Утеплители Изоляция Блоки

Роль великобритании в истории 20 века кратко. II Политическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века. Это интересно знать

В XIX веке Великобритания стала крупнейшей колониальной державой мира (Британская империя). В 1900 основана Лейбористская партия Великобритании.

«Англия -- это страна империализма, которая держит в порабощении своем от 400 до 500 миллионов населения в колониях. Это самая главная страна, которая господствует над большей частью населения земного шара».

В годы Первой мировой войны Великобритания была одним из главных участников Антанты, а по ее окончанию -- среди основателей Версальской системы.

Великая депрессия 1929--1933 гг. серьезно затронула экономику Великобритании.

Во второй половине 30-х гг. правительство Чемберлена проводило политику «умиротворения» нацистской Германии. В сентябре 1938 г. было подписано Мюнхенское соглашение, вследствие которого была оккупирована Судетская область Чехословакии, а затем Чехословакия перестала быть самостоятельным государством.

В годы Второй мировой войны Великобритания была одним из главных участников антигитлеровской коалиции.

После Второй мировой войны правительства Великобритании попеременно формировали лейбористы (1945--51, 1964--70, 1974--79, 1997 - 2010) и консерваторы (1951--64, 1970--74, 1979--97, с 2010 по настоящее время).

С начала промышленной революции Великобритания была одной из ведущих промышленных стран мира. Однако две мировые войны и развал империи нанесли сильный удар по экономическим позициям страны. После окончания Второй мировой войны восстановление экономики заняло около 40 лет. Росту конкурентоспособности способствовало вступление в Европейское Сообщество в 1973 году. В 1980-е годы прошла массовая приватизация ранее национализированных промышленных предприятий.

Великобритания вышла из войны с подорванными экономическими и политическими позициями. Значительная часть торгового флота была потеряна, ослабли позиции метрополии в колониях и доминионах. В 1946 г. выпуск промышленной продукции составил 90% от уровня 1937 г. Постепенно усиливалась ее зависимость от США. На первых послевоенных выборах избиратели отдали предпочтение лейбористам, программа которых предусматривала широкие социальные преобразования.

Проводя в жизнь свою программу, правительство К. Эттли национализировало ряд отраслей промышленности - угольную, газовую, сталелитейную, электроэнергетическую, железные дороги, средства связи, транспорт. Владельцам была выплачена крупная компенсация. Была повышена зарплата, введены пособия по безработице, улучшена система социального страхования, введено бесплатное медицинское обслуживание. Проводя активную социальную политику, лейбористская партия видела в этом шаг на пути к социалистической Великобритании. Однако реформы лейбористов не дали быстрых экономических результатов. В стране сохранялась карточная система, выросли налоги. Тяжелым оставалось финансовое положение страны. Англия пережила несколько финансовых кризисов. В условиях экономических и финансовых трудностей Англия приняла участие в «плане Маршалла». В 1949 г. Великобритания стала членом НАТО. На очередных парламентских выборах (1950 г.) лейбористы получили столь незначительное большинство, что их правительство было не в состоянии управлять страной. Поэтому на внеочередных выборах 1951 г. победу одержали консерваторы. Премьер-министром вновь стал Уинстон Черчилль. Сделав серьезные выводы из своего поражения в 1945 г., они не посягнули на систему социального обеспечения и медицинского обслуживания. Были денационализированы только сталелитейная промышленность и транспорт

В июле 1945 состоялись долго откладывавшиеся всеобщие выборы. Временное правительство консерваторов, сформированное в мае и замещавшее коалиционное военное правительство, потерпело сокрушительное поражение, и к власти пришла лейбористская партия с подавляющим парламентским большинством.

В 1945 году пост премьер-министра занял Клемент Эттли. Министром иностранных дел стал Э. Бевин, министром внутренних дел Г. Моррисон. Новое правительство провело закон об образовании, предусматривавший реорганизацию школьной системы и вводивший всеобщее бесплатное среднее образование. Также вводились законы касавшиеся помощи бедным, пенсий по старости, детских пособий и других государственных обязательств. Закон о здравоохранении 1946 предусматривал национализацию больниц и бесплатную медицинскую помощь. Кроме того было сокращено количество членов Палаты общин. В 1949 году был введен закон по национализации сталелитейной отрасли.

В январе 1957 сэр Энтони Иден после недолгого премьерства ушел в отставку, причиной которой стали переутомление, болезнь и неудачи в политике. Его сменил Гарольд Макмиллан, взявший на себя смелость восстановить репутацию страны и исправить положение дел в консервативной партии, расколовшейся по вопросу о зоне Суэцкого канала. Благодаря незаурядному политическому таланту он справился с обеими задачами. Критики Макмиллана часто обвиняли его в том, что внутренняя политика в его исполнении была непрерывной импровизацией. Однако страна преуспевала, и в октябре 1959 Макмиллан и его партия выиграли всеобщие выборы, завоевав парламентское большинство в 100 мест.

В стране не было единодушия по вопросу о вступлении в ЕЭС. В 1962 в лейбористской партии в связи с этим произошел раскол. Большинство ее членов, которые выступали против присоединения, более всего тревожила судьба планирования в рамках ассоциации стран с частнопредпринимательской экономикой, а также потенциальная угроза британскому строю и «островному» образу жизни, характерному для большинства британцев. Разговоры о поддержании связей между странами Содружества имели под собой меньше оснований ввиду сокращения объема торговли и неохотного одобрения его премьер-министрами вступления Великобритании в ЕЭС. В ходе трудных переговоров правительство торопилось согласовать экономические условия Британии и европейских стран, особенно по вопросу о субсидировании сельского хозяйства. Однако в начале 1963 Франция предложила наложить вето на прием Британии в Общий рынок. Усилия Макмиллана потерпели неудачу, и никто не смог предложить программу, которая могла бы заменить.

В ходе распада Британской колониальной империи независимость получили к середине 1970-х годов почти все английские колонии.

Тема: Великобритания в конце XX-XXI века

1 Социально-экономическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

2 Политическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

3 Внешняя политика Великобритании на рубеже XX-XXI века

I Социально-экономическое развитие Великобритании

На рубеже XX-XXI века

В 1990 г. М.Тэтчер ушла в отставку с поста лидера консервативной партии и премьер-министра. На смену ей пришел Джон Мейджор, занимавший пост министра финансов.

