Утеплители Изоляция Блоки

Начало холодной войны. План-конспект урока по истории (11 класс) на тему: конспект урока "Холодная война"

НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» странами народной демократии. На заключительном этапе второй мировой войны Красная Армия вступила в страны Восточной Европы. Их стали называть странами народной демократии. Сталинская политика с её методами насилия стала применяться там ещё до того, как кончилась война. Европа после второй мировой войны.




НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» железный занавес. Уже в мае 1945 года, через несколько дней после окончания войны в Европе, Черчилль телеграфировал Трумэну, что над советским фронтом опустился железный занавес. «Железный занавес» (американский пропагандистский плакат).


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 5 марта 1946 года в Фултоне (США). Началом «холодной войны» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнёс 5 марта 1946 года в Фултоне (США). В своём выступлении Черчилль предостерегал мир от растущей угрозы коммунизма. Выступление Уинстона Черчилля в Фултоне (5 марта 1946 года). «Черчилль пугает мир угрозой коммунизма».




НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 12 марта 1947 года 12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн выступил перед Конгрессом с предложением оказывать помощь всем странам, которым грозит опасность коммунистической экспансии. доктрины Трумэна. Эти принципы стали основополагающими положениями т.н. доктрины Трумэна. Текст доктрины Трумэна. Гарри Трумэн – 33-й президент США.


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» план Маршалла. Одним из первых мероприятий по осуществлению доктрины Трумэна стал план Маршалла. Своё название он получил по имении тогдашнего госсекретаря США Джорджа Маршалла. Подписание плана Маршалла (1948 год).Джордж Маршалл.


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» Суть плана Маршалла заключалась в предоставлении странам Европы в 1948 – 1952 годах долларов для восстановления разрушенной экономики. Страны Восточной Европы под нажимом СССР от американской помощи отказались. Европейские государства, получившие помощь от США по плану Маршалла.




НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» январе 1949 года Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В январе 1949 года СССР и страны Восточной Европы учредили Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Взаимная экономическая помощь вместо американской помощи – таков смысл, вложенный в название этой организации. Страны-участницы СЭВ (по состоянию на 1980 год).


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» апреле 1949 года Организация Североатлантического договора (НАТО). В апреле 1949 года была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Этот блок создавался, прежде всего, для защиты его участников. Подписание Североатлантического договора.


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» мае 1955 года Организация Варшавского договора. В мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора. Это был военно-политический союз под эгидой СССР. к 1955 году окончательно сформировалось противостояние Востока и Запада. Таким образом, к 1955 году окончательно сформировалось противостояние Востока и Запада. Подписание Варшавского договора.








КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА (1950 – 1953) Корейская война завершилась в 1953 году. За три года ожесточённых боёв погибло более корейцев, китайцев и около американцев. Каждая из сторон провозгласила свою победу. Завершающий этап Корейской войны.




СУЭЦКИЙ КРИЗИС (1956) октябре 1956 года В октябре 1956 года израильские войска вторглись в Египет и стали быстро приближаться к Суэцкому каналу. Вскоре на территорию Египта были введены английские и французские войска. 6 ноября 1956 года Однако 6 ноября 1956 года при посредничестве ООН было подписано перемирие. В 1957 году израильские войска покинули территорию Египта. Суэцкий канал стал законной собственностью Египта. Суэцкий кризис (1956 год).




БЕРЛИНСКИЙ КРИЗИС (1961) В 1955 году страны Запада признали ФРГ, а СССР – ГДР. Власти ФРГ не признавали ГДР и заявляли, что разорвут отношения с той страной, которая это сделает (исключение было сделано только для СССР). В 1958 году Москва потребовала вывода войск бывших союзников из Западного Берлина.






КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) В январе 1959 года на Кубе был свергнут режим диктатора Батисты. К власти пришли повстанцы во главе с Фиделем Кастро, который в своей политике ориентировался на СССР. США стали финансировать борьбу кубинских эмигрантов против режима Кастро. Диктатор Батиста.Фидель Кастро и Никита Хрущёв.


КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) Летом 1962 года Вашингтону стало известно о размещении на Кубе советских ракет средней дальности. Карта Кубы с изображением мест базирования советских ракет средней дальности. Снимок советской ракетной базы на Кубе, сделанный американским самолётом-разведчиком.




КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) В ответ на размещение советских ракет президент США Кеннеди заявил о введении карантина вокруг Кубы. Карантин имел целью воспрепятствовать доставкам вооружения на Кубу. СССР в ноябре 1962 года демонтировал ракеты, а США прекратили блокаду Кубы. Встреча президента США с командующим ВВС США. Встреча президента США с советскими дипломатами.


