Утеплители Изоляция Блоки

Перевод мантры. Что такое правильная мантра со-хам

СО’ХАМ САДХАНА – предварительная практика

Дыхание, как физическое, так и тонкое, состоит из двух частей: вдоха, когда воздух вбирается в легкие, и выдоха, когда набранный воздух испускается из легких. Воздух, испускаемый из легких, образует звук « Хам» (от « Ахам» , т.е.«я» ), а вдыхаемый воздух образует звук « Са» (от « Сах» , т.е. « он» ). Два звука вместе образуют санскритское слово « Хам’са » - « Лебедь» , что является синонимом для понятия « В ысший Дух » . В индийской мифологии лебедь - это птица, которая может отделить молоко от воды, что обычно невозможно. Такая исключительная способность мифического лебедя сделала его символом различения (Вивеки) между тем, что реально (Дух), и тем, что преходяще (мир названий и форм).

Кроме того, лебедь чисто белый цветом, без пятен и, как говорят, представляет собой символ души. Звук « Хам » символизирует мужской созидательный принцип сознания, а звук « Са» - женский созидательный принцип энергии. Если слово « Хам’са » выговаривать наоборот, оно звучит на санскрите « Со’хам» . Слово « Со’хам » - знаменитое утверждение (махавакъя) Упанишад, подчеркивающее сходство индивидуальных душ (Ахам - Я) и Высшего Духа (Сах - Тот) («Иша Упанишад» ).

« Со’хам» включает в себя следующие гласные и согласные: « с» , « о», « х» , « а» , и « м» Если убрать согласные « с» и « х» у нас останется « Ом» , величайшая из всех мантр (мыслеформ). Эта священная мантра простирается на все артикулируемые звуки и является символом космического порядка, как его понимает человеческий разум. На практическом уровне звук « Со’хам» , образующийся при вдохе и выдохе, может использоваться как средство развивающегося сознания.

Традиционно это называют упражнением в непроизвольном повторении (аджапа-джапе) - очень действенном для тренировки сознания и контроле над разумом. Он также известен как « естественный (сахаджа) способ» , потому что не нужны ни мантра, ни мала (четки), ни посвящение. Все, что нужно, - это постоянно осознавать два звука, сделанных при вдохе и выдохе. Дыхание всегда с нами и остается всегда при любом состоянии сознания: пробуждении, сне и глубоком сне. Если осознавание звука « Со’хам» может быть удержано во всех трех состояниях сознания, тогда личность достигает четвертого состояния сознания, называемого турия, или конечного состояния озарения. Но, однако, во-первых, трудно постоянно осознавать звук «Со’хам», поскольку для этого необходима маленькая формальная и предварительная практика (Садхана) .

Найдите чистое место, без шума и других помех. Место не должно напоминать о чем-либо неприятном. Естественное прекрасное место вблизи струящегося потока или в тени цветущих деревьев было бы замечательным. Может быть любое время дня и ночи. Важно, чтобы разум находился в покое и был расслаблен.

Для начала сядьте в удобную позу, глаза могут быть открыты или закрыты, как удобно. Затем медленно вдохните и постарайтесь услышать звук « Са”. Если поначалу не слышите звук, постарайтесь представить или мысленно повторить его. Выдыхая, вы можете также услышать звук « Хам”, представленный или мысленно повторенный. Нужно обращать внимание на то, чтобы дыхание было постоянным и « о’хам” не разрывался на частичные звуки, наподобие произносимой вслух мантры. Как правило, когда кто-нибудь начинает фиксировать процесс дыхания, его скорость немного изменяется. Это может стать неприятным. Прервитесь ненадолго, если это случилось, а затем возобновите тренировку. Через 10-15 минут дыхание будет удлиняться, пока представление о звуке не станет естественным и непроизвольным. Когда это случится, появится ощущение, будто дыхание остановилось. Но нет причины для беспокойства, потому что это лишь признак того, что выполнение теперь стало естественным.

Это состояние Сахаджи. Т.е. мантра «С о’хам» не произносится вслух, на уровне речи, известном как вайкхари. Ступень Сахаджи ведет к полному овладению дыханием и с овладением дыханием приходит полное овладение природой эмоциональных, психологических и физических состояний. Если овладеть природой состояний разума, то можно освободиться от пут привязанностей. В умиротворении происходит окончательная встреча сознания (Пуруши) и энергии (Пракрити).

