Утеплители Изоляция Блоки

Ежедневный план летнего лагеря на тему экология. Программа летнего лагеря с экологической направленностью. выполнения программы деятельности лагеря

Экологические пятницы в школьном оздоровительном лагере. Часть вторая.

Непрерывное экологическое образование.


Описание: Работа призвана познакомить посетителей материала с деятельностью членов экологического клуба друзей дикой природы WWF «Исследователь» в период работы летнего оздоровительного лагеря «Радуга», где юные экологи работают волонтёрами.
Сценарная разработка рассчитана на педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы, биологии и экологии, школьников среднего и старшего звена. Её можно использовать для проведения классных часов, праздников, экологических декад.
Перковская О. В., координатор экологического центра III уровня по экологическому образованию и воспитанию учащихся МАОУ «Молчановская СОШ №1».
Цель: формирование экологического сознания младших школьников и развитие волонтёрского сознания.
Задачи: развивать наблюдательность, умение находить правильное решение, расширять знания учащихся, показать важность экологических проблем в жизни, учиться правильно вести себя в природе, овладеть более широким мировоззрением на природу, научиться активно включаться в процессы общения, способствовать развитию эмоционально-чувственного отношения школьников к природе.
Участники: Для участия в игре приглашаются команды отрядов оздоровительного лагеря. Уровень игры предполагает возможности учащихся 3-6 классов. Количество участников игры – 8 человек.
Место проведения: Актовый зал.
Подготовка к данному мероприятию: На подготовку команд игроков дается 1 неделя, в течение которой рекомендуется подготовить домашнее задание.

Третья экологическая пятница

Экологическая игра-конкурс «Мир вокруг нас"
Вступительное слово ведущего: Добрый день! Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас в этом зале! Начинаем нашу экологическую игру-конкурс «Мир вокруг нас». Слово для приветствия участников конкурса представляется ….!
Слово представляется экологическому клубу «Исследователь».
Сейчас мы начинаем знакомиться с командами, а перед началом «визитки» мы проведем жеребьёвку, которая определит очередность выступления команд. (Капитаны участвуют в жеребьёвке).
Представление команд «Визитная карточка»


Конкурс 1.
Перед состязаниями интеллектуалов команд мы проводим небольшую разминку, которая сможет принести командам дополнительные баллы. Максимально можно получить 2 балла за разминку. Участие принимают все члены команды. Чтобы вам получить эти баллы, необходимо ответить на несколько вопросов.
Ведущий: Нас окружает много предметов, о происхождении которых мы даже и не задумываемся! А ведь эти предметы существовали не всегда. Очень часто предметы напоминают природные объекты, например, рыбацкая сеть-паутина паука. То есть природа часто подсказывает человеку, какие предметы можно сделать.
Задание: Участники должны найти соответствующие природным объектам инструменты, которые изготовил человек. Вот эти природные объекты:
комар, одуванчик, глаз, утка, рак, стрекоза, дятел, зубы зверя, носорог.
Ответы.


Конкурс 2. Конкурс капитанов проводится по одной из проблематик с конкретными предложениями:
Как сберечь лес от пожаров?
Как сохранить чистый воздух?
Что надо сделать, чтобы на улицах, в лесу было чисто?
Ведущий:
Человечество развивается по своим законам. Может ли это развитие происходить без окружающей его природы? Если мы развиваемся не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. Таких примеров было уже очень много. Например: освоение целинных земель, неограниченный вылов рыбы и другие. Если развитие не вписывается в природные процессы, то возникают проблемы человека с окружающей средой. Сейчас о проблемах человека и развития природы нам поведают в своих домашних заданиях капитаны. Приветствуем капитанов.
Пока идёт подготовка капитанов к выступлению по одной из проблем, которую они вытягивают при жеребьёвке, все смотрят фрагмент ролика «Интересные факты из жизни животных».
Конкурс 3. Кругосветка. Проводится по пяти направлениям.
Как спасти реки и озёра от загрязнения?


1. Речь пойдёт о птичьих базарах. На скалистых берегах холодных морей, где очень плотно гнездятся птицы, птенцов выкармливают рыбой. Казалось бы, у берегов возле скал рыбы должно быть меньше. А на самом деле там её больше. Почему?
Ответ. Всё дело в помёте, который падает со скалистых берегов. Это замечательное органическое удобрение вызывает бурный рост водной растительности, которая одним рыбам является убежищем, а другим кормом. За травоядными движутся и хищники.
2. Сточные воды загрязняют водоёмы, реки, пруды. Это приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Начинается интенсивный рост сине-зелёных водорослей.
Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации.
Ответ. Водоросли размножаясь, покрывают водоём, закрывая проход света к водным растениям. Без света не может происходить фотосинтез, а значит и количество кислорода уменьшается, что приводит к замору рыбы.
3. Огромное количество пластиковых пакетов оказываются по вине человека в воде, чем это опасно для её обитателей? Задание: предположите, в бассейнах каких вод это особенно может принести вред животным и почему?
Ответ. В бассейне морей и океанов, где водятся млекопитающие, которые принимают пакеты за медуз. Плёнка из пластика после проглатывания покрывает желудок животного, что нарушает процесс пищеварения животного и ведёт к его гибели. Птицы тоже страдают. Можно рассмотреть воздействие на птиц.
«Экологический лабиринт»
(команда сама выбирает вопросы по баллам).


