Утеплители Изоляция Блоки

Маргерита Аньелли: аристократка, художница, многодетная мать. «Некоронованные короли Италии Джованни аньелли биография

История династии Аньелли - владельцев автоконцерна Fiat, медиахолдинга Economist Group и футбольного клуба «Ювентус».

В закладки

Джанни Аньелли

Обозреватель сайт изучил историю итальянской династии предпринимателей Аньелли, которые основали и по-прежнему контролируют Fiat, владеют крупной долей Ferrari, Economist Group, футбольным клубом «Ювентус» и рядом других активов, а также известны политическим влиянием в родной стране и параллелями с американским кланом Кеннеди.

Джованни Аньелли. Создание Fiat

Основателем династии Аньелли считается Джованни. Он родился в 1866 году в городе Виллар-Перроза в семье Эдоардо Аньелли и Анисеты Фрисетти. Отец предпринимателя был мэром города. Он умер, когда мальчику было пять лет. Изначально родственники Джованни прочили ему военную карьеру.

После окончания академии будущий предприниматель восемь лет прослужил кавалерийским офицером. В 1892 году он оставил службу, так и не сделав примечательной военной карьеры. Следующим пунктом стало получение юридического образования. В 1895 году он стал мэром родного городка, сохранив этот поcт до конца жизни.

На этом Джованни не успокоился и начал размышлять над тем, чем можно заняться в дальнейшем. Вскоре его внимание привлекла только начавшая развиваться автомобильная промышленность. В 1898 году Аньелли познакомился с графом Эмануэле Брикеразьо, который продвигал идею производства самоходных повозок.

Аньелли согласился поучаствовать в его проекте. Он, в отличие от Форда или Даймлера, не был инженером, но его предпринимательские таланты компенсировали этот недостаток.

Джованни Аньелли

Аньелли взялся за дело и сумел привлечь в качестве инвесторов несколько родовитых дворян и крупных банкиров. В 1899 году была основана компания Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino, или Акционерное общество автомобильного завода в Турине.

Впоследствии её название сократилось до простого Fiat. Аньелли вложил в компанию $400. Учитывая состав совета директоров, могло показаться, что Джованни окажется в нём на вторых ролях, но авторитет и способности помогли Аньелли зарекомендовать себя и спустя год стать управляющим директором.

Одним из первых успехов Аньелли принято считать покупку фирмы братьев Чейрано. Она в то время пыталась заниматься производством автомобилей. И Аньелли понравилась её первая модель. Джованни начал продвигать идею о её покупке среди партнеров.

После определенных размышлений руководство Fiat приняло решение о покупке фирмы братьев Чейрано, получив не только её мастерские, но и конструктора компании Винченцо Лянча, который стал инспектором и испытателем первых автомобилей. Винченцо на тот момент было 19 лет, и в фирме Чейрано он совмещал должности бухгалтера и механика. Джованни считал Лянча гением и был впечатлен скрупулезностью его отчетов.

Написать

«Советский спорт» продолжает серию публикаций о самых влиятельных людях в мире футбола.

Семья Аньелли – одна из самых приближенных к королевской крови семей современной Италии. Знаменитой фамилии принадлежат заводы, дома пароходы… и «Ювентус» - сильнейшая команда в истории итальянского футбола и одна из самых успешных на планете.

Сейчас «Ювентус» переживает очередной расцвет - пять чемпионских титулов подряд и практически гарантированное чемпионство в этом сезоне. Однако, чтобы понять, как клуб пришел к господству в итальянском футболе, нам предстоит вернуться в прошлое – в далекий август 1866 года.

Футбол на четырех колесах

Тогда в крошечном городке Виллар-Пероза в семье мэра на свет появился мальчик, которого нарекли Джованни. Фамилия его была Аньелли.

Отец маленького Джованни умер в 40 лет, когда мальчику было всего пять. Он учился в школе, потом в колледже в Турине и вскоре поступил на военную службу, которую проходил до 1893 года. После этого он вернулся в родной город, пошел по стопам отца, став мэром. В этой должности он оставался до конца своей жизни.

Но провинциального городка было мало амбициозному юноше. В нем проснулась предпринимательс кая жилка. Где-то он услышал о самоходных повозках, в которых тут же увидел огромный потенциал. Он быстро, хоть и с огромным трудом, нашел инвесторов, привлек кредитные средства, сколотил группу, которая в июле 1899 года основала автомобильную фабрику в Турине.

Первый завод «Фиат» открылся в 1900 году, за который собрал 24 автомобиля. За свою долю акций Джованни тогда заплатил 400 долларов. В 1906 году завод уже производил 1149 автомобилей. Настало время выходить на миланскую биржу. Пройдя через множество скандалов, Джованни Аньелли все же скупил акции «Фиата» и стал единоличным владельце компании.

В 1924 году Джованни Аньелли, к тому времени подмявший под себя уже практически все автомобильное производство в Италии, начал скупать и другие активы. Огромные деньги свалились на него буквально с неба, когда он стал эксклюзивным поставщиком итальянской армии, продавая военным автомобили, тяжелую технику и даже оружие. Одним из этих активов стал основанный за 30 лет до этого футбольный клуб под названием «Ювентус». К тому моменту он всего раз был чемпионом Италии и звезд с неба не хватал.

Сыновья игрушка

Легендарный промышленник передал управление клубом своему сыну Эдоардо. Всего за несколько лет Эдоардо вывел клуб на новый уровень. Скромная команда получила собственный стадион и тренировочную базу. В 1931 году началось господство «Ювентуса» в итальянском чемпионате, которое до сих пор называют золотой эпохой. Клуб выиграл пять титулов подряд. Сейчас этот рекорд повторили и могут даже превзойти.

«Юве» царил в Италии, а его игроки – в сборной. Как раз на этот период приходится расцвет и национальной команды – два титула чемпиона мира в 1934 и 1938 году и победа на Олимпийских играх 1936 года в Берлине. Благодаря этому у команды появляются болельщики не только в родном городе, Турине, но и по всей Италии. Такого до «Ювентуса» не было ни у одного клуба. В основном болели за команду в своем городе. Клубы в основном так и назывались – «Милан» в Милане, «Рома» в Риме, «Наполи» в Неаполе. Даже в Турине была такая городская команда – «Торино».

Закончилась золотая эпоха трагедией – Эдоардо Аньелли разбился на собственном гидроплане, врезавшись в бревно, плававшее на поверхности воды в момент посадки. От удара голова футбольного функционера дернулась и попала под лопасти пропеллера – ужасная смерть.

Черная полоса на теле «зебр»

«Ювентус» в итальянском чемпионате отошел на второй план. Вперед выдвинулась другая команда из Турина. Однако славная история «Торино» завершилась также внезапно и трагично. Но это уже совершенно другая история.

После Второй мировой войны настали не самые лучшие времена и для «Фиата». Он несколько раз переходил из рук в руки – его постоянно пытались отобрать у семьи Аньелли под предлогом сотрудничества с кровавым режимом Бенито Муссолини. Но каждый раз империя возвращалась к своему владельцу – никто другой не мог с ней эффективно управляться. Даже Муссолини, с которым Джованни Аньелли держал себя более чем холодно, не рискнул отбирать заводы у их хозяина, потому что понимал важность производства для страны. К тому моменту «Фиат» уже стал крупнейшим предприятием государства.

Джованни умер в декабре 1945 года. У него остался внук, названный в его честь – Джованни. Но больше он известен под сокращенной версией своего имени – Джанни. К тому моменту «Фиат» не принадлежал семье Аньелли, а Джанни пользовался богатством семьи – посещал все громкие светские мероприятия, ухлестывал за самыми красивыми девушками Европы, вел праздный образ жизни, каждую минуту стараясь получать удовольствие. Интереса к бизнесу у него не было.

Появился он лишь в 60-х годах, когда концерн «Фиат» был возвращен своим законным владельцам. К тому момент Джанни уже во всю занимался футбольным клубом, главой которого он стал в 1947 году. Но до момента возвращения «Фиата» с 1935 года клуб сумел победить в Серии А всего пять раз.

От Джованни до Джованни

Так началась новая замечательная эпоха в легендарной команды. С появлением денег, в клуб начали приходить лучшие футболисты планеты. «Ювентус» начал побеждать не только в Италии, но и на европейских футбольных аренах, стал узнаваем в Старом Свете. Джанни стал иконой болельщиков и прослыл одним из самых стильных людей Европы. Он же был и одним из богатейших бизнесменов планеты.

