Утеплители Изоляция Блоки

Mars One и информация по колонизации Марса. Человеческая колония на Марсе. Детальное изучение проекта Mars One Перспективы колонизации марса

Когда людей на Земле станет слишком много – очевидно начнется активная колонизация соседних планет. На сегодня, в основном из-за дороговизны процедуры освоения Космоса, вопрос переселения людей в иные атмосферы практически никак не решается. Но как вы понимаете это лишь вопрос времени, денег и постепенного истощения природных ресурсов нашей планеты.

Впервые задуматься о том, отправилась бы лично я в марсианскую экспедицию с невозможностью возвращения на Землю, пришлось примерно год назад. Тогда во всех СМИ пестрила новость о том, что международный проект Mars One набирает группу добровольцев из 4-х человек для основания колонии на поверхности Марса и трансляции происходящего с новой планеты по нашему ТВ. Помню, что даже видела на эту тему сюжет с девушкой из России, которая подала заявку на участие в колонизации Марса и весьма убедительно говорила в интервью какому-то каналу о том, почему готова отважиться на данное мероприятие.

Если честно, на тот момент меня повергло в шок такое положение дел – вам предлагают улететь на неведомый Марс для того, чтобы построить там цивилизацию, испытать все тонкости и тяжбы создателей на своей шкуре и больше никогда ни одним глазком не увидеть планету, на которой родился , никогда не вернуться на Землю. Возможно, я слишком люблю синее небо и воздух, возможно, я чрезвычайно скептически отношусь к самопожертвованию людей, возможно, я не настолько отчетливо понимаю и вижу миссию человека во Вселенной, чтобы положительно отозваться о безвозвратном переселении человека на Марс.

Однако, безусловно, в нашем современном мире и жизни есть веские основания на то, чтобы осваивать, так или иначе, другие планеты. В том числе и Марс – наиболее оптимально расположенное от Земли планетарное пространство, с найденными толщами воды и более-менее ощутимыми признаками или возможностями для создания и поддержания жизни.

В данном материале я хочу рассмотреть все за и против относительно колонизации Космоса, на примере не первый год рассматриваемой как учеными, так и фантастами самой красной планеты в известной нам Галактике.

В результате долгих и скрупулезных исследований вопроса выяснилось, что обустроить жизнь на Марсе это вам не шоколадку скушать . Хотя с одной стороны он и находится относительно недалеко от Земли, а также обладает наиболее подходящими природными характеристиками для освоения поверхности человеком, говорить о том, что поработить Марс будет легко и просто не приходится.

А дело вот в чем. Наряду со всеми имеющимися различиями Марса и Земли, куда входит и разность силы тяжести, и температура поверхности неосвоенной планеты, и низкое атмосферное давление с маленьким магнитным полем, красная планета таит еще и на пути в своем направлении целый букет опасностей . Здесь следует отметить высокий уровень космической радиации , опять-таки сезонные колебания температуры, а также её ощутимую разность за одни сутки. При полете и нахождении на Марсе никак не разрешенным останется вопрос метеоритных дождей , и соответствующих последствий. Также человека подстерегает на пути к красной обители перхлоративная и гипсовая пыль в буквальном смысле уничтожающая и заражающая всё живое.

И если завести ракету на Земле и отправить её в Космос в направлении Марса сегодняшняя наука и инженерия практически способны, то приземлить летательный объект на планете с низким атмосферным давлением будет чрезвычайно сложно . Для этого потребуется соблюсти такие тонкие и подчас непредсказуемые пункты как — остановка двигателей до того как летательный объект войдёт в атмосферу Марса, воспроизвести торможение об атмосферу, а также начать его с помощью двигателей находясь непосредственно в атмосфере, и в довершение ко всему осуществить приземление на определенного типа подушки.

Но как вы понимаете, технические сложности это лишь одна сторона медали. Полететь и приземлиться на Марсе хоть и трудно, и дорого, но уже сегодня выглядит достижимой для человечества задачей. Однако выжить на планете без кислорода и растений типичному индивиду с Земли будет крайне проблематично .

И вот почему – во-первых, до сих пор неизвестно как будет происходить адаптация человеческого организма к особенностям марсианской гравитации.

Во-вторых, из-за невозможности выйти наружу человеку придется всё время проводить в запертом помещении, в ограниченном кругу людей – а это, по мнению врачей, может привести к глубокому стрессу, депрессии и прочим психологическим расстройствам.

Кроме этого, земляне столкнутся с нарушениями сна, работоспособности и корректировкой процесса метаболизма. Исследователи отмечают, что помимо всего прочего люди испытают на себе ортостатическую неустойчивость после приземления на Марс, негативные последствия ждут человека и в связи с воздействием космической радиации.

И, тем не менее, если рассматривать колонизацию Космоса как неизбежную необходимость для человечества, то, пожалуй, лучше Марса нам ничего не найти . Полет до красной планеты по расчетам ученых должен занять не более девяти месяцев, а жизнь на Марсе потребует небольших энергетических расходов, если сравнивать освоение планеты с другими допустимо возможными.

