Утеплители Изоляция Блоки

Конспект НОД по Формированию Целостной Картины Мира план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему. Конспект открытого занятия по фцкм в подготовительной группе «по следам осени Открытое занятие в подготовительной группе по фц

Конспект интегрированного занятия по ФЦКМ (экология).

Тема: «Жалобная книга природы».

Занятие имеет интегрированный характер (согласно ФГОС, работа с детьми строиться на основе интеграции образовательных областей "Познавательное развитие детей», «Речевое развитие детей», «Художественно-эстетическое развитие детей», «Физическое развитие детей», «Социально-коммуникативное развитие детей» в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Целью данного занятия является : объединение различных видов деятельности детей в целостный педагогический процесс, направленный на формирование у воспитанников основ экологической культуры.

Практическая значимость занятия заключается в том, что дети в процессе трудовой и познавательно-исследовательской деятельности овладевают умением оказывать помощь нуждающимся в трудный период.

Непосредственно-образовательная деятельность «Жалобная книга природы» может использоваться воспитателями старших, подготовительных групп ДОУ.

Задачи образования:

Развивать познавательный интерес к миру природы;

Формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения; (Познавательное развитие) ;

Обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»;

Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Предупреждать утомляемость детей. «Физическое развитие»;

Упражнять в нетрадиционной техники рисования- печатание пером. (Художественно-эстетическое) ;

Активизировать словарный запас: природа, пожар, птицы, помощь, вырабатывать силу голоса, умение говорить «громко – тихо». (Речевое развитие) ;

Сформировать навыки коллективного общения (коллективные игры, правила добрых взаимоотношений) ;(Социально-коммуникативное развитие)

Задачи воспитания :

Формировать умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.

Задачи развития:

Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

Планируемые результаты:

Дети будут принимать активное участие в ходе непосредственно образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, эмоционально реагировать на литературное произведение, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.

Возрастная группа: старшая, подготовительная группа

Длительность НОД: 15 - 30 минут.

Приёмы руководства деятельностью детей :

1. Словесный (чтение, беседа);

2. Наглядный (демонстрация, показ);

3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная);

4. Аудиозаписи.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие детей, Речевое развитие детей, Художественно-эстетическое развитие детей, Физическое развитие детей, Социально-коммуникативное развитие детей.

Материалы и оборудование:

Магнитофон с флеш - картой;

Проектор, компьютер для просмотра презентации;

Книга "Жалобная книга природы", макет муравейника, камни с цифрами, мусорные пакеты, фотографии лесных пейзажей, грамзапись шума леса, голосов птиц.

Виды детской деятельности в НОД :

Игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, чтение (восприятие) художественной литературы, двигательная, музыкально – художественная, продуктивная, трудовая.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Вводная часть

Звучит музыка.

Здравствуйте дети, меня зовут Александра Николаевна и я очень рада с вами со всеми познакомиться!

В. –Дети, а как вы думаете, что такое природа?

Дети – Природа – это все то, что нас окружает и не создано руками человека.

Правильно дети. А Вы знаете как себя надо правильно вести на природе?

В. – Нельзя рвать цветы, топтать траву,

Нельзя обрывать с деревьев листву.

В лесу ходить лишь по тропинке,

Не мять зеленую былинку,

Животных надо охранять,

Да гнезда птиц не разорять.

В. – (подходит к книге). Ребята, что это такое? Кто из вас читать умеет?

Дети – Жалобная книга природы.

Много жалоб накопилось

У природы на людей.

Воды речек замутились

Пересох в лесу ручей.

Стали чахнуть липы, клены

На обочинах дорог.

Скоро свои птичьи трели

Соловей нам не споет.

В. Люди часто ведут себя неправильно в природе и не осторожно наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Сейчас она обращается к нам, потому, что кто-то лесных жителей нуждается в помощи. Что же делать?

Дети – Помочь природе.

В. – Боюсь, что мне одной не справиться. Где же мне найти помощников? Кто мне может помочь? А вы, могли бы мне помочь?

