Утеплители Изоляция Блоки

Персидские цари. Краткая история древней персии Национальный состав воинской аристократии древней персидской империи

Подписаться Вы подписаны

Шалом! Окончательно запутался в хронологии царей Персии, имеющих отношение к периоду после разрушения Первого Храма и Пуримa. Может быть, вы поможете разобраться.

Греческие историки сообщают: Персидский царь Кир, покорив Мидию, захватил Вавилон. Царь Бэлшацар (Валтасар) был убит. После смерти Кира правил его сын Камбиз, погибший во время покорения Египта. Далее, 7 месяцев правил самозванец, выдававший себя за убитого младшего сына Кира - Бардию. Его сверг Дарий - дальний родственник Кира, из той же династии Ахеменидов, женившийся на дочери Кира для своей легитимации (аналогия с Вашти и Ахашверошем). При Дарии Первом завершается постройка Второго Храма. Далее правили сын и внук Дария - Ксеркс и Артаксе́ркс. Ксеркс - вероятный Ахашверош, а Артаксе́ркс - тот, при котором жили Нехемия и Эзра. Один из сыновей Артаксе́рксa - Дарий Второй.

Теперь сведения еврейской традиции: Персы и мидийцы захватили Вавилон. Царём всего на один год стал некий мидиец Дарий, добровольно уступивший трон Киру. Потом появляется некий Ахашверош, заведующий конюшней, для своей легитимации женившийся на внучке Бэлшацара - Вашти. Аналогия с Дарием: заведовал конюшней, для легитимации женился на дочери Кира. Тут, конечно, вопрос: Зачем Ахашверошу нужна легитимация от свергнутой династии Вавилона? Кто был между Киром и Ахашверошем? После смерти Ахашвероша царём становится его сын Дарий, при котором завершается постройка Второго Храма.

Тут надо отметить: разница в еврейской и нееврейской хронологии - приблизительно 150 лет. Поэтому стирается разница между Дарием Первым и Дарием Вторым. Как я понимаю, в еврейской традиции, это одно лицо. Прошу Вашей помощи в разбирательстве этих сложных для меня вопросов.

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Даниэль! Прежде всего, хочу принести свои извинения за задержку в ответе, все это время я надеялся прояснить для себя эту тему, просмотрел несколько книг и т. п., но, увы, ясного и определенного ответа я не нашел. Раби Шимон Шваб в своей книге «Избранные речи» (книга на английском «SELECTED SPEACHES») упоминает эту проблему, но мне не удалось ее раздобыть.

Тем не менее, чтобы не оставлять Вас с пустыми руками, приведу здесь сведения из еврейских источников, известные мне, а также направление мысли по поводу нестыковки двух традиций.

Тот, кто «окончательно запутался в хронологии царей Персии», находится в «хорошей компании», т. к. среди историков эта тема также считается наиболее сложной и запутанной (как сообщил мне один знакомый, доктор по истории), Мальбим (Эзра 6:14) тоже пишет, что нет по этому поводу единого мнения.

Как Вы упомянули, нестыковка существует в двух плоскостях - количество царей, и продолжительность их правлений. Надо заметить, что и в самих греческих источниках есть противоречия, одни говорят, что было 11 царей, другие - 14, да и насчет времени их правления есть много споров.

С другой стороны, в еврейской традиции имеются четкие данные по поводу времени правления царей и существования Персидской Империи в целом. Талмуд в трактате Мегила (11б) сообщает, что Дарьявеш аМади (Дарий Мидийский) правил один год (3389-3390 от сотворения мира, 3760 г. соответствует первому году новой эры по нееврейскому летосчислению), Кореш аПарси (Кир Персидский) - три года (до 3393), затем Ахашверош - 14 лет (до 3407), и Дарьявеш аПарси (Дарий Второй), сын Эстер от Ахашвероша - 34 года (до 3442). Затем империя была захвачена Александром Македонским. Т. е. всего Персидская Империя просуществовала 52 года.

Однако здесь следует отметить, что речь идет о Персидско-Мидийской империи в период ее мирового владычества, с момента покорения Дарием и Киром Вавилона, и до падения от рук греков. Но, как однозначно следует из наших источников, Персидско-Мидийское царство существовало задолго до того, как ему удалось покорить Вавилон, и в тот период там тоже были могучие правители (что соответствует также мнению историков).

Это явно видно из слов пророка Ирмияу, предсказавшего падение Вавилона (Ирмияу 50:41): «Вот народ идет с севера и племя великое, и цари многочисленные пробудятся и пойдут с концов земли»; цари, упомянутые здесь - Дарий и Кореш (Раши, Радак там, Ибн Эзра на Даниэль 6:1). Кроме этого в книге Даниэля (9:1) сказано: «В первом году правления Дарьявеша, сына Ахашвероша из рода Мидии», т. е. отца Дария Первого звали Ахашверош (так же, как и Ахашвероша из свитка Эстер, см. ниже), и он был царем Мидии еще задолго до того, как его сын в возрасте 62 лет (Даниэль 6:1) завоевал Вавилон. Кир также правил Персией многие годы до завоевания Вавилона. А в более ранний период царства Персии и Мидии упоминаются уже в самом Хумаше (Пятикнижии), см. Берешит (14:1) с ком. Рамбана и Мидраш Раба (42:4).

В свете этого вполне возможно, что цари, упомянутые в греческих источниках, правили в более ранний период, до того, как Персия стала мировой державой. Мы видим также, что такие имена, как Ахашверош и Дарьявеш, повторялись несколько раз, как и изложено в греческих хрониках. Талмуд же обращается к этой империи в период ее апогея, по той причине, что именно тогда она имела непосредственное отношение к жизни еврейского народа (книга Маор Эйнаим от имени Абарбанеля).

Другими словами, основная несостыковка находится не в области самого факта существования дополнительных персидских правителей, а в определении четкого времени их правления, и их порядка - кто был раньше, а кто позже.

Так, например, Вы привели из греческих источников, что Дарий Первый женился на дочери Кореша, а в наших источниках приводится наоборот: Кореш был зятем Дария Мидийского (причем, еще до завоевания Вавилона). В подобных случаях достаточно одного «испорченного телефона», чтобы перевернуть картину вверх дном!

Из слов некоторых мидрашей (см. Леках Тов, предисловие к Эстер) можно заключить, что Дарий Мидийский - первый царь объединенной Мидийско-Персидской империи - это и есть Дарий Первый из греческих источников, по той причине, что в обоих местах он назван Дарий Великий (аГадоль).

