Утеплители Изоляция Блоки

Методический материал:"профессиональная компетентность педагога в условиях реализации фгос до". Педагогический совет. формирование профессиональной компетентности педагога в условиях внедрения фгос: проблемы и решения Уровни компетенции педагога по фгос

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

является сам учитель.

А. Дистервег

ФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня мы слышим всё это. Идёт обсуждение этого вопроса в интернет- ресурсах, средствах массовой информации. Уже обозначен и новый стандарт для учителя: «Творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель корпоративных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующих их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии».

Вчитываешься в каждое слово и задаешь себе вопрос: а дотягиваем ли мы до идеального образа. А ещё больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру педагога. Учителю нужно стать современным и конкурентоспособным. Почему? Как? Насколько?

Эти главные вопросы сегодня мы задаем сами себе на сегодняшнем педсовете. Хотелось бы вспомнить небольшую притчу.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое : Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.

Второе : Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.

Третье : Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое : Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.

И пятое : На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И теперь, ставя себя на место карандаша, хочется сказать: всегда помнить эти 5 правил и никогда не забывать их, и тогда можно стать лучшим человеком, которым только ты можешь быть.

Научить получать знания, то есть учить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить, это учение – для бытия; научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, – это учение для совместной жизни – вот основные приоритеты современного образования во всём мире.

Приоритетной целью современного российского образования также становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности учителя. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. До массового внедрения стандартов второго поколения в основной школе есть еще небольшой запас времени, поэтому начнем с себя, с конкретного исполнителя- учителя. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инновации, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Развитие профессиональной компетентности – это формирование творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Понятие профессиональная компетентность педагога – это единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Под профессионализмом понимается особое свойство людей готовых систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

В понятии “профессионализм” отражается такая степень овладения человеком психологической структуры профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:

    Работа в методических объединениях, творческих группах;

    Исследовательская деятельность;

    Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

    Различные формы педагогической поддержки;

    Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

    Трансляция собственного педагогического опыта;

    Использование ИКТ и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Формирование профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

    самоанализ и осознание необходимости;

    планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

    самопроявление, анализ, самокорректировка.

»

«Учитель живёт пока учится – так считал русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя:

1.Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих способностей обучающихся;

2.Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью и всему живому на Земле;

3.Совершенствование педагогической компетентности в организации здоровьесберегающей образовательной среды;

4.Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;

5.Формирование и совершенствование педагогической компетенции в организации образовательного процесса с применением ТРИЗ (теорий решения изобретательных задач) и ИКТ (информационно-коммуникационных технологий).

6.Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Вовлечение учащихся во внеурочную деятельность, как залог всестороннего развития личности и повышения самооценки.

Сформированность исследовательской компетентности, как составляющей учебно – познавательной компетентности, которую можно проследить по результатам диагностики.

II. Изменения взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик» в направлении сотрудничества, научить обучающихся разрешать конфликты, повышение уровня владения монологической и диалогической формами речи, которые свидетельствуют о сформированности коммуникативной компетентности.

III. Повышение навыков саморегуляции обучающихся, обеспечивающих саморегуляцию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценивание, как показатель регулятивных и личностных универсальных действий.

IV. Освоение обучающимися навыков работы с различными источниками информации.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Сегодня важнейшими качествами личности должны быть инициативность, способность к творчеству, умение нестандартно мыслить и находить нетрадиционные решения проблем. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Но при переходе к ФГОС нового поколения мы уже столкнулись с множеством проблем. Какие же это проблемы?

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:

Планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

Синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

Изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

Выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП(организация образовательного процесса)

Недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;

Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

Неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ОП:

Сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

Сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки, под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить алгебре и русскому языку…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как подготовка к ЕГЭ А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»; «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

Психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;

Дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

Организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

Профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.

Пути решения проблем

Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:

Организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;

Проводить анализ модельных заданий, оценивающих

метапредметные умения учащихся;

Организовать работу по мониторингу формирования УУД;

Отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

Создать микрогруппы по проблемам:

* организация накопительной системы оценки,

* разработка заданий, направленных на формирование УУД,

* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;

Организовать психологическое сопровождение в школе:

* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,

* вести индивидуальную работу по устранению психологических

проблем учащихся,

Что является самым важным для успешной работы учителя по новым стандартам? Важным является желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя само достаточными и способными видеть проблемы, а не их следствия)

Чтобы формировать свою профессиональную компетентность мы должны учиться, чтобы научить чему – то других, мы должны быть способными к творчеству, научиться проводить нетрадиционные уроки. Ведь урок интересен тогда, когда он современен.

Мы любим традиционные уроки, но они скучны. Как же должен выглядеть современный урок?

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:

1. Урок изучения нового.
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний.
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний.
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний.
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.