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) В 1945 году лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам. В 1946 году между Францией и Вьетнамом началась война, которая длилась 8 лет. Французский Индокитай. Хо Ши Мин.Бой с участием французских десантников (1952 год).


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) В 1954 году в Женеве были подписаны соглашения о прекращении огня в Индокитае. Во Вьетнаме образовалось фактически два государства, которые начали борьбу друг против друга. В этой борьбе Северному Вьетнаму оказывал поддержку СССР, а Южному – США. Северный и Южный Вьетнам накануне начала Вьетнамской войны.


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) Поводом к вступлению США в войну послужил инцидент в Тонкинском заливе в августе 1964 года. марте 1965 года В марте 1965 года во Вьетнам прибыли первые американские части. Инцидент в Тонкинском заливе (август 1964 года). Высадка американцев во Вьетнаме (март 1965 года).




ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) Вступление США в войну вызвало волну пацифистских настроений в самих США и резкое осуждение со стороны СССР и его союзников. Активисты антивоенного движения и военная полиция (Вашингтон, октябрь 1967 года). «Положить конец агрессии во Вьетнаме!» (советский пропагандистский плакат).


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) 7 января 1973 года 7 января 1973 года в Париже были подписаны соглашения, призванные прекратить войну во Вьетнаме. Они также предусматривали вывод американских войск. Социалистическая республика Вьетнам. В 1976 году Вьетнам объединился. Государство стало называться Социалистическая республика Вьетнам. Подписание соглашений в Париже (январь 1973 года).


ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1970-е годы вошли в историю «холодной войны» как период разрядки международной напряжённости году Договор по противоракетной обороне (ПРО)Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В 1972 году в Москве лидерами СССР и США были подписаны Договор по противоракетной обороне (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Подписание Договоров по ПРО и ОСВ-1 (Москва, 1972 год).


ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1975 году Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, В 1975 году в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который гарантировал нерушимость европейских границ и закладывал основы для развития сотрудничества в различных областях жизни. Брежнев подписывает т.н. хельсинкские соглашения. Участники хельсинкского совещания.


ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1979 году Договор ОСВ-2, В 1979 году лидеры СССР и США подписали Договор ОСВ-2, согласно которому обязались сократить количество носителей ядерного оружия. В связи с тем, что СССР ввёл свои войска в Афганистан, США отказались ратифицировать этот договор. Подписание Договора ОСВ-2 (Вена, 7 июня 1979 года).





ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) Михаил Горбачёв. Эдуард Шеварднадзе. В 1985 году новым советским лидером стал Михаил Горбачёв. Новым министром иностранных дел был назначен Эдуард Шеварднадзе. Советское руководство взяло курс на улучшение отношений с Западом. Михаил Горбачёв – руководитель СССР в 1985 – 1991 году. Эдуард Шеварднадзе – министр иностранных дел СССР.


ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) Встречи глав СССР и США стали регулярными. На них обсуждались четыре круга проблем: разоружение; региональные конфликты; права человека; двухсторонние отношения. Михаил Горбачёв и Рональд Рейган во время переговоров.


ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) В конце 1980-х годов СССР вывел войска из Афганистана и дал согласие на объединение Германии. Отношения с Западом стали улучшаться. Вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 года). Объединение Германии (октябрь 1990 года). 46

ТЕМА § 28. Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»

Учебник История России. XX - начало XXI в. 11 класс. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. (2007, 480с.)

Класс 11

Дата проведения урока 22.03.2015

ЦЕЛИ УРОКА :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Ученики должны знать о про тивостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

представлять значение об идеологическом и экономическом аспекте данного конфликта;

понимать значение терминов «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «гонка вооружений».

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Формировать личностное отношение к содержанию урока: раскрыть негативные социально- политические последствия, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны»;

РАЗВИВАЮЩАЯ

продолжить формирование следующих умений:

Назвать главные персоналии, показывать на карте локализацию задействованных стран, проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

Ученики должны использовать знания для:

понимания особенностей современной жизни, сравнения событий и явлений прошлого и настоящего; анализа причин текущих событий в России и конфликтов с США;

высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям.

Организационный план t

    Предварительная организация класса (оргмомент) 1

    Проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу 10

    Изучение нового материала 22

    Закрепление. Самостоятельная работа 8

    Подведение итогов 3

    Домашнее задание 1

Форма проведения занятия - урок

Тип урока изучения нового материала

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

    Компьютер;

    Мультимедиа проектор;

    К. «Политическая карта мира ХХ в»;

    Портреты Черчилля, Трумэна;

    Презентация «Холодная война» ;

    Отрывок Доктрины Трумэна;

    Раздаточный материал для проверки знаний.

