Утеплители Изоляция Блоки

Школьное самоуправление – в чем его функции? Ученическое самоуправление как условие развития лидерских качеств Как организовать ученическое самоуправление в школе

«Самоуправление в современной школе»

Выполнила: студентка ИДисО

направление 050700

БАКАЛАВР ПЕДАГОГИКИ

психологическое обучение

Новиковой Людмилы Ивановны

2009 г.

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Ученическое самоуправление и защита прав учеников 4

2. Структура школьного самоуправление 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

Список использованных источников 12

ВВЕДЕНИЕ

Возможно, слово "самоуправление" уже всем хорошо знакомо. Это значит, что в наших школах работает школьный парламент, школьное правительство, школьный совет или орган ученического самоуправления с каким-нибудь другим названием. Сегодня наши дети учатся, а завтра они станут взрослыми и "выйдут в жизнь". Чтобы добиться жизненного успеха, человеку нужны не только знания из учебников. Школа, конечно же, должна учить математике, физике и другим наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать поступки и отвечать за них, принимать решения, защищать свои права. Делает ли это наша школа? Увы, не всегда. К сожалению, еще не все педагоги поняли, что школа должна меняться. Что ученики приходят в школу не за знаниями, а для того, чтобы готовиться к жизни. И если в школе не будет работать ученическое самоуправление, то вряд ли она сможет идти в ногу со временем.

В настоящее время социально-образовательная сфера во многих ОУ характеризуется самостоятельным поиском пути и механизмов управления развитием. Это порождает параллелизм, часто мало эффективное использование средств и потерю времени - важнейшего ресурса развития детей. Эти издержки, которые терпит образование в период своего преобразования, связаны с тем, что образуется временной разрыв между "сломом" старой системы управления и созданием новой на основе технологических отношений. При этом анализ условий и проблем на уровне ОУ зачастую базируется на разрозненных сведениях, полученных как и в практике прошлого, без системного подхода.

Поэтому именно участие педагогов, учеников и родителей в управлении образовательным учреждением способно помочь школе измениться, стать более демократичной, соответствующей современным реалиям. По российскому законодательству, управление образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления. Это означает, что школа должна выполнять социальный заказ, формируемый из двух источников: с одной стороны, государства, с другой стороны, общественности в лице участников образовательного процесса - учеников, родителей и педагогов. Директор школы должен перестать быть единственным источником власти, а стать хорошим менеджером, который справляется с выполнением заказа государства и органов школьного самоуправления. Многие до сих пор путают качество образования и качество обучения . Уже более десяти лет действует Закон об образовании, который трактует образование как "воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства". Заметьте, слово "воспитание" стоит в законе на первом месте.

Сегодня школьное самоуправление - это способ осуществления права на участие в управлении образовательным учреждением. Самоуправление не может подчиняться школьной администрации, наоборот, оно, в определенной степени, влияет на её работу. Мы говорим о правах человека и самоуправлении в школе не из-за того, что это записано в неких документах, и потому должно выполняться. Мы считаем, что школа сама заинтересована в том, чтобы как можно скорее перестроить свою работу на основе ценностей прав человека.

Школа, в центре внимания которой - ценность человеческой личности, будет более востребованной учениками и родителями. В условиях конкуренции на рынке образования, родители и дети будут отдавать предпочтение тем школам, в которых они чувствуют себя более комфортно. Это означает, что каждая конкретная школа сможет сохранить свои позиции только в том случае, если она будет отвечать потребностям детей и родителей. Права человека и самоуправление - необходимые слагаемые успеха школы на этом пути.

1. Ученическое самоуправление и защита прав учеников

Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её субъектов.

Органы самоуправления могут обладать представительными и исполнительными функциями. Представительные функции дают органам самоуправления право участвовать в принятии решений по вопросам школьной жизни от имени своих «избирателей» - например, учеников. Такие органы, соответственно, являются выборными. Если же орган самоуправления не имеет представительных функций, то выборность перестаёт быть необходимой. Исполнительные органы самоуправления создаются для организации конкретной работы и могут формироваться из числа добровольцев.

Таково самое сжатое описание механики школьного самоуправления, и, конечно же, оно совершенно недостаточно. Но даже из приведенного здесь конспекта становится ясно, что школьная служба примирения может иметь статус органа ученического самоуправления с исполнительными функциями.

Сразу хотелось бы разрушить стереотипы, которые нередко возникают в связи с темой самоуправления и могут помешать дальнейшему восприятию текста.

