Утеплители Изоляция Блоки

В каком году написано три пальмы. Средства художественной выразительности в стихотворении три пальмы. Жанр, направление и размер

  1. Исследователи определяют жанр стихотворе-ния «Три пальмы» как балладу. Согласны ли вы с та-ким определением жанра? Какие признаки баллады вы в нем обнаруживаете?
  2. В стихотворении «Три пальмы», на-званном Лермонтовым в подзаголовке «Восточное сказание», проявляются чер-ты балладного жанра. Это суровая муже-ственность сюжета, его острая конфликт-ность, лаконизм и емкость повествования, лирическая насыщенность, четкость ком-позиционных форм, ритмическая органи-зация стиха. Лермонтов в позднем своем творчестве создает балладу-аллегорию, позволяющую поставить значимые фило-софские и общественно-исторические про-блемы. Все эти признаки имеются в сти-хотворении «Три пальмы».

  3. Какова основная мысль этого произведения? В каких еще поэтических текстах Лермонтова она звучит?
  4. Для внутреннего мира Лермонтова ха-рактерно ощущение грядущей человече-ской катастрофы. В балладе «Три паль-
    мы» мы находим ситуации, сходные с те-ми, что возникают в «Демоне», <<Мцыри» и «Герое нашего времени». Душа, откры-тая миру, встречает на своем пути озлоб-ление, обман, неблагодарность. Так и три пальмы, казалось бы, дождавшиеся осу-ществления своей мечты, гибнут жерт-вой человеческой жестокости. Основную мысль баллады можно определить так: пальмы — символ юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаж-дущих послужить людям, принести поль-зу человечеству. Кажущееся осуществле-ние мечты делает конечный исход еще бо-лее трагичным — неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за бескорыстную самоотдачу. Так в аллегорической форме выражено близкое поэту ощущение социально-нравственной катастрофы. Текстуальная близость этого стихотворения обнаруживается с «И скуч-но и грустно…».

    Образ пустыни у Лермонтова возникает в стихотворениях «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», в поэме «Демон» и име-ет символический социально-философс-кий смысл. Материал с сайта

  5. Обратите внимание на такую особенность произведения, как кольцевая композиция. В чем со-циально-философский смысл такого композицион-ного приема?
  6. С помощью кольцевой композиции, в основе которой лежит прием антитезы, Лермонтов показывает трагизм человека в катастрофической ситуации. Радую-щий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (три гордые пальмы, родник с хо-лодной водой, зеленые листы — и эта роскошь в аравийской пустыне!), резко контрастирует с удручающей картиной опустошения. Резко на спад идет на-строение поэта, удрученное чувство оста-ется у читателя. Социально-философский смысл такого композиционного обрамле-ния — скорбь о том, что человек стал ви-новником катастрофы, которая опреде-ленно может погубить и его.

Стихотворение Лермонтова Три пальмы наполнено философскими размышлениями, где писатель пытается рассуждать о смысле жизни и бренности человеческого бытия. Давайте сделаем анализ стихотворения Три пальмы, которое изучают в 6 классе.

Жанр и композиция стихотворения

По жанровой направленности Три пальмы можно отнести к балладе с восточными мотивами. Стихотворение переносит читателей в оазис Аравийской пустыни, где и происходят главные события.

Говоря о композиции и структуре лирической баллады, это произведение с четким сюжетом, где автор использует такие художественные приемы, как эпитеты, метафоры и олицетворение. На всем протяжении повествования, прослеживается кольцевая композиция. В начале работы представлена жизнь в райском уголке оазиса, где редкому путнику открывается райский уголок, живительная влага и зелень пальм. В конце произведения, описывая все тот же оазис, автор изображает смерть, пепел, тоску, боль и печаль.