Литература для учителя

Литература для учащихся

Кредер А.А. Новейшая история. М., 1996

Доктрина Трумэна

Тесты по истории России. 11 класс. К учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И. и др. - Симонова Е.В. (2011, 174с.)

    ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ: ( Великая Отечественная война )

Формы, виды и приемы проверки знаний и умений

Содержание вопросов и познавательных заданий

Предполагаемые краткие ответы

Ответы на вопросы тестов, индивидуально.

    (см. Приложения)

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

3,2,2,1,4

1,3,1,3,3

2,2, 1943

235, 3, 1

3, 23, 3214

Выставление оценок за опрос

II . ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА И ПОДВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ:

На прошлом уроке мы познакомились с таким периодом XX в., с таким явлением в истории международных отношений, с таким понятием из курса всеобщей истории, как «холодная война». Но холодная война это не просто термин, не просто метафора – это целая эпоха в жизни человечества, наполненная фактами, событиями, лицами. Предлагаю сегодня, опираясь на материал прошлого урока и самостоятельно проведенную работу, создать образ этой эпохи; дополнить ее портрет теми штрихами, без которых он был бы недостаточно выразительным.

Сообщение и запись темы урока на доске

Давайте запишем определение понятия «Холодная война» и эпиграф нашего урока - «Война невероятна, мир невозможен». Реймон Арон
ПЗ: Зафиксировать в тетради этапы «холодной войны» и основные даты;

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Приемы и средства

преподавания

Основные вопросы плана и их краткое содержание

Познавательные задания и вопросы учащимся

1.

Слайд 1. повествование

Слайд 2 - 7. Работа с документами: Чтение отрывка речи Трумэна, «Мускулы мира» Черчилля, План Маршала

2.

Истоки холодной войны (1945-1947гг.)

Давайте начнем с истоков «холодной войны»

1. обратимся к документу, к известной нам речи У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон

В ней нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны».

2. 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речь, которая стала доктриной внешней политики государства. И эту речь тоже считают истоком «холодной войны»

Познакомьтесь с фрагментом речи Трумэна.

Два основных тезиса доктрины: позиция силы и политика твердого сдерживания коммунизма от захвата новых территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения безопасности и интересов США, ослабление советской системы и обострение ее противоречий

3. А теперь обратимся к краткой исторической справки о плане Маршалла. Президент Трумэн сказал о внешнеполитической доктрине США, названной его именем, и о плане Маршалла как о двух скорлупках одного ореха, так как план довершил политический раздел Европы экономическим расколом.

4. И, заглядывая вперед, назовем эту организацию, которая была создана 25.01.1949 года с целью объединения экономики социалистических стран в противовес плану Маршалла.

Западные средства массовой информации назвали это объединение «акционерным обществом нищих»

3.

(учащиеся записывают определение в рабочий лист).

Как вы думаете почему?

Какое событие имеется в виду?

Какова основная идея речи?

Какая организация? (СЭВ – совет экономической взаимопомощи)

Слайд 8. повествование

Чтение учеником доклада

Слайд 9. повествование

Апогей холодной войны (1949-1953гг.)

1. Граница между двумя лагерями прошла по территории Германии. Это событие считают апогеем «холодной войны», так как оно окончательно определило границы «железного занавеса» в Европе. Железный занавес – это образное выражение. Позже,13.08.1961 г. в столице Германии, появилось его материальное воплощение.

7 августа на закрытом заседании Политбюро ЦК СЕПГ был назначен день «Х», иначе говоря, день возведения стены, которым и стало 13 августа 1961 г.

В ночь на 13 августа 1961 г. в Восточном Берлине была объявлена тревога первой степени. Военнослужащие, полиция и рабочие дружины заняли указанные позиции, где были заранее подготовлены стройматериалы для возведения заграждений. К утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро.

По обе стороны колючей проволоки собрались огромные толпы. Люди были в замешательстве. Шумевшая до утра свадьба направлялась догуливать ее к родителям невесты и была остановлена вооруженными пограничниками в нескольких шагах от дома. Почтальон так и не развез по домам почту, детсад остался без воспитательницы, дирижер не появился на концерте, врач до самого вечера пытался объяснить, что нужен в больнице.

Больше всего повезло тем, кто жил в домах, через которые проходила граница между секторами. В первые часы они прыгали из окон на свободную территорию. Западные Берлинцы растягивали палатки и одеяла под окнами и подхватывали прыгавших, но пограничники стали врываться в квартиры и замуровывать окна. Стену доводили до «совершенства» еще 10 лет – сначала построили каменную, а потом стали заменять железобетонной. Стена оказалась совершенно непреступным сооружением. Но мечта о свободе обостряет изобретательность, и некоторые попытки прорваться сквозь стену завершалась удачно. Сотни, если не тысячи людей пытались ее преодолеть. Одна семья сумела перекинуть трос с крыши своего дома и переехать на другую сторону на ролике.