Среди плюсов Марса относительно освоения его человеком выступают и его некоторые сходства с нашей планетой. Например, то, что у Марса также как у Земли есть атмосфера , правда весьма разряженная, за счет чего человек сможет без специального костюма прожить в ней не больше одной минуты, однако она всё-таки защищает кое-как от радиации, и может быть использована для торможения летательных аппаратов. Из обнаруженных достоинств Марса явным плюсом стало подтверждение наличия воды на планете . Правда, в замороженном виде, но сама по себе вода – это уже возможность поддержания жизни, а не этого ли мы хотим?

Более того, пока что теоретически говорится о том, что на красной планете, прямо в грунте возможно выращивание растений . Исследования показали, что марсианский грунт по химическому составу и соотношению ряда иных характеристик довольно-таки близок к земному. Плюсов Марсу добавляет и в целом химический состав его поверхности – обилие минералов, полезных ископаемых, которые позволят еще долго и счастливо существовать землянам , если только мы научимся их добывать на Марсе и доставлять на свою планету.

А сейчас давайте вернемся к тому, с чего начали – почему вообще возникли такие мысли у человечества как колонизация Марса? Неужели люди являются такими ярыми эксплуататорами, что сумели засорить Землю, истощить её и перенаселить, что теперь им придется искать прибежище на холодном и непонятном красном шаре, вдалеке от синего неба, обилия кислорода и привычной силы притяжения?

Вообщем-то, всё так и есть. Ключевыми целями колонизации Марса являются:

  • промышленная добыча полезных ископаемых,
  • решение демографических проблем Земли,
  • создание запасного «убежища» в случае серьезного катаклизма на нашей планете,
  • а также основание научной базы непосредственно на Марсе для изучения планеты, её спутников и дальнейшего освоения космического пространства.

Несмотря на то, что первый полет в космос, а также посещение человеком Луны состоялись уже несколько десятилетий назад, покорение землянами иных планет тормозится до сих пор. И связанно это не только с высокой вероятностью гибели первооткрывателей Марса и исходя из этого очевидным риском человеческих потерь, но и, конечно же, с финансовой картиной.

Так, например, для создания ядерной электродвигательной установки, которую готовит Росатом, только в 2010 году было выделено 430 миллионов рублей . В свою очередь на разработку двигателей, генераторов и турбокомпрессоров, порученную Роскосмосу тогда же было выделено 70 миллионов рублей. Все это спонсирование направлено на создание ядерной электродвигательной установки будущего поколения ракетной техники, для предстоящего в первой половине 21-го века пилотируемого полета на Марс с российской стороны.

А вот в США расчеты 1992 года на предстоящий пилотируемые полет к Марсу требовали не менее 400 миллиардов долларов , что предопределило отказ правительства от подобной авантюры и на несколько лет закрыло «глаза» на освоение красной планеты. Однако уже в 2011 году, действующий президент США Барак Обама высказался о том, что американские астронавты таки планируют лететь на Марс. И в 2013 году миру стало известно о проекте организации Inspiration Mars Foundation , целью которой является пилотируемая экспедиция к Марсу, стартующая в 2018 году.

Что касается финансирования кампании, то его первые два года будет осуществлять известный всему миру бывалый в космосе Деннис Тито. В целом, цена вопроса полета на Марс в рамках Inspiration Mars Foundation варьируется в промежутке от одного до двух миллиардов долларов , что вызывает некое подозрение своей дешевизной. Для сравнения, НАСА тратят на программу Mars Science в два с половиной миллиарда долларов больше.

Как видите, стоимость всего лишь полета на Марс нескольких человек обойдется космическим державам довольно дорого. Но если взять во внимание то, сколько правительство США и других развитых стран тратит из своих бюджетов на создание оружия и грамотно расставить приоритеты, то освоение Космоса окажется не таким уж затратным . Тут лишь важно отчетливое знание – возможно ли устроить жизнь людей на Марсе, и так ли он богат ископаемыми, как нам это кажется с Земли.

Загвоздка тем временем кроется еще и в том, что если отправить на Марс экспедицию, скорее всего, землянам удастся, то вернуть оттуда людей обратно вряд ли получится . Именно поэтому предстоящая колонизация космоса и требует от желающих полететь понимания и осознания о том, что дороги назад не будет .

Сторонники заселения Марса людьми на этот счет настроены весьма позитивно, и подкрепляют это тем, что при всех необходимых первоначальных затратах на транспортировку человека и обеспечение его жизнедеятельности на Марсе, в случае удачной автономии и успешной организации производства на новой планете при условии невозвращения — человечество экономически выиграет . Ведь даже если у колонизаторов уйдет уйма времени на пути поиска добычи полезных ископаемых, Марс можно будет использовать как полигон для реализации научных и технических исследований и экспериментов , которые на Земле в виду опасности загрязнения и без того не чистой биосферы — невозможны.

Возвращаясь к целям колонизации Марса, хочется отметить, что и для добычи полезных ископаемых, коих может оказаться великое множество в залежах красной планеты, и на массовое переселение землян как способа решить вопрос с перенаселением, в рамках сегодняшних возможностей космической техники потребуется не только уйма времени, но и опять-таки невообразимое количество финансовых средств. А это, сами понимаете, способно отвернуть человечество от освоения Марса или иных планет на неопределенное количество лет.