По поводу происхождения Ахашвероша, Раши считал, что он не происходил из царского рода. Это мнение основывается на словах Талмуда (Мегила 11а), что Ахашверош стал царем только благодаря большому денежному подкупу, а также на оскорбление жены царя - Вашти, адресованных Ахашверошу: «Конюх моего отца» (Мегила 12б) (драшот Ри ибн Шуиб).

Однако в Мидрашах находим, что Ахашверош был сыном Дария Первого! В свете сказанного выше - что отца Дария звали Ахашверош - очень естественно, что Дарий назвал своего сына в честь деда. В свою очередь Ахашверош назвал своего сына (от Эстер) - Дарий, опять же в честь деда! И это нисколько не противоречит словам Талмуда. Согласно одному мнению, именно кандидатура Ахашвероша была самой достойной, но и согласно второму, что он не был достоин престола, а купил его с помощью взятки, не сказано прямо, что он не был царским наследником. А то, что он не был достоин царской короны, можно объяснить несколькими путями (оскорбление Вашти также можно понять иносказательно: по сравнению с величием ее отца, он был достоин прислуживать ему как конюх, и не более).

Одно из возможных объяснений: Талмуд приводит, что персы и мидийцы заключили договор между собой, что царский престол будет принадлежать им по очереди. Сам Кир уговорил Дария (своего тестя) взойти на престол первым, т. к. ему стало известно пророчество Даниэля, где упоминается падение Вавилона в руки Мидии и Персии, и поскольку Мидия была упомянута раньше Персии - право первенства принадлежит ее царю.

Ахашверош был сыном Дария Мидийца, но мать его была из Персии (Мидраш Таргум Шени Эстер 1:1). Поэтому, возможно, его статус был «персиец» по матери, а после Кира право на царство принадлежало Мидии, поэтому была необходима взятка, чтобы закрыть глаза на его происхождение, или учесть то, что его отец из Мидии.

А если положиться на предположение многих историков (в том числе и еврейских религиозных ученых), что Ахашверош - это «греческий» Ксеркс, сын Дария Первого, получаем другое объяснение. В царственной речи Ксеркса, найденной в одной из древних Персидских столиц Персеполесе (запечатленной на камне), сказано: «У моего отца Дария были и другие сыновья, однако … мой отец назначил именно меня быть его преемником». Это подтверждает сказанное в греческих источниках, что Ксеркс не был первенцем Дария, а царство, как известно, передается именно первенцу. Поэтому была необходимость «доплатить», чтобы удостоиться царства.

(Кстати, в заключение той речи сказано: «Когда мой отец приобщился к своим отцам, я правил вместо него». В соответствии с греческими источниками, действительно Ксеркс правил после Дария, но вопрос, как это сочетается с еврейской традицией, которая говорит, что между Дарием и Ахашверошем 3 года правил Кир (а может быть, и его сын Камбиз)? Возможно, из этого следует заключить, что Ксеркс это не Ахашверош, ведь связь между ними - всего лишь недоказанное предположение. А возможно, Ахашверош имел в виду, что Дарий завещал передать власть ему, когда это станет возможным (согласно договоренности чередоваться с персами), или допущена неточность в переводе. А возможно, эта надпись включает в себя определенную фальсификацию истории, примеры которой весьма многочисленны).

Отсюда ответ на Ваш вопрос, зачем Ахашверошу была необходима легитимация в лице Вашти, внучки Невухадар-Нецара. Когда есть какие-то причины считать его недостойным престола - отсутствие царской крови или более достойный старший брат - наличие жены из известного царского рода, безусловно, прибавляет уважения и легитимации его кандидатуре (понятия «славы» и «чести» имели в те времена еще большее значение, чем они имеют сегодня). К слову, объяснение, что Ахашверош женился на Вашти ради собственной легитимации, принадлежит перу некоторых относительно поздних комментаторов (р. Бецалель Ашкенази, Агро, Мальбим и др.), но из сказанного в Талмуде и Мидрашах можно заключить, что он взял Вашти в жены только по причине ее необыкновенной красоты.

Напоследок приведем данные еврейской традиции по поводу точного количества царей Персии. В книгах пророков (Даниэль, Эзра, Нехемья, Диврей аЯмим) мы находим Дария Мидийского, Кореша Персидского, Артахшаста (Артаксеркс - в греческой интерпретации), Ахашвероша, Дария Второго, Артахшаста - во времена которого вернулись в Иудею Эзра и Нехемья. Т. е. согласно простому пониманию, всего упоминаются 6 царей. В книге Даниэля (нач. гл. 11) также явно говорится о количестве Персидских царей, но, как ни странно, там тоже трудно обнаружить определенность в трактовке - есть возможность объяснить, что будет 6 царей, или 5, или 4 (см. Раши и Ибн Эзра).

Однако, как мы уже упомянули, согласно устной традиции (Талмуд Мегила 11б, Седер Олам гл. 28-30), было всего 4 царя (не включая более ранний период, см. выше): Артахшаста - последний, он же Дарий Второй. Дело в том, что Артахшаста - это общее наименование правителя Персии, как Фараон в Египте и Авимелех у филистимлян. Поэтому и Артахшаста Первый - не кто иной как сам Ахашверош.

С другой стороны, некоторые считают, что, возможно, Артахшаста Первый, упомянутый между Киром и Ахашверошем, - это сын Кира Камбиз (см. Раши на Даниэль (11:1) - Бамбиша).

Дарий Второй, кроме имени Артахшаста, назван Писанием (Эзра 6:14) Кореш (Кир), т. к. продолжил и завершил постройку Храма в Иерусалиме, начатую Киром, но прерванную из-за доноса врагов еврейского народа (Талмуд Рош аШана 3б).

Это - то немногое, что мне удалось прояснить на данный момент. Безусловно, эта тема требует дополнительного рассмотрения, тщательного анализа греческих источников и археологических находок.

В любом случае еврейские мудрецы всех поколений очень критично относились к греческим хроникам (Абарбанель - Маайней аЙешуа 2:7, Маараль - Бээр аГола конец части 6, Хазон Иш - сборник писем 1:206), подчеркивая, что наша традиция исходит от мудрецов Торы, современников и свидетелей тех событий, которые максимально четко и определенно передали нам необходимую информацию.

Если у Вас будут дополнительные сведения по этому вопросу, буду рад с ними ознакомиться.

