Какие категории вооруженных конфликтов. Международное гуманитарное право. Режим военной оккупации
Выделяют следующие виды вооруженных конфликтов :
Международный вооруженный конфликт - это вооруженное столкновение между двумя или несколькими сторонами, обладающими международной правосубъектностью, а именно между вооруженными силами: а) суверенных государств; б) национально-освободительного движения и метрополии; в) восставшей или воюющей стороны (признанной в этом качестве) и соответствующего государства.
К вооруженным конфликтам немеждународного характера относятся такие вооруженные конфликты, которые происходят на территории какого-либо одного государства между его вооруженными силами или антиправительственными организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью его территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия.
Можно выделить следующие критерии вооруженного конфликта немеждународного характера, отличающие его от международного вооруженного конфликта: наличие враждебных организованных действий между противоборствующими силами одного и того же государства; фактическое участие в боевых действиях вооруженных сил противоборствующих сторон и применение ими оружия; коллективный характер выступлений; элемент организации; обладание частью территории соответствующего государства.
Важно отметить, что к вооруженным конфликтам немеждународного характера не относятся ситуации, связанные с внутренними беспорядками и напряженностью. Внутренние беспорядки - это такая ситуация, когда в условиях отсутствия вооруженного конфликта государство применяет силу в целях сохранения или восстановления правопорядка и законности. Внутренняя напряженность - это такая ситуация, когда в условиях отсутствия внутренних беспорядков государство прибегает к превентивному применению силы в целях сохранения спокойствия (мира) и законности.
Это значит, что отдельные антиправительственные выступления, случаи нарушения внутреннего порядка, возникновение обстановки внутренней напряженности (например, беспорядки) не могут быть отнесены к категории вооруженного конфликта немеждународного характера. Перерастание вооруженного конфликта немеждународного характера в международный вооруженный конфликт может произойти в результате военной интервенции других государств в нарушение норм международного права.
Последствия начала конфликта .
В соответствии с Конвенцией об открытии военных действий (Гаага, 18 октября 1907 года) военные действия между государствами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны. Однако в соответствии с современным международным правом объявление войны не может быть оправданием и прикрытием агрессии.
В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» от 31 мая 1996 года состояние войны объявляется федеральным законом в случае вооруженного нападения на Российскую Федерацию другого государства или группы государств, а также в случае необходимости выполнения международных договоров Российской Федерации. С момента объявления состояния войны или фактического начала военных действий наступает военное время, которое истекает с момента объявления о прекращении военных действий, но не ранее их фактического прекращения.
В соответствии с нормами международного права состояние войны влечет за собой ряд юридических последствий: начало войны означает конец мирных отношений между государствами, то есть между ними прерываются дипломатические и консульские отношения. Персонал посольств и консульств отзывается (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года); начало войны влияет на действия международных договоров, существующих между воюющими государствами. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные отношения, прекращают свое действие. Начинается фактическое выполнение соглашений, регулирующих законы и обычаи ведения войны (например, Женевские конвенции 1949 года). Такие соглашения не могут быть денонсированы во время войны участвующими в вооруженном конфликте сторонами; к гражданам страны-противника может быть применен специальный режим; их право на выбор места жительства ограничивается, они могут быть интернированы или принудительно поселены в определенном месте (статьи 41, 42 Женевской конвенции 1949 года о защите гражданского населения во время войны); имущество, принадлежащее непосредственно государству - противнику, конфискуется (за исключением имущества дипломатических и консульских представительств). Данное правило не распространяется на имущество граждан государства-противника.
Правовой статус участвующих лиц .
Рассмотрим статус участвующих в вооруженном конфликте лиц.
Комбатанты (от франц. combatant – воин, боец) – это лица, входящие в состав регулярных вооруженных сил и имеющие право принимать непосредственное участие в боевых действиях против неприятеля (Дополнительный протокол I). К комбатантам относятся лица, принадлежащие к составу вооруженных сил воюющих сторон, партизаны, участники военных ополчений, добровольцы, личный состав организованных движений сопротивления, лица, стихийно взявшие в руки оружие для борьбы с вторгшимся противником и еще не успевшие организоваться в отряды (группы). Комбатантами являются также участники (бойцы) национально-освободительных движений, которые ведут борьбу против колониального господства, иностранной оккупации и расистских режимов (Дополнительный протокол I), экипажи торговых судов и самолетов гражданской авиации, если они оказывают непосредственную помощь воюющим.