– Ой, как я рада, спасибо! Но попасть в мир природы могут только добрые и отзывчивые люди, умеющие ее ценить и любить. Посмотрите мне в глаза и улыбнитесь. Я вижу, что вы настоящие друзья природы.

– А теперь, давайте откроем книгу жалоб и посмотрим, кто же первый написал свою просьбу. (Дети открывают первую страницу, там изображение муравья).

Книга – Ой, беда, беда, беда

Пропала муравьиная нора,

На муравейник кто-то наступил,

Потом камнями завалил!

Ребята, давайте муравьям поможем,

Камни снова на тропинку сложим.

(дети берут камни, рассматривают их, на них цифры)

Д\и «Тропинка». (от 1 до 10)

Дети, вам надо не только восстановить тропинку, а камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?

В. – Как я рада за вас, ребята. Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.

В. – О чем же еще поведает нам книга жалоб?

– Шум и гам в лесу стоит,

В норках весь лесной народ сидит.

Почему их обижают,

И в лесу спокойно жить мешают?

В. -Дети, вы слышите? Что это за звук? Это нас на помощь зовет лес. (Изображение леса) Посмотрите внимательно, что с ним случилось?

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая, бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

Дальний конец зала, оформленный как лес - ёлочки, грибочки, травка, цветочки, под деревьями можно посадить игрушечных лесных зверят, повсюду разбросан мусор – пластиковые бутылки, пакеты, бумажки, жестяные банки).

Воспитатель:

Вот мы и попали с вами в лес. Он и правда печальный какой-то стоит. Птички не поют, листочки на деревьях не шелестят, кузнечики не стрекочут. Что же с ним случилось, ребята, как вы думаете?

Выслушиваются ответы детей.

Дети, как вы думаете, можно ли бросать и оставлять мусор в лесу? Почему? А куда же нужно выбрасывать мусор? (выслушиваются ответы детей). А как мы можем помочь лесу? (собрать мусор в пакеты).

Давайте-ка с вами его уберём. (дети собирают мусор в пластиковый мешок, чтобы потом отнести его в мусорный бак). А после нашего занятия я выброшу мусор в мусорный бак.

Давайте здесь поставим специальный знак. Он предупреждает о том, что в лесу нельзя оставлять мусор. (Дети ставят знак в лесу).

Дети, какие вы молодцы и лесу помогли, чистоту и порядок навели.

Ребята, мы с вами хорошо потрудились и сейчас я вам предлагаю встать в кружок и немного отдохнуть.

Физ. мин. «Дует ветер нам в лицо».

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище

то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают,

на «выше, выше» - выпрямляются.) (2 раза)

А теперь давайте откроем следующую страничку и посмотрим кто же еще нуждается в нашей помощи.

Дети, сорока просит нас о помощи злой волшебник заколдовал ее друзей, и расколдовать сможете только вы ребята, с помощью перьев.

Воспитатель: -Посмотрите как заколдовал ветер птичек, чего не хватает?

Дети:- Хвостика.

Все птицы меняют перья, когда растет новое перышко, старое выпадает, чтоб перышку не пропадать, будем перышком печатать и расколдуем птиц.

СПОСОБ

Печать перышком.

ВИД

Оттиск

МАТЕРИАЛ

Перышко голубиное, гуашь, разведенная до консистенции сметаны.

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ

Перышко обмакнуть в гуашь и приложить к крылышку слева направо.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Пятно, фактура.

Дети, какие замечательные работы у вас получились, и мы с Вами расколдовали птиц, помогли сороке расколдовать ее друзей. Посмотрите, наши птички, правда, получились совсем как живые! Давайте мы свои работы подарим нашей волшебной книге, чтоб больше ни одна жалоба не появилась в ней, а только добрые дела и замечательные рисунки.

В. – Посмотрите, книга то закрылась, значит, жалобы закончились и книга рада вашим рисункам и добрым делам. Наведен порядок, и все это благодаря вашему труду и участию, дети. Я думаю, что после сегодняшней нашей встречи вы не только не будете нарушать правила поведения в природе, но и научите этому других.

Заключительная часть:

Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше занятие? А что нового Вы узнали на нашем занятии?