Современный урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить. Можно применять такие приёмы, как - интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС не будут реализованы!

Учащиеся достигнут высоких результатов только тогда, когда увидят, что определённые умения необходимы ему и на других предметах и в жизни!

Задача современного учителя на уроке – формировать и развивать УУД, то есть умения учиться всю жизнь.

Поэтому учитель, начинающий реализовывать Стандарт в средней школе, должен внести изменения в свою деятельность, в построение урока и его проведение.

Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление уч. материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей:

по поиску и обработке информации;

обобщению способов действия;

постановке учебной задачи и т. д.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельн. детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка – оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. А процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие. В школе должна быть создана демократическая система управления. Это и система стимулирования сотрудников, и различные формы педагогического мониторинга (не контроля!), к которым можно отнести анкетирования, тестирования, собеседования, и внутришкольные мероприятия по обмену опытом, конкурсы, и презентация собственных достижений. Данные формы стимулирования позволяют снизить уровень эмоциональной тревожности педагога, влияют на формирование благотворной психологической атмосферы в коллективе.

О профессиональном развитии учителя, результативности методической системы, качестве образовательного процесса свидетельствуют следующие показатели:

победы и призовые места обучающихся в детских творческих конкурсах, фестивалях, предметных олимпиадах от муниципального до регионального уровней;

активное участие и призовые места обучающихся в ежегодной научно – практической конференции;

публикации творческих работ обучающихся на школьном и собственном сайте;

высокий уровень компетентностей, сформированных у учащихся;

высокое качество знаний обучающихся по преподаваемым мною предметам

К ак мы должны повысить свою профессиональную компетентность? Мы должны использовать и применять различные педагогические технологий: современные инновационные технологии, использовать проблемное обучение, составлять технологическую карту урока, с проводить открытые уроки, принимать участие в профессиональных конкурсах, в научно-практических конференциях, публиковать свои работы.

Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.

Таким образом, разработать механизм реализации ФГОС, апробировать его, принять в педагогическом сообществе – это есть простор для творчества современного учителя. Это есть его педагогический опыт, то есть профессиональная компетентность .

Вывод: Сегодня педагог-профессионал-это педагог, который осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Чтобы формировать свою профессиональную компетентность, педагог должен продолжать учиться, чтобы научить других, должен быть способен к творчеству, проводить нетрадиционные уроки. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

В соответствии с изменениями, произошедшими в обществе, должен измениться и учитель. Всё более очевидным становится развитие профессиональной компетентности педагога. Это является необходимым условием изменения современного образовательного процесса. Какими же профессиональными педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы в своей деятельности добиться достижения образовательных результатов ребёнка, сформулированных как ключевые компетенции в образовательном стандарте? Компетенции - это компетентности работника, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлён. Таким образом, компетенция - это заданное требование к уровню педагогического мастерства, а компетентность - это мера соответствия этому заданному требованию.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетент-ность» рассматривается как сово-купность знаний и умений, опреде-ляющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и про-фессионально значимых личност-ных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду способность к слож-ным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социаль-но-профессиональной жизнедея-тельности.

Сегодня выделяются следующие профессионально‐педагогические компетенции:

  • предметнаякомпетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии предмета);
  • общепедагогическая (знания в области индивидуальных особенностей психологии, психофизиологии и познавательных процессов личности);
  • профессионально‐коммуникативнаякомпетенция (практическое владение приёмами эффективного общения);
  • инновационная (владение современными технологиями развивающего обучения);
  • исследовательская (владениями навыками исследовательской деятельности);
  • рефлексивная(умение обобщить свою работу);
  • информационно‐коммуникативнаякомпетенция (владение основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса).

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и Законом об образовании.

Современный квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.

Выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности:

  • бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);
  • сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);
  • актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);
  • сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).

Этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже непригодным. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции педагога с ведущей на сопровождающую. Чем выше уровень рефлексии педагога, тем выше его готовность и способность к изменению системы установок адекватно меняющейся ситуации. Тем самым педагог может достигать педагогической компетентности в изменяющихся условиях современности, и самообразование будет являться средством развития профессиональной компетентности.

Развивать профессиональные компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС можно следующими путями:

  • знакомство с педагогической и методической литературой;
  • регулярное использование информации из Интернета;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные (не реже 1 раза в пять лет);
  • аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет);
  • самообразование;
  • активное участие в работе районных методических объединений, педсоветов, методических и проблемных семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов, открытых уроков;
  • использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных;
  • участие в различных конкурсах, исследовательских работах;
  • обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.

Конечно же, компетентность связана с опытом. Волевые усилия в профессионально-педагогической деятельности подкрепляются осознанием предшествующего опыта, педагог сознательно самоорганизует свою деятельность, направленную на запланированный конкретный результат. Однако нельзя утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог.