Три пальмы: анализ кратко

Анализируя стихотворение Три Пальмы по плану, мы не видим в нем главных лирических героев. В их роли выступает природа, а именно, три пальмы, что росли в пустыне. Эти деревья оживают и начинают рассуждать, словно человек. Пальмы красивы и полны энергии из-за питательного живительного источника, который протекает рядом. Три пальмы свежи, но при этом они не чувствуют удовлетворения от жизни, как из-за гордыни не замечают, что благодаря им пустыня оживает. Вопреки всему, пальмам кажется, что они бесполезны, поэтому и решают обратиться к Богу. Они просят послать им путников и их желание тут же было исполнено. Увидев караван три пальмы очень обрадовались. Однако их радость была недолгой. Люди, испив воды, начали терзать деревья, ведь им был нужен огонь, чтобы согреваться ночью. В итоге, райский уголок превращается в выжженную пустыню. Только пепел оставили после себя люди, где тонкая струйка ручья теперь борется за жизнь под лучами палящего солнца. Но без защиты зеленой растительности ручью остается жить недолго.

Таким образом, раскрывая сюжетную линию, писатель затрагивает религиозную тематику. Автор хочет показать насколько губительно противоречить своей судьбе. К тому же, анализируя стихотворение Три пальмы, мы видим что хочет раскрыть тему отношений человека и природы, затрагивая вопросы бытия и смысла существования. Писатель показывает людям насколько фатальными бывают сиюминутные желания. Он хочет донести, что важно думать не только о настоящем, но и о будущем. Важно думать о том, что останется после нас потомкам. Ведь подобная бессердечность рушит гармонию мира, уничтожая природу. Поэтому и призывает поэт задуматься над своими поступками, и поменять отношение к природе, начав мирное сосуществование.

Написал Лермонтов «Три пальмы» в 1838 году. Прибегнув к жанру сказания, поэт размышляет на многие философские темы. Это не просто грустная восточная сказка, а дума о человеческой жизни, предназначении личности, об отношениях человека с Богом. Природа пустыни помогает поэту раскрыть все эти мотивы.

Пейзажная лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов - поэт богатой душевной организации. Его стихотворения проникнуты лиризмом, скорбью, одиночеством. Очень часто психологическое состояние лирического героя раскрыто у Лермонтова через пейзажные зарисовки. На фоне красот природы поэт размышляет о жизни, отношениях в обществе, анализирует свои переживания. Достаточно вспомнить стихотворения «Выхожу один я на дорогу» или «Когда волнуется желтеющая нива».

Любовь к природе, единение с ней Лермонтов впитал с самого детства. Оставшегося без родителей мальчика воспитывала бабушка - Елизавета Алексеевна Арсеньева. Маленький поэт рос очень болезненным ребенком, поэтому детство его прошло в родовом имении; время от времени Елизавета Алексеевна вывозила маленького Мишу на Кавказ к родственникам. Уже тогда мальчик учился любоваться красотами природы и даже запечатлять ее на картинах. На некоторых детских портретах можно увидеть Лермонтова-ребенка с мелком в руке. Поражают красотой и картины подросшего поэта: чаще всего он рисовал Кавказские горы.

Тема стихотворения "Три пальмы"

Неслучайно к теме природы и в этот раз прибегает Лермонтов. «Три пальмы» -восточное сказание. В его основу положен рассказ о пальмах, которые выросли в чудесном оазисе Аравийской пустыни. С деревьями соседствует ручей с прохладной водой. Они жили вместе продолжительное время, пока пальмы не «возроптали» на Бога, говоря о том, что им бы хотелось принести пользу, увидеть благодарность.

Бог отвечает на просьбу - тут же вдалеке показывается караван торговцев. Пальмы радушно его принимают, но вот люди не испытывают к ним благодарности. Скорее, наоборот: они срубают и сжигают деревья. Так печально заканчивается стихотворение.

Человек и природа в "Трех пальмах"

За одну ночь люди погубили красивый оазис, который жил здесь столетия. И дальше бы пальмы и ручей приносили людям избавление от изнуряющего солнца, давали бы отдых. Этим Лермонтов показал, насколько хрупка природа, как просто можно ее разрушить необдуманными действиями.

Варварство людей показано в стихотворении очень ярко. Достигает этого Лермонтов, используя прием олицетворения: стволы деревьев - «тела», листья - «одежда», «пали без жизни» - так обычно говорят о героях, воинах, безвременно погибших.

