Утеплители Изоляция Блоки

Избранной радой называлось. Реформы избранной рады ивана грозного. Реформа местного управления

Одна из тайн Ивана Грозного

Избранная Рада - понятие, которым обозначают неофициальный орган 1547-1560 годов при Иване IV, бывший фактическим государственным правительством. Причиной возникновения этой системы стало осознание царем и аристократами срочной необходимости реформ в государстве. К пониманию этого подтолкнули народные бунты в Москве в 1547 году, в результате которых горожане не постеснялись убить

царских родственников. В этом же году вокруг монарха сформировался круг лиц - Избранная Рада, целью которой была подготовка и проведение реформ по наведению порядка в государстве, а также развитие государственного аппарата, централизация власти и взятие под контроль ситуации в стране. В состав этого органа вошли знатные бояре, дворяне, тогда представлявшие из себя дворовых царских и боярских слуг, духовные деятели, а также, очевидно, некоторые государственные чиновники: князь Курбский, духовник Сильвестр, дворянин Адашев, митрополит Макарий, дьяк Висковатый и другие. Полный состав этого неофициального правительства нам неизвестен. Да и название происходит из позднейшего сочинения Андрея Курбского на польском языке во время бегства.

Избранная Рада и ее реформы

Основными деяниями ее были следующие:

Создание правового кодекса, вошедшего в историю под названием "Судебник 1550 года".

Усиливалась власть царской администрации, регулировались судебные пошлины. Этот же судебник учреждает новые виды приказов: челобитный, поместный, разбойный, печатный и другие.

Религиозная реформа: унификация церковных канонов во всех русских землях. Ростовщичество запрещено среди священников.

Военная реформа 1556 г., в связи с которой создавались новые регулярные войска - стрельцы и канониры. Устанавливался единый порядок службы.

Реформа местного самоуправления в 1556 году.

Избранная Рада и опричнина

Причиной этого неофициального падения стали разногласия с царем по вопросам централизации власти. Если Иван Грозный намеревался самым скорейшим образом добиться этой цели, ускорить процессы абсолютизации монархии, то Избранная Рада в основном выступала за эволюционные изменения, регулируемые реформами. Этот вопрос стал самым глобальным противоречием. Сыграла здесь свою роль и нарастающая личная неприязнь правительства и царя. Так, Избранная Рада имела разногласия с его первой женой Анастасией Юрьевой, после скорой смерти которой царь обвинил членов правительства в том, что они свели ее со света. Все это подтолкнуло падение Рады, последние реформы которой приходятся на 1560 год. Через пять лет после устранения этого органа, в период Ливонской войны, один из видных участников бывшей Избранной Рады - Андрей Курбский - переходит на сторону поляков. Причиной, побудившей перебежчика, была нарастающая централизация власти в стране и мнение, что царь попирает древние вольности бояр. В ответ царь создает другой, более послушный, в отличие от Избранной Рады, и отвечающий его устремлениям корпус опричников. Последующие несколько лет в Московском государстве начинается беспрецедентная борьба по устранению боярской прослойки. Подобные действия имели и моральный фундамент, и методы физической расправы.

«Избранной радой» князь Курбский А. М. обозначил круг лиц, которые составляли неформальное правительство царя Ивана Четвёртого (Грозного) в период с 1549 по 1560 годы. Данный термин встречается только в сочинении самого Курбского, однако иные русские исторические источники не дают данному кругу лиц никакого официального называния.

Создание вокруг царя избранного личного круга лиц произошло после событий, которые происходят в Москве в 1547 году и последующего за ним Московского восстания. Согласно словам Крупского, в этот временной период к правителю пришёл протопоп Сильвестр и начал угрожать Ивану Четвёртому, цитируя священное писание, взывая государя усмирить свой буйный нрав.

Фактический состав Избранной Рады до сих пор является предметом жёстких дискуссий. Однозначно в данный круг входил духовник царя Сильвестр, священник Благовещенского собора Кремля и деятель А. Ф. Адашев, который был единственным человеком в Раде, происходящим не из знатного рода.

Кроме того, в состав Избранной Рады Н. М. Карамзин включает также митрополита Макария, а также различных «мужей опытных, добродетельных в маститой старости, но остающихся усердными отечеству». При этом, участие в данном «священном союзе» князей Курлятева и Курбского тоже несомненно. Кроме них Костомаров дополняет список Шереметьевыми, Горбатым, Серебряным, Воротынским и др.

Исследователь истории Руси подчёркивает, что Избранная Рада не выступает Ближней Думой.