Леса, реки, поля, озера готовят нам массу неожиданных сюрпризов, встреча с которыми грозит иной раз существенными неприятностями.
1. Заблудившись в лесу, практически каждый человек знает, как найти стороны горизонта по деревьям, муравейникам, звездам и другим природным предметам.
Вопрос: А как определить стороны горизонта по ягодам? (3 балла)
Ответ: Ягоды более спелые на южных сторонах пней, кочек, холмиков.
2. Вы отправляетесь в незнакомый лес за грибами.
Вопрос: Какие три вещи необходимо взять в первую очередь? (2балла)
Ответ: 1.Нож. 2. Соль. 3. Спички.
3. Почти всем известен эффект движения «по кругу» по незнакомой местности. Как говорится, «леший водит»! Дело в том, что одна нога у человека почти всегда заметно сильнее другой. И соответственно длина шагов различна. Если вы не будете контролировать направление движения, то через некоторое время рискуете увидеть свои собственные следы.
Вопрос: Как необходимо сориентировать свой маршрут, чтобы не попасться «лешему на удочку» (5баллов).
Ответ: В момент ориентирования надо выбрать азимут, т.е. найти на горизонте какой - либо ориентир и идти к нему.
4. Известно, что человек, попав в экстремальные условия, при наличии воды может обходиться без пищи трое суток, не теряя сил, энергичности, ясности ума. Но от желания покушать он освободиться не может.
Вопрос: Как можно «обмануть» желудок, чтобы избавиться от чувства голода и продолжить искать путь из леса (4балла).
Ответ: Молодые ветки большинства кустарников съедобны. Калорий от такой еды немного, но зато клетчатка очень долго переваривается желудком.
5. Вот уже 6 часов вы пытаетесь выйти из леса. Вы устали и промокли. Вам необходимо отдохнуть, просушить одежду и обувь. У вас только несколько спичек. Вы решили развести костер.
Вопрос: Сколько видов костров вам известно? Если не знаете название какого-либо вида, можете нарисовать, как он выглядит, (0.5баллов за каждый правильный вариант ответа).
Ответ:
1. Шалаш
2. Таежный
3. Колодец
4. Камин
5. Полинезийский
6. Звезда
7. Пушка
6. Вопрос: Как вести себя, если вы встретились с хозяином леса (медведем)? За правильный ответ 3 балла.
Ответ: Замереть стоя, не смотреть в глаза - это вызов.
Ядовитые растения

На этой станции участники кругосветки получают знания о ядовитых растениях нашей местности.
Загадка: Что это за растение?
Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зеленой ножке.
Ведущий. Послушайте легенду об этом растении.
По преданию, это растение появилось из слез морской царевны Волховы, полюбившей юношу Садко. Однажды, узнав о его любви к другой, царевна вышла из морской пучины, чтобы в последний раз послушать земные песни Садко. Она шла, и слезы из глаз ее капали на землю, рассыпаясь жемчужинами, и на этом месте вырастали прекрасные лесные растения. Особенно почиталось это растение у древних германцев. Они посвящали его богине зари. Научное же название этого растения в переводе с греческого означает «лилия долин, цветущая в мае». Речь пойдёт о ландыше.


Участники знакомятся с другими ядовитыми растениями.




Как узнать животных из Красной книги Томской области?


1. Одно из самых маленьких млекопитающих на Земле до 5 см, занесенное в Красную книгу?


2. Ведет ночной образ жизни, а днем отсыпается в дупле, гнезде. Прыгая с дерева на дерево, может пролететь до 50 метров.


3. Встречается у нас на западе области. Ночное животное. Малочувствителен к действию
различных ядов, в том числе и змеиного.


4. Редкий реликтовый вид. В нашу область была завезена в 1958 году. Размножается
плохо из-за больших паводков, нападений хищников, часто попадает в рыболовные сети.


5. Обитает в водоемах. Очень хорошо плавает. Между пальцами имеет перепонки. Питается рыбой, иногда лягушками и мелкими зверьками.


Здоровый образ жизни.
Мы с вами пользуемся большим количеством разнообразных товаров, и практически все они упакованы. Рассмотрите на карточках символы экологической маркировки упаковок и сделайте предположения об их значениях.
Значение данных знаков:


1. Ответ. Упаковку выбрось в урну.


2. Ответ. Изготовлено из переработанного материала.


3. Ответ. Не выбрасывать! Сдать в специальный пункт утилизации.


4. Ответ. Вторичная переработка.


5. Ответ. Упаковка пригодна для последующей переработки.

Четвёртая экологическая пятница

посвящалась домашним животным. Сначала проводился конкурс команд, которые были представлены каждым отрядом.


Конкурс – разминка. За три минуты участникам необходимо вспомнить, как «разговаривают» животные. Конкурс называется «Язык общения», например, корова мычит….
Пока участники, которых команда представила для участия в конкурсе, записывали ответы, для зрителей задавались загадки. От каждой команды вызывают три участника и им задаются загадки о домашних животных. Если отгадают загадку болельщики, то команда может получить за этот конкурс три балла.

1. Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога (баран).

2. С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается,
Доят, но не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт (козёл).

3. Наша добрая подружка
Даёт нам перьев подушку,
Даёт яичек для блинов,
Куличей и пирогов (курица).

4. Глазки изумрудные,
Шубка пуховая,
Песенки любезные,
Коготки железные (кот).

5. По лужку он важно ходит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки (гусь).

6. Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он – забияка.
Поутру – часы (петух).
Конкурс капитанов «Устами младенца о домашних животных».
Для этой игры приглашаются капитаны. Они тянут жребий, чтобы узнать какое животное им достается (животное изображено на плакате, а для головы капитанов сделано отверстие). Ведущие делают подсказки. Если команда угадывает животное с первого раза, то получает пять баллов. Если со второго - четыре балла.

Например, животное корова:
1. У нее есть длинный хвост с кисточкой на конце.
2. У этого животного есть рога.
3. Она пригодна в хозяйстве.
4. Домашнее, копытное животное.
5. Дает молоко.
Конкурс «Человеку пригодился».
Команды должны составить маленький рассказ о роли животных, которых им выдают в виде картинок: утки, гуси, корова, лошадь, баран, курица.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Фоминская основная общеобразовательная школа

Программа пришкольного оздоровительного летнего лагеря

с дневным пребыванием детей «Дети Земли»

(с экологическим уклоном)

Составитель: Ваулина Е.А.,

старшая вожатая школы

д. Фомина,

2013г.

Пояснительная записка

Задача экологического воспитания подрастающего поколения выдвигается сегодня в качестве одной из важнейших. Истоки современных проблем в экологии - в бездумном и жестоком отношении человека к природе. Эпоха НТП привела к истощению и загрязнению природной среды, причем с каждым десятилетием противоречия во взаимодействии общества и природы обостряются.

Решить эти проблемы можно только с переходом общества на гуманистически ориентированный тип связи с природой.

А начинать работу по изменению общественного сознания необходимо с детства.

Один из основных принципов нашего лагеря - уважительное отношение к природе. Сегодня среда обитания живой природы постепенно исчезает. В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей среды. И необходимо это не столько для природы, сколько для выживания человека.

Наша программа поможет ребятам оценить значение природы в жизни каждого и понять, что мы и каждый из нас в состоянии сделать, чтобы защитить и сохранить окружающий мир.

Эта программа поможет оживить понимание окружающей природы. Узнать, как загрязнения воздействуют на нашу окружающую среду обитания, и как мы можем помочь остановить его.

В аспекте экологического воспитания детей чрезвычайно плодотворно обращение к традиционной культуре. Возрождение народных традиций и проведение праздников народного календаря в школе - примета нашего времени (праздник "Березки: девичьи хороводы, ритуальные игры, песни, загадки; праздник "Купалы": значение воды, огня, земли в это время; детские игры, связанные с этим праздником, например "Гори, гори ясно" и др.)

Обращение к фольклорным песням и играм дает простор для детской фантазии. Лепка птиц и животных из пластилина, создание аппликаций из природного материала, рисование под музыку помогает детям соединить с образами природы собственные эмоции и переживания, одухотворить, оживить их в своем сознании.

Природа, отраженная в сознании ребенка в живых поэтических образах, - это первый значимый шаг в воспитании гуманного отношения к ней в будущем.

Приобщение детей к вековым традициям своего народа - естественный путь их экологического воспитания.

Большое внимание в этой программе уделяется здоровью. Среди элементов, важных для здоровья, - правильное питание, физические упражнения и забота о теле.

Ребята узнают, как правильно питаться, как разработать комплекс собственных гимнастических упражнений, знакомятся с проблемами наркомании и т.д. Постепенно ребята осознают свою обязанность помогать другим людям.

Составление программы пришкольного летнего лагеря позволяет максимально эффективно использовать ресурсы и возможности пришкольного лагеря, учитывать интересы детей и запросы их родителей. Педагогический коллектив лагеря, составляя планирование работы, продумал все возможности для раскрытия потенциала каждого ребенка.

Программа, по которой мы работаем, по своей направленности является комплексной, то есть, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.

С целью организации летнего отдыха детей на базе Фоминской школы организуется детская оздоровительная площадка с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену принять порядка 60 учащихся. Возраст детей от 6,5 до 16 лет. Продолжительность смены 18 дней.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

* Продолжение учебного процесса в условиях лета;

* Проблема летней занятости детей;

* Укрепление здоровья учащимися.

Цель программы:

Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период; укрепления физического, психического и эмоционального здоровья детей; развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Воспитывать у школьников понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой;

Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей;

Дать ребятам представление о Земле как об уникальном творении Вселенной, о природе планеты, о влиянии человека на природу, о способах общения человека с природой;

Воспитывать экологическую культуру учащихся: бережное отношение к зеленым насаждениям, птицам, животным, содействовать процветанию флоры и фауны в микросреде;

Укрепление здоровья;

Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей,

При написании программы мы руководствовались следующими принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

* Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;

* Принцип творческого отношения к делу;

* Принцип добровольности участия в делах;

* Принцип учета возрастных особенностей детей;

* Принцип доступности выбранных форм работы.

