Утеплители Изоляция Блоки

Что является отличительным признаком всех живых организмов. Основные признаки живого организма. Основные признаки живой природы. Генетические механизмы и эволюция

РЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ

на тему:

Характерные особенности живых организмов.

Анохин Вячеслав Сергеевич

группа ВТ-2

Москва - 1998

Всем живым организмам в большей или меньшей степени свойственны определенные размеры и форма, обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост, размножение и приспособляемость. Хотя этот перечень кажется вполне четким и определённым, граница между живым и неживым довольно условна, и будем ли называть, например, вирусы живыми или неживыми, зависит от того определения жизни, которое мы примем. Неживые объекты могут обладать одним или несколькими из перечисленных свойств, но никогда не проявляют всю совокупность этих свойств одновременно. Кристаллы в насыщенном растворе могут “расти”, кусочек металлического натрия начинает быстро “бегать” по поверхности воды, а капля масла, плавающая в смеси глицерина и спирта, выпускает псевдоподии и передвигается наподобие амёбы.

Подавляющее большинство проявления жизни в конечном счете можно объяснить на основании тех же физических и химических законов, которым подчиняются неживые системы. Из этого следует, что если бы мы достаточно хорошо знали химическую и физиологическую основу жизненных явлений, то мы, возможно, были бы в состоянии синтезировать живое вещество. В сущности ферментативный синтез специфических молекул ДНК, осуществленный в пробирке Артуром Конбергом в 1958г., уже можно рассматривать как важный первый шаг в этом направлении*. Противоположный взгляд, называемый витализмом, был широко распространен среди биологов до начала этого века; они считали, что жизнь обуславливают и контролируют силы особого рода, необъяснимые в понятиях физики и химии. Многие явления жизни, казавшиеся такими таинственными при их первом открытии, удалось понять без привлечения особой “жизненной силы”, и разумно будет предположить, что и другие проявления жизни при их дальнейшем исследовании окажутся объяснимыми на научной основе.


* В конце 1967 г. А.Корнберг и его сотрудники получили новые важные результаты. Им удалось синтезировать специфическую ДНК вируса Æ Х174, обладающую биологической активностью. При заражении клеток эта искусственная ДНК ведет себя точно так же, как природная ДНК этого вируса.

Специфическая организация. Каждый род живых организмов обладает характерными для него формой и внешним видом; взрослые индивидуумы каждого рода организмов, как правило, имеют характерную величину. Неживые объекты обычно имеют гораздо менее постоянные размеры и форму. Живые организмы не гомогенны, а состоят из различных частей, выполняющих специальные функции; таким образом, они характеризуются специфической сложной организацией. Структурной и функциональной единицей как растительных, так и животных организмов служит клетка - наиболее простая частица живого вещества, способная существовать самостоятельно. Но и сама клетка имеет специфическую организацию; клетки каждого типа обладают характерными размерами и формой, они имеют плазматическую мембрану , отделяющую живое вещество от окружающей среды, и содержат ядро - специализированную часть клетки, отдельную от остального ее вещества ядерной оболочкой. Ядро, как мы узнаем позже, играет важную роль в контроле и регулировании функций клетки. Тела высших животных и растений имеют ряд последовательно усложняющихся уровней организации: клетки организованы в ткани , ткани - в органы , а органы - в системы органов ..

Обмен веществ. Совокупность всех химических процессов, осуществляемых протоплазмой и обеспечивающих ее рост, поддержание и восстановление, называется обменом веществ или метаболизмом . Протоплазма каждой клетки непрерывно изменяется: она поглощает новые вещества, подвергает их разнообразным химическим изменениям, строит новую протоплазму и превращает в кинетическую энергию и тепло потенциальную энергию, заключенную в крупных молекулах белков, жиров и углеводов, по мере того как эти вещества превращаются в другие, более простые соединения. Это постоянное расходование энергии представляет собой одну из специфических и характерных особенностей живых организмов. Некоторые типы протоплазмы отличаются высокой интенсивностью обмена; очень высока она, например, у бактерий. Другие типы, как, например, протоплазма семян и спор, имеют столь низкий уровень обмена, что его с трудном можно обнаружить. Даже в пределах одного вида организмов или у одной особи интенсивность обмена может меняться в зависимости от таких факторов, как возраст, пол, общее состояние здоровья, активность эндокринных желез или беременность.

Процессы обмена могут быть анаболическими или катаболическими. Термин анаболизм относится к тем химическим процессам, при которых более простые вещества соединяются между собой с образованием более сложных веществ, что приводит к накоплению энергии, построению новой протоплазмы и росту. Катаболизмом же называют расщепление этих сложных веществ, приводящее к освобождению энергии и к износу и расходованию протоплазмы. Процессы того и другого типа протекают непрерывно; более того, они находятся в сложной взаимозависимости и их трудно отделить друг от друга. Сложные соединения расщепляются, и их составные части соединяются друг с другом в новых комбинациях, образуя другие вещества. Примером сочетания катаболизма с анаболизмом могут служить взаимные превращения углеводов, белков и жиров, непрерывно происходящие в клетках нашего тела. Поскольку большинство анаболических процессов требует затраты энергии, должны происходить какие-то катаболические процессы, которые доставляли бы энергию для реакций, связанных с построением новых молекул.

