашему мнению, не означает запрет на саму возможность обжалования тех решений о привлечении к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности, которые уже были ранее обжалованы в режиме апелляционного обжалования. Обжалование таких решений может происходить в т.ч. по основаниям, не указанным в апелляционной жалобе. Ограничение же права на обжалование в этой ситуации приводило бы к неизбежному необоснованному ограничению прав налогоплательщика.

Не предусматривает данная норма и возможности самостоятельного обжалования одним из участников консолидированной группы налогоплательщиков в части относящегося к нему решения об отказе в привлечении к ответственности.

Из новой редакции ст. 138 НК РФ исключены нормы, разъяснявшие ранее особенности судебного порядка обжалования участником консолидированной группы налогоплательщиков решения налогового органа о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения. Реализация этого права, предусмотренного пп. 2 п. 7 ст. 25.5 НК РФ, производится теперь по общим правилам обжалования. Вместе с тем НК РФ не предусмотрена теперь и обязанность участника консолидированной группы налогоплательщиков извещать остальных участников этой группы о факте обращения в арбитражный суд и о принятых в связи с этим судебных актах.

Начиная с 2014 г. действует обязательный порядок досудебного урегулирования налоговых споров (в т.ч. споров, связанных с несогласием налогоплательщиков с решениями налоговых органов по результатам налоговых проверок, актами налоговых органов ненормативного характера и действием или бездействием его должностных лиц). Обозначим основные этапы досудебного обжалования.

Благодаря действию Федерального закона от 02.07.2013 г. №153-ФЗ, с 1 января 2014 г. действует досудебный порядок обжалования для всей категории налоговых споров.

Алгоритм действия налогоплательщика заключается в следующем

1 этап. Составление жалобы (апелляционной жалобы)

В зависимости от процедуры обжалования жалобы подразделяются на апелляционные и общие жалобы. Если обжалует решение налогового органа, не вступившего в силу, такая жалоба называется апелляционной (п.9 ст.101 HК РФ), а если решение вступило в силу - жалобой.

В какие строки должна быть составлена жалоба (апелляционная жалоба)?

Для апелляционной жалобы такой срок установлен - один месяц со дня вручения обжалуемого решения налогового органа. Для вступившего в силу решения налогового органа жалоба подается в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения (п.2 ст.139 НК РФ).

Важно!

В соответствии с пп.2 п.1 ст.139.3 НК РФ вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного НК РФ и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано.

Пример

Оспариваемое налогоплательщиком решение вынесено налоговой инспекцией 18.02.2013 г., а вручено 20.02.2013 г. представителю налогоплательщика.

Следовательно, оспариваемое решение вступает в законную силу в течение месяца со дня вручения, то есть 20.03.2013 г. В этом случае налогоплательщик может подать в вышестоящий налоговый орган апелляционную жалобу в срок до 20.03.2013 г. или жалобу на вступившее в законную силу решение инспекции в срок до 18.02.2014 г. Налогоплательщик направил жалобу бандеролью с объявленной ценностью 11.12.2014 г.

Таким образом, налогоплательщиком нарушен срок обжалования решения инспекции, установленный положениями ст.139 НК РФ. Учитывая изложенное, а также отсутствие ходатайства со стороны налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы Управление ФНС России по г. Москве оставило жалобу без рассмотрения (решение АС г. Москвы от 07.05.2015 г. №А40-211031/2014).

Отсутствие причин к восстановлению срока может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления в судебном заседании в суде первой инстанции, поскольку в силу п. 1 ст.115 АПК РФ, лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков.

К уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от заявителя, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка (решение АС Ямало-Ненецкого АО от 30.01.2015 г. №А81-6309/2014).

При этом суды могут признать пропуск срока уважительным ввиду незначительности его нарушения, а также, если ранее уже оспаривалось подобное решение (решение АС Краснодарского края от 25.01.2016 г. №А32-30739/2015).

Досудебные налоговые споры составляют существенную часть всех споров, связанных с обжалованием действий или актов должностных лиц органов ФНС. Досудебный порядок рассмотрения споров имеет самостоятельное правовое регулирование, осуществляется по специальной процедуре и подчиняется ряду особых правил.