Оставаясь на позициях неоконсерватизма, он и его правительство продолжали курс на приватизацию государственных компаний, на увеличение налоговых льгот для предпринимателей, на укрепление права собственности. Вместе с тем Мейджор отменил подушный налог и обещал «осуществить поворот в сторону большего удовлетворения социально-экономических требований британцев».

После спада производства в 1990 – 1992 г. вновь начался подъем экономики. В 1993 г. темпы прироста ВВП к предыдущему году составили 2%, а в 1994 – 3,8%. В целом консервативная стратегия экономического развития увенчалась успехом. Обеспечено стабильное финансовое положение страны. Внутренние и внешние долги не растут. Уровень инфляции заметно снизился. Платежный баланс положителен, однако, торговый баланс отрицателен. В первую очередь это касается отраслей машиностроения. В настоящее время Великобритания ввозит больше промышленной продукции, чем вывозит. Положительное же сальдо платежного баланса обеспечивается за счет экспорта нефти, «невидимых статей», таких, как туризм, фрахт судов и приток финансовых средств в одну из столиц финансового мира.

1 мая 1997 г. в Великобритании прошли парламентские выборы. Премьер-министром стал лидер лейбористской партии Тони Блэр, который пришел к власти под лозунгом третьего пути.

«Третий путь» отвергает как крайности тэтчеризма, так и прежний подход лейбористов к огосударствлению экономики в духе социализма.

Предлагается «новая смешанная экономика», в рамках которой государство способствует развитию частной инициативы, активно действует в тех случая, когда частной инициативы недостаточно, и выполняет важную социальную роль.

В начале XXI века Великобритания, как и другие ведущие страны Западной Европы, добилась значительных успехов в социально-экономическом развитии. В стране сложилась исключительно благоприятная конъюнктура. В последние годы показатели экономического роста составили 2,75% в год. Безработица была самая низкая за последнее десятилетие – 5–6%.

Инфляция считалась до 2% в год, это значительно лучше, чем у большинства стран ЕС.

Серьезных успехов добилось правительство лейбористов в социально-экономической сфере. Самым главным из них стало то, что впервые при их правлении страна избежала экономического кризиса. Кроме того, в Британии были зафиксированы самый низкий за 30 лет уровень инфляции и самый низкий за 16 лет процент безработных. Английский фунт в течение этих 4 лет неизменно рос так же, как и ВВП.

Был заметен ощутимый прогресс в сферах здравоохранения и образования, которые британские избиратели в списке приоритетов ставят даже выше экономики. С помощью созданной лейбористами системы «национальной службы здравоохранения» удалось оказать бесплатную медицинскую помощь 3,5 млн. малоимущих британцев. Заметно вырос уровень образованности британской молодежи – заработала программа расширения сети бесплатных школ.

Блэр отважился на проведение конституционной реформы. Одним из направлений реформы явилось предоставление большей автономии Шотландии и Уэльсу, а также основным регионам самой Англии. Вопрос о шотландском парламенте и Ассамблее в Уэльсе был решен в сентябре 1997 г. в ходе референдумов. В 1999 г. были проведены выборы в эти новые представительские органы.

Премьер-министр впервые посягнул на «святая святых» – Палату лордов. Он инициировал реформу о лишении ее членов наследственного статуса и о постепенном превращении верхней палаты парламента в орган, представляющий всех избирателей. Осенью 2001 г. правительство Блэра обнародовало проект, согласно которому часть Палаты лордов должна избираться, а другая – назначаться королевой по представлению правительства и оппозиции. Неясной оставалась лишь пропорция.

7 июня 2001 г. на всеобщих парламентских выборах в Палату общин вновь победила Лейбористская партия, за которую проголосовало 42% избирателей. Консервативная партия получила 32,7% голосов, а либеральных демократов поддержало 18,8% избирателей. Впервые за последние 100 лет в Британии правящая партия шла на второй срок с таким высоким рейтингом.

Социально-экономическая политика правительства нашла отклик у избирателей и принесла успех лейбористам на выборах 2001 года и 2005г.

Первые недели премьерства Брауна ознаменовались рядом инициатив, которые были восприняты позитивно:

¾ строительство нового дешёвого и экологичного жилья в британской провинции и на бывших военных полигонах,

¾ новый комплекс конституционных мер для обеспечения прозрачности и ответственности властей перед народом,

¾ предложения по реформированию международных институтов, более сдержанные и деловые отношения Лондона и Вашингтона.

¾ Браун лично контролировал борьбу с наводнениями и вспышкой ящура летом 2007 года, а только что созданное им правительство четко и слаженно отреагировало на попытки терактов в Лондоне и Глазго.

Решительные действия правительства осенью 2008 года, в условиях развития мирового экономического кризиса, способствовали осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран.

Мероприятия в годы кризиса:

¾ Национализация ряда английских банков

Основной мерой борьбы с кризисом стали масштабные вливания государственных средств в национальную экономику, что плохо сказывается на бюджете. В течение последующих лет национальный долг Великобритании значительно вырастет.

¾ Налогово-бюджетное стимулирование. С 17 до 15% снижен налог на добавленную стоимость

¾ Поддержка жилого сектора, набор мер, направленных на смягчение ипотечного кризиса. Речь идет о 3-х месячной отсрочке по выплатам основной суммы.

¾ В мае 2010 года Г.Браун подает в отставку, пост премьер-министра занял Дэвид Кэмерон – лидер Консервативной партии, которая набрала больше всего голосов на недавних парламентских выборах.

Кэмерон выступает за скорейшее сворачивание антикризисных мер государства по восстановлению экономики, чтобы вернуть бизнесу ту необходимую свободу, которая является приоритетом его партии. Кэмерон также планирует упростить налоговую систему, а также сократить базовую ставку налога на корпорации и малые предприятия.

Сам Д.Кэмерон называет себя "современным сочувствующим консерватором" и выступает за новый стиль в политике.