Как у растений, так и у животных есть анаболическая и катаболическая фазы обмена. Однако растения (за некоторым исключением) обладают способностью синтезировать свои собственные органические вещества из неорганических веществ почвы и воздуха; животные же зависят в своем питании от растений.

Раздражимость. Живые организмы обладают раздражимостью: они реагируют на раздражители, т.е. на физические или химические изменения в непосредственно окружающей их среде. Раздражители, вызывающие реакцию у большинства животных и растений, - это изменения цвета, интенсивности или направления световых лучей, температура, давление, звук и изменения в химическом составе почвы, воды или атмосферы, окружающей организм. У человека и других сложноорганизованных животных некоторые высокоспециализи-рованные клетки тела обладают особой чувствительностью к раздражителям определенного типа: палочки и колбочки в сетчатке глаза реагируют на свет, определенные клетки в носу и во вкусовых почках языка - на химические раздражения, а специальные клетки кожи - на изменения температуры или давления. У низших животных и у растений такие специализированные клетки могут отсутствовать, но весь организм реагирует на раздражение. Одноклеточные животные и растения отвечают движением по направлению к раздражителю или от него при воздействии тепла или холода, некоторых химических веществ, света или при прикосновении микроиглы.

Раздражимость растительных клеток не всегда бывает такой заметной, как раздражимость животных клеток, но и растительные клетки чувствительны к изменениям окружающей их среды. Течение протоплазмы в клетках растений иногда ускоряется или прекращается под действием изменений в освещении. Некоторые растения (например, венерина мухоловка, растущая в болотах Каролины) обладают поразительной чувствительностью к прикосновению и могут ловить насекомых. Их листья способны перегибаться вдоль средней жилки, а края листьев снабжены волосками. В ответ на раздражение, производимое насекомым, лист складывается, его края сближаются, а волоски, переплетаясь, не позволяют добыче выскользнуть. Затем лист выделяет жидкость, которая убивает и переваривает насекомое. Способность ловить насекомых развилась как приспособление, позволяющее таким растениям получать часть необходимого для их роста азота из “поедаемой” добычи, так как почва, на которой они растут, очень бедна азотом.

Рост. Следующая особенность живых организмов - рост - представляет собой результат анаболизма. Прирост массы протоплазмы может происходить за счет увеличения размеров отдельных клеток, за счет увеличения числа клеток или за счет того и другого. Увеличение размеров клеток может быть следствием простого поглощения воды, но такого рода набухание обычно не рассматривается как рост. Понятие рост относится лишь к тем процессам, при которых увеличивается количество живого вещества организма, измеряемое количеством азота или белка. Рост различных частей организма может быть либо равномерным, либо одни части растут быстрее, так что пропорции тела по мере роста изменяются. Некоторые организмы (например, большинство деревьев) могут расти в течение неопределенно долгого времени. Большинство животных имеет ограниченный период роста, заканчивающийся по достижении взрослым животным определен-ных размеров. Одна из замечательных особенностей процесса роста состоит в том, что всякий растущий орган продолжает в то же время функционировать.

№1. Отличительные признаки живых организмов .

1. Живые организмы - важный компонент биосферы. Клеточное строение - характерный признак всех организмов, за исключением вирусов. Наличие в клетках плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра, митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания. Особенности животных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки, гетеротрофный способ питания. 2. Наличие в составе живых организмов органических веществ: сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей. Сходство химического состава у представителей разных царств живой природы. 3. Обмен веществ - главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности. Обмен веществами и энергией с окружающей средой. 4. Размножение, воспроизведение потомства - признак живых организмов. Развитие дочернего организма из одной клетки (зиготы при половом размножении) или группы клеток (при вегетативном размножении) материнского организма. Значение размножения в увеличении численности особей вида, их расселении и освоении новых территорий, сохранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений. 5. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственность - свойство организмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Примеры наследственности: из семян березы вырастают растения березы, у кошки рождаются похожие на родителей котята. Изменчивость - возникновение у потомства новых признаков. Примеры изменчивости: растения березы, выросшие из семян материнского растения одного поколения, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др. 6. Раздражимость - свойство живых организмов. Способность организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и в соответствии с ними координировать свою деятельность, поведение - комплекс приспособительных двигательных реакций, возникающих в ответ на разнообразные раздражения из окружающей среды. Особенности поведения животных. Рефлексы и элементы рассудочной деятельности животных. Поведение растений, бактерий, грибов: разные формы движения - тропизмы, настии, таксисы. Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы.