Профессиональные качества педагога:

  • Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
  • Трудолюбие, честность, порядочность
  • Эмоциональность, оптимизм
  • Выразительность речи, педагогический такт
  • Творческое начало личности
  • Организаторские способности
  • Чувство юмора
  • Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Заместитель директора по УВР МБОУ Полурядинской СОШ Цуканова О.Ю.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

Вся методическая работа ШМО учителей начальных классов была направлена на реализацию ФГОС НОО.

Была принята основная образовательная программа начального общего образования на 2015 – 2019 год.

Все рабочие программы разработаны учителями начальных классов в соответствии с требованиями стандарта.

В основную образовательную программу основного общего образования внесены изменения согласно примерной образовательной программе основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15).

Разработаны рабочие программы по предметам для 5 и 6 класса, программы внеурочной деятельности согласно структуре, определенной для рабочих программ педагогов согласно ФГОС ООО.

1) В течение учебного года вопросы внедрения и реализации ФГОС обсуждались на методических и педагогических советах школы.

Методический совет

Заседание № 1

2. Рассмотрение рабочих программ по учебным предметам и курсам

Октябрь

Методический совет

Заседание № 2

1. Педагогические технологии системно-деятельностного типа (обмен опытом работы)

2.Утверждение тематики научно-исследовательских работ школьников и организация проектной деятельности в рамках ФГОС ООО

Ноябрь

Педсовет № 2

1. Основные направления реализации ФГОС ООО. Освоение и внедрение основных концептуальных положений ФГОС ООО с учетом результатов диагностики затруднений учителей при введении ФГОС ООО в 2014 году в пилотном режиме.

Методический совет

Заседание № 3

1. Управление процессом формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности согласно требованиям ФГОС ООО

2. Отчет о проведении школьного тура предметных олимпиад и конкурсов

Декабрь

Педагогический совет № 3

Реализация принципов воспитания, изложенных в ФГОС ООО.

Январь

Методический совет

Заседание № 5

Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО.

Март

Педсовет № 4

Расширение зоны использования ИКТ в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ООО.

2) Кроме того, были проведены и проанализированы комплексные работы в 4,5,6 классе.

3) В марте 2016 года был проведен муниципальный семинар «Создание образовательной среды в начальной школе в условиях реализации ФГОС», ставший своеобразным отчетом школы о результатах реализации ФГОС НОО.

4) Посещенные в начальной школе уроки и мероприятия в рамках внутришкольного контроля показали, что учителя владеют системно-деятельностным подходом в обучении, широко применяют технологии проблемного обучения, ИКТ-технологии, технологии проектного обучения.

5) К концу 2015-2016 учебного года 100% педагогических работников школы прошли курсы повышения квалификации по тематике ФГОС НОО или ФГОС ООО.

По результатам посещений уроков в 5 и 6 классе, собеседований с учителями, можно сделать выводы, что:

    учителя, работающие в 5 и 6 классе, знакомы со стандартами второго поколения, т.к. прошли курсы повышения квалификации по тематике введения и реализации ФГОС ООО, а также актуальным проблемам преподавания конкретных предметов в условиях реализации ФГОС ООО;

    учителя –предметники применяют на уроках, правда с различным успехом, системно-деятельностный подход, развивают личностные, регулятивные, познавательные УУД.

При переходе к ФГОС нового поколения в начальной школе мы уже столкнулись с множеством проблем. Эти же проблемы перешли и на вторую ступень.

При посещении уроков в классах, в которых осуществляется обучение по ФГОС, был отмечен ряд недостатков:

Невысокая степень дифференцированности заданий для различных категорий обучающихся на уроках;

Отсутствие дифференциации домашнего задания для обучающихся согласно результатам урока;

Отсутствие на уроках организации формирования умений у обучающихся планировать свою деятельность, оценивать и анализировать её при помощи оценочных листов на каждом этапе урока, и как следствие, низкий уровень развития у обучающихся регулятивных УУД;

Отсутствие в плане уроков большинства учителей этапа рефлексии, на котором происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации, выработка собственного отношения к изученному материалу и его повторная проблематизация, самоанализ приобретенных знаний;

Неумений некоторых учителей конструировать технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Из вышесказанного можно выделить несколько разновидностей проблем, с которыми мы сталкиваемся в ходе реализации ФГОС.

Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к:

Планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;

Синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;

Изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

Выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Проблемы педагога в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:

Недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;

Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;

Неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно-оценочная деятельность остается полем деятельности лишь педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);

Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

Сложности при формировании и реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников;

Сложности в организации внеурочной деятельности (учителями и родителями отмечено, что внеурочная деятельность в том виде, как она сейчас организована, приводит к большой утомляемости, ухудшению здоровья детей и учителя). В конце года дети отказывались посещать внеурочные занятия, мероприятия. Родители, ограждая своих чад от перегрузки, под любым предлогом оставляли их дома. Высказывания родителей: «Больше времени уделить математике и чтению…»; «У моего ребенка есть еще и такие важные моменты, как занятия в других учреждениях доп. образования. А на это тоже нужно дополнительное время, которого не хватает…»; «Мало времени на отдых, на прогулки на свежем воздухе»)

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога).

Психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.;

Дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости;

Организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы;

Профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Эти проблемы возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.

Как было отмечено ранее, учителя нашей школы обучались на курсах, посвященных переходу начальной и основной школы к ФГОС второго поколения.

Хотелось бы, чтобы была проведена курсовая подготовка по всему комплексу вопросов, связанных с введением ФГОС. («Формирование и диагностика УУД»; «Контрольно-оценочная деятельность»; «Планирование и реализация, мониторинг внеурочной деятельности»; «Целеполагание и контроль результатов матапредметных и предметных» и т. д.)

Пути решения проблем

Необходимо четко наладить методическое сопровождение введения ФГОС:

Организовать деятельность рабочих групп по созданию и доработке ООП;

Проводить анализ модельных заданий, оценивающих метапредметные умения учащихся;

Организовать работу по мониторингу формирования УУД;

Отслеживать занятость учащихся во внеурочной деятельности;

Может быть, создать микрогруппы по проблемам:

* разработка заданий, направленных на формирование УУД,

* организация работы по внедрению методик и технологий, способных реализовать идею целостного развития личности в образовательной деятельности;

* организация психолого-педагогической диагностики и ее анализ,

* вести индивидуальную работу по устранению психологических проблем учащихся,

Наверное, самое важное для успешной работы по новым стандартам – компетентный учитель-профессионал, а для этого важно желание учителя меняться (в этом задача института повышения квалификации – чтобы это желание появилось после обучения, ведь часто учителя считают себя самодостаточным) и способность видеть проблемы, а не их следствия.

Требования

к профессиональным и личностным качествам учителя (в свете ФГОС НОО).

Учительство - не труд, а отреченье,

Умение всего себя отдать,

Уйти на долгий подвиг и мученье,

И в этом видеть свет и благодать.

Очевидно, что прежде чем говорить о том, что должно измениться в деятельности педагога в связи с введением ФГОС НОО, следует определить, возможно, ли, не меняя требования к учителю, реализовать стандарт?

Отвечая на этот вопрос, следует сказать, что ФГОС НОО предъявляет несколько иные требования к условиям образования. Реализовать в полной мере заявляемый системно-деятельностный, тем более - компетентностный подход, не меняя сложившуюся систему традиционной школы, просто невозможно. Так же, как, невозможно сформировать у учащихся ключевые компетенции, работая только в классно-урочной системе обучения. А потому, совершенно очевидно, что реализовать ФГОС в прежних условиях не представляется возможным.

А это значит, что решение современных задач потребует не только осуществления ряда мероприятий, таких как:

Разработку и утверждение основной образовательной программы начального общего образования;

Приведение в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностных инструкций работников образовательного учреждения;

Определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

Определение списка учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;

Обеспечение финансовых, материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС,

но и, однозначно, серьезной подготовки учителя.

В условиях реализации ФГОС, педагог выступает не только в роли учителя, но и в роли

Инструктора (человека, который систематически ведут со школьниками индивидуально-групповую работу по разработке, согласованию, оценке хода и результатов выполнения учебной работы);

Наставника (человека, умеющего оказывать адресную помощь ребенку, не избавляя его от проблемной ситуации, а, помогая ее преодолеть);

Управленца (человека, владеющего такими управленческими технологиями, как педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты);

В соответствии с ФГОС НОО, он (учитель), является мудрым воспитателем, союзником психолога, социального педагога, в совершенстве владеет командной, совместной, коллективной и парной формой работы.



Ученик же становится активным участником образовательного процесса, который умеет думать, мыслить, рассуждать, свободно высказывать, а если необходимо и доказывать свое мнение.

Таким образом, с введением ФГОС ответственность учителя, которая во все времена была исключительной, возрастет вдвойне.

Введение ФГОС не может быть реализовано без чёткого ответа на вопрос «как обучать?». Другими словами, учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.

Какие изменения в образовании потребуют от учителя новых компетенций и чем отличаются Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения от тех стандартов, которые регулировали работу школы в прошлом?

Прежде всего- это новыми требованиями к результатам образования. Достаточно вспомнить, что раньше задачей начальной школы было достижение базового уровня обязательного минимума содержания образования.

По новым образовательным стандартам, выпускники начальной ступени должны быть деятельными и активными, любознательными, инициативными, открытыми внешнему миру, доброжелательными и отзывчивыми. У них должно быть положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде и навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

В новом стандарте впервые зафиксированы требования к результатам освоения основной образовательной программы нескольких уровней и трех типов – это, во-первых, предметные результаты, или знания в предметных областях: русского языка, математики, естествознания, литературного чтения; и так далее.

