Утеплители Изоляция Блоки

Возвращение в дивный новый мир краткое содержание. Какая антиутопия более реальна: «О дивный новый мир» Хаксли или «1984» Оруэлла? Главные герои романа

Действие этого романа-антиутопии происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идет 632-й год эры стабильности, Эры Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Его так и называют — «Господь наш Форд». В государстве этом правит технократия. Дети здесь не рождаются — оплодотворенные искусственным способом яйцеклетки выращивают в специальных инкубаторах.

Причем выращиваются они в разных условиях, поэтому получаются совершенно разные

Особи — альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Альфы как бы люди первого сорта, работники умственного труда, эпсилоны — люди низшеи касты, способные лишь к однообразному физическому труду. Сначала зародыши выдерживаются в определенных условиях, потом они появляются на свет из стеклянных бутылей — это называется Раскупоркой. Младенцы воспитываются по-разному. У каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определенного цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы — в зеленом, эпсилоны — в черном.

Стандартизация общества — главное в Мировом Государстве. «Общность, Одинаковость, Стабильность» — вот девиз планеты. В этом мире все подчинено целесообразности во благо цивилизации. Детям во сне внушают истины, которые записываются у них в подсознании. И взрослый человек, сталкиваясь с любой проблемой, тотчас вспоминает какой-то спасительный рецепт, запомненный во младенчестве. Этот мир живет сегодняшним днем, забыв об истории человечества. «История — сплошная чушь». Эмоции, страсти — это то, что может лишь помешать человеку. В дофордовском мире у каждого были родители, отчий дом, но это не приносило людям ничего, кроме лишних страданий. А теперь — «Каждый принадлежит всем остальным». Зачем любовь, к чему переживания и драмы? Поэтому детей с самого раннего возраста приучают к эротическим играм, учат видеть в существе противоположного пола партнера по наслаждениям.

И желательно, чтобы эти партнеры менялись как можно чаще, — ведь каждый принадлежит всем остальным. Здесь нет искусства, есть только индустрия развлечении. Синтетическая музыка, электронный гольф, «синоощущалки — фильмы с примитивным сюжетом, смотря которые ты действительно ощущаешь то, что происходит на экране. А если у тебя почему-то испортилось настроение — это легко исправить, надо принять лишь один-два грамма сомы, легкого наркотика, который немедленно тебя успокоит и развеселит. «Сомы грамм — и нету драм».

Бернард Маркс — представитель высшего класса, альфа-плюсовик. Но он отличается от своих собратьев. Чересчур задумчив, меланхоличен, даже романтичен. Хил, тщедушен и не любит спортивных игр. Ходят слухи, что ему в инкубаторе для зародышей случайно впрыснули спирт вместо кровезаменителя, поэтому он и получился таким странным.

Линайна Краун — девушка-бета. Она хорошенькая, стройная, сексуальная (про таких говорят «пневматичная»), Бернард ей приятен, хотя многое в его поведении ей непонятно. Например, ее смешит, что он смущается, когда она в присутствии других обсуждает с ним планы их предстоящей увеселительной поездки. Но поехать с ним в Нью-Мексико. в заповедник, ей очень хочется, тем более что разрешение попасть туда получить не так-то просто.

Бернард и Линайна отправляются в заповедник, туда, где дикие люди живут так, как жило все человечество до Эры Форда. Они не вкусили благ цивилизации, они рождаются от настоящих родителей, любят, страдают, надеются. В индейском селении Мальпараисо Бертран и Линайна встречают странного дикаря — он непохож на других индейцев, белокур и говорит на английском — правда, на каком-то древнем. Потом выясняется, что в заповеднике Джон нашел книгу, это оказался том Шекспира, и выучил его почти наизусть.

Оказалось, что много лет назад молодой человек Томас и девушка Линда поехали на экскурсию в заповедник. Началась гроза. Томас сумел вернуться назад — в цивилизованный мир, а девушку не нашли и решили, что она погибла. Но девушка выжила и оказалась в индейском поселке. Там она и родила ребенка, а забеременела она еще в цивилизованном мире. Поэтому и не хотела возвращаться назад, ведь нет позора страшнее, чем стать матерью. В поселке она пристрастилась к мескалю, индейской водке, потому что у нее не было сомы, которая помогает забывать все проблемы; индейцы ее презирали — она, по их понятиям, вела себя развратно и легко сходилась с мужчинами, ведь ее учили, что совокупление, или, по-фордовски. взаимопользование, — это всего лишь наслаждение, доступное всем.