№2. Экосистема, ее основные звенья. Цепи питания .

1. Экосистема (природное сообщество). Совместное обитание в природе организмов всех царств. Экосистема - совокупность организмов разных видов, обитающих длительное время на определенной территории, приспособленных к совместной жизни и к факторам неживой природы. 2. Виды экосистем: естественные, или природные (лес, луг, болото, водоем и др.), и искусственные (поле, сад и др.). 3. Основные пищевые (трофические) группы организмов - компоненты экосистем. Группа организмов, которые производят на свету из неорганических веществ органические (автотрофы - зеленые растения), - организмы-производители; группа организмов, которые потребляют готовые органические вещества (гетеротрофы - в основном животные, грибы), - организмы-потребители; группа организмов, которые разрушают органические вещества и перерабатывают их в неорганические (гетеротрофы - бактерии, грибы, некоторые животные), - организмы-разрушители. В пищевых (трофических) взаимосвязях эти группы организмов выполняют роль звеньев пищевой цепи. 4. Пищевые связи в экосистеме. Тесная взаимосвязь всех звеньев (пищевых групп) в сообществе - условие его существования. Пищевые связи между организмами в экосистеме, при которых организмы одних видов служат пищей для других. Например, растения служат пищей для растительноядных животных, а они - для хищников. Формирование в каждой экосистеме на основе пищевых связей цепей питания, например: растения -полевка -лисица. Здесь указаны составляющие цепь питания организмы и стрелками обозначен переход вещества и энергии в этой цепи. Начальное звено цепи питания, как правило, растения (автотрофы, создающие органические вещества в процессе фотосинтеза). Использование запасенной растениями в органических веществах солнечной энергии гетеротрофами - всеми остальными звеньями цепи питания.

№3. Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепарат эвглены зеленой. Объясните, почему ботаники относят ее к растениям, а зоологи - к животным.

Эвглена Зеленая

Тело эвглены веретеновидное, заостренное на заднем конце. Снаружи покрыто оболочкой – пелликулой. В задней части имеется светлый участок. Здесь находится прозрачное ядро. Видны разбросанные в цитоплазме зеленые хроматофоры, в которых на свету идет фотосинтез. В передней части расположен жгутик, вращение которого обеспечивает движение эвглены. Вблизи основания жгутика заметно небольшое красное светочувствительное пятнышко – стигма. Рядом с ней находится сократительная вакуоль – органоид осморегуляции.

1. Живые организмы - важный компонент биосферы. Клеточное строение - характерный признак всех организмов, за исключением вирусов. Наличие в клетках плазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра, митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания. Особенности животных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки, гетеротрофный способ питания.

2. Наличие в составе живых организмов органических веществ: сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ: воды и минеральных солей. Сходство химического состава у представителей разных царств живой природы.

3. Обмен веществ - главный признак живого, включающий питание, дыхание, транспорт веществ, их преобразование и создание из них веществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности. Обмен веществами и энергией с окружающей средой.

4. Размножение, воспроизведение потомства - признак живых организмов. Развитие дочернего организма из одной клетки (зиготы при половом размножении) или группы клеток (при вегетативном размножении) материнского организма. Значение размножения в увеличении численности особей вида, их расселении и освоении новых территорий, сохранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений.

5. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Наследственность - свойство организмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Примеры наследственности: из семян березы вырастают растения березы, у кошки рождаются похожие на родителей котята. Изменчивость - возникновение у потомства новых признаков. Примеры изменчивости: растения березы, выросшие из семян материнского растения одного поколения, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др.

6. Раздражимость - свойство живых организмов. Способность организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и в соответствии с ними координировать свою деятельность, поведение - комплекс приспособительных двигательных реакций, возникающих в ответ на разнообразные раздражения из окружающей среды. Особенности поведения животных. Рефлексы и элементы рассудочной деятельности животных. Поведение растений, бактерий, грибов: разные формы движения - тропизмы, таксисы.

Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы.

3. Приготовить к работе микроскоп, положить мик­ропрепарат на предметный столик, осветить поле зрения микроскопа, добиться четкого изображения с помощью винтов и рассмотреть клетку. Если в ней отсутствуют оформленное ядро и вакуоли с клеточ­ным соком, то это бактериальная клетка. Если в клетке кроме клеточной мембраны есть толстая обо­лочка, в цитоплазме видны ядро, хлоропласты и ва­куоли с клеточным соком, то это растительная клет­ка. В животной клетке должны отсутствовать обо­лочка, хлоропласты и вакуоли с клеточным соком. В грибной клетке есть ядро (в отличие от бактери­альной), толстая оболочка (в отличие от животной), пет хлоропластов (в отличие от растительной).

Билет №10

    Отличительные признаки живых организмов.

    Экосистема, се основные звенья. Цепи питания.

