Утеплители Изоляция Блоки

Особенности коррекционно логопедического процесса во вспомогательной школе. Особенности логопедической работы во вспомогательной школе. Основные направления логопедической работы

Тема: Организация логопедической работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Развитие речи обучающихся специального (коррекционного) учреждения VIII вида характеризуется целым рядом отклонений. Для большинства умственно отсталых обучающихся типичны запаздывание и замедленный темп развития речи, ограниченный и не соответствующий возрастным нормам активный и пассивный словарь, отклонения в

формировании фонетического, фонематического и грамматического строя. Обучение в коррекционном учреждении оказывает решающее воздействие на психическое развитие умственно отсталых детей. Под влиянием его происходит как общее, так и речевое развитие обучающихся: увеличивается и уточняется словарь, совершенствуется умение

пользоваться уже имеющимися грамматическими формами и происходит овладение новыми, уточняется звуковой состав слова, развиваются навыки звукового анализа и синтеза.

Но помимо особенностей развития речи, характерных для всех умственно отсталых детей, у значительной части обучающихся коррекционного учреждения имеются те или иные нарушения речи: неправильное произношение звуков - фонетический дефект, дизартрия, ринолалия, алалия, афазия, заикание. Нарушения устной речи еще более усугубляют недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых обучающихся, затрудняют процесс овладения грамотой и в большинстве случаев ведут к нарушениям

письменной речи.

Коррекция нарушений речи умственно отсталых обучающихся требует организации специальной логопедической работы. Поэтому в учебном плане специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий, которые проводятся учителем - логопедом, имеющим соответствующее образование.

Обследование речи обучающихся

и отбор их для логопедических занятий

В начале учебного года должны быть обследованы все вновь принятые обучающиеся (независимо от класса, в который они зачислены). Обследованию подлежат также и обучающиеся, занимавшиеся у логопеда в предыдущем году и оставленные для продолжения обучения (с целью выявления состояния речи к началу учебного года).

Обследование речи должно охватывать произношение, темп, плавность речи, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма. Внешне сходные проявления нарушения речевой деятельности могут иметь разный характер и затрагивать различные компоненты речевой деятельности.

Например, нарушения произношения могут затрагивать только произносительные процессы и выражаться в нарушениях внятности речи. Другие компоненты устной речи, а также письменная речь оказываются ненарушенными.

В некоторых случаях нарушения произношения выступают вместе с нарушениями фонематической системы языка, что влечет за собой нарушения чтения и письма.

И наконец, нарушения произношения могут выступать на фоне общего недоразвития речи, охватывающего фонетико - фонематическую и лексико -грамматическую стороны.

Логопед должен путем тщательного специального обследования, прежде чем приступить к коррекционной работе, выяснить характер нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности обучающегося.

Первичное обследование речи обучающихся может проводиться в классной обстановке. Каждому обучающемуся предлагается ответить на несколько вопросов бытового характера, прочесть наизусть стихотворение или повторить за логопедом одну - две специально подобранные фразы. Изучение состояния письма у ранее обучавшихся в иных образовательных учреждениях обучающихся проводится при помощи диктантов, тексты

которых должны отвечать условиям логопедической проверки и соответствовать требованиям программы каждого класса.

Всех обучающихся с нарушениями речи, обнаруженных в результате первичного обследования, логопед отмечает в специальном журнале учета (Приложение 1).

Устная и письменная речь обучающихся, выявленных при первичном обследовании, подробно изучается логопедом в условиях индивидуального обследования обучающихся традиционными логопедическими приемами. Для обследования произношения могут применяться фонетические альбомы, в которых даются слова различной слоговой структуры, а проверяемые звуки предлагаются в разных положениях (в начале,

середине, конце слова).

При изучении навыков звукового анализа проверяется умение обучающихся узнавать и различать на слух изолированные звуки, звуки в слогах и словах, умение сосчитать количество звуков в слове, произвести последовательное и выборочное выделение звуков.

Данные индивидуального обследования записываются в речевую карту, заполняемую на каждого обучающегося с нарушением речи (Приложение 2).

Обследование речи обучающихся, занимавшихся у логопеда в предыдущем году, может проводиться не полностью, а только по тем параметрам, которые были намечены логопедом для продолжения занятий.

Соответственно заполняется и речевая карта.