Среди громких инициатив Д.Кэмерона на посту премьер-министра Великобритании – самая масштабная за последние 60 лет реформа здравоохранения и первый за последние 12 лет пересмотр военной доктрины Соединенного королевства, предусматривающий значительное сокращение расходов на оборону страны и увольнение 7 тыс. военнослужащих.

Т.о. экономическое развитие США во II половине XX-XXI в. характеризуется постепенной сменой периодов либеральной экономической политики на консервативую.

II Политическое развитие Великобритании на рубеже XX-XXI века

Великобритания - конституционная монархия.

Глава государства - королева Елизавета II (родилась 21 апреля 1926), взошла на престол в феврале 1952.

В последнее столетие прослеживается тенденция передачи властных полномочий непосредственно правительству, однако королева продолжает принимать участие в осуществлении ряда важных функций государственной власти. За ней сохранено право:

¾ созывать и распускать парламент, если парламент выразил недоверие правительству,

¾ назначать премьер-министра: королева предлагает лидеру политической партии, составляющей большинство в палате общин, сформировать правительство.

¾ утверждает законы, принятые парламентом.

¾ является верховным главнокомандующим и, по представлению правительства, назначает высших военачальников.

¾ назначает судей, а как глава Англиканской церкви - епископов.

¾ имеет право объявлять войну и заключать мир, подписывать международные договоры и соглашения.

Высший орган законодательной власти - парламент. Он состоит из палаты лордов и палаты общин.

Парламент занимается законотворческой деятельностью.

Ведущая роль в деятельности парламента принадлежит палате общин. Она избирается на срок не более 5 лет и насчитывает 650 членов - по 1 представителю от каждого из 650 избирательных округов. Парламент избирается по мажоритарной системе относительного большинства прямым и тайным голосованием на основе всеобщего избирательного права.

Верхняя палата - палата лордов - состоит из наследственных и пожизненных пэров (получивших звание за заслуги перед страной), архиепископов и старших епископов Англиканской церкви, лордов Высшего апелляционного суда. Основной её функцией является рассмотрение и внесение поправок в проекты, представленные палатой общин.

Осенью 1999 г. поведена конституционная реформа, направленная на лишение палаты лордов наследственного статуса.

Глава исполнительной власти - монарх. Глава правительства - премьер-министр. Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство или наибольшее число мест в парламенте.

Английский парламент является не только специфическим, но в своем роде уникальным политическим явлением. Это объясняется прежде всего тем, что Великобритания - одна из немногих стран, не имеющих до сих пор письменной конституции.

¾ Поэтому законы, принимаемые парламентом и особенно важные, носящие в той или иной степени конституционный характер являются, более весомыми, чем в других странах, имеющих закрепленные конституции. История Великобритании показала, что отсутствие в стране такой конституций может быть определенным преимуществом как бы это ни казалось парадоксальным. За последние 300 лет многие страны европейского континента пережили революцию, смену форм правления, не раз поменяли свои конституции. А Великобритания в основном избегала подобных потрясений, оставаясь оплотом относительной стабильности, несмотря на отсутствие формальной конституции.

¾ Другой важной специфической чертой английского парламента является его удивительная способность к саморазвитию. Лишь реформа 1832 г, явилась результатом ожесточенной борьбы. Последующие аналогичные действия в 1867, 1884 и 1918 годах осуществлялись в более спокойной обстановке и были в какой-то степени результатом доброй воли правительств и парламента. Разумеется, каждая из этих реформ с необходимостью отвечала накопившимся в стране потребностям. Но с другой стороны, все они работали в какой-то степени и на опережение. Каждая из трех перечисленных реформ избирательного права увеличивала электорат примерно вдвое (реформа 1832 г. - втрое) . Это обеспечило сравнительную плавность, многоступенчатость эволюции всей политической системы страны. Такая способность парламента к саморазвитию удачно сочетала в себе обеспечивающий стабильность здоровый консерватизм и необходимый динамизм. Эти качества английского парламента способствовали тому, что граждане до сих пор сохранили веру в исключительную роль своего высшего представительного учреждения.

¾ Наконец, важным свидетельством настроения британцев является тот факт, что за последние 70 лет во всеобщих парламентских выборах участвовало в среднем три четверти, имевших право голоса и ни разу меньше 71%(т.е. низкий процент абсентеизма). Это весьма высокие и стабильные показатели в особенности по сравнения с некоторыми странам европейского континента. Все это свидетельствует, что граждане Великобритании до сих пор очень серьезно относятся к парламентским выборам и к самому парламенту, видя в нем главную опору и гарантии стабильности и порядка в стране и одновременно залог ее прогрессивного развития.

Стержнем политической структуры Великобритании является двухпартийная система, две основные партии состоят в особых отношениях с государством, как основой всей политической системы.

Существующая столетиями в Соединенном Королевстве политическая система призвана в первую очередь обеспечивать сильное правительство. Достигается это за счет особой избирательной системы, когда побеждает тот депутат, который набрал больше голосов избирателей.

Только руководство двух этих партий участвует в формировании правительства, лишь ему принадлежит определяющая роль в парламенте, только оно находится (хотя и в ограниченной степени) в непосредственных отношениях с аппаратом профессиональных чиновников в министерствах и центральных ведомствах.

Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг- друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических и социальных изменений.

Лейбористская партия (Labour Party)

Лейбористская партия была образована в начале ХХ века при активном участии представителей рабочего движения левой направленности ("labour" в переводе с английского означает "труд", "рабочая сила").

Лейбористы выступают за сохранение необходимой роли государства в экономике, ликвидацию общественного неравенства и поддержку социальных программ в области образования, здравоохранения и борьбы с безработицей, наличие ограниченной экономическими нуждами иммиграции, защиту прав меньшинств и активную европейскую интеграцию.

Лейбористы традиционно пользуются популярностью избирателей в индустриальных районах северной и северо-западной Англии, в Лондоне, а также в Шотландии и Уэльсе.

Премьер-министры Тони Блэр 1997-2005гг., Гордон Браун 2005-2007гг.

Консервативная партия (Conservative Party), в политическом и разговорном обиходе также известная как "тори" (по названию старинной партии, из которой выросли современные консерваторы).