Процедура досудебного урегулирования налоговых споров: обязательна ли, что собой представляет

Налоговым кодексом РФ (далее — НК) в ст. 137 предусматривается два различных варианта защиты налогоплательщиками нарушенных, по их мнению, прав действиями (либо бездействием) налоговиков, а также их актами (в том числе налагающими ответственность и соответствующие штрафные санкции).

Одним из них является обращение в судебный орган с заявлением об оспаривании незаконных действий и решений, другой же предполагает досудебное урегулирование спорных вопросов в форме направления соответствующей жалобы в орган ФНС, являющийся вышестоящим по отношению к тому, чьи решения обжалуются. Иных способов досудебной защиты прав налогоплательщиков (как рядовых граждан, так и хозяйствующих субъектов) налоговым законодательством не предусматривается.

Соблюдение досудебного порядка на основании п. 2 ст. 138 НК является обязательным.

При этом оно также имеет две формы, применяемые в зависимости от двух факторов:

  1. Вступление ненормативного акта в законную силу.
  2. Характер решений и действий, которые подлежат обжалованию.

Так, на основании п. 1 ст. 138 НК существуют особенности досудебных налоговых споров об обжаловании акта инспекции ФНС о привлечении лица к ответственности (либо об отказе в этом), которое еще не обрело юридическую силу, и всех иных решений и действий налоговиков. В первом случае должна быть подана апелляционная жалоба, иные споры предполагают направление просто жалобы.

Досудебный порядок урегулирования спора: этапы

Процесс разрешения спора рассматриваемой категории на основании ст. 139, 139.1, 139.3 и 140 НК складывается из следующих этапов:

  • формирование и направление жалобы, которое хотя и осуществляется в вышестоящий орган (чаще всего в региональное управление ФНС), но делается это через орган, являющийся стороной спора;
  • вынесение решения о принятии жалобы к рассмотрению или отказе в предметном ее рассмотрении в силу законных обстоятельств;
  • уведомление заинтересованных сторон (и в первую очередь — заявителя) о времени рассмотрения спора по существу, дате и месте заседания;
  • предъявление заявителем дополнительных доказательств, аргументов и объяснений;
  • запрос дополнительных материалов, касающихся дела, в нижестоящем органе;
  • непосредственное рассмотрение;
  • вынесение мотивированного решения по досудебному налоговому спору;
  • вручение письменного решения заявителю.

Важное (а иногда и решающее) значение в процессе досудебного решения спора играют сроки, установленные законом. Так, например, жалоба может быть подана лишь до истечения года со дня нарушения прав, а апелляция подается до вступления решения в силу. Перенаправление жалобы в компетентный орган осуществляется в 3-дневный срок, в этот же срок заявителю должно быть вручено или направлено итоговое решение по жалобе.

Рассмотрение жалобы по существу

Соответствие направленной жалобе требованиям ст. 139.2 и 139.3 НК является основанием для ее принятия и рассмотрения спора по существу. По общему правилу разрешение дела в силу п. 2 ст. 140 НК осуществляется в отсутствие заявителя (что не мешает ему по личной инициативе присутствовать на рассмотрении) на основании тех материалов, которые были представлены налоговым органом и лицом, обжалующим его действия.

Общий срок рассмотрения дел данной категории в досудебном порядке на основании абз. 2 п. 6 ст. 140 НК составляет 15 дней со дня поступления жалобы к налоговикам (входящая дата регистрации жалобы или штемпель почтовой службы с датой доставки). Однако по решению руководителя органа он может быть продлен единожды на тот же срок. Исключение составляет жалоба на акт, которым лицо было привлечено к ответственности, в этом случае срок установлен в 1 месяц (абз. 1 п. 6 ст. 140 НК).

Заканчивается рассмотрение принятием мотивированного решения в соответствии с п. 3 ст. 140 НК:

  • об отказе в удовлетворении требований заявителя;
  • о признании акта незаконным и подлежащим отмене или изменению;
  • о признании незаконными действий (бездействия) и следующие за этим решения;
  • об изменении или отмене решения органа в определенной части.

Лишь по завершении данной процедуры возможно дальнейшее судебное обжалование.

Итоги

Обязательный порядок досудебного разрешения налоговых споров должен отвечать требованиям налогового законодательства (раздел VII НК). Основанием начала пересмотра решения или действия налогового органа является жалоба заинтересованного лица, по результатам рассмотрения которой вышестоящий налоговый орган выносит одно из предусмотренных НК решений.