Сроки и условия пребывания

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены, 18 дней, с 3 по 24 июня.

Программа рассчитана на учащихся в возрасте от 6,5 до 16 лет. Оптимальное количество детей в отряде – 20 человек.

Механизм реализации программы

Программа реализуется в условиях пришкольного летнего оздоровительного лагеря при МКОУ Фоминской ООШ Ирбитского МО.

Работа оздоровительного лагеря направлена на развитие бережного отношения к природе, на привитие любви к своей Родине, на развитие потребности в здоровом образе жизни на основе экологического воспитания, духовной, познавательной, игровой и художественной деятельности.

Предполагаемые результаты программы

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине. Они должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить.

Предполагается, что летняя занятость детей в условиях неполного контроля со стороны родителей способствует профилактики правонарушений несовершеннолетними.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

1.Чёткое представление целей и постановка задач.

2.Конкретное планирование деятельности.

3.Кадровое обеспечение программы.

4.Методическое обеспечение программы.

5.Педагогические условия.

6.Материально-техническое обеспечение.

Педагогические условия

1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.

2. Организация различных видов деятельности.

3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.

4. Создание ситуации успеха.

5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.

6. Организация различных видов стимулирования.

Методическое обеспечение

1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.

2. Должностные инструкции всех участников процесса.

3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.

4. Проведение ежедневных планёрок.

5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Материально-техническое обеспечение

1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.

2. Материалы для оформления и творчества детей.

3. Наличие канцелярских принадлежностей.

4. Аудиоматериалы и видеотехника.

5. Призы и награды для стимулирования.

Содержание деятельности

В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя как части планеты Земля. Каждый гражданин в ответе не только за себя, свою семью, свою Родину, но и за планету в целом.

Мир сегодня - это совокупность всех межгосударственных и межчеловеческих отношений. Общечеловеческое единение в решении глобальных проблем должно рассматриваться как выход их из кризисной ситуации во всем мире, связанной с экологическими и социальными проблемами.

В программе "Дети Земли" главное внимание уделено двум направлениям:

Закрепление знаний о природе и формирование навыков бережного отношения к ней;

Укрепление здоровья детей через активную физическую деятельность.

Программой предусмотрено:

Изучение мира комнатных растений и садовых растений;

Экскурсии в музеи, с целью изучения традиция родного края;

Практическая работа на пришкольном участке (уход за цветниками).

Ребята примут активное участие в операциях "Лекарственные растения", "Чистый двор", "Забота" и т.д.

В программе уделено большое внимание пропаганде здорового образа жизни, девиз этого направления "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!". Цель занятий: учиться быть здоровым душой и телом, стремиться укрепить свое здоровье, применяя навыки и умения в согласии с законами природы.

Каждый день смены будет иметь свое название, которое отразить направления работ ребят.

Каждый отряд создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает отрядный журнал, где отражает жизнь оряда каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс отрядных журналов.

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнил в виде дерева, так называемого символа лагеря в виде Березы. Совершая добрые дела для природы ребята получают лист березы и тем самым дают возможность символу лагеря оживать. Рядом символом планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди лагеря, режим работы, план работы лагеря.

Педагогом-организатором разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать "листок Березы" за активное участие в жизни отряда и в целом лагеря. Также особо отличившихся ребят награждают медалями. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество листочков отряда. По итогам победители получают призы и награды.

В реализации программы участвуют:

* Педагог-организатор;

* Педагоги дополнительного образования (сотрудники Фоминского ДК);

* Библиотекарь;

* Учителя Фоминской школы;

* Вожатые (учащиеся старших классов);

Подбор и расстановка кадров осуществляется администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает один учитель и два вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных и общелагерных дел. Вожатые занимаются организацией отрядной жизни.

План мероприятий лагеря «Дети Земли»

Дата

День

Мероприятия

03.06.13

1 день

"Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето"

Встреча детей, создание отрядов, распределение обязанностей. Операция "Уют". "Ярмарка идей"(обсуждение плана работы лагерной смены, предложения и пожелания). Игра "расскажи мне о себе". Минутки здоровья "Мой вес и мой рост". Знакомство с техникой безопасности (дорога, лес, водоем, территория лагеря). Игра по ПДД «У светофора нет Каникул».

04.06.13

2 день

"В здоровом теле, здоровый дух»

Веселые старты – спортивное мероприятие. Игры на свежем воздухе. Минутки здоровья "Друзья Мойдодыра и наше здоровье". Подготовка к открытию смены.

05.06.13

3 день

"Здравствуй, лагерь!"

Праздник "Здравствуй, лето! Здравствуй, лагерь!" – открытие смены. Праздничная свечка "Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!". Час добрых дел: уборка мусора опреация «Чистый двор», полив цветов, высаживание саженцев в цветники и др.

06.06.13

4 день

«В гостях у Пушкина».