Дело в том, что с одной стороны первые экспедиции на Марс должны продемонстрировать нам, что жить на другой планете без привычной атмосферы и силы притяжения можно . Однако во сколько Земле встанет воссоздание на Марсе пригодной для дыхания атмосферы, гидросферы, биосферы и универсальных костюмов, защищающих человека от мощного излучения? Как дорого обойдется нашей планете транспортировка тех же добытых полезных ископаемых с Марса на Землю?

Выгодно ли всё это будет человечеству? Или может быть, разумнее будет заняться сохранением природы и атмосферы на родной планете? Сегодня ответить на данные вопросы не представляется возможным. Должно быть, более точно мы сможем узнать об этом после первого полета человека на Марс — экспедицией Mars One или Inspiration Mars Foundation или какой-нибудь еще.

Кстати об экспедициях. Что касается Inspiration Mars Foundation , то ими не планируется непосредственное приземление на Марс, но рассматривается пилотируемый облет планеты . Для этого будет выбрано два человека, а именно женатая пара , которая и полетит в космическое путешествие на 501 день . Стоит отметить, что такой короткий по времени путь к Марсу выпадает крайне редко, и именно в 2018 году планеты встанут таким образом, что полёт в пусковое окошко пройдет сравнительно быстрее, чем занял бы при обычной ситуации . Главной целью организации Денниса Тито выступает оживление интереса к науке и изучению космического пространства в обществе.

Конкурентный международный проект Mars One предполагает не просто облет планеты, но основание на ней настоящей колонии. В результате многолетней подготовки, тщательного отбора участников проекта и организации «почвы» для появления первых людей на Марсе, высадка экипажа планируется на 2024 год. Трансляция жизни на Марсе будет осуществляться на Землю круглосуточно благодаря специальным спутникам. Цель проекта – создание колонии на Марсе.

Еще одним глобальным проектом на сегодня является «Столетний космический корабль», в планы которого входит подготовка экспедиции в соседнюю звездную систему, а также отправка людей на Марс с тем, чтобы его колонизировать. Разрабатывает его одна из лабораторий НАСА. Последний проект изначально не предполагает возвращения людей на Землю . То есть, оно станет возможным лишь в том случае, если люди сумеют самостоятельно организовать полет с Марса обратно.

Наряду с тем, что энтузиасты, ученые, правительства и бизнесмены готовы инвестировать свое время и средства в разработку проектов покорения Марса, существует масса оппонентов, утверждающих, что колонизировать неизвестную нам планету совершенно бесполезно и более того – опасно.

Так, противники марсианских походов говорят о том, что:

  • Марс никак не способен решить тех проблем, что стоят перед человечеством,
  • на Марсе нет такого количества и типа ископаемых, которые бы оправдали те вложения, что сегодня делаются в космические разработки,
  • человеческие жертвы, которые ждут нас в случае колонизации, также явно неоправданны,
  • исследовать четвертую планету проще и экономичнее с помощью роботов,
  • непредсказуемость влияния марсианской силы тяжести на человека оставляет огромный зазор для опасений.

Здесь же приводится в качестве аргумента против колонизации психологический фактор – долгий перелет, постоянная жизнь в замкнутом пространстве и так далее. И напоследок остается подвешенным вопрос существования жизни на Марсе . Он до сих пор не выяснен.

В виду всех вышеуказанных противоречий хочется добавить, что противники колонизации также намекают на то, что даже если людям удастся обосноваться на Марсе, тем самым повысится вероятность межпланетных войн , а это уже сами понимаете, чем грозит. Именно поэтому рассматривать Марс как «запасную колыбель» сегодня становится еще более сомнительным мероприятием.

Тем не менее, авантюристов, готовых навсегда распрощаться с Землей в нашем мире находится достаточное количество. И это доказывает, что человек сам по себе является существом, нацеленным на эволюционное развитие, на нескончаемый прогресс.

Задаваясь вопросом – смогла бы я полететь на Марс с вариантом невозвращения, рассмотрев все за и против, я так и осталась при своем первоначальном мнении – нет, не смогла бы. Но если добавить в это предложение вместо невозможности вновь увидеть родную планету – максимально вероятный шанс вернуться, то я бы согласилась. Посмотреть своими глазами, какова жизнь на Марсе я бы хотела, но только с тем, чтобы после космического путешествия вновь увидеть Землю, пройтись по ней ногами и подышать всеохватывающим воздухом. В противном случае подобная авантюра не для меня.

А вы готовы были бы улететь на Марс и больше никогда не вернуться обратно? Нужно ли нам колонизировать Марс?

Глава компании SpaceX, американский бизнесмен Илон Маск, выступая в мексиканском городе Гвадалахара на 67-м конгрессе Международной федерации астронавтики, представил проект межпланетной транспортной системы ITS (Interplanetary Transport System), предназначенной для колонизации Марса. Предполагается, что на Красной планете будет построено полностью автономное поселение. Благодаря ITS в колонию на Марсе через полвека переберется миллион человек.

