Утеплители Изоляция Блоки

Классификация стилей архитектурных. Стили и направления в мировой архитектуре

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Издатель не разрешает передачу этого материала третьим лицам, а также использует его полностью или частично в любой другой публикации в печатном, электронном или ином виде. Это изменение идей, динамики, постоянного потока новых концепций, баланса социальных движений, технических возможностей и личностей. Во всей этой лодке идея, некоторые из более ярких личностей сформировали новые выразительные тенденции, часто в то же время.

Все эти изменения являются лишь частью продолжающейся архитектурной эволюции, а архитектурные тенденции не имеют начала и конца, все они являются результатом постоянных изменений. Архитектурное выражение изменяющегося мира свободы также обращено на внимание литовских архитекторов, и направления иностранной архитектуры также видны в литовской архитектуре так или иначе. Стилистическое развитие архитектуры в свободном, демократическом мире было исправлено социальными отношениями, идеями художников, экономическими факторами, некоторыми решениями, продиктованными корпорациями или крупными бизнес-группами.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

В Советском Союзе это исключительно политическая система. Он является исследователем архитектуры советской эпохи, который много писал об этом. Он считает политический и идеологический фактор одним из самых важных архитекторов эстетики советских времен 1.

Например, «европейская» функциональность начиналась с прорыва философии, искусства, музыки и даже науки о физике 2, тогда как Советы полагались на требования общественного развития с утилитарной точки зрения. Бонусы были даны не столько для объектов художественного, архитектурного уровня, так же как и для политического соблюдения положений 3. политических решений Советского Союза в середине пятидесятых годов, осуждающей напыщенности и декора, благодаря рационализации той же архитектуры самым дешевым и простым способом 4.

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Современная архитектура в умеренности, функциональности и простоте намного больше в соответствии с духом советского социалистического реализма, чем декоративно, хорошо, и большинство из позднего модерна периода создания гипнотизирующего художественного выражения в общественных здания предназначены для превозносить достижения социализма и показать порядок в процветании.

Таким образом, уникальный аспект заключается в том, что те же идеи для стран Западной Европы и советского блока представляли совершенно разные вещи, хотя конечный результат - архитектурная форма - не показывает его. Оценивая социокультурный и политический контексты в модернистском архитектурном потоке, следует отметить, что в принципе модернизм сам по себе является более социальным и культурным проектом, который проявляет себя междисциплинарным, охватывающим все культурные явления. Хотя само собой разумеется, что модернизм в Литве был продиктован общими внутренними процессами Советского Союза, он не был закрыт, а скорее отразил глобальные тенденции в современности.

Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Например, при планировании городов и поселений стало широко использоваться унифицированное моделирование поселений. Из-за плановой экономики, отсутствия частной собственности, применение этих принципов стало приемлемым для заявленного сообщества и для социальной системы в Советском Союзе 7.

Международный стиль в литовской архитектуре. Во второй половине 70-х годов эстетические цели были в значительной степени заброшены, его цель - чисто функциональная, утилитарная. В течение этого периода, не разработаны много типичных домов, детских садов, домов культуры и другие зданий, без какой-либо художественной ценности 8. Однако в данном стандарте, не мельница здания массы и может быть найден в ряде эксклюзивных, репрезентативных объекты международных архитектурных творческих принципов. Они характеризуются преобладающими выражениями: черно-белый контраст, простые геометрические формы, тесная связь между конструкциями и архитектурной эстетикой.


Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

По словам Мизулиса, изменения в советских республиках происходили постепенно, но в Литве дела пошли быстрее. Чужие художественные идеи, поощрение духа социалистического реализма, принципы дизайна, не были очень популярны среди тогдашнего литовских архитекторов, запомнились межвоенной рациональными архитектурными традициями 9. Для того, чтобы выйти за пределы историзма архитектуры, это было необходимо, чтобы оглянуться назад в прошлое, в архитектурный стиль межвоенного Литвы, которая уже в то время должен был увидеть модернистские идеи.


Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.

Петрулис утверждает, что в бывшем Советском Союзе и его зоне влияния этот процесс можно охарактеризовать как ремоделирование, возвращение к идеалам архитектурной архитектуры, возникшим в доисторическую эпоху. В литовском контексте этот процесс также можно частично рассматривать как продолжение Межвурологической современной школы архитектуры 10.

Важным объектом этого периода является строительство Проектного института городского строительства в Вильнюсе, разработанного Эдуардом Хломауско. Хотя в комплексе преобладают симметричный план и объемный состав, а также намеки на современные исторические детали, четкие объемы лаконичных зданий указывают на устремления функциональной архитектуры международного стиля. Было заметно более сильное влияние международного стиля. Вертикальная часть комплекса создала композиционный противовес башне военного музея, нижние трупы, встроенные в существующее здание, выделили контуры площади.

Классификация архитектурных стилей

название стиля

характеристика стиля

план

изображение

Канонический

4тыс. до н.э.

332 г.н.э.

Сверх человеческие размеры, устойчивость, строгая симметрия, «колличественность», геометризм форм, грандиозность. Архитектура увековечила обожествлённую власть фараона и веру в загробную жизнью.

Хотя сложная архитектура доминирует художественное выражение международных элементов стиля - четко определить объемы темного стекла и белых оштукатуренных поверхностей фасадов играть можно увидеть в середине войны Каунас рациональных архитектурных особенностей - окно окружает ритм завершения свеса подсказку.

Хрестоматичная эстетика интернационального стиля характерна для работ архитектора Витаутаса Дичичюса. Бесплатное планирование указывается не только по функциональной структуре зданий, но и по всему зданию студенческого городка. Он служил корпоративный имидж, доминирующие алюминиевая рама и стеклянные плоскости означает сочетание солидности и, самое главное, прозрачность.

(пирамиды в Гизе, ансамбль храмов в Карнаке)


Классический

8 в до н.э.-

5 век н.э.

Этот стиль выработался в Античности: Греции, Риме. Лёгкая стройная архитектура Др. Греции несёт в своём художественном строе иной дух героики и значимости человека. Главное достижение греческих зодчих- создание ордера. Гармония, лёгкость, простота, соразмерность человеческому маштабу практичность, рационализм, торжественность.

В Литве существовал важный вопрос по форме, а не по содержанию. Региональный поиск персонажей в современной литовской архитектуре. Парадоксально, однако, что критический регионализм является универсальным явлением, которое охватывает универсальные принципы формулирования и адаптирует их в соответствии с общими концептуальными параметрами, которые определяют подлинность конкретного объекта и его уникальные характеристики. Критический регионализм в архитектуре следует рассматривать как противоречие между анонимностью и отрицанием идентичности международного стиля художественного выражения.

(Афинский акрополь, римский колизей)




Романский

11- 12 в.в.

Массивность, тяжеловестность, грузность, крепостной характер, основное выразительное средство - стела с узкими проёмами - крестово -купальная система. Толстые стены, узкие окна- бойниц в монастырях и замках. Главным элементом композиции - донжон. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Целью этой архитектуры является современная архитектура, но основанная на местных традициях и культурном контексте, поиск связей между традициями и современной архитектурой характерен для этого направления 11. Критический регионализм никогда не становился самостоятельным, легко идентифицируемым направлением архитектуры с легко идентифицируемыми чертами художественного выражения. Это противоречило бы самой идее этого направления, которое подчеркивает пространство, созданное не архитектурой, а скорее местом, а не общепринятыми принципами создания архитектурной формы, а индивидуальным подходом разработчика к конкретной ситуации.

(Соборный ансамбль в Пизе, Собор в Вормсе)





Готический

13 - 14 в.в.