Из числа обучающихся, имеющих нарушения речи, отбираются остро нуждающиеся в логопедической помощи. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере устранения нарушений речи у ранее принятых обучающихся.

Основным критерием при зачислении на занятия является характер речевого нарушения и его значение для успеваемости и общения обучающегося. Первоочередному зачислению на логопедические занятия подлежат обучающиеся с такими нарушениями произношения, которые мешают их речевому общению, усвоению чтения и письма, а также обучающиеся,

недостатки речи которых обусловлены ринолалией, дизартрией, алалией, афазией, тяжелой формой заикания и некоторыми другими. К речевой карте каждого обучающегося, зачисленного на логопедические занятия, прилагается план занятий с ним. План

составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Организационный период, предшествующий началу систематических логопедических занятий и включающий в себя обследование обучающихся, комплектование групп и оформление первичной логопедической документации, рассчитан на две - три недели учебного года.

Организация и проведение логопедических занятий

Логопедические занятия проводятся по расписанию, составляемому с учетом классных расписаний и утверждаемому в установленном порядке. На логопедические занятия отводятся 5-е, 6-е уроки, свободные от классных занятий, и внеклассное время (в частности, режимные моменты после обеда). По договоренности с администрацией учреждения и

учителями классов логопед может брать обучающихся с некоторых уроков.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учетом возрастных особенностей, программы по родному языку и особенностей речевого дефекта обучающихся.

Логопед проводит индивидуальные и групповые занятия. Занятия каждой группы и индивидуальные занятия проводятся 2 - 4 раза в неделю. На индивидуальные занятия отводится, как правило, 20 минут на каждого обучающегося. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 - 45 минут.

Как правило, индивидуальные занятия проводятся с обучающимися, нуждающимися в постановке или коррекции звуков, независимо от причин, вызвавших нарушение произношения.

Логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у обучающихся, по возможности, из обучающихся одного класса или двух параллельных или смежных классов (например, 2 - 3-х классов).

В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно - дидактического материала.

При необходимости логопед может производить перераспределение обучающихся по группам. Так, для закрепления и дифференциации поставленных на индивидуальных занятиях звуков целесообразно объединить обучающихся в группы, что значительно повышает эффективность работы. И наоборот, на определенном этапе часть

обучающихся группы может быть выделена для индивидуальной работы. Логопедические занятия рекомендуется проводить в логопедическом кабинете. Для логопедического кабинета отводится изолированное помещение, оснащенное необходимым учебно - дидактическим материалом (Приложение 3).

Посещение логопедических занятий обязательно для всех принятых на занятия обучающихся. Ответственность за посещение обучающимися логопедических занятий возлагается на логопеда, учителя класса и руководителя учреждения.

Логопед ведет журнал учета посещаемости занятий, для которого может использоваться обычный классный журнал или журнал, изготовленный по типу классного журнала. По окончании учебного года логопед составляет отчет о проделанной работе (Приложение 4).

Контакт логопеда с учителями, воспитателями,

педагогом - психологом

Логопеду следует вести работу в тесном контакте с учителями и воспитателями, которые на уроках, при подготовке домашних заданий, в быту могут способствовать закреплению речевых навыков, приобретаемых обучающимися в процессе логопедических занятий.

Контакт логопеда с учителями может осуществляться на всех этапах логопедической работы, начиная с первичного обследования, о результатах которого логопеду рекомендуется поставить в известность учителя и воспитателя данного класса, и кончая выпуском обучающегося.

В случае необходимости учитель и воспитатель должны создать, по рекомендациям логопеда, определенные условия для обучающегося (индивидуализация контрольных работ по родному языку в особо тяжелых случаях нарушения письма, организация речевого режима для заикающихся обучающихся и т.п.).

Для информации о состоянии произношения обучающихся, посещающих логопедические занятия, может использоваться таблица произношения, из которой видно, какой звук поставлен и что следует требовать от обучающихся в произношении.

Развитие речи детей с нарушением интеллекта является одной из важных задач коррекционно-развивающей работы во вспомогательной школе. В младшем школьном возрасте недостатки устной речи у ребят данной категории проявляются в нарушении всех речевых компонентах: звукопроизношении, фонематическом восприятии, бедности словаря, ограниченности лексики (неточное употребление слов, незнание абстрактных понятий, названий частей предмета и т.д.), нарушении ритмо-слоговой структуры слова, неправильном построении фразы, недоразвитии связной речи. Недостатки сформированности каждого речевого компонента влекут за собой проблемы в формировании письменной речи. С учётом характера нарушений логопедическая работа во вспомогательной школе должна проводиться над речевой системой в целом.

