Правописание сочетаний жи ши же ше. Справочник по русскому языку. Диктанты на ЖИ, ШИ
Жи - ши, ча - ща, чу - щу.. . А есть ли исключения из этих правил? и получил лучший ответ
Ответ от Ўрата Противоречивая[гуру]
Так уж сложилось, что в именах собственных прибалтийского происхождения после буквы ч следует ю, а не у, я, а не а. Слов таких очень мало, но они есть (например, Чяпкяляй – заповедник в Литве).
Ответ от 2 ответа
[гуру]
Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Жи - ши, ча - ща, чу - щу.. . А есть ли исключения из этих правил?
Ответ от Борис Шерстов
[новичек]
"Шышь".
Шышь с маслом.
Ответ от Аврора -.- Новак
[новичек]
Есть, ищю
Ответ от Ёветлана
[новичек]
0%
Ответ от Кристина кира
[новичек]
2% слов фамилии имсна собственные не относятся к этому правилу например чярыненский - фамилия человека сличянский
Ответ от Александра Волк
[новичек]
К ВОПРОСУ О ПРАВИЛАХ И ИСКЛЮЧЕНИЯХ
Еще не удалось придумать такое правило, из которого не было бы или не могло бы быть исключения.
В первом классе в прописях мы старательно выводили: «Жи – ши пиши с буквой и, ча – ща пиши с буквой а, чу – щу пиши с буквой у». То же самое читали и в букваре.
Ни одно правило не казалось столь незыблемым.
Жи – ши с буквой ы пока не удалось встретить. Но это не значит, что исключений вообще не может появиться. Может, некоторые иноязычные слова будут точнее звучать, если для них сделать исключения?
С ча – ща, чу – щу, похоже, произошло нечто подобное.
Встречали фамилию – Чюрленис? Ничего странного в написании не замечаете?
Так уж сложилось, что в именах собственных прибалтийского происхождения после буквы ч следует ю, а не у, я, а не а. Слов таких очень мало, но они есть (например, Чяпкяляй – заповедник в Литве).
Ответ от Polina
[гуру]
Желаю
Ответ от Максимльян Эрдманис
[новичек]
нет
Ответ от МАКСИК ПРО
[эксперт]
Парашют, жюри, брошюра... Это во 2 классе учили.
Урок русского языка. УМК ПНШ.
Тема: «Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це».
Цели деятельности педагога : создать условия для формированиязнаний об особенностях звуков[ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи–ши, же–ше под ударением.
Планируемые результаты образования :
предметные: научатся определять звуки[ж], [ш] как всегда твердые, писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи–ши, же–ше, ци, це, цы;
метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)):
Регулятивные – понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
Познавательные – осуществляют смысловое восприятие текста; -коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей;
-личностные УУД: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Сценарий урока
I. Организационно-мотивационный этап.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Приветствие. Слайд 1.
Звучит музыка: Э.Грига «Утро»
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
II . Целеполагание
- Откройте учебники, найдите новую тему. Какой значок?
Посмотрите в оглавлении как называется эта тема. (слайд 2)
–Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.(слайд 3)
Для меня сегодняшний урок….. (повторения)
Я читаю тему урока и думаю, что….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
На уроке мне хотелось бы не только….(повторить учебный материал, но и узнать что-то новое, потанцевать на физминутке, поработать в парах и т.д)
– Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.
III . Чистописание :
Читаем предложение на слайде 4: В цирке жили малыши.
Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? (Парные по звонкости – глухости, не имеют пару по мягкости). О звуке [Ц]? (не имеет пару по мягкости)
Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?
Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: Шш Жж Цц
Пишем буквы . (слайд 5)
Повторение правил письма.
IV . Актуализация опорных знаний.
– Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.)
Незнайка считает, что без правил можно легко прожить. (слайд 6)
Незнайка. Зачем мне правило учить?
Без правил я могу прожить!
И так могу я написать
Любой диктант с отметкой «пять»!
– «Зачем нужны правила?» – это тема нашего урока.
V . Работа по теме урока.
1. Словарный диктант.
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин) .
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина) .
Ведет медведя в балаган
На веревочке … (цыган) .
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф) .
Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой: Кувшын, машына, цеган . жераф.
– Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила.
– В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как гласная безударная.)
– Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)
2. Чтение учебника (с. 62–63).