Но кроме предметных результатов в ФГОС предъявлены требования также к метапредметным и личностным результатам. Прежде всего - о метапредметных результатах, поскольку это действительно наиболее существенное новшество стандартов. А еще потому, что личностный результат, в отличие от результатов предметных и метапредметных, согласно Федеральным государственным стандартам, не измеряется, то есть дети не будут оцениваться по степени достижения ими личностных результатов. Это справедливо, потому что не так легко оценить личностные достижения. С одной стороны, это дополнительная нагрузка для учителя, а с другой стороны, возможно, здесь есть и какая-то угроза для свободного личностного развития ребенка.

Если обобщить требования к метапредметным умениям, то можно выделить следующие их группы.

Во-первых, это умение планировать собственную деятельность. То есть ребенок сам должен сопоставлять задачу с теми условиями, в которых задача предъявлена, уметь соотносить содержание этой задачи с собственными умениями, оценивать свои собственные действия и вносить, если это необходимо, коррективы.

Еще один метапредметный результат – универсальные учебные действия, связанные с работой в группе, способностью школьника соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в группе. То есть, другими словами, способность к эффективному взаимодействию при решении различных задач. Групповая работа (по ФГОС НОО)- это не просто случайное собрание детей или их совместное времяпрепровождение, - это особая учебная ситуация, в которой происходит коллективно-распределенная деятельность.

Идея организации групповой работы заключается в том, что любое действие, любое умение, во-первых, сначала существует в процессе взаимодействия между людьми, а в процессе обучения это умение становится достоянием каждого ребенка.

Еще одна группа универсальных учебных действий связана с овладением компьютерной грамотностью, способностью школьников использовать данные из сети интернет для решения задач.

Вот почему в рамках нового образовательного стандарта предъявляются достаточно серьезные требования к компьютерному оснащению школ, и в том числе к наличию свободного доступа к сети Интернет. Теперь становится необходимым применение и использование компьютерных средств и средств и ресурсов сети интернет не только при подготовке к занятиям, но и на самих занятиях.

Что же, собственно говоря, нового должен уметь учитель для того, чтобы сформировать у детей универсальные учебные действия?

Прежде всего, учитель должен владеть технологией, которая способствует развитию детской рефлексии – способности планировать и оценивать свои собственные действия.

1. Уметь оценивать текущее состояние и динамику освоения ребенком основной образовательной программы.

2. Уметь ставить цели на успехи в предметной сфере учащегося.

3. Уметь ставить цели на достижение учащимися метапредметных результатов.

4. Уметь адекватно оценивать текущее состояние и динамику интеллектуального, морального, волевого развития ребенка.

5. Уметь правильно определять причины недостаточно эффективного продвижения ребенком в освоении образовательной программы. (Умеет правильно (адекватно) выделить трудности в освоении учебных предметов, возникающие у каждого ученика.)

6. Уметь оценивать сформированность у учащихся учебных действий (УУД).

7. Уметь анализировать существующие программы, сравнивать их по разным основаниям (целям, используемым средствам и др.).

8. Уметь выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям.

Еще один момент, о котором нельзя не сказать – это деятельностный характер обучения. Деятельностный подход, составляющий основу современного образования предполагает, что ученик научится планировать (задавать сам себе вопрос: "Чему мне нужно научиться?") и проектировать ("Как мне этому научиться?"). Чтобы быть готовым к этому, учителю следует не просто осмыслить идею системно-деятельностного подхода, как основы ФГОС, но и научиться выстраивать учебную и внеурочную деятельность в рамках этой технологии, проектировать обучение на основе учебных ситуаций, проблемных задач, проектных методов обучения. Учитель должен быть активным пользователем информационных технологий, свободно общаться в информационном пространстве.

Несомненно, каждый понимает, что за короткий срок не натаскаешь, не доведёшь до автоматизма универсальные учебные действия и навыки детей в решении учебных задач. Это большой, систематический труд. Чтобы всему этому научить детей, выработать в них особые учебные умения, навыки, нужно учителю самому обладать компетентностями.

Известно, что компетентность не существует в готовом виде. Каждый должен создать её для себя заново. Можно усвоить чьё-то открытие, правило, прием обучения, но не компетентность. Компетентность необходимо создать как продукт индивидуального творчества и саморазвития. Не потому ли, главными показателями качества профессиональной подготовки педагога сегодня являются такие личностные характеристики, как:

– готовность и способность к саморазвитию, самосовершенствованию.