Главными пунктами программы консерваторов является сокращение излишнего финансирования социальных программ и роли государства в экономике, более ответственное расходование государственных средств, поощрение частной предпринимательской инициативы, защиту традиционных семейных ценностей, принятие закона об обязательном вынесении на референдум любого решения о передаче властных полномочий от Великобритании к Евросоюзу.

Консерваторы традиционно пользуются популярностью избирателей в богатых сельских районах в центральной, южной и юго-восточной Англии, а также в зажиточных районах.

Премьер-министр Дж.Мэейджор(1990-1997гг.), Дэвид Кэмерон с 2010г.

Существование двухпартийной системы с ее специфическим связями между государством и руководством двух парий создает неблагоприятную для остальных партий политическую ситуацию, ибо их отношения с государством носит гораздо более ограниченный характер. Члены этих партий, правда, принимают участие в деятельности выборных органов государства, но фракции третьих партий, как правило, играют там второстепенную роль.

Две основные партии меняют друг друга, действуя по принципу маятника. Это придает парламенту большую устойчивость и обеспечивает преемственность его деятельности. Правда, такой “маятник” не действует чисто механически. Иногда он надолго “застревает” в одном положении. Примером могут служить несколько побед подряд на выборах консервативной партии в 1979-1997гг., лейбористов в 1997-2010гг.

В 90-х годах на политическую арену выходит третья партия, которая укрепляет свои позиции.

Либерал - демократическая партия (Liberal Democrats) - третья по величине и влиянию политическая партия Великобритании. Название часто сокращается до слова "либдемы". Лидер (с 2007 года) - Ник Клегг.

Либерал-демократическая партия была образована в 1988 году в результате объединения Либеральной и Социал-демократической партий. В британском политическом спектре "либдемы" занимают наиболее центристскую позицию с небольшим уклоном влево.

Партия либеральных демократов выступает за широкое снижение налогов, за увеличение рабочих мест за улучшение качества школьного образования и увеличение инвестиций в школы, за ликвидацию коррупции среди членов парламента, защиту гражданских прав, за защиту окружающей среды, развитие «зеленых» технологий в производстве, за борьбу с глобальным потеплением, а также за развитие общественного транспорта и увеличения контроля за эмиграцией.

В Великобритании существуют и национальные партии, но они имеют узкую социальную базу и не играют существенной роли:

¾ Плайд Камри (основана в Уэльсе в 1925);

¾ Шотландская национальная партия (основана в 1937,

¾ Ольстерская Юнионистская партия (основана в нач. 20 в.,

¾ Шин Фейн - политическое крыло Ирландской республиканской армии (ИРА)

В 1997г. впервые за длительный период времени на парламентских выборах победили лейбористы.

Консервативная партия вела малоактивную кампанию. Было очевидно, что популярность консерваторов очень невысока.

¾ Длительный экономический рост при Маргарет Тэтчер сменился начавшейся рецессией при Мейджоре,

¾ Некоторые члены партии во время предвыборной кампании публично заявили о своём несогласии с проводимой правительством политикой (в частности, в вопросе об отношении к единой европейской валюте), что ещё более усугубило положение консерваторов.

Лейбористская партия под руководством Тони Блэра вела предвыборную кампанию, используя новые центральные положения программы лейбористов («новый лейборизм»). Так, лейбористы отказались от крупномасштабной национализации, а также согласились с тем, что частная инициатива является наилучшим средством для достижения экономического роста. Также лейбористы умело использовали разногласия и трудности, возникшие у консерваторов, в своих интересах.

Отличительной особенностью парламентских выборов 1997 г. было то, что консерваторы проиграли выборы при хорошем экономическом положении. Лейбористам досталось широкое наследство. ВВП Великобритании составил к концу ХХ в. более 1 трлн. 150 млрд. долларов, а на душу населения в год приходилось около 20 тыс. долларов.

Значительным событием общественно-политической жизни страны стала победа Шотландской национальной партии на выборах в Парламент Шотландии 5 мая 2007 г. Националисты завоевали 49 мест из 127, на одно место больше, чем Лейбористская партия, которая в прежние времена пользовалась здесь неизменным доверием избирателей. С тревогой была встречена в верхних эшелонах власти декларация руководства ШНП о том, что через три года оно намерено провести референдум по вопросу о выходе Шотландии из состава Соединенного Королевства.

Этот факт, чреватый распадом страны и потерей контроля Британии над добычей североморской нефти, привел к падению авторитета премьер-министра. Еще большее недовольство вызывала зависимость внешней политики страны, включая войну в Ираке, от планов американского президента Дж. Буша. Критике подвергался и стиль руководства Блэра. Его упрекали в том, что он «превратился в национального лидера, затмевающего собой другие центры власти», т.е. кабинет и Парламент.

В 2007 году премьер-министр Тони Блэр подает в отставку, из-за негативного восприятия общественностью ситуации с введением английских войск в Ирак в 2003году около 46 тысяч военнослужащих.

Решение об участии в совместной с США военной кампании в Ираке было принято кабинетом министров Великобритании во главе с Тони Блэром 17 марта 2003 года. Поводом для этого стало обвинение руководства Ирака в разработке оружия массового поражения. За все шесть лет присутствия американских и британских солдат в Ираке это оружие так и не было найдено.

Пришло время для передачи власти ждущему своего часа Г. Брауну.

Курс правительства, направленный на жесткое уменьшение государственных расходов, в том числе и за счет сокращения затрат на высокопоставленных чиновников и их аппарата, объявленный в конце 2009 г., мало что изменил в финансовом положении Великобритании. Заметно падала популярность лейбористов и их лидера среди избирателей.

По итогам парламентских выборов 2010 года ни одна из партий не обладает большинством в Палате общин и не имеет возможности сформировать однопартийное правительство.

Возникла ситуация «подвешенного» парламента - может ознаменовать переход к новому периоду политической истории, когда самую активную роль в определении будущего страны сможет играть третья политическая сила - Либеральные демократы.

306 мест в парламенте получила Консервативная партия во главе с Дэвидом Кэмероном, 258 мест - лейбористы (лидер - премьер-министр Гордон Браун), 57 мест - либерал-демократы во главе с Ником Клеггом. Еще 28 мест разделят между собой остальные партии.