Философский смысл стихотворения

Проблема отношений человека и природы лежит в стихотворении на поверхности, но если углубиться в смысл, можно увидеть серьезные вопросы, которые ставит М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» - размышление поэта о смысле человеческого существования в этом мире. Он пытается ответить на вопрос о том, для чего мы существуем? Не будет ли наша жизнь такой же, как у этих пальм: открыв свой талант другим людям, не падем ли мы их жертвой, не растопчут ли они нашу хрупкую душу, тем самым уничтожив.

Скорее всего, Лермонтов размышляет и лично о своем предназначении. Он пытается понять, действительно ли обществу нужен его талант, и не обратится ли дар против него самого. Проведя аналогию Лермонтов - три пальмы, стихотворение можно назвать отчасти пророческим. Ведь поэт погибает молодым.

Христианская символика в стихотворении

Глубоким религиозным смыслом наделил «Три пальмы» Лермонтов. Анализ символов христианской веры откроет нам еще одну мысль стихотворения: отношения человека с Богом. Три пальмы просят у Бога для себя высшего блага - так они считают. Бог выполняет просьбу. Но приносит ли это счастье? Ответ однозначен - нет. Лермонтов размышляет о том, нужно ли просить Бога вмешиваться в судьбу, или пусть все идет своим чередом? Поэт приходит к выводу: Бог сам назначает судьбу человека, Он знает, как будет лучше. Вмешиваться в ход судьбы не стоит.

Стихотворение насыщенно символами христианства:

  1. Цифра 3. Божественное число фигурирует даже в названии стихотворения. Три пальмы, по мнению исследователей, - это составляющие души человека: чувства, воля и разум.
  2. Ручей - дух Бога, который дает жизнь и подпитывает человеческую душу. Именно поэтому после варварских действий ручей остается в пустыне, ведь Бога убить невозможно.
  3. Название места, Аравийская земля, заставляет читателя перенестись мыслями в Эдемский сад, ведь его расположение предположительно на Аравийском полуострове.
  4. Конфликт в стихотворении происходит из-за гордости пальм - это самый первый грех, именно из-за него в свое время был низвергнут Люцифер.
  5. Образы арабов, срубающих пальмы, - нечто темное, черное (этот цвет встречается в их описании). Проводится аналогия с нечистой силой.

К жестокой смерти пальм привела их гордость и отсутствие смирения. Стихотворение «Три пальмы» Лермонтова призывает доверять воле Бога и не вмешиваться в судьбу.

Композиционные особенности

Четкую структуру построения стихотворения использует М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы» имеют хорошо различимую кольцевую композицию, построенную на антитезе.

Действительно, начинает М. Лермонтов «Три пальмы» описанием оазиса, им же и заканчивается. Только вот картина прямо противоположная. Если в первом четверостишье взору читателя предстает безмятежная жизнеутверждающая картина: зеленый уголок среди пустыни, голубое небо, золотой песок. Как только на горизонте появляется караван будущих убийц, меняются цвета - они становятся черными, темными. Кроме того, меняются звуки. Все происходит как будто в вихре: «взрывая песок», «Араб горячил вороного коня», «конь… прыгал, как барс», «с криком и свистом несясь по песку».

Последние два четверостишья прямо противопоставлены первому: от жизнеутверждающей картины остался пепел, в этом месте поселилась печаль. Акцентируется внимание на жаре, зное, в то время как в первом четверостишье делается упор на холод, студеную воду, тень. В этом месте поселяется одиночество: «все дико и пусто кругом», «коршун…степной нелюдим».

Антитеза прослеживается не только на лексическом уровне, но и на фонетическом. Если при описании безмятежной жизни пальм и ручья мы слышим приятное благозвучие, то при описании каравана используются преимущественно резкие сочетания согласных с использованием сонорных: «Мотаясь, висели ме[ж тв]е[рд]ых го[рб]ов Узо[рн]ые полы похо[дн]ых [шт]анов».

Жанр восточного сказания придает стихотворению статус народной мудрости. Этим Лермонтов подчеркивает, что темы, поднятые им, не новые - они волнуют человечество испокон веков.

Средства художественной выразительности

Обширны средства художественной выразительности, которые использует Лермонтов. «Три пальмы» содержат:


Как видим, гениальность Лермонтова позволила донести до читателя серьезные философские размышления с помощью природы Востока.