Бертран решает привезти Джона и Линду в Заоградныи мир. Линда всем внушает отвращение и ужас, а Джон, или Дикарь, как стали его называть, становится модной диковиной. Бертрану поручают знакомить Дикаря с благами цивилизации, которые его не поражают. Он постоянно цитирует Шекспира, который рассказывает о вещах более удивительных. Но он влюбляется в Линайну и видит в ней прекрасную Джульетту. Линайне льстит внимание Дикаря, но она никак не может понять, почему, когда она предлагает ему заняться «взаимопользованием», он приходит в ярость и называет ее блудницей.

Бросить вызов цивилизации Дикарь решается после того, как видит умирающую в больнице Линду. Для него это — трагедия, но в цивилизованном мире к смерти относятся спокойно, как к естественному физиологическому процессу. Дeтeй c сaмoгo рaннeгo вoзpaстa водят в палаты к умирающим на экскурсии, развлекают их там, кормят сладостями — все для того, чтобы ребенок не боялся смерти и не видел в ней страдания. После смерти Линды Дикарь приходит к пункту раздачи сомы и начинает яростно убеждать всех отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги. Панику едва удается остановить, напустив на очередь пары сомы. А Дикаря, Бертрана и его друга Гельмгольца вызывают к одному из десяти Главноуправителей, его фордейшеотпу Мустафе Монду.

Он и разъясняет Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество. Мустафа Монд рассказывает о том, что в юности он сам слишком увлекся наукой, и тогда ему предложили выбор между ссылкой на далекий остров, где собирают всех инакомыслящих, и должностью Главноуправителя. Он выбрал второе и встал на защиту стабильности и порядка, хотя сам прекрасно понимает, чему он служит. «Не хочу я удобств, — отвечает Дикарь. — Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех». Гельмгольцу Мустафа тоже предлагает ссылку, добавляя, правда, при этом, что на островах собираются самые интересные люди на свете, те, кого не удовлетворяет правоверность, те, у кого есть самостоятельные взгляды. Дикарь тоже просится на остров, но его Мустафа Монд не отпускает, объясняя это тем, что хочет продолжить эксперимент.

И тогда Дикарь сам уходит от цивилизованного мира. Он решает поселиться на старом заброшенном авиамаяке. На последние деньги он покупает самое необходимое — одеяла, спички, гвозди, семена и намеревается жить вдали от мира, выращивая свой хлеб и молясь — Иисусу ли, индейскому ли богу Пуконгу, своему ли заветному хранителю орлу. Но как-то раз кто-то. случайно проезжавший мимо, видит на склоне холма страстно бичующего себя полуголого Дикаря. И снова набегает толпа любопытных, для которых Дикарь — лишь забавное и непонятное существо. «Хотим би-ча. Хотим би-ча!» — скандирует толпа. И тут Дикарь, заметив в толпе Линайну, с криком «Распутница» бросается с бичом на нее.

На следующий день пара молодых лондонцев приезжает к маяку, но, войдя внутрь, они видят, что Дикарь повесился.

Действие происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идет 632-й г. эры стабильности, Эры Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Его так и называют — «Господь наш Форд». В государстве этом правит технократия. Дети здесь не рождаются — оплодотворенные искусственным способом яйцеклетки выращивают в специальных инкубаторах. Причем выращиваются они в разных условиях, поэтому получаются совершенно разные особи — альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Альфы — как бы люди первого сорта, работники умственного труда, эпсилоны — люди низшей касты, способные лишь к однообразному физическому труду. Сначала зародыши выдерживаются в определенных условиях, потом они появляются на свет из стеклянных бутылей — это называется Раскупоркой. Младенцы воспитываются по-разному. У каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определенного цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы — в зеленом, эпсилоны — в черном.

Стандартизация общества — главное в Мировом Государстве. «Общность, Одинаковость, Стабильность» — вот девиз планеты. В этом мире все подчинено целесообразности во благо цивилизации. Каждый живет сегодняшним днем, забыв об истории человечества. «История — сплошная чушь». Эмоции, страсти — это то, что может лишь помешать человеку. В дофордовском мире у каждого были родители, отчий дом, но это не приносило людям ничего, кроме лишних страданий.