1. Зачастую ошибочно ставится знак равенства между системой самоуправления и наиболее активным органом самоуправления, например, школьным правительством. Из-за этого вариант интеграции в ученическое самоуправление может быть воспринят как поглощение правительством службы примирения в качестве одного из «штабов». Нет, служба остаётся службой, и ни чем иным. Вхождение в систему органов школьного самоуправления не приводит к потере её самостоятельности, возникновению ситуации подчинения какому-либо другому органу самоуправления. В системе школьного самоуправления вполне нормальной практикой является существование независимых, «автономных» органов.

2. Часто на ученическое самоуправление ошибочно проецируют принципы и методы работы «старой доброй» пионерской организации. В том числе, считают совершенно естественным, что орган ученического самоуправления имеет над учениками власть, как в прежние времена совет дружины над пионерами. Нет, самоуправление - это не пионерская организация. Школьники дают выборным органам самоуправления право представлять свои интересы в управлении школой, но не дают права собою командовать. Следовательно, орган самоуправления не может ученикам ничего приказать.

Таким образом, ученическое самоуправление - это форма участия обучающихся в соуправлении (самоуправлении) в общеобразовательном учреждении, предполагающее участие детей в решении вопросов при организации учебно-воспитательного процесса совместно с педагогическим коллективом и администрацией учреждения.

При развитых системах соучастия обучающихся в образовательном учреждении существуют различные органы самоуправления:

    общешкольный ученический совет,

    гимназический (школьный) парламент,

    ученический комитет (учком),

    старостат,

    школьная дума и др.

Следует отличать формы ученического самоуправления от детских и молодёжных общественных объединений , создаваемых самими обучающимися или взрослыми с участием детей в общеобразовательных учреждений, объединившихся на основе общности интересов.

Можно выделить несколько направлений деятельности органов ученического самоуправления:

Представительское направление - участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления разрешение конфликтов - посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности (см. описание работы школьных служб примирения во второй главе) информационное направление - информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности ученического совета шефское направление - организация шефства старших над младшими внешние связи - организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом организаторское направление - поддержка досуговых, социально-значимых и иных инициатив школьников правозащитное направление - защита прав учеников в школе Приведенный список не является исчерпывающим. Тем более, он не означает, что в органе ученического самоуправления нужно обязательно создавать структурные подразделения, подобные секторам или штабам в «старых добрых» учкомах. Возможно, ученическое самоуправление в данной конкретной школе будет вести только одно направление деятельности. Ученический совет может вести и два-три направления работы, при этом делая всю работу единой командой - как правило, небольшой группе активистов продуктивнее работать в качестве единого целого, нежели дробиться на более мелкие группы.

Правозащитное направление деятельности ученического самоуправления интересно тем, что, в отличие от других направлений, оно подкреплено минимально необходимой законодательной базой. Представительный орган ученического самоуправления не нуждается в том, чтобы школа признала его полномочия по защите прав учеников - они уже есть в действующем законодательстве. Обратимся к тексту Закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Из Федерального закона

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы.

Приведённые нормы Закона дают органам ученического самоуправления право выступать инициатором проведения дисциплинарного расследования и участвовать в его проведении. В случае несогласия с решением, принятым по результатам расследования, органы ученического самоуправления могут обратиться в вышестоящие органы. Это означает, что органы ученического самоуправления законодательно наделены полномочиями по защите прав ребенка в школе. При этом, данный закон (статья 6) трактует понятие «права ребенка» расширительно, включая в него не только права детей, провозглашённые Конвенцией о правах ребенка, но и весь объём прав человека в целом, закрепленный Конституцией, международными договорами и российским законодательством.

Продолжим текст закона:

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством Российской Федерации требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.самоуправление современной школе Контрольная работа >> Педагогика

Основы содержания образования в современной школе . 1. Понятие содержания образования... на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения... коллективов, школы в целом; развитие школьного самоуправления . Повышение...

В современной методической литературе под ученическим самоуправлением понимают – форму организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Ученическое самоуправление - это возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить мероприятия, которые им интересны. Это возможность продемонстрировать уникальность своей личности, накопить опыт общения, преодоления трудностей, испытать ответственность за свои поступки, освоить общественный опыт. Этот опыт будет особенно значим для общества, если он соответствует принципу 10 “Декларации о правах ребенка”: “Растить будущих граждан в полном сознании, что их энергия и способности должны посвящаться служению на пользу другим людям”.