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. Надеюсь, что наше занятие было полезно и познавательно для Вас.


Лилия Летягина
Конспект занятия по «Формированию целостной картины мира» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира и расширению кругозора в подготовительной группе .

Тема : Лес и его обитатели.

Цель : Закрепление знаний о деревьях и обитателях леса.

Задачи : Закреплять знания о лиственных и хвойных деревьях, диких животных и их детенышах, местах их обитания. Обобщить представления о правилах поведения в природе.

Развивать долговременную память, внимание, слуховое и зрительное восприятие.

Воспитывать интерес к деревьям и диким животным, бережное отношение к природе.

Оборудование : карточки «Деревья» , плакат «Строение дерева» , изображение лиственного, хвойного и смешанного леса, карточки «Дикие животные и их жилища» , знаки «Правила поведения в природе» .

Интеграция областей : формирование целостной картины мира , экология, коммуникация.

Тип занятия : закрепление.

Ход занятия

IОрг. момент

Дети входят в группу и встают в круг .

II Сообщение темы и целей

Тему занятия вы узнаете разгадав загадку. Послушайте ее внимательно.

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес)

Что такое лес?

Лес- это открытое пространство, где растут деревья, кустарники, мхи, а так же, обитают дикие животные.

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о лесе и его обитателях, вспомним какие виды деревьев вы знаете, и какие дикие животные обитают в лесах.

III Закрепление

1. Загадки про деревья.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Сама ничего не шьет,

Но в иголках круглый год.

(Елка)

Ягоды - не сладость,

Зато глазу - радость,

И садам украшение,

И дроздам угощение.

(Рябина)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Береза)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке.

(Сосна)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем.

(Тополя)

2. Дидактическая игра «Из какого леса»

Какие виды леса вы знаете? (хвойный, лиственный, смешанный)

Как называются деревья, растущие в хвойных лесах? (хвойные)

Как называются деревья, растущие в лиственных лесах? (лиственные)

Распределите карточки с деревьями в леса , где они произрастают.

Хвойные Лиственные

Ель, кедр Береза, дуб, рябина,

Сосна, лиственница тополь, ива, пихта

Скажите, чем отличаются деревья между собой? (листьями, шириной ствола и др.)

Что общего между всеми деревьями? (строение)

IVФизминутка

Ветер по лесу летал,

ветер листики считал

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

ветер кружит над тропинкой.

3 Словарная работа (с мячом или шишкой)

-Закончите словосочетания :

Лист березы- березовый

Лист дуба- дубовый

Лист клена- кленовый

Лист рябины- рябиновый

Шишка осины- осиновая

Желудь дуба- дубовый

Шишка кедра- кедровая

4 Дидактическая игра «Третий лишний»

В лесу растут не только деревья, на и другие растения. Послушайте внимательно цепочки слов и выберите «лишнее» слово.

Береза, дуб, одуванчик.

Ель, сосна, тополь.

Клен, рябина, сирень.

Рябина, тюльпан, ива.

В лесу есть не только растения, но и животные. Отгадайте какие.

Она не ходит по земле,

Как птица не летает.

Предпочитает жить в дупле,

Орешки запасает.

(белка)

Я хитрая и ловкая,

Меня зовут плутовкою.

А мне вот больше нравится,

Когда зовут красавицей.

(лиса)

Комочек пуха,

длинное ухо,

прыгает ловко,

любит морковку. (Заяц)

Серовато, зубовато,

по полю рыщет,

телят, ягнят ищет. (Волк)

Зимой спит,

летом ульи ворошит. (Медведь)

Где живут дикие животные? (в лесу)

Как называются их жилища? (берлога, нора, логово, дупло)

VФизминутка

Игра малой подвижности «Хожу брожу по лесу я….»

5 Рассматривание серии сюжетных картин на тему «Правила поведения в лесу»

Посмотрите на карточки , что на них изображено?

Как дети забирают яйца из гнезд, выцарапывают на коре надписи, уносят животных из леса, оставляют или закапывают мусор и др.

Можно ли так поступать?