Именно Джанни привел в команду таких футболистов, как Дино Дзофф, Мишель Платини, Роберто Баджо и многих других. Под его руководством «Старая Синьора» выиграла еще 14 чемпионских титулов, доведя их общее количество до 26-ти. «Ювентус» оставил ближайших преследователей позади и стал единственным клубом Италии, который мог похвастаться двумя золотыми звездами над своей эмблемой – по одной за каждые десять чемпионских званий.

У «Интера» и «Милана» до сих пор по одной звезде, когда у «Юве» их уже три. Но третья – не заслуга Джанни. Легендарный президент умер в январе 2003 года на 82-м году жизни – от рака. За пару лет до этого погиб его сын Эдоардо, которому он изначально хотел отдать империю в наследство. Позже, правда, Джанни разочаровался в сыне – он сначала отправился в путешествие по Индии, потом принял ислам, позже его поймали в чужой стране с 200 граммами героина. Закончилось все трагично – Эдоардо скинулся с 70-метровго моста в Турине.

После смерти Джанни бразды правления клубом пришлось принять его брату Умберто. Он был гениальным стратегом и управленцем бизнесом. Во многом благодаря ему семья Аньелли сохранила у себя акции «Фиата», а не продала их американской компании «Дженерал Моторс». Позже итальянцы купили другого американского гиганта – «Крайслер». При Умберто «Юве» выиграл еще один титул. В команде продержаться Умберто удалось всего полтора года – помешала смерть от рака.

Через тернии к трем звездам

Несколько лет «Ювентусом» было просто некому заниматься. Именно на это безвременье пришелся и самый громкий скандал в истории команды, когда самый титулованный клуб в Италии обвинили в подкупе судей, лишили двух чемпионских званий и отправили во второй дивизион – в Серию Б.

Лишь в 2010 году упавшее черно-белое знамя подхватил Андреа Аньелли – сын Умберто. Он принялся выстраивать в команде новую финансовую модель, которая тут же начала давать плоды. В 2011 году был открыт новый стадион туринского клуба. Команда стала приносить огромную прибыль, которая начала конвертироваться в дорогостоящие покупки. Они, несмотря ни на что, также начали давать доход. Если «Манчестер Юнайтед» - команда, купившая самого дорого футболиста на планете, француза Поля Погба, то «Ювентус» - это клуб, сумевший продать самого дорогого игрока мира. Пока неизвестно, что из этого лучше.

При Андреа Аньелли, которому только недавно исполнился 41 год, «Ювентус» уже выиграл пять чемпионских титулов подряд, сумев добраться до финала Лиги Чемпионов. Сейчас «Старая Синьора» на всех парах несется к своей шестой победе к ряду. Если так, Андреа вскоре превзойдет достижение своего легендарного дедушки Эдоардо. А ведь сколько славных побед всего еще впереди…

«Ювентус» (Juventus) и ФИАТ (FIAT) - пожалуй, одни из самых всемирно известных итальянских брендов.

«Ювентус» был основан в 1897 г. ФИАТ - в 1899-м. И тот, и другой весьма тесно связаны с фамилией Аньелли (Agnelli). Мы произносим фамилию этих итальянских Кеннеди, а подразумеваем ФИАТ и «Юве». Но что собственно о них известно? Да практически ничего. И, как правило, немногим. Тогда как биографии Алессандро Дель Пьеро или Михаэля Шумахера («Феррари» (Ferrari) - еще одно спортивное пристрастие семьи) многие знают назубок. Поэтому, давайте устраним этот досадный пробел в наших знаниях (у кого он есть) и хотя бы немного изучим историю и настоящее знаменитой династии. Честно говоря, при подготовке материала я сама открыла для себя много нового и ранее абсолютно неизвестного. Более того, лично меня из всех героев этой публикации в итоге больше всего заинтересовала фигура Джанни Аньелли. А Вас?

«Мой дед не был фашистом, но и не относил себя к коммунистам. Он стремился оставаться над идеологией, и им двигало одно стремление - не дать погибнуть производству, погибнуть делу всей его жизни».
Джованни Аньелли-мл.

Основатель клана Джованни Аньелли - старший (Giovanni Agnelli) появился на свет 13 августа 1866 г. в довольно родовитой семье в деревне Виллар Пероза (Villar Perosa), что недалеко от Турина. Будущий герой итальянского автопрома начинал свою карьеру на военном поприще. Окончив военное училище в Модене, отслужив 8 лет в кавалерии и уйдя в отставку, он получил юридическое образование и занялся бизнесом.
Обладая удивительным деловым чутьем, он понял, что будущее в приближающемся XX веке за автомобилями (не всем тогда еще нужными и понятными), достижениями таких пионеров автомобилестроения как Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах. Ему понадобился не один год, чтобы убедить банкиров и партнеров в успехе предприятия по производству «самобеглых колясок».
И 11 июля 1899 г. родилось «Акционерное общество автомобильного завода в Турине» («Società Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino»), ныне известное как ФИАТ (FIAT - Fabbrica Italiana Automobili Torino). Но знатоки латыни видят в этой аббревиатуре еще и скрытый смысл, поскольку слово «fiat» в переводе означает «да будет».
Правление компании того времени составляли преимущественно аристократы: граф Эммануэль ди Брикарезиа, граф Роберто Бискаретти ди Руффиа и т.д. Но ведущая роль в новом предприятии была отведена скромному промышленнику Джованни Аньелли.
Следует отметить, что в Турине на тот момент уже функционировал ряд небольших автомобильных мастерских. В том числе под руководством знаменитого конструктора Чейрано. Джованни Батиста Чейрано стал разрабатывать автомобиль собственной конструкции еще в 1898, но для запуска проекта в производство ему банально не хватало денег. Угадайте, кто подхватил знамя? Все верно ФИАТ Аньелли, выкупив мастерскую целиком. Впрочем, и будущий гигант автопрома не мог еще позволить себе обходиться исключительно своими силами. Так, двигатели и корпуса машин закупались во Франции и Германии, а собирались уже в Италии.
Уже в конце 1899 года свет увидели первые 8 автомобилей марки F.I.A.T. Модель F.I.A.T.-3,5CV была рассчитана на четверых и напоминала конный экипаж. Ее цена составляла 4200 лир.
Первый завод ФИАТ, открывшийся в corso Dante, насчитывал 150 рабочих и произвел 24 автомобиля в 1900 г.
А в 1902 г. ФИАТом уже была одержана первая победа в автопробегах. Успех принесла модель 24 НР, за рулем которой был никто иной, как Винченцо Лянча. Более того, в некоторых соревнованиях участвовал сам Джованни.
В том же 1902 г. Аньелли был назначен исполнительным директором компании. Его он занимал до середины XX века.
Как бывший военный, Джованни Аньелли был человеком весьма жестким и решительным, но при этом не единоличным властителем. Сразу после назначения он поехал в США на заводы Ford`a, как сказали бы сейчас, для обмена опытом. Там он взял на вооружение идеи Ф. Тейлора - основоположника менеджмента.
Так, например, благодаря Джованни, ФИАТ является одной из первых крупных компаний семейного характера, которая стала приглашать на ключевые посты наемных менеджеров. И продолжает делать это до сих пор.
Тем не менее, серийное производство ФИАТ было развернуто только в 1912 г. До этого ее машины были удовольствием лишь для состоятельных особ.
Стоит отметить 1908 г. Тогда был открыт первый филиал ФИАТа в США. Более того, на тот момент заводы Аньелли выпускали не только легковые автомобили, но и грузовики, автобусы и трамваи, судовые двигатели.
Но главное, что компания ФИАТ попала под суд из-за махинаций с финансовым отчетом. И если многие члены совета правления были вынуждены покинуть занимаемые должности, то Джованни Аньелли оправдали. Более того, к 1910 г. он, завершив постепенную скупку акций, стал, по сути, собственником ФИАТа.
Что же еще позволило компании со временем обойти многих своих конкурентов? Взять хотя бы тот же Ford. До первой мировой - то, что специалисты ФИАТа стали уделять большое внимание дизайну каждой модели, сделав это, в итоге, своим фирменным знаком.
Во время войны - правительственные заказы. Компанией выпускались санитарные машины, грузовики, пулеметы. Все это в совокупности с выпуском первого авиационного двигателя мощностью 50 л.с. позволило ФИАТу взлететь на 3 место (с 30-го!) в списке крупных итальянских компаний.
Примечательно, что Джованни Аньелли добился для Турина статуса военной зоны и, соответственно, государственных субсидий и налоговых льгот. И это при том, что никаких военных действий в Пьемонте (Piemonte) не велось.
С 1916 по 1922 гг. длилось строительство завода в Лингатто (Lingatto) - одном из районов Турина. На тот момент он являлся самым большим автозаводом Европы. В 1920-е годы там началось масштабное конвейерное производство.
Этого Аньелли показалось мало, и он приобрел несколько предприятий по производству грузовых автомобилей и локомотивов, а также сталелитейные заводы.
И, безусловно, необходимо отметить покупку в 1926 солидной ежедневной туринской газеты La Stampa, принадлежащей клану Аньелли по сию пору.
Правда, пришлось детищу Джованни Аньелли пережить и 2 чрезвычайно неприятных года. В 1919-1920 гг. производство сильно пошатнулось из-за крупных забастовок, организованных коммунистическими лидерами Пальмиро Тольятти и Антонио Грамши.
После прихода к власти Муссолини в 1922 г. в Италии начался автопромышленный бум. В итоге был создан холдинг под эгидой правительства, куда вошел и ФИАТ.
Тут следует сказать, что к Бенито Муссолини Аньелли относился с изрядной пренебрежительностью. И даже запретил своей супруге покупать внукам черные форменные рубашки, которые пользовались большим успехом у фашистской молодежи. Тем не менее, надо было идти на компромисс с властью. К тому же, повсеместное строительство дорог увеличивало клиентуру его бизнеса в разы. В свою очередь, Дуче также прекрасно понимал, что без такой фигуры итальянского бизнеса, как ФИАТ, индустриализация страны будет невозможна.
FIAT 500 или 2-местный микролитражный Topolino («Мышонок») - одно из главных достижений программы правительства. Стоивший всего 8900 лир, он стал народным автомобилем не только в Италии, но и в других странах Старого Света. В различных модификациях он выпускался с 1935 по 1955 гг. В бедное послевоенное время народ просто не мог позволить себе ничего другого. Topolino был первой удачей Мирафиори - производственного комплекса, введенного в эксплуатацию в 1939 г.
Аньелли не только активно сотрудничал с фашистским правительством, но даже стал сенатором. Отрицательно это сказалось на жизни компании и семьи Джованни после войны, когда его отстранили от управления ФИАТом. И это несмотря на то, что он всегда поддерживал связь с антифашистами, а в годы второй мировой снабжал деньгами движение Сопротивления.
16 декабря 1945 г. Джованни Аньелли скончался. После чего созданная им империя на несколько десятилетий перешла фактически под контроль государства.