Поскольку нормальная скорость дыхания человеческих существ - 15 раз в минуту, то за 24 часа это составит 21 600 дыханий в целом. Жизненная энергия, пронизывающая тонкое тело, также втекает и вытекает с физическим дыханием. Поскольку жизнь зависит от процесса дыхания и поскольку часть жизненной энергии теряется во время выдоха, вполне естественно, что при контроле за соотношением вдоха и выдоха жизненная энергия может накапливаться и жизнь удлиняться.

Известно, что некоторые йогины жили много веков, а другие стали почти бессмертными - они бережно сохраняли поток своей жизненной энергии. Поток жизненной энергии внутрь и наружу, сопряженный с дыханием, оказывает заметное влияние на человеческий организм. Итак, если поток жизненной энергии может быть поставлен под контроль сознания, йогины утверждают, что можно предупреждать и исцелять болезни, может быть продлен срок человеческой деятельности и можно позволить себе проникнуть глубоко в прошлое и будущее.

(Из книги «Секретной силы тантрического дыхания Свами Шиваприянанда).

Пранаяма.ч.2 was last modified: March 14th, 2019 by consultant

Медитация является мощным инструментом в самопознании человека. Многие медитативные практики очень сложны и для их выполнения требуется определенная подготовка. Но, есть такая универсальная техника, которую может практиковать любой человек без предварительной подготовки, независимо от возраста, пола и религиозных взглядов. Этой практикой является мантра СО-ХАМ .

Познать состояние глубокой медитации возможно при помощи дыхания. Ведь когда мы рождаемся, мы делаем первый вдох, когда умираем, то с последним выдохом нас покидает жизнь Мы дышим постоянно, чем бы мы не занимались, этот процесс происходит неосознанно. Созерцать дыхание это значит – созерцать жизнь, ее движение. СО-ХАМ – это мантра нашего дыхания, ее повторяет наше тело. Когда мы вдыхаем, то звук воздуха создает звук СО, а когда выдыхаем – ХАМ. Постигая процесс медитации, созерцая свое дыхание, мы очень четко начинаем у. Если вы практикуете СО-ХАМ, ваш разум становится уравновешенным, мысли и внутреннее состояние собранными и гармоничными. Даже ваше физическое и психическое тело становится более здоровым.

Техника выполнения мантры ХАМ

Что касается позы, то человек, разбирающийся в йоге, может использовать Сиддхасана, или Ваджрасана позу. Обычный человек может практиковать мантру СО-ХАМ в любой удобной для него позе, в том числе и сидя в кресле, или лежа на диване. Избегайте слишком расслабленного положения тела, чтобы не погрузиться в сон. Далее сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, и постарайтесь, как можно более расслабиться. Затем переключите свое внимание на процесс дыхания, но ни в коем случае не контролируйте свой вдох и выдох, а наоборот созерцайте свое естественное дыхание. На вдохе каждый раз повторяйте СО, а на выдохе – ХАМ, делайте это постоянно.

Мощная мантра СО-Хам должна повторяться в течение всего упражнения. Если в вашу голову приходят какие-то мысли, не отгоняйте их и не концентрируйтесь на них, и тогда ваш разум начнет постепенно успокаиваться и погружаться в медитативное состояние. Сколько времени займет у вас этот процесс, вы должны решить сами. Пять минут упражнений принесут пользу, и даже час этой практики не станет лишним. Главное это – регулярность.

Практикуйте мантру СО-ХАМ по 10-15 минут за один раз, если вы только осваиваете ее. Дальше можно больше. Но главное делайте это ежедневно.

Значение сильной мантры ХАМ

Для того чтобы практиковать данную медитацию, не обязательно понимать значение мантры, но и лишним это тоже не будет. Само размышление над значением мощной мантры СО-ХАМ является очень мощной техникой йоги мудрости.

СО в переводе означает – то. ХАМ – я есть. А в совокупности СО-ХАМ – Я есть то. То – это нескончаемый жизненный поток.

Ложась спать вместо мыслей о бесконечных проблемах погрузите свой разум в созерцание дыхания и повторения красивой мантры СО ХАМ . Делайте это пока не погрузитесь в сон. После такой практики вы будете спокойно спать, а утром проснетесь бодрыми, свежими и хорошо отдохнувшими.

СоХам - Я есмь!

Мантру "Со-Хам" иногда называют гаятри мантрой дыхания или мантрой, которая также естественна, как само дыхание, так как это и есть звук самого нашего дыхания. Один из её переводов можно сформулировать как "Я есмь!" или "Я есть Сознание!".