– Незнайка решил исправиться. Он выучил правило. А вы? (слайд 7)
VI . Физкультминутка «Цирк»
VII . Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
Упражнение 29, с. 63.
Прочитаем задание.
Прочитаем текст упражнения
Первые трое правильно выполнившие будут консультантами и вместе со мной будут проверять остальных.
Самостоятельная работа.
– Маша не стала выписывать слова: ш..мпанзе, ж..рафа, ж..вет . Вы согласны с Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)
Физкультминутка(для глаз «Облака»)
2.Работа в парах над текстом.
– Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 1 1 .
Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик
Спишите предложения, расставив знаки препинания.
Выделите знакомые орфограммы.
Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Взаимопроверка Слайд 1 2 .
Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик.
Ежик – 4 б., 5 зв.
VIII . Итог урока.
– Напомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставили? ….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары – ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
(узнать что-то новое)
– мы узнали, для чего нужны правила. Когда они появляются? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)
– Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци, же, ше, це? (В этих сочетаниях мы пишем гласные «и», «е» после твердых согласных.)
Рефлексия на конец урока.
Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13)
Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)
У меня получилось… (написать диктант без ошибок… ит.д)
Было трудно…
Меня удивило…(пение птиц на уроке…)
Было интересно…
Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци, же, ше, це под ударением без ошибок)
– С каким настроением вы заканчиваете наш урок?
У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”. (слайд 14)
Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку красным карандашом.
А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение простым карандашом.
Давайте посмотрим!
– Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …
Тема:
Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж], [ш] как всегда твердых; способствовать развитию навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением.
Планируемые результаты образования: предметные: научатся определять звуки [ж], [ш] как всегда твердые, писать правильно словарные слова, слова с сочетаниями жи - ши , же - ше , ци , це , цы ; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)) : регулятивные - понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; познавательные - осуществляют смысловое восприятие текста; коммуникативные - формулируют собственное мнение и позицию, принимают позицию партнера, в том числе отличную от своей; личностные УУД: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности I.
Сценарий урока
I. Организационно-мотивационный этап.
1. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Приветствие. Слайд 1.
Звучит музыка: Э.Грига «Утро»
Учитель:
Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
Доброе утро, девочки!
Доброе утро, мальчики!
Ребята, сегодня на урок к нам пришли гости. Мы покажем нашим гостям, как мы работаем на уроке и то, что уже умеем делать.
Пожелаем гостям доброго утра.
Дети: Доброе утро!
Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.
II. Целеполагание
- Откройте учебники, найдите новую тему. Какой значок?
Посмотрите в оглавлении как называется эта тема. (слайд 2)
Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок .(слайд 3)
Для меня сегодняшний урок….. (повторения)
Я читаю тему урока и думаю, что….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары - ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
На уроке мне хотелось бы не только….(повторить учебный материал, но и узнать что-то новое, потанцевать на физминутке, поработать в парах и т.д)
Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов в достижении этой цели.
III. Чистописние :
Читаем предложение на слайде 4: В цирке жили малыши.
Что вы скажите о звуках [Ж] - [Ш], какие они? (Парные по звонкости - глухости, не имеют пару по мягкости). О звуке [Ц]? (не имеет пару по мягкости)
Какие орфограммы вы видите в этом предложении? На какое правило?
Давайте вспомним, как пишутся эти буквы: Шш Жж Цц
Пишем буквы . (слайд 5)
Повторение правил письма.
IV. Актуализация опорных знаний.
Вспомните правила, с которыми познакомились на предыдущих уроках. (Учебник, с. 57, 58, 60.)
Незнайка считает, что без правил можно легко прожить. (слайд 6)
Незнайка. Зачем мне правило учить?
Без правил я могу прожить!
И так могу я написать
Любой диктант с отметкой «пять»!
- «Зачем нужны правила?» - это тема нашего урока.
V. Работа по теме урока.
1. Словарный диктант.
Для мамы сегодня внимательный сын
Чудесные розы поставил в … (кувшин) .
Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина) .
Ведет медведя в балаган
На веревочке … (цыган) .
Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф) .
Учитель открывает доску, на которой эти же слова записаны Незнайкой: Кувшын, машына, цеган . жераф.
Посмотрите, что написал Незнайка. Скорее исправьте ошибки, пока Анишит Йокоповна не заметила.
В каком слове не можете определить букву? Почему? (В слове «жираф», так как гласная безударная.)
