Утеплители Изоляция Блоки

«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы. Конспект занятия на тему звук и буква а Знакомство с буквой а

Наталия Чернышова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [а]. Буквы А, а»

ЗАНЯТИЕ №16 .

Тема : Звук [а] . Буквы А , а.

Цель : познакомить детей со звуком [а] и буквой А .

Задачи :

Образовательные : формировать умение выделять звук [а] из речи ; познакомить детей с буквами А , а; формировать навык чтения.

Развивающие : развивать фонематический слух, внимание, логическое и ассоциативное мышление, речь детей; развивать мелкие мышцы пальцев. прививать интерес к чтению.

Воспитательные : воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

Предварительная работа : повторить с детьми стихи о гласных и согласных звуках , провести дидактические игры : «Составь предложение» , «Подели слово на слоги» , «Отгадай, какой это звук » .

Оборудование : предметные картинки, игрушки, карточки – схемы. Учебник Н. Жуковой «Букварь » ; демонстрационные карточки с печатными буквами А , а; элементы букв А а ; схемы звуков , слов, предложений; счётные палочки; пластилин, раздаточные листы.

Ход занятия:

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

1. Беседа.

Из чего состоят слова?

Посмотрите на доску. Какие картинки вы видите (Арбуз, акула, автобус, аист, ананас, аптека, тигр.)

Произнесите эти слова, чем они похожи?

Какое слово лишнее? Почему?

2. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ .

1. Создание проблемной ситуации.

Прочтите по модели слово, которое я задумала (модель слова дом)

Получилось много вариантов. А вот если бы слово было написано буквами , вы бы сразу его отгадали! Но мы не умеем читать.

2. Создание эмоционального фона занятия .

Не надо к маме приставать,

Не надо к бабушке идти :

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу :

«Ну прочитай ещё страницу!»

Не надо звать, не надо ждать,

Кто из вас знает буквы ?

3. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ ЗАНЯТИЯ

Ребята, сегодня у вас необычный день. Сегодня у вас праздник «День первой буквы » .

На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а] , узнаете, какими . Научитесь выделять в речи звук [а] , познакомитесь с первой учебной книгойБукварём .

4. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Знакомство с Букварём .

Отгадайте загадку :

У каждой девчонки и у мальчишки

Есть эта книжка заветная книжка,

Читают и ныне, читали и встарь

Чудесную книжку с названьем (букварь ) .

Вы держите в руках книгу. Это ваша первая учебная книга.

Как она называется? По Букварю учились читать ваши дедушки и бабушки, мамы и папы. С помощью этой замечательной книги научитесь читать и вы.

Рассмотрите обложку. Что вы видите?

Вы знаете правила общения с книгой?

Как вы думаете, какими руками можно брать книгу?

Можно ли рисовать в книге?

Как нужно переворачивать страницы?

Чтобы быстро найти нужную страницу и не измять уголки, нужно пользоваться закладкой.

Книга будет вам благодарна, если у неё будут аккуратные, бережливые хозяева.

Изучение нового материала.

Фонетическая зарядка.

Какой звук издаёт человек , когда врач просит открыть рот, чтобы осмотреть горло? (Звук [а] ) .

Какой звук издаёт мама , когда укачивает ребёнка? (Звук [а] ) .

Сейчас мы познакомимся с гласным звуком [а] , узнаем, какими буквами обозначается этот звук . Откройте Букварь .

Знакомство с буквами А а .

- Звук [а] обозначается буквой Аа (показ карточки с буквами Аа ) .

Эти буквы печатные . (показ букв в Букваре .)

Буква А – заглавная , большая; буква а – строчная , маленькая.

Постепенно вы узнаете, какие слова принято печатать с заглавной большой буквы , а какие - с маленькой, строчной буквы . Печатные буквы встречаются в книгах, журналах, газетах.

Астра, азбука, айва

Начинаются на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.

На что похожа печатная буква А ? (На ракету, на столбы,) .

А - начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать её легко :

Ноги ставит широко.

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква А .

Высока и стройна буква А .

Очень похожа на арку она.