    Рассмотрите под микроскопом готовый микропрепа­ рат эвглены зеленой. Объясните, почему ботаники относят се к растениям, а зоологи - к животным.

    1. Живые организмы - важный компонент биосферы. Клеточное строение - характерный признак всех организмов, за исключением вирусов

Наличие в клетках плазматической мембраны, ци­топлазмы, ядра. Особенность бактерий: отсутствие оформленного ядра, митохондрий, хлоропластов. Особенности растений: наличие в клетке клеточной стенки, хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, автотрофный способ питания. Особенности живот­ных: отсутствие в клетках хлоропластов, вакуолей с клеточным соком, оболочки из клетчатки, гетеро­трофный способ питания.

    Наличие в составе живых организмов орга­ нических веществ: сахара, крахмала, жира, белка, нуклеиновых кислот и неорганических веществ:
    воды и минеральных солей. Сходство химическо­го состава у представителей разных царств живой природы.

    Обмен веществ - главный признак живо­го, включающий питание, дыхание, транспорт ве­ществ, их преобразование и создание из них ве­ществ и структур собственного организма, освобождение энергии в одних процессах и использование в
    других, выделение конечных продуктов жизнедеятельности. Обмен веществами и энергией с окру­жающей средой.

    Размножение, воспроизведение потомства - признак живых организмов. Развитие дочернего ор­ганизма из одной клетки (зиготы при половом разм­ножении) или группы клеток (при вегетативном размножении) материнского организма. Значение
    размножения в увеличении численности особей ви­да, их расселении и освоении новых территорий, со­хранении сходства и преемственности между родителями и потомством в ряду многих поколений.

    Наследственность и изменчивость - свой­ства организмов. Наследственность - свойство ор­ганизмов передавать присущие им особенности строения и развития потомству. Примеры наследст­венности: из семян березы вырастают растения бе­резы, у кошки рождаются похожие на родителей котята. Изменчивость - возникновение у потомства новых признаком. Примеры изменчивости: расте­ния березы, выросшие из семян материнского расте­ния одного поколении, различаются по длине и окраске ствола, числу листьев и др.

6. Раздражимость – свойство живых организмов. Способность организмов воспринимать раздражения из окружающей среды и в соответствии с ни­ми координировать свою деятельность, поведение - комплекс приспособительных двигательных реак­ций, возникающих в ответ на разнообразные раз­дражения из окружающей среды. Особенности пове­дения животных. Рефлексы и элементы рассудоч­ной деятельности животных. Поведение растений, бактерий, грибов: разный формы движения - тропизмы, настии, таксисы.

Только комплекс всех перечисленных признаков характеризует живые организмы.

2. 1. Экосистема (природное сообщество). Сов­местное обитание в природе организмов всех царств. Экосистема - совокупность организмов разных ви­дов, обитающих длительнее время на определенной территории, приспособленных к совместной жизни и к факторам неживой природы.

    Виды, экосистем: естественные, или природ­ные (лес, луг, болото, водоем и др.) и искусствен­ные (поле, сад и др.).

    Основные пищевые (трофические) группы организмов - компоненты экосистем. Группа организмов, которые производят на свету из неоргани­ческих веществ органические (автотрофы - зеленые растения), - организмы-производители; группа организмов, которые потребляют готовые органические вещества (гетеротрофы - в основном животные, гри­бы), - организмы-потребители; группа организмов,
    которые разрушают органические вещества и перерабатывают их в неорганические (гетеротрофы - бак­терии, грибы, некоторые животные), - организмы-разрушители. В пищевых (трофических) взаимо­связях эти группы организмов выполняют роль
    звеньев пищевой цепи.

    Пищевые связи в экосистеме. Тесная взаимо­связь всех звеньев (пищевых групп) в сообществе условие его существования. Пищевые связи между организмами в экосистеме, при которых организмы одних видов служат пищей для других. Например, растения служат пищей для растительноядных жи­вотных, а они - для хищников. Формирование в каждой экосистеме на основе пищевых связей цепей питания, например: растения - полевка - ли­сица. Здесь указаны составляющие цепь питания ор­ганизмы и стрелками обозначен переход вещества и энергии в этой цепи. Начальное звено цепи питания, как правило, растения (автотрофы, создающие орга­нические вещества а процессе фотосинтеза). Исполь­зование запасенной растениями в органических ве­ществах солнечной энергии гетеротрофами - всеми остальными звеньями цепи питания,

3 . В цитоплазме зеленой эвглены располагаются хлоропласты, значит, она может, как растения, в процес­се фотосинтеза создавать органические вещества из неорганических. В то же время эвглена в темноте мо­жет питаться, как животное, всасывая растворы орга­нических веществ.

Билет № 11

    Наследственность и изменчивость - движущие си лы эволюции.

    Естественные и искусственные экосистемы, их осо­бенности.