Теперь вы можете объяснить, для чего нужны правила? (Ответы учащиеся.)
2.Чтение учебника (с. 62-63).
Незнайка решил исправиться. Он выучил правило. А вы? (слайд 7)
VI. Физкультминутка «Цирк»
VII. Закрепление изученного материала.
1. Работа по учебнику.
Упражнение 29, с. 63.
Прочитаем задание.
Прочитаем текст упражнения
Первые трое правильно выполнившие будут консультантами и вместе со мной будут проверять остальных.
Самостоятельная работа.
Маша не стала выписывать слова: ш..мпанзе, ж..рафа, ж..вет . Вы согласны с Машей? Почему? (Гласные в этих словах безударные.)
Физкультминутка(для глаз «Облака»)
2.Работа в парах над текстом.
Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 11.
Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик
Спишите предложения, расставив знаки препинания.
Выделите знакомые орфограммы.
Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
Взаимопроверка Слайд 12.
Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик.
Ежик - 4 б., 5 зв.
VIII. Итог урока.
Напомните, пожалуйста, какие цели мы перед собой поставили? ….(мы повторим твердые согласные у которых нет пары - ж,ш,ц; вспомним особенности их правописания)
(узнать что-то новое)
Мы узнали, для чего нужны правила. Когда они появляются? (Правило появляется там, где есть что-то необычное.)
Что необычного в сочетаниях жи, ши, ци, же, ше, це? (В этих сочетаниях мы пишем гласные «и», «е» после твердых согласных.)
Рефлексия на конец урока.
Ребята выбирают любое высказывание и продолжают его. (слайд 13)
Сегодня я узнал… (для чего нужны правила, что правила появляются там, где есть что-то необычное)
У меня получилось… (написать диктант без ошибок… ит.д)
Было трудно…
Меня удивило…(пение птиц на уроке…)
Было интересно…
Теперь я умею… (писать сочетания ши, жи, ци, же, ше, це под ударением без ошибок)
С каким настроением вы заканчиваете наш урок?
У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”. (слайд 14)
Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку красным карандашом.
А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение простым карандашом.
Давайте посмотрим!
Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …
Урок закончен.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Урок русского языка во 2 «Д» классе
Урок закрепления и обобщения знаний
Тема: Правописание сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу
Цель: актуализировать знания учащихся о правописании сочетаний жи, ши,
же,ше, ча,ща, чу, щу.
Задачи:
Учебные:
1.повторить и обобщить знания учащихся о правописании сочетаний жи, ши,
же,ше, ча,ща, чу, щу.
2.совершенствовать навык правописания и самоконтроля.
Развивающие:
1. развитие орфографической зоркости;
2. развитие устной и письменной речи учащихся;
3. развитие познавательных интересов у учащихся.
Воспитательные:
1. воспитывать положительное отношение к учению;
2. воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, схема
предложения, сказочный герой Незнайка.
1.Организационный момент.
Ход урока
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подровнялись
Тихо сели за свой стол,
Начинаем мы урок.
2.Сообщение темы и целей урока.
Ребята, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать знания о
правописаниях сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу. Слайд 1
3.Работа над темой урока
а) Проверка домашнего задания.
Начнём урок с проверки домашнего задания. Дома вы выполняли
упражнение 127. Все выполнили задание? Вопросы ко мне есть?
Тогда у меня есть вопросы к вам.
По каким критериям вы оценили свою работу? (Правильность и
аккуратность.)
Встаньте те дети, которые выполнили задание на высоком уровне.
Молодцы. А остальные должны более внимательно выполнять домашнее
упражнение.
Назовите слова с сочетаниями ча, чу из домашнего текста. (Пыхчу, не хочу,
чай.)
Игра «Назови слово»
Ребята, какие ещё слова с этими сочетаниями вы знаете? Я предлагаю вам
сыграть в игру. Я буду бросать мяч, а вы называете мне слово с этими
сочетаниями.
б) Чистописание.
К нам в гости на урок пришёл гость, а кто, вы узнаете, когда отгадаете
загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорникшалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка.) Слайд 2
Незнайка пришёл к нам в гости не с пустыми руками. А что он вам принёс, вы
сейчас узнаете из загадки:
Листья жёлтые летят,
падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто….(Листопад) Слайд 2
Он принёс нам букет из осенних листьев. Это не простые листья, а сказочные.