Игра «Путешествие в Лукоморье» по творчеству А.С. Пушкина. Театральные представления по сказкам Пушкина. Минутки здоровья "Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге".

07.06.13

5 день

«Парад загадок, викторин, шарад»

Интеллектуальный экологический эрудит – марафон. Конкурс поделок из природного материала "Природа и фантазия". 15 минут безопасности по ПДД «Вспомним почему гибнут дети на дорогах» и «Опасность езды на велосипедах».

08.06.13

6 день

"Зеленая планета"

Беседа " Учиться у природы, беречь природу". Туристическая игра "Топ-топ, топает турист". Минутки здоровья "Солнечный удар. Первая помощь".

10.06.13

7 день

"Экологический светофор"

Викторина "Экологический светофор". Конкурс рисунков "Природа кричит SOS!". Минутки здоровья - акция «Откажись от табака».

11.06.13

8 день

День России Концертная программа с элементами викторины «У моей России». Минутка здоровья - конкурс агитбригад на тему «Скажем наркотикам нет

13.06.13

9 день

«Будь осторожен с огнём»

Игра по ППБ «Огнеборец»

Конкурс рисунков «Спички-детям не игрушка»

Минутки здоровья "Береги глаза".

14.06.13

10 день

"День Нептуна"

Беседа "Чистая вода - основа жизни на Земле". « Праздник Нептуна.» Миф о Нептуне. Спортивно-игровая программа с водой.

Минутки здоровья "Красивая осанка".

15.06.13

11 день

"Мы с тобой одной крови..."

Викторина о животных "Правда ли это?". Красная книга свердловской области (животные). Веселые старты "Зоологические забеги".

Занятия по интересам.

17.06.13

12 день

«День здоровья»

«Молодецкие забавы». ! Беседа "Если хочешь быть здоров - закаляйся". Экскурсия на Ирбитскую страусиную ферму.

18.06.13

13 день

«Березкин праздник»

Березкин праздник "Троицыно утро". Игры наших бабушек и дедушек. Занятия по интересам. Экскурсия на Ирбитскую страусиную ферму.

19.06.13

14 день

"Лесные Робинзоны".

Беседа "Съедобные и ядовитые растения, ягоды и грибы Свердловской области". Игра- путешествие «Лесные Робинзоны» Конкурс фантастических рисунков "Моя планета через...". Подвижные игры на свежем воздухе. " Экскурсия на Ирбитскую страусиную ферму.

20.06.13

15 день

«Банный день»

Игра «Банные сражения». " Беседа "Полезные и вредные жвачки, конфеты и шоколадки". Подвижные игры с мячом. Занятия по интересам.

21.06.13

16 день

«День Ивана Купалы»

Страничка народного календаря.

Праздник Купала. Рассказы Водяного. Рыбацкая викторина. Народная игра "Лапта".

22.06.13

17 день

«День памяти»

«Живи и помни!» - мероприятие, посвящённое началу ВОВ. Конкурс рисунков на асфальте «Нет -войне!». Минутка здоровья «Как избежать отравлений». Подготовка к закрытию лагерной смены.

24.06.13

18 день

"До свидания, лагерь!".

Минутки здоровья "Мой вес и мой рост". Праздничный концерт закрытия лагерной смены. Прощальная свечка"Споемте, друзья!". Письмо в 2013 год (пожелания для детей следующей лагерной смены).

Режим дня лагеря

8.30 - 9.00

Сбор детей. Зарядка.

Солнышко встает - спать ребятам не дает.

Чтобы день твой был в порядке, ты начни его с зарядки!

9.00 - 9.15

Организационная линейка.

Пора - пора на линейку, детвора!

9.15 - 10.00

Завтрак

Даже пасмурное утро не испортит завтрак нам,

Любим мы молочный супчик, и "спасибо" поварам!

10.00 - 12.00 Спортивно-оздоровительный час.

Солнце светит ярко-ярко,

Нам от солнца жарко-жарко!

Лето, воздух и вода-

Наши лучшие друзья!

12.00 - 13.00

"Вместе мы одна семья" (общелагерное дело).

Вместе всем нам весело,

Правда, детвора?

Настроенье бодрое,

Крикнем мы "УРА"!

13.00 - 14. 00

Обед.

Подкрепиться всем нам нужно!

На обед идем мы дружно!

Нас покормят, повара,

Прокричим мы им: "Ура!"

14.00 - 14.30

Час в отряде.

Лучше отряда нет на свете,

Знают воспитатели, знают дети.

Если ты час посвятишь сей отряду,

Будет всем весело, будут все рады.

14.30

Уход домой

Вот и кончилась игра,

Расставаться нам пора!

Дома мы поспим чуть-чуть,

Утром снова в лагерь! В путь!

Атрибутика лагеря «Дети Земли»

Наш девиз: «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»

Наш гимн:

"Ты да я, да мы с тобой"

1
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Хорошо, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку,
То уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.

2
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, потом махнем на Марс,
Может, у оранжевой речки
Там уже грустят человечки,
Потому что слишком долго нету нас.

3
Ты, да я, да мы с тобой,
Ты, да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся,
Дружба все равно остается,
Остается с нами навсегда.