Рассматриваемый нами совет смог просуществовать до 1560 года и за время своей работы провёл множество реформ, которые принято называть реформами середины шестнадцатого века. Вот самые важные реформы Избранной Рады:

· в 1549 году на Первом Земском Соборе Иван Четвёртый объявляет необходимость реформ, осуждая боярское правление;

· Судебник 1550 года (Юрьев день, единый размер пошлин, усиление контроля администрации царя и др.);

· Формирование приказной системы (так называемая реформа центрального управления) и учреждение Приказов;

· Стоглавый собор (унификация обрядов Церкви, установление единого канона и пр.);

· Военная реформа от 1556 года, согласно которой было организовано постоянное войско, состоящее из пушкарей и стрельцов, а также был введён единый порядок службы.

· Земская реформа (были отменены так называемые кормления).

круг лиц, приближенных царя Ивана IV Грозного, фактически бывший неофиц. пр-вом в кон. 40-50-х гг. 16 в. Польск. термин "И. р." ("Совет избранных") употреблен кн. А. Курбским в "Истории о великом князе Московском". Массовое антифеод. движение в городе и деревне привело в конце 40-х гг. к временному сплочению всех групп господств. класса - бояр, церк. феодалов, дворян, чтобы провести преобразования, способные ослабить нар. недовольство. Руководящее положение в И. р. занимали думный дворянин А. Ф. Адашев и придворный священник Сильвестр, а также митрополит Макарий, думный дьяк И. М. Висковатый, крупные феодалы князь А. М. Курбский и др. И. р. обсуждала планы гос. реформ и внеш. политики и руководила их осуществлением. От И. р. зависело назначение военачальников и руководящих лиц центр. и местного аппарата управления, решения по многим суд. и местнич. делам. Важное значение приобрел возглавляемый Адашевым Челобитный приказ, направлявший деятельность др. учреждений. И. р. проводила компромиссную политику распространения прав и привилегий бояр на дворян, что, несмотря на ее непоследовательность, было выгодно прежде всего дворянству. Компромиссный характер политики И. р. особенно проявлялся на первом этапе (до 1553); позже началось наступление на боярскую аристократию. В правление И. р. были проведены важнейшие реформы в области центр. и местного управления и суда (оформление приказов, отмена кормлений, издание Судебника 1550 и др.) и воен. реформы (создание стрелецкого войска, ограничение местничества в армии, издание уложения о службе). Гл. направлением внеш. политики И. р. первоначально было восточное (присоединение Казанского и Астраханского ханств), позже - борьба за Прибалтику. В выборе вост. направления внеш. политики сходились идеологи дворянства (И. С. Пересветов), боярства (Курбский) и иосифлянского духовенства (Макарий). Однако компромиссная политика И. р. вскоре перестала удовлетворять дворян, заинтересованных в более решит. борьбе с экономич. и политич. привилегиями крупных феодалов. Нек-рые участники И. р. сблизились с боярами - оппозиционерами, выступавшими против продолжения Ливонской войны 1558-83. Это привело к падению И. р. в 1560. Вопрос о характере политики И. р. остается спорным. Большинство дворянско-бурж. историков, вслед за Иваном IV, считало И. р. проводником княжеско-боярской политики. С. В. Бахрушин, А. А. Зимин, С. О. Шмидт подчеркивают компромиссный состав пр-ва, особенно до 1553, и отмечают нек-рую непоследовательность в проведении политики ограничений привилегий боярской аристократии. И. И. Смирнов считает пр-во 50-х гг. проводником политики в интересах дворянства, полагая, что И. р., члены к-рой разделяли взгляды Курбского, не принимали такого участия в гос. управлении, как: ей обычно приписывают. Лит.: Бахрушин С. В., Избранная рада Ивана Грозного, в его кн.: Науч. тр., т. 2, М., 1954, с. 329-52; Смирнов И. И., Очерки политич. истории Рус. гос-ва 30-50-х гг. XVI в., М.-Л., 1958; Зимин А. A., Реформы Ивана Грозного, M., 1960; Шмидт С. О., Правительств. деятельность А. Ф. Адашева, "Уч. зап. МГУ", в. 167, 1954; его же, Соборы середины XVI в., "ИСССР", 1960, No 4. С. О. Шмидт. Москва.

Встал вопрос об укреплении единого российского государства. Необходимо было для этого совершить несколько решительных действий - покончить с децентрализацией, до конца сформировать общегосударственный аппарат и расширить территорию страны. Василий III положил лишь начало этому процессу, а решить проблемы оставалось его сыну Ивану, которому на момент смерти отца было лишь три года.