«Он обладает обаянием кинозвезды. В этом человеке виден победитель. У него статность короля».
Федерико Феллини о Джанни Аньелли

В жизнь «Ювентуса» семья Аньелли вошла 23 июля 1923 года. Тогда 31-летний Эдоардо Аньелли (Edoardo Agnelli) - сын Джованни возглавил клуб. Под его руководством «Юве», победив в 5 чемпионатах Италии подряд, превратился в знаменитую «Старую синьору».
В 1935 г. Эдоардо погиб. Гидросамолет, в котором он летел, попал в штопор и разбился о волны. Смерть единственного сына (у Джованни и его жены, дочери адмирала Боселли, была еще и дочь Катерина, умершая в 1928 г.) стала тяжелым потрясением для предпринимателя. Сохранить привязанность к жизни, после этой трагедии ему помогли внуки - дети сына: Клара (1920 -), Джованни (Giovanni = Gianni) (12.03.1921-24.01.2003), Сузанна (1922 -) (единственная женщина на посту министра иностранных дел Италии), Мария (1925 -), Кристина (1928 -), Джорджо (1929-1965) и Умберто (1934-2004). И в первую очередь он сосредоточился на Джованни или Джанни, названном в его честь.
Через несколько лет в автокатастрофе погибла и мать детей, красавица Вирджиния Бурбон (Virginia Bourbon del Monte). С тех пор опека окончательно перешла к деду.
Сузанна, одна из сестер, написала в своих мемуарах, что когда их летом вывозили отдыхать на французскую Ривьеру и одинаково одетых в матросские костюмы выводили строем на прогулку, то строгая няня-англичанка, мисс Паркер (Parker), не уставала повторять им: «Don"t forget you are an Agnelli» - «Не забывайте, что вы Аньелли».
Джанни было 4 года, когда он впервые увидел тренировку «бьянконери». После гибели сына в авиакатастрофе дед ввел 14-летнего внука в совет директоров «Юве». Через 10 лет он уже стал непосредственно во главе клуба. Стоит ли говорить, что преданным болельщиком тот оставался до конца своей жизни.
Тайны ФИАТа также не были тайнами для Джованни-младшего, из которого Джованни-старший решил сделать наследника своей империи.
На момент начала второй мировой Джанни занимался изучением права в Туринском университете. В июне 1940 г. он впервые отправляется на фронт. Внук кавалериста вместе с войсками Муссолини принял участие в боях на территории Советского Союза. Там он был дважды ранен. Затем его перевели в Ливию. Когда стало ясно, что господствовать фашизму осталось совсем недолго, Джанни перешел на сторону союзников, на стороне которых он пребывал уже до самого окончания войны.
Хотя сам выход Италии из военных действий застиг его во Флоренции. Там он проходил курс лечения после автомобильной аварии, ставшей первой среди предначертанных судьбой этому лихому гонщику.
После смерти Джованни-старшего в 1945, пост президента компании на 2 десятилетия переходит к его преемнику Витторио Валлетта (Vittorio Valletta), выходцу из Сардинии, которому основатель империи очень доверял.
В это же время 24-летний Джанни с головой погрузился в развлечения. Единственное, что не передоверил никому, так это любимый «Ювентус». В 26 он уже стал президентом клуба. Благодаря проводимой им кадровой политике «бьянконери» завоевали скудетто.
Однако в 1954 году Джанни формально передал занимаемый в «Юве» пост брату Умберто, тем не менее, фактическим руководителем клуба практически до конца своей жизни оставался именно он.
Что касается его личной жизни, то о ней сложены легенды. Слегка эксцентричный Джанни, обладавший великолепным чувством юмора, тонким вкусом и невероятным обаянием, слыл покорителем сердец. Ему приписывали романы с Ритой Хейуорт, Даниэль Дарье, Анитой Экберг и другими не менее известными дамами.
Но 19 ноября 1953 года Аньелли женился на Марелле Карачолло ди Кастаньето (Marella Caracciolo dei principi di Castagneto) (04.05.1927 -), неаполитанской принцессе. Благодаря своей утонченной красоте, безупречному вкусу и превосходным манерам она часто появлялась на страницах журнала «Vogue», а в 1963 г. и вовсе возглавила международный список самых стильных дам.
Их первенец Эдоардо появился на свет 9 июня 1954 г. в Нью-Йорке. Годом спустя родилась дочь Маргерита.
Но вернемся к ФИАТу. Витторио Валлетта покинул свой пост 30 апреля 1966 г. В то время, когда речь зашла о приватизации компании, к делам приступил 45-летний Джанни. Помимо прочего, у него были деньги, чтобы выкупить фирму. Так ФИАТ вновь перешел в руки семьи Аньелли.
За 30 лет работы Джанни, автомобильный Феникс вновь возродился из пепла. Несомненно, это было весьма непросто. Да, в 60-е наблюдался экономический бум, производство автомобилей увеличивалось, но параллельно существовали трения с профсоюзами, выливавшиеся в массовые забастовки.
Но постепенно и эти трудности удалось устранить. В 1974 Аньелли и вовсе заключил «социальный мир» с профсоюзами. Так, будучи президентом объединения местных промышленников Конфиндустрии, он установил соглашение с Лючано Лама (Luciano Lama), лидером левого профцентра ВИКТ о введении в Италии «подвижной шкалы» заработной платы, предусматривающей ее индексацию в зависимости от подорожания жизни в стране.
Что касается непосредственно производства, то в первые же годы деятельности Джанни Аньелли на посту главы ФИАТа все процессы были максимально автоматизированы.
Аньелли, унаследовавший от деда сильный характер, проницательность и ум, в итоге развил весьма бурную деятельность. Именно при нем в концерн вошел ряд автомобилестроительных фирм: «Феррари» (Ferrari), «Ланча» (Lancia), «Аутобьянки» (Autobianchi), «Абарт» (Abart), «Альфа Ромео» (Alfa Romeo) (1984 г.), «Мазерати» (Maserati) (1993). Были приобретены контрольные пакеты акций финансовых, туристических и прочих организаций. А также известные производители электрооборудования «Маньетти Марелли» (Magnetti Marelli) и «Вебер» (Weber).
И вновь, как и во время войны, свою роль в судьбе Джанни Аньелли сыграл Советский Союз.
Следует отметить, что с Россией, а потом и с СССР сотрудничал еще его дед. Первое дочернее предприятие по производству автомобилей и запчастей было открыто в Москве в 1912 г.
Первый советский автомобиль «АМО-Ф-15» (1924 г.) - калька с FIAT-15. В 1930-х гг. ФИАТ возвел в Киеве завод по изготовлению подшипников. А еще позже FIAT-600 стал прародителем знаменитого горбатого «Запорожца».
Джанни пошел еще дальше. В 1966 г. ФИАТ заключил договор с Советским Союзом относительно строительства автозавода в Ставрополе-на-Волге. Уже потом город был переименован в Тольятти, в честь известного итальянского коммуниста, чуть не погубившего ФИАТ в свое время.
Позднее Аньелли вспоминал: «4 мая 1966 г. в Турине бывший в то время министром автомобильной промышленности СССР Александр Тарасов и почетный Президент ФИАТа Витторио Валетта подписали протокол по созданию автозавода с полным производственным циклом, который затем был определен Генеральным Соглашением, подписанным 15 августа в Москве.
Я также присутствовал там и хорошо помню тот момент, потому что это было великое событие, послужившее началом моего президентства на ФИАТе. Следует сказать, что со стороны ФИАТа именно Валетта был автором этого большого проекта.
И, наконец, в июле 1965 года профессор Валетта выехал в Москву для подписания протокола о «Научно-техническом сотрудничестве», который был первым шагом к заключению контракта о строительстве крупного завода на Волге.
ФИАТ уже имел в своем активе опыт строительства крупных заводов в других странах Европы и Южной Америки. Но этот по своим размерам превышал все. Однако мы были уверены, что хорошо выполненная работа приведет к существенным результатам.
ВАЗ дал много работы нам и всем нашим предприятиям-поставщикам. Для многих молодых русских и итальянских специалистов того времени это было замечательной школой управления.
Мне очень приятно вспомнить ценнейший вклад всех этих людей: руководителей, инженеров и рабочих, русских и итальянских, которые были главными героями проекта ВАЗ и создания крупнейшего автозавода в мире с полным производственным циклом. Без их профессионализма, самоотверженности, исключительной работоспособности и способности адаптироваться было бы невозможно построить менее чем за три года завод, способный выпускать 660 тыс. автомобилей в год.
Между нашими двумя народами установились также глубокие сердечные и дружеские отношения, которые до сих пор остаются живыми и прочными. И это самый важный и долговечный результат той великой и сложной задачи, сблизившей русскую и итальянскую промышленность».
Джованни Аньелли посетил строившийся ВАЗ в качестве Президента ФИАТа в 1970 году.