Ниже я хочу привести для Вас выдержки из "Крия Йога" - Свами Сатьянанды Сарасвати (прямого последователя и ученика Свами Шивананды), чтобы Вы лучше поняли важность данной мантры (параллельно можно также говорить и о подобных буддийских практиках с дыханием и многих других, но рассмотрение их не входит в тему данной страницы, я только хочу обратить Ваше внимание на важность осознанности в дыхании).

Это мантра, которая возникает автоматически при каждом вдохе и выдохе. Этот звук связан с естественным ритмом дыхания. И эту мантру каждый человек поет постоянно, независимо от того, знает он ее или не знает, хочет он этого или не хочет.
Во всех ведических практиках сознание должно быть зафиксировано на чем-либо. Это должна быть фокусная точка, на которой колебания ума приводятся в порядок и нацеливаются. Для этой цели может быть использовано многое: мантра, ментальное представление какого-либо божества или даже ваш большой палец. Но это «что-то» должно автоматически привлекать ваше внимание и постоянно вызывать воспоминания. И это не так чтобы очень легко. Сознание сопротивляется процессу концентрации, постоянно норовит убежать в сторону и блуждать. И символ, выбранный нами, легко забывается. Практикующий снова попадает в поток блуждающих мыслей. СоХам же - это идеальная мантра, потому что она исполняется независимо от сознания. Она может остановиться только тогда, когда остановится дыхание. А, следовательно, СоХам напоминает, чтобы вы были сознательны.
Любая мантра может быть интегрирована с процессами дыхания для того, чтобы постоянно продуцировать воспоминания. Но СоХам, в отличие от всех остальных, возникает в сознании естественно, и поэтому это самая легкая мантра для большинства людей. Это уже проверено бесчисленным количеством йогов за тысячелетия опытов. Мы настоятельно рекомендуем ее (а также мантру АУМ) для всех искренних садхаков. Постоянные воспоминания о ней ведут к дхьяне.
СоХам также буквально означает: «Я есть Шива (чистое сознание)» или «Я есть Он (чистое сознание)».
Смешение индивидуального и космического, или высшего сознания, указывает на союз Шивы и Шакти. Однако читателям не стоит слишком заботиться о том, как должно переводиться или как должно пониматься значение этого слова. Любая попытка понять это слово ментально приведет к заблуждению. Оно может быть понято только на интуитивном уровне. И только когда практикующий понимает ее трансцендентальное значение, только тогда она может быть использована как средство постоянной опоры и воспоминания. «Оно» означает постоянный поток дхьяны.
Если вы пожелаете и если ваше сознание полностью целеустремленно, вы можете погрузиться дальше в глубины и в реальное значение слова СоХам. Но это уже является методом джнана-йоги. Однако, и он не принесет никаких результатов, если ваш ум напряжен и исполнен проблем, пусть даже если вы произносите это слово, не прекращая, все двадцать четыре часа в сутки. Только в том случае, если ваше сознание готово и ваше стремление достаточно мощно, только тогда вы поймете трансцендентальный смысл слова СоХам. Значение его подобно языку пламени, полосе активного света. Но помните, что для этого вы должны быть готовы. Тем, кто уже готов для этого типа практики джнана-йоги, мы рекомендуем вхождение в СоХам как наилучшую садхану.
Главное - быть сознательным и наблюдать за тем, как звук синхронизируется с дыханием.

Некоторые люди слышат «СаХам» вместо «СоХам». В принципе, это приемлемо и может использоваться в Шабдха Санчаляне.
СоХам обязательно должен быть интегрирован с дыханием. При наличии практики удджайи пранаямы этот звук может быть услышан достаточно отчетливо. Попробуйте. Вы скорее всего услышите: Со - на вдохе и Хам - на выдохе.
Вы должны услышать «со» по мере вдоха, когда сознание движется от мулядхары по фронтальному каналу арохан к бинду. Это должен быть длительный звук. От мулядхары к свадхистхане этот звук должен быть выражен в звуке: «с - с - с». От свадхистханы к бинду он должен звучать, как долгое «о-о-о». Это произношение отражено на прилагаемом рисунке.
Звук же «Хам» должен исполняться на выдохе, когда сознание движется по позвоночному каналу аварохан от бинду к мулядхаре. От бинду через аджну к вишудхи он должен звучать, как: «х - а - а - а». От вишудхи к мулядхаре он должен быть слышим, как: «м - м - м». Это гудящий звук, вибрирующий в позвоночнике.
Звук СоХам не должен произноситься вслух. Это естественный звук дыхания. Звук должен быть таким, чтобы вы слышали его, а любой человек, стоящий очень близко к вам, пусть даже вплотную, не мог расслышать ничего.