Бернард Маркс — представитель высшего класса, альфаплюсовик. Но он отличается от своих собратьев. Чересчур задумчив, меланхоличен, даже романтичен. Хил, тщедушен и не любит спортивных игр. Ходят слухи, что ему в инкубаторе для зародышей случайно впрыснули спирт вместо кровезаменителя, поэтому он и получился таким странным. Линайна Краун — девушка-бета. Она хорошенькая, стройная, сексуальная (про таких говорят «пневматичная»), Бернард ей приятен, хотя многое в его поведении ей непонятно. Например, ее смешит, что он смущается, когда она в присутствии других обсуждает с ним планы их предстоящей увеселительной поездки. Но поехать с ним в Нью-Мексико, Заповедник, ей очень хочется, тем более что получить разрешение туда не так-то просто.

Бернард и Линайна отправляются в Заповедник, туда, где дикие люди живут так, как жило все человечество до Эры Форда. Они не вкусили благ цивилизации, они рождаются от настоящих родителей, любят, страдают, надеются. В индейском селении Мальпараисо Бертран и Линайна встречают странного дикаря — он не похож на других индейцев, белокур и говорит на английском — правда, на каком-то древнем. Потом выясняется, что в Заповеднике Джон нашел книгу, это оказался том Шекспира, и выучил ее почти наизусть.

Оказалось, что много лет назад молодой человек Томас и девушка Линда поехали на экскурсию в Заповедник. Началась гроза. Томас сумел вернуться назад, в цивилизованный мир, а девушку не нашли и решили, что она погибла. Но девушка выжила и оказалась в индейском поселке. Там она и родила ребенка, а забеременела она еще в цивилизованном мире. Поэтому она и не хотела возвращаться назад, ведь нет позора страшнее, чем стать матерью. В поселке она пристрастилась к мескалю, индейской водке, потому что у нее не было сомы, которая помогает забывать все проблемы. Индейцы ее презирали — она, по их понятиям, вела себя развратно и легко сходилась с мужчинами, ведь ее учили, что совокупление, или, по-фордовски, взаимопользование, — это всего лишь наслаждение, доступное всем.

Бертран решает привезти Джона и Линду в Заоградный мир. Линда всем внушает отвращение и ужас, а Джон, или Дикарь, как стали его называть, становится модной диковиной. Но он влюбляется в Линайну и видит в ней прекрасную Джульетту. Линайне льстит внимание Дикаря, но она никак не может понять, почему, когда она предлагает ему заняться «взаимопользованием», он приходит в ярость и называет ее блудницей.

Бросить вызов цивилизации Дикарь решается после того, как видит умирающую в больнице Линду. Для него это трагедия, но в цивилизованном мире к смерти относятся спокойно, как к естественному физиологическому процессу. Детей с самого раннего возраста водят в палаты к умирающим на экскурсии, развлекают их там, кормят сладостями — все для того, чтобы ребенок не боялся смерти и не видел в ней страдания. После смерти Линды Дикарь приходит к пункту раздачи сомы и начинает яростно убеждать всех отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги. Панику едва удается остановить. А Дикаря, Бертрана и его друга Гельмгольца вызывают к одному из десяти Главноуправителей, его фордейшеству Мустафе Монду.

Он и разъясняет Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество.

И тогда Дикарь сам уходит от цивилизованного мира. Он решает поселиться на старом, заброшенном авиамаяке. На последние деньги он покупает самое необходимое — одеяла, спички, гвозди, семена — и намеревается жить вдали от мира, выращивая хлеб и молясь — Иисусу ли, индейскому ли богу. И снова набегает толпа любопытных, для которых Дикарь — лишь забавное и непонятное существо. «Хотим би-ча! Хотим би-ча!» — скандирует толпа. И тут Дикарь, заметив в толпе Линайну, с криком «Распутница!» бросается с бичом на нее.

На следующий день пара молодых лондонцев приезжает к маяку и, войдя внутрь, видят, что Дикарь повесился.

Роман антиутопия переносит читателя в мировое государство. В этом мире правит форд, которого жители считают богом. Дети в этом мире не рождаются, а выращиваются в пробирках, а затем проходят процедуру раскупорки. Каждый ребёнок появляется и уже принадлежит к определённой касте альфа, бета, гамма или эпсилон. Каждая каста имеет свои права и обязанности, а также костюмы разных цветов.