Для создания нового советского автомобиля выбор пал на FIAT-124, который был представлен широкой публике в 1966 г. на автосалоне в Париже. В 1967 г. европейские специалисты признали эту модель «Автомобилем года».
Тем не менее, в новый вариант, в ВАЗ-2101 было внесено более 800 изменений. А слегка модернизированный FIAT-126 мы уже знаем как вазовскую «шестерку».
Единственное, что надежность оригинальных итальянских автомобилей все же была несколько выше.
Таким образом, в отношениях с СССР в Джанни проявилась деловая хватка деда, сочетавшая бизнес и политику. По слухам, со всех платежей, поступавших от «советов» определенные проценты отчислялись в кассу итальянской компартии.
Примечателен следующий эпизод, упомянутый в одной из книг об Аньелли. Во время его поездки в Союз в составе парламентской делегации Никита Хрущев отвел его в сторону, чтобы сказать: «Политики приходят и уходят, а Вы будете всегда».
И это при том, что ФИАТ не прекращал сотрудничать с американцами, а Генри Киссинджер (госсекретарь США с 1973 по 1977 гг.) близко дружил с Джанни.
В 1970-х в ФИАТе вновь случился кризис. Во-первых, - постоянные забастовки профсоюзов. Во-вторых, - нефтяной кризис. В-третьих, - продукция не выдерживала конкуренции с французскими и японскими автомобилями. Обесценивание акций вело компанию к краху. И тут неунывающего Джованни Аньелли выручил СССР. В самый критический момент он встретился с советским руководством. Вскоре Правительство Ливийской Джамахирии во главе с полковником Каддафи (Qaddhafi) объявило о приобретении значительной доли концерна. Весть об этом моментально взвинтила стоимость акций ФИАТа в несколько раз. Аньелли ликовал.
В эти же годы пресса пестрит заголовками, гласящими, что FIAT и мафия тесно связаны между собой. И это при весьма большой благосклонности к автоконцерну со стороны правительства Италии. Понятно, что определенные связи с мафиозными структурами у таких крупных итальянских предприятий имеются. Тем не менее, так и не было доподлинно установлено, насколько они велики и как влияют на положение самого крупного работодателя страны.
Что касается производства, то Джанни Аньелли всегда ставил во главу угла автоматизацию процессов. 1978 г. ознаменовался появлением на предприятии роботизированной системы сборки кузова Robogate.
В 1979 году, когда дела вновь пошли в гору, FIAT стал холдингом, объединившем компании: «FIAT Дорожно-строительная техника», «FIAT Инжиниринг», «Ивеко» и FIAT Auto. К концу 80-х гг. уже более 60 % оборота FIAT составили продажи автомобилей за рубежом.
Являясь абсолютным монополистом итальянского автопрома, ФИАТ подарил европейцам (и не только) еще не один народный автомобиль. Такой, как, например, FIAT Panda, дебютировавшая в Женеве в 1980 г. За 20 лет выпуска было создано 60 вариантов этой модели. А в марте 1983 г. все в той же Женеве представили FIAT Uno, который затем 12 лет оставался самым популярным автомобилем Апеннин (Appennini). И уже в 1988 на свет появился FIAT Tipo, удостоившийся позднее титула «Автомобиля года».
Помимо бизнеса Джанни Аньелли был активен в политике. В 1991 г. он стал пожизненным сенатором. Более того, некогда его прочили в послы Италии в США и даже в премьер-министры. Несколько лет он занимал пост главы Итальянской конфедерации промышленников.
28 февраля 2001 года имя почетного Президента концерна ФИАТ Джованни Аньелли было увековечено на стене Европейского зала автомобильной славы в выставочном дворце «Палэкспо» (Женева, Швейцария).
Прочие его интересы простирались от искусства до спорта. Так, в 2002 г. Адвокат (прозвище Аньелли L"Avvocato - Адвокат) подарил Турину картинную галерею, в число собраний которой вошли 25 шедевров. Кстати, именно этот вернисаж стал его последним появлением на публике.
О спорте.
Фигура Аньелли стоит в центре успехов команды «Феррари», выступающей в Формуле-1. Когда в конце 60-х гг. Адвокат узнал о том, что Энцо Феррари (Enzo Ferrari) ведет переговоры с «Фордом» по поводу продажи практически половины своей фирмы, то тут же пригласил легендарного Commendatore к себе. Два знаменитых итальянца XX века быстро нашли общий язык.
Однако, несмотря на финансовые вложения Аньелли, Феррари всегда имел независимость в собственном предприятии.
Сегодня во главе scuderi`и находится Лука Кордеро ди Монтедземоло (Luca Cordero di Montezemolo). В свое время, даже ходили слухи, что он внебрачный сын Джанни.
В честь умершего владельца FIAT был назван болид Ferrari в 2003.
И невозможно не упомянуть любимейшее детище Джанни Аньелли - «Ювентус». Свой первый скудетто клуб взял в 1905 г. Второй - лишь в 1926, но именно этот стал первым в совместной истории семьи Аньелли и туринского футбольного гранда. Именно в период президенства Эдоардо Аньелли «Старая синьора» победила в 5 первенствах страны подряд.
Его старший сын занимал пост президента клуба с 1947 по 1954 гг. При нем «Юве» прибавил еще 2 трофея Серии А. Под руководством его брата Умберто было выиграно чуть больше. Тем не менее, абсолютно все титулы «Ювентуса» в Европе или в Италии (кроме завоеванного в 1905 г.) - это все Аньелли.
Адвокат (кстати, его нередко называли просто «хозяин «Ювентуса») был не просто владельцем, но преданным болельщиком, радеющим за команду. Его заслугой является создание того непобедимого «Юве» середины 80-х уже прошлого века, когда в стане «бьянконери» блистали Дино Дзофф и Мишель Платини. Легендарными стали ежедневные телефонные звонки в 6 утра Джанни Аньелли (где бы он не находился и что бы он не делал) президенту «Ювентуса» Бониперти (Giampiero Boniperti).
Затем, с изменением ситуации в итальянском футболе (покупка «Милана» Берлускони в 1986 г.), он пошел еще дальше, затеяв грандиозное обновление клуба. На это было потрачено 48 миллионов долларов - колоссальнейшая сумма для европейского футбола 80-х гг. Руководителем был назначен Роберто ди Монтезоло. Новым тренером стал Джованни Траппатони, а главной звездой Роберто Баджо. Нововведение появилось и в распространении билетов. Теперь их можно было приобрести в сети супермаркетов UPIM, принадлежавших, естественно, Аньелли.
Последнюю пертурбацию Джанни Аньелли устроил в 90-х. Во главе клуба была поставлена триада Беттега - Моджи - Джираудо, а наставником команды стал Марчелло Липпи.
Уже в последние годы своей жизни знаменитый патриарх признавался: «Ювентус» - это вся моя жизнь. Я начинаю волноваться, увидев заглавное «Ю» на обложке любого журнала. Скажу больше: были времена, когда я переживал и за «Удинезе» - просто потому, что у них такие же цвета!».
По сей день контрольный пакет акций, а это примерно 62,3%, сосредоточен в руках семейства Аньелли. Причем, не у ФИАТа, а именно у самого клана.
В одной из своих публикаций наш известный спортивный журналист Георгий Кудинов написал: «Могущество и влияние династии Аньелли на судьбы Италии не могло не коснуться футбола, который является частью общественной, политической, экономической (да какой хотите!) жизни страны.
Ни у кого нет такого количества болельщиков, никто в Италии больше «Юве» не выигрывал. В то же время ни у кого нет стольких недоброжелателей в стане тифози, никого другого не хотят так унизить, как «Ювентус». Как Джанни Аньелли уже при рождении был обречен стать одной из ключевых фигур итальянской истории, так и «Ювентусу» предначертано быть клубом, вокруг которого вертится итальянский футбол» («Спорт-Экспресс». - 2003. - 27 мая).
Более того, даже лидер спортивной печати не только Италии, но и всей Европы, La Gazzetta dello Sport подконтролен все тому же семейству Аньелли.
Да и не обошлось без связей Джанни Аньелли при завоевании Италией права провести в Турине в 2006 г. зимние Олимпийские игры.
Джанни Аньелли скончался 24 января 2003 года. На прощание с «королем Апеннин» в «столицу» Пьемонта прибыли все сотрудники, пилоты «Феррари», футболисты «Ювентуса», многие работники ФИАТа и даже пенсионеры, некогда трудившиеся на предприятии, а также государственные и политические деятели, предприниматели, лидеры профсоюзов, высшие чины иностранных государств, деятели науки и культуры, спортсмены и прочие. О невероятном количестве желающих отдать дань уважения покойному говорит одно то, что для попадания в траурный зал необходимо было отстоять 3,5 часа в очереди, протянувшейся вдоль цехов ФИАТа.
Свое последнее пристанище он обрел в семейном склепе имения Виллар Пероза, в окрестностях Турина.
Сам патриарх любил говорить, шутя, что со временем отпрысков клана Аньелли становится все больше, причем, как на земле, так и на небе. Итак, Джанни отправился за облака, а кто же остался тут, на земле?