По мнению Илона Маска, человечеству, чтобы выжить, необходимо колонизировать другие миры. Марс для этого подходит лучше всего, поскольку условия на планете хоть и отдаленно, но все же похожи на земные. На соседней Венере слишком жарко, а спутники Юпитера и Сатурна, где также можно было бы создать колонию, расположены слишком далеко. Освоение этих лун, в частности, Энцелада, - уже следующий этап колонизации Солнечной системы.

Илон Маск является основателем компаний SpaceX (производит ракеты и космические корабли) и Tesla Motors (создает электромобили), а также инициировал проект Hyperloop (гибридной транспортной системы из вакуумного поезда и маглева). Он также принял участие в создании компаний PayPal (занимается электронными платежами) и SolarCity (солнечная энергетика).

Терраформирование Марса, то есть создание там максимально похожего на земной климата, по Маску, может занять несколько сотен лет. Это дело далекого будущего. Бизнесмен полагает, что в прошлом на Красной планете была более плотная атмосфера и текли водяные реки. Маск согласен с теми учеными, которые считают возможным вернуть Марс в его прежнее состояние. Тогда планета станет пригодной для земледелия без парников и жизни хотя бы примитивных микроорганизмов.

Сегодня, по оценкам, стоимость отправки человека на Марс - 10 миллиардов долларов. Маск считает, что и 10 миллионов - это слишком дорого. И предлагает программу удешевления полетов на Красную планету. Деньги на нее он намерен найти у частных партнеров и энтузиастов. Государство, судя по всему, в этом SpaceX не помогает. НАСА также, несмотря на сотрудничество со SpaceX по программе Международной космической станции, к проекту с осторожностью.

Маск предлагает создать пилотируемый корабль вместимостью 200 человек. На околомарсианской орбите должна накопиться тысяча таких аппаратов. Всего от Земли до Марса планируется около десяти тысяч перелетов. Путешествие займет не более 150 суток, а стоимость доставки полезного груза составит 140 тысяч долларов за одну тонну.

Концепция ITS основывается на нескольких ключевых технологиях - многоразовости, дозаправке кораблей на орбите и использовании марсианского топлива. В качестве топлива предлагается метан, который можно получать на Марсе из воды и углекислого газа. Все двигатели на ракетах останутся химическими - ионные или ядерные варианты не рассматриваются. На ракету ITS планируется поставить двигатель Raptor, у которого самое большое отношение тяги к массе. Этот агрегат недавно прошел испытания, в перспективном носителе предусмотрено 42 двигателя. Топливные баки для Raptor предполагается изготавливать из углеволокна.

Ракета для колонизации Марса будет самой крупной из когда-либо созданных человеком: диаметр - 12 метров, высота - 122 метра (вместе с головной частью). Первая ступень носителя ITS - это увеличенная первая ступень средней ракеты Falcon 9. Для ее возвращения на Землю после отправки корабля на околоземную орбиту потребуется около семи процентов всего топлива первой ступени.

С ракетой ITS, как отметил Маск, можно доставить груз в любую точку Земли максимум за 45 минут. Диаметр пилотируемого корабля, размещаемого в головной части, составит 17 метров, высота - 50 метров. Грузоподъемность - 450 тонн (вместе с топливом). Шесть двигателей работают в космосе, три - в атмосфере. После презентации ITS бизнесмен ответил на вопросы присутствующих в зале.

Из его ответов стало известно, что денег на самостоятельное финансирование проекта ITS у SpaceX нет - компания зарабатывает исключительно на заказах НАСА и коммерческих спутниках. Однако ситуация может поменяться. Если в настоящее время из пяти тысяч сотрудников SpaceX над ITS работают около 50 человек, то с течением времени, когда инвестиции в проект вырастут до 300 миллионов долларов в год, бизнесмен надеется резко увеличить их количество.

На вопрос россиянки Анастасии о привлечении иностранных граждан к проекту Маск ответил так: в программе ITS может участвовать любой желающий. Но для этого, помимо таланта, нужна еще и грин-карта. Для сравнения, в компании Tesla ситуация проще - там четверть сотрудников - иностранцы.

Маск подтвердил свое намерение отправить в 2018 году к Марсу при помощи тяжелой ракеты Falcon Heavy, испытания которой намечены на осень 2016 года, беспилотную миссию на корабле Dragon V2 (расчетной вместимостью до семи человек). После этого он планирует отправлять на Красную планету аппараты каждые 26 месяцев: две миссии в 2020 году, как минимум одну в 2022-м и, вероятно, пилотируемую миссию через два года с высадкой на планету в 2025 году. Пуски планируется осуществлять на разрабатываемой ракете-носителе Falcon Heavy, а старт 2020 или 2022 годов - уже на ракете ITS.

Первый марсианский корабль в SpaceX собираются назвать Heart of Gold. Маск признал: к сожалению, нет никаких гарантий того, что первые колонизаторы смогут вернуться на Землю. Путешествие на Марс он традиционно сравнил с открытием и заселением Америки. От себя добавим, что в Европе такие переселения, как и предшествующее им открытие Америки, многими считались безумием. Станет ли Илон Маск новым Христофором Колумбом или окажется расчетливым бизнесменом с богатой фантазией - покажет время и его дела.