Партизаны являются комбатантами, то есть лицами, добровольно сражающимися за свободу и независимость своей родины в составе организованных отрядов на оккупированной противником территории. Партизаны признаются комбатантами только в тех случаях, если они: имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; имеют отличительный знак; открыто носят оружие; соблюдают в боевых действиях нормы и принципы права вооруженных конфликтов. Статья 43 Дополнительного протокола I конкретизирует положение об открытом ношении ими оружия. Чтобы подчеркнуть свое отличие от гражданского населения, партизаны должны открыто носить оружие: а) во время каждого военного столкновения; б) в то время, когда они находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, которое предшествует началу боя.
Некомбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил, оказывающие им помощь в качестве персонала обеспечения, но сами непосредственно в боевых действиях не участвующие. Это медицинский, интендантский состав, корреспонденты, репортеры, духовенство. К ним не должно применяться оружие до тех пор, пока они используют свое оружие только для самозащиты или для защиты вверенного им имущества. В случае же непосредственного их участия в боевых действиях они становятся комбатантами.
Во время военных действий часто возникает потребность в разграничении таких категорий, как военный шпион, разведчик, доброволец, наемник и др.
Военный шпион (лазутчик ), согласно ст. XXIX Приложения к IV Гаагской конвенции (1907), – это лицо, которое, действуя тайным образом или под ложными предлогами, собирает или старается собрать сведения в районе действия одного из воюющих с намерением сообщить таковые противной стороне. Дополнительный протокол I уточняет, что военный шпион – лицо из состава вооруженных сил, попадающее во власть противной стороны в то время, когда оно занимается шпионажем, не имеет права на статус военнопленного и с ним могут обращаться как с уголовным преступником. Если лицо из состава вооруженных сил собирает сведения на территории, контролируемой противной стороной, и носит при этом форменную одежду своих вооруженных сил, или не действует обманным путем, или преднамеренно не прибегает к тайным методам, то оно считается не шпионом, а разведчиком.
Военный разведчик – лицо, собирающее сведения в районе действия противника явно, не скрывая своей подлинной принадлежности к вооруженным силам воюющей стороны (в форме, с оружием). В случае если это лицо попадает в руки противника, на него распространяется режим военного плена.
Доброволец – лицо, добровольно поступающее в действующую армию одной из воюющих сторон. Согласно Гаагской конвенции о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны (1907), отдельные лица могут переходить границу, чтобы поступить на службу одного из воюющих. Если отдельное лицо добровольно вступает в армию одного из воюющих, то оно теряет статус лица нейтрального государства.
Международное право считает правомерными действия добровольца, если он вступает в армию, ведущую войну в защиту своей страны от иностранной оккупации. Вступление в такую армию гражданина другого государства не нарушает права вооруженных конфликтов. Добровольчество широко применялось в войнах республиканской Франции против коалиции феодально-абсолютистских государств Европы в конце XVIII века; во время национально-революционной войны в Испании (1936–1939). Большой размах приняло добровольчество всех народов мира в годы Великой Отечественной войны против гитлеровской Германии.
Наемник – лицо, добровольно вступающее в вооруженные отряды, ведущие вооруженную борьбу на стороне противоправных сил, бандформирований, террористических групп. Наемник не находится под покровительством права вооруженных конфликтов, он является уголовным преступником. Преступность его деяний вытекает из самого факта, что он является участником преступных объединений. Согласно статьи 47 Дополнительного протокола I, наемник – это лицо, которое:
а) специально завербовано на месте или за границей для того, чтобы принимать участие в вооруженном конфликте;
б) фактически принимает непосредственное участие в военных действиях;
в) принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом личной выгодой, и которому в действительности обещано стороной или по поручению стороны, находящейся в конфликте, материальное вознаграждение, существенно превышающее обещанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга, входящим в личный состав вооруженных сил данной стороны;
г) не является ни гражданином стороны, находящейся в конфликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории, контролируемой стороной, находящейся в конфликте;
д) не входит в личный состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте;
е) не послано государством, являющимся стороной вооруженного конфликта, для выполнения официальных обязанностей в качестве лица, входящего в состав вооруженных сил этого государства.