Здмитрович Александра Сергеевна, Марченкова Вероника Юрьевна, Цветкова Наталья Евгеньевна,

студентки 3-го курса юридического факультета

Федерального государственного

образовательного бюджетного учреждения

высшего профессионального образования

«Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации»

Контактный телефон: 8 968 895 30 32

E-mail: leksy 07@ mail . ru

Секция: Правовое обеспечение финансовой деятельности государства

Досудебное урегулирование налоговых споров: актуальное состояние и перспективы развития.

Данная статья посвящена проблемам, возникающим в сфере досудебного урегулирования налоговых споров. В работе отмечены недостатки существующего механизма, проанализировано актуальное состояние, перспективы и предложены пути решения возникающих на практике проблем.

This article is devoted to problems arising in the area of pre-trial settlement of tax disputes. In this work are noted shortcomings of the existing mechanism, analyzed the current situation, prospects and ways of solving problems arising in practice.

Ключевые слова: досудебный порядок урегулирования налоговых споров, медиация, налоговые органы, налогоплательщики, обжалование, камеральные и выездные проверки, налоговое законодательство, законопроект.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров действует в РФ с начала 2009 года. Такой порядок включает в себя обжалование решений, вынесенных по итогам проверок налоговых органов, в вышестоящий орган.

Досудебное урегулирование налоговых споров представляет собой комплекс предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Российской Федерации о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора до суда.

Для начала коротко следует рассмотреть существующий порядок досудебного урегулирования налоговых споров.

В настоящее время в соответствии со ст. 101 НК РФ досудебное регулирование производится по правонарушениям, выявленным в ходе проведения камеральных и выездных проверок.

Согласно п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении / об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения в налоговой сфере может быть оспорено в судебном порядке только после его обжалования в вышестоящий налоговый орган. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Из этого следует, что налогоплательщик, обращаясь в суд, должен подтвердить факт прохождения процесса досудебного урегулирования возникшего спора: к заявлению в суд следует приложить документ, который подтверждает факт обращения в вышестоящий налоговый орган по поводу обжалования уже вынесенного решения. В случае, если таковые сведения не предоставлены, суд не рассматривает заявление. Однако отказ не лишает заявителя возможности повторного обращения после прохождения процедуры досудебного урегулирования спора.

Механизма рассмотрения жалоб и принятия по ним решений в Налоговом кодексе РФ нет. В статьях 140, 141 регламентированы лишь основные моменты. Так, по итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение или жалобы на акт инспекции вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо вправе: - оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения; - отменить или изменить решение полностью или частично и принять новое решение (отменить акт инспекции); - отменить обжалуемое решение и прекратить производство по делу. Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Этот срок может быть продлен не более чем на 15 дней для запроса необходимых документов (информации). О решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (п. 3 ст. 140 Налогового кодекса РФ). В случае если вышестоящий налоговый орган нарушил срок рассмотрения апелляционной жалобы, то организация, не дожидаясь результатов рассмотрения ее жалобы, вправе обратиться в суд для обжалования решения нижестоящего налогового органа.

Мировая практика дает нам множество примеров законодательного закрепления медиации. Так в США, Канаде, Великобритании и Германии 80% споров разрешаются в процедуре медиации, не доводя до суда, без вмешательства полиции или иных государственных органов. Имеющийся на сегодняшний день опыт ФРГ в данной сфере позволил еще раз убедиться в высокой эффективности данного метода по досудебному разрешению споров.

В Германии медиация гармонично встроена в систему правосудия. Досудебное рассмотрение и разрешение налоговых споров путем обжалования решений налоговых органов регулируется Положением (законом) «О порядке взимания налогов, сборов и пошлин» (часть седьмая, § 347–367) от 16.03.1976 (в ред. от 30.07.2009 г.). Досудебным путем могут об жаловаться все решения, принимаемые налогово-финансовыми управлениями и местными финансовыми органами на основе Положения «О порядке взимания налогов, сборов и пошлин». Таким образом, в Германии, в отличие от РФ, порядок досудебного обжалования распространяется не только на решения о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а буквально на все акты, принимаемые налоговой администрацией. Следует отметить, что досудебное обжалование - обязательная процедура для подачи жалобы в соответствующий суд.