Обычай, обязывающий премьер-министра немедленно уйти в отставку после выборов появился относительно недавно. Раньше премьер-министр мог встретить новый парламент и попытаться добиться его доверия. Эта возможность исчезла не полностью и может быть использована в случае, скажем, когда ни у кого не будет в палате общин большинства.

Такую возможность Гордон Браун не использовал, он подал в отставку, премьер-министром стал лидер Консервативной партии.

Премьер-министр Дэвид Кэмерон провел переговоры с либерально-демократической партией. Руководитель последней принял предложение занять пост заместителя премьер-министра. 12 мая 2010 года, впервые в послевоенной истории Британии, было сформировано, коалиционное правительство.

Одной из острых проблем политической жизни Великобритании является Ольстерский кризис.

ОЛЬСТЕРСКИЙ КРИЗИС - политический конфликт, вызванный противостоянием двух религиозных общин (протестантов и католиков) в Северо-Восточной Ирландии (Ольстере). По англо-ирландскому договору 1921 г., предоставившему католической Ирландии независимость от Англии, Ольстер остался в составе Великобритании (Соединённого королевства Великобритании и Северной Ирландии). Основные ирландские националистические движения: партия «Шин фейн» («Мы сами») и Ирландская республиканская армия (ИРА) повели борьбу за воссоединение этой территории с остальной Ирландией. Дискриминация католического меньшинства населения, массовые беспорядки и террористические акты привели к резкому обострению положения в Ольстере в 1956-1958 гг., а затем вновь с 1968 г. В 70-90-х гг. XX в. британскому правительству, использовавшему одновременно военные и политические средства, не раз удавалось приблизиться к урегулированию ольстерского кризиса.

Лишь в мае 1998г. было достигнуто соглашение о прекращении конфронтации в Ольстере и создании выборных органов самоуправления.

(Белфастское соглашение или Соглашение Страстной пятницы - соглашение о политическом урегулировании конфликта в Северной Ирландии, предусматривавшее создание автономных органов власти, также был предложен ряд других мер, касающихся политических и конституционных аспектов североирландского конфликта. Соглашение предусматривало:

· Избрание Североирландской Ассамблеи, обладающей законодательными полномочиями.

· Формирование Исполнительного комитета в составе 12 министров обеих главных конфессий для исполнения функции правительства Северной Ирландии.

· Создание министерства межирландского совета в рамках сотрудничества между Северной Ирландией и Ирландской Республикой.

· Создание межправительственного Совета британских островов, включающего представителей Великобритании, Ирландии, Ольстера, Шотландии и Уэльса.

· Внесение поправок в Конституцию Республики Ирландия относительно территориальных претензий на Северную Ирландию.

· Разоружение военизированных группировок Северной Ирландии в течение ближайших двух лет после проведения референдума, за которым должно последовать исполнение обещания об освобождении североирландских заключенных из тюрем.

· Реформа ольстерской полиции

План реформы предусматривал уравнение в количестве протестантов и католиков, служащих в полиции, создание комиссии для контроля над соблюдением прав человека, а также исключения из официального названия полиции слова «Королевская», что имело значительную символическую окраску, подчеркивающую деволюционный статус Северной Ирландии. Но, несмотря на основательный и достаточно хорошо разработанный план, он был одобрен только Североирландским парламентом, а основные политические партии высказали некоторое недовольство, по различным пунктам)

Т.О. Общая демократизация общественной жизни, перемены в социальной структуре Великобритании видоизменение облика Британской империи привели в Новейшее время к существенному видоизменению традиционной системы политических партий.


Похожая информация.


Великобритания начале 20 века первое и второе десятилетие

В начале ХХ века никто из британцев не осознавал, что живет в конце эпохи.
До сих пор люди верили, что нация может создать стабильные экономические и
социальные улучшения и демократическое общество без революции.
Предпосылки для радикальных реформ заставили правительство сына Виктории,
короля Эдуарда VII, предпринять попытки улучшения социальных
условий. В 1907 году все школьники были обеспечены бесплатными обедами. На
следующий год была начата программа пенсий по старости. В 1909 была открыта
Биржа труда, где безработные могли найти себе работу. Еще два года спустя всех
рабочих принудительно заставили платить взносы в систему национального
страхования.

В 1911 году произошел парламентский кризис, когда Палата Лордов отказалась
принять новый бюджет, в котором были предусмотрены более высокие налоги на
собственность богатых людей. Новый король, Георг V, прекратил этот кризис,
заявив, что создаст достаточно либеральных лордов, чтобы те приняли бюджет.
Лорды сдались, но Палата Общин воспользовалась ситуацией и приняла закон,
по которому Палата Лордов теряла право отмены финансовых законов, принятых
в Палате Общин. В других вопросах ее права также были ограничены. Теперь
Палата Лордов не могла запрещать законы, а только откладывать их вступление в
силу на два года. В том же 1911 году было принято решение, по которому членам
Нижней палаты платили заработную плату .
К концу XIX века началу ХХ стало очевидно, что Великобритания уже не так могущественна как ранее. Германия и США производили больше стали и были лучше вооружены, чем Великобритания.
Причины такой перемены кроются в следующем: другие страны имели более
богатые запасы полезных ископаемых , большинство же британских финансистов
вкладывали капитал за границу, а не тратили его на поддержание и расширение
британской промышленности, британские рабочие производили меньше, чем
рабочие других стран. К тому же, Великобритания уже отставала в науке и технике
от других стран. Частные школы и университеты не поощряли образованных
людей идти в науку или бизнес.

Баланс сил в Европе с ростом мощи Германии нарушился. Неожиданно
Великобритания осознала, что она больше не является мировой державой, что
она не контролирует моря и что другие страны имеют более сильный флот и
армию. Британия поспешила заключить союзы с европейскими странами.