Важность этого определения состоит в том, что с его помощью можно провести четкое различие между наемниками и военными советниками – военнослужащими одного государства, которые в соответствии с соглашением направляются в другое государство для оказания помощи в создании вооруженных сил, подготовке военных кадров, обучении войск, иногда и для помощи в организации и ведении боевых действий.
Использование наемников влечет за собой международно-правовую ответственность того государства, в интересах которого они действуют. Такую же ответственность несет и то государство, которое не препятствует вербовке и отправке граждан в качестве наемников. Из этого положения вытекают два обязательных требования к государствам: а) издать законы, предусматривающие наказание за вербовку, финансирование, обучение наемников; б) запретить своим гражданам поступать в наемники. Отказ государств от принятия этих мер влечет международную ответственность.
Нейтралитет .
Нейтралитет во время войны означает неучастие государства в войне и неоказание им помощи воюющим сторонам. Нейтралитет государства может быть постоянным или временным , относящимся только к определенной войне, о чем государство может делать специальное заявление. Права и обязанности нейтральных государств, а также воюющих сторон в отношении нейтральных стран в случае вооруженного конфликта регламентируются Гаагскими конвенциями (1907) о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны и о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае морской войны, а также некоторыми другими международно-правовыми актами. Согласно этим конвенциям, территория нейтрального государства признается неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий.
В случае сухопутной войны воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт (железнодорожный, морской, воздушный). Если войска воюющей державы окажутся на территории нейтрального государства, то оно обязано их интернировать. Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов в пользу воюющих, оно не имеет права снабжать воюющие стороны оружием и другими военными стратегическими материалами. Запрещается располагать на нейтральной территории электронные и другие военно-технические объекты воюющих сторон. Нейтральное государство вправе отражать вооруженное покушение на его нейтралитет, оно может разрешить перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон.
В случае морской войны в территориальных водах нейтрального государства запрещается производить военные действия, в том числе: захватывать торговые суда воюющей стороны; создавать в территориальных водах, портах, на рейдах базы для военно-морских операций; устанавливать военные средства связи с воюющими силами.
Нейтральному государству запрещается: передавать воюющим сторонам военные суда, боеприпасы и другие военные материалы; оборудовать и вооружать в территориальных водах нейтрального государства суда, предназначенные для ведения военных действий после их выхода из этих вод.
Однако воюющие государства могут использовать территориальные воды, порты и рейды нейтрального государства на согласованных с ним условиях. Так, проход судов через территориальные воды нейтрального государства не считается нарушением нейтралитета. В случае длительного пребывания этих судов в территориальных водах (более 24 часов) они могут быть интернированы до окончания войны. Военные корабли воюющих, получившие в порту нейтрального государства топливо, повторно могут получить его не ранее чем через 3 месяца.
Торговые суда воюющих сторон имеют право свободно входить (проходить транзитом) в любые воды, открытые для мирного торгового мореплавания. Они вправе перевозить любые грузы и не могут быть осмотрены или подвергнуты нападению, пока не выйдут из территориальных вод нейтрального государства. Время пребывания торгового судна в этих водах не ограничивается. К режиму нейтралитета в морской войне относится и регулирование борьбы воюющих сторон с военной контрабандой, под которой понимаются материалы и предметы, запрещаемые воюющей стороной к перевозке нейтральным государством для снабжения противной воюющей стороны. В соответствии с Лондонской декларацией о праве морской войны (1909) военная контрабанда делится на абсолютную и относительную (условную). Абсолютную контрабанду составляют материалы и предметы исключительно военного назначения: оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, военное снаряжение. Относительная военная контрабанда включает материалы и предметы, которые могут использоваться как в мирных, так и в военных целях: это одежда, обувь, ценные бумаги, золото, суда, средства связи, топливо. Медикаменты ни при каких условиях не могут рассматриваться как военная контрабанда. Предметы военной контрабанды конфискуются или уничтожаются, если будет доказано, что они доставляются на территорию неприятеля или на оккупированную им территорию.