Задачи логопедической работы во вспомогательной школе не ограничиваются преодолением дефекта речи, они значительно глубже и сложнее. Речь, выполняя когнитивную, регулирующую и коммуникативную функции, является «каналом развития интеллекта» каждого ребёнка, создаёт условия для развития его познавательной деятельности и обеспечивает средствами для благополучного социального взаимодействия с окружающими людьми.

В связи с вышесказанным успешность коррекционно-воспитательной работы зависит от слаженности действий и единства требований учителя-логопеда, учителя-дефектолога и воспитателя.

В процессе коррекционного обучения и воспитания особое значение имеет формирование умения создавать устное речевое высказывание, правильно оформленное по правилам литературного языка. Толчком для программирования такого высказывания часто является пример и требование педагога. В каждой учебной ситуации умственно отсталые дети отрабатывают образцы непринуждённой спонтанной речи. На логопедических занятиях, уроках, воспитательных занятиях проговариваются речевые алгоритмы в ситуациях общения, которые дети используют в разговорной речи. Для закрепления навыка используем различные задания и упражнения на словоизменение, словообразование, типа деформированных или незаконченных фраз, текстов. В игре или ситуации общения дети ищут ошибки, исправляют. В процессе такой работы формируется грамматические строй речи, уточняется активный словарь, лексическое значение конкретных, абстрактных и обобщающих понятий, фразовая речь.

Долго и не всегда успешно формируется звукопроизносительная сторона речи. Приходя в школу к 8 – 9 летнему возрасту до 90% детей имеют полиморфные нарушения звукопроизношения, когда нарушены несколько групп звуков: шипящие [Ш, Ж, Щ], сонорные [Р, Р, Л], и аффрикаты [Ч, Ц]. Часто встречаются органические нарушения в строении артикуляционного аппарата, что значительно осложняет коррекцию.

Именно по этому основная задача учителя-логопеда в работе с 1 классом – формирование звукопроизносительных навыков. Часто перечисленные выше речевые проблемы не позволяют полноценно исправить косноязычие, и такая работа продолжается на индивидуальных или подгрупповых занятиях вплоть до 4 класса.

Большую помощь в формировании звукопроизношения оказывает фонетический режим в школе. Это подготовка устных выступлений детей к мероприятиям, ежедневные пятиминутные фонетические зарядки, которые хорошо проводить перед обедом. Контроль над произношением детей с учётом их речевых возможностей на каждом уроке и занятии с едиными требованиями. Они проявляются в установке перед ответом «Говори правильно», «Говори красиво»; одобрении «Молодец, сказал чисто, красиво»; замечаниях и образцах правильной речи «Послушай как надо сказать, повтори»; все вновь встречающиеся в речевом материале термины проходят «фонетическую обработку», то есть записываются на доске, указывается словесное ударение, прорабатывается его произношение.

В течение учебного года учителям-дефектологам сообщается этап коррекции каждого обучающегося, это необходимо при автоматизации звука не только в устной речи, но и при чтении и при комментированном письме. Для педагогов готовятся буклеты, в которых отражён речевой материал, используемый на логопедических занятиях (чистоговорки, скороговорки, считалки, стишки по лексическим темам), его удобно использовать на речевых минутках, на уроках чтения, во время фонетической зарядки, на прогулках во время игр и т.д.

Только совместные усилия всех педагогов образовательного учреждения качественно улучшат результаты коррекционно – развивающей работы по формированию речевых навыков у обучающихся в школе.

Предлагаю конспект логопедического занятия, в котором видна взаимосвязь с учителем дефектологом при звукобуквенном анализе слова (проводится в той же схеме, что и на уроках) и воспитателем домашнее задание задаётся на каждом занятии (материал у воспитателя в буклете).

Список литературы :

  1. Сорокина Н. В. — «Организация речевого общения дошкольников с нарушением интеллекта на занятиях по развитию речи» — ж. Дефектология №3/1990г. стр. 63
  2. Крылова Н. Л. — «Преемственность в работе логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматических средств речи у дошкольников с ОНР» — ж. Дефектология №4/1989г. стр. 55
  3. Нодельман В. И., Позднякова И.О. – «Особенности разговорной речи умственно отсталых школьников» — ж. Дефектология №6/2008г.
  4. Лалаева Р. И. – Логопедическая работа в коррекционных классах. М «Владос» 2004г. стр. 5 – 12, 170 – 172.
  5. Поваляева М.А. – Полный справочник. Настольная книга логопеда. М. «издательство Астрель» 2010. стр. 414 – 454.