-Буква А , буква А –

Алфавиту голова.

Знает Саша, знает Света,

А похожа на ракету.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

1. Беседа по картинке в учебнике (с. 4-5) .

А теперь буква А зовет нас в гости . Где живет наша буква ? Букваре )

Посмотрите на первую страницу Букваря . Обратите внимание, как широко открывает рот девочка при произношении звука [ а] .(каждый ребёнок произносит звук [ а] смотрит в зеркальце, отмечает, что он поётся – он гласный)

Произнесите несколько раз звук [а] . Скажите, как располагаются органы речи при произнесении звука [а] . (Рот широко открывается, губы округлые. Верхние и нижние зубы не касаются друг друга. Язычок слегка касается нижних зубов)

Протяните звук [а] . Пропойте звук [а] . Какой можно сделать вывод? (Звук [а] хорошо тянется и поется)

Встречает ли воздух преграду при произнесении звука [а] или он проходит через горлышко свободно? (При произнесении звука [а] воздух проходит через горлышко свободно)

Дайте характеристику звука [а] и обоснуйте свой ответ. (Звук [а] гласный . Он тянется и поется. При его произнесении воздух проходит через горлышко свободно.

Как в схеме мы будем обозначать звук [а] ? .

Приведите примеры слов, начинающихся со звука [а] .

Обучение чтению .

На доске : А – а – а

(чтение двумя - тремя учащимися, хоровое чтение, чтение слабыми учащимися).

Чтение Букваря .

Найдите в Букваре красную линию . Поставьте указательные пальчики на эту линию.

Первым читает воспитатель, затем дети.

Посмотрите на вторую страницу Букваря .

Что вы видите на картинке? (арка, аист, автобус, арбуз) .

На какой звук (букву ) начинаются слова : арка, аист, автобус, арбуз?

Ещё раз читаем букву а .

Работа над загадкой :

Это старый наш знакомый.

Он живёт на крыше дома.

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту за лягушками в болото (Аист)

Как вы догадались, что это аист?

Что вам помогло не спутать аиста с цаплей?

Что вы знаете об аистах?

Где живёт аист?

Люди очень дорожат дружбой с аистом. Считается, если аист поселился на крыше, значит, в доме будет счастье.

Физминутка.

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой.

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

После правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

Звуковой анализ слова аист . Составление и запись предложения со словом аист, деление слова аист на слоги.

Аист - слово или предложение? (Слово) .

Андрей запишет на доске слово «ааист» схемой. Все остальные работают за столом.

На доске схема :

(- Сколько слогов в слове «аист» ? (Два) .

Какой первый слог? (А) .

Второй слог? (ист) .

Настя разделит это слово на слоги. Все остальные у себя.

На доске : схема

Какой слог ударный? (Первый) .

Поставьте ударение на первый слог.

Какой звук слышите в начале слова? ([а]) .

Дайте характеристику этому звуку . (Гласный, ударный) .

Как обозначим? (квадратик с чёрным кружочком посередине) .

Этот звук одиночный . Покажем на схеме.

На доске : схема

Какой следующий звук слышите ? ([и]) .

Какой это звук гласный или согласный? (гласный, потому что не встречается преграда) .

Покажем на схеме этот звук .

На доске : схема

Какой следующий звук слышите ? ([с]) .

Какой это звук гласный или согласный? .

- Звук [с] твёрдый или мягкий? (Твёрдый) .

Как обозначим твёрдый звук ?

Этот звук сливается с другим звуком . Покажем на схеме этот звук .

На доске : схема

Какой следующий звук слышится ? ([т]) .

Какой это звук гласный или согласный? (Согласный, потому что встречается преграда) .

- Звук [т] твёрдый или мягкий? (Твёрдый) .

Как обозначим твёрдый звук ?

Этот звук одиночный . Покажем на схеме этот звук .

Сколько звуков в слове «аист» ? (4) .

Сколько согласных звуков ? (2) .

Сколько гласных звуков ? (2) .

Какой звук слышится в начале и в конце слова «аист» ? (Звук [а] , [т]) .