    Среди нескольких комнатных растении найдите од­ нодольное и двудольное, назовите признаки, по ко торым вы их узнали.

1. Наследственность - свойство организмов пе­редавать особенности строения и жизнедеятельнос­ти из поколения в поколение.

2. Материальные основы наследственности - хромосомы и гены, в которых хранится информация о признаках организма. Передача генов и хромосом из поколения в поколение благодаря размножению. Развитию дочернего организма из одной клетки - зиготы или группы клеток материнского организма в процессе размножения. Локализация в ядрах кле­ток, участвующих в размножении, генов и хромо­сом, определяющих сходство дочернего организма с материнским.

    Наследственность - фактор эволюции, ос­нова сходства родителей и потомства, особей одного вида.

    Изменчивость -- общее свойство всех организмов приобретать новые признаки в процессе ин­дивидуального развития.

    Виды, изменчивости: ненаследственная (модификационная)и наследственная (комбинативная, мутационная).

    Ненаследственные изменения не связаны с изменениями генов и хромосом, не передаются по наследству, возникают под влиянием факторов внешней среды, исчезают со временем. Проявление сходных модификационных изменений у всех осо­бей вида (например, на холоде у лошадей шерсть становится гуще). Исчезновение модификационных изменений при прекращении действия фактора, вы­звавшего данное изменение (загар зимой исчезает, при ухудшении условий содержания и кормления надои молока у коров уменьшаются). Примеры модификационной изменчивости: появление загара летом, увеличение массы тела животных при хоро­шем кормлении и содержании, развитие определен­ных групп мышц при занятиях спортом.

    Наследственные изменения обусловлены из­менениями генов и хромосом, передаются по на­следству, различаются у особей в пределах одного вида, сохраняются в течение всей жизни особи.

    Комбинативная изменчивость. Проявление комбинативной изменчивости при скрещивании, ее обусловленность появлением новых комбинаций (сочетаний) генов у потомства. Источники комбина­тивной изменчивости: обмен участками между го­мологичными хромосомами, случайное сочетание половых клеток при оплодотворении и образовании зиготы. Разнообразные сочетания генов - причина перекомбинации (нового сочетания) родительских признаков у потомства.

    Мутации - внезапно возникающие стойкие изменения генов или хромосом. Результат мута­ций - появление новых признаков у дочернего организма, которые отсутствовали у его родителей, например коротконог ость у овец, отсутствие опере­ния у кур, альбинизм (отсутствие пигмента). Полез­ные, вредные и нейтральные мутации. Вред боль­шинства мутаций для организма вследствие прояв­ления новых признаков, не соответствующих среде
    его обитания.

    Наследственная изменчивость - фактор эволюции. Появление новых признаков у организмов и их многообразие - материал для действия естест­венного отбора, сохранения особей с изменениями, соответствующими среде обитания, формирования приспособленности организмов к изменяющимся ус­ловиям внешней среды.

2. 1. Экосистема - совокупность живых организ­мов разных видов, связанных между собой и с ком­понентами неживой природы обменом веществ и превращениями энергии на определенном участке биосферы.

2. Структура экосистемы:

Видовая - число обитающих в экосистеме ви­дов и соотношение их численности. Пример: произ­растание в хвойном лесу около 30 видов растений, в дубовом лесу- 40-50 видов, на лугу- 30- 50 видов, во влажном тропическом лесу - свыше 100 видов;

Пространственная - размещение организмов в вертикальном (ярусность) и горизонтальном (мозаичность) направлениях. Примеры; наличие в широ­колиственном лесу 5-6 ярусов; различия в составе растений на опушке и в чаще леса, на сухих и ув­лажненных участках.

    Компоненты сообщества: абиотические и би­отические. Абиотические компоненты неживой при­роды - свет, давление, влажность, ветер, рельеф, со­став почвы и др. Биотические компоненты: организ­мы - производители, потребители и разрушители.

    Производители - растения и некоторые бактерии, создающие органические вещества из неор­ганических с использованием энергии солнечного света.

    Разрушители - грибы и некоторые бактерии, разрушающие органические вещества до неор­ганических, питающиеся трупами, растительными остатками.

    Круговорот веществ и превращения энер­ гии, - необходимое условие существования любой экосистемы. Перенос веществ и энергии в цепях пи­тания в экосистеме.

    Устойчивость экосистем. Зависимость устойчивости экосистем от числа обитающих в них ви­дов и длины цепей питания: чем больше видов, цепей питания, тем устойчивее экосистема от кругово­рота веществ.

    Искусственная экосистема - созданная в результате деятельности человека. Примеры искус­ственных экосистем: парк,поле, сад, огород.