1 Мировая Война

1914 году началась Первая Мировая Война. Великобритания до последнего
момента надеялась, что война ее не затронет, но чуда не случилось и когда
немецкие войска вступили на территорию Бельгии, Великобритания была
вынуждена объявить войну германии, так как по договору от 1838 года она
пообещала защищать эту страну от воинственных соседей.
В первые несколько недель войны германия почти победила Великобританию и
Францию. Британцы несли огромные потери, поэтому уже в 1916 году была объявлена
всеобщая военная мобилизация.
На Среднем Востоке британцы воевали против турецких войск в Ираке и
Палестине, Война на море была более успешной, потому что поражение там немедленно
привело бы к сдаче Великобритании. Британцы выиграли несколько важных боев,
но тем не менее немцы, применяя новое оружие – подводные лодки, умудрились
потопить две трети торгового флота Англии и заставили голодать всю
Великобританию на протяжении шести недель.
Но атаки немецких подводных лодок на суда нейтральных стран
вовлекли в войну США. Прибытие американских войск во Францию и вспыхнувшая
в Германии революция положили конец войне. Германия капитулировала 11
ноября 1918 года.
К тому времени Великобритания вместе с колониями и доминионами потеряла
убитыми около 750 тысяч солдат, а еще 2 миллиона были ранены.
условия мира, в Версале в 1919 году.
Ирландский вопрос

Перед началом Первой Мировой Войны британское правительство согласилось
на самоуправление в Ирландии. Конечно, были опасения, что протестанты в
Ольстере начнут гражданскую войну, но началась 1 мировая война и многие воинственные
ирландцы пошли в армию.
Были и ирландцы, которые считали, что нет смысла проливать кровь за англичан.
Они не хотели частичного самоуправления, они хотели полной независимости. На
пасху в 1916 году эти республиканцы устроили бунт в Дублине.

Бунт был быстро подавлен, но правительство Великобритании
сделало серьезную ошибку, казнив всех лидеров движения.
На выборах 1918 года республиканцы победили почти во всех округах, кроме
Ольстера. Вместо того, чтобы присоединиться к британскому парламенту, они
собрались в своем новом парламенте в Дублине и провозгласили Ирландию
республикой. Ирландцы собрали свою собственную армию и началась
партизанская война против англичан. В результате британское правительство
решило пойти на уступки. В 1921 году оно согласилось на отделение южной части
Ирландии, но настояло, чтобы Ольстер, или Северная Ирландия, остался в
составе Соединенного Королевства. По этому договору новая республика
признавала верховным правительство Великобритании и разрешало
пользоваться ей определенными морскими портами. Только в 1937 году этот
договор был аннулирован и Ирландия провозгласила себя независимой
республикой.

Послевоенное положение

Хотя Великобритания закончила войну победительницей, ее положение оставляло желать лучшего, произошли большие изменения, далеко не в лучшую для страны сторону. Расходы Англии на войну превысили 25 млрд. фунтов стерлингов. Государственный долг вырос за годы войны втрое. Тем не менее война была источником обогащения крупных промышленных магнатов и банкиров , получивших огромные прибыли от военных заказов . Усилилась концентрация производства и капитала. Еще более возросло влияние монополий на политическую жизнь страны.

Во время войны Британские колонии приобрели большую независимость, что послужило причиной кризиса Британской империи. Великобритания еще была великой державой, но соперничество с США и СССР стало для страны недосягаемой мечтой. После войны англичанам пришлось надолго расстаться с мыслью о мировом господстве. Ее позиции на международной арене сильно пошатнулись. Она оказалась низведенной на роль ”младшего партнера” США, утратила свое первенство на мировых рынках.

_*В апреле 1925г. английское правительство, сбалансировав бюджет, восстановило довоенный золотой паритет фунта стерлингов. Цены на английские товары в мире повысились на 12%. Это был период послевоенной стабилизации, во время которого резко возросла концентрация капитала . Например, была создана единая энергетическая система Англии. Создание ее оплачивало государство . Объем производства 1913г. был достигнут только в 1929г. за счет новых отраслей промышленности. Но темпы развития сильно отставали от ряда других стран. Сельскохозяйственное производство в период стабилизации продолжало сокращаться.

В межвоенный период Великобритания отставала от других крупных индустриальных стран по развитию новых отраслей промышленности, не реконструировала она в этот период и старые отрасли. Страна опиралась в основном на рынки своей колониальной империи, которые поглощали от ½ до ¾ продукции старых отраслей. Всё это привело к застою производства.

В колониях Великобритания стремилась проводить гибкую политику. Хотя освободительные движения, когда они возникали, жестоко подавлялись, ряд требований всё же удовлетворялся. Например, было удовлетворено требование доминионов о юридическом признании их равных прав с метрополией. Британские колонии, доминионы и другие зависимые территории к концу межвоенного периода в 1938 г. составляли по площади четверть мира (39,3 млн. кв. км.), а их население достигло 478,2 млн. человек.

Рабочее движение

Уже в начале XX века в Англии сказались тяжёлые последствия монополий и финансовой олигархии. Несмотря на все усилия тред-юнионов, жизненный уровень не только основной массы, но и верхушки рабочего класса стал снижаться. Номинальная заработная плата верхушки рабочих с 1900 по 1912 г. возросла всего на 2%, в то время как цены на продовольствие и другие товары массового потребления поднялись почти на 20%. Ухудшение экономического положения трудящихся усугублялось стремлением правых сил ограничить политические права масс, урезать демократические свободы, ущемить национальные интересы. Этими глубокими причинами был обусловлен рост рабочего движения в Англии и Ирландии в начале XX века. Стачечное движение особенно усилилось в 1910 г. и бурно развивалось вплоть до начала первой мировой войны. Если в предшествующие годы в стачках участвовало по 150-300 тыс. человек в год, то в 1910г. – 516 тыс., в 1911г. – 962 тыс., а в 1912 г. – 1463 тыс. Массовые стачки этого периода охватывали наиболее важные отрасли хозяйства – угольную и текстильную промышленность, железные дороги, морской транспорт. Главной активной силой стачечной борьбы становятся широчайшие массы низкооплачиваемых и до этого времени слабо организованных рабочих.

Чем активнее развивалась борьба рабочего класса, тем больше массы ощущали необходимость единства. Вопреки сопротивлению многих старых лидеров, стремившихся сохранить сектантскую раздробленность профсоюзов, в годы подъёма рабочего движения было достигнуто объединение в ряде важнейших отраслей промышленности.