Что вы увидели на второй модели (Звук [а] заменён буквой а )

Игра на внимание «Найди букву Аа » . - Сколько букв А а ? (3) .

Игра «Поймай звук »

Ловим хлопками звук [а] в начале слова . Автобус, репа, август, армия, аист, кукла, адрес.)

Ловим хлопками звук [а] в середине слова. Каша, мак, слон, макароны, тапки.

Ловим хлопками звук [а] в конце слова . Кошка, мышка, заяц, бумага, птица.

6. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

РАБОТА В ТЕТРАДИ. Печатание букв по точкам . Штриховка буквы .

Раскрасить рисунки – это задание на дом.

Упражнение в нахождении звука [а] .

- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.

звук [а] в начале слова . (Дети приводят пример : арбуз) .

Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в середине слова. (Дети приводят пример : флаг) .

Назовите слова, в которых можно услышать звук [а] в конце слова . (Дети приводят пример : черепаха) .

Самостоятельная работа (по желанию) .

Из счётных палочек соберите печатную заглавную, большую букву А .

С помощью пластилина сделайте печатную строчную, маленькую букву а .

Проверка выполнения. (Показ лучших работ, награда наклейками «Молодец!» ).

7. ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Какой звук изучили ? (Звук [а] ) .

Какими буквами обозначается звук [а] ? (Буквами Аа ) .

Что нового узнали на уроке?

Какие задания были самыми интересными и лёгкими? Почему?

Что вызывало затруднение? Почему?

Какие новые слова узнали?

Что общего у этих слов? (Звук [a] , буквы А а ) .

Найдите в алфавите букву Аа . (Ученик выходит к доске и показывает в алфавите букву Аа ).

С сегодняшнего дня изученные буквы будем помещать на «ленту букв » . (Учитель вставляет букву «а» под аплодисменты детей).

На следующих уроках мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв , потому что, зная ЗВУКИ и БУКВЫ , которыми они обозначаются, вы сможете научиться читать и писать.

Спасибо за урок! Молодцы!

Занятие по развитию речи

Методическая разработка коммуникативной НОД
«Знакомство со звуком "А" и буквой "А"»

Каширская Юлия Викторовна, воспитатель
д/с №13 г.Алексеевки Белгородской области

Данная разработка может использоваться педагогами при обучении детей грамоте, формировании первоначальных представлений о звуках и буквах русского алфавита. Конспект НОД был разработан в соответствии с возрастными особенностями детей шестого года жизни и в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования.

Цель: Познакомить детей шестого года со звуком «А» и буквой «А».

Задачи: Знакомство с буквой «А», формировать умение находить её среди других букв алфавита. Развивать зрительное и слуховое внимание, тонкую и артикуляционную моторику. Развивать координацию речи с движениями, творческое воображение. Воспитывать доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества.

Материалы и оборудование: палочки счётные, буквы для магнитной доски, цветные карандаши, рабочие тетради, буква А из разрезной азбуки, дидактическая игра «Четвёртый лишний», «Топай - хлопай».

Предварительная работа: отгадывание загадок, рассматривание букваря Н. Жуковой, упражнения на выделение звука А в словах, разучивание физкультминутки «Аист» В. И. Ковалько.

Перечень литературного материала:

  1. В. Берестов «Читалочка».
  2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников.
  3. Э. Успенский «Буква А».

1. Организационный момент. Приветствие «Доброе утро!».

2. Напомнить пословицу: «Ученье - свет, а неученье - тьма». (Выяснение её значения у детей.)

Сведения из истории письменности. (В древности люди писали на камнях, глиняных дощечках, папирусе, пергаменте, бересте и т. д.)

3. Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка».

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прости, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай ещё страницу!»

Не надо звать,

Не надо ждать,

4. Ребята, к нам сегодня приехали гости - Аня и Антон (дети подготовительной группы) . Они приготовили для вас задание.

Послушайте и назовите первый звук в словах: арка, антенна, арбуз, акробат.

Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поётся и мы когда его произносим во рту не чувствуем преграды.

Посмотрите на картинки. Что доктор просит сказать больного? (А-а-а) Как девочка укладывает куклу спать? (А-а-а)

Давайте вместе произнесём звук «А» (широко открывая рот, с разной силой голоса) .