Интегрированное подгрупповое занятие
«Логопедия – ритмика – музыка»

Лексическая тема : Рыбалка.

Коррекционная тема : Звук и буква [Р].

1 класс – двое обучающихся.

Время занятия : 25 минут.

Этап коррекции: Автоматизация звука в слогах и словах в разных позициях.

Цель: Автоматизировать звук [Р] в разных позициях в слогах и словах.

Задачи :

  1. Закреплять навык произношения звука [Р] в слогах и словах в разных позициях, формировать фонематический слух на основе упражнений в нахождении звука в слове, определении места звука в слове, звукобуквенного анализа.
  2. Корректировать слуховую память, на основе ритмических упражнений, активизировать экспрессивный словарь в изменении существительных по числам, в составлении предложений, пополнять импрессивный словарь (названия рыб).
  3. Воспитывать мотивацию к учению.

Оборудование: снежинки из салфеток на ниточках, счётные палочки, лоточки с манной крупой, картинки с изображением рыб со скрепками, удочка с магнитом – червяком, ведро детское, два маленьких зеркала для артикуляционной гимнастики.

Музыкальное сопровождение для ритмических движений, песня «Любитель — рыболов» — музыка М. Старокадомского, слова А. Барто.

Ход занятия

Логопед:
  1. Орг. момент.
Поздоровайтесь с гостями.

Сегодня мы будем проговаривать звук [Р] в слогах и словах, а чтобы было интересно я приглашаю вас на рыбалку.

Что делают на рыбалке?

Где водится рыба?

Сейчас какое время года?

Представьте себе, что мы тепло оделись, взяли рыболовные снасти и отправляемся в дорогу.

Музыкальное сопровождение.

Идём по тропинке (обычным шагом),

по обрывистой дорожке (боковым приставным шагом), притопами и приходим на озеро.

  1. Дыхательная гимнастика.
Посмотрите, какие снежинки, давайте их сдуем.

Упражнения: вдох носом – выдох ртом

вдох одной норкой – другой

повторить другой норкой

вдох носом – долгий выдох долгий через рот, губы трубочкой.

  1. Артикуляционная гимнастика.
Озеро застыло и всё отражает как в зеркале.

Возьмите зеркала, выполним упражнения:

Упражнение «Заборчик» – улыбнуться (зубы сомкнуты и видны), удерживать позу в таком положении.

Упражнение «Чашечка»– открыть рот, широкий расслабленный язык поднять к верхней губе, прогнуть среднюю часть языка, загнув кверху боковые края.

Упражнение «Лошадка» – присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку, щелкать языком медленно и сильно, нижняя челюсть должна быть неподвижна.

Упражнение «Грибок» – улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот, присосать широкий язык всей плоскостью к небу, открыть рот и удерживать получившуюся позу.

Упражнение «Барабанщик» – рот приоткрыт, кончик языка за верхними зубами. Быстро произносить ряд звуков и стучать языком: Д-Д-Д…

Выходим на изолированное произнесение звука [Р].

  1. Работа с профилем артикуляции звука.
  1. Изолирование произнесение звука [Р].
Для того чтобы правильно произнести звук [Р],

Как надо сделать губы?

Как разомкнуть зубы?

Где надо расположить язык?

Каким должен быть язык?

Как надо подуть?

Какой звук получается?

(дети произносят звук [Р])

Произнесите долго, отрывисто;

птичка прилетела, затрещала (произносят на высокий тонах ),

медведь проснулся, заревел (произносят на низких тонах ).

  1. Печатание и письмо буквы Р.
- Какой буквой обозначаем звук [Р]?

Складывать букву Р из палочек.

Написать на лоточке с манкой заглавную и маленькую букву Р.

Когда будем писать заглавную Р? (в названиях, именах )

  1. Автоматизация звука в слогах.
Игра «Эхо».

Когда рыбаки разговаривают друг с другом издалека, на озере слышится эхо.

Давайте поиграем в такую игру.