Стабильность самое главное, что есть в этом государстве. Люди здесь отказались от устоев, законов, порядков и удовольствий устаревшего общества. Обучение дети проходят во сне, где каждого обучают деятельности его касты. Также здесь решением всех проблем является наркотик сома, о пользе которой люди также узнают из детства, посредством сна.

Главный герой этого произведения Бернард Маркс, он является представителем касты альфа, но несмотря на это физически не подходит под её определение. Он влюбляется в девушку Линайну Краун, которая представляет касту бета, но является очень красивой и сексуальной. Вместе они отправляются в путешествие в заповедник. Там ещё сохранились дикие люди, которые рождают детей естественным путём, могут грустить, страдать и предаются обычной жизни.

В заповеднике они знакомятся с дикарём Джоном, они перевозят его в свой новый, идеальный мир. Джон влюбляется в Линайну, но в её мире он всего лишь объект изучение и всеобщего развлечения. Джон не принимает новый мир, и призывает всех его жителей вернуться к прошлой, естественной жизни. Но несмотря на все его старания, никто не слушает напутствий и жизнь остаётся прежней. Джон очень донимают люди, исследования и он решает уйти от цивилизации. Он находит для себя идеальное жилище, заброшенный старый маяк, именно там, в скором времени его и находят, повешенным.

В этом романе показана жизнь идеального государства, без войн, терактов и конфликтов. Однако жизнь не смотря ни на что, не стала более привлекательной. Хаксли учит читателей быть индивидуальностью и жить так, как кажется правильно именно каждому человеку отдельно.

Картинка или рисунок Хаксли - О дивный новый мир

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Никишкины тайны Казакова

    Никишка живет на берегу моря с матерью. Избы все на деревни похожи одна на другую. Сам Никишка спокойный, тихий мальчик. Светловолосый, с вихром на голове. Много думает и любит бывать в одиночестве.

  • Краткое содержание Собака на сене Лопе де Вега

    Это комедия о молодой овдовевшей женщине Диане, которая сражается со своей безумной любовью к секретарю Теодору. Преградой к их отношениям служит тот факт, что они не могут быть вместе из-за отсутствия титула и происхождения у Теодора

  • Краткое содержание балет Корсар

    Действие балета начинается на невольничьем рынке в Андрополе. Предводитель корсаров Конрад пытается тайно встретиться с воспитанницей владельца рынка Медорой, которая тоже с нетерпением ждёт встречи с ним.

  • Краткое содержание Бойцовский клуб Чака Паланика

    Это произведение написано нашим современником Чаком Палаником. Действия происходят в наше время. Повествование ведется от лица героя, имя которого не указано.

  • Краткое содержание Ермолаев Воспитатели

    Костя и Федя, учащиеся второго класса, решили заняться перевоспитанием дошкольников двора, чтобы не было между ними ни драк, ни ссор. Вдруг они услышали плач.

Роман «О дивный новый мир» Хаксли был написан в 1932 году. В произведении-антиутопии описывается общество, подогнанное под определенные стандарты. За внешним комфортом и спокойствием искусственного социума скрывается безграничная ложь, лицемерие и пустота, в которых не в состоянии выжить нормальный человек.

Главные герои

Джон – ребенок двух представителей привилегированной касты, рожденный и воспитанный в резервации.

Другие персонажи

Директор – управляющий Инкубаторием, образованный и уважаемый человек, отец Джона.

Линда – мать Джона, которая так и не смогла смириться с жизнью в резервации.

Мустафа Монд – главноуправитель Западной Европы, умный, образованный мужчина, в прошлом еретик.

Ленайна – красивая девушка-бета, которая пользовалась спросом у мужчин.

Бернард – представитель высшей касты, мечтательный, романтичный.

Главы 1-3

В Мировом Государстве шел 632 год Эры Форда, девизом которой были простые три слова – « Общность. Одинаковость. Стабильность ». В стране процветала технологическая промышленность, и люди выращивались искусственным путем в 34-этажном сером здании под названием « Центральнолондонский инкубаторий и воспитательный центр ». Именно здесь в специальных вакуумных аппаратах выращивались яйцеклетки, из которых в дальнейшем « равномерными и одинаковыми порциями » получались люди.

В инкубатории выращивались представители пяти разных каст: люди альфа, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Так, альфы и беты относились к высшему сорту и занимались умственной деятельностью. Гаммам и дельтам доставался физический труд, а эпсилоны выполняли самую грязную и унизительную работу. Внешним признаком отличия служил цвет одежды: альфа ходили в сером, бета – в красном, гамма – в зеленом, дельта – в хаки, а эпсилоны – в черном.