5. Дидактическая игра «Топай - хлопай». Ребята, если в слове вы услышите звук [а], тогда хлопайте. А если этого звука нет - топайте.

Роща, оса, роза, окунь, парта, солнце, небо, дерево, ручка, карандаш, портфель, оценка, хлеб, альбом, берёза, друг, иней, заяц, петух, класс, мороз.

6. Знакомство с буквой «А». Показ буквы «А».

Чтение стихотворения Э. Успенского.

Всем известно, буква А -

Буква очень славная.

Да к тому же буква А

В алфавите главная.

Обожают этот звук

И Андрей, и Аллочка,

Палка так и палка так,

И в середине палочка.

Это буква А. Она состоит из трёх палочек. Обратите внимание на то, что две палочки длинные, а одна короткая.

Давайте пропишем букву «А» в воздухе.

А теперь сложим букву из счётных палочек.

Какую букву сложили? (А)

А вот это маленькая «а». Она состоит из полукруга и изогнутой палочки. Какие это буквы? (Большая А и маленькая а.)

Обратите внимание: они красного цвета, потому что они обозначают гласный звук. Давайте в тетрадях напишем букву А красным карандашом.

7. Физкультминутка «Аист».

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу. (Аист отвечает)

Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова - правою ногою,

Снова - левою ногою.

После - правою ногою,

После - левою ногою.

И тогда придёшь домой.

8. Упражнение «Живой конструктор».

С каким звуком мы сегодня познакомились? С какой буквой?

Каким цветом обозначаем звук А?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Наташа Наумик
«Звук и буква А». Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной группы

Фронтальное логопедическое занятие по обучению грамоте с воспитанниками старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с диагнозом ФФН, посещающими логопункт на базе МБДОУ ДС №1.

Время проведения занятия : вторая половина дня, в соответствии с графиком работы логопункта.

Педагогические технологии, применяемые на занятии :

Здоровьесберегающие технологии для сохранения работоспособности и расширения функциональных возможностей организма воспитанников (физ. минутка, чередование различных видов деятельности) ;

Коррекционно-развивающего обучения ;

Проблемного обучения ;

Поисковые;

Индивидуализированного воспитания.

Интеграция областей : познание, коммуникация, социализация.

Тема : «Звук и буква А » .

Цель : систематизировать знания воспитанников о гласном звуке и букве А .

Задачи :

Коррекционно-образовательные :

Учить выделять гласный звук [А] и обозначать его буквой .

Коррекционно-развивающие :

Формирование фонематического слуха и восприятия, звукослогового анализа и синтеза слогов.

Закрепление понятия «гласный звук » .

Автоматизация звука [А] в слогах , словах, предложениях.

Развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.

Развитие кинестетических ощущений, общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные :

Формировать положительные установки на участие в занятии , усидчивость, умение слушать учителя-логопеда и детей .

Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе.

Оборудование :

Зеркала, палочки для спичечной мозаики, карточки с домашним заданием, карандаши, тетради, сюжетная картинка «Девочка качает куклу» , карточки - символы звуков [А] , [У] (большой красный круг и маленький красный круг, карточка с буквой «А» , музыкальный центр, аудиозапись для физминутки.

Ход занятия

I. Организационный момент : обращение к личному опыту детей .

Логопед предлагает детям :

Вспомнить, с каким звуком и буквой они познакомились на прошлом занятии ;

Дать характеристику этому звуку ;

Вспомнить слова, которые начинаются на этот звук .

II. Основная часть занятия : знакомство с новым материалом.

1. Работа логопеда и детей у доски с предметными картинками.

Логопед выставляет картинки на доску, просит детей сказать , что изображено на картинках, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов.

Словарный материал : антенна, автобус, аист, арбуз, акробат, апельсин.

2. Артикуляция и характеристика звука [А] .

Логопед показывает сюжетную картинку «Девочка качает куклу» , читает стихотворение :

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем :

«А-А-А-А-А-А» .