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Для того, чтобы эти правила соблюдались, были придуманы знаки поведения в лесу. Давайте вместе их разместим на плакате.

О чем говорили на занятии ?

Что запомнилось больше всего?

Какие правила?

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье,

Мы подарим обещание :

Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Профессии» Утром вы приходите в детский сад, а ваши родители спешат на работу. У каждого из них есть свое занятие, которое называется профессия. Мое.

Конспект по формированию целостной картины мира в старшей группе, на тему: «Деревья». Воспитатель: Суровцова Юлия Владимировна. Цель: Обобщать.

Формирование целостной картины мира в старшей группе на тему "Кустарники". Воспитатель: Суровцова Юлия Владимировна. Цель: Закрепление у.

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во II младшей группе «Айболит прислал посылку» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирования целостной картины мира, «Речевое развитие»,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Домашние птицы» с использованием ИКТ Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Домашние птицы» с использованием ИКТ Тема: «Домашние птицы».

Занятие в подготовительной группе в детском саду

Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект НОД в подготовительной к школе группе (дети 6-7 лет) по познавательному развитию. Данный материал включает в себя интеграцию образовательных областей, таких как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», "Физическое развитие". Может пригодиться как воспитателям, так и учителям истории, географии общеобразовательной школы.
Цель: знакомство с историей открытия земли.
Задачи:
1. Формировать умение искать нужную информацию в разных источниках; отвечать полными ответами;
2. Развивать логическое мышление, умение правильно, логически выстраивать свои мысли, понятно для всех; развивать мелкую моторику рук, при помощи пластилинографии;
3. Дать представления о открытиях ученых: Ф.Магеллана, Д.Кука, К.Колумба, о мифах строения Земли;
Оборудование: видео ряд с иллюстрациями мифов, портреты ученых, карта мира, энциклопедии по теме, доски, пластилин, картон синего, фиолетового цвета.
Содержание:
Воспитатель, указывая на карту, предлагает определить тему сегодняшнего занятия (О чем мы сегодня поговорим?) – ответы детей (о карте, планете, земле, природе).
Воспитатель: Да правильно, в том числе и о земле, нашей планете, карте. Ребята как вы думаете, всегда ли люди знали, что было до их появления на земле? А вы знаете, что было до нас? А откуда мы можем это узнать? (ответы детей) Верно, из книг, интернета, от взрослых, друзей. Сегодня я приготовила вам несколько энциклопедий, в которых есть ответ на этот вопрос. Что было до нам. (Дети по очереди рассматривают книги)

Воспитатель: А теперь расскажите, что было до появления человека? (Подвести детей к выводу, что от простейших до человека был большой путь, постепенно появлялись растения, животные, птицы. Земля пережила эпоху динозавров и мамонтов.)
Воспитатель : Ребята, а какой формы наша планета? (круглая) Круглая, как шар, и если все люди возьмутся за руки и встанут на экваторе, то наверно получится вокруг земли кольцо, круг. Давайте попробуем сделать круг, а в середину поставим глобус? Поиграем в «Круг-кружочек»? (дети идут по кругу, ориентируясь на слова «круг- кружочек, повернись разочек, раз, два, три повернись (имя) ты!» один или несколько детей поворачиваются из круга).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, всегда ли люди знали, что земля кругла? (да) как они узнали о этом? (взлетели на ракете и посмотрели – так ответили дети). Молодцы! Правильно мыслите, но древни люди даже не думали, что когда-то у них могут быть ракеты, у них были корабли, лошади и много мыслей. Как они догадались о том, что земля не треугольная, не квадратная, а круглая? (ответы детей: люди вышли из своих городов и пошли путешествовать, познакомились с другими людьми и делились опытом)
Воспитатель: Самым первый ученый, математик, который предположил о том, что наша земля круглая – был Пифагор, но доказательств у него не было.


Ведущими цивилизациями древности были Египет, Греция и Индия. Хотите, расскажу, что они думали по поводу нашей земли?
Воспитатель показывает каждую страну на карте. Древние Египтяне предполагали, что земля плоская, небо это купал, который опирается на четыре горы, где то на краю света.