– мотивация на работу с учащимися;

– способность и готовность учителя применять полученные знания в профессиональной деятельности;

– знание психологии ребенка, способность к анализу его действий, поступков, оказание психологической поддержки и помощи, особенно в период возрастных кризисов;

– владение современными образовательными технологиями, в том числе ИКТ;

Базисный образовательный план включает в себя программу воспитания и социализации, которые пронизывают всю учебную, внеурочную, внешкольную деятельность образовательного учреждения. Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся имеет не только умение воспитывать детей, но и нравственность самого учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам. И хотя это требование не является чем-то новым, особенным, однако, выступает оно как составляющая характеристика современного педагога, как требование к его личностным качествам. Никакие воспитательные программы и действия не будут эффективны, если педагог не являет собой пример нравственного и гражданского личностного поведения. К тому же в современном мире взрослые, в том числе и родители, не хотят воспитывать ребенка на традициях семьи и народа, а порой и сами не владеют важнейшими жизненными ценностями.

Однако, следует признать, что обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся педагогу без социально-педагогического партнерства, скорее всего, просто невозможно. Для решения этой задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ.

Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей, прописанных в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.

В этих условиях самостоятельность, а вместе с тем и ответственность педагога заключается в:

Разработке для своего класса программы развития и воспитания

Внедрении новой формы накопительной оценки (портфолио).

Умении выбирать подходящие, конкретно к данному классу, УМК,

Разработке (корректировке) рабочих программ по учебным предметам

Отборе способов и средств формирования УУД у обучающихся (анализ учебников, отбор системы заданий)

Разработке (отборе) контрольных материалов, обработке результатов диагностических и комплексных работ.

Очевидно, что не сразу, и, возможно, не все педагоги смогут перестроиться в меняющихся условиях. А потому, на мой взгляд, главной для каждого учителя, ОУ в целом, является, сегодня:

Принятие основных идей ФГОС,

Адаптация (максимальная, продуктивная) к меняющимся условиям деятельности;

Определение способов наиболее конструктивного профессионального и личностного развития,

Осмысление различных аспектов своей деятельности (в плане представлений о себе, своей миссии, своей позиции между ребёнком и обществом).

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к структуре основной образовательной программы:

Осуществлять личностно - деятельностный подход к организации обучения;

Выстраивать индивидуальные траектории развития ученика на основе планируемых результатов освоения образовательных программ (далее- ПРООП);

Разрабатывать и эффективно применять образовательные технологии, позволяющие достигать ПРООП.

Компетентности учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к результатам освоения основной образовательной программы:

Иметь соответствующие концепции ФГОС, представления о планируемых результатах освоения и основных образовательных программ, уметь осуществлять их декомпозицию в соответствии с технологией достижения промежуточных результатов;

Иметь современные представления об ученике как о субъекте образовательной деятельности и уметь проектировать соответствующую модель его деятельности в зависимости от возрастных особенностей и специфики учебного предмета.

Иметь научно обоснованные знания и умения, позволяющие проектировать социальный портрет ученика (ценности, мотивационные, операционные, коммуникативные, когнитивные ресурсы) и осуществлять соответствующую диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.

Компетентность учителя начальной школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основной образовательной программы:

Эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:

Достижение планируемых результатов освоения образовательных программ;

Реализации программ воспитания и социализации учащихся;

Эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условия реализации ФГОС;

Индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;

Собственного профессионально-личного развития и саморазвития;

Эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.

Педагог, реализующий основную образовательную программу начального общего образования, должен:

В общеобразовательной подготовке

А) знать основы современных концепций природы, общества и техносферы;

Б)иметь навыки продвинутого пользователя информационными и коммуникативными технологиями;

В профессиональной подготовке:

А)обладать ключевыми профессиональными компетентностями, такими, как профессиональная коммуникация, умение решать профессиональные проблемы, информационная компетентность;

Философию образования, философские и культурологические концепции, лежащие в основе образовательных парадигм;

Возрастную и педагогическую психологию, основы психологи девиантного поведения, историю педагогики, педагогику, современное состояние и тенденции развития систем образования в России и за рубежом, основные направления региональной образовательной политики;

Способы оценки показателей интеллектуального, нравственного и волевого развития ребенка;

Методы оценки степени социальной напряженности в отношениях ребенка с окружающей средой;

Показатели формирования гражданской зрелости человека;

Принципы организации образовательной среды, в том числе воспитательной и информационно - образовательной;

Сущность современных педагогических технологий и методик, таких как развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио,а также педагогических технологий и методик, признанных приоритетными для системы образования субъекта Российской Федерации на среднесрочную перспективу (5-7 лет);

Правовые нормы отношений участников образовательного процесса;

Оценивать текущее состояние, ресурс и потенциал развития обучающегося и предлагать научно обоснованные методы повышения их эффективности; учитывать индивидуальные особенности обучающихся в образовательном процессе;