Учитель – логопед называет слоги, дети повторяют: РА, РО, РУ, РЫ, АР,ОР, УР, ЫР, АРА,ОРА,УРА, ЫРА, ТРА, ТРО, ТРУ, ТРЫ, АТР, ОТР, УТР, ЫТР, АТРА, ОТРА, УТРО, ЫТРЫ, БРА, ПРО, ФРУА, ВРЫ, и др.

(произносить со сгибанием пальцев от мизинцев по одному )

  1. Автоматизация звука в словах.
Для того чтобы рыбачить зимой нужно добраться до воды, сделать лунку.

Прицепляем червяка.

Что прицепляем? (дети повторяют слово червяка )

Выловленную рыбу будем класть в ведро.

Куда будем класть выловленную рыбу? (в ведро )

Дети по очереди опускают удочку с магнитом в лунку, и ловят рыбу – картинку со скрепкой.

У тебя карась (лещ, карп, ёрш, осётр ).

Кто у тебя? (дети повторяют название рыбы )

Выкладываем на столе картинки.

Есть в названии звук [Р]?

Где находится звук в слове? (определить место звука в слове )

Скажи также:

Один карандаш, а много — карандаши

Один карась, а много? (караси )

Один карп, а много? (карпы )

Один ёрш, а много? (ерши )

Один осётр, а много? (осетры )

Посмотрите на картинки:

Как одним словом назвать, что это? (рыба )

Какая рыба лишняя? (лещ )

Почему? (в названии нет звука Р )

  1. Звукобуквенный анализ слова.
  1. Составление предложения.
  2. Итог занятия.
  1. Домашнее задание.
  1. Музыкальное сопровождение
Разберём слово РЫБА.

Один ученик у доски, второй на парте в кассе.

Сколько слогов? (2)

Назовите первый слог? (РЫ)

Назовите второй слог? (БА)

Составим первый слог

Сколько звуков в слоге РЫ?

Какой первый звук?

(Р – согласный, обозначим синим квадратиком и буквой Р)

Какой второй звук?

(Ы – гласный, обозначим красным квадратиком и буквой Ы)

Прочитай первый слог.

Назовите второй слог в слове рыба?

Сколько звуков в слоге БА?

Какой первый звук в слоге?

(Б – согласный, обозначим синим квадратиком и буквой Б)

Какой последний звук?

(А – гласный, обозначим красным квадратиком и буквой А)

Прочитай второй слог.

Чего не хватает? (чёрточки между слогами )

Прочитай слово? (читают по слогам )

Произнеси? (повторяют целым словом )

Второй ребёнок читает и произносит слово РЫБА.

Составьте предложение со словом РЫБА.

Какой звук мы тренировались произносить?

Что вам понравилось на занятии?

Даниил – когда задумаете во что – то поиграть, посчитаетесь и выберете водящего для игры, ты будешь объявлять начало – громко скажешь: Рыба карась – игра началась.

Повтори.

Виталя – придёте сейчас в группу, а воспитатель спросит: «Что вы делали на занятии?» А ты скажешь: Тра – тра – тра – мы ловили осетра.

Повтори

Мы удачно сходили на рыбалку, пора возвращаться домой. (повторяем движения с начала урока,

исполняем песню «Любитель — рыболов» — музыка М. Старокадомский, слова А. Барто).

Комович Елена Валерьевна,
учитель-логопед специальной (коррекционной)
школы-интерната №28 (8 вида),
г. Тулун Иркутской области

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-1.jpg" alt="> Особенности логопедической работы во вспомогательной школе ">