«Жизнь научила меня не отчаиваться в трудные времена, и не терять голову от счастья, когда удалось решить непростые проблемы».

Прежде чем, перейти к следующему поколению клана, обратимся к истории семьи и концерна.
Что касается семьи, то напомню, что в браке с Мареллой у Джанни родились сын и дочь. Эдоардо и Маргерита с прозвищами Крейзи (Crazy) и Дейзи (Daisy), соответственно. Было бы очень даже просто и понятно, если бы непосредственным преемником Адвоката на посту главы автомобильной империи (и не только) стал бы его сын. Но жизнь, к сожалению или к счастью, - штука ужасно нелогичная. Его единственный сын с равнодушием и даже презрением относился к бизнесу, да и капиталистическому укладу в целом. Он увлекался восточными религиями, а заодно и наркотиками. Получил образование в Принстонском университете - изучал там религии. По слухам, после встречи с аятоллой Хомейни в Иране, принял ислам. Позже он ударился в буддизм.
Был в его биографии и арест за контрабанду наркотиков в Кению. Разозлившийся Джанни, в конце концов, публично отрекся от сына. Эдоардо стал затворником и в последние годы жизни редко показывался на людях.
15 ноября 2000 г. в Турине Эдоардо Аньелли, погиб. Спрыгнув, согласно выводам следствия, с 80-метрового моста на автотрассу. И хотя он никогда не был женат, у него остался сын, родившийся в 1973 г., которого Джанни своим внуком так и не признал.
Себя, свою рассудительность, коммуникабельность, энергию Адвокат увидел в племяннике Джованнино (Giovanni Alberto Agnelli) - сыне Умберто. Но этим планам не суждено было воплотиться в реальность. В 1997 г. этот высоченный, около 2 метров ростом, 33-летний красавец, фанат быстрой езды, управлявший уже к тому времени заводами по производству мотороллеров «Пьяджо», в одночасье сгорел от редкой формы рака желудка.
В итоге Джанни обратил свой взор к одному из сыновей дочери, Джону Элканну.
Что касается предприятия, то дела пошатнулись еще в конце 90-х гг., когда резко упали продажи, в том числе популярных моделей автомобилей. Альянс с General Motors, созданный в марте 2000 г., счастья не принес. Так, с 2002 по 2004 гг. ФИАТ понес убыток в 10 млрд. евро. Со смертью сначала Джанни, а затем и в мае 2004-го Умберто, компания потеряла еще около 2 млрд. евро. Казалось бы, - дело, затеянное Джованни Аньелли еще в конце XIX века, обречено. Джон еще слишком молод для управления огромной империей, а старшее поколение представлено преимущественно дамами, из которых одна лишь Сузанна (сестра Джанни, Умберто) - член административного совета IFIL (холдинг, осуществляющий руководство делами клана Аньелли), член Европарламента, писатель и журналист.
Но имперский трон все же дождался внука Адвоката благодаря самоотверженной работе Луки Кордеро ди Монтедземоло (ныне президент «Феррари»), Серджио Маркьонне (ныне шеф FIAT Auto), Джанлуиджи Габетти, (вице-президент IFIL на данный момент) и Францо Гранд Стевенса (адвокат семьи Аньелли).
Настало время перейти непосредственно к персоне Джона Якоба Филиппа Элканна (John Jacob Philip Elkann; «Jaki»). Он родился 1 апреля 1976 года в Нью-Йорке. В семье Маргериты Аньелли де Пален (Margherita Agnelli de Pahlen) - художницы и поэтессы и ее первого мужа Алена Элканна (Alain Elkann) (1950) - итало-француза с еврейскими корнями, журналиста и писателя. Их брак распался в 1981 г., когда Джону было 5 лет. Также в этой семье на свет появились его брат Лапо (Lapo) (1977) и сестра Женева (Ginevra Elkann) (1979; режиссер).
В Нью-Йорке он успел окончить лишь начальную школу. Затем семья переехала в Париж, где он продолжил образование в лицее Виктора Дюрюи (Victor Duruy Lycée). Завершив там обучение в 1994 г. он тут же отправился в Турин, где приступил к познанию промышленного проектирования. Успел он поучиться и в Кембридже. Причем, все время прохождения практики на тамошнем заводе «Маньетти Марелли» (Magnetti Marelli), принадлежащем ФИАТу, практически все, окружавшие его там люди пребывали в полной уверенности, что это простой итальянский студент. Но никак не внук почетного председателя совета директоров ФИАТа. Истинное происхождение застенчивого иностранца стало известно им позже.
Затем тоже инкогнито проходил стажировку на производственной линии (сборочный конвейер) компании в Кракове (Польша) (кстати, Джанни Аньелли также некогда анонимно работал на конвейере Ford в Детройте); трудился менеджером по продажам на дочернем предприятии ФИАТа во французском Лилле, работал аудитором на General Electric.
Следует отметить, что семья во главе с Джованни Аньелли-мл. не пожалела ничего для подготовки наследника империи к исполнению ответственной роли. В качестве наставников дед, в свое время, обозначил Паоло Фреско, бывшего на тот момент председателем совета директоров ФИАТа, и Паоло Кантарелла тогдашний генеральный директор компании. Между прочим, когда Джон в 2000 г. окончил машиностроительный факультет Туринского политеха, именно Кантарелла пришел на его выпускной. А от деда была подарена новая малолитражная машина FIAT Punto.
В 1997 г. друг и соратник Джанни Аньелли Джанлуиджи Габетти (Gianluigi Gabetti) ввел 21-летнего дофина в совет директоров ФИАТа. Джон стал самым молодым членом совета директоров концерна, расположившись в офисе его исторической штаб-квартиры.
Этого молодого человека нередко называли и называют последней надеждой клана Аньелли, а также «бензиновой головой», т.к. Элканн без преувеличения является истинным энтузиастом автопрома. Причем, он занимался и занимается не только, собственно, ФИАТовской продукцией, но и вопросами применения электронной коммерции, осуществлял контроль деятельности комитета по использованию Интернета. Джон также работал в сфере корпоративного аудита (General Electric). Он разбирается в особенностях финансовой отчетности и корпоративного управления в США, в центре которого, как известно, увеличение курса акций. Что весьма важно для блестящего ведения дел концерна, для сохранения у династии контроля над FIAT Auto.
В 2003 г. Джон Элканн пришел в IFIL (холдинговая компания), где занялся курированием зарубежных активов семьи. Состояние ФИАТа того периода являлось далеко не блестящим. Чтобы детище Джованни Аньелли-старшего продолжало жить, вскоре после смерти Джанни пришлось произвести крупный заем у консорциума банков - более 3,76 млрд. долларов.
Более того, праправнук основателя компании, дабы сохранить самую главную жемчужину в короне, распродал ряд непрофильных активов FIAT: страховую компанию, финансовое подразделение и др. А также розничную сеть La Rinascente, винодельческую фирму Chateau Margaux, долю в туристической компании ClubMed.