Вейделевского района Белгородской области»

Тема: «ТРИ ПАЛЬМЫ». АЛЛЕГОРИЧЕСКИЙ СМЫСЛ СТИХОТВОРЕНИЯ.

ТЕМА ПОВЕРЖЕННОЙ КРАСОТЫ

Цели урока:

    образовательные: познакомиться с балладой М.Ю.Лермонтова «Три пальмы», выявить ее художественное своеобразие, расширить и углубить представления учащихся о балладе как лироэпическом жанре поэзии; развивающие: развивать читательские навыки учеников, умение видеть и интерпретировать художественные детали;

    воспитательные: воспитывать стремление к знаниям; побудить учащихся задуматься о нравственных проблемах – вопросах смысла жизни, назначения человека, его взаимоотношениях с природой.

Тип урока: урок анализа (углубленного изучения) лирического произведения.

Методы и приемы: частично-поисковый (эвристическая беседа с последующим выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность), объяснительно-иллюстративный (выразительное чтение).

Планируемые результаты:

Знать определение баллады, уметь почувствовать настроение стихотворения.

Оборудование: презентация, слайд-фильм.

Ход урока:

    Организационный момент (позитивный настрой на работу)

    Проверка домашнего задания

Стихотворение «Парус» наизусть, анализ стихотворения.

Актуализация изученного

Что такое БАЛЛАДА как литературный жанр?

Какие баллады вы уже изучали? Перечислите название и авторов текстов.

    Определение темы и цели урока

На прошлом уроке мы начали разговор о лирике Михаила Юрьевича Лермонтова. Сегодня мы продолжаем изучать его стихотворения. Давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и определим тему урока. А цель?

    Чтение баллады «Три пальмы» учителем (просмотр слайд-фильма с актёрским чтением стихотворения)

    Словарная работа

РОПТАТЬ - негромко, в неясной форме выражать недовольство, обиду.

КАРАВАН – группа навьюченных животных (верблюдов), перевозящих грузы, людей (в пустыне, в степи).

ВЬЮК – упакованная поклажа, перевозимая на спине животного.

ФАРИС – по-арабски: всадник, витязь.

ЧЕЛНОК – выдолбленная из дерева лодка.

ШАТЕР – большая палатка, крытая тканью, ковром.

    Усвоение новых знаний, расширение и углубление имеющихся. Беседа по вопросам

Лермонтов назвал свое произведение восточным сказанием. Почему он даёт такой подзаголовок? (Автор определяет жанр стихотворения, подчёркивает легендарность событий, предупреждает о восточном, экзотическом происхождении сказания).

Реальные или фантастические события, детали описываются в стихотворении? (В стихотворении явны фольклорные мотивы: гордые пальмы, их ропот на Бога, обращение к нему; волшебное событие. Караван описан очень реалистично, детально, подробно - пёстрые ковры, вьюки, вереница верблюдов; походные шатры, в которых находятся восточные красавицы. Выписаны даже складки белой одежды всадника, его копьё, лука седла. Реалистична и картина привала каравана, гибели гордых пальм, исчезновения прекрасного оазиса в пустыне).

Такое стихотворение, написанное на легендарную или истерическую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой. Давайте запишем:

БАЛЛАДА - ЛИРОЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ТО ЕСТЬ РАССКАЗ, ИЗЛОЖЕННЫЙ В ПОЭТИЧЕСКОЙ ФОРМЕ, ИСТОРИЧЕСКОГО, МИФИЧЕСКОГО ИЛИ ГЕРОИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА.

Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.

Давайте обратимся к сюжету баллады и проследим его развитие. Разделим балладу на части и представим картины, описанные поэтом. Сколько картин вы представили? Какие?

Составим план:

    описание оазиса в пустыне, многолетнего бесполезного одиночества пальм,

    упрёки пальм небу,

    описание каравана,

    приветливая встреча усталых путников,

    гибель пальм,

    описание бесплодной пустыни, опустевшей и мертвой без погубленных пальм.

Часть плана

О чём мечтали пальмы до прихода каравана? (Три гордые пальмы высоко росли… Гордым пальмам недостаточно быть просто высокими, то есть рослыми, они хотели высокой жизни. Как вы понимаете это выражение – «высокая жизнь»?)