На шестом этаже Инкубатория располагался «Младоприемник», в котором происходило формирование рефлексов у маленьких детей. Например, крошечным дельтам давали книги с яркими картинками и красивые цветы, а затем включали сирену и пускали ток, « чтобы закрепить преподанный урок ». Так на всю жизнь дельтам прививалось отвращение к книгам и всему прекрасному.

Детям постарше при помощи гипноза прививали нравственное воспитание. Оно включало в себя любовь к своей касте, уважение к старшей касте и презрение к низшей.

Начиная с 7-8 лет детей принуждали играть в примитивные сексуальные игры. Это было необходимо для того, чтобы с раннего возраста они приучались видеть в представителе противоположного пола лишь партнера по наслаждениям, и чем их больше будет, тем лучше. Директор, который организовал для студентов экскурсию по Инкубаторию, сообщил им удивительную новость – до Эры Форда « эротические игры детей считались чем-то ненормальным ». Молодые люди были шокированы.

К группе подошел Мустафа Монд, Главноуправитель Западной Европы, и рассказал об ужасах жизни в семье. Он напомнил изречение великого Форда: « История - сплошная чушь ».

Крепкое здоровье и хорошее настроение в обществе поддерживалось при помощи сомы – легкого наркотика, решавшего многие проблемы.

Главы 4-8

Альфа-мужчины хорошо относились к юной девушке-бете Ленайне – « почти со всеми ними - с одним раньше, с другим позже - провела она ночь ». В этот раз она решила поехать в резервацию индейцев с Бернардом, представителем высшего класса, который во многом отличался от своих собратьев. Он был излишне задумчив, романтичен, физически слаб.

Бернард и Ленайна отправились в резервацию, где дикие люди жили так, как все человечество жило до Эры Форда. Их предупредили, что территория резервации разделена « на четыре обособленных участка, каждый из которых окружен высоковольтным проволочным ограждением », и прикосновение к ограде влекло за собой немедленную смерть.

Жизнь аборигенов вызвала у туристов шок и ничем не прикрытое отвращение. Люди, не вкусившие благ цивилизации, жили, как и их далекие предки сотни и тысячи лет назад: влюблялись, создавали семьи, в муках рожали детей, страдали и мечтали. Даже прогрессивно мыслящий Бернард был неприятно удивлен старостью, нечистотами и живорождением.

На глаза Бернарда и Ленайны попался странный дикарь, который выглядел как европеец и говорил на чистом английском языке. Юношу звали Джон, и его матерью была бета по имени Линда, которая случайно потерялась в резервации много лет назад. Отцом Джона был Директор Инкубатория.

Линда научила сына читать, и тот на всю жизнь полюбил Шекспира, и даже выражался цитатами из его произведений. Бернард, узнав трагическую историю Линды и Джона, пообещал вернуть их в Лондон. Это известие обрадовало юношу, и он в восторге процитировал классика: « О, дивный новый мир, где обитают такие люди. Немедля же в дорогу!».

Главы 9-10

Бернард сдержал свое обещание, и отправился договариваться о пропуске для Джона и его матери. Тем временем Ленайна решила передохнуть. Пока девушка спала, в ее комнате появился Джон. Он был поражен ее красотой, но не осмелился поцеловать красавицу, считая себя недостойным ее.

Бернард привел к Директору старую, безобразную Линду и ее наивного сына. Они устроили отвратительную сцену долгожданной встречи, свидетелями которой стали ошеломленные сотрудники Инкубатория. Когда же Джон с криком « Отец мой!» опустился на колени перед Директором, со всех сторон « грянул хохот-рев, оглушительный и нескончаемый », и униженный Директор бросился вон.

Главы 11-18

Оказавшись в цивилизованном мире, Линда пристрастилась к соме, а Джон получил статус модной диковинки. Бернард принялся знакомить его со всеми благами цивилизации, которые совершенно не покоряли юношу – в произведениях Шекспира описаны куда более впечатляющие вещи. Джон влюбился в Ленайну, но считал ее поведение развращенным.

Настоящей трагедией для Джона стала смерть матери. Ослабленную чрезмерным приемом сомы, женщину привезли в « умиральницу » – специальное место, где людям помогали легко и с комфортом расстаться с бренной оболочкой. Джону было больно смотреть на умирающую мать. Но самым настоящим испытанием для него оказалась экскурсия, во время которой маленьких детей знакомили со смертью.