В 2006 г. Джон занял пост заместителя председателя правления IFIL. Тогда он заявил следующее: «Мне только 30. И я понимаю, что придется потрудиться, чтобы заработать уважение. Унаследовать его невозможно».
Элканн оказался достойным внуком своего деда и праправнуком прапрадеда, истинным Аньелли, - даром, что фамилия отцовская. Обреченный ФИАТ вновь поскакал во весь опор, не давая конкурентам опомниться. Главным подтверждением этого стало то, что уже к началу 2007 г. стоимость его акций выросла в 5 (!) раз.
И, наконец, 14 мая 2008 г. Джон Элканн сменил на посту председателя правления IFIL 83-летнего Джанлуиджи Габетти, управлявшего конгломератом после смерти Адвоката. На тот момент инвестиционной группе IFIL принадлежали 30% акций ФИАТа, 62% акций «Ювентуса», 2,4% акций банковской группы Intesa Sanpaolo, пакеты акций ряда туристических компаний и европейских банков. Общая стоимость активов - 8 млрд. евро. Габетти, лично готовивший внука своего близкого друга к этой ответственной роли, сказал: «Джон уже знает все, что нужно. Он полностью готов».
На данный момент организации, контролируемые холдингом создают 5% ВВП Италии. Кроме того, ФИАТ вновь вернулся в Россию. Совместно с компанией «Соллерс» (бывшее ОАО «Северсталь-авто») создан ряд предприятий по выпуску автомобилей и продаже ФИАТовских машин.
Что касается сугубо частной жизни, то 4 сентября 2004 года 28-летний Джон Элканн женился на 26-летней Лавинии Борромео. Его супруга родом из знатной итальянской династии, чья история восходит к средним векам.
Бракосочетание состояло из, собственно, венчания и свадебного приема. Обвенчали пару в скромной часовне на острове посреди озера Лаго-Маджоре в присутствие 60 родственников и друзей. Прием же был устроен уже на другом острове, принадлежащем Борромео. На него было приглашено более 500 гостей, среди которых значились: Сильвио Берлускони, Генри Киссинджер (бывший госсекретарь США был близким другом Джанни Аньелли), Михаэль Шумахер, Эль Макферсон и Карла Бруни.
Помимо известных персон, свадьба запомнилась еще и роскошным 5-метровым шоколадным тортом.
Их первенец Леоне появился на свет 27 августа 2006 года. А 12 ноября 2007 года родился его младший брат Очеано (итал. Oceano - «океан»). Как пояснил сам отец, это имя носил один из христианских мучеников, день памяти которого отмечается 18 сентября.
Если же говорить о спорте, к которому семья Аньелли всегда имела непосредственное отношение, то и тут Джон не отступил от дедовских заветов. И «Ювентус», и «Феррари» по-прежнему в надежных руках.
И именно на долю Элканна выпали «Моджигейт» и отправка «бьянконери» в Серию В в 2006 г. Летом же 2007-го Джон заявил о том, что отныне «Юве» будет избегать многомиллионных трансферов - характерной черты прежнего руководства клуба: «Траты Моджи и Джираудо были неразумны. Путём махинаций они повышали стоимость игроков. Так дальше продолжаться не могло. Серия B стала для нас тяжёлым испытанием и стоила также немало денег. Я верю в рациональную модель: расходы не могут составлять 80 процентов бюджета». Это же он подтвердил и позднее, накануне одной из встреч с миланским «Интером», когда представители клубов традиционно пытаются поддеть друг друга: «Мы уверены, что затраты на обеспечение функционирования клуба не могут составлять более чем 80% от дохода. Например, у «МЮ» эта сумма составляет 55%.
Поэтому мы и развиваемся в несколько ином направлении. История демонстрирует, что нельзя «купить» скудетто, выкидывая огромные суммы денег. Так что, «Интер» - не лучший пример. Мы предпочитаем следовать модели, которую используют «МЮ» и «Лион».
Несмотря на это, «Ювентус» до сих пор является одним из активных игроков на рынке футбольных трансферов. Так, только на приобретение Тьягу, Яквинты и Альмирона в 2007 г. было затрачено около 30 млн. евро.
Руководство же туринским грандом теперь осуществляют президент Джованни Коболли Джильи, исполнительный директор Жан-Клод Блан и спортивный директор Алессио Секко.
Периодически Джон Элканн лично посещает не только матчи, но и базу в Виново (Vinovo), где команда тренируется. Там он общается со спортсменами и тренером. О деятельности нынешнего наставника «бьянконери» он отзывается так: «Клаудио Раньери отлично выполняет свою работу.
Команда, в свою очередь, всегда сражается, ощущая поддержку тренера, который создал атмосферу единства всех игроков: от тех, которые давно с нами и до тех, кто недавно в команде».
Мировой финансовый кризис не обошел своим вниманием и футбол. И в конце 2008 г. президент «Юве» Джованни Коболли Джильи выступил со следующим заявлением: «Большинство итальянских клубов тратят деньги нерационально. Наша стратегия отличается от всех прочих: мы имеем четкое представление, сколько и за что следует платить. Шестьдесят процентов бюджета предоставляет семья Аньелли, сорок - доходы от нашей рыночной деятельности. Нам удалось найти ряд хороших решений, благодаря которым «Ювентус» имеет возможность эффективно зарабатывать. То, что нам удается в общей сложности получать столько же, сколько тратить, не считаю каким-то экономическим подвигом.
Владельцы многих команд в Италии, Англии и России идут по другому пути: выкладывают десятки миллионов и скупают суперзвезд. Для нас такая стратегия неприемлема. Мы стараемся думать и о завтрашнем дне. Именно поэтому инвестируем сейчас очень серьезные средства в строительство стадиона. Когда арена будет готова, у нас появится еще больше возможностей для успешного функционирования клуба, развития его инфраструктуры.
Финансовый кризис, конечно, создает определенные проблемы. Но наше строительство подкреплено гарантиями на самом высоком уровне, и у нас нет оснований беспокоиться за судьбу нового стадиона. Минимум 70 процентов финансирования у нас уже есть. А с учетом потенциальных прибылей от телевизионных контрактов и рекламы получить оставшуюся часть будет нетрудно. Надеюсь, к 2011 году, когда мы планируем завершить строительство, кризис уже закончится и ситуация на рынке будет более благоприятной».
Полагаю, что пока в клане Аньелли существуют определенные управленческие традиции, то клуб в любом случае будет на плаву. И при таком ярком образце нового поколения европейских бизнесменов, коим является Джон Элканн, - тем более.
И было бы неразумно и несправедливо в этом повествовании обойти стороной младшего брата Джона, Лаппо Элканна. Поэтому и ему будет посвящена небольшая главка.

«…мечты - это не всегда просто фантазия. Есть люди, которые держат их в закрытом ящике стола и не осмеливаются воплотить их. А самая отвратительная вещь в мире, это иметь мечты и быть неспособным воплотить их в реальность».