Наша эмблема Наш символ


Литература

1. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база планирование, программирование работы, должностные инструкции, обеспечение безопасности в пришкольном и загородном лагере. Волгоград. Учитель, 2005.

2. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А. Программирование воспитательного процесса.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

3. Поляков С.Д., Петренко Е.Л., Мамонова Л.А.Советы бывалых вожатых.- Ульяновск: УИПКПРО, 2003.

4. Шпоркина Е.М. Тематический день. Серия "Вожатый", выпуск 5.Ульяновск 2006.

5. Шпоркина Е.М. Игротека вожатого. Серия "Вожатый", выпуск 4.Ульяновск 2006.

7. http://www.vozhatyj.ru

П Р О Г Р А М М А

экологического лагеря

с дневным пребыванием детей

«ЭКОГРАД»

МБОУ «СОШ № 2 г. Осы»

1. Концептуальные основы программы.

Цель :

Создание условий для формирования и развития у подростков экологического мышления и природосообразного поведения при организации летнего отдыха.

Задачи :

    Развивать интерес к изучению экологии.

    Создать условия для творческого самовыражения участников лагеря.

    Расширять и углублять знания о природе Осинского района.

Программа основана на следующих принципах:

    Принцип гуманности.

    Принцип креативности и творческого начала в воспитании.

    Принцип доступности.

    Принцип эффектности.

    Принцип целостности.

    Участники проекта.

Общее количество участников проекта составит 29 человек, из которых – 25 учащихся и 4 педагогических работников.

Набор в лагерь будет осуществляться по желанию из числа подростков 6 – 8 классов, в возрасте от 13 до 15 лет, а также будут приглашены учащиеся, увлекающиеся естественными науками, учащиеся из малообеспеченных семей, участники экологического движения, биологического кружка, олимпиад, НОУ, конференции.

3. Время и место проведения.

Профильный экологический лагерь с дневным пребыванием подростков планируется с 2 июня по 27 июня 2014 года.

Питание участников осуществляется в школьной столовой. Для лабораторных занятий и отдыха предусмотрены отдельные помещения.

Содействуют в реализации программы районная детская библиотека, ДДЮТ «Росток», Осинский филиал Пермского краеведческого музея, лаборатория СЭС и Центр планирования семьи.

1. Исследовательская:

Изучение растений и животных Осинского района

Посещение краеведческого музея и музея «Природы»

Экскурсия в Осинскую лесную дачу

Лабораторные работы «Отбор проб атмосферного воздуха» и «Нитраты в овощах и фруктах»

Создание и защита экологических проектов.

2. Познавательная:

Реализация программы «Я и мое здоровье»

Интеллектуальные игры по экологии, биологии, валеологии

Праздники, посвященные дням Воды, Земли, Цветам и Леса.

3. Просветительская:

Выступление агитбригады «Здоровый образ жизни!»

Выпуск экологической газеты «Луч»

Оформление фотоальбома «Экоград»

Составление заметки в газету «Осинское Прикамье»

    Перспективный план работы по реализации программы

Дата

Мероприятие

Ответственные

1. Открытие лагеря.

2. Входной экологический мониторинг.

1.Подготовка к открытию лагеря.

2. Создание структуры самоуправления.

1. Презентация мэра и вице - мэра.

2. Оформление стенда «Экоград».

3. День науки.

1. День леса. Экскурсия в краеведческий музей.

2. Праздник края.

    Праздник Леса.

    Выставка творческих работ из природного материала.

    Программа «Я и мое здоровье».

    Практическая работа «Отбор проб атмосферного воздуха».

    Программа «Я и мое здоровье».

1. Экологический калейдоскоп проектов:

    «Зеленая аптека»;

    «Мое любимое дерево»;

    «Человек и лес»;

    «Вторая жизнь вещей».

2. День спорта «Сильнее! Выше! Быстрее!»

    Программа «Я и мое здоровье».

    Защита проектов.

    Закаливающие мероприятия.

1. День экологии «Защити нашу планету!»

2. Подготовка к выставке творческих работ на тему «Цветы»:

  • аппликации;

    объемные работы из цветной бумаги;

    сочинения.

3. Мисс Флора.

1.Праздник «Чудесный мир цветов».

2. Выпуск листовок «Берегите растения».

3. «Алло, мы ищем таланты!»

    Практическая работа «Нитраты в овощах и фруктах».

    Выпуск газеты « Нитраты в нашей жизни».

    Программа «Я и мое здоровье».

1. День воды. Просмотр видеофильма « Вода».

2. Творческая работа. Эссе «Правда это или ложь?»

3. Программа «Я и мое здоровье».

1. Выпуск листовок «Берегиня» с призывом к охране воды.

2. День памяти. Выступление агитбригады по теме «Нет наркотикам!»

3. Дыхательная гимнастика.

2. Ток-шоу «Самое лучшее – это вода».

3. Витаминизация.

1. Программа «Я и мое здоровье».

2. Интеллектуальная игра «Растения Прикамья».

3. Подготовка ко Дню криминалистики.

1.«Детектив – шоу».

2. Экскурсия в Осинскую лесную дачу.

    Составление паспортов живому организму и его защита.