В 2013 году голландский техник Бас Лансдорп запустил проект по колонизации Марса. Он начал набирать команду добровольцев, которые должны были полететь на четвертую от Солнца планету, чтобы обосноваться на ней, построить там жизнь и заниматься исследованиями. Шанс вернуться на Землю у поселенцев отсутствовал: всю свою жизнь им предстояло провести на Красной планете. Среди возможных колонизаторов Марса была и петербурженка - Оксана Стрельникова .

Изначально планировалось, что нога человека впервые ступит на Марс в 2025 году, но миссию по покорению планеты пришлось скорректировать..

Колонизаторы на Марсе

Проект Mars One вызвал в обществе невероятную эйфорию. Голландец Бас Лансдорп заявил, что колонизация Красной планеты вполне реальна - более того, она состоится в ближайшие годы. Техник планировал запустить миссию на средства инвесторов. Планировалось, что покорять Марс полетят 12 мужчин и 12 женщин со всего мира. Они должны были построить жизнь на планете с нуля. Вернуться на Землю эти люди больше не смогли бы никогда.

Поселенцы должны были жить на Марсе в специальных капсулах. Фото:

На первый взгляд, условия новой жизни могли показаться чересчур суровыми. Организаторы выяснили, что уровень радиации на Марсе очень высок, и практически все время колонизаторам пришлось бы проводить в так называемых жилых капсулах, которые они бы собрали сразу после прилета на планету. Выходить на поверхность они смогли бы только в скафандре, и то ненадолго. От мяса и других привычных продуктов пришлось бы отказаться.

Запасом еды на первое время они были бы обеспечены, а потом поселенцам предстояло самим выращивать фрукты и овощи в марсианском грунте. Главное же, добровольцы были бы вырваны из привычного социума, навсегда расстались бы со своими родными и до конца жизни видели только друг друга. Несмотря на это, отправиться на Марс с билетом в один конец захотели более 200 тысяч людей. Из огромного числа видеозаявок нужно было отобрать только 24: их авторы и стали бы первыми марсианами. По задумке Лансдорпа, все человечество могло бы наблюдать за колонизаторами в формате реального времени по Интернету, а вот для самих поселенцев связь с Землей была бы утрачена.

Не хватило инвестиций

На втором этапе отбора в 2015 году из 200 тысяч желающих улететь на Марс организаторы выбрали сотню людей со всего мира - специалистов разных направлений. В это число попала и биолог Оксана Стрельникова. На тот момент девушке было 27 лет. Оксана принялась увлеченно готовиться к новой жизни - штудировала литературу и научные исследования о Красной планете и повторяла курс биологии. В течение ближайшего года должно было решиться, кто же точно отправится на четвертую от Солнца планету. К концу 2016-го планировалось нанять инженеров и других специалистов, которые полностью обеспечат техническую составляющую проекта. Участники миссии ждали, когда же с ними свяжутся организаторы для прояснения дальнейших действий, однако никакого руководства так и не поступило.

По поверхности Красной планеты колонизаторы смогли бы перемещаться только в скафандрах. Фото: Фото предоставлено организаторами проекта Mars One

Наконец, автор проекта Mars One прервал молчание. Выяснилось, что организаторы не смогли найти нужного количества инвесторов, которые поверили бы в успех заселения Красной планеты. Бас Лансдорп заявил, что колонизаторы все же полетят на Марс, только на два года позже. «Организаторы Mars One писали, что нашли спонсора, и, судя по новостям на сайте, продают акции, - рассказывает Оксана Стрельникова. - В одной из рассылок сообщались планы на 2017 год: найти специалистов для технической реализации проекта и начать подготовку к новому раунду отбора».

Новая отсрочка

Позже стало ясно, что колонизацию Марса снова придется отложить, теперь уже на более длительный срок. На этот раз отправка людей на Красную планету планируется чрез 14 лет. В 2031 году Оксане, одной из самых молодых участниц миссии, исполнится 43, а многие добровольцы пересекут границу пенсионного возраста. Лансдорп решил не сдаваться, ведь трудоемкий этап по отбору сотни людей из 200 тысяч заявок уже был выполнен. Голландец объявил, что запустит на Марс специальный аппарат с посадочным модулем, который докажет безопасность высадки и жизнедеятельности людей на планете.

Петербурженка Оксана Стрельникова вошла в число 100 претендентов на переселение на Марс. Фото.

Человек полетит на Марс уже в 2022 году, это будет началом колонизации, уверено прояснил проект освоения марсианской пустыни глава SpaceX Илон Маск на минувшем конгрессе в Австралии. В 2022 году мы рассчитываем отправить два корабля на Марс, а через два года будут совершены четыре рейса с космонавтами.

Илон Маск, Если вы готовы умереть, вы — идеальный кандидат для путешествия на Марс

Представляя свой проект по колонизации Марса глава SpaceX Илон Маск значительно опережает НАСА, которое не планирует отправлять человека на Марс до 2034 году. Презентуя ужасно огромную ракету «Big Fucking Rocket» (снимок ниже) предприниматель добавил, что строительство ракеты BFR начнется через 6-9 месяцев.