Почему стали роптать на Бога три пальмы? (Быть кому-то нужным, приносить пользу, радовать - таково желание «гордых пальм», хранящих «под сенью зелёных листов» холодную воду родника). Найдите строчки, доказывающие это утверждение (« На то мы родились, чтоб здесь увядать? Без пользы в пустыне росли и цвели мы…»)

Как отнеслись пальмы к приходу гостей?

Как поступили люди с пальмами?

Почему пальмы были погублены? (Они возроптали на Бога – и были наказаны. Их лучшие устремления, желания, их щедрость и приветливость никто не оценил. Караван получил то, что хотел – отдых, воду, дрова, и никто не обратил внимания на гибель прекрасных пальм. Прекрасное и вечное гибнет под напором утилитарного и сиюминутного).

Только ли о пальмах идет речь в этом произведении? (Деревья напоминают людей, но словно заколдованных – караван не разглядел, да и не захотел разглядеть в пальмах живую душу: «Одежду их сорвали малые дети, Изрублены были тела их потом, И медленно жгли их до утра огнём»).

Как называется такой прием художественной выразительности, когда неживому предмету приписываются свойства и действия живых? (Олицетворение) Какую роль играет в стихотворении олицетворение? (Олицетворение показывает, что речь в стихотворении идёт не просто о пальмах. В описании пальм можно увидеть образы людей, которые недовольны своей жизнью. Они хотят быть полезными для людей, хотят подарить им свою прохладу и радовать взор своей красотой).

Картина гибели оазиса проникнута горьким чувством неблагодарности и возмущения тем, что караван заботится только сейчас и только о себе, что люди не думали о том, что оазис может дать воду и прохладу ещё и другим людям.

Обратим внимание на строки, в которых описывается гибель пальм:

« По корням упругим топор застучал

И пали без жизни питомцы столетий!»

Некоторые согласные здесь повторяются. Такое повторение однородных согласных звуков, помогающее изобразить картину, озвучить её, передать чувство, выделить наиболее значимые слова, называется аллитерацией. Запишем:

АЛЛИТЕРАЦИЯ - ПОВТОРЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ИЛИ ОДНОРОДНЫХ СОГЛАСНЫХ В СТИХЕ, ПРИДАЮЩЕЕ ЕМУ ОСОБУЮ ЗВУКОВУЮ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ

С какой целью употреблена аллитерация? (Аллитерация помогает услышать тупые, методичные удары топора по корням упругих деревьев).

Перечитаем первую и последнюю строфы стиха. Как они соотносятся? (Эти строфы противопоставлены друг другу. В первой – радостная картина жизни, бережно поддерживаемая заботой пальм, во второй – картина запустения, бесплодности, смерти, которую оставил после себя караван. Картина смерти усиливается образом коршуна, терзающего свою добычу). Как называется этот художественный прием? (Антитеза помогает острее почувствовать печаль о разорении прекрасного уголка земли. А представьте себе, что в стихотворении не было бы этой мрачной картины. Тогда у нас не возникло бы такого сильного чувства горечи от гибели прекрасных пальм. Благодаря антитезе в предметах открываются новые свойства, мир предстаёт перед нами во всей его сложности, противоречиях, контрастах, текст становится эмоционально окрашенным).

    Подведение итогов урока

Главная мысль произведения состоит в том, что поэт предупреждает нас: нельзя пользоваться тем, что копилось в природе столетиями, думая только о своём собственном сегодняшнем благополучии. Человек всегда должен думать о тех, кто придёт после него, и беречь природные богатства. Поэт противопоставляет красоту и благополучие оазиса до прихода каравана тому разорению, которое оставили после своего ухода люди.

Рефлексия (синквейн)

Пальмы

Гордые, зелёные

Роптать, важничать, умереть

Олицетворение поверженной красоты

Эгоцентричность

    Домашнее задание.

С.183-185, задание №3 выполнить в тетради, проинтонировать стихи, определить стихотворный размер.