В 1546 году будущий Иван IV достиг пятнадцатилетия (в этом возрасте наступало совершеннолетие), и власть от матери целиком и полностью перешла к нему. В 1547 году он принял титул царя. Венчание на царство проходило в Успенском соборе. В этом же году произошла череда пожаров и народное восстание, которые доказали, что в обществе существует противостояние бояр и народа. Иван IV начал усиленную борьбу против боярской власти, приближая к себе людей из других сословий. Круг приближенных получил название "Избранная Рада", в состав которой входили такие лица, как Андрей Курбский, митрополит Макарий и протопоп Сильвестр, Они осуществили следующие реформы, прославившие время правления Ивана:

1. В 1550 году был издан так называемый Судебник - свод законов, который укрепил царскую власть.

2. В армии появилось Стрелецкое войско.

3. Была реформирована система финансов.

4. В местном и центральном управлении отменили кормления и ввели систему приказов.

5. Была проведена реформа церкви.

Изменения привели к тому, что за короткое время в государстве заметно вырос авторитет власти. Избранная Рада и её система правления оказались наиболее эффективными. Все решения, принятые в 50-х годах того века, были направлены на централизацию власти царя. Несмотря на то что Избранная Рада и ее реформы сказались положительно на государстве и укрепили царскую власть, в 1560 году она была распущена. Причин этому было несколько. Царь перестал доверять своим приближенным людям, особенно когда заподозрил измену после побега в Польшу Андрея Курбского. Также нарастали разногласия во взглядах во внешней и внутренней политике.

В 1565 году Иван IV учредил новый государев удел - опричнину, в состав которой вошли экономически развитые территории.

Здесь царь сформировал свои правительственные органы - думу, двор, приказы, а также опричное войско, которое впоследствии превратилось в инструмент Избранная Рада и опричнина были наделены карательными функциями, но если первая карала только бояр, то опричнина имела власть над всеми сословиями. В результате господства опричнины в государстве установился деспотический режим власти Ивана IV. В эти суровые годы царь получил прозвище «Грозный».

Однако господство террора оказалось менее эффективным, чем Избранная Рада и ее политика. В итоге царь в 1572 году. После этого в стране произошли политический и 70-х-80-х годов. Помимо этого, имело место разорение крестьянских хозяйств, которые являлись основой экономики страны - на них делала упор Избранная Рада. Опричнина во многом обусловила общий кризис власти и наступающее Смутное время.

Избранная Рада – это не какой-то официальный государственный орган, это круг людей близкий к царю Ивану в 1550-х гг. Позже в переписке с Иваном Грозным его оппонент Андрей Курбский назвал данный круг «избранной радой». Это словосочетание понравилось историкам и они ввели его в наусные исследования. Деятели Избранной Рады были авторами многих прогрессивных реформ, которые прошли в стране в 1550-е гг. Эти преобразования были направлены на централизацию России и обеспечение ее внутренней стабильности через социальный компромисс.

Алексей Федорович Адашев

Текст адаптирован: сокращен и разбит на логические абзацы.

Мелкий костромской вотчинник Алексей Адашев не блистал знатностью и богатством. Не без сарказма царь Иван заметил, что взял Адашева во дворец «от гноища» и «учинил» наравне с вельможами, ожидая от него «прямой службы» (честной службы). Адашев и в самом деле являл собой образец «прямого слуги», но этих достоинств было недостаточно, чтобы сделать успешную карьеру при дворе. Своим успехом Адашев был обязан удачной службой в приказах - новых органах центрального управления...

Он снискал широкую популярность своей неподкупностью. Будучи судьей Челобитенного приказа, а затем фактическим правителем, он строго карал, невзирая на лица (вплоть до бояр), тех, кто чинил волокиту в приказах. Виновных ждала «кручина» от государя, тюрьма и ссылка. Младшие современники Адашева вспоминали годы его правления как время процветания, когда «Русская земля была в великой тишине и во благоденстве и в управе».

Им импонировало также редкое благочестие знаменитого временщика ... В умерщвлении плоти первый сановник государства, казалось, поставил целью превзойти монахов. Он беспрестанно молился, подолгу выдерживал пост, «по одной просвире ел за день». Дом правителя всегда был полон каликами перехожими (бродящими нищими) июродивыми . Если верить Курбскому, Адашев открыл в своем доме богодельню, в которой содержал много десятков «прокаженных» (больных), «тайне питающи, обмывающе их, многожеды же сам руками своими гнои их отирающа».