Специальных международно-правовых актов, определяющих нейтралитет в воздушной войне, нет. На воздушную войну распространяются общие правила нейтралитета, изложенные в конвенциях; они сводятся к следующему: воздушное пространство над территорией нейтрального государства неприкосновенно. Запрещается пролет через воздушное пространство самолетов воюющих сторон, преследование самолетов противника и вступление с ними в бой; приземлившиеся военные самолеты воюющих сторон подлежит задержанию, а экипаж интернируется до окончания войны;
воюющим сторонам запрещается провозить через воздушное пространство нейтрального государства свои войска и военное имущество. Перевозка на самолетах раненых и больных воюющих сторон допускается с согласия нейтрального государства.
Раздел 13. Международное гуманитарное право
История возникновения международного гуманитарного права уходит в XIX век. Именно тогда разрабатывались и принимались действующие до сих пор международные договоры. Развитию международного гуманитарного права способствовали Гаагские и Женевские конференции конца XIX – начала XX вв. Идеи гуманности заставляли государства серьезно ограничивать средства и методы ведения войны, признавать недопустимость убийства мирных жителей и серьезного нарушения их прав. Однако в условиях ведения вооруженного конфликта, увы, международное гуманитарное право является одной из самых неэффективных отраслей, нормы которой довольно часто нарушаются.
Термин «международное гуманитарное право» используют в двух значениях:
1) им обозначается вся совокупность норм, регулирующих правовой статус индивида, права человека, в том числе, во время вооруженного конфликта – это широкое понимание;
2) им обозначается только те нормы, что действуют в период вооруженного конфликта, ограничивая воюющие стороны в выборе средств и методов ведения войны, обеспечивая участникам конфликта определенный правовой статус – узкое понимание.
Мы будем использовать термин в его узком понимании. Может быть, не очень красиво звучит по-русски «Право прав человека», но нормы права, которые устанавливают международные стандарты прав и свобод человека и механизмы их защиты, вряд ли стоит объединять с гуманитарным правом.
Впервые этот термин был предложен в 50-х годах ХХ века швейцарским юристом Жаном Пикте, а в 1974-1977 годах оно вошло в название Женевской дипломатической конференции по вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженного конфликта. Данное понятие используется в этом смысле и в других международных документах.
Международное гуманитарное право – это совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих так называемые правила ведения войны (законы и обычаи войны), регулирующих отношения между воюющими сторонами, и имеющих своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны и их последствий для мирного населения.
Предметом регулирования международного гуманитарного права являются отношения, возникающие в период вооруженных конфликтов. С одной стороны, эти отношения касаются выбора средств и методов ведения войны. Первые эти нормы были закреплены в международных договорах, принятых на Гаагских конференциях, и эта часть международного гуманитарного права получила название «Право Гааги» . Оно устанавливает, какое оружие и как можно использовать во время войны. Другая сторона предмета международного гуманитарного права – это статус участников вооруженных конфликтов и мирного населения. Эти нормы закреплялись в Женевских конвенциях и потому эта часть получила название «Право Женевы» .
Международное гуманитарное право основывается на ряде принципов:
1. Основные:
Принцип гуманизма – это приоритет общечеловеческих ценностей;
Принцип равного обращения с участниками вооруженных конфликтов и запрещения их дискриминации.
2. Специальные:
Принцип ограничения воюющих в выборе средств ведения войны;
Принцип защиты жертв войны и гражданских объектов
Принцип добропорядочности и законности в период ведения боевых действий.
Особенностью международного гуманитарного права является то, что оно действует только в период вооруженных конфликтов. Что такое вооруженный конфликт с точки зрения международного права? Вооруженный конфликт можно определить как силовое противостояние вооруженных сил. Одним из синонимов вооруженного конфликта является война. Войну можно определить как конфликт между политическими образованиями (государства, политическими вооруженными группировками и т.д.), происходящий в форме военных действий между их вооружёнными силами. Основным средством достижения целей войны служит организованная вооруженная борьба.