Джон решил бросить вызов этой цивилизации. Его привели к Мустафе Монду, который признался, что раньше тоже был еретиком. Джон принялся отстаивать свое право жить по-человечески, отдавая предпочтение любви, поэзии, свободе, добру, опасностям.

Желая скрыться от кошмаров реального мира, Джон « избрал своим прибежищем старый авиамаяк ». Однако и здесь ему не удалось обрести покой. Вскоре у маяка собралась толпа любопытных, для которых Джон был лишь забавным диким существом. Не найдя себе места в дивном и новом мире, юноша повесился.

Заключение

В своем произведении Олдос Хаксли описывает один из вариантов развития современного социума, когда жажда власти будет удовлетворяться через внушение людям любви к собственному рабству.

После ознакомления с кратким пересказом «О дивный новый мир» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 174.

Действие этого романа-антиутопии происходит в вымышленном Мировом Государстве. Идет 632-й год эры стабильности, Эры Форда. Форд, создавший в начале двадцатого века крупнейшую в мире автомобильную компанию, почитается в Мировом Государстве за Господа Бога. Его так и называют - «Господь наш Форд». В государстве этом правит технократия. Дети здесь не рождаются - оплодотворенные искусственным способом яйцеклетки выращивают в специальных инкубаторах. Причем выращиваются они в разных условиях, поэтому получаются совершенно разные особи - альфы, беты, гаммы, дельты и эпсилоны. Альфы как бы люди первого сорта, работники умственного труда, эпсилоны - люди низшеи касты, способные лишь к однообразному физическому труду. Сначала зародыши выдерживаются в определенных условиях, потом они появляются на свет из стеклянных бутылей - это называется Раскупоркой. Младенцы воспитываются по-разному. У каждой касты воспитывается пиетет перед более высокой кастой и презрение к кастам низшим. Костюмы у каждой касты определенного цвета. Например, альфы ходят в сером, гаммы - в зеленом, эпсилоны - в черном.

Стандартизация общества - главное в Мировом Государстве. «Общность, Одинаковость, Стабильность» - вот девиз планеты. В этом мире все подчинено целесообразности во благо цивилизации. Детям во сне внушают истины, которые записываются у них в подсознании. И взрослый человек, сталкиваясь с любой проблемой, тотчас вспоминает какой-то спасительный рецепт, запомненный во младенчестве. Этот мир живет сегодняшним днем, забыв об истории человечества. «История - сплошная чушь». Эмоции, страсти - это то, что может лишь помешать человеку. В дофордовском мире у каждого были родители, отчий дом, но это не приносило людям ничего, кроме лишних страданий. А теперь - «Каждый принадлежит всем остальным». Зачем любовь, к чему переживания и драмы? Поэтому детей с самого раннего возраста приучают к эротическим играм, учат видеть в существе противоположного пола партнера по наслаждениям. И желательно, чтобы эти партнеры менялись как можно чаще, - ведь каждый принадлежит всем остальным. Здесь нет искусства, есть только индустрия развлечении. Синтетическая музыка, электронный гольф, «синоощущалки - фильмы с примитивным сюжетом, смотря которые ты действительно ощущаешь то, что происходит на экране. А если у тебя почему-то испортилось настроение - это легко исправить, надо принять лишь один-два грамма сомы, легкого наркотика, который немедленно тебя успокоит и развеселит. «Сомы грамм - и нету драм».

Бернард Маркс - представитель высшего класса, альфа-плюсовик. Но он отличается от своих собратьев. Чересчур задумчив, меланхоличен, даже романтичен. Хил, тщедушен и не любит спортивных игр. Ходят слухи, что ему в инкубаторе для зародышей случайно впрыснули спирт вместо кровезаменителя, поэтому он и получился таким странным.

Линайна Краун - девушка-бета. Она хорошенькая, стройная, сексуальная (про таких говорят «пневматичная»), Бернард ей приятен, хотя многое в его поведении ей непонятно. Например, её смешит, что он смущается, когда она в присутствии других обсуждает с ним планы их предстоящей увеселительной поездки. Но поехать с ним в Нью-Мексико, в заповедник, ей очень хочется, тем более что разрешение попасть туда получить не так-то просто.