С уважением и наилучшими пожеланиями в дальнейшей учебе, Натан Агрес

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

ВКонтакте

1987. , chapter 2 «Armenia from the Median Conquest to the Rise of the Artaxiads». Harvard University Department of Near Eastern Languages and Civilizations and National Association for Armenian Studies and Research, 1987:

Оригинальный текст (англ.)

Стр. 39
By 585 B.C., the power of the Medes extended as far as the Halys River; they were thus in possession of the entire Arm. plateau and the former territories of Urartu.
...
The Armenians , as we have seen, appear to have settled in the area of Van and in the northeast, in the region of Ararat . Numerous other peoples also inhabited the plateau: Herodotus mentions the Suspyrians, Alarodians and Matieni; and Xenophon met on his march the Chaldaeans, Chalybians, Mardi, Hesperites, Phasians and Taochi.

Стр. 45
Armenia was divided into two satrapies, the 13th and 18th, by the Persians, and several sites mentioned in the inscriptions at Behistun have been identified in the south and west of the Armenian plateau, in the provinces of Aljnik and Korcayk.
...
The 18th satrapy included the regions around Ararat ; we shall discuss below the principal sites of the Achaemenian period from that region: Arin-berd (Urartean Erebuni) and Armawir (Urartean Argistihinili).

  • Daryaee, edited by Touraj. The Oxford handbook of Iranian history. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - P. 131. - «Although the Persians and Medes shared domination and others were placed in important positions, the Achaemenids did not – could not – provide a name for their multinational state. Nevertheless, they referred to it as Khshassa , "the Empire".». - doi :10.1093/oxfordhb/9780199732159.001.0001 .
  • Ричард Фрай. Наследие Ирана. - М. : Восточная литература РАН, 2002. - С. 20. - ISBN 5-02-018306-7 .
  • История Ирана / М.С.Иванов. - М. : МГУ, 1977. - С. 488.
  • М.М.Дьяконов. Очерк истории древнего Ирана. - М. , 1961.
  • Н. В. Пигулевская. История Ирана с древнейших времён до конца 18 в. - Л. , 1958.
  • История (Геродот) , 3:90-94
  • John William Humphrey, John Peter Oleson i Andrew Neil Sherwood: «Grčka i rimska tehnologija» (Greek and Roman technology ), str. 487.
  • Robin Waterfield i Carolyn Dewald: «Herodot - Povijesti» (Herodotus - The histories ), 1998., str. 593.
  • «Krezov Život» (Life of Crassus ), Sveučilište u Chicagu
  • Darel Engen: «Gospodarstvo antičke Grčke» (The Economy of Ancient Greece ), EH.Net Encyclopedia, 2004.
  • Darije Veliki: popis satrapija s odgovarajućim porezima (Livius.org, Jona Lendering)
  • Talent (unitconversion.org)
  • И. Дьяконов «История Мидии», стр. 355, 1956

    Сатрапская династия Оронтов сидела при Ахеменидах в восточной Армении (в XVIII сатрапии, земле матиенов-хурритов, саспейров-иберов и алародиев-урартов; однако, как показывает само название, здесь жили уже и армении)…

  • И. Дьяконов «Закавказье и сопредельные страны в период эллинизма», глава XXIX из «История Востока: Т. 1. Восток в древности». Отв. ред. В. А. Якобсен. - М.: Вост. лит., 1997:

    Оригинальный текст (рус.)

    Колхи время от времени посылали Ахеменидам символическую дань рабами, возможно захваченными у соседних горских племен, и поставляли вспомогательные отряды, по-видимому, в распоряжение сатрапа Западной (или собственно) Армении (13-й сатрапии Ахеменидов, первоначально называвшейся Мелитеной; Северо-Восточная Армения, продолжавшая называться Урарту, составляла 18-ю сатрапию и в то время, по всей вероятности, еще не вполне арменизировалась по языку; в ее состав входили наряду с армянами, урартами-алародиями и хурритами-матиенами также и восточные протогрузинские племена - саспиры)

  • Дж. Бурнутян, «A Concise History of the Armenian People», Mazda Publishers, Inc. Costa Mesa California, 2006. Стр. 21

    Оригинальный текст (англ.)

    Armenia is listed as the 10th satrapy in the Persian inscriptions at Naqsh-e Rostam. In the fifth century Herodotus mentions Armenians occupying the 13th satrapy, while the remnants of the Urartians (Alarodians) lived in the 18th satrapy. Armenians soon became the dominant force in those satrapies and subjugated or assimilated the other groups.

  • В середине VI в. до н. э. на арену мировой истории вышли персы - загадочное племя, о котором ранее цивилизованные народы Ближнего Востока знали только понаслышке.

    О нравах и обычаях древних персов известно из сочинений народов, живших рядом с ними. Помимо могучего роста и физической развитости, персы обладали волей, закалённой в борьбе с суровым климатом и опасностями кочевой жизни в горах и степях. В то время они славились своим умеренным образом жизни, воздержанностью, силой, храбростью и сплочённостью.

    По словам Геродота, персы носили одежду из шкур животных и войлочные тиары (колпаки), не употребляли вина, ели не столько, сколько хотели, а сколько имели. Они были равнодушны к серебру и золоту.

    Простота и скромность в пище и одежде оставались одной из основных добродетелей и в пору господства персов над , когда они стали облачаться в роскошные мидийские наряды, носить золотые ожерелья и браслеты, когда к столу персидских царей и знати доставляли в свежем виде рыбу из отдалённых морей, фрукты из Вавилонии и Сирии. Даже тогда во время обряда коронации персидских царей вступающий на престол Ахеменид должен был надеть одежду, которую носил не будучи царём, съесть немного сушёных фиг и выпить чашу кислого молока.

    Древним персам разрешалось иметь много жён, а также наложниц, жениться на близких родственницах, например на племянницах и единокровных сестрах. Древнеперсидские обычаи запрещали женщинам показываться посторонним (среди многочисленных рельефов в Персеполе нет ни одного женского изображения). Античный историк Плутарх писал, что персам свойственна дикая ревность не только по отношению к жёнам. Даже рабынь и наложниц они держали взаперти, чтобы посторонние не видели их, и возили в закрытых повозках.