Я работаю над темой ученического самоуправления в течение нескольких лет. Эта тема тесно связана с методической темой школы “Индивидуально-ориентированное обучение и воспитание как условие формирования конкурентоспособной личности школьника”.

Коллектив нашей школы считает, что тема самоуправления очень актуальна для нас, так как школа должна обучать не только наукам. Но также она должна научить человека быть самостоятельным, совершать добрые дела, отвечать за свои поступки, принимать решения, защищать свои права. Ученики должны приходить в такую школу, которая сможет подготовить их к жизни в изменяющихся условиях. И если в школе нет самоуправления, то вряд ли она может идти в ногу со временем.

В нашей школе есть несколько форм включения педагогов, учащихся, родителей в организацию обучения и воспитания, в формирование приоритетных ценностей школьного коллектива, в совместное осмысление перспектив развития.

Временные творческие группы. Они создаются на период подготовки и проведения различных учебных, воспитательных и организационных дел. Входят в них педагоги, дети, а иногда и родители.

Ежемесячные встречи директора и администрации с президентским советом. Это одна из важных структур управления школой и ее демократизации.

Еженедельные встречи ЗДВР с представителями классов. Это совещательно-информационный орган детского самоуправления.

Существуют следующие уровни ученического самоуправления:

Индивидуальный – ученик. Деятельность личности по добросовестному выполнению поручений формирует добросовестность к порученному делу. Выполнение общественных поручений, при которых ученик сам находит и использует некоторые способы его осуществления, формирует навык самоконтроля и требовательности к себе. Ученик может сам выбрать себе дело и определить пути его выполнения. Этим характеризуется творческое отношение личности к конкретному делу.

Самоуправление, цель которого адаптация ребенка к жизни в изменяющихся условиях, дает каждому ребенку возможность проявить себя, раскрыть свои способности и познать новое, научиться общению со сверстниками, с младшими и старшими по возрасту.

В процессе развития ученического самоуправления проявились тенденции: чем более активно школьник участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как высших показателей его личностного роста.

Уровень первичного коллектива – класс. Органы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности так, чтобы все учащиеся входили в тот или иной орган. Каждый сектор выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса. Все члены совета по очереди исполняют роль старосты. У каждого члена классных органов самоуправления есть свои обязанности. Совет класса готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления – президентский совет и ученическое собрание.

Классное самоуправление помогает найти сферы личностно - и общественно-полезной деятельности детей, определить круг их обязанностей, укрепляет сферу дружеских отношений, передает опыт демократических отношений: личной ответственности, стремление к согласию, свободы мнения, сменяемости позиций (руководитель-исполнитель), помогает учитывать мнения каждого и меньшинства, помогает учащимся вырабатывать навыки самостоятельной работы.

Уровень коллектива образовательного учреждения – президентский совет. В президентский совет избираются наиболее активные учащиеся 9-11 классов, пользующиеся авторитетом у своих товарищей, способные повести за собой. Каждый учащийся старших классов имеет возможность предложить свою кандидатуру в президентский совет. Ученическое собрание рассматривает кандидатуры и избирает.

Развитие ученического самоуправления мы рассматриваем как часть системы гражданского воспитания, которое стало очень актуально. Задачи гражданского воспитания – это воспитать лидера, научить демократическому общению, умению работать в коллективе, развить творческие способности. Мы хотим, чтобы наши дети понимали запросы и требования общества и через ученическое самоуправление могли реализовать и сопоставить себя с теми требованиями, которые выдвигает общество.

В концепции и программе развития нашей школы говорится о том, что школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. В годовом плане одним из главных является раздел воспитательной работы.

Одной из программ нашей “Многоаспектной системы развития личности” является программа “Лидер”. Воспитательные задачи этой программы: обеспечить условия для самореализации творческих возможностей и потребностей ребенка; создать развивающую среду, способствующую самоутверждению личности в различных видах деятельности; формирование коммуникативных навыков, умения понимать себя и других. Основное содержание: раскрытие и реализация организаторских и творческих способностей; формирование ощущения значимости и причастности к решению проблем школы; формирование опыта ведения предвыборной и выборной компаний. Все это осуществляется через президентский совет, организацию КТД, проведение праздничных мероприятий, праздник школьной организации “Содружество”, деловые и ролевые игры, школу актива. Также мы стараемся вовлечь в соуправление “ученик – учитель - родитель” и родителей. Для этого используются различные формы: родительские собрания, организация кружков и секций, творческие группы, “Мужской совет”.