10. Отличия искусственной экосистемы от естественной:

- небольшое число видов (например, пшеница и некоторые виды сорных растений на пшеничном по­ле и связанные с ними животные);

    преобладание организмов одного или несколь­ких видов (пшеница в поле);

    короткие цепи питания из-за небольшого чис­ла видов;

Незамкнутый круговорот веществ вследст­вие значительного выноса органических веществ и изъятия их из круговорота в виде урожая;

Невысокая устойчивость и неспособность к са­мостоятельному существованию без поддержки человека.

3. Рассмотрите комнатные растения. Как правило, у двудольных растений листья имеют сетчатое жил­кование, а у однодольных - дуговое или параллель­ное. Нередко в цветочном горшке заметна лукови­ца однодольного растения (например, у амариллиса, крокуса, нарцисса, тюльпана). Корень однодоль­ных - мочковатый (заметен у злаков, луковиц).

Билет № 12

1. Доядерные и ядерные организмы, их характерис­ тика.

2. Биологическое разнообразие, его роль в сохране­ нии устойчивости биосферы.

3. Найдите пробирку с семенами, которые надо сеять на глубину 1-2 см, поясните свой выбор.

1. 1. Разнообразие организмов па Земле, сходство их строения и жизнедеятельности: клеточное стро­ение, сходное строение клеток, сходство химическо­го состава, обмена веществ, размножения.

2. Различия в строении клетки - основа деле­ния всех организмов на две большие группы: доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты). При­меры доядерных организмов: бактерии и сине-зеленые водоросли. Примеры ядерных организмов: человек, животные, растения, грибы.

3. Особенности строения доядерных организ­ мов: 1) отсутствие оформленного ядра, ядерной обо­лочки, ядерное вещество располагается в цито­плазме; 2) ДНК сосредоточена в одной хромосо­ме, имеющей форму кольца и располагающейся в цитоплазме; 3) отсутствие ряда органоидов: ми­тохондрий, эндоплазматической сети, аппарата Гольджи; 4) все организмы этой группы однокле­точные.

4 . Клетка безъядерных организмов, например бактерий, имеет плотную оболочку из углеводов, плазматическую мембрану, ядерное вещество (хро­мосому), цитоплазму, очень мелкие рибосомы.

    Особенности строения ядерных организ­мов: I ) наличие в клетке оформленного ядра, отграниченного от цитоплазмы оболочкой с пора­ми; 2) наличие всего комплекса органоидов цито­ плазмы: митохондрий, аппарата Гольджи, лизосом, рибосом, эндоплазматической сети, клеточного центра, а также плазматической мембраны и наружной оболочки у клеток растений, грибов; 3) наличие нескольких хромосом, расположенных в ядре.

2. 1. Биологическое разнообразие - разнообразие населяющих Землю видов, разнообразие природных экосистем на земном шаре.

2. Разнообразие видов в природе - причина разнообразных пищевых, территориальных связей между ними, наиболее полного использования при­родных ресурсов, замкнутого круговорота веществ в природной экосистеме. Тропический лес- устой­чивая экосистема благодаря большому разнообра­зию видов п ней, приспособленности организмов к совместному обитанию, оптимальному использованию природных ресурсов. Экосистема, состоящая из небольшого числа видов, например небольшой водо­ем, луг, - пример неустойчивых природных сооб­ществ.

    Сокращение видового разнообразия как ре­зультат деятельности человека: строительство горо­дов, железных и шоссейных дорог, вырубка больших массивов леса, строительство промышленных предприятий, распашка земель под сельскохозяйст­венные угодья. Исчезновение в настоящее время около 10% видов высших растений на Земле. Вы­ рубка тропических лесов, в которых сосредоточена значительная часть видов растений и животных, - проблема, требующая применения специальных
    мер защиты лесов. Исчезновение за последние 400 лет более 60 видов млекопитающих и более 100 видов птиц.

    Влияние загрязнения окру укающей среды на видовое разнообразие, причины его сокращения. Так, загрязнение воды в реках промышленными отходами - причина сокращения численности речного рака, пресноводной жемчужницы (моллюска), некоторых видов рыб. Обработка полей и садов ядо­химикатами - причина гибели птиц, которые пи­таются насекомыми, зараженными ядами. Экосистемный характер сокращения видового разнообразия: каждый исчезнувший вид растений уносит с собой пять видов беспозвоночных животных, су­ществование которых неразрывно связано с этим растением.

    Роль биоразнообразия в сохранении устой чивости биосферы. Зависимость существования человека от состояния биосферы, от ее биологического разнообразия. Сохранение видового разнооб­разия, мест обитания растений и животных. Охра­няемые территории: заповедники, биосферные за­поведники, национальные парки, памятники
    природы, их роль в сохранении разнообразия жиз­ни на Земле.

3. . Если сеять на глубину 1 --2см, то надо выбрать пробирку с мелкими семенами (мака, петруш­ки, моркови), тик кик они содержат небольшой запас питательных веществ. Коли такие семена посеять глубоко, то развившиеся из них растения не смогут пробиться к свету из-за недостатка питательных ве­ществ. Па глубину 6-7 см надо сеять более крупные семена (кукурузы, бобов, гороха), так как в них со­держится достаточное количество питательных ве­ществ для появления проростков на поверхности почвы.