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-2.jpg" alt=">Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной"> Специфика нарушений речи и их коррекция у умственно отсталых детей определяется особенностями высшей нервной деятельности и их психического развития. У умственно отсталых детей отмечается: - недоразвитие высших форм познавательной деятельности; - Конкретность и поверхность мышления; - Замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие; - Нарушение словесной регуляции поведения; - Незрелость эмоционально-волевой сферы.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-3.jpg" alt=">Характерным для умственно отсталых детей является позднее развитие речи Нарушения речи у этой группы"> Характерным для умственно отсталых детей является позднее развитие речи Нарушения речи у этой группы детей исследовались М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше и др. По и х данным в начальных классах вспомогательной школы выраженные дефекты наблюдаются у 40 -60% детей.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-4.jpg" alt=">По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи у умственно отсталых детей является"> По мнению С. Я. Рубинштейн, основными причинами недоразвития речи у умственно отсталых детей является «Слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцированных связей во всех анализаторах» . В. Г. Петрова выделяет комплекс многообразных факторов, обуславливающих нарушения речи, отмечая, что основной причиной аномального развития нарушения речи является недоразвитие познавательной деятельности. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в нарушении фонематического восприятия. Нарушение позновательной деятельности приводит к трудностям усвоения семантической стороны языка, поэтому умственно отсталые с трудом овладевают по семантике словами и грамматическими формами.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-5.jpg" alt=">Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: -"> Наряду с этим имеют место и другие факторы, вызывающие у них нарушения речи: - аномалии в строении речевого аппарата, обуславливающие ринолалию, механическую дислалию; - локальное органическое поражение подкорковых отделов головного мозга, приводящее к возникновению органического заикания, дизартрии.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-6.jpg" alt=">Симптоматика и механизм речевых расстройств у умственно отсталых детей определяются не только наличием общего"> Симптоматика и механизм речевых расстройств у умственно отсталых детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи. В связи с этим выделяют 2 группы олигофрении: 1. Олигофрения с недоразвитием речи; 2. Атипичная олигофрения, осложненная речевым расстройством. У детей с умственной отсталостью все формы расстройства речи. Преобладающим в структуре речевого нарушения является семантический дефект. Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-7.jpg" alt="> Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе 1. В связи с"> Можно выделить следующие особенности логопедической работы во вспомогательной школе 1. В связи с тем, что у умственно отсталых детей ведущим нарушением является недоразвитие познавательной деятельности, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения (например, при дифференциации фонетически близких звуков, произношение каждого звука анализируется с точки зрения слухового, зрительного, кинестетического образа, сравнивается звучание, артикуляция, анализируется звуковая структура слова и т. д.)

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-8.jpg" alt=">2. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться над речевой системой в"> 2. С учетом характера нарушений речи логопедическая работа должна проводиться над речевой системой в целом. На каждом занятии ставится задача коррекции нарушений не только фонетико- фонематической, но и лексико- грамматической стороны речи. 3. В процессе логопедической работы важно основываться на принципе поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и др.) Это необходимо для того, чтобы от наглядно- действенного и наглядно-образного мышления перейти к организации действия во внутреннем плане.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-9.jpg" alt=">Формирование речевых действий должно осуществляться по следующим этапам: n Материализация действия с опорой на"> Формирование речевых действий должно осуществляться по следующим этапам: n Материализация действия с опорой на вспомогательные средства. Так, работа по развитию дифференциации звуков предполагается использование картинок, названия которых анализируются, а также графических схем. Ребенок, выделяя звуки из слова, выкладывает фишки разного цвета в клеточки, соответствующие тому или иному звуку. n Выполнение действия в речевом плане. На этом этапе ребенок произносит слово и на основе его слухового и кинестетического образа, без опоры на вспомогательные средства, определяет наличие одного и другого звука в слове. n Выполнение действия во внутреннем плане. Ребенок осуществляет дифференциацию звуков без материальных и речевых опор, по представлению. В логопедической работе необходим постепенный, последовательный переход от одного этапа к другому, что связано с особенностями мыслительной деятельности умственно отсталых детей.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-10.jpg" alt=">4. Максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной"> 4. Максимальное включение анализаторов, актуализация ощущений разной модальности, а также использование максимальной и разнообразной модальности. 5. Важнейшее значение имеет дифференцированный подход, который предполагает учет особенностей высшей нервной деятельности (например преобладание процесса возбуждения или торможения): психические особенности ребенка, его работоспособность, особенность моторного развития, уровень несформированности речи, симптоматика речевых расстройств и т. д.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-11.jpg" alt=">6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и"> 6. Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. В логопедическую работу необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. 7. Содержание логопедической работы должно находиться в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-12.jpg" alt=">8. В связи с тем, что старые условно- рефлекторные связи у умственно отсталых детей"> 8. В связи с тем, что старые условно- рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, изменяются с трудом, необходимо особенно тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. 9. Характерной для логопедической работы является частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и формы. Это обусловлено слабостью замыкательной функции коры, трудностью формирования новых условно- рефлекторных связей, их хрупкостью, быстрым угасанием без достаточного подкрепления.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-13.jpg" alt=">10. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в"> 10. Усвоенные в логопедическом кабинете правильные речевые навыки у умственно отсталых детей исчезают в других ситуациях, на другом речевом материале. В связи с этим очень важно закрепить правильные речевые навыки в различных ситуациях. 11. Учитывая быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-14.jpg" alt=">12. Тщательная дозировка заданий и речевого материала. Необходимо постепено усложнять и задания и речевой"> 12. Тщательная дозировка заданий и речевого материала. Необходимо постепено усложнять и задания и речевой материал, любая задача должна быть максимально разложена на простейшие задачи. 13. При проведении логопедических занятий необходимо ясное понимание ребенком цели занятия. В связи с этим цели занятия должны быть изложены умственно отсталому ребенку чрезвычайно конкретно, в доступной форме.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-15.jpg" alt=">14. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы."> 14. Для эффективного усвоения правильных речевых навыков необходим определенный, не очень быстрый темп работы. 15. Следует поддерживать у умственно отсталого ребенка интерес к исправлению речи, воздействовать на его эмоциональную сферу. 16. В связи с тем, что нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа во вспомогательной школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