В октябре 1964 г., прорыв подземный ход длиной 145 м и высотой 60 см, бежали 57 человек: с восточной стороны залезали по трое в ящик, с западной тянули его за веревку. Два друга – электротехник и водитель грузовика – соорудили воздушный шар, посадили жен и детей и ночью перелетели на западную сторону.

    «Железный занавес» появился в Азии.

А об этом, нам подробнее расскажет Хлопонин Андрей.

4. фрагмент «Атомный взрыв»

После ее первого испытания (ядерной бомбы) в США изобретатель Р. Оппенгеймер сделал решительный вывод: «Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме».

Альберт Энштейн сказал: «Каким видом оружия будет вестись III мировая война? Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор».

4. Образ «холодной войны» был бы неполным без еще одного выразительного штриха.

На эмблеме этой организации, основанной 04.04.1949 г., окружность символизирует единство и сотрудничество, роза – путь к миру. Но при этом на протяжении многих лет этот блок считался главным военным противником СССР и всего социалистического лагеря.

Расшифровка аббревиатуры по-английски North Atlantic Treaty Organization- «она»

По правилам русского языка данная аббревиатура употребляется с существительными блок, альянс и в мужском роде.

Что именно стало таким символом?

Записывают в тетрадь основные даты и параметры возведения стены

Как вы себе представляете атомную войну?

Что такое НАТО? Какие страны входили в состав?

Слайд 10. Опрос по понятиям

Слайд 11. Работа с таблицей: признаки «холодной войны»

III Период партнерства, и соперничества.(1960-1980 гг.)

После апогея «холодной войны» международные отношения развивались по принципу «маятника»: от кризиса к разрядке, от соперничества к партнерству…

Если мы решили говорить языком той эпохи, то давайте вспомним из курса 9 класса понятия, характеризующие этот сложный период.

Беседа о содержании понятий

На слайде вы видите правильные понятия, вы справились с этим заданием.

IV. Завершение холодной войны (рубеж 1990-х гг.)

Исторически, хронологическое завершение «холодной войны» приходится на рубеж 90-х гг. XX столетия: это завершение связывают с распадом СССР, роспуском ОВД и СЭВ, объединением Германии и падением Берлинской стены. Прошло немного времени, но уже ясно, что «холодная война» была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и непомерных материальных и людских потерь.

Сегодня мы с вами попытались конкретизировать образ той эпохи, и, чтобы наша совместная работа имела логическое завершение, давайте подумаем, случайно ли штрихи этого портрета распределились в три колонки?

Назовите основные понятия «Холодной войны»:

Карибский кризис

Вьетнамский синдром

Пражская весна

Разрядка

На самом деле они иллюстрируют три признака, отражающих сущность «холодной войны»:

Биполярность мира, гонка вооружений, военно-политические блоки.

Вывод по уроку

Давайте подведем итоги урока:

«Холодная война» - состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами. Сегодня мы с вами попытались конкретизировать образ той эпохи, и, чтобы наша совместная работа имела логическое завершение, предлагаю вам ответить на вопросы и записать интересное домашнее задание.

IV . ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Что такое «Холодная война»?

    Назовите страны, которые были задействованы в войне;

    Что такое НАТО?

    Каким был итог этой войны?

    Назовите главные этапы войны.

    По цепочке продолжите одну из фраз: «Мне понравилось сегодня на уроке…», «Я узнал, что…», «Мне запомнилось…», «Мне не понятно…».

Выставление оценок за урок

V . ЗАДАНИЕ НА ДОМ: § 28 прочитать, выучить основные даты и персоналии, поразмышляйте, Кто являлся поджигателем «Холодной войны». На кого бы вы возложили ответственность? При ответе на вопрос используйте высказывание американского историка Дж. Геддиса: «Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала «холодной войны» - и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща. Поэтому следует закрыть вопрос о происхождении «холодной войны» совместными констанциями, заявив, что все мы просто оказались «без вины виноватыми». Согласны ли вы с этой точкой зрения. Свой ответ аргументируйте.

Приложения

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

Карточка №4

Карточка №5

После завершения Второй мировой войны отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции стали всё больше ухудшаться. Две мировые державы - СССР и США - стали соперниками на международной арене. Наличие у двух супердержав ядерного оружия способствовало не прямому военному конфликту - Третьей мировой войне - а войне за сферы влияния в мире. Так или иначе, гласно и негласно, две державы поддерживали «своих» в военных конфликтах по всему миру. О начале «Холодной войны» пойдёт речь на данном уроке.