Выбирать и применять современные образовательные технологии и технологии оценки, адекватные поставленным целям, в том числе обеспечивающим интенсивность и индивидуализацию образовательного процесса;

Применять дидактические методы и приемы организации самостоятельной работы обучающихся в информационно - образовательной среде;

Организовывать взаимодействия с детьми и подростками, совместную и индивидуальную деятельность детей;

Реализовывать в своей деятельности функции управления, такие, как разработка модулей образовательных программ, в том числе реализуемых во внеурочной деятельности, а так же формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;

Использовать данные профессионального мониторинга (психологического, социального, медицинского) для планирования и реализации педагогической деятельности;

Использовать современные способы оценочной деятельности, корректно применять разнообразные оценочные шалы и процедуры, формировать оценочную самостоятельность обучающихся;

Использовать для обеспечения образовательного процесса современные ресурсы на различных видах носителей информации;

Осуществлять профессиональную рефлексию;

Вести документацию;

Г) владеть:

Конкретными методиками психолого-педагогической диагностики;

Средствами оценки и формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении;

Современными технологиями проектирования образовательной среды, в том числе способами сопровождения, поддержки, компенсации, создания образовательных и тренинговых программ, проектов деловых и интерактивных игр, активных приемов обучения;

Методами организации сбора (индивидуальной, групповой, массовой) профессионально важной информации, обработки данных и их интерпретации;

В предметной подготовке:

А) узнать:

Частные методики, позволяющие реализовать содержание начального общего образования;

Состав и особенности учебно-методических комплексов и дидактических материалов, в том числе на электронных носителях;

Использовать частные методики;

Анализировать программы, учебно-методические комплексы и отдельные дидактические материалы;

Разрабатывать программы внеурочной деятельности;

Разрабатывать дидактические материалы

3. Из истории развития педагогики: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский – основоположники классической педагогической теории.

Взгляд на педагогику как науку и искусство

Разрабатывая основы научной педагогики, К. Д. Ушинский создает полноценную, всеобъемлющую теорию обучения – дидактику, в которой раскрывает все основные вопросы обучения с опорой на психологию ребенка, логически строго определяя их сущностные характеристики.

В дидактике К.Д. Ушинского можно получить ответы на самые сложные вопросы: о логических основах обучения; о ступенях познания (научного и учебного); об этапах процесса обучения как взаимодействия педагога и учащегося; путях познания; психологических аспектах познавательной деятельности; воспитательных функциях обучения; роли школы и учителя в воспитании и обучении и др. И во всех вопросах главное – личность ребенка, его готовность к обучению, бережное отношение к его разуму и чувствам.

Он выступал за сознательность и активность учащихся в обучении.

Опираясь на данные психологии, К.Д. Ушинский различает две стороны процесса обучения: передачу знаний и усвоение знаний. При этом он отмечает взаимосвязь и единство обеих сторон обучения.

Во времена К.Д. Ушинского широко обсуждались две теории: формального и материального образования. Одни считали, что достаточно развивать ум ребенка, чтобы подготовить его к жизни, а другие утверждали, что главное – сообщить сумму полезных знаний, а умственные способности разовьются сами собой. К.Д. Ушинский подверг критике обе крайности. Он писал о том, что нельзя набивать голову ученика не связанными друг с другом полезными сведениями. В такой же степени опасно увлечение развитием рассудка, которое не заботится о приобретении положительных знаний.

Подлинная педагогика должна строиться на опытной психологии: подлинное образование «...должно обогащать человека знаниями и, в то же время, приучать его пользоваться этими богатствами; а так как оно имеет дело с человеком растущим и развивающимся, умственные потребности которого все расширяются и будут расширяться, то должно не только удовлетворять потребностям настоящей минуты, но и делать запас на будущее время».

К.Д. Ушинский рассматривает педагогику как науку и педагогическое искусство в единстве, как две стороны единого сложного процесса воспитания. Ушинский предостерегает от противопоставления практики и теории. Он писал, что «одна педагогическая практика без теории – то же, что знахарство в медицине».

Внимание к личности ребенка в обучении и воспитании

В процессе обучения Ушинский выделяет следующие этапы: живое восприятие материала; переработка в сознании полученных образов; систематизация знаний; закрепление знаний и навыков. «Навык во многом делает человека свободным и прокладывает ему путь к дальнейшему процессу». Обучение К.Д. Ушинский рассматривает как средство воспитания и выделяет два вида учения: «...1) учение пассивное посредством преподавания; 2) учение активное посредством собственного опыта». Он говорит об относительном значении каждого и необходимости их соединения в едином учебном процессе.

Вот почему в процессе преподавания важно учитывать основные дидактические принципы – своевременность; постепенность; органичность; постоянство; твердость усвоения; ясность; самодеятельность учащегося; отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости; нравственность; полезность. Все эти условия касаются субъективных и объективных сторон обучения.