Список использованной литературы:

    Н.В.Егорова, Б.А.Макарова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. Москва. «ВЫАКО», 2012

    Б.И.Турьянская, Л.В.Гороховская. Литература в 6 классе. Урок за уроком. М. «Русское слово» 2002

    Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац; под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2013г..

« Три пальмы » — это поэтическая притча, в которой заложен глубокий философский смысл. Сюжет, к которому обратился автор, продолжает тему, звучащую в « Демоне », « Мцыри » , «Герое нашего времени». Душа, доверчиво открытая миру, встречает на своём пути обман и неблагодарность. Три пальмы, дождавшиеся осуществления своей мечты, гибнут от человеческой жестокости. у стихотворения кольцевая композиция. В основе лежит приём антитезы (противопоставления). Радующий глаз пейзаж, нарисованный в первой строфе (журчащая вода, прохлада посреди раскаленных песков), резко контрастирует с удручающей картиной полного опустошения в конце. Пальмы счастливо и безмятежно жили на берегу ручья, но со временем им стало казаться, что такая жизнь слишком однообразна и скучна. Возможно, им представлялось, что где-то там, в большом мире, пальмы живут совсем иначе … Ярко и интересно. Им захотелось новых впечатлений, красок, звуков.

Захотелось обрести смысл жизни, спасать усталых странников от зноя и жажды. Но горизонт пуст, пустыня безмолвствует, только жара и песок вокруг. И тогда пальмы задумались: «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать? .. » Роптать на Бога большой грех. Но Господь милостиво исполняет их желание — к оазису приближается богатый караван. Наконец-то пальмы принесут пользу людям! Под тенью широких листьев так приятно отдыхать … Вода в ручье такая вкусная … Но люди безжалостно срубили деревья, уничтожили оазис только ради того, чтобы провести ночь у костра. Стоит заметить, что опытные путешественники так варварски себя не ведут. Погибнуть в пустыне от жажды очень легко, а вода встречается так редко. Бедуины берегут оазисы и колодцы. Караванные пути проложены через бескрайнюю пустыню от одного источника воды к другому, и горе путнику, который не сможет вовремя наполнить свою флягу … Эти же люди поступили так, как поступают маленькие дети. Не думая о последствиях, сожгли всё, что могло гореть. Конечно, ведь в пустыне жарко только днём. А ночью становится очень холодно. Утром люди ушли, оставив на месте своего ночлега лишь пепел да пыль …

Красивая легенда полна прозрачных аллегорий. Караванщики — это люди, не умеющие ценить того, что дарит им природа. Они готовы уничтожить хрупкую планету, на которой живут, во имя своей выгоды или сиюминутной прихоти. Гордые пальмы — это тоже люди. Автор использует в описании такие слова, которые употребляют, только когда говорят о людях: пальмы пали без жизни, с них сорвали одежду, изрублены их тела.

Философский смысл стихотворения « Три пальмы » носит религиозный характер и основан на библейском представлении об устройстве мироздания. Поэт убеждён, что у Бога можно вымолить всё. Вот только будет ли счастлив человек, когда получит то, что хотел? Ведь если жизнь идёт своим чередом так, как ей предначертано свыше, то для этого есть основания. А для тех, кто желания ставит выше своих возможностей, жизнь может закончиться трагически. Может быть, пальмы были слишком горды и не сумели понять, что их главным предназначением было сохранить источник жизни в пустыне? Так и человеку не дано постичь все высшие законы.

Выразительные средства языка помогли автору передать эту историю в романтическом стиле. Поэт использует красочные эпитеты (гордые пальмы; пылающая грудь; упругие корни; студёная влага; роскошные листья; звучный ручей; золотой песок; чёрные очи; гремучий ключ; хохлатый коршун), и сравнения (караван, как в море челнок; люди — малые дети; пальмы — питомцы столетий).

Лермонтов отбирает точную лексику для изображения самых различных впечатлений и настроений. Вот какими словами он создаёт, например, ощущение хаоса, беспорядка и суеты: «Звонков раздавались нес тройные звуки » ; « пестрели коврами покрытые вьюки»; «с криком и свистом несясь по песку»; «подходит, шумя, караван». Произведение имеет богатый интонационный рисунок: в нём много пауз, восклицаний, вопросов и многоточий.