Начало «Холодной войны»

Предыстория

К моменту окончания Второй мировой войны оказались наиболее сильными в военном и экономическом отношении две державы - СССР и США. Идеологическое противостояние двух сверхдержав привело к расколу мира на два противостоящих друг другу лагеря (большинство стран примыкало либо к блоку социалистических стран во главе с СССР, либо - капиталистических во главе с США). Наступала эпоха биполярного мира.

События

Конспект

Официально, отсчёт «Холодной войны» принято вести с речи Черчилля в американском городе Фултон 5 марта 1946 года , где тот выступил с требованием бороться с коммунизмом и Советским Союзом, но само противостояние началось ещё тогда, когда Красная Армия рвалась к Берлину. Сменивший на посту президента умершего Рузвельта Трумэн и его последующие коллеги выступали за борьбу с СССР по всем направлениям.

Для оказания влияния на страны Западной Европы, в администрации президента США был разработан т.н. «План Маршалла », по которому американцы должны были оказать помощь пострадавшим странам Европы, за, фактически, потерю суверенитета последними (Рис. 1).

Рис. 1. Плакат посвященный «Плану Маршалла» ()

В 1949 году США и их союзники в Европе создают Североатлантический альянс - НАТО - военную организацию, целью которой было противостояние с СССР и ведение с ним и его союзниками войны (Рис. 2). Чуть позже, в 1955 году, в ответ на агрессивные планы НАТО, была создана Организация Варшавского Договора (ОВД) , советская военная организация.

Рис. 2. Заседание НАТО ()

С 1950 по 1953 гг. в Корее шла война . Здесь, впервые, негласно, столкнулись в боях бывшие союзники. Коммунистически настроенный север во главе с Ким Ир Сеном поддерживали СССР и Китай, а юг - США (Рис. 3). По сути, война между Севером и Югом идёт до сих пор, так как ни одна из сторон не признаёт своего соседа.

Рис. 3. Война в Корее ()

С приходом в 1953 году к власти генерала Эйзенхауэра отношения с СССР стали всё более обостряться. Генерал отдавал приказы о составлении планов возможного нападения на СССР. В октябре 1957 года, когда советский спутник вышел на орбиту Земли , американцы были глубоко шокированы. Они уже не были уверены в собственной безопасности. Началась гонка вооружений и противостояние не только в политико-идеологическом плане, но и во всех остальных.

В 1959 году произошла Кубинская революция . Власть на Кубе захватили просоветские силы во главе с Фиделем Кастро . Иметь под боком у своего противника остров, а считай военную базу, было перспективно. В то же самое время, новый президент США, Кеннеди, как фактический глава НАТО размещает ядерные ракеты на границах СССР, в Турции. В ответ на это советский лидер Никита Хрущёв приказывает разместить советские ракеты на Кубе. Эти события 1962 года вошли в историю под названием «Карибский кризис », когда стороны могли в любую минуту начать ядерную войну. В итоге, в последний момент, разум возобладал. По договорённости, советские ракеты были выведены с Кубы, а американские из Турции. Очередной виток советско-американского противостояния завершился.

1. Алексашкина Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века. - М.: Мнемозина, 2011.

2. Загладин Н.В. Всеобщая история. XX век. Учебник для 11 класса. - М.: Русское слово, 2009.

3. Пленков О.Ю., Андреевская Т.П., Шевченко С.В. Всеобщая история. 11 класс / Под ред. Мясникова В.С. - М., 2011.

1. Прочитайте Главу 14 стр.154-158 учебника Алексашкиной Л.Н. Всеобщая история. ХХ - начало XXI века и дайте ответы на вопросы 1-2 на с. 160.

2. Возможно было бы избежать «Холодной войны»? Ответ поясните.

3. Охарактеризуйте основные этапы «Холодной войны» начального периода.

Цели урока: способствовать формированию целостного представления о развитии международных отношений после Второй Мировой войны и подвести учащихся к выводу о причинах и последствиях идеологического противостояния СССР и США, названного «холодной войной»; способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в исторических источниках, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значимых событий. Способствовать ориентации личности учащихся на демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-психологические последствия нетерпимости, враждебности, недоверия, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны».

Основные понятия: «холодная война», биполярный мир, конфронтация, доктрина Трумэна, план Маршалла, гонка вооружений.

Основные даты: 1946-начало «холодной войны», 1949г. – образование НАТО, 1955 г. – образование ОВД, 5 марта 1946г.- речь Черчилля в Фултоне, 1947 г. – доктрина Трумэна.

Оборудование: карта Европы, портреты Сталина, Трумэна, Черчилля, документы (отрывок из речи Черчилля в Фултоне, таблица «Страны НАТО, страны ОВД»).