_*Достичь стабилизации в условиях острой конкуренции на мировом рынке, растущего технологического отставания и увеличения долга Соединенным Штатам Америки можно было только за счет снижения жизненного уровня населения. Поэтому в конце июля 1927г. парламент принял закон о профсоюзах. Он запретил всеобщие стачки. Пикетирование, попав под определение «запугивание», тоже было запрещено. Профсоюзам служащих были запрещены политическая деятельность, членство в Британском конгрессе профсоюзов. Все профсоюзы с момента принятия закона должны были получать заявления от каждого члена, кто желал платить взносы на политические цели. Закон вменял в обязанность безработным становиться штрейкбрехерами во время забастовки, объявленной с нарушением процедуры, а в случае отказа безработные преследовались по обвинению в нарушении закона. В апреле 1928г. был принят закон, ограничивший пособия безработным

Партии

В Англии тех лет не было революционной рабочей партии. Менее всего такую роль могла сыграть БЛП (Британская лейбористская партия). С момента образования лейбористской парламентской фракции в 1906 г. вся деятельность лейбористского руководства почти исключительно сосредоточилась на парламентских манёврах, на проведении социальных реформ. Но поскольку социальные реформы заняли видное место в политике правительства, лейбористская фракция стала лишь придатком либеральной партии.

Чем больше нарастал подъём рабочего движения, тем более очевидным становилось противоречие между революционными устремлениями масс и реформизмом лейбористских лидеров..

Под влиянием Великой Октябрьской социалистической революции в Великобритании усилилось рабочее движение, и буржуазия пошла на некоторые уступки – было введено всеобщее избирательное право (для мужчин – с 21 года, для женщин – с 30 лет), улучшена система страхования и образования.

Революционный подъём среди рабочих нарастал. В 1920 г. Была создана Коммунистическая партия, которая поддерживала революционную Россию. В то же время правящие круги Великобритании были среди инициаторов антисоветской вооружённой интервенции. И только после её поражения британское правительство под давлением масс было вынуждено в 1924 г. Признать СССР, а в 1929 г. восстановить с ним разорванные в 1927 г. дипломатические отношения.

15 ноября 1922г. в результате выборов консерваторы получили 344 места в парламенте, а лейбористы-142 места. В конце 1923г. правительственный протекционизм вместо фритрейда стал основой экономической политики Великобритании. Это вызвало раскол в партии консерваторов, и, пытаясь его преодолеть, правительство распустило парламент, в котором имело устойчивое большинство, и на выборах 6 декабря 1923г. потерпело поражение: в новом парламенте консерваторы получили 259 мест, лейбористы-191, а враждовавшие группировки либералов месте-155 места. В январе 1924г. к власти пришло первое правительство лейбористов , но не надолго: в октябре 1924г. консерваторы получили 413 места в парламенте, лейбористы-151, а либералы-40 . Казалось бы, при такой чехарде правительств государственное управление невозможно. Однако преемственность работы правительств обеспечивали несменяемые чиновники гражданской службы . Когда прибывали новые министры, чиновники вводили их в курс дела, объясняли все аргументы за и против в принятых решениях. Но они никогда не открывали секреты принятия решений правительств, особенно детали: кто, кому, что сказал и т. д. Так и поныне. Чиновничий аппарат перед приходом новых министров изымает все политические секреты даже из черновиков бумаг. Это делается по традиционному согласию, не знающему исключений, с вновь назначаемым премьер-министром, отдающим себе отчет в том, что и ему придется когда-то уходить. А если министры начинают жаловаться на скудость материалов в досье, то чиновники ссылаются на премьер-министра. Это началось в 1916г., а еще в XIXв. кабинет министров ввел дискуссии в клубах или в частных домах

Внешняя политика
На имперской конференции 1926 было заявлено, что все члены Британского Содружества наций, а именно Соединенное Королевство, Канада, Австралия, Ирландское свободное государство, Южная Африка, Новая Зеландия и Ньюфаундленд имеют одинаковый статус, независимы друг от друга во внутренних и внешних делах, хотя и связаны между собой, находясь под властью короны. Для Соединенного Королевства эта декларация получила санкцию парламента в Вестминстерском статуте 1931.
Во внешней политике Британия в этот период преследовала три главные цели - поддержание политики доброй воли в отношении стран, из которых ввозились продовольствие и сырье (особенно США и Аргентины); смягчение противоречий между европейскими странами, чтобы избежать или по крайней мере добиться отсрочки войны; поддержка Лиги наций в той мере, в какой это могло дать надежду на сохранение мира.
Кроме внутренних неурядиц, экономика Великобритании значительно пострадала от
"Великой депрессии". В период с 1930 по 1933 годы в стране было 3 миллиона
безработных.

Двадцатый век в Великобритании начинается с правления Эдуарда VII. Он вступает на трон в 1901 году.

Внутренняя политика

В 1900 году была основана Лейбористская партия Великобритании.

В 1906 году прошли парламентские выборы. На этих выборах в первый и последний раз в истории Великобритании к власти пришла Либеральная партия, а также недавно основанная Лейбористская партия впервые приняла участие в выборах.

Демократизация государственного строя:

1. Реформа палаты общин – срок нахождения в парламенте сократился с 7ми до 5ти лет. Реформа была осуществлена в 1911 году.

2. В том же году была проведена реформа палаты лордов – их полномочия в финансовых вопросах были значительно сокращены и переданы в палату общин. Произошло это следующим образом: в 1911 году случился парламентский кризис, когда Палата Лордов отказалась принять новый бюджет, в котором были предусмотрены более высокие налоги на собственность богатых людей. Новый король, Георг V, прекратил этот кризис, заявив, что создаст достаточно либеральных лордов, чтобы те приняли бюджет. Лорды сдались, но Палата Общин воспользовалась ситуацией и приняла закон, по которому Палата Лордов теряла право отмены финансовых законов, принятых в Палате Общин. В других вопросах ее права также были ограничены.

В конце первого десятилетия XX века обострилась проблема Ирландии. В 1912 году было принято т.н. “home rule”, по которому Ирландия делится на две части – Северная остается в составе Великобритании, остальные же графства получают статус доминиона (владения – независимого государства в составе Британской империи). Данный законопроект вступил в силу в 1914 году после Первой мировой войны.