Мы ставим перед собой задачу научить ребенка социальным умениям:

  • Осуществлять выбор в рамках принятых правил и быть успешным в выбранной деятельности;
  • Развивать свои силы и способности;
  • Понимать и принимать других;
  • Адекватно оценивать свои силы и способности;
  • Контролировать себя;
  • Адаптироваться к социальным условиям.

Мы считаем, что органы ученического самоуправления в школе представляют собой одну из форм детского саморазвития, и как любое развитие оно требует определенных условий. Условия известны:

  • Наличие личностно и социально значимой деятельности. Ведь еще А.С. Макаренко говорил, деятельность рождает самоуправление, а не наоборот.
  • Присутствие и поддержка взрослых. Если старшие предоставят детей самим себе, оставят без поддержки, любая детская самостоятельность угаснет: детская независимость есть одна из форм зависимости младшего поколения от старшего.
  • Социально ценные чувства и переживания, которые для детей бесконечно значимы, которые в сущности и воспитывают.
  • Какими же путями мы шли к созданию жизнеспособных органов самоуправления:
  • Нашли сферы полезной для школы и значимой для учеников школьной деятельности
  • Сделали эти сферы эмоционально насыщенными и интересными
  • Предоставили педагогическую поддержку и помощь
  • Какие области можно отдать ребятам:
  • Досуг, школьные вечера, дискотеки, праздники, КТД
  • Деятельность школьной прессы
  • Спорт и спортивные мероприятия
  • Тимуровская работа
  • Уборка пришкольной территории, самообслуживание в столовой
  • Реальное участие ребят в педсоветах, конференциях, родительских комитетах (необходимо, чтобы ребята верили, что их мнение может повлиять на управленческие решения администрации, педагогов).

При таком подходе самоуправление в школе возможно, более того оно необходимо. Мы сможем воспитать субъектов своей собственной жизни только в том случае, если в самом начале жизни ребята почувствуют, поймут и уверуют, что они что-то могут, на что-то способны. Только в сообществе себе подобных ребенок лучше познает правила общежития, самого себя, учится строить взаимоотношения, вооружается более разнообразными способами самопроявления.

Эффективность воспитательной работы достигается благодаря сочетанию традиционных и инновационных методов. Одним из инновационных методов включения учащихся в общественную жизнь является социальное проектирование, которое ориентировано на формирование таких качеств, как чувство социальной ответственности, неравнодушное отношение к судьбе Отечества, умение адаптироваться к современным экономическим условиям. В этом учебном году группа старшеклассников приступила к работе над социально – значимым проектом “Я – гражданин России”. Сейчас мы находимся на стадии сбора информации и разработки собственного решения проблемы.

Еще один проект, над которым мы работаем – это школьная газета “Содружество”. Цель проекта: реализация интеллектуально – творческого потенциала школьников в создании газеты. Задачи: развитие навыков самостоятельной, исследовательской и творческой деятельности, помощь в профориентации, саморазвитие и самореализации школьников.

Реализация данных проектов способствует социализации учащихся, так как создаются условия для применения ими “гражданских знаний и умений” в повседневной жизни. Школьники учатся соизмерять эти знания и умения со своим характером, стилем поведения и взаимоотношениями с окружающими,давать оценку всех сторон жизни, общества, истории, политики, культуры в соответствии со своими возрастными возможностями, использовать различные способы участия в управлении государством.

Деятельность структурных компонентов ученического самоуправления средней школы №51

Президентский совет

  • Выполняет решения ученической конференции
  • Взаимодействует с органами самоуправления педагогов и родителей
  • Участвует в работе педагогического совета, совещаниях при директоре
  • Участвует в планировании и организации внеклассной и внешкольной работы учащихся
  • Утверждает план проведения школьных мероприятий
  • Устанавливает шефство старшеклассников над младшими школьниками
  • Корректирует самообслуживание учащихся, их дежурство, поддержание дисциплины и порядка в школе
  • Вносит предложения в администрацию школы об изменениях в Уставе школы
  • Работает с учащимися группы “риска”, “трудными” учащимися
  • Участвует в рассмотрении вопросов поощрения и наказания учащихся школы

Спортивный центр

  • Организует соревнования по различным видам спорта между классами и школами
  • Участвует в организации и проведении общешкольной спартакиады, дней здоровья
  • Определяет лучших спортсменов и награждает их