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. Закончилась. Вторая Мировая война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. Давайте подумаем, как могли сложиться после войны отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции?
- сотрудничество или соперничество?
Тема урока сегодня «Внешняя политика: холодная война». Какой можно сделать вывод?
Бывшие союзники пошли по пути противостояния, или конфронтации.
Эпиграфом для нашего урока я выбрала слова российского поэта Е.Евтушенко.
«Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила». (1990)

Давайте определим цели урока.
План урока (называют учащиеся):

  1. Причины «Холодной войны».
  2. Понятие «Холодная война».
  3. Доктрина Трумэна, план Маршалла.
  4. Черты «холодной войны».

1) Задание. По ходу моего рассказа постарайтесь выделить причины «Холодной войны».
Историки, и отечественные, и зарубежные много спорили о международных отношениях до и после Второй Мировой войны. В работах западных историков не раз говорилось о том, что до войны и сразу же после нее Запад был слишком терпелив к агрессивному Советскому Союзу. Это терпение иссякает.
Каким же было положение до войны? Единственным бесспорным экономическим и политическим лидером являлись Соединенные Штаты Америки.
Интересный исторический факт. В начале 30-х годов в учебных атласах по географии в США не было Советского Союза, на его месте – лишь белое пятно.
И вот после окончания Второй Мировой войны Советский Союз становится сверхдержавой; а Запад оказался к этому не готов.
Американцы и англичане опасались Советской армии – самой мощной в мире. Новое положение СССР подтолкнуло его к расширению границ, стремлению укрепить свои позиции в мире.
Назовем причины «холодной войны» :

  1. Столкновение интересов двух великих держав.
  2. Стремление США к мировому господству.
  3. «Экспорт» коммунизма.

2) Отправной точкой в « холодной войне» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании У Черчилля, которую он произнес в присутствии американского президента Трумэна 5 марта 1946г. в Фултоне - родном городе президента.
Задание. Познакомьтесь с отрывком из речи Черчилля(см. приложение) и ответьте на вопросы.
Обратите внимание: в речи Черчилля не говорится о необходимости открытого противостояния.
Теперь попробуем дать определение:
«Холодная война» - это период противостояния, или конфронтации двух сверхдержав – СССР и США.

3) Доктрина Трумэна. «План Маршалла».
В 1947 г. была разработана доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».Одним из проявлений нового курса США стал план Маршалла. Задание. Прочитав текст учебника на стр. 271 (285), выпишите
1. Цели доктрины Трумэна, ее сущность.
2. Основное содержание плана Маршалла.
3. Определите отношение Советского Союза к этим программам.
Цель доктрины Трумэна – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма) ; заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма) .
Содержание доктрины Трумэна:
- широкомасштабная экономическая помощь европейским странам;
- создание военно- политического блока;
- размещение вблизи советских границ сети военных баз США (Греция, Турция);
- поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;
- при необходимости использование вооруженной силы.
План Маршалла – (по имени госсекретаря США) – оказание помощи странам Европы.
СССР – категорически против этой политики США, советское руководство объявило эти меры призывом к войне против СССР.

4. Подводя итоги, выделим характерные черты исторического периода, названного «холодной войной»(составление схемы на доске)
1) Гонка вооружений (сообщение Кати Соловьевой)
2) Создание образа врага
3) Раскол мира (работа с картой): посмотрите на документ №2(см. приложение) - отметьте на карте страны, входившие в противоборствующие блоки – мир стал биполярным.(2 мировые системы - капиталистическая и соц.)
4) военные конфликты (сообщение).
Чем же опасна холодная война?
«Холодная война» продолжалась с 1946 по 1991 год, практически до распада СССР. Почему она не переросла в войну «Горячую»?