Древние Греки считали, что земля – это плоский диск, а солнце – это бог Гелиос, который объезжает землю каждый день на своей колеснице.


Древние Индийцы посмотрите, что вообразили о нашей планете. На что она похожа? Что ее держит?


Воспитатель: Запомнили эти три страны? Показ – Индия, Греция, Египет.
Спустя много лет, люди начали путешествовать и открывать новые земли нашей планеты. Первым, чья команда совершили кругосветное путешествие был Фернан Магеллан.


Кристофор Колумб – открыл Индию.


Джеймс Кук - Картограф, открыл Канаду, Австралию, Новую Землю, Тихий, Индийский и Атлантический океан. Вы сегодня услышали новое слово «Картограф» - кто это? (ответы детей).


А вот потом, спустя еще годы, люди изобрели ракеты, полетели в космос и убедились, в том, что Земля на самом деле круглая.
Воспитатель: Давайте вспомним, что предполагали Древние Греки (Египтяне, Индийцы, о строение Земли? (дети рассказывают, что запомнили, показывая, страны по очереди)


О каких ученых мы говорили? (дети называют имена) Какой они внесли вклад в историю? (ответы детей)
А вы бы хотели полететь в космос?
Воспитатель проводит игру «Быстрые ракеты»
Дети проговаривают слова: Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Воспитатель: Только вернуться нам с пустыми руками не получится, наши мамы и папы ждут фото нашей планеты. Проходите на свои места, я покажу как я сделаю фотографию, а пока показываю, вы разомните свои пальчики. Воспитатель предлагает взять лист картона в цвет космического пространства, смешать три цвета пластилина и примазывая прикрепить на середину, скатать небольшие шарики – звезды, луну, один из них размазать, чтоб получилась комета. Дети выполняют задание.


Воспитатель: какие прекрасные фотографии у нас получились, оформим их в приемной и обязательно расскажем мамам и папам о сегодняшнем путешествии и новых знаниях.

Конспект занятия по формированию целостной картины мира в
подготовительной группе
Тема: «Земля – наш общий дом»
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Раздел: Ознакомление с социальным миром
Тема: «Земля – наш общий дом»
Цель: Формирование представление об окружающем мире, его многообразии,
разных странах и месте России. Познакомить с глобусом моделью Земли и
карты.
Задачи:
Образовательные: Формировать чувство гордости за свою страну и свою
причастность к россиянам.
Развивающие: Развивать историю о малой Родине и Отечестве.
Воспитательные: Воспитывать уважение к Родине.
Материалы и оборудование: глобус, политическая карта мира, иллюстрации
климатических зон России, городов. Шаблоны глобуса, цветные карандаши.
Предварительная работа:
рассматривание иллюстраций картин из цикла «Мая малая Родина».
Прогнозируемые результаты:
Знать: Климатические зоны России, городов
Уметь: Испытывать чувство гордости за свою страну.
Иметь опыт: использования глобуса.
Ход занятия:
Мотивирующий этап:
На столе стоит глобус, накрытый тканью. Воспитатель загадывает детям
загадки про глобус:
Чтение и заучивание стихов о Родине,

На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс, -
Уместил всю землю...
Ответ: Глобус

Шар не велик,
Лениться не велит,
Если знаешь предмет,
То покажет весь свет.
Ответ: Глобус

На ноге стоит одной,
Крутит­вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Ответ: Глобус
Организационно­поисковый этап:
Воспитатель: Глобус ­ это объемная модель Земли, на которой наглядно
представлены материки и океаны.
Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть глобус и
сообщает, что голубым цветом на нем обозначены моря и океаны, зелено­
желтым цветом изображена суша. Суша образует 5 континентов: Евразия,
Америка, Африка, Австралия, Антарктида. На всех континентах кроме
Антарктиды, живут люди. В Антарктиду же люди приезжают на время. В
основном, это научные исследователи, ученые, которые проводят
исследования.