Культмассовый центр

  • Организует участие классов в общешкольных КТД и мероприятиях
  • Организует и контролирует проведение экскурсий, посещение выставок, театров
  • Организует и проводит общешкольные дискотеки, огоньки
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Пресс-центр

  • Подбирает материалы для общешкольной газеты “Содружество”
  • Выпускает газету “Содружество”
  • Организует художественное оформление школьных мероприятий
  • Работает с корреспондентами классов
  • Оценивает конкурсы на лучшую газету
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Трудовой центр

  • Организует и проводит сборы макулатуры
  • Организует и проводит дежурства по школе и в столовой
  • Организует уборки территории, субботники
  • Помогает ЗДВР в организации летней трудовой практики
  • Помогает ЗДВР в организации ремонтных бригад
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Учебный центр

  • Организует консультативные группы для помощи отстающим
  • Проверяет дневники и учебники
  • Проверяет посещаемость и успеваемость
  • Участвует в подготовке школьных олимпиад, предметных недель
  • Участвует в проведении тематических вечеров, конкурсов по предметам
  • Участвует в организации встреч с интересными людьми
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета
  • Распределяет занятость класса по интересам

Музыкальный центр

  • Подбирает видео-, аудиоматериалы для тематических классных часов, дискотек, общешкольных мероприятий
  • Музыкально оформляют и озвучивают праздники
  • Участвует в еженедельных заседаниях президентского совета

Краеведческий центр

  • Ведет работу по изучению истории родного края
  • Участвует в районных, городских и республиканских мероприятиях
  • Прививает интерес к родному краю

Центр патриотического воспитания

  • Проводит мероприятия патриотического характера
  • Ведет работу по созданию школьного музея
  • Проводит акции “Дети о дедах”, операцию “Открытка”
  • Взаимодействует с Советом ветеранов
  • Анализирует и планирует работу по гражданско-патриотическому направлению

Школьное самоуправление - это достаточно старая система, существующая в каждой школе. Зародилась она еще в советское время. Однако работа советского школьного самоуправления значительно отличалась от современного.

В чем же различие? В советские времена было распространено такое явление, как жесткая централизация власти. Педагоги, ученики и родители не имели права влиять на деятельность главы школы. Следовательно, школьное самоуправление имело жесткие рамки, целиком и полностью находилось в подчинении директора, исполняло лишь его приказы. Основной задачей школьного самоуправления было налаживание жесткой дисциплины среди учеников и выполнение распоряжений свыше. Соответственно, эффективность такого самоуправления была нулевой.

Сейчас ситуация в корне изменилась. Наша держава официально стала демократической, а значит, все ученики имеют и вносят свою лепту в деятельность школьного учреждения. Педагоги и родители вправе высказывать свое несогласие с политикой администрации школы и предлагать способы решения проблемы. Школьное самоуправление - это система, которая не только имеет право не подчиняться директору школы, но и может влиять на организацию работы в школе. Задача школьного самоуправления сейчас - сделать школу интереснее и краше, контролировать и развивать деятельность учеников, организовать четко слаженную систему.

Школьное самоуправление включает в себя различные органы. Так, существует орган, отвечающий за дисциплину учащихся и порядок в школе. В его обязанность входит проверка внешнего вида учащихся, организация уборки школьной территории и другие мероприятия. Орган, отвечающий за организацию мероприятий, планирует различные праздники, конкурсы и воплощает задуманное в жизнь. Спортивный сектор отвечает за спортивные мероприятия. Редколлегия отвечает за дизайн и оформление школьных помещений. Пресс-центр издает собирает новости и интересные сведения о том, что происходит в школе.

Лидеры школьного самоуправления как минимум раз в месяц созывают совет, в котором принимают участие главы его органов и активы классов. Совет координирует дальнейшую деятельность школьного самоуправления, подводит итоги, выявляет школы, придумывает способы их решения.

Кроме того, на таких советах обсуждается план работы школьного самоуправления. Обычно в такой план входят начальные и завершающие собрания в конце и в начале года, организация и проведение мероприятий, организация дежурства и уборки территории, проверка внешнего вида учащихся.

Конечно, школьное самоуправление, точнее, входящие в него органы, должны иметь собственные, уникальные названия. Таким образом в работу совета вовлекается большее количество учеников, что делает работу самоуправления интереснее и веселее, а школу, имеющую такую оригинальную систему школьного самоуправления, - уникальной и неповторимой!