Билет № 13

    Биологическая природа и социальная сущность че ловека.

    Эволюция органического мира, ее причины и ре­ зультаты.

    Используя таблицы, рисунки, опишите приспособ­ ления к жизни в почве у дождевого червя, крота. Объясните, как могли возникнуть эти приспособ­ ления.

1. 1. Биосоциальная сущность человека. Подчине­ние жизни человека как биологическим, так и соци­альным законам. Формирование человека, как и других организмов, в процессе эволюции, подчи­нение его процессов жизнедеятельности (питания и др.) биологическим законам. Существенные отли­чия человека от животных - прямохождение и труд, связанные с ними изменения в строении и жиз­недеятельности - наличие в скелете позвоночника с четырьмя изгибами, сводчатой стопы, особенностей строения таза, кисти, черепа; увеличение мозга, спо­собность трудиться, создавать орудия труда, общать­ся друг с другом, владеть членораздельной речью, отвлеченно мыслить, создавать науку и искусство, накапливать и использовать опыт предшествующих поколений, передавать его потомкам. Невозможность объяснить эти особенности только законами биологической эволюции. Существование законов развития человеческого общества, в соответствии с которыми подлинно человеческие черты формиру­ются в процессе жизни человека в обществе, его вос­питания. Дети, выросшие с раннего возраста среди животных, не владеют хорошо развитой речью, не могут отвлеченно мыслить.

2. Роль человека в биосфере. Целенаправленное воздействие человека как на неживую природу, так и на ее обитателей. Создание новых сортов растений и пород животных, изменение ареалов дикорасту­щих растений и диких животных, охота на живот­ных, сбор лекарственных трав, использование лугов и степей в качестве пастбищ. Отрицательное влия­ние на природу развития промышленности, сель­ского хозяйства, транспорта, использования земель под дороги, строительства жилья на плодородных почвах, эрозии почвы, загрязнения почвы, воздуха, водоемов, сокращения численности видов, гибель многих из них. Сокращение биологического разно­образия, повышение численности ряда видов насе­комых, бактерий, грибов и других организмов в ре­зультате деятельности человека. Ухудшение эколо­гических условий, необходимых для жизни не только человека, но и растений, животных, грибов. Необходимость сохранения биологического гено­фонда самого человека, учета человеком в своей хо­зяйственной деятельности законов природы, разра­ботки мер регулирования численности видов, сохра­нения среды обитания организмов.

2. 1. Причины эволюции. Существование на Земле огромного разнообразия видов (около 0,5 млн видов растений и около 2 млн видов животных). Формиро­вание многообразия органического мира в процессе его исторического развития - эволюции. Воздейст­вие естественных факторов на эволюцию органиче­ского мира впервые изучено английским ученым Ч. Дарвином. Его теория эволюции, доказывающая, что все организмы обладают свойствами изменчи­вости и наследственности. Изменчивость - свойст­во, благодаря которому у организмов появляют­ся разнообразные новые признаки. Наследствен­ность - передача признаков по наследству, появле­ние их у потомства. Гибель под воздействием раз­личных факторов живой и неживой природы значи­тельной части особей, доживание до взрослого со­стояния и оставление потомства лишь небольшой частью наиболее приспособленных особей.

Естественный отбор - процесс выживания осо­бей, наиболее приспособленных к конкретным ус­ловиям среды. Возникновение постепенно, через множество поколений, из одного вида новых видов, более приспособленных к жизни в измененных ус­ловиях.

2. Результаты эволюции. Образование новых видов, увеличение их многообразия, а также фор­мирование у них черт приспособленности к среде обитания.

3. Большая плотность почвы (по сравнению с вод­ной и наземно-воздушной средами). В связи с этим обитание в ней высокоспециализированных видов, например обыкновенного крота, у которого в про­цессе эволюции сформировалось тело, имеющее форму цилиндра, заостренное спереди, покрытое короткой густой шерстью, произошла редукция уш­ных раковин и органов зрения. Развитие в связи с роющим образом жизни коротких, но сильных пе­редних конечностей, интенсивного обмена веществ. Формирование приспособлений к передвижению в почве (например, хорошо развитых мышц, щети­нок - упругих образований на брюшной сторо­не каждого членика у дождевого червя - и других особенностей их строения) - основное направле­ние эволюции обитателей почвы. Роль наследст­венности, изменчивости и естественного отбора в формировании признаков приспособленности к среде.

Билет № 14

    Питание, его значение в жизни организма. Особен­ ности питания растений.

    Естественный отбор - движущая сила эволюции.

    Используя таблицы, рисунки, гербарные экземпля­ ры, опишите приспособления к среде обитания у верблюжьей колючки (клюквы, осота). Объясните, как могли возникнуть эти приспособления .