Внешняя политика

В 1904 г. монарх подписывает франко-английскую Конвенцию, ставшую серьезным шагом на пути к созданию союза Антанты и положившую конец соперничеству между двумя странами. После смерти Эдуарда VII в 1910 г. английским королем становится его сын Георг V, продолживший политику своего отца. В течение четырех лет Великобритании удается избегать военных столкновений.

Основные направления внешней политики:

1. конец политики «блестящей изоляции» - заключен военно-политический договор с Японией в 1902 г., предусматривавший следующее:

Нейтралитет в случае нападения одного противника, при 2х и более противниках – оказание военной помощи

Разделение сфер влияния в Китае

Признание особых интересов Японии в Корее

Договор был направлен против Германии, США и России.

2. В 1904 году – англо-французское соглашение, т.н. «Сердечное согласие» (Антанта). Были поделены сферы влияния: Франция получила Марокко, Восточный Сиам, Мадагаскар. Великобритания получила Египет, Западный Сиам, Ньюфаундленд.


3. 1907 год – англо-русское соглашение о разделе Ирана и Афганистана (под протекторатом ВБ). Таким образом три страны оказались объединены мирными соглашениями (франко-русское соглашение было заключено еще в 1892 году).

4. англо-бурская война в Африке 1899-1902 гг. Англичане одержали победу, территории были взяты под контроль.

5. 1900-1901 гг. Интервенция в Китае – подавление национально-освободительного движения. Англия принимала также участие в подавлении революции в Иране (1905-1911).

Великобритания в начале 20 века в первую очередь ассоциируется с Первой мировой войной.

Германия почти победила Великобританию и Францию в первые дни войны. У немцев были лучше обученные солдаты, лучшее вооружение и четкий план атаки. Армии союзников воевали четыре года, отвоевывая земли Франции. Не считая Крымской войны, это была первая война Британцев за сто лет, поэтому она не была готова к разрушительной силе современного оружия. Англичане несли огромные потери, поэтому уже в 1916 году была объявлена всеобщая военная мобилизация.

Война на море тоже была очень важной, потому что поражение в морском бою немедленно привело бы к сдаче позиции. Британцы выиграли несколько важных боев, но тем не менее немецкая армия умудрилась потопить две трети торгового флота Англии и заставили голодать всю Великобританию на протяжении шести недель.

После войны наступил упадок в экономике и в обществе Британии. В годы войны правительство было вынуждено повысить налоги с 6 до 25% дохода и расширить государственный аппарат. Это неизбежно привело к конфликтам между рабочими и правительством. В начале 1920-х годов по стране прошла волна забастовок, которые правительство подавляло силой.

Кое-что еще по этой теме (внешняя политика) можно почитать здесь: http://www.referat.ru/referats/view/22920

К началу XX в. Англия утратила первое место по объему промышленного производства, но оставалась сильнейшей морской, колониальной державой и финансовым центром мира. В политической жизни продолжалось ограничение монархической власти и усиление роли парламента.

В это время происходило дальнейшее развитие системы парламентаризма. Роль кабинета министров и его главы повысилась, а права монарха и палаты лордов были еще более ограничены. С 1911 г. решающее слово при принятии законов принадлежало палате общин. Лорды могли лишь затянуть утверждение законопроектов, но были не в состоянии провалить их совсем.

В середине XIX в. в Англии окончательно сформировалась двухпартийная система. Страной поочередно правили две крупные буржуазные партии, изменившие свои названия и усилившие органы руководства. Тори стали именоваться консерваторами, а виги приняли название либеральной партии. Несмотря на различия в политической ориентации, обе партии энергично защищали и укрепляли существующий строй.

Долгое время руководителем консервативной партии был один из ее основателей, гибкий и умный политик Б. Дизраэли (1804-1881). Выходец из буржуазно-интеллигентской семьи, он тем не менее проявлял уважительное отношение к аристократии и традициям. Однако Дизраэли не был защитником всех традиций и противником любых реформ. Будучи главой кабинета, он провел несколько законов в пользу тред-юнионов и рабочих.

Видным деятелем либеральной партии, возглавлявшим четыре кабинета, являлся У. Гладстон (1809--1898). Свой политический талант и ораторское мастерство он поставил на службу партии, оправдывая даже самые неблаговидные действия правительства, особенно в колониях.

Особенностью политического развития Англии было расширение демократии путем проведения мирных реформ, а не в результате революций, как во Франции и США.

Но и в буржуазно-демократической Англии далеко не все проблемы были решены. Не прекращалась национально-освободительная борьба ирландцев. Либералы готовы были предоставить ирландцам-католикам автономию, но натолкнулись на такое ожесточенное сопротивление консерваторов и протестантских кругов, что вынуждены были отказаться от этого намерения. Лишь в 1921 г. Ирландия (за исключением Ольстера) получила автономию.

Англия развивалась как колониальная держава, в следствии того, что колонии приносили огромную прибыль, причём это самый простой вид прибыли.

Легче что-то выкачать из другой страны, чем самим произвести некоторою продукцию. Английская буржуазия диктовала официальному Лондону: «Чем больше у Англии колоний, тем богаче английская буржуазия.

Скажу несколько слов об английской политической системе - самой развитой политической системе в Европе к началу XX века. С 1895 по 1902 год страной руководил Солсбери, а потом, с 1902 по 1906 года его племянник Больфурае. Оба они были рьяными консерваторами и последовательно проводили реакционную политику. В 1900 году консерваторы получают большинство голосов в парламенте. Как говорилось выше, буржуазия имела большое влияние на политиков, и вот влиятельные круги буржуазии начали требовать таможенной защиты. Озвучивал желание влиятельных кругов Чемберлен.

В 1906 году на парламентских выборах побеждают уже либералы. Они использовали несогласованность в рядах консерваторов и выдвинули свою достаточно неплохую программу, в которой провозглашалось: капитализм и мелкая буржуазия - сохранение «свободы торговли» и «дешёвого хлеба», так же в программе содержалось много пунктов, в которых были выражены обещания лучшего будущего для рабочих, но эти обещания были слишком туманны. Идея социализма с приходом либералов к власти (когда рабочий люд не получил того, на что надеялся) всё шире и шире распространялась в среде рабочих.