По мере того, как вы вдыхаете, ваше сознание должно идентифицировать себя со звуком «Со» и подниматься по фронтальному каналу арохан. После оставления чакры мулядхары следует прочувствовать мантру и дыхание, проходящее через свадхистхану, манипуру, анахату, вишудхи и под конец бинду.
Когда вы выдыхаете со звуком «Хам», ваше сознание должно опускаться по позвоночному каналу аварохан. По мере того, как вы покинете бинду, вы должны почувствовать мантру и дыхание, постепенно проходящее через аджну, вишудхи, анахату, манипуру, свадхистхану и, наконец, мулядхару чакры.
Здесь не должно быть никакого ментального повторения названий чакр и их полей... только осознание.
Во время Шабдха Санчаляны вам следует практиковать удджайи пранаяму, кхетчари мудру и унмани мудру.

Сядьте удобно. Выпрямите спину. Откройте глаза, проделайте кхетчари мудру и удерживайте ее в течение всей практики. Выдохните глубоко, наклоните голову вперед. Прочувствуйте, направив сознание, муладхару чакру. С этого начнется ваш первый круг обращения энергии.
С помощью удджайи пранаямы вдохните и начинайте подниматься по каналу арохан. Услышьте звук «Со» и прочувствуйте, как он пронзает каждую чакру по мере восхождения.
Когда ваше сознание начнет двигаться между полем вишудхи и бинду, медленно поднимите голову. Ваша голова должна быть поднята и смотреть вперед, когда сознание достигнет бинду. Мантра «Со» и вдох должны закончиться по мере того, как сознание достигнет бинду. Осознайте ваше местонахождение в бинду в течение нескольких секунд. Затем начните выдыхать с помощью удджайи по каналу аварохан. Примите к исполнению унмани мудру. Услышьте звук «Хам» и прочувствуйте, как он пронзает чакры одну за другой. Не должно быть никакого ментального называния чакр... только сознание. Ваш выдох и звук «Хам» должны закончиться, когда сознание достигнет мулядхары. Склоните голову вперед. Откройте глаза. Удерживайте сознание на мулядхаре в течение нескольких секунд. Это конец первого цикла. Этот процесс показан на прилагаемом рисунке. А теперь начните второй цикл. С помощью удджайи вдохните и со звуком «Со» начинайте поднимать сознание по каналу арохан. Так проделайте пятьдесят девять (59) кругов. После этого перейдите к Маха мудре.

Со Хам – это необычная мантра, она не похожа на большинство других. В то время как другие мантры имеют в своем тексте имена богов, данная мантра переводится элементарно просто “Я есть”. Это позволяет практикующим вкладывать в нее тот смысл, который им больше всего близок и понятен.
В некоторых источниках говорится, что людям данную мантру принес сам Шива, и, повторяя Со Хам, человек становится одним целым с этим великим богом и с его чистым сознанием.
Со Хам считается мантрой дыхания, так как звук Со происходит со вдохом, а Хам – с выдохом. Также, Со Хам – это мантра предельной концентрации ума. Ее часто используют в техниках Пранаямы, однако, каждый человек неосозданно повторяет ее почти каждое мгновение вместе со своим дыханием. Если научиться контролировать его, то можно стать тем, кто пребывает в осознанном состоянии ума каждую минуту своего бытия. А это – достижение довольно высокой ступени на пути к просветлению.
Те, кто практикуют повторение мантры Со Хам длительное время, начинают ощущать присутствие высшего сознания, соединения мужского и женского начал в самом себе – союза Шивы и Шакти. А главное – они обретают внутреннюю чистоту, собранность и умиротворение.
При чтении мантры Со Хам можно выполнять следующее упражнение: сядьте в удобную позу, а лучше станьте ровно. При вдохе произносите долгое “Со”, представляя, как прана движется от Муладхары к Бинду, при выдохе произносите долгое “Хам”, представляя, как прана опускается от Бинду к Муладхаре. Сам звук произносите тихо, либо же мысленно. Во время произнесения мантры представляйте, как прана проходит сквозь все ваши чакры и очищает их от тонких загрязнений. Старайтесь удерживать ум от мыслей, взгляд от конкретных предметов. Вы можете концентрироваться на Шиве, его качествах, его образе, либо же на какой-нибудь своей личной цели.