Дом. Задание. – параграф 38, выучить определения, по желанию – подготовить сообщение о корейском конфликте.
  • 5. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в хiii-хv вв.
  • 6. Особенности формирования русского централизованного государства в хiv-хVвв.
  • 7. Развитие русской культуры х-хii вв.
  • 8. Великие географические открытия и начало Нового времени в Западной Европе хvi в.
  • 9. Эпоха Возрождения. Реформация: ее экономические, политические и социокультурные, причины и последствия (хv-хvi вв.)
  • 10. Русская культура в хiv-хvIвв.
  • 11. Правление Ивана Грозного: основные направления внутренней и внешней политики.
  • 12. «Смутное время»: ослабление государственных начал, Земский собор 1613г.
  • Земские соборы
  • Созыв собора
  • Кандидаты на престол
  • 13. Воцарение династии Романовых. Соборное уложение 1649г.
  • 14. Петр I: борьба за преобразование традиционного общества в России.
  • 15. Екатерина II: «Просвещенный абсолютизм» в России.
  • 16. Русская культура в хviiIв.
  • 17. Европа в хviiIв.: Европейское Просвещение и рационализм.
  • 18. Александр I: попытки реформирования российского общества.
  • 19. Европейские революции хviii-хiх вв. (Франция, Германия, Италия).
  • 20. Крестьянский вопрос в России: этапы решения. Реформы Александра II.
  • 21. Русская культура хiх вв.
  • 22. Развитие Европы в конце хiх в. Новый этап экономического развития.
  • 23. Международные конфликты и войны конца хiх-начала хх вв.
  • 24. Особенности развития российской экономики конца хiх-начала хх вв.
  • 25.Революция 1905-1907 гг. В России. Причины, основные этапы, результаты.
  • 26. Первая Мировая война: предпосылки, основные этапы, итоги.
  • 27. Революция в России в 1917 г.: от февраля к октябрю
  • 28. Социально-экономические, политические, национальные и культурные преобразования Советской власти (октябрь 1917г. - весна 1918 г.)
  • 29. Особенности международных отношений в межвоенный период (1918-1939гг.)
  • 30. Политический кризис начала 20-х гг. В Советской России. Переход от «военного коммунизма» к нэПу.
  • 31. Приход нацистов к власти в Германии (1933г.).
  • 32. Основные направления и итоги «Нового курса» ф. Рузвельта в сша. (30-е гг. Хх в.)
  • 33. «Народные фронты» в Европе в 30-е гг. Хх в.: Франция, Испания
  • 34. Советская внешняя политика в 30-е гг. Хх в. Международный кризис 1939-1941гг.
  • 35. Причины, предпосылки, периодизация Второй мировой войны. Первый этап Второй мировой войны (1939-1941гг.).
  • 22 Июня 1941 г. Фашистская Германия без объявления войны, нарушив пакт о ненападении, напала на ссср.
  • 36. Нападение фашистской Германии на ссср. Великая Отечественная война советского народа: основные этапы.
  • 37. Война ссср с Японией (1945г.). Окончание Второй мировой войны. Итоги и уроки.
  • Итоги и уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн
  • 38. Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание нато (II пол. 40-х гг. ХХв.)
  • 39. Усиление конфронтации двух мировых систем. Корейская война. Революция на Кубе. Карибский кризис (1962г.).
  • 40. Первое послесталинское десятилетие. Реформаторские поиски в советском руководстве (1953-1964гг.)
  • 41. Попытки обновления социалистической системы в ссср. «Оттепель» в духовной сфере.
  • 42. Крах мировой колониальной системы. Формирование движения неприсоединения. (60-е гг. Хх в.)
  • 43. Основные направления развития мировой экономики в 1945-1991гг. Создание и развитие международных финансовых структур.
  • 44. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985 -1989гг. Цели и основные этапы «перестройки» в экономическом и политическом развитии ссср.
  • 45. Развитие европейской экономической интеграции. Маастрихский договор: рождение Европейского Союза. (80-е -90-е гг. ХХв.).
  • 46. Россия в 90-е гг. Хх в. (политика, экономика, культура). Отношения Российской Федерации со странами снг.
  • Отношения Российской Федерации с другими странами снг
  • 38. Начало «холодной войны». План Маршалла и окончательное разделение Европы. Создание нато (II пол. 40-х гг. ХХв.)

    Начало холодной войны

    Американский президент Гарри Трумэн любил хвастаться тем, что у него в руках «хорошая дубина для русских парней». Он имел в виду атомное оружие. «Если России не показать железный кулак и не говорить с ней решительно, новая война неминуема. Мы не должны идти больше на компромиссы... Я устал нянчиться с Советами», - говорил американский лидер.

    9 мая 1945 г. советник посольства США в Москве Дж. Кеннан, наблюдая из окон посольского здания празднование Дня Победы, говорил: «Ликуют... Они думают, что война закончилась. Она еще только начинается».

    Комитет начальников штабов (КНШ) США оценивал СССР как ведущую мировую державу и главного политического противника. Уже 4 сентября 1945 г. в меморандуме разведки США намечалось 20 важнейших целей и 20 советских городов, которые должны быть подвергнуты атомной бомбардировке. В октябре 1945 г. американские генералы настаивали на превентивной войне против СССР. После уничтожения до половины населения СССР и его капитуляции планиро­валось расчленить страну на зоны оккупации. Затем предполагалось подчинить Китай и Юго-Восточную Азию, взять под свой контроль весь мир. Советское руководство было прекрасно информировано обо всех этих планах. Советский разведчик, англичанин Гарольд Адриан Рассел (Ким) Филби, служивший в раз­ведке Великобритании (СИС), с 1949 г. был назначен на должность офицера связи с Центральным разведывательным управлением (ЦРУ) и Федеральным бюро расследований (ФБР) США. «Это привело к тому, что все чрезвычайно обшир­ные усилия западных разведок в период с 1944 по 1951 г. были безрезультатными. Было бы лучше, если бы мы вообще ничего не делали», - признался позже один из американских разведчиков 1 .