Бернард и Линайна отправляются в заповедник, туда, где дикие люди живут так, как жило все человечество до Эры Форда. Они не вкусили благ цивилизации, они рождаются от настоящих родителей, любят, страдают, надеются. В индейском селении Мальпараисо Бертран и Линайна встречают странного дикаря - он непохож на других индейцев, белокур и говорит на английском - правда, на каком-то древнем. Потом выясняется, что в заповеднике Джон нашел книгу, это оказался том Шекспира, и выучил его почти наизусть.

Оказалось, что много лет назад молодой человек Томас и девушка Линда поехали на экскурсию в заповедник. Началась гроза. Томас сумел вернуться назад - в цивилизованный мир, а девушку не нашли и решили, что она погибла. Но девушка выжила и оказалась в индейском поселке. Там она и родила ребенка, а забеременела она еще в цивилизованном мире. Поэтому и не хотела возвращаться назад, ведь нет позора страшнее, чем стать матерью. В поселке она пристрастилась к мескалю, индейской водке, потому что у нее не было сомы, которая помогает забывать все проблемы; индейцы её презирали - она, по их понятиям, вела себя развратно и легко сходилась с мужчинами, ведь её учили, что совокупление, или, по-фордовски, взаимопользование, - это всего лишь наслаждение, доступное всем.

Бертран решает привезти Джона и Линду в Заоградныи мир. Линда всем внушает отвращение и ужас, а Джон, или Дикарь, как стали его называть, становится модной диковиной. Бертрану поручают знакомить Дикаря с благами цивилизации, которые его не поражают. Он постоянно цитирует Шекспира, который рассказывает о вещах более удивительных. Но он влюбляется в Линайну и видит в ней прекрасную Джульетту. Линайне льстит внимание Дикаря, но она никак не может понять, почему, когда она предлагает ему заняться «взаимопользованием», он приходит в ярость и называет её блудницей.

Бросить вызов цивилизации Дикарь решается после того, как видит умирающую в больнице Линду. Для него это - трагедия, но в цивилизованном мире к смерти относятся спокойно, как к естественному физиологическому процессу. Дeтeй c сaмoгo рaннeгo вoзpaстa водят в палаты к умирающим на экскурсии, развлекают их там, кормят сладостями - все для того, чтобы ребенок не боялся смерти и не видел в ней страдания. После смерти Линды Дикарь приходит к пункту раздачи сомы и начинает яростно убеждать всех отказаться от наркотика, который затуманивает им мозги. Панику едва удается остановить, напустив на очередь пары сомы. А Дикаря, Бертрана и его друга Гельмгольца вызывают к одному из десяти Главноуправителей, его фордейшеотпу Мустафе Монду.

Он и разъясняет Дикарю, что в новом мире пожертвовали искусством, подлинной наукой, страстями ради того, чтобы создать стабильное и благополучное общество. Мустафа Монд рассказывает о том, что в юности он сам слишком увлекся наукой, и тогда ему предложили выбор между ссылкой на далекий остров, где собирают всех инакомыслящих, и должностью Главноуправителя. Он выбрал второе и встал на защиту стабильности и порядка, хотя сам прекрасно понимает, чему он служит. «Не хочу я удобств, - отвечает Дикарь. - Я хочу Бога, поэзию, настоящую опасность, хочу свободу, и добро, и грех». Гельмгольцу Мустафа тоже предлагает ссылку, добавляя, правда, при этом, что на островах собираются самые интересные люди на свете, те, кого не удовлетворяет правоверность, те, у кого есть самостоятельные взгляды. Дикарь тоже просится на остров, но его Мустафа Монд не отпускает, объясняя это тем, что хочет продолжить эксперимент.

И тогда Дикарь сам уходит от цивилизованного мира. Он решает поселиться на старом заброшенном авиамаяке. На последние деньги он покупает самое необходимое - одеяла, спички, гвозди, семена и намеревается жить вдали от мира, выращивая свой хлеб и молясь - Иисусу ли, индейскому ли богу Пуконгу, своему ли заветному хранителю орлу. Но как-то раз кто-то, случайно проезжавший мимо, видит на склоне холма страстно бичующего себя полуголого Дикаря. И снова набегает толпа любопытных, для которых Дикарь - лишь забавное и непонятное существо. «Хотим би-ча! Хотим би-ча!» - скандирует толпа. И тут Дикарь, заметив в толпе Линайну, с криком «Распутница» бросается с бичом на нее.

На следующий день пара молодых лондонцев приезжает к маяку, но, войдя внутрь, они видят, что Дикарь повесился.