Воспитатель показывает карту мира, объясняет, что на шаре глобуса
нанесено изображение Земли, так как оно есть на самом деле. Но чтобы
можно было увидеть одновременно всю землю, существуют карты.
Воспитатель предлагает сравнить глобус и физическую карту мира,
поясняет, что на этом глобусе изображена поверхность Земли: Леса, моря,
пустыни, а на карте показаны страны, государства, расположенные на
поверхности Земли. Они Обозначены разными цветами. Воспитатель обращает
внимание на количество стран, которые изображены на карте.
Воспитатель: «Ребята мы с вами живем в России – это самая большая
страна мира. Она расположена в двух частях света, Европе и Азии, омывается
тремя океанами: Тихим, Атлантическим и Северным Ледовитым. С одной
стороны может идти снег, а с другой – припекать солнышко. Границы России
проходят и по воде, и по суше. В России необыкновенно богатая природа,
красивые самобытные города, удивительный мир флоры и фауны.
Чтение стихотворения о Родине:
Родина
«Родина» – слово большое­большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок … и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком,
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.
(Т. Бокова)
Наша Родина

И красива и богата
Наша Родина, ребята.
Долго ехать от столицы
До любой ее границы.
Все вокруг свое, родное:
Горы, степи и леса:
Рек сверканье голубое,
Голубые небеса.
Каждый город
Сердцу дорог,
Дорог каждый сельский дом.
Все в боях когда­то взято
И упрочено трудом!
(Г. Ладонщиков)
Рефлексивно – корригигующий этап:
Воспитатель:
­ Какие чувства у вас вызывают эти стихотворения?
­ Как широко раскинута наша страна?
­ Что нового вы узнали о Родине?
В конце занятия воспитатель предлагает пройти к столам и нарисовать
глобус (столы заранее подготовить).