    Подобная информация была явно не способна укрепить дружеские чувства советского руководства к бывшим союзникам. Разумеется, Сталин и другие выс­шие руководители страны понимали опасность ситуации и прилагали максимум усилий для того, чтобы укрепить геополитическое положение СССР, восстановить разрушенное народное хозяйство и ликвидировать монополию США на обладание атомным оружием.

    В марте 1946 г. в университете американского города Фултона в присутствии президента Г. Трумэна с яркой речью выступил бывший премьер-министр Велико­британии Уинстон Черчилль. Он определил принципы противоборства с «совет­ской угрозой». Выступление Черчилля длительное время считали фактическим началом холодной войны. На самом деле он лишь идеологически обосновывал и представлял общественности уже фактически проводимую политику. Через несколько дней после смерти Ф. Д. Рузвельта (12 апреля 1945) сменивший его Г. Трумэн занял жесткую позицию в отношении СССР. По одному из спорных во­просов в узком кругу он заявил: «Если русские не пожелают присоединяться к нам, то пусть убираются к черту». А на совещании в сентябре 1945 г. было отвергнуто предложение военного министра Генри Л. Стимсона, который предостерегал от «атомной дипломатии», от использования монополии на атомное оружие в качестве средства давления на СССР 2 .

    История в ТЕРМИНАХ

    Холодная война. Она представляла собой глобальное противоборство двух сверх­держав - США и СССР. Основными составляющими холодной войны были:

      гонка вооружений, в первую очередь разработка и размешение новых видов оружия массового поражения, нарашивание их количества;

      противостояние военно-политических блоков;

      прямое военное противостояние в локальных войнах;

      борьба за влияние в странах «третьего мира», за вовлечение их в орбиту своих интересов;

      «психологическая война» - подрывная пропаганда, поддержка оппозиции;

      ожесточенное противоборство разведок, специальных служб.

    Создание НАТО. План Маршалла и окончательное разделение Европы

    Агрессивная направленность американской внешней политики в полной мере проявлялась в «доктрине Трумэна». Она предусматривала открытое вмешательство США во внутренние дела других государств, поддержку реакционных режимов, отказ от сотрудничества со странами советского блока, создание военных баз на чужих территориях. Глобальная сеть иностранных военных баз и оккупационных группировок в Западной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке, на Ближнем Востоке, на океанских островах выполняла тройную функцию:

    Создание реальной угрозы Советскому Союзу и социалистическому содруже­ству;

    Поддержка угодных США правительств;

    Защита экономических интересов американских монополий.

    Под американским руководством стали преодолеваться противоречия внутри капиталистического мира, которые стали причиной двух мировых войн и успеш­но использовались советской дипломатией. Во второй половине 40-х гг. США оказали колоссальную помощь многим странам в рамках плана Маршалла. Его осуществление способствовало быстрому восстановлению экономики Западной Европы с одновременным усилением политического и экономического влияния США. Общий объем помощи составил 13,1 млрд долларов. Большая часть этой суммы была предоставлена безвозмездно в виде поставок продовольствия, топлива, сырья, полуфабрикатов и удобрений. В этих условиях США получали безогово­рочную поддержку своих начинаний. Образовался военно-политический союз НАТО (1949), в который вошли следующие страны: США, Англия, Франция, Ка­нада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Дания, Норвегия, Исландия, Греция, Турция, ФРГ, Испания. В других регионах возникли военные блоки СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС.

    США были инициатором или активным участником множества военных кон­фликтов, военно-политических кризисов, осложнений на международной арене.

    В нарушение Потсдамских соглашений в мае 1949 г. была образована Федера­тивная Республика Германия. В октябре 1949 г. на территории, занятой советскими войсками, было провозглашено образование Германской Демократической Респу­блики.

    За контроль над Берлином шла борьба советской и союзнической военных администраций, а также спецслужб. В августе 1961 г. Западный Берлин был об­несен мощной стеной, которая должна была пресечь негативное экономическое воздействие на Восточный Берлин и ГДР, а также прекратить побеги граждан ГДР в Западный Берлин. В центре Европы возник постоянный очаг напряженности, породивший немало опасных конфликтных ситуаций. Берлинская стена просуще­ствовала до 1989 г. На территории ГДР была размещена Группа советских войск в Германии (ГСВГ).