Лапо Элканн - образованный хулиган и икона стиля. Еще один внук Джованни Аньелли-мл., похожий на деда и внешне.
Родился 7 октября 1977 года. Учился в Париже и Лондоне. Ныне является акционером и директором по маркетингу ФИАТа (автор идеи римейка FIAT500). Модник, трендсеттер с репутацией плейбоя. В этом он также походит на деда, которого знаменитый миланский дизайнер Нино Черрутти (Nino Cerrutti) называл одним из своих главных вдохновителей, наряду с Джоном Ф. Кеннеди и образом Джеймса Бонда. Да и сердцеедом Джанни Аньелли был знатным.
В 2005 г. имя его внука оказалось в центре скандала. В критическом состоянии он был госпитализирован из-за передозировки наркотиков. Концерн ФИАТ опубликовал официальный бюллетень в котором заявлялось, что у Элканна возникли «проблемы с дыханием фармакологического происхождения». Тогда как даже чопорнейшая британская The Times писала следующее (на основе материалов своих итальянских коллег): «Врачи в Турине говорят, что синьор Элканн сейчас оправляется от «смертельного коктейля», состоявшего из кокаина, героина и алкоголя. Элканна увезли с приступом удушья не с респектабельной вечеринки, а из самого сомнительного района Турина, где он находился в очень подозрительной компании».
Серьезных последствий не случилось. Организм Лапо оказался весьма стойким. Уже буквально через 2 дня он покинул больницу Мауризиано. После этого происшествия Лапо Элканн провел несколько недель в известной реабилитационной клинике The Meadows («Лужайка») (Аризона, США).
Лечение ли помогло, или что-то еще, но только имидж рыжеволосого денди тоже несколько реабилитировался с тех пор.
На самом деле, он весьма прелюбопытная персона. Умный, харизматичный, энергичный, страстный. Сам себя он порой именует «креативным предпринимателем». В одежде отдает предпочтение вещам собственного дизайна. В прошлом году американский журнал «Эсквайр» включил его в первую десятку ежегодно публикуемого списка самых стильных мужчин мира, указав, что Лапо «в одежде предпочитает спортивный стиль - костюмы из легких или мягких тканей».
Живет в Нью-Йорке, на Манхеттене. Но при этом является патриотом: «Я люблю свою страну, из всех других предпочитаю именно ее. Я отказался принять американское гражданство. Проходил военную службу на родине. Я хочу поддерживать свою страну, работаю именно с итальянскими продуктами. В моей марке есть сама Италия».
Помимо прочего, является основателем и президентом двух компаний Italia Independent and Independent Ideas.
Его настольная книга «Искусство войны» Сан Тжу.
Помимо вышеупомянутого, Лапо неравнодушен к спортивным автомобилям и футболу. О любви к последнему свидетельствует татуировка на правой руке Лапо, символизирующая его любимую футбольную команду.
Естественно, что за Juve Лаппо всегда стоит горой. А больше всех от него достается «Интеру» - лидеру последних чемпионатов Италии. Так, например, он публично усомнился в ценности скудетто, выигранного «нерадзурри» в сезоне 2006/07, который «бьянконери», в свою очередь, провели в Серии В. «Интер» располагает отличной командой, но скудетто, выигранный «нерадзурри» за нашей спиной, не может быть настоящим. Мы - бойцы и никогда не сдаёмся».
А последний жесткий ответ миланскому клубу, в частности, главному тренеру команды Лапо предоставил совсем недавно, в начале марта. На столь гневную тираду Элканна подтолкнула очередная скандальная выходка португальца.
«Предупреждаю сразу, я говорю как болельщик и от себя самого. Я не представляю клуб и не говорю от его имени.
Футбол должен дарить людям радость и энтузиазм, футбол должен творить. А Моуриньо своим вульгарным высокомерием за семь минут выступления на телевидении показал себя надменным наглецом. Пусть лучше займется делами внутри клуба, вместо того, чтобы совать нос в дела других.
Моуриньо - тренер, причем очень высокооплачиваемый. Я бы посоветовал ему сконцентрироваться на том, за что ему платят, а не терять время на комментарии того, что происходит с другими, брызгая ядовитой слюной на другие команды. Потому что уже почти каждый матч «Интера» заканчивается скандалом. Что игра с «Ромой», что дерби. За Моуриньо стоит только его наглость и высокомерие. Ему следовало быть повнимательнее, когда он открывает рот.
Если ему уж так хочется стать телевизионной звездой, то пусть пойдет и поучится у тех, кто это умеет делать. Ему еще очень далеко до телеведущего. Я как болельщик не могу дождаться встречи с «Интером». Но в конструктивной манере, а не деструктивной, просто как большой любитель футбола, которым я являюсь».
Такой он, Лапо, - элегантный, затягивающий, наблюдательный, вдумчивый, мечтательный, искренний - словом, - необычный. И тоже Аньелли. Хотя и Элканн.

«История моей семьи связана с этой командой, она началась 84 года назад. Около 50 лет назад мой отец был президентом, но близость с «Ювентусом» всегда была духовной. Не хочу делать какие-то сравнения с теми временами. Мы должны думать о завтрашнем дне. Я горд тем, что могу внести свой вклад».

Он родился в Турине в 1975 году, учился в Оксфорде (Международный Колледж Св. Клейра) и в Милане (Университет Луиджи Боккони).

Он получил отличный опыт в различных сферах как в Италии, так и заграницей, включая Iveco-Ford в Лондоне, Sales and Marketing в Пьяджо, Auchan Hypermarché в Лилле, Schroder Salomon Smith Barney в Лондоне, где он приобрёл опыт по фондовому разделению рынков капитала. Работал в департаменте маркетинга в «Ювентусе», где занимался продвижением и развитием бренда.

В 1999 году занял должность в Ferrari Idea в Лугано и развивал бренд Ferrari в неавтомобильной сфере. В ноябре 2000 года переезжает в Париж и становится ответственным за маркетинг в Uni Invest SA, дочерней компании Banque San Paolo, которая занимается инвестициями. С 2001 по 2004 Андреа Аньелли работал в компании Philip Morris International в Лозанне, где сначала отвечал за маркетинг и спонсорство, а с декабря 2003 за связи корпорации.

В 2005 и 2006 году работает над стратегическим развитием IFIL Investments S.p.A. В марте 2007 он основал Lamse S.p.A., финансовую холдинговую компанию, став её генеральным директором. В апреле 2008 года он был назначен генеральным директором Royal Park Golf & Country Club I Roveri, где его задачей было создание гольф-курорта с международными стандартами этого вида спорта, сервисами и развлекательной программой.

С мая 2006 становится членом Совета Директоров компании IFI, которая после слияния с IFIL Investments S.p.A. получила имя EXOR S.p.A. В апреле 2007 он стал членом попечительского совета фонда прямых инвестиций BlueGem Capital Partners LLP. Андреа является членом Федерального Совета Итальянской Федерации Гольфа.

Он также является генеральным партнёром компании Giovanni Agnelli e C. S.a.p.az. С 30 мая 2004 года вошёл в Совет Директоров компании Fiat S.p.A.

Джанни Аньелли выглядел как человек, который может прожить до ста лет. Столько любви к своему детищу, туринскому "Ювентусу", и жизни было в глазах седовласого старика. Однако судьба распорядилась иначе. Рак предстательной железы, борьба за жизнь... "Адвоката" не стало в солнечный зимний вторник, ровно десять лет назад. Человек с необычайной силой, которая в Италии описывается одной шуткой: Папа Римский служит мессу на площади Святого Петра, когда маленький мальчик пробирается сквозь толпу к своим родителям с вопросом, кто тот мужчина в шапочке, который стоит рядом с мистером Аньелли.

Почему все называют Джованни Аньелли Джанни? Все очень просто. Имя дано было в честь его деда и чтобы отличить их было принято называть младшего Аньелли короче. Джанни Аньелли называли также "l’avvocato" , что означало "адвокат" , за то, что он в молодости изучал право, хотя в своей жизни ни разу не практиковал адвокатское дело.

Мы очень мало знаем о его жизни. И это немудрено. Жизнь Джанни Аньелли является загадкой даже для его близких друзей. При этом он был открыт для разговоров и предельно вежлив, это было его стратегией держать людей на расстоянии. Конечно, он любил собирать компании вокруг себя, но даже среди толпы людей он был всегда наедине сам с собой. Джанни, по описанию его друзей, никогда не обращался за помощью в решении своих проблем, будь то личное или бизнес.

Аньелли никогда не прибегал к помощи телохранителей. Обычно он говорил так:

"Они видят слишком много и слишком много говорят"

И это несмотря на то, что террористическая угроза над Италией в те времена была большей силой, чем само государство. Один из захваченных террористов заявил, что когда-то он был на территории, где прогуливался Джанни Аньелли, но попасть в него он не смог бы.

Возможно, что l’Avvocato был слишком быстр для него. Вся Италия и FIAT, по сути, принадлежали ему. Народ в Италии и его сотрудники частенько использовали следующий лозунг: "Аньелли - это FIAT, FIAT в Турине, а Турин - это Италия" . Состояние Адвоката оценивалось в два миллиарда долларов, но на самом деле цифры были гораздо больше.

Джанни Аньелли контролировал более четверти фондовой биржи всей Италии, а также группу предприятий, на которых работало свыше 360 тысяч человек. Другими увлечениями были издательский бизнес и выпуск газет, страховые компании, предприятия пищевой промышленности, машиностроения, строительства и самая большая любовь всей его жизни - туринский "Ювентус".