Тема: ”Заповедные места Камчатки “.
Цель занятия:
Создание условий для обогащения речи детей через их познавательнуюдеятельность.
-Привлечь детей к изучению жизни обитателей Кроноцкого заповедника и южно Камчатского заказника.-Познакомить детей с понятием “заповедник” и роли человека в жизни обитателей.-Познакомить детей с географической картой Камчатского края и с местоположением Кроноцкого заповедника.Задачи:
1.Образовательные:
-Обогатить знания детей об особенностях животного и растительного мира, птицах.
-Закрепить у детей понятие “Красная книга “.
2.Развивающие:
-Развивать поисковую деятельность детей.
-Развивать интерес к изучению родного края, умению делать выводы.
3.Воспитательные:-Воспитывать бережное отношение к живой и неживой природе заповедника.
-Воспитывать доброе отношение к природе, чувствовать ответственность, гордость
за охрану богатств родного края.
Материал и оборудование:
Карта Камчатки,иллюстрации растений,животных,морских птиц, вулканов, водопадов,
Рек; рыб, обитателей Кроноцкого заповедника, слайды фотографии заповедных зон,
аудио запись с криком птиц,буклеты с информацией о Кроноцком заповеднике.
Словарная работа:
-Активизировать словарь детей по теме “Кроноцкий заповедник “.
-Обогатить словарь детей за счёт слов: заповедник,ледник, вулкан.
Предварительная работа:
-Чтение художественной литературы по данной теме.
-Беседа о заповедном крае, об обитателях заповедника.-Рассматривание иллюстраций, картин в книгах: “Кроноцкий заповедник” ,-Дидактические игры: ”Чьи детки?”, ”Кто, как прячется?”, ”Кто, как кричит?”, ”Домино”, ”Лото”.
Ход занятия:
В группе смоделирована ситуация: ”Кроноцкий заповедник “.
Организационный момент:
-Ребята, на какой улице находится наш детский сад? (Кроноцкой).
-Как вы думаете, в честь чего была названа наша улица? (В честь Кроноцкого заповедника).
-Сегодня я вас приглашаю на экскурсию в Кроноцкий заповедник.
-Что такое заповедник? (Заповедник –это место, где люди охраняют животных, растений,птиц).
-Ну что, отправляемся в путь.
-Как вы думаете, на чём можно туда добраться? (На вертолёте).
-А мы отправимся мы на воздушном шаре.
-Проходите, занимайте места.
Воспитатель: Пока мы будем лететь, я расскажу вам о происхождение Кроноцкого заповедника.
За тридевять земель, за высокими горами, у океана, синего моря, с юго –восточной части
Камчатки, находится самый большой заповедник, Кроноцкий. Кроноцкий заповедник- является одним из старейших заповедников России. Был основан в 1934 г. Своим появлением он обязан Камчатскому соболю.
Вот мы и прибыли в Кроноцкий заповедник.
Звучит аудизапись с голосами морских птиц.-Ребята, что вы слышите? (Гомон птиц).
-Давайте подойдём и рассмотрим птиц.
-Как называются птицы, которые живут возле моря. (Морские).
-Где живут морские птицы? (В воздухе, в воде, на земле).
-Сколько видов птиц живут в Кроноцком заповеднике? (69 видов птиц).
-Назовите, каких птиц вы знаете? (Топорок, чайка, баклан, кайра, ипатка, ворона, белоголовый орлан, большая белая цапля, лебедь кликун).-Что такое птичий базар? (Это место, куда слетаются птицы. Могут быть скалистые берега
или на отдельно стоящих камнях, живут там семьями).
-Чем питаются морские птицы? (Рыбой, крабами, мышками, лесными птицами, зайцами).
-Какая птица напоминает пингвина? Чем? (Кайра, она переваливается с ноги на ногу, верхняя сторона туловища чёрного цвета, грудка белого цвета).
-Как кайра заселяется на скалах? (Чем теснее тем лучше. Так, что камешку негде упасть).-Как кайра откладывает яйца? (Они не строят гнёзда, откладывают единственное яйцо, похожее на грушу).
-Какая птица похожа на попугая? Где она живёт? (Топорок, живёт в норах).
-Для чего она использует свой клюв? (Клюв как лопатка, выкапывает в земле нору, защищается от врагов).
-Какую птицу называют санитаром леса и почему? (Чайку, она очищает пляж от отбросов).
-Какую птицу называют рыболов? Покажите её. (Баклан).
-Почему морские водоплавающие птицы выходят сухими из воды? (Их перья покрыты тонким слоем жира, поэтому вода легко скатывается).
-Какая самая большая угроза для птиц? (Люди слишком близко приближаются на вертолётах к птицам, птицы в панике покидают гнёзда, оставляют яйца и птенцов не защищёнными от хищников. Самое страшное, проникновение крыс на остров).-Молодцы! Сейчас мы превратимся в серо-крылую чайку и покружимся над вулканами.
Динамическая пауза. Звучит аудизапись голосов птиц.
-Ребята. что вы видите? (Вулканы).
-На что похожи вулканы? (На гору, печку, конус).
-Что такое вулкан? (Это гора, покрытая снегом,которая периодически извергается и выплёвывает магму, лаву, вулканические газы, камни, бомбы).
-Что такое лава? (Это магма, изливающая на земную поверхность, при извержении застывает).
-Сколько вулканов в Кроноцком заповеднике? Назовите их. (25 ,8- действующих Большой СеМячик, Гамчен, Кизимен, Кихпиныч, Комарова, Кроноцкая сопка, Узон, Крашенинникова).
-Какой вулкан самый высокий? (Кроноцкая сопка).
-Какой вулкан является достопримечательностью Кроноцкого заповедника? (Узон).
-Чем он достопримечателен? (Находится много холодных и тёплых озёр, растёт пышная растительность, много птиц, зверей, богат ягодами, животным миром, большое количество горячих источников, обнаружена самая молодая нефть).
-Какой вулкан спал 80 лет и проснулся? (Кизимен).
-Какой самый активный вулкан? (Кихпиныч).
-Вулкан Крашенинникова в честь кого был назван? (В честь выдающего русского учёного, он был исследователем Камчатки).
-Чем ещё знаменит Кроноцкий заповедник? (Долиной Гейзеров, Долиной Смерти).
-Что такое гейзер? (Источник, который периодически выпускает струю пара и горячей воды).
-Назовите, какие вы знаете гейзеры? (Аверей, Жемчужный, Щель, Врата Ада).
-Какой самый крупный гейзер? (Грот,Великан).
-Какой самый большой ледник? (Тюшевский).
-Какое озеро самое крупное? (Кроноцкое).
-Что вы знаете о Долине Смерти? (Ответы детей).
Молодцы, ребята! Сейчас мы с вами немножко поиграем.
Физкультминутка: “Вулкан“.
Вулканы начали "играть",
Из жерла лаву извергать.Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид!Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза
Но вот он начал уставать,
Огонь в нём начал угасать.
Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ
Последний раз огнём дыхнул -
Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»
И на десятки лет уснул.
Складывают руки под щеку «засыпают, спят».
Молодцы! Наша экскурсия продолжается.
Воспитатель: Ребята, животный мир заповедника разнообразен. Сейчас наши дети
проведу мини экскурсию и расскажут о животных, которые обитают в Кроноцком
заповеднике. (Аня –медведь, Лада – лиса, Егор-россомаха, Милана – норка, Катя –белка,
Кирилл-лось).
Молодцы! Спасибо!-Чем ещё знаменит Кроноцкий заповедник? (Растительным миром, рыбой).
-Назовите, какие растения Кроноцкого заповедника вы знаете?(много лишайников, мохообразных растений,рябина Камчатская, шиповник, шикша, елово –лиственный лес, белая берёза,тополь).
-Какое самое удивительное растение Кроноцкого заповедника? (Пихта Камчатская, она похожа на ель,высаживают саженцы пихты и распространяют по всей территории Камчатского края).
-Какие лекарственные растения вы знаете? (Восковик войлочный- имеет смолистый запах, крапива плосколистная).
-Назовите рыб Кроноцкого зоповедника: (голец, кита, кижуч,камбала,сельдь, треска,есть крабы, морские звёзды).
-Назовите морских млекопитающих. (Голубой кит, морской котик, серый кит, сивуч, тихоокеанский морж).
Молодцы!
А теперь я предлагаю кроссворд по Кроноцкому заповеднику, чтобы проверить, что же вы запомнили:

По вертикали:
2.Место, где люди охраняют животных, птиц и рыб. (Заповедник)
5.Какая птица похожа на попугая? (Кайра)
9.Как называется заповедник, расположенный на Камчатском полуострове? (Кроноцкий)
11.Животное, которого ещё сто лет назад не было на Камчатке. (Белка)
По горизонтали:
1.Какая птица, живущая в Кроноцком заповеднике, напоминает пингвина? (Топорок)
3.Вулкан, который является достопримечательностью Кроноцкого заповедника. (Узон)
4.Самое удивительное растение Кроноцкого заповедника. (Пихта)
6.Гора, покрытая снегом, которая периодически извергается. (Вулкан)
7.Один из представителей парнокопытных животных на Камчатке, дальний родственник оленей. (Лось)
8.Самый крупный гейзер долины гейзеров на Камчатке. (Великан)
10.Чем питаются морские птицы? (Рыба)
Итог:
-Ребята, посмотрите, что я держу в руках? (Красную книгу).
-Что обозначает обложка Красной книги? (Красный цвет -сигнал опасности и тревоги,
он призывает всех людей помогать в беде растениям и животному миру).
-Для чего необходима красная книга? (В Красную книгу заносят растения, животный мир, которых на земле почти не осталось).
-Назовите
Воспитатель: Молодцы, ребята, экскурсия по Кроноцкому заповеднику закончена, возвращаемся в детский сад.Ребята, вы много узнали о Кроноцком заповеднике- это наше богатство, наша гордость.
Вы сегодня придёте домой, что вы расскажете своим родителям, где вы побывали, что вам запомнилось?(Ответы детей).
Воспитатель: В нашей стране принят Государственный закон об охране природы. Этот закон обязывает всех людей беречь природные богатства нашей Родины.
Вот и закончилась экскурсия по Кроноцкому заповедник, а в память об этом путешествии сотрудники Кроноцкого заповедника приготовили для вас медальки “Умницы” и “Умники”.
Конспект проведения занятия по ФЦКМ в подготовительной группе на тему:
“Заповедные места Камчатки”.
Подготовила и провела Аверина М.М.