На каждом из них задание для вас. (Открывается листок на доске)
Вот первое задание: послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще
всего встречается в стихотворении.
Чайка, чайник вскипятила,
Чайка чаек пригласила:
Какой согласный звук чаще всего встречается? (Звук ч)
Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
Характеристика звука.
Давайте скажем Незнайке, какой это звук? (Согласный, шипящий, непарный
глухой, всегда мягкий).
Какой буквой на письме обозначается звук ч? (Буквой Ч).
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На дверях висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
Пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Ч,ч.(Дети пишут
буквы, чередуя заглавную и строчную, одну строчку).
Обведите карандашом ту букву, которая получилась у вас лучше всего.
Какие ещё шипящие звуки вы знаете? (ж, ш, щ)
Правописание каких сочетаний с этими буквами нужно знать на уроках
русского языка? (Дети называют сочетания парами, и прописывают их в
тетради).На доске появляются опорные схемы.
Ребята сформулируйте цели нашего урока. (Повторять и закреплять
знания о правописании сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу,
совершенствовать навык грамотного письма.)
в) Словарная работа. Слайд 3
На втором листочке нам Незнайка принёс новое словарное слово, а какое,
узнаете из загадки.
а) Отгадайте загадку: Слайд 4
Чтобы я тебя повёз, не нужен мне овес…
Накорми меня бензином, на копытца дай резины.
(машина)
б) Игра «Живые буквы» (Выходят дети, у которых на парте лежат буквы,
и составляют слово «машина», затем выходит ученик с ударением.)
Слайд 4
Запишем это слово.
в) Анализ слова:
Сколько слогов в слове? (3 слога, потому что 3 гласных звука)
На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог)
Какой слог безударный? (в первом слоге безударная гласная а)
Какую букву надо писать? (а)
Найдите шипящий звук в слове? (ш)
Какой это звук? (согласный, всегда твердый, шипящий, парный глухой.)
г) Образование слов от слова машина.
Как называют игрушечную машину? (машинка) Слайд 4
Запишем это слово в тетради
Где стоят новые машины? (машинный двор) Слайд 4
Слайд 5
д) Работа с поговоркой.
Существует поговорка «Машина любит ласку, чистоту и смазку».
Почему так говорят?
(если не ухаживать за машиной, то она поломается, …)
Как вы, мальчики, относитесь к своим игрушечным машинкам?
А девочки к своим игрушкам?
е) Межпредметная связь.
Какие виды машин вы знаете? Слайд 6
(служебные, для перевозки товаров, для личного пользования)
г) Физминутка.
д) Игра «Исправь ошибки»
На доске и на карточках у каждого ребёнка написаны слова с ошибками.
Ребята, Незнайка просит вас помочь ему. Он написал слова, но не уверен,
правильно ли. Давайте прочитаем эти слова и проверим их.
Жэлезо, чудо, роща, чяйник, жывой, щука.
(Дети по одному выходят к доске и исправляют ошибки, а также на местах на
карточках.)
Прочитайте ещё раз слова и подумайте, какое слово лишнее и по какому
признаку.(Живой – это словопризнак; железо – в нём три слога).
«Крылатые слова»
Ребята, существуют такие выражения: «живое слово» и «живая вода».
Давайте запишем их.(На доске запись: Ж..вая вода, ж..вое слово.)
Какие буквы вставим на месте пропусков? (Букву и)
Где вы слышали выражение «живая вода»? (Вода, обладающая
определёнными волшебными или сверхъестественными свойствами.
Например, в сказках, живая вода способна оживлять мёртвое тело.)
Кто знает, какое слово живое? (Речь, содержащая свежие, интересные
мысли, волнующая и трогающая слушателя.)
е) Гимнастика для глаз.
Чтоб глаза ваши зоркими были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно.
Ну, а дальше - будь здоров.
ж) Работа в парах. Игра «Поле чудес» Слайд 7
Следующее задание от Незнайки – это кроссворд. Запишите в ячейки
кроссворда слова, соответственно номерам рисунка. На это задание вам три
минуты.
1
2
3
4
5
1 Ч
У
Ч
Л
О
2 Ч
А
3
Ч
4 С В Е Ч А
Й
Н
И
Ы
5 Ч А Ш К А
Проверим по слайду. Слайд 7
(Дети по очереди называют слова в кроссворде и орфограмму в них.)
з) Работа по учебнику. Упр.