    История древней Персии

    Персидский царь Кир II из рода Ахеменидов за короткий срок завоевал Мидию и многие другие страны и имел огромную и хорошо вооружённую армию, которая начала готовиться к походу против Вавилонии. В Передней Азии появилась новая сила, сумевшая за короткий срок - всего за несколько десятилетий - полностью изменить политическую карту Ближнего Востока.

    Вавилония и Египет отказались от многолетней враждебной политики по отношению друг к другу, ибо правители обеих стран хорошо осознавали необходимость подготовки к войне с Персидской империей. Начало войны было только делом времени.

    Поход персов против начался в 539 г. до н. э. Решительное сражение между персами и вавилонянами произошло у города Описа на реке Тигр. Кир одержал здесь полную победу, вскоре его войска взяли хорошо укреплённый город Сиппар, и персы без боя овладели Вавилоном.

    После этого взоры персидского правителя обратились на Восток, где в течение нескольких лет он вёл изнурительную войну с кочевыми племенами и где в итоге погиб в 530 г. до н. э.

    Преемники Кира - Камбис и Дарий завершили дело, начатое им. в 524-523 гг. до н. э. состоялся поход Камбиса на Египет, в результате чего установилась власть Ахеменидов на берегах Нила. превратился в одну из сатрапий новой империи. Дарий продолжал укреплять восточные и западные границы империи. К концу правления Дария, умершего в 485 г. до н. э., персидская держава господствовала на огромной территории от Эгейского моря на западе до Индии на востоке и от пустынь Средней Азии на севере до порогов Нила на юге. Ахемениды (Персы) объединили почти весь известный им цивилизованный мир и владели им до IV в. до н. э., когда их держава была сломлена и покорена полководческим гением Александра Македонского.

    Хронология правителей династии Ахеменидов:

    • Ахемен, 600-е гг. до н.э.
    • Тейспес, 600-е гг до н.э.
    • Кир I, 640 - 580 гг. до н.э.
    • Камбис I, 580 - 559 гг. до н.э.
    • Кир II Великий, 559 - 530 гг. до н.э.
    • Камбис II, 530 - 522 гг до н.э.
    • Бардия, 522 г до н.э.
    • Дарий I, 522 - 486 гг до н.э.
    • Ксеркс I, 485 - 465 гг до н.э.
    • Артаксеркс I, 465 - 424 гг до н.э.
    • Ксеркс II, 424 г. до н.э.
    • Секудиан, 424 - 423 гг до н.э.
    • Дарий II, 423 - 404 гг до н.э.
    • Артаксеркс II, 404 - 358 гг до н.э.
    • Артаксеркс III, 358 - 338 гг до н.э.
    • Артаксеркс IV Арсес, 338 - 336 гг до н.э.
    • Дарий III, 336 - 330 гг до н.э.
    • Артаксеркс V Бессус, 330 - 329 гг до н.э.

    Карта Персидской империи

    Племена ариев - восточная ветвь индоевропейцев - к началу I тысячелетия до н. э. населили почти всю территорию нынешнего Ирана. Само слово «Иран» является современной формой названия «Ариана», т. е. страна ариев . Первоначально это были воинственные племена полукочевых скотоводов, сражавшихся на боевых колесницах. Часть ариев ещё раньше переселилась и захватила её, дав начало индоарийской культуре. Другие арийские племена, более близкие иранцам, остались кочевать в Средней Азии и северных степях - , саки, сарматы и пр. Сами же иранцы, осев на плодородных землях Иранского нагорья, постепенно отказались от кочевого быта, занялись земледелием, перенимая навыки . Высокого уровня достигло уже в XI-VIII вв. до н. э. иранское ремесло. Его памятником являются знаменитые «луристанские бронзы» - искусно выполненные оружие и предметы быта с изображениями мифических и действительно существующих животных.

    «Луристанские бронзы» - памятник культуры Западного Ирана. Именно здесь, в непосредственном соседстве и противостоянии сложились наиболее сильные иранские царства. Первым из них усилилась Мидия (на северо-западе Ирана). Мидийские цари участвовали в сокрушении Ассирии. История их государства неплохо известна из письменных памятников. Но мидийские памятники VII-VI вв. до н. э. изучены очень плохо. Не найдена пока даже столица страны - город Экбатаны. Известно лишь то, что она находилась в окрестностях современного города Хамадан. Тем не менее уже исследованные археологами две мидийские крепости времён борьбы с Ассирией говорят о довольно высокой культуре мидийцев.

    В 553 г. до н. э. против мидийцев восстал Кир (Куруш) II, царь подвластного племени персов из рода Ахеменидов. В 550 г. до н. э. Кир объединил иранцев под своей властью и повёл их на завоевание мира . В 546 г. до н. э. он покорил Малую Азию, а в 538 г. до н. э. пал . Сын Кира, Камбис, покорил , а при царе Дарий I на рубеже VI-V вв. до. н. э. Персидская держава достигла наибольшего расширения и расцвета.

    Памятниками её величия являются раскопанные археологами царские столицы - самые известные и лучше всего исследованные памятники персидской культуры. Самая древняя из них - Пасаргады, столица Кира.

    Сасанидское возрождение - Сасанидская держава

    В 331-330 гг. до н. э. прославленный завоеватель Александр Македонский уничтожил Персидскую империю. В отместку за некогда разорённые персами Афины грекомакедонские солдаты жестоко разграбили и сожгли Персеполь. Династия Ахеменидов пресеклась. Наступил период греко-македонского владычества над Востоком, который обычно именуется эпохой эллинизма.

    Для иранцев завоевание явилось катастрофой. На смену власти над всеми соседями пришло униженное подчинение давним врагам - грекам. Традиции иранской культуры, уже поколебленные стремлением царей и знати подражать в роскоши побеждённым, теперь были окончательно попраны. Немногое менялось и после освобождения страны кочевым иранским племенем парфян. Парфяне изгнали греков из Ирана во II в. до н. э., но сами немало заимствовали из греческой культуры. На монетах и надписях их царей ещё используется греческий язык. Храмы по-прежнему возводятся с многочисленными изваяниями, по греческим образцам, что казалось многим иранцам кощунством. Заратуштра в древности запретил поклонение идолам, заповедав почитать в качестве символа божества неугасимое пламя и ему приносить жертвы. Именно религиозное унижение было наибольшим, и недаром города, возведённые греческими завоевателями, в Иране позднее называли «строениями Дракона».

    В 226 г. н. э. восставший владетель Парса, носивший древнее царское имя Ардашир (Артаксеркс), сверг парфянскую династию. Началась история второй персидской империи - державы Сасанидов , династии, к которой принадлежал победитель.