Src="https://present5.com/presentation/3/68092687_83154432.pdf-img/68092687_83154432.pdf-16.jpg" alt=">17. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обуславливает необходимость тесной связи"> 17. Несформированность контроля, слабость волевых процессов у умственно отсталых детей обуславливает необходимость тесной связи работы логопеда, воспитателя, родителей. 18. Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовать комплексный медико- педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне. 19. Логопед, учитывая необходимость участия в логопедической работе с детьми учителей, воспитателей, родителей, должен уделять большое внимание работе с педагогическим коллективом школы и родителям по пропаганде логопедических знаний.

Учитель-логопед

Васильева наталья Олеговна

МОУ «СОШ №3 г.Свирск»

Организация логопедической работы в школе

Организация коррекционно – логопедической работы в школе осуществляется на основе Инструктивного письма Министерства образования РФ №2 от 14.12.2000г. «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения».

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся с обучающимися 1 – 4 классов, имеющих различные речевые нарушения:

«Общее недоразвитие речи» (ОНР);

«Нерезко выраженное общее недоразвитие речи» (НВОНР);

«Фонетико – фонематическое недоразвитие речи» (ФФНР);

«Фонематическое недоразвитие речи» (ФНР);

«Нарушения письма и чтения», обусловленные перечисленными выше нарушениями речи;

Отклонения в речевом развитии детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, имеют различную структуру и степень выраженности. Наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии (ОНР, НВОНР, ФФНР, ФНР) является серьёзным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы и требует обязательной логопедической помощи – коррекционно-развивающих логопедических занятий.

Место логопедических занятий в учебном плане

Коррекционно – развивающие логопедические занятия проводятся в течение учебного года (с 15 сентября по 15 мая) не менее 2 – 3 раз в неделю с каждой группой в соответствии с тематическим планированием, на основании которого составляется календарно-тематическое планирование для каждой логопедической группы. Первые две недели учебного года (с 1-го по 15-е сентября) отводятся для полного комплектования групп и подгрупп, которые будут заниматься на логопедическом пункте в новом учебном году. Учитель-логопед в это время проводит обследование устной и письменной речи обучающихся.

Занятия с обучающимися проводятся во внеурочное время. Расписание логопедических занятий составляется учителем-логопедом с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекционно – логопедические занятия проводятся в различной форме: индивидуално, в подгруппе и группе. Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Продолжительность группового логопедического занятия для первоклассников составляет 35 минут, для учеников 2-3 классов– 40, подгруппового занятия – 20-25 минут, индивидуального – 15-20 минут.

Цель логопедических занятий в школе:

Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи и испытывающим трудности в обучении и общении.

Новый стандарт предлагает в качестве основных образовательных результатов предметные, метапредметные и личностные. Результаты деятельности школьного учителя-логопеда напрямую влияют на качество обучения по литературному чтению, русскому языку, окружающему миру, что является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний обучающимися в основной начальной школе.

Для успешной работы необходима организация методически грамотного логопедического сопровождения.

Компонентами логопедического сопровождения или задачами являются:

  • профилактика речевых нарушений;
  • логопедическая диагностика;
  • коррекция речевых дефектов;
  • формирование всех сторон (компонентов) речи;
  • развитие невербальных психических функций;
  • развитие эмоционально – волевой сферы;
  • формирование нравственных установок ребёнка

Образовательные технологии и методики в логопедической работе

В процессе работы учитель-логопед применяет следующие образовательные методики и технологии:

Методики

Методика Агранович З. Е.