(Из книги Р.Г. Скрынникова «Иван Грозный»)

Протопоп Сильвестр

Сильвестр родился в начале XVI в. в Новгороде (точная дата его появления на свет не известна). Андрей Курбский в своей «Истории князя Московского» связывал возвышение Сильвестра с событиями московского пожара и восстания 1547 г. В лице Сильвестра, по мнению Курбского, сам Бог протянул христианам руку помощи. По Курбскому, перед испуганным юношей-царем, погрязшем в жестокостях и неправедной жизни, вдруг неожиданно предстал пришелец из Новгорода, поп Сильвестр, который именем Бога стал заклинать Ивана начать заниматься государственным правлением, вспомнить о справедливости, наказать и отставить дурных вельмож и приблизить умных помощников. Арсенал методов убеждения Сильвестра был очень не широк, но видимо очень действенен для XVI в: новгородец, по словам самого Ивана Грозного, «пугал его страшилками», т.е. описанием адских мук, которые ждут грешников. Кроме того, Сильвестр поведал Ивану IV о видениях и о чудесах. В итоге, душа молодого великого князя исцелилась и он превратился в доброго правителя.

Очевидно, речь священника на фоне моря огня, поглотившего столицу, произвела на молодого царя неизгладимое впечатление и толкнула Ивана к перемене поведения. В этом можно согласиться с Курбским. Но вот появился Сильвестр в Москве не в 1547 г., а гораздо раньше. Уже в 1541г. Сильвестр был одним из священников домовой церкви московских правителей - Благовещенского собора в Кремле, потом стал благовещенским протопопом (старшим священником). Известно, что стараниям Сильвестра в 1541 г. во многом был обязан освобождением из заключения двоюродный брат царя Владимир Андреевич Старицкий. Сильвестр был дружен с ним и его матерью. Сильвестр так же был близок к митрополиту Макарию, в прошлом новгородскому архиепископу, занимавшему митрополичью кафедру в 1542-1563 гг.

Сильвестр отличался бескорыстием и глубокой верой. Молитвой он доводил себя до состояния, когда ему слышались небесные голоса и являлись ведения. Надо ли говорить, какое впечатление это производило на его современников! Благовещенского попа москвичи почитали чуть ли не святым. Конечно юный Иван не раз встречался с Сильвестром до пожара и знал о его нравственных достоинствах.

После падения Избранной Рады Иван стал звать Сильвестра не иначе, как «поп- невежа». Но это было несправедливое прозвище. В отличие от многих священников Сильвестр был образованным человеком, возможно он даже знал греческий язык. Сильвестр любил чтение, имел хорошую библиотеку, которую в годы милости к нему царя пополнял за счет книг, подаренных Иваном. С именем Сильвестра связано появление очень интересного сочинения XVI в. - «Домостроя», который представлял собой сборник деловых, хозяйственных и нравоучительных советов, почерпнутых из множества отечественных и переводных книг.

В отличие от Адашева каких- либо постоянных обязанностей в правительственном круге (в Избранной Раде) Сильвестр не имел. Он выполнял отдельные конкретные поручения, например, руководил восстановлением пострадавшей от огня росписи кремлевских храмов. Но Сильвестр постоянно находился при царе, поучая его. Убеждения благовещенского протопопа, его религиозность передавались ученику. Иван увлекся религией, стал ревностно соблюдать обряды. У царя даже случались приступы экзльтации: так после длительных молитв накануне штурма Казани, царь услышал звон колокола Симонова монастыря. Все сочли это за знамение победы, ибо Симонов монастырь под Москвой был основан племянником Сергия Радонежского, духовником Дмитрия Донского - Федором Симоновским. В этом монастыре были погребены воины, погибшие на Куликовом поле. Сильвестр, почитавший Макария и Адашевых, поддерживал уважение к ним и у царя.

Близость к Ивану IV не принесла Сильвестру ни доходов, ни высоких церковных должностей, потому что он к ним не стремился. Он начал свой придворный взлет протопопом Благовещенского храма и в этом звании пребывал до опалы. Часто пишут, что Сильвестр был духовником царя. Это верно в какой-то степени. Влияние Сильвестра на царя было огромным, царь раскрывал свои помыслы Сильвестру, слушал его советы, но официально духовником Ивана IV Сильвестр не был.

(Т.В. Черникова)

Волокита - длительное разбирательство. Еще волокитой называли грамоты, которые вели по судебным делам. Каждая новая грамота приклеивалась к предыдущей, получались длинные, иногда по несколько метров, свитки. Известно еще одно значение слова «волокита». Так мастера называли длинную, вытягиваемую из куска металла проволоку.

Временщик - обычно любимец монарха, имеющий какое-то время большую власть.

Юродивый – обычно нищий богомолец, лишенный нормального рассудка, но наделенный фанатичной ферой. На Руси таких людей почитали, думая, что их устами говорит сам Бог.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.,1975. Цитируемый текст взят из «Хрестоматии по истории России», М., 1994. С. 214-215.