Дети произносят звук [А] сначала хором , а затем индивидуально с разной силой голоса.

Работа детей с индивидуальными зеркалами : смотрят в зеркало, произносят звук [А] и делают вывод о том, что при произнесении звука [А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды.

Логопед даёт обобщающее понятие : «Гласные звуки - поют , танцуют, не встречают преград. Согласные - на все натыкаются, обо все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ, зубов, языка» (дети повторяют хором и по одному) .

Дети вместе с логопедом делают вывод о том, что звук [А] – гласный звук , так как воздух во рту не встречает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] – большой красный круг.

3. Игровое упражнение «Светофор (выделение звука из ряда гласных звуков ) ».

Услышав гласный звук А , дети поднимают символ звука [А] .

4. Дидактическая игра «Будь внимателен» .

Логопед предлагает детям, отобрать картинки, в названии которых есть звук [А] .

Словарный материал : аист, апельсин, кукла, пила, арбуз, автобус.

5. Дидактическая игра «Весёлый поезд» .

В отобранных картинках, ребёнок определяет позицию (место) звука [А] в слове и помещает картинку в соответствующий вагончик (первый, последний, средний) .

6. Физкультминутка

Дети угадывают звуки по беззвучной артикуляции, затем выполняют движения по тексту :

Хомка-хомка – хомячок - полосатенький бочок.

Хомка рано встает, щечки моет, шейку трет.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка хочет сильным стать!

7. Дидактическая игра «Живые звуки » .

Перед началом игры, детям раздаются карточки с символами звуков [А] , [У].

Логопед произносит слог АУ. Дети отвечают на вопросы :

Сколько звуков вы услышали ?

Какой первый звук вы услышали ? Какой второй звук ?

К доске выходят дети с карточками - символами звуков [А] , [У], становятся так, чтобы получился слог АУ. Затем логопед просит детей поменяться местами и произнести новый слог.

8. Знакомство с буквой А .

Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А . Дети рассматривают её.

Логопед читает стихотворение про букву А :

Вот два столба наискосок,

Определяют на что похожа буква А ,

Считают количество элементов её составляющих,

Прописывают букву А в воздухе ,

Выкладывают букву А из счётных палочек,

Обводят трафарет буквы А , раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,

Печатают в тетради строчку с буквой А .

III. Итог занятия . Оценка деятельности детей .

Логопед подводит итог занятия :

Дети вспоминают, с каким звуком и какой буквой они познакомились , дают характеристику звука [А] .

Дети вспоминают, задания вызвавшие трудности, особый интерес и т. п.

Логопед благодарит детей и прощается с ними .

Слайд 2

Слайд 3

С чем мы познакомимся сегодня?

Вот девочка. Ее имя на букву Как могут звать девочку? Ее любимый звук ….

Слайд 4

Давай попробуем попеть Эту букву читают так же, как зовут, - просто а. Давай её читать! Сначала шёпотом, вполголоса.Теперь погромче. Теперь так громко, чтобы тебя услышали во всём мире.

Слайд 5

Сама буква А тоже очень любит петь, и у неё получается!Вот буква, выступив вперёд, Всё громче песенку поёт.Простые в песенке слова:А"а"а"а! А"а! А"а! А ты можешь слова песенки прочитать?Да? Тогда ты прочёл первые слова в своей жизни!Наша буква умеет слушать! Спой ей какую нибудь детскую песенку.О чём твоя песенка?Какое слово в ней самое последнее?

Слайд 6

Давайте пойдем по дорожке и пропоем этот звук Что можно сделать со звуком? Мы его слышим и поем Какой это звук? Он гласный Что это за дорожка? А в этом слове есть наш звук? Где он находится?

Слайд 7

Поучимся писать букву

  • Слайд 8

    По нашей чудо дорожке мы пришли к картинкам

  • Слайд 9

    Слайд 10

    Где наш звук?

    Подарок Шарик Елка Тюльпан Роза заяц

    Слайд 11

    Кто запомнит картинки?

  • Слайд 12

    Кто запомнил картинки? Что изменилось?

  • Слайд 13

    Кто запомнил место картинки?