Методика Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г.

Методика Каше Г.А., Филичевой Т.Б.

Методика Корнева А. Н.

Методика Лалаевой Р. И.

Методика Садовниковой И. Н.

Методика Ястребовой А. В.

Традиционные технологии

Наименование технологий

Цели применения традиционных технологий

Эффекты использования традиционных технологий

Технология логопедического обследования

определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на

основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере

выявление особенностей речевого развития для последующего учета

при планировании и проведении образовательного процесса;

выявление объёма речевых навыков;

Сопоставление его с возрастными нормами

Технология коррекции звукопроизношения

Г.В. ЧиркинаА.Г. ИпполитоваН.В. Червякова И.И. Ермакова

Выбор наиболее эффективных приемов и методов для быстрой и качественной постановки звуков

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова: заикание

А.Н. Стрельникова: дыхательная гимнастика

Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата;

Позволяет увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.

Технология развития интонационной стороны речи

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова

Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (воп-

росительные, восклицательные, завершенности и незавершенности).

Нормализация процесса речевого паузирования.

Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз

Позволяет показать детям, что человеческая речь обладает разнообразием ин-

тонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, моду-

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.

Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений.

Способствует формированию представлений о темпе речи,

развитию восприятия различного темпа речи;

Развивает умение воспроизводить различный темп речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи

Формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи

Способствует формированию речевой активности ребенка, расширению активного и пассивного словаря, а так же развитию навыков словоизменения и словообразования; использования в речи простых и сложных предложных конструкций

Технология дифференцированного обучения(технология уровневой дифференциации)

Организация учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности (учет его возможностей и способностей)

Помогает логопеду увидеть индивидуальность ребенка, сохранить е;

Позволяет помочь ребенку поверить в свои силы;

Обеспечивает максимальное развитие ученика

Инновационные технологии

Наименование современных образовательных технологий

Цели применения современных образовательных технологий

Эффекты использования современных образовательных технологий

Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.).

Формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, развитие и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, связной речи.

Способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка, устранению в речи аграмматизмов.

Технология формирования слоговой структуры слова. (Автор Ткаченко Т.А.).

Формирование вербальных средств коммуникации.

Делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимают коммуникативные барьеры.

Формирование первичных произносительных умений, коррекции слоговой структуры слова и голоса у детей с ОНР, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрией.

Способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.

Информационно-коммуникативные технологии .

Повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекционной работы.

Позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-логопеда, расширяют возможности сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности; обеспечивают незаметный для ребенка переход от игровой деятельности к учебной.

Игровые технологии.

Более успешная социализация,формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы.

Мнемотехника

система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

помогает в развитии связной речи,ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти,зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

современные технологии логопедического и пальцевого массажа

активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств

Массаж мышц переферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

Куклотерапия

Раздел арт-терапии, использующийся в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого.

Помогает сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.

Музыкотерапия

Технология основана на эмоциональном восприятии музыки

нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма; стимуляция слухового восприятия; улучшение общего состояния детей;коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции

Межпредметные связи

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой различных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых нарушений, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и неречевых симптомов в структуре нарушений речевой деятельности, поэтому

при составлении тематического планирования учитываются межпредметные связи логопедии с такими науками как общая и специальная психология, нейропсихология, психолингвистика, психодиагностика, анатомия и физиология лор-органов, а также методика обучения родному языку.

Тематическое планирование

Тематическое планирование составляется с учётом современных требований к коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда и образованию в целом, представленных в Федеральном образовательном стандарте.

В качестве основы тематического планирования можно применить:

  • Инструктивно – методическое письмо «О работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе». Составители Ястребова А.В., Бессонова Т.П., М.: 1996г.
  • Каше Г.А., Филичева Т.Б. «Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи (В подготовительной к школе группе)». М.: Просвещение, 1978г.
  • Методические материалы Богомоловой А.И. «Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов». М.: 1979г.
  • Поваляева М.А. « Моделирование коррекционно-образовательного пространства». Ч.3: Общая, дошкольная, коррекционная педагогика. Ростов на Дону, изд-во РГПУ,1999г.