1. 1. Способы питания. Питание - процесс погло­щения веществ из окружающей среды, их преобра­зование в организме л создание из них усваиваемых организмом веществ, специфических для каждого конкретного организма.

2. Автотрофный и гетеротрофный способы питания. Создание органических веществ из неор­ганических при автотрофном способе питания. Ис­пользование готовых органических веществ при ге­теротрофном способе питания. Автотрофный способ характерен для зеленых растений и некоторых ви­дов бактерий, а гетеротрофный - для всех других организмов.

Способы питания организмов:

1)Автотрофный 2)гетеротрофный

-растения - человек

-некоторые бактерии - животные

- грибы

-бактерии

(значительное большинство)

- некоторые растения

(бесхлорофильные наземные)

2 . 1. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естествен­ный отбор.

    Наследственная изменчивость, ее роль в эволюции: увеличение наследственной неоднородности особей популяции, повышающей эффектив­ность естественного отбора.

    Борьба за существование, ее роль в эволюции:
    обострение взаимоотношений между особями популяции, между особями различных популяций, способст­вующее выживанию одних и гибели других особей,

    Естественный отбор - процесс сохранения и размножения особей с наследственными изменениями, полезными в определенных условиях среды.

    Рабочая программа

    Уровне: общая характеристика обмена веществ и энергии пластический обмен, энергетический об -мен и их значение значение для... уровне взаимосвязь пластического и энергети-ческого обмена обмен воды и минеральных солей обмен органических веществ ...

  1. «Об образовании рф»

    Основная образовательная программа

    Представлений об информационных процессах... ; - пользоваться меню и окнами; ... творчеству. Гуманизм. Взаимосвязь свободы и ответственности. ... веществ и превращения энергии как необходимое условие жизнедеятельности организма. Пластический и энергетический ...

  2. Рабочая программа по предмету «биология» (1)

    Рабочая программа

    ... об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи ... взаимосвязь пластического и энергетического обменов веществ . Ферменты и гормоны в процессе обмена веществ .Взаимосвязь ... , затылочная, те­менная , лобная, скуловая, ...

  3. Учебник Параграф

    Учебник

    ... взаимосвязь пластического и энергетического обмена? 1) пластический обмен поставляет органические вещества для энергетического 2) энергетический обмен поставляет кислород для пластического 3) пластический ... веществ из менее ... человека 2) об усложнении...

Все объекты нашей Вселенной относятся к миру природы. Она, в свою очередь, подразделяется на живую и неживую. Для того чтобы отличить одно от другого, нужно знать признаки и свойства живых организмов.

Отличительные признаки живых организмов

В первую очередь, следует знать, что живые организмы являются важным компонентом биосферы. Их характерным признаком является клеточное строение, исключение составляют только вирусы. В клетках так же имеются: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро. Несмотря на то, что в бактериях отсутствует оформленное ядро, митохондрии, хлоропласты, они также относятся к живым организмам, поскольку они имеют ряд других признаков присущим им. В особенности растений входит наличие в клетке клеточной стенки, вакуолей с клеточным соком, хлоропластов, автотрофный способ питания. В то время как у животных отсутствуют в клетках вакуоли с клеточным соком, оболочки из клетчатки, хлоропласты, гетеротрофный способ питания.

В составе живых организмов присутствуют органические вещества: сахар, крахмал, жир, белок, нуклеиновые кислоты. Также и неорганические вещества: вода и минеральные соли. Кроме этого, следует знать, что у представителей разнообразных царств живой природы имеется сходство химического состава. Также характерные признаки живых организмов включают в себя обмен веществ, включающий: дыхание, питание, транспорт веществ, их перестройку и создание из них структур и веществ собственного организма, выделение конечных продуктов жизнедеятельности, освобождение энергии в каких-либо процессах и использование в ее других. Сюда же относится размножение и воспроизведение потомства. Развитие из одной или нескольких клетки дочернего организма, а также наследственность и изменчивость. Помимо этого, в признаки живых организмов можно смело записать: раздражимость и способность координировать свою деятельность в соответствии с ними.

Живые организмы отличаются от неживых тел более сложным устройством. Для поддержания своей жизнедеятельности, они получают энергию извне, и практически все используют солнечную энергию. Живые организмы активно двигаются, преодолевают сопротивление, и реагируют на окружающую их среду. Многие могут возразить, что не у всех объектов живой природы все вышеперечисленные признаки ярко выражены. Так, например, растения почти не двигаются и то, как они дышат, нельзя увидеть невооруженным глазом. А у многих животных в неволе пропадает способность размножаться. Но, при всем этом, остальные признаки представителей живой природы у них выражены. Поэтому растения и бактерии, также относятся к живой природе и изучаются в разделе биологии. Теперь вы знаете основные признаки живых организмов!