  • Слайд 14

    Слайд 15

    Одна антилопа гуляла по острову и увидела домик. «А! - сказала она. - Здесь кто-то живёт!»Возле домика она заметила ягодку и опять сказала: «А-а! Здесь что-то растёт!» Вечером антилопа попыталась нарисовать домик и ягодку на песке, чтобы рассказать о нихсвоим детям - маленьким антилопам.Они посмотрели на рисунки и тоже сказали: «Ааа! Вот что есть на острове!» А потом назвалиэти значки буквой А. Значок домик - большой буквой А, а значок ягодку - маленькой а. И всё!

    Слайд 16

    Вот это да! Из чего теперь наша буква? Как ты ее узнал? Ты что- нибудь слышал про птицу фантазию?Она может помочь тебе вообразить всё, что угодно! Например, что пряничная буква - совсем настоящая. Вкусно пахнет буква А! Может быть,теперь всякий раз, как тебе встретится эта буква, на странице запахнет пряником?

    Оборудование: звучащие игрушки: гармошка, барабан, свисток, бубен, дудочка. Игрушки: кукла, собачка. Плоскостной театр: лиса колобок. Шапочки птички. Предметные картинки: аист, ананас, собака, банан, мак, луна, пила.

    Ход занятия

    1. Оргмомент. Игра «Угадай, на чём играю». Развитие слухового внимания.

    Педагог знакомит детей с музыкальными инструментами. Показывает, как они звучат. Убирает инструменты за ширму. Сыграв на одном из них, просит детей отгадать, на чём он играл. (Игра повторяется 5-7 раз.)

    2. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука «А». Добиваться умения спокойно открывать рот и держать его в таком положении несколько секунд.

    Игра «Кормление птенцов». Дети надевают на головы шапочки-птенчики, садятся вокруг педагога.

    Педагог. «Вы - мои птенчики. Я принесла вам червячков и буду вас кормить». Дети открывают рты, удерживая его в таком положении до 4-6 секунд. Время удержания постепенно увеличивается. Язычок лежит внизу, кончик языка упирается в нижние зубы. Горлышко гудит а-а-а. Педагог предлагает детям побегать «,полетать» по группе, а затем повторить упражнение.

    3. Произношение звукоподражаний. Используется плоскостной театр.

    Это лиса, а это кто?

    Это колобок.

    Что сделала лиса?

    Ам, ам и съела колобка.

    Лису увидела собачка, залаяла на неё: ав, ав, ав.

    Лиса испугалась и убежала.

    Услышала Ляля, как лает собачка, громко заплакала: а-а-а-а.

    Пришла мама и успокоила Лялю. Она тихо пропела ей.

    Ааа-а,ааа-а,ааа-а.

    Как плакала Ляля?

    Как баюкала её мама?

    Дети без крика и надрыва произносят: ааа-ааа-ааа.

    Педагог предлагает уложить Лялю спать. Дети укладывают куклу в кроватку и баюкают её.

    4. Знакомство с термином «звук» и символом звука «а». педагог объясняет, что «а» -звук его можно петь и тянуть, поэтому его называют гласным. Когда мы произносим звук «а» ротик широко открыт и губки рисуют большой круг. Педагог показывает артикуляцию звука «а» и его символ.

    5. Различение звука «а» среди других звуков. Дети должны поднять символ, услышав звук «а».

    6. Физминутка. Игра на развитие слухового внимания «Солнце и дождик». Под редкие удары бубна дети спокойно ходят по группе, греются на солнышке. На частые удары убегают от дождя.

    7. Чёткое проговаривание слов с ударным гласным звуком «а». Называются слова и выставляются картинки: аист, ананас, собака, банан, мак, астра, луна.

    8. Учить находить слова со звуком «а».

    Игра «магазин игрушек». Перед детьми выставляются игрушки.

    Покупаются игрушки только со звуком «а».

    9. Назвать игрушки купленные детьми во множественном числе.

    Итог занятия.

    С каким звуком познакомились?

    Как он называется?

    Покажите символ звука «а». Назовите слова со звуком «а». Оценка работы детей.

    Бандурина Т.