и) Дифференцированная самостоятельная работа по разноуровневым
карточкам.
1-й уровень
Ребята ч..сто бегали в рощ.. . Весной там цветут ландыш.. .
Дети видели ж..вую лису. У неё пуш..стый хвост.
2-й уровень
Ребята ___сто бегали в ро____. Весной там цветут ланды___.
Дети видели ____вую лису. У неё пу_____стый хвост.
3-й уровень. – “Соберите” предложения, используя слова для
справок.
Ребята ___________бегали в _____________. Весной там цветут___________.
Дети видели ___________ лису. У неё _____________хвост.
Слова для справок: рощ.., ландыш.., ч..сто, пуш..стый, ж..вую.
Проверка.
Сколько предложений в тексте?
– О чём или о ком текст?
– Как можно озаглавить текст? (предположения учащихся)
Какая орфограмма встречается в этих словах?
3.Подведение итогов урока
Ребята, над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
4. Домашнее задание.
Дифференцированное задание на карточках.
1 уровень
Дятлы
Трещ..т морозы. В лесу тиш..на. Только дятлы стуч..т по стволам.
Они ищ..т пи.. под корой. Дятлы любят долбить ш..шки. Там они
и..т вкусные семена.
2 уровень
Дятлы
и__т вкусные семена.
3 уровень
Дятлы
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам.
Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они
и__т вкусные семена.
Слова для справок: ищ..т, трещ..т, пищ.., ш..шки, тиш..на,
стуч..т.
5. Рефлексия «Волшебное дерево»
Незнайке очень понравилось, как вы справились с его заданиями. Давайте и
вы сделаете ему подарок – нарядите деревце листочками. У вас на партах
лежат листочки, напишите несколько слов с сочетаниями же, ше, жи, ши, ча,
ща, чу, щу. На это вам даётся 1 минута.
(По истечении одой минуты). Кто считает, что он ещё не совсем усвоил
правила написания сочетаний, прикрепите листочек на нижние веточки.
Кто думает, что он знает, как надо писать сочетания, прикрепите листочек
на средние веточки
Кто уверен в том, что он не только сам знает как писать сочетания, но и
может помочь товарищу, прикрепите листочек на верхние веточки.
ГУО «Средняя школа № 4 г. Новополоцка»
Разработка урока по русскому языку
2 класс
Правописание сочетаний:
жи - ши, же-ше, ча - ща, чу-щу. Обобщение.
Разработала:
учитель начальных классов,
1 категории
Козлова Инна Викторовна
2016 год
План-конспект урока по русскому языку
2 класс
Тема урока: Правописание сочетаний: жи - ши, же-ше, ча - ща, чу-щу. Обобщение.
Цель : создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и применение в словах с буквосочетаниями жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу.
Задачи :
Образовательная : повторить правописание слов с сочетаниями жи, ши, же, ше, ча, ща, чу, щу, способствовать развитию умения распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать.
Развивающая : развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.
Воспитательная : прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания; воспитывать положительное отношение к учебе.
Форма проведения : игра-путешествие.
Ученики сидят по группам, так называемым вагонам. 3 группы. Названия групп
Ход урока.
Организационный момент.
Приветствие.
Доброе утро!
Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
Садитесь!
Создание эмоционального настроя.
Ну - ка, всё проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Формулирование темы и цели урока.
- Тема нашего сегодняшнего урока. – Правописание сочетаний. Закрепление.
Сегодня, ребята, мы с вами закрепляем и повторяем правописание сочетаний. А какие сочетания мы с вами прошли и выучили? (жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу).
Мы с вами будем учиться распознавать слова с этими сочетаниями, записывать их, будем с вами работать над речью, чтобы вы правильно произносили слова с сочетаниями, прививать любовь к языку через игру.
Актуализация знаний.
Сегодня, ребята, у нас урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). Мы с вами поедем в C трану Знаний, а по пути у нас, как и на любом поезде есть станции, так и у нас.
А скажите, что входит в состав поезда? (Тепловоз и вагоны), а кто руководит поездом и в вагонах? (Поездом – машинист, а в вагонах – проводники).
Машинистом буду я, а вот проводниками будут – Арина Калбека, Марат Казаченко, Артём Рябыш. Каждая группа – это вагончик, незабываем правила работы в группах!)
Итак, чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по группам. Возьмите розовую карточку.