Досудебное обжалование административного акта оформляется в виде возражения (протеста). Оно адресуется налоговому органу, издавшему обжалуемый акт. Решение по возражению принимается специальным подразделением по рассмотрению и разрешению досудебных жалоб того же налогового органа. Возражение должно быть допустимым по сущности и сроку, а также обоснованным.

Досудебное обжалование, как сказано выше, должно быть осуществлено в срок. Если досудебная жалоба поступает в налоговый орган с просрочкой, она опровергается без рассмотрения.

Предельный срок, в течение которого налоговый орган обязан рассмотреть жалобу, законом не установлен. Если рассмотрение затягивается, налогоплательщик вправе обратиться с суд с жалобой на бездействие налогового органа. Но сделать это можно не раньше 6 месяцев после подачи возражения или же в силу чрезвычайных обстоятельств. В результате только суд своим решением вправе назначить налоговому органу окончательный срок для рассмотрения досудебной жалобы.

Несмотря на подачу возражения, обжалованный акт по истечении месячного срока приводится в исполнение. Во избежание этого налогоплательщик имеет право обратиться с ходатайством о приостановлении исполнения обжалованного акта. Приостановить исполнение решения до окончательного рассмотрения возражения налоговый орган может и по собственной инициативе. Однако такой порядок применим исключительно в рамках досудебного обжалования.

Еще один показательный пример США. В Америке переговоры более распространены, и многие из них действительно заканчиваются успешно, а именно лишь около 10% споров доходят до суда.

На практике приблизительно 95% споров между Налоговой службой и налогоплательщиками разрешаются в досудебном порядке, по взаимному согласию.

Служба внутренних доходов США является структурным подразделением Департамента финансов США, однако, учитывая наличие нормотворческих компетенций, а также самостоятельность в вопросах осуществления своих полномочий, ее следует считать ведомством.

В рамках службы выделен профильный отдел, рассматривающий жалобы налогоплательщиков в рамках досудебной процедуры. Отдел формально входит в саму службу, но на деле не зависит от нее. В случае несогласия налогоплательщика с принятым решением, ему отправляется «девяностодневное письмо», уведомляющее его о невозможности дальнейшего разрешения спора в пределах досудебного режима.

В рамках административной процедуры налогоплательщики располагают правом обжаловать любые действия и решения службы внутренних доходов, а также на различных этапах процедуры урегулирования может иметь место заключение соглашений, которыми могут изменяться налоговые обязательства налогоплательщиков, имеющие юридическую силу.

Практика внесудебного обжалования позволяет урегулировать налоговые претензии справедливо и оперативно, снижая нагрузку на суды. По словам Дианы Райан, главы Управления IRS по рассмотрению апелляций, налогоплательщики активно используют право на обращение с жалобой в Управление для разрешения возникших налоговых претензий. Управление гарантирует независимость при рассмотрении апелляции и ее своевременное разрешение. Налогоплательщик вправе получать разъяснения о процессе рассмотрения его жалобы.

Непосредственно говоря о порядке рассмотрения жалобы стоит сказать, что начинается оно с изучения обстоятельств дела, соответствующего законодательства и судебных прецедентов. После этого анализируется риск доведения дела до суда. Если шансы выиграть дело составляют менее 30%, то управление предоставит налогоплательщику возможность урегулировать его. В случае, если договориться не удалось, то спор переходит на следующую стадию – административную апелляцию. Административные апелляции по таким спорам разбирает специальное подразделение налоговой службы, состоящее из налоговых юристов. Опять же специальное подразделение налогового аудита стремится уладить спор без судебного вмешательства. Так разрешается 90-95% поступающих споров.

Суд – третья стадия спора. У налогоплательщика, не удовлетворенного результатами двух этапов, есть 90 дней для того, чтобы решить, заплатить предъявленные налоговой службой суммы или оспорить их в суде. Отметим, что на всех стадиях рассмотрения судебного иска вплоть до принятия Судом решения у сторон есть возможность договориться, прийти к мировому соглашению.