«Мы твердо убеждены, что через пять лет мы сможем построить запланированную систему перелета», — уверен Маск. Первым шагом мы планируем поиск воды на колонизируемой планете для производства топлива и создания инфраструктуры последующих этапов .

В рамках реализации проекта планируется построить космический корабль гигант. Ранее подобный корабль представлялся исключительно на страницах фантастики как экспедиционное судно колонизатор.

небольшая точка в нижней правой части рядом с кораблем — человек

Компания SpaceX планирует построить сверхтяжелую ракету BFR, длиной до 100 метров и диаметром 9 метров. Расчетная грузоподъемность составит 150 тонн.

Ракета запустит межпланетный корабль с хорошей комфортабельностью из 40 кают. В каждой каюте можно будет разместить два или три космонавта, составляя экспедиционную команду около 100 человек.

Илон Маск, миллиардер-магнат, президент SpaceX, наконец более подробно поведал о своих конкретных планах по привлечению человечества к Марсу.

Кстати, в отличие от полета на Марс с возвращением на Землю, как планируется в миссии НАСА, Илон Маск говорит: «Если вы готовы умереть, вы — идеальный кандидат для путешествия». К слову напомнить, Марс оказывается настолько увлекательное место, что

МИССИЯ НА МАРС ОТ ИЛОНА МАСКА:

→ Маск убежден, что у нас есть два пути: либо мы умираем на этой планете, либо становимся межпланетной расой.

→ Маск в настоящее время интересуется только возможность зарабатывать больше денег, чтобы финансировать .

→ Ракета, предназначенная для задания, кодовое название «BFR», что означает Big Fucking Rocket, дает ссылку на видеоигру DOOM и ее Big Fucking Gun.

→ Корабли будут заполнены 100 тоннами пассажиров и грузов, двигательные установки которых способны выработать чудовищное количество энергии, чтобы все вывезти к Марсу. Говорят, их можно повторно использовать хоть тысячу раз.

→ На самом деле, миссия больше не выглядит поездкой в один конец. Просто чтобы вернуться домой, наряду с хорошей дозой топлива в запасе (согласно планам), космонавтам желательно подсобрать топливо на Марсе.

ЗАСЕЛЕНИЕ МАРСА.

Идея быстрой колонизации Марса заключается в возможности отправлять до 100 человек на корабле за одну «поездку», которая займет от 80 до 150 дней в зависимости от времени года (из-за местоположения планет).

Цель, на которую держат ориентир и вовсе звучит невероятной для современных технологий ракетостроения: принимать до 200 человек на борт корабля, для снижения транспортных расходов, а также … проводить в полете только 30 дней! Ну, за месяц до Марса, пожалуй, при таких возможностях можно , чтобы поменять уставший за 40 лет реактор.

Говоря о стоимости, Маск хочет видеть путешествие на Марс не дороже покупки дома. Затраты должны снизиться в будущем, учитывая, что Марс предложит большое количество новых рабочих мест. Кстати, относительно финансирования Маск считает, что наилучшим подходом является государственно-частный.

Согласно планам, разработанным в недрах SpaceX для создания цивилизации, которая может поддерживать самостоятельность на Марсе потребуется от 40 до 100 лет. Учитывая возможность создания кораблей, перевозящих тысячи людей, уже через 100 лет на Марсе должно поселиться 1 миллион человек.

Илон Маск признает и не скрывает: первая «поездка» на Марс будет чрезвычайно опасной и нет возможности снизить высокие показатели рисков, которыми наверняка обладает миссия. «Если вы готовы умереть, вы — идеальный кандидат для путешествия на Марс … в конце концов это большое приключение, дающее восторг от будущего, будьте вдохновлены и живете».

В главной задаче Илон Маск ставит первую миссию на Марс запущенную SpaceX в 2022 году, если это возможно; самое позднее, в 2024 году. Следующее десятилетие откроет исследование космоса и, если все будет хорошо, уже есть планы пойти и исследовать другие части нашей вселенной.

Обозреватель сайт узнал, как может выглядеть первая марсианская колония, с какими проблемами придется столкнуться первым людям на Красной планете и как их решить. Среди главных задач - доставка людей на планету, выращивание еды, добыча воды и борьба с радиацией.

27 сентября 2016 года Элон Маск рассказал о планах по колонизации Марса и о системе межпланетной транспортировки людей. Первый корабль с колонистами может отправиться на Марс уже в 2023−2025 году. Но готово ли человечество к заселению красной планеты и какие технологии помогут людям выжить на расстоянии 225 млн километров от Земли?

Суровая красота

Элон Маск не зря выбрал Марс в качестве второго дома для землян - это наиболее подходящая для жизни планета в Солнечной системе. Правда, условия там суровые: атмосфера Марса на 96% состоит из углекислого газа, температура колеблется от +20 °C до −127 °C, а уровень радиации во много раз выше, чем в окрестностях Чернобыля. Зато на планете много воды и углекислого газа, из которых можно делать пригодный для дыхания воздух и топливо для космических кораблей. Сутки на Марсе длятся почти столько же, сколько и на Земле, и гравитация в несколько раз меньше земной.