Виды вооруженных конфликтов:
1. По целям войны делят на справедливые (освободительные, оборонительные) и несправедливые (агрессивные, захватнические, колониальные). Считаются формально «справедливыми» национально-освободительные войны, которые ведут сепаратистские организации (Чечня, Кашмир и т.п.). Однако эти справедливые войны не одобряются международным сообществом в силу действия принципа мирного разрешения споров.
2. По масштабу войны делят на мировые, локальные, которые, в свою очередь, могут быть региональными и внутригосударственными. Первоначально международное гуманитарное право распространялось только на мировые и региональные войны. Однако идеи гуманности не могут быть реализованы, если во время внутренних вооруженных конфликтов их участники не поставлены под контроль международного права. Кроме того, в истории достаточно примеров, когда внутренний конфликт перерастал в региональный. Для распространения гуманитарного права на внутренние конфликты был принят специальный протокол к Женевским конвенциям.
3. По месту ведения войны делят на сухопутные, морские, воздушные.
4. По процедуре начала войны делят на объявленные и необъявленные.
Международное гуманитарное право регулирует порядок начала вооруженного конфликта и его правовые последствия. Война должна быть начата с объявления об этом. Впервые правило, обязывающее государства предварять начало войны ее объявлением, было закреплено III Гаагской конвенцией об открытии военных действий 1907 г. Институт международного права в Генте разработал следующие положения: война не должна начинаться без объявления ее или без ультиматума, причем в любом случае до начала военных действий должен быть назначен срок, достаточный для того, чтобы предупредить вероломное нападение врасплох. Таким образом, война должна объявляться предварительно и содержать мотивировку ее начала. Война может объявляться ультиматумом (условное объявление), но при этом предоставляется разумный срок для ответа. Объявление войны не должно быть формальным. После него не должны сразу начинаться военные действия.
Обычно в дипломатической практике объявление войны осуществляется путем направления ноты (28 июля 1914 г. Австро-Венгрия адресовала формальное объявление войны Сербии; 3 августа 1914 г. германский посол в Париже вручил французскому министру иностранных дел ноту, в которой содержалась ссылка на враждебные действия французских военных сил и указывалось, что при наличии таких актов агрессии Германская империя считает себя находящейся в состоянии войны с Францией – так началась Первая мировая война).
Таким же образом – через дипломатических представителей осуществляется вручение ультиматумов. Ультиматум – это выраженное в дипломатическом документе или устной форме категорическое, не допускающее никаких споров и возражений требование властей одного государства, предъявляемое властям другого государства, с угрозой того, что в случае невыполнения этого требования к указанному сроку выдвинувшее ультиматум государство примет необходимые меры. Ультиматум бывает простым (в него не включено указание на меры, которые предполагает осуществить держава, пославшая ультиматум) и уточненным (такие меры указаны).
Объявить войну могут высшие органы государства в соответствии с их конституциями. Как правило, это главы государств или парламенты. Война между воюющими считается начавшейся с момента ее объявления, даже если боевые действия не начаты. Объявление войны, как правило, касается только того государства, которому оно адресовано. Но если это государство участвует в организации коллективной безопасности, то в войну на его стороне вступают все государства этой организации.
Не вполне понятно применение норм об объявлении войны к немеждународным вооруженным конфликтам. Война в этом случае начинается, как правило, фактически, путем начала боевых действий – или сопротивления правительственным войскам, или противоборства других воюющих группировок.
Юридические последствия начала войны. Начало войны автоматически прерывает дипломатические и консульские отношения между ними. Дипломатический и консульский персонал покидает государство пребывания. Двусторонние политические, экономические, правовые, военные, социально-культурные и иные договоры, рассчитанные на мирные взаимоотношения, во время войны не применяются. В отношении многосторонних договоров существует точка зрения об их применении. Однако участники вооруженного конфликта на время войны могут приостановить действие этих договоров.
Начало войны означает и определенные последствия для частных лиц. Граждане государства-противника подпадают под особый правовой режим, их права обычно ограничиваются. Они могут покинуть территорию воюющего государства, если их выезд не противоречит интересам этого государства. Кроме того, к ним может быть применен специальный режим вплоть до принудительного поселения в определенном месте либо интернирование.