Эта любовь к клубу впервые проявилась в маленьком Джованни в возрасте четырех лет, когда он впервые увидел команду. В четырнадцать лет Аввокато потерял отца. Эдоардо Аньелли взял у своего отца, деда Джованни, гидросамолет, на котором разбился. В четырнадцать лет своим дедом он был введен в состав совета директоров туринского гранда.

Позже в интервью многочисленным итальянским СМИ Аньелли поражал журналистов знанием дел в моде, экономике, одежде, политике и спорте, даже о конкретных игроках он мог блеснуть совей осведомленностью. Во время своей работе в штаб-квартире FIAT Джанни без проблем мог взять телефон, набрать номер любого журналиста и поинтересоваться у того о том или ином футболисте, которого он бы хотел приобрести в "Ювентус". В принципе, он разбирался в разных сферах по чуть-чуть и это было его преимущество в разговорах со своими собеседниками, что не раз помогало ему найти общий язык.

Вместе с сыном Эдоардо

Также Аньелли был известный плейбоем. Его белая рубашка на пуговицах никогда не была застегнута до конца, из-под манжетов сорочки выглядывали модные часы. Его стилю подражали многие модники тех времен. Все хотели быть похожим на него, он был так называемой иконой стиля, как сказали бы итальянцы bella figura : умный, успешный, богатый и красивый. Ни для кого не секрет, что даже будучи женатым, он продолжал свои любовные похождения, которые оправдывал следующими словами:

"Я действительно люблю всё красивое в жизни. А красивые женщины, это самое прекрасное в ней"

Он соблазнял и крутил романы только с сильными личностями. Его любовницы становились объектами слежения папарацци. Это были певицы, красивые модели, бывшие жены и среди них Джеки Кеннеди - первая леди Америки. Все они прошли через виллу Аньелли. Проведя часть своей жизни с Джанни, они говорили о том, что это замечательные воспоминания на всю их жизнь. А сам Аньелли держал свои романы в секрете говоря, что "только слуги влюбляются" .

"Есть мужчины, которые говорят о женщинах и тех, которые говорят с ними. Я не говорю о них, я предпочитаю говорить с ними"

Родители Джанни оба погибли в авариях, но сам он продолжал играть со своей жизнью, идти по лезвию ножа. Он пережил несколько серьезных аварий, но умер в собственной постели. Однажды Джанни несся на скорости в 200 км/ч вместе с девушкой в своем Ferrari. Машина попала в серьезную аварию, а первой мыслью Аньелли было, что с девушкой. Удостоверившись, что с ней всё хорошо, он попросил сохранить ее личность в тайне. Сам же Аввокато был зажат в салоне автомобиля, его нога была парализована, сломана скула, а в течение 3 месяцев он был не в состоянии говорить.

Джанни был законодателем моды. Никто не жил лучше, чем L’avvocato во время эры la dolce vita , но он так и не смог проигнорировать бизнес полностью. Когда основатель FIAT, его дедушка, умер в 1945 году, он оставил на своего внука весь бизнес во время одного из самых темных периодов Италии.

Джованни Аньелли старший сосуществовал с фашизмом, но когда он умер, FIAT оказался в реальной опасности. Джанни был молод для управленца и убедил американцев, что компании нужны частные руки, а они в свою очередь были счастливы признать, что семейный FIAT может стать цитаделью свободного предпринимательства. Управление компанией было передано Витторио Валлетте, так как такую тяжелую ответственность в таком раннем возрасте Джанни не хотел взвалить на свои еще не окрепшие плечи. Управляющим директором Аньелли стал в 1963, а председателем в 1966. FIAT рос, но были и небольшие падения.

На Италию нахлынуло масштабное расследование, в результате которого большинство коррумпированных лиц страны было найдено. Роль FIAT для страны была велика, честная репутация Джанни оставалась нетронутой, что нельзя было сказать о других итальянских бизнесменах и политиках. Он был человек дела, не слова. Однако, как мы все знаем, деньги и внешность не приносят счастья. Джанни был всю свою жизнь беспокойным человеком, а пик напряженности был в 2000 году, когда покончил жизнь самоубийством его сын Эдоардо. Многим считают, что это ускорило болезнь и смерть Адвоката. Принятие сыном ислама убедило отца в том, что его единственный сын не подоходит для роли наследника богатства семьи.

Образ жизни Эдоардо делало его далеким от дел FIAT, что совсем не беспокоило его отца. Единственное, что интересовало его в делах семьи - это "Ювентус". Он был ярым поклонником футбола и именно это каким-то образом помогло бьянконери в 80-х. Показателен случай, который произошел в 20 апреля 1986 года. Старая Синьора играла против "Лечче". Эдоардо вышел на поле и сел рядом с Джованни Трапаттони, провел рядом с ним весь матч. Позже он объяснил причину своего действия так: "Было важно подбодрить игроков и находиться к полю так близко, как максимально возможно" .

Его дочь, Маргарита Аньелли, была и остается главной проблемой семьи Аньелли после смерти Джанни. В 2003 году она попросила полный отчет о богатстве ее отца. Она утверждает, что никогда не получала его, и, когда его сын Лапо Элканн стал наследником компании FIAT, вопросов стало ещё больше. Она подала в суд на давнего казначея отца, нападала в прессе на тех людей, которые помогали отцу наживать богатство, пыталась претендовать на большую часть наследства.

Вопросов на самом деле много, а ответов нет. Неизвестно точное число активов, фирм, заводов и т.д., которые принадлежали Джанни. На рассмотрение иска потребуется много времени, а сама Маргарита уехала в Женеву, настроив против себя всю семью.

Джанни Аньелли всю свою жизнь был тесно связан с "Ювентусом". Он был его не только прямым владельцем, но и самым преданным болельщиком. Семья Аньелли владела Бьянконери с 1923 года, сам Джанни был его президентом с 1947 по 1954. В то время наиболее важными игроками для туринцев были датчане Джон Хансен и Карл Оге Прэст, итальянцы Карло Парола и Джампьеро Бониперти. Однако из-за своей занятости и болезни, которая медленно убивала его, Джанни пришлось сложить с себя полномочия, но при этом без сомнений он участвовал в формировании клуба, в его кадровой политике. Именно Джанни Аньелли решил, что в составе клуба должен играть Мишель Платини, впоследствие ставший трехкратным обладателем "Золотого мяча". Именно Джанни впервые назвал Алессандро Дель Пьеро Il Pinturicchio , что теперь занесено в словари.

На самом деле Адвокат был увлечен не только футболом, но и Формулой 1. Правда, когда он умер, Ferrari испытывала некоторые проблемы, но не "Ювентус" - туринцы были чемпионами Италии. Джанни часто прилетал на личном вертолете на тренировки, разговаривал с игроками, интересовался делами клуба. И каждый его визит становился хедлайнером следующих выпусков газет.

Вместе с Джампьеро Бониперти на трибуне

Джанни был больше, чем президент. Он всегда был проинформирован о своих игроках и всегда привозил "Ювентус" в свой "дом" в Виллар-Перозе для какого-нибудь товарищеского матча. У него были особые теплые отношения с Алессандро Дель Пьеро, а его звонки в шесть утра президенту клуба Джампьеро Бониперти стали легендой.

Вместе со своим любимым Il Pinturicchio

Аньелли оставался одной из самых важных фигур для журналистов с его комментариями, которыми всегда восхищалась пресса. Когда-то он произнес:

"Я каждый раз чувствую эмоциональную встряску, когда беру в руки газету и вижу в ее заголовке букву "J". В такие моменты я сразу же начинаю думать о "Ювентусе"

А что вы скажете об этом?

"Ювентус" для тех, кто его любит, это страсть, развлечение... и что-то в воскресенье. Мы пытались создать лучшее, чтобы подарить много удовольствия"

Таков он был. Такой образ и наследие он оставил в сердцах болельщиков "Юве" навсегда. Он любил "Ювентус" за то, что он просто существует, и никогда не упускал случая, чтобы посмотреть игру своего клуба. В свои худшие времена, когда ноги потеряли возможность двигаться и уже не могли привести его на стадион, он смотрел своих любимчиков по телевизору. Он едва мог видеть, его зрение оставляло его. Марелла (его жена) рассказывала, как он никогда не жаловался и никогда не говорил ей, что не может видеть игру по телевизору. Ему доставляло радость уже лишь то, что он может слышать звук комментариев о клубе всей его жизни.

Джанни и Марелла

Он никогда не признался жене о своей слепоте. Таков был Джанни, он не хотел, чтобы кто-то препятствовал его надеждам, в конце концов, именно при его непосредственном участии "Ювентус" стал одним из величайших клубов в мире.