Первое марсианское селфи Curiosity

Доставка людей на Марс

Первая проблема, которую предстоит решить SpaceX - это доставка людей на Красную планету. До Марса 400 миллионов километров, и пассажирам придется лететь восемь месяцев, чтобы туда добраться. При этом нужно вылететь в определенный период, когда Земля и Марс сблизятся на минимальное расстояние.

«До сих пор наши попытки долететь до Марса были довольно жалкими. И американцы, и русские, и европейцы, и японцы, и китайцы, и индусы отправили туда 44 ракеты, бóльшая часть из которых либо потерялась, либо сломалась. Только треть миссий на Марс были успешными», - пишет автор книги «Как мы будем жить на Марсе» Стефан Петранек.

У Маска пока тоже не все ладно с безопасностью полетов. Falcon 9 первого сентября 2016 года стала второй за историю коммерческих запусков SpaceX. Перед этим компания потеряла ракету и груз для МКС в июне 2015 года - ракета взорвалась в воздухе из-за неполадок во второй ступени. Правда после этого SpaceX провела девять успешных запусков и у Маска есть еще время, чтобы проанализировать причины катастроф и избежать их в дальнейшем.

Сама схема полета на Марс будет выглядеть следующим образом: ракета с астронавтами поднимется на земную орбиту, после чего ее первая ступень вернется за Землю, в нее загрузят капсулу с топливом и снова отправят к ракете с астронавтами. После дозаправки корабль вновь вернет танкер с топливом на Землю и начнет свой путь в сторону Марса. По словам Маска, это будет самая крупная ракета из существующих - диаметр корабля составит 17 метров, а общая высота стартового комплекса - 122 метра.

В конце сентября 2016 года SpaceX успешно провела испытания метанового ракетного двигателя Raptor, который будет использоваться в системе межпланетных перелетов (ITS).

Маск планирует совершить первое беспилотное путешествие на Марс уже в 2018 году. После этого миссии на красную планету будут отправляться каждые два года в период максимального сближения планет. По оценкам NASA, этот проект обойдется Маску в $320 млн. Первые миссии будут беспилотными, люди полетят на Марс только через 8−10 лет в случае успешности тестовых полетов.

Что будут есть и пить марсианские колонисты

Вода стоит на первом месте в списке необходимых для выживания вещей, но доставлять ее с земли дорого и тяжело, поэтому колонистам придется добывать ее прямо на месте. Грунт на Марсе содержит до 60% воды, а по данным спутников многие кратеры имеют слои льда внутри. Ученые предполагают, что в дополнение к ледникам на Марсе могут течь и подземные воды. Правда, для их добычи потребуется специальное оборудование, которое остановит замерзание воды сразу же после того, как она поднимется на поверхность.


Снимок, сделанный Phoenix Lander в 2008 году. Белое вещество - это лед

Воду на Марсе можно добыть даже из атмосферы, которая часто имеет стопроцентную влажность. Осушитель воды был создан еще в 1988 году в Университете Вашингтона и может быть использован в суровых марсианских условиях.

Помимо воды, в NASA решили еще одну проблему - придумали, где взять воздух, которым будут дышать астронавты. Ученый Массачусетского технологического института (MIT) Майкл Хект разработал машину под названием Moxie - она всасывает марсианскую атмосферу и выкачивает кислород из углекислого газа. Следующий большой корабль NASA, запуск которого запланирован на 2020 год, будет оборудован одним из таких устройств. Тестовая версия Moxie сможет производить достаточно кислорода для обеспечения жизни одного человека.


С едой все несколько сложнее. По мнению Стефана Петранека, с помощью гидропоники (выращивании растений в воде с питательными веществами) можно будет получить не больше, чем 15−20% необходимой для пропитания астронавтов еды, остальную часть придется доставлять с Земли в высушенном виде.

Теоретически растения смогут расти в почве на основе марсианского грунта. Но ученые, изучившие образцы с марсоходов, пока что склоняются к выводу, что марсианская почва может оказаться слишком кислотной или слишком щелочной и потребует реабилитации и насыщения питательными веществами вроде азота. Поэтому на первых порах более надежным способом для выращивания растений станет гидропоника. При условии, что колонисты уже наладят добычу и хранение воды в жидком состоянии.


Биолог Анжело Вермюлен, проживший несколько месяцев в симуляторе марсианской среды на Гавайских островах, уверен, что первые посевы должны занимать мало места и быть максимально питательными. Например, это может быть фасоль или ставшая знаменитой после фильма «Марсианин» картошка. А вот зеленые салаты, укроп и петрушка станут для колонистов деликатесом - они малокалорийны и занимают много места.

Не стоит надеяться, что марсианские теплицы будут похожи на иллюстрации из советских журналов - скорее всего, они будут скрыты под толстым слоем почвы или в лавовых каналах, чтобы избежать воздействий губительной солнечной радиации.

Что касается удобрений для марсианских растений, то Джим Кливс из исследовательского института Blue Marble Space выразил мнение , что для подпитки почвы марсиане смогут использовать тела погибших на красной планете колонистов.