1. Программа «Я и мое здоровье». Рефлексия.

2. Подготовка к закрытию лагеря.

3. Интеллектуальная игра «Животные Прикамья».

1.Подведение итогов. Награждение. Итоговый мониторинг.

2.Праздник «Наши достижения».

6. Распорядок дня с 9.00 до 16.00 часов

9.00 – 9.15 - зарядка

9.15 - 9.30 - линейка

9.30 - 10.00 - завтрак

10.00 - 12.00 - мероприятие

12.00 - 12.30 - оздоровительные процедуры, отдых на свежем воздухе

12.30 - 13.00 - обед

13.00 - 14.00 - подготовка к мероприятию

14.00 - 15.30 - экскурсии, музыкальные часы, спортивные соревнования

15.30 - 15.45 - полдник

16.00 - подведение итогов дня, рефлексия

7. Ожидаемые результаты и их оценка.

В ходе реализации проекта в период с 3июня по 27 июня 2014 года будут получены следующие результаты:

    Организован летний отдых подростков в количестве 25 человек.

    Для 25 детей организована оздоровительная работа (витаминизированное питание, занятие спортом).

    Проведено 3 экскурсии по охраняемым местам Осинского района и в краеведческий музей природы.

    Организована и проведена выставка творческих работ учащихся: рисунков, аппликаций, сочинений, экологических проектов.

    Организованы общественные акции «Берегиня», трудовой десант по уборке территории городского парка и прибрежной зоны реки Кама.

    Организован и оформлен стенд «Экоград».

    Проведена пропаганда и просвещение здорового образа жизни.

    Выпущены листовки с информацией о химическом составе питьевой воды, о редких и исчезающих видах растений и животных Осинского района.

    Проведены практические работы совместно с сотрудниками лаборатории СЭС.

Показателем эффективности проекта является изменившееся сознание участников, которое проявится в позитивном отношении подростков к себе, окружающей природе, в способности каждого оценивать свои поступки и поступки других.

Реальное улучшение психического и физического состояния подростков, которое проявится в активности, в без конфликтных отношениях, в адекватной реакции за замечания взрослых.

Осознанное участие в общественно-полезной деятельности.

Повышение экологической грамотности и экологической культуры участников лагеря – оперирование понятиями, умения вести наблюдение, анализировать, делать выводы, укрепляется интерес к изучению природы, формируется убеждение о необходимости беречь и охранять природу.

Поставленная цель, задачи и намеченные результаты достигнуты путем проведения различных мероприятий, экскурсий, бесед, общественно-полезного труда, проведение конкурсов, игр, соревнований.

Объективно оценить эффективность проекта помогут результаты анкетирования, а также результаты рефлексии, которые будут анализироваться после каждого мероприятия.

8. Кадровое обеспечение.

Селиванова Людмила Александровна – руководство деятельностью смены экологического лагеря, знакомит с условиями труда педагогов смены лагеря, проводит инструктаж по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждения несчастных случаев, составляет график выхода на работу педагогического персонала, несет ответственность за организацию питания и финансово-хозяйственную деятельность.

Мокрушина Елена Ивановна – учитель биологии.

Воспитатели участвуют в разработке концепции лагерной смены, составляют программу развития деятельности подростков. Отвечают за жизнь и здоровье детей: своевременный прием пищи, личную гигиену и безопасность, участие детей во всех мероприятиях, отслеживают и анализируют эмоциональное состояние детей.

Приложение 1.

Анкетирование участников экологического лагеря

Опросник «Альтернатива» (В.А. Ясвин).

Ориентирован на выяснении мотивации поступков опрашиваемых в природном окружении: готовы взаимодействовать с природой для получения эстетического удовольствия, изучения, практических действий, реализации своих целей.

В предложенных ситуациях подростки выбирают один вариант ответа, который кажется наиболее подходящим для них.

1. Для вашего аквариума Вы предпочли бы завести рыбок:

А) с красивой окраской;

Б) с интересным поведением.

2. Вы бы сочли для себя более подходящим занятием:

А) собирать гербарий лекарственных растений;

Б) собирать растения для изготовления настоек.

3. Если бы Вы были учителем биологии, то с большим удовольствием рассказывали ученикам:

А) о строении животных;

Б) о том, как ухаживать за животными.

4. В ботаническом саду Вы, скорее всего:

А) будете любоваться тропическими растениями;

Б) захотите получить отросток для выращивания дома.

5. Просматривая книгу о грибах, Вы больше обратите внимания:

а) на то, как они устроены;

6. Будучи селекционером, Вы бы предпочли выводить новые сорта:

а) цветочных культур;

Б) плодовых культур.

7. Купив календарь природы, Вы сначала прочтете:

А) стихи хороших поэтов о природе;

Б) заметки из блокнотов натуралиста.

    Получив диплом ученого агронома, Вы предпочли бы работать:

а) в лаборатории;

б) на опытной станции.

9. Вы бы завели собаку:

А) чтобы ухаживать за ней;

Б) для охраны квартиры.

10. Вы предпочтете прочесть:

А) книгу о красоте природы;

Б) книгу, которая учит ухаживать за растениями и животными.

11. Если бы Вы работали в лесном хозяйстве, то предпочли бы:

А) следить за ростом и развитием деревьев;

Б) руководить заготовкой ценной древесиной.

12. Если Вас пригласят провести выходной на даче с фруктовым садом, то Вы бы поехали туда:

А) весной;

Б) осенью.

Директор МБОУ СОШ №3

И.Н.Литвинова

«____» _______________ 2013г.

ПРОГРАММА

летнего школьного лагеря с дневным пребыванием

(направление: экология)

Составила: Терещенко Н.В.

«Море солнца, море света.

Здравствуй, праздничное лето!»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации.

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период свободного общения детей.

Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора.

Лагерь размещается на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения средней школы №3, г.Донецк, Ростовская область, ул.Цветкова, 18а. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Программа деятельности летнего лагеря ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и непременное условие развития.

Программа включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в условиях лагеря.

Основная идея программы - представление возможностей для раскрытия творческих способностей ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе. Общая численностью ___ человек, лагерь будет делиться на 3 отряда (первый отряд «Ромашка» - учащиеся 1-2 классов; второй отряд – «Ровесник» - учащиеся 3-4 классов, третий отряд «Эколог» учащиеся 5-7 классов).

Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.

Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа по формированию экологической культуры.

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Программа «Зелёный островок» нацелена на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и нравственной среде.

Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.

Лето – наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы, здоровье. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное – рядом.

В общении с природой заложен огромный потенциал для гармоничного развития личности. Активная экологическая работа, осуществляемая в летний период года, позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе.

Одна из содержательных линий программы включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью детей , и нацелена на формирование соответствующих умений и навык Наряду с овладением правилами гигиены, необходимо обучать умению ориентироваться в ситуациях, которые могут представлять опасность на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми.

Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Участие в дополнении основных направлений плана, конкретизация планирования каждого дня дает возможность детям самореализации.

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

    Конвенцией ООН о правах ребенка;

    Конституцией РФ;

    Законом РФ «Об образовании»;

    Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;

    Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;

    Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;

    Приказом «Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха». Приказ Министерства образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688.

Актуальность проблемы

Экологический лагерь дневного пребывания «Зелёный островок» организуется на базе МБОУ СОШ №3. Экологическое воспитание в условиях летних лагерей является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель:

    Создать условия для успешной организации экологического взаимодействия школьников с природой как основополагающего регулятора формирования экологической культуры личности каждого ребенка;

    Создание условий для обеспечения активного, интеллектуального и эмоционально насыщенного летнего отдыха и всестороннего развития личности ребёнка на основе его включения в жизнедеятельность сельского лагеря.

Задачи программы:

    Создать целостный подход к экологическому воспитанию культуры личности в условиях коллективной (творческой) деятельности, построенной на основе «зоны доверия» детей и взрослых.

    Формировать у детей представление о социальной значимости разумного отношения человека к природе, ее изучения, рационального использования и сохранения по принципам природной гармонии.

    Формировать положительное отношение к общечеловеческим ценностям, определяющим единство человека и природы и накопленным экологическим знаниям.

    Развитие творческих способностей воспитанников. Включение детей в различные виды деятельности с учетом их возможностей и интересов.

Программа летнего оздоровительного лагеря «Зелёный островок» опирается на следующие принципы :

1. Принцип гуманизации отношений : построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности : результатом деятельности воспитательного характера в лагере «Зелёный островок» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

3 . Принцип демократичности : участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.

4 . Принцип дифференциации воспитания : дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:

Отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

Создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

Взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

Активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип творческой индивидуальности : творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Направления деятельности летнего оздоровительного учреждения:

    Экологическое направление.

    Художественно – эстетическое направление.

    Физкультурно-оздоровительная деятельность.

    Патриотическое направление .

Экологическое направление

Задачи экологической деятельности:

Воспитать бережное отношение к природе. Обеспечить развитие экологического мышления:

Стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде;

Раскрытие сущности происходящих экологических, геополитических, исторических процессов;

Приобщение детей к изучению природы, истории родного края, осознанию связей между человеком и природой;

Изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения;

Основные формы работы :

Экологический десант

Операция « Тропинка»

«Экологическое ассорти»

«Зеленый патруль»

Участие в экологических акциях

Художественно – эстетическое направление

Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.

Задачи эстетической деятельности :

    пробуждать в детях чувство прекрасного;

    формировать навыки культурного поведения и общения;

    прививать детям эстетический вкус.

В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.

Основные формы проведения :

Посещение кинотеатров, музеев;

Конкурсы: «Мы снимаем кино…», «Самый, самый»

Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»

Основным назначением художественно- эстетической деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Формы организации художественно- эстетической деятельности:

Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»)

Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»)

Творческие конкурсы («Знакомьтесь – это мы!»)

Игровые творческие программы

Концерты («Звездопад»)

Творческие игры («День рекордов»)

Праздники («Творческая волна – 2013»)

Выставки, ярмарки

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.

Патриотическое направление

Задачи патриотической деятельности:

Пробуждать в детях чувство любви к родине, семье;

формирование уважительного