Опыт зарубежных стран показывает, что налогоплательщики стремятся урегулировать споры в досудебном порядке, так как судебное разбирательство влечет за собой дополнительные расходы. К тому же налогоплательщики доверяют органам досудебного регулирования, они объективно рассматривают поступившие жалобы. В РФ же многие граждане не доверяют налоговым органам, считая их заведомо предвзятыми, в отличие от суда. Необходимо обеспечить прозрачность, объективность и независимость рассмотрения жалоб. А так же дать налогоплательщикам возможность обращаться в суд на бездействие налоговых органов, как это сделано в Германии.

В налоговом ведомстве проанализировали существующую на протяжении трех лет практику применения досудебного обжалования налоговых споров. Итогом анализа стал показатель, который говорит о сокращении количества налоговых споров, доведенных до суда. Каждый год количество разбирательств в судах по претензиям налоговиков к субъектам налогообложения уменьшается на 15-20%. За три года работы досудебного аудита пересмотра решений вышестоящими инстанциями поток судебных дел с участием фискалов сократился почти вдвое. Это доказывает и официальная статистика ВАС РФ. Причем споры, связанные с решениями по налоговым проверкам, составляют не более трети всех налоговых споров.

По иным видам споров не всегда возможно урегулировать ситуацию до суда. Тому есть несколько причин. Одна из них заключается в том, что процесс обжалования в вышестоящем налоговом органе обязателен лишь в случае, когда налогоплательщик собирается обжаловать в судебном порядке решение, которое было вынесено по итогам выездной или камеральной проверки. Следующая состоит в том, что подача иска в суд возможна исключительно в трехмесячный срок со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав (п. 4 ст. 198 АПК РФ). Боязнь упустить этот срок вынуждает его обратиться непосредственно в суд. В связи с этим налоговые органы подали инициативу кардинально поменять функционирующую систему досудебного урегулирования налоговых споров. К сегодняшнему дню МинФином разработан законопроект о внесении необходимых поправок в налоговое законодательство.

Одним из наиболее важных изменений является внесение поправок в статью 138 НК РФ. Согласно им устанавливается обязательная процедура обжалования всех ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц. Она не только будет способствовать снижению уровня загруженности судов, но и расширит спектр возможных действий налогоплательщиков в защите своих законных прав и интересов. Помимо всего, проект предполагает введение в НК РФ ряда норм, оговаривающих апелляционную жалобу. В результате внесения поправок хозяйствующие субъекты и частные предприниматели не теряют право подачи вторичной жалобы, если в рассмотрении таковой было отказано в связи с истекшими сроками или не подтверждением полномочий представителя налогоплательщика, а также из-за отсутствия требуемых подписей (п. 3 ст. 139.3 НК РФ). Т.е. порядок оформления жалоб станет менее формализован.

Поправками также введены условия предоставления налогоплательщиком дополнительных документов, не предоставленных нижестоящему налоговому органу, вышестоящему органу с обоснованием невозможности их своевременного предоставления. Заметим, на данный момент, отсутствие этой формулировки создало лазейку для недобросовестных налогоплательщиков, которые формально проходили стадии досудебного урегулирования, предъявляя необходимые документы лишь непосредственно в суд. Таким образом создавались трудности в работе налоговых органов по разрешению споров. Были скорректированы сроки для обжалования. Время для подготовки и подачи апелляционной жалобы увеличивается с 10 до 30 дней, срок подачи иных жалоб - с трех месяцев до одного года. На наш взгляд, срок подачи апелляционной жалобы сейчас недостаточен для подготовки мотивированной жалобы налогоплательщиком, что опять же приводит к формальности досудебного регулирования. Налоговому органу предоставляется право рассматривать претензии по апелляционным жалобам в срок до 30 дней, этот срок может быть продлен до 60 дней. Срок для рассмотрения остальных жалоб - 15 дней, который может быть продлен до 30 дней. Кроме того, предлагается заменить действующую на данный момент статью 101.2 НК РФ (регламентирующую вступление в силу решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) новой нормой (статьей 101.2-1 НК РФ), учитывающей изменения, внесенные в порядок обжалования.

Состояние досудебного урегулирования налоговых споров на данный момент далеко от идеала. Грядущие изменения должны повлечь за собой улучшение работы механизма урегулирования, который, не смотря ни на что, положительно проявил себя на практике. Такая процедура упрощает разрешение споров как для налоговых органов, так и для налогоплательщиков, учитывая интересы обеих сторон.