«Астронавты уже сейчас нарушают земные табу на тему отходов, употребляя переработанную мочу в качестве питьевой жидкости. Если нам удастся преодолеть табу смерти, активное компостирование человеческого тела будет не сильно отличаться от его захоронения в земле», - считает Джим.

Где жить

Следующий ключевой момент для выживания марсиан - это помещения, где они будут жить. Людям нужно будет защищаться не только от холода, но и от космической радиации. На Земле от излучения нас защищает плотная атмосфера и чем выше поднимаются люди, тем больше они подвержены воздействию космической радиации.

В отличии от Земли, на Марсе практически отсутствует магнитное поле и поселенцы получат немногим меньше радиации, чем в открытом межпланетном пространстве - от 400 до 900 миллизивертов облучения в год. Для сравнения, среднестатистический житель Земли в течении года накапливает в своем организме 3 миллизиверта, при 4000 мЗв развивается лучевая болезнь с большой вероятностью летального исхода, а 6000−7000 мЗв считается смертельной дозой.

Предварительные результаты радиационной обстановки на Марсе есть уже сейчас: так, марсоход Curiosity за 500 дней, проведенных на Марсе, получил суммарную дозу облучения в 1,01 зиверта. Но измерения Curiosity - не окончательные, так как радиационное окружение Марса может меняться в зависимости от солнечной активности как в большую, так и в меньшую сторону.

Из этого следует, что первые жилища колонистов, скорее всего, будут укрыты большим слоем реголита (марсианского грунта) или камня, или же вовсе закопаны под землю. Американский инженер и основатель «Марсианского общества» Роберт Зубрин допускает, что слой кирпичей из реголита в 3−4 метра толщиной сможет защитить людей от облучения.

Кстати, в NASA уже придумали технологию создания таких кирпичей - в агентстве собираются добавлять в них полимерный пластик и после этого засовывать в микроволновку. Многие сторонники колонизации Марса считают, что минералы с красной планеты могут годиться для производства пластмассы, также там можно добывать железо, медь и производить сталь. Но пока это все теория - на практике для этого понадобится огромное количество энергии и оборудования, доставка которого с Земли обойдется в десятки миллиардов долларов.

И, наконец, одежда. Профессор аэронавтики из Массачусетского технологического института уже более семи лет работает над созданием скафандра нового типа. Скафандр BioSuit по внешнему виду напоминает гимнастическое трико из многослойной ткани, плотно облегающей тело человека. В отличие от традиционного скафандра весом более 100 килограмм, BioSuit не сковывает движения космонавта, в нем можно даже ходить и бегать. А за счет давления на тело, BioSuit минимизирует атрофию мышц, вызванную длительным перелетом в условиях невесомости.


По замыслам Маска, марсианские колонисты не будут жить в информационном вакууме - он планирует подключить красную планету к земному интернету на высокой скорости. Для этого он намерен разместить на марсианской орбите несколько сотен спутников, которые будут связываться со спутниками на земной орбите и передавать через них данные. Маск оценивает стоимость проекта примерно в $10 млрд и планирует окупить его за счет прибыли от спутникового интернета на Земле.

Это только базовые вещи, благодаря которым человек может выжить на негостеприимной красной планете. Первые колонисты будут жить в спартанских условиях: с минимальным набором лекарств, обтираться влажными салфетками вместо душа и страдать от непривычной силы тяжести.

Дальнейшие прогнозы уходят уже в область полунаучной фантастики, ведь для сравнительно хорошей жизни понадобится терраформирование планеты, и здесь у человечества есть только предположения. Вот как описывает этот процесс в на Ted Стефен Петранек:

Для начала планету нужно нагреть. Марс невероятно холодный, потому что у него разреженная атмосфера. Ответ находится на южном и северном полюсах Марса, каждый из которых покрыт невероятным количеством замёрзшего углекислого газа - сухого льда. Если мы нагреем его, он испарится прямо в атмосферу и уплотнит атмосферу так, как он делает это на Земле.

И, как мы знаем, СО2 - это очень мощный парниковый газ. Я считаю, что нужно соорудить огромный солнечный парус и сфокусировать его - он работает как зеркало - на южном полюсе Марса. Так как планета вращается, этот парус нагреет весь сухой лёд, испарит его, и он выйдет в атмосферу. Это не займёт много времени: температура на Марсе начнёт расти меньше, чем через 20 лет.

В идеальный день на экваторе, в середине лета на Марсе температура может достигать 21 °C, но потом она падает до минус 40 °C ночью. То, к чему мы стремимся, - это быстрый парниковый эффект: температура поднимется достаточно, чтобы можно было увидеть, как весь лёд на Марсе - особенно подземный лёд - растает. Потом начнется магия.

Атмосфера станет толще, и всё наладится. Мы получим больше защиты от радиации, атмосфера будет согревать нас, согревать саму планету, мы получим проточную воду и сможем собирать урожаи. Потом пар пойдёт в воздух, формируя ещё один парниковый газ. На Марсе пойдут дождь и снег. И плотная атмосфера создаст достаточное давление, чтобы мы могли выбросить скафандры. Нам нужно всего 2,5 кг давления, чтобы выжить. Со временем Марс станет очень похож на Британскую Колумбию.