Вероятно, из-за предполагаемой неопределенности этот термин редко используется в литовской архитектуре, вместо этого он относится к «северному характеру архитектуры», «финскому модернизму» и т.д. Хотя регионализм в современной архитектуре давно признан и узнаваем при изучении глобальной архитектуры.

Первые особенности критического регионализма в литовской архитектуре очевидны в попытках архитекторов использовать местные материалы, сочетая чистые международные стили. Он был ограничен фрагментарным использованием кирпичной кладки или сломанного камня для украшения первого этажа, подчеркивая функциональную объемную композицию. Регионализм придает этому зданию богатый народный декор, используемый как в фасадах, так и в интерьере, скульптурные молдинги, орнаменты.

Конструктивной основой становится каркас, появляются огромные проёмы, заполненные витражами. Вытягиваются и принимают стрельчатую форму арки и порталы. Лёгкость, ажурность, невесомость, устремлённость вверх к небу, к Богу.

(собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, в Кёльне )

Можно также увидеть адаптацию принципов критического регионализма, экспериментируя не только с материалами, но и с формами, объемами и планами, характерными для международного стиля. Одним из таких объектов является Дом композиторов Витаутаса Эдмундаса Чканаускаса в Вильнюсе. Композиторским домом, отличающимся особой контекстуальностью и уважением к естественной ситуации. Студия Аалто в Хельсинки, мэрия в Сайнацало, летняя резиденция в деревне Муурацало, Финляндия и другие объекты. 13.

Внешне преобладание разницы в материалах отражается в интерьерах. Массив, разделен на более мелкие объемы, которые, в свою очередь, делятся на плоскости окон и темной штукатурки - таким образом, комплекс экспонатов приобретает пропорции, характерные для окружающего поселения. В этом высокочувствительном контексте этот объект отражает принципы критического регионализма в отношении между текстурами и цветами. К окружающему зданию относились черепичные крыши, кирпичная текстура, штукатурка и стекло, а объемный и пространственный состав уже отражал принципы позднего модернизма.

Древне - русский

9 - 17 в.в.

Величавая простота, праздничность, нарядность, декоративность, многоглавие.

Хотя этот объект подвергся критике со стороны коллег за «удар по историцизму», сегодня он воспринимается как осязаемая интерпретация архитектуры прошлого 14. Гуманное отношение к природе, органичности и оптимальному масштабированию противоречило типичной архитектуре, которая была в то время. Важнейшим аспектом микрорайона Лаздыни является человеческое измерение в переходе или переходе от многогранной перспективы. Примером контекстуального критического регионализма, уже обладающего пластичностью, присущей позднему модернизму, является строительный комплекс Министерства связи, разработанный Дж.

(храм Св. Софии в Киеве, церковь Покрова на Нерли,

Дмитриевский собор во Владимире)

Здание собрано из типичных элементов, но ради контекста в исторической среде художественное выражение фасадов решается различными композиционными средствами, некоторые из которых видны в декоративных тенденциях. Здание реплицирует позы старого города, интерпретируя внутренний двор в Вильнюсе. половина наполовину открыта.

Декоративи, фасадное архитектурное выражение отражало критический регионализм с точки зрения контекстуальности и толкования. Пространственные решения здания близки к международному стилю функциональности, но местный характер отражается в скульптурном оформлении деревянных внутренних балконов, массивных карнизов, скульптурных фасадных пластиков.

Ренессанс

13 - 17 в.в.

Симметрия, гармония, уравновешенность, геометорическая правильность форм. Важным достижением- создание новой архитектурной формы - этажа. Окна трактуются как глаза здания, фасад - как лицо здания; т.е. снаружи выражается внутреннее архитектурное пространство.

(храм Санта - Мария дель Фьоре , Палаццо Ручелаи, Микеланджело Буонарроти. Купол собора св.Петра. Рим )


Барокко

17 век

Причудливый, динамичный, неспокойный, богато декорированный, скульптурный, создание парков, ансамблей, здания богато укршены лепниной, живописью, скульптурой.