    Сасаниды стремились возродить культуру древнего Ирана. Сама история Ахеменидской державы к тому времени стала смутной легендой. Так что в качестве идеала было выдвинуто то общество, которое описывалось в преданиях зороастрийских жрецов-мобедов. Сасаниды выстраивали, по сути, никогда не существовавшую в прошлом культуру, насквозь проникнутую религиозной идеей. Это имело мало общего с эпохой Ахеменидов, которые охотно перенимали обычаи покорённых племён.

    При Сасанидах иранское решительно восторжествовало над эллинским. Полностью исчезают греческие храмы, греческий язык выходит из официального употребления. На смену разбитым статуям Зевса (которого при парфянах отождествляли с Ахура-Маздой) приходят безликие жертвенники огня. Новыми рельефами и надписями украшается Накш-и-Рустем. В III в. второй сасанидский царь Шапур I велел высечь на скалах свою победу над римским императором Валерианом. На рельефах царей осеняет птицеобразный фарн - знак божественного покровительства.

    Столицей Персии стал город Ктесифон , построенный ещё парфянами рядом с пустеющим Вавилоном. При Сасанидах в Ктесифоне строятся новые дворцовые комплексы и разбиваются огромные (до 120 га) царские парки. Самый знаменитый из сасанидских дворцов - Так-и-Кисра, дворец царя Хосрова I, правившего в VI в. Наряду с монументальными рельефами дворцы теперь украшались тонким резным орнаментом по известковой смеси.

    При Сасанидах была усовершенствована система орошения иранских и месопотамских земель. В VI в. страну охватила сеть каризов (подземных водопроводов с глиняными трубами), тянувшихся до 40 км. Очистка каризов проводилась через специальные колодцы, вырытые через каждые 10 м. Каризы прослужили долго и обеспечили бурное развитие земледелия в Иране в сасанидскую эпоху. Именно тогда в Иране начали выращивать хлопок и сахарный тростник, развились садоводство и виноделие. Тогда же Иран стал одним из поставщиков собственных тканей - как шерстяных, так и льняных и шёлковых.

    Сасанидская держава была гораздо меньше Ахеменидской, охватывала лишь сам Иран, часть земель Средней Азии, территории нынешних Ирака, Армении и Азербайджана. Ей пришлось долго бороться сначала с Римом, затем с Византийской империей. Несмотря на всё это, Сасаниды продержались дольше Ахеменидов - более четырёх веков . В конечном счёте, истощённое непрерывными войнами на западе государство было охвачено борьбой за власть. Этим воспользовались арабы, нёсшие силой оружия новую веру - ислам. В 633-651 гг. после ожесточённой войны они завоевали Персию. Так было покончено с древнеперсидским государством и древнеиранской культурой.

    Персидская система управления

    Древние греки, познакомившиеся с организацией государственного управления в империи Ахеменидов, восторгались мудростью и дальновидностью персидских царей. По их мнению, эта организация была вершиной развития монархической формы правления.

    Персидское царство делилось на большие провинции, называвшиеся сатрапиями по титулу их правителей - сатрапов (перс, «кшатра-паван» - «блюститель области»). Обычно их было 20, но это число колебалось, так как иногда управление двумя или более сатрапиями поручалось одному лицу и, наоборот, одна область делилась на несколько. Это преследовало главным образом цели налогообложения, но также учитывались иногда особенности народов, населявших их, и исторические особенности. Сатрапы и правители более мелких областей были не единственными представителями местного управления. Кроме них во многих провинциях существовали наследственные местные цари или владетельные жрецы, а также вольные города и, наконец, «благодетели», получившие в пожизненное, а то и наследственное владение города и округа. Эти цари, управители и первосвященники по положению отличались от сатрапов только тем, что были наследственны и имели историческую и национальную связь с населением, видевшим в них носителей древних традиций. Они самостоятельно осуществляли внутреннее управление, сохраняли местное право, систему мер, язык, налагали подати и пошлины, но находились под постоянным контролем сатрапов, которые часто могли вмешаться в дела областей, особенно при смутах и волнениях. Сатрапы также решали пограничные споры между городами и областями, тяжбы по делам, когда участники были гражданами различных городских общин или различных вассальных областей, регулировали политические отношения. Местные правители, как и сатрапы, имели право непосредственно сноситься с центральным правительством, а некоторые из них, такие как цари финикийских городов, Киликии, греческие тираны, содержали свои войско и флот, которыми лично командовали, сопровождая персидскую армию в больших походах или исполняя военные поручения царя. Однако сатрап мог во всякое время потребовать эти войска на царскую службу, поставить во владениях местных правителей свой гарнизон. Главное командование над войсками провинции также принадлежало ему. Сатрапу разрешалось даже самостоятельно и за свой счёт вербовать солдат и наёмников. Он был, как бы назвали его в более близкую нам эпоху, генерал-губернатором своей сатрапии, обеспечивая её внутреннюю и внешнюю безопасность.

    Высшее командование войсками осуществлялось начальниками четырёх или, как во время подчинения Египта, пяти военных округов, на которые было разделено царство.

    Персидская система управления даёт пример удивительного уважения победителями местных обычаев и прав покорённых народов. В Вавилонии, например, все документы времён персидского владычества в юридическом отношении не отличаются от тех, которые относятся к периоду независимости. То же самое было в Египте и Иудее. В Египте персы оставили прежними не только деление на номы, но и владетельные фамилии, расположение войск и гарнизонов, а также податную неприкосновенность храмов и жречества. Конечно, центральное правительство и сатрап во всякое время могли вмешаться и решать дела по своему усмотрению, но большей частью им было достаточно, если в стране спокойно, подати поступают исправно, войска находятся в порядке.

    Такая система управления сложилась на Ближнем Востоке не сразу. Например первоначально на завоёванных территориях опиралась только на силу оружия и устрашение. Области, взятые «с боем», включались непосредственно в Дом Ашшура - центральную область . Сдавшиеся на милость победителя часто сохраняли свою местную династию. Но со временем эта система оказалась мало приспособленной для управления разрастающимся государством. Реорганизация управления, проведённая царём Тиглатпаласаром III в УНТ в. до н. э., помимо политики насильственных переселений изменила и систему управления областями империи. Цари старались не допускать возникновения чересчур могущественных родов. Чтобы воспрепятствовать созданию наследственных владений и новых династий среди управителей областей, на важнейшие посты часто назначались евнухи . Кроме того, хотя крупные чиновники получали огромные земельные владения, они не составляли единого массива, а были разбросаны по всей стране.

    Но всё же основной опорой ассирийского господства, как и вавилонского впоследствии, была армия. Военные гарнизоны буквально опоясывали всю страну. Учтя опыт своих предшественников, Ахемениды к силе оружия присоединили идею «царства стран», т. е. разумного сочетания местных особенностей с интересами центральной власти.

    Обширное государство нуждалось в средствах сообщения, необходимых для контроля центральной власти над местными чиновниками и правителями. Языком персидской канцелярии, на котором издавались даже царские указы, был арамейский. Это объясняется тем, что фактически он был общеупотребительным в Ассирии и Вавилонии ещё в ассирийские времена. Завоевания ассирийскими и вавилонскими царями западных областей, Сирии и Палестины, ещё более содействовали его распространению. Этот язык постепенно занял место древней аккадской клинописи в международных сношениях; он использовался даже на монетах малоазиатских сатрапов персидского царя.

    Ещё одной восхищавшей греков особенностью персидской империи были прекрасные дороги , описанные Геродотом и Ксенофонтом в рассказах о походах царя Кира. Самыми известными были так называемая Царская, шедшая от Эфеса в Малой Азии, у побережья Эгейского моря, на восток - в Сузы, одну из столиц персидской державы, через Евфрат, Армению и Ассирию вдоль реки Тигр; дорога, ведшая от Вавилонии через горы Загрос на восток к другой столице Персии - Экбатане, а отсюда к бактрийской и индийской границе; дорога от Исского залива Средиземного моря к Синопу на Чёрном море, пересекавшая Малую Азию, и пр.

    Эти дороги прокладывали не только персы. Большинство из них существовало в ассирийское и даже более раннее время. Начало строительства Царской дороги, которая была главной артерией персидской монархии, вероятно, относится к эпохе Хеттского царства, находившегося в Малой Азии на пути из Месопотамии и Сирии в Европу. Сарды, столица покорённой мидийцами Лидии, были соединены дорогой с другим большим городом - Птерией. От него дорога шла к Евфрату. Геродот, говоря о лидийцах, называет их первыми лавочниками, что было естественно для хозяев дороги между Европой и Вавилоном. Персы продолжили этот путь от Вавилонии далее на восток, к своим столицам, усовершенствовали его и приспособили не только для торговых целей, но и для государственных потребностей - почты.

    Персидское царство воспользовалось и другим изобретением лидийцев - монетой. До VII в. до н. э. на всём Востоке господствовало натуральное хозяйство, денежное обращение лишь начинало зарождаться: роль денег выполняли слитки металла определённого веса и формы. Это могли быть кольца, пластины, кружки без чеканки и изображений. Вес везде был различен, а потому вне места происхождения слиток просто терял значение монеты и должен был каждый раз вновь взвешиваться, т. е. делался обычным товаром. На границе между Европой и Азией лидийские цари первыми перешли к чеканке государственной монеты чётко определённого веса и достоинства. Отсюда употребление таких монет распространилось по всей Малой Азии, на Кипр и в Палестину. Древние торговые страны - , и - ещё очень долго сохраняли старую систему. Они начали чеканить монету уже после походов Александра Македонского, а до этого использовали монеты, изготовленные в Малой Азии.

    Устанавливая единую налоговую систему, персидские цари не могли обойтись без чеканки монет; кроме того, потребности государства, державшего наёмников, а также небывалый расцвет международной торговли вызвали необходимость в единой монете. И в царстве была введена золотая монета, причем право чеканить ее имело только правительство; местные правители, города и сатрапы для платежа наёмникам получили право чеканить только серебряную и медную монеты, которые вне их области оставались обыкновенным товаром.

    Итак, к середине I тысячелетия до н. э. на Ближнем Востоке усилиями многих поколений и многих народов возникла цивилизация, которая даже свободолюбивыми греками считалась идеальной . Вот что писал древнегреческий историк Ксенофонт: «Где бы царь ни жил, куда бы ни отправлялся, он заботится, чтобы везде были сады, называемые парадисами, полные всем красивым и хорошим из того, что может производить земля. В них он проводит большую часть времени, если этому не препятствует время года... Некоторые говорят, что, когда царь даёт подарки, сначала вызываются отличившиеся на войне, ибо бесполезно много пахать, если некому защищать, а потом - наилучшим образом обрабатывающие землю, ибо не могли бы существовать и сильные, если бы не было обрабатывающих...».

    Неудивительно, что эта цивилизация сложилась именно в Западной Азии. Она не только возникла раньше других, но и развивалась быстрее и энергичнее , имела наиболее выгодные условия для своего развития благодаря постоянным контактам с соседями и обмену нововведениями. Здесь чаще, чем в других древних очагах мировой культуры, возникали новые идеи и совершались важные открытия едва ли не во всех областях производства и культуры. Гончарный круг и колесо, изготовление бронзы и железа, боевая колесница как принципиально новое средство ведения войны , различные формы письма от пиктограмм до алфавита - всё это и многое другое генетически восходит именно к Западной Азии, откуда эти новшества распространялись по остальному миру, включая и иные очаги первичной цивилизации.

    Персидская империя была централизованным монархическим государством. Успехи и поражения персов зависели от личных качеств царя и его способности принимать верные решения. Основные повороты персидской внешней политики связаны с решениями, которые принимали цари. Даже самые могущественные сатрапы, военачальники и правители вассальных областей зависели от милости Ахеменидов. Основные этапы истории Персидской империи можно связать с деятельностью ее верховных правителей, управлявших державой из Персеполя.

    Первые Ахемениды . Царский род, из которого вышли Кир II и Дарий I, правил персами, по крайней мер, с VII века до н.э. Его основателем считали Ахемена, царствовавшего на рубеже VIII-VII столетий до н.э. Следующим царем был его сын Чишпиш (Теисп).

    Известно, что в VII веке до н.э. царем Персиды был Кир I . В первой половине VI века до н.э. персами правил Камбиз I, а после него трон унаследовал его сын по имени Кир.

    Кир II правил в 559-530 гг. до н.э. Этот правитель смог из царька маленькой Персиды стать основателем мировой империи. Он завоевал Мидию, Вавилонию, Малую Азию и ее греческие города, обширные земли в Средней Азии. Кир позволил вернуться на родину иудеям, угнанным в Месопотамию после Вавилонского завоевания.

    Камбиз II (530-522 гг. до н.э.). Был ближайшим соратником своего отца Кира. Несколько месяцев при жизни отца он правил как царь Вавилона. Перед последним походом против массагетов Камбиз стал соправителем Кира.

    В 525-522 годы до н.э. царь Камбиз II организовал вторжение и подчинил Египет. Он был провозглашен царем этой страны в соответствии с египетскими традициями и считается основателем XXVI династии.

    Геродот создал образ Камбиза как жестокого и безумного тирана, глумящегося над религиозными традициями египтян. Аутентичные тексты это не подтверждают, подчеркивая уважение царя к египетской религии.

    Дарий I (522-486 гг. до н.э.). Добился власти после смуты, последовавшей за смертью Камбиза. Сверг узурпатора Бардию и подавил восстания. Реорганизовал систему сатрапий. При Дарии I границы империи достигли максимума: была завоевана северо-западная Индия, часть Фракии, греческие острова в Эгеиде.

    Артаксекс I (465-424 гг. до н.э.). При этом царе завершились войны с греками. Он сумел сохранить контроль над восставшими Египтом и Кипром. Он начал политику сотрудничества с греческими полисами к выгоде Персии.

    Артаксеркс II (404-359 гг. до н.э.). Вскоре после прихода к власти подавил восстание брата Кира Младшего, выступившего к Вавилону. При Артаксексе II Персия активно вмешивалась в дела греческих полисов, поддерживая попеременно разные полисы, чтобы греки не могли стать опасными.

    В 386 году до н.э. в союзе со Спартой продиктовал грекам Анталкидов (Царский) мир, по которому эллинские полисы Ионии и Эолиды возвращались в состав империи Ахеменидов. В 375, 371, 366 годах до н.э. при участии Артаксеркса II между греческими полисами заключались новые мирные договоры. В 391-382 годах до н.э. подчинил сильного правителя Кипра Евагора.

    Артаксекс III (359-338 гг. до н.э.). Продолжал политику отца в отношении греческих полисов. В 355 году до н.э. вмешался в Союзническую войну Афин против Византия, Родоса и Хиоса. Он обещал этим полисам поддержку против Афин и добился заключения мира, по которому Византий, Родос и Хиос выходили из союза, возглавляемого Афинами.

    В 349-344 годах до н.э. подавил восстания в Финикии. В ходе кампаний 344-342 годах до н.э. полководцы Артаксеркса вновь завоевали Египет, отсоединившийся в конце V столетия до н.э.

    Дарий III (336-330 гг. до н.э.). Был представителем боковой ветви царского дома, возводящей происхождение к Дарию II. До прихода к власти был наместником Армении под именем Кодоман. Получил трон в зрелом возрасте в результате заговора, организованного придворным евнухом. На его правление пришлось вторжение Александра Македонского. После череды поражений и потери столицы Дарий был убит своими приближенными.

    После смерти большинства царей в Персии империю сотрясали мятежи. Сатрапы и зависимые правители старались отложиться от центральной империи, а представители боковых ветвей Ахеменидов занять трон. Чтобы удержать власть от царя требовались решимость, жестокость и дар политика.

    Деятельность царей из рода Ахеменидов был связана, прежде всего, с приобретением новых земель и стремлением удержать в подчинении уже завоеванные.

    ПЕРСИДСКИЕ ЦАРИ И ПОЛКОВОДЦЫ В КНИГЕ НЕПОТА К ЖИЗНЕОПИСАНИЮ ДАТАМА, К ФРАГМЕНТУ «О ЦАРЯХ»

    Среди знаменитых полководцев, представленных в этой книге, мы видим одного героя персидской истории - Датама, военачальни­ка царя Артаксеркса II, участника великого восстания сатрапов. Во фрагменте «О царях» Непот бегло упоминает самих владык Персии, при которых разворачивались события его греческих жизне­описаний. Открывает этот ряд имя Кира II, основателя великой Пер­сидской державы, умершего за 30 лет до начала греко-персидских войн. Бросим общий взгляд на периоды персидской истории, отра­женные на страницах Непота.

    В середине VI в. до н.э., когда в Афинах утвердилась власть тирана Писистрата, на Ближнем Востоке произошла смена вели­ких империй. Кир II, мелкий династ из рода Ахеменидов, прави­тель заштатной мидийской провинции Персиды, поднял против своего повелителя мятеж, увенчавшийся блестящим успехом: потомок пер­сидских князей воссел на престоле могучего Мидийского цар­ства (550 г.). По матери своей Мандане Кир приходился внуком свергнутому царю Астиагу, персы считались ближайшими родичами мидян, поэтому основание Персидской державы на месте Мидий­ского царства выглядело скорее дворцовым переворотом, чем за­воеванием; греки, как мы знаем, именовали персов мидийцами, и греко-персидские войны назывались у древних авторов мидийскими. За 30 лет царствования Кир II широко раздвинул границы своего государства, поглотив владения всех древних «царей четырех стран света». На востоке персы заняли Вавилон, прибрав к рукам наследие ассиро-вавилонских завоевателей; на западе, в Малой Азии, добычей их стало богатое торговое Лидийское царство вместе с подчинен­ными ему прибрежными греческими.колониями; возможно, уже при Кире покорились персам и некоторые ближайшие к Азии греческие острова.

    Создателю великой персидской державы не суждено было пере­дать ее прямым наследникам своего дома: после гибели великого царя на берегах Амударьи во время похода на массагетов (530 г.) сын его Камбиз царствозал всего 7 лет. Наследник Кира едва успел завершить дело своего отца, завоевав последнее великое цар­ство Ближнего Востока - Египет; в марте 522 г. он умер на обрат­ном пути в Персию, где объявился в то время мятежный претен­дент на престол, выдававший себя за младшего царевича Бардию. Этот последний истинный или мнимый отпрыск Кира пал жертвой дворцового заговора после 7 месяцев правления (сентябрь 522 г.). По решению знатных заговорщиков власть перешла к Дарию, пред­ставляющему побочную ветвь Ахеменидов; закрепляя свое право на престол, новый царь женился на дочери Кира Атоссе.

    С Дария I, сына Гистаспа, начинается династия персидских царей, воевавших с греками в общей сложности около 150 лет. В царствование ее основателя персы захватили побережье Фракии, подавили восстание азиатской Ионии и совершили первый морской поход на Аттику, закончившийся Марафонской битвой (см. жизне­описание Мальтиада). Дарий I умер в 486 г., в возрасте 64 лет, во время приготовления к новой войне. На престол вступил 36-летний Ксеркс, сын Дария от Атоссы, внук Кира Великого. В это время мощь персидского деспота казалась безграничной; море, разметав­шее царский мост на Геллеспонте, подверглось бичеванию за мятеж против владыки земли и стихий. Поход миллионного ксерксова полчища на Элладу (480 г.) стал кульминацией мидийских войн, разгром персов при Саламине и Платеях - вечным примером пора­жения земной гордыни.

    После славных побед в Европе греки перенесли войну на мо­ре, вытеснив персов из бассейна Эгеиды (см. жизнеописание Кимона). Правление Ксеркса заканчивалось бесславно: в последние два года его жизни происходили неурядицы внутри Персидского государства - голод, рост цен, лихорадочные перемещения чиновников. В 465 г. стареющий царь стал жертвой высокопоставлен­ных убийц, действовавших, как подозревали, по указке младшего царевича.

    Артаксеркс I, прозванный Долгоруким из-за того, что правая его рука была длиннее левой, вступил на престол благодаря интри­гам, отцеубийству и братоубийству. Тем не менее в греческой тра­диции он пользовался репутацией великодушного и милостивого владыки. Именно этот царь приютил и обласкал великого против­ника персов Фемистокла (см. жизнеописание Фемистокла). В его правление было подавлено крупное антиперсидское восстание в Еги­пте, поддержанное афинянами (460 - 454 гг.), не без участия персидских дипломатов произошло первое военное столкновение Афин и Спарты (1-ая Пелопоннесская война) и, наконец, закончилась 50-летняя греко-персидская распря: в 449 г. в Сузах персидский царь и афинский посол Каллий подписали мирный договор, согласно которому персы отказались от притязаний на острова и берега Эгей­ского или Греческого моря, удержав за собой Египет и Кипр. Грани­цей, разделяющей морские зоны влияния, стали Хелидснские остро­ва у берегов Памфилии.

    В перечне великих персидских царей Непот опускает имя Да­рия II, побочного сына Артаксеркса от вавилонской наложницы (отсюда - его прозвище Нотх, незаконнорожденный), который пра­вил во времена Пелопоннесской войны (424-404 гг.). Это был сла­бый правитель, употреблявший против греков только тех стрелков, что были отчеканены на золотых царских монетах. При нем в отно­шении эллинов утвердился принцип «разделяй и властвуй». С по­мощью персидских субсидий стравливались сильнейшие государства Греции, Афины и Спарта; не война, а союз с богатым персидским владыкой стал в это время важным явлением межгреческих отно­шений (см. жизнеописание Алкивиада).

    Внутри Персидского государства при Дарий II началось ослаб­ление центральной власти; усобицы и мятежи сатрапов, восстания покоренных народов входили в обиход персидской политики. В конце царствования Дария отпал Египет, завоевавший независимость на длительный период в 60 лет (405/400-342 гг.).

    В год окончания Пелопоннесской войны персидский престол за­нял Артаксеркс II Памятливый, старший сын Дария и его могу­щественной супруги, а также сестры Парисатиды. Этот царь-долго­житель, правивший 45 лет (404-359 гг.), был современником Агесилая, Эпаминонда и славных афинских полководцев, создателей 2-го Афинского морского Союза. Имеется плутархова биография Артаксеркса, существенную часть которой составляет рассказ о мятеже младшего царевича Кира против брата, о походе 10 тыс. греческих наемников в глубь Вавилонии, о победе и гибели претен­дента на престол (401 г.).

    В первые годы правления Артаксеркса II персы отразили втор­жение Агесилая в Малую Азию, а затем в течение многих лет неиз­менно придерживались политики Дария, проводимой в усовершен­ствованном виде: заняв позицию посредников и миротворцев, они вступали в союз с сильнейшим государством Эллады (сначала Спар­той, затем Фивами) и оказывали лидеру дипломатическую и финансо­вую поддержку, добиваясь с его помощью роспуска всех прочих боеспособных греческих коалиций (см. выше об Анталкидовом мире и Пелопидовом мире). При слабовольном царе, погруженном в интриги 360 жен и 150 сыновей, Персидская держава время от вре­мени трещала по всем швам. Карательные экспедиции царских полководцев против Египта закончились бесславно: в 385-383 гг. фараон Ахорис, в 374 г. Нектанеб I, пользовавшиеся услугами афинского военачальника Хабрия, обратили вспять армии Фарнабаза и Тифраста. В конце 60-х гг. при Тахе, сыне Нектанеба, произошло ответное вторжение египтян в Сирию и Палестину; в этом походе принимали участие Агесилай и Хабрий. В те же годы персидскому царю пришлось воевать с отложившимися сатрапами Малой Азии.

    Вскоре после второго похода персов в Египет (374 г.) восстал против своего повелителя наместник Каппадокии Датам; в 367 г. к нему присоединился фригийский сатрап Ариобарзан, примеру ко­торого последовали наместник Ионии Оронт и карийский династ Мавзол. Афины и Спарта, возмущенные профиванской ориентацией царского двора (см. выше о Пелопидовом мире 367 г.), не нарушая формального мира с Персией, прислали на помощь мятежникам Агесилая и Тимофея; фараон Tax также направил в Азию деньги и корабли. Мятеж малоазийских наместников, известный под на­званием «великого восстания сатрапов», продолжался до самого конца 60-х гг., сойдя на нет после сепаратного замирения или гибели его участников. События великого восстания отразились в непото­вом жизнеописании Датама.

    Начавшееся после этого мятежа царствование Артаксеркса III Оха (358-338 гг.) выходит за рамки непотовых биографий. При но­вом, жестоком и властном правителе произошло временное укрепле­ние Персидской державы: сложили оружие честолюбивые сатрапы, понесли жестокую кару восставшие финикийские города, был вновь завоеван Египет. На западе главные противники Персии, афиняне, увязли с 357 г. в войне с собственными союзниками. Через 3 года после начала союзнической войны, под угрозой нашествия огром­ного царского войска на Элладу, Афины приняли персидский ульти­матум, отозвав свой флот от берегов Малой Азии. Так, сразу же после смерти Артаксеркса II отошла в прошлое эпоха 2-го Афинско­го морского Союза.