Обучение протекает быстрее, когда готовую истину сообщает сам учитель. Другое дело, когда ученик самостоятельно находит ее. К.Д. Ушинский подчеркивал, что мысль «никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выработает, только обратив внимание на сходство или различие уже укоренившихся в нем представлений».

Истинный педагог «постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилий воли».

«Учение есть труд, – писал он, – и должно оставаться трудом, но трудом, полным мысли».

Деятельность учащихся в обучении достигается благодаря занимательности преподавания. К.Д. Ушинский различал два рода занимательности – внешнюю и внутреннюю. «Чем старше становится ученик, тем более внутренняя занимательность должна вытеснять собой внешнюю». К средствам активизации следует отнести сократический метод, средства наглядности, своевременность и постепенность в обучении, отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости в изучении материала.

Не меньший интерес представляют и методические рекомендации «учителя всех русских учителей». Так, целью первоначального обучения является вооружение учащихся навыками в чтении, счете, письме. Благодаря навыку высвобождаются сознательные силы ребенка для других «более важных душевных процессов». В методике опроса особое место отведено вниманию всех учащихся на уроке. «Весьма полезно для классного наставника приобрести привычку сначала говорить вопрос, а потом, несколько помедля, имя того, кто должен отвечать на этот вопрос». К.Д. Ушинский был не только выдающимся теоретиком педагогики, но и замечательным практиком. Особенно это проявилось в годы его работы в Гатчинском и Смольном институтах.

Воспитание, по представлениям К.Д. Ушинского, определяет смысл жизни, это сердцевина человеческого достоинства и человеческого счастья.

«Если вы хотите сделать человека вполне и глубоко несчастным, – писал К. Д. Ушинский, – то отнимите у него цель в жизни и удовлетворяйте мгновенно все его желания».

Первостепенной задачей воспитания является нравственное воспитание. Основу нравственного воспитания образовывают представления воспитанника о человеке. Содержание нравственного воспитания составляют такие качества как непоколебимая любовь к своей Родине и к своему народу, чуткость к людям, гуманное к ним отношение, честность и жажда полезной деятельности.

К.Д. Ушинский обращает большое внимание на средства воспитания, на основные его факторы, различая при этом воспитателей преднамеренных и непреднамеренных. Непреднамеренными воспитателями, по его мнению, являются: природа, семья, народ и его язык.

Руководящую роль в воспитании должен сыграть «преднамеренный воспитатель» – школа, смена видов деятельности, отдых.

Средствами и методами нравственного воспитания, по К.Д. Ушинскому, является правильная организация труда и отдыха воспитанников, игра, воспитывающее обучение, обмен мыслями между наставниками и учениками, убеждения, моральные наставления (без злоупотреблений).

Учитель-воспитатель – центральная фигура образовательного процесса

Большую роль Константин Дмитриевич отводит личной убежденности педагога: «Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретые теплотой, его личные убеждения не будут иметь никакой силы».

К.Д. Ушинский высоко оценил роль педагогического такта в воспитании. Это своего рода компас в определении правильного решения вопросов воспитания в каждом конкретном случае педагогической деятельности. Воспитателю никогда не следует выражать нетерпение по отношению к детям. Педагогический такт предполагает ровное обращение воспитателя, ровную жизнь учебного заведения, но не исключает требовательности.

Требовательность не означает держать воспитанников в страхе. К.Д. Ушинский резко осуждал «любителей задать страху детям». Следствием такого воспитания являются ложь, притворство, трусость, рабство, слабость.

«В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».

К.Д. Ушинский разработал систему взглядов на подготовку народного учителя, ему Россия обязана и созданием отечественной педагогики.

Педагогическое наследие К.Д. Ушинского – очень важный источник осмысления ведущих идей теории и истории педагогики, философии и истории образования. По праву К.Д. Ушинского сегодня можно назвать основателем направления педагогической гуманистики в научной педагогике.

Сотрясаемая социальными катаклизмами эпоха Коменского - период

становления европейской науки - знала таких людей - Галилей, Декарт,

Эпоха Коменского пережила Английскую буржуазную революцию и

испытала на себе трагедию и ужас Тридцатилетней войны (1618-1648). В

недрах этой противоречивой эпохи педагогика выделилась в

самостоятельную отрасль человеческого знания, а творчество ее создателя

Я. А.Коменского, намного опередившего свое время, было преисполнено

духом высочайшего гуманизма.

Деятельность великого педагога пришлась на один из самых

драматических периодов в истории его родины - Чехии, ставшей

эпицентром одной из самых длительных и кровавых войн, каких еще не

знала Европа, - Тридцатилетней, сделавшей его пожизненным

скитальцем, оставившей без крова, сгубившей всю его семью,

уничтожившей его рукописи, но не ожесточившей его истекающей