Имущество, принадлежащее враждебному государству, конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских учреждений. В соответствии со ст. 55 Гаагского положения, воюющая сторона, войска которой при наступлении заняли часть территории противника, должна признать за собой лишь право управления и пользования недвижимым имуществом, обязана сохранять ценность лесов, сельскохозяйственных угодий и иных объектов недвижимости. Воюющие государства вправе завладеть деньгами, фондами и долговыми требованиями, составляющими собственность враждебного государства, складами с оружием, медицинскими средствами, продуктами. Все средства транспорта и связи, даже если они принадлежат частным лицам, также могут быть захвачены, но подлежат возврату по окончании войны и заключения мира.
Ведение боевых действий вооруженными силами происходит на определенном пространстве: на сухопутной, воздушной и морской территории. Это пространство составляет театр войны. Пространство театра войны может находиться в пределах государственной территории и за ее пределами, например, в открытом море. Театр войны состоит из театров военных действий – это территории (участки местности), на которых вооруженные силы воюющих сторон фактически ведут боевые действия.
Войну нельзя вести в демилитаризованных зонах (например, Антарктика), нейтрализованных территориях (например, архипелаг Шпицберген) и на территории нейтральных государств. Нейтральные государства обязаны запрещать воюющим странам проводить через свою территорию войска, военную технику и продовольствие, запрещать деятельность вербовочных пунктов или формирование отрядов для армии воюющих сторон, а также снаряжение или вооружение судов для участия в боевых действиях, создание и использование в качестве средств сообщения с войсками радиоустановок и других средств связи, кроме случаев облегчения участи раненых и больных. Постоянно нейтральными государствами являются, например, Швейцария, Австрия, Туркменистан.
Окончание войны. Прекращение военных действий может осуществляться в форме перемирия и капитуляции . Перемирие – это прекращение воюющими сторонами боевых действий. Ст. 37 IV Гаагской конвенции устанавливает, что перемирие может быть общим и местным. Местное перемирие приостанавливает военные действия между отдельными подразделениями вооруженных сил на определенном участке театра военных действий и на ограниченный период времени. Его цель заключается в решении частных, ограниченных задач, возникающих в конкретном месте и временном интервале: подбор раненых, погребение мертвых, направление парламентеров, эвакуация детей и женщин и т.д. Местное перемирие предполагает продолжение военных действий после решения этих задач. В отличие от местного, общее перемирие не приостанавливает, а прекращает боевые действия. Решение о заключении общего перемирия принимается высшими государственными органами, а местного – командованием на определенном участке фронта.
Объявление общего перемирия означает начало мирных переговоров и заключение мирных соглашение. Общее перемирие нельзя прекратить в одностороннем порядке.
В отличие от перемирия капитуляция не создает полностью нормальных взаимоотношений между государствами после ее подписания, более того государство, подписавшее акт о капитуляции, утрачивает также формальное равенство с победителем и выполняет все его предписания.
Исторически можно установить, что капитуляция бывает: условная и безусловная (безоговорочную), почетная и обыкновенная. Условная капитуляция означает, что при сдаче воинской части капитулирующая сторона выговаривает себе право, в частности, оставить холодное оружие у офицерского состава, выйти с оружием и знаменами из сданного укрепленного пункта. При безусловной капитуляции таких последствий не наступает. Последствия почетной капитуляции могут выражаться в сохранении за офицерами холодного оружия, за воинской частью - знамен. Обыкновенная капитуляция заключается в прекращении военных действий, сдаче противнику позиций, разоружении капитулирующих и их пленении.
Капитуляция одной воинской части еще не может завершить войну. Но капитуляция армии или ее значительной части, в результате чего государство утрачивает способность к дальнейшему сопротивлению, является фактическим окончанием войны. Капитуляция имеет важное военное и политическое значение.
Одной из форм прекращения состояния войны может быть издание односторонней декларации (заявления), которая провозглашает наступление мирных отношений и позволяет в дальнейшем разрешить возникшие вопросы послевоенного урегулирования. Эта форма характерна тем, что каких-либо переговоров между противоборствующими сторонами не происходит, а мирные отношения считаются результатом волеизъявления одной из сторон.
Наилучшим способом прекращения войны является заключение мирного договора, где решаются все спорные вопросы между воюющими державами.
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : да | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0 |
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет | Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0 |
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: 0 | Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: |
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: 0 |