(Ансамбль собора Св. Петра в Риме, Царскосельский дворец, Эрмитаж, )





Классицизм

17 - 19 в.в.

«Классиус» - образец. Стиль абсолютных монархий, спокойное величие и благородная простота, строгий ритм, симметрия, нарядность, торжественность. строгость формы, ясность пространственного решения, геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений

(дворцовый ансамбль Версаля , стрелки Васильевского острова, Казанский собор)







Рококо

18век

«Рокайль» - раковина. Утончённость, манерность, роскошь, прихотливая декоративность, орнамент в виде раковины. характерно тяготение к асимметрии композиций, мелкая деталировка формы, насыщенная и уравновешенная структура декора в интерьерах, сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом, контраст между строгостью внешнего облика зданий и деликатностью внутреннего их убранства. ( Овальный зал отеля Субиз , двоцовые интерьеры Зимнего дворца, Смольный собор)



Ампир

18век

Стиль империи эпохи Наполеона, суховатость, академизм, строгость, чёткость линий, холодное величие. сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики. увлечение строительством различного рода триумфальных арок, памятных колонн, обелисков. Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов

(Шальгрен. Арка Звезды в Париже , здание главного штаба в Петербурге, Лепер и Гондуэн. Вандомская колонна в Париже.)




Модерн

19 век

Ассиметрия, смягчённые обтекаемые формы, изгибающиеся линии орнамента, внешняя декоративность. использование новых технологий (металл, стекло). Лестничные перила, светильники, свисающие с потолка, даже дверные ручки - все тщательно проектировалось в едином стиле

( (1906, арх. ), Викто́р Орта́ Дом Тасселя (1983), дом Сытина, Особняк С.Рябушинского. Ф.Шехтель. Москва.1902

Модерн – к. XIX - начале XX в; характеризуются различными украшениями домов, скруглениями, уходом от правильных геометрических форм. Использование больших, площадей остекления. Облицовочные поверхности выполняются из декоративного кирпича, керамогранита, а также в отдельных случаях – покраска.(в архитектуре Москвы - Ярославский вокзал, ЦУМ, гостиница Метрополь)






Современный

(контруктивизм,

органика,

ретро)
20 век

Использование новых строительных конструкций, новые строительные материалы, абстракция геометрических форм, эстетизация конструкций.

Конструктивизм- конструирования окружающей среды, возможности новой техники, ее логичных, целесообразных конструкций, эстетические возможности таких материалов, как металл, стекло, дерево. Показной роскоши конструктивисты стремились противопоставить простоту и подчеркнутый утилитаризм новых предметных форм, в чем они видели овеществление демократичности и новых отношений между людьми. (Московский планетарий, арх. М. Барща, М. Синявского; Эйфелева башня

Г. Эйфель

Франция)

"органическая архитектура"- утверждать необходимость и приятность для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных сооружений с природным окружением. (Оперный театр,Йорн Устцон,

Австралия, Сидней )

Ретро стиль -просторные формы, веранды. Наружная отделка дома выполняется из современных материалов, но стилизованная под старину. Здесь присутствует контраст темных цветов и светлых, изломы крыш, ендовы, мансардные окна, просторные лестницы.

"хай-тек" ("хайтек") - максимальная функциональность. Никаких декоративных излишеств. Активное внедрение новейших технологий в среду обитания человека. Порой демонстративное использование технических форм – ярко окрашенных открытых труб, воздуховодов, элементов инженерного оборудования, металлических конструкций и другого антуража «века техники»

Конструкциям присущи: строгость и простота, прямые линии, простые геометрические формы. Декор спокойный. В цветовой гамме преобладает однотонность. Много металла и стекла. Популярны металлостеклянные многоярусные галереи(«Рейнбоу сентр» в Ниагара-Фоллс, США, 1978 )




Учебные наглядные пособия и презентации по курсу

«История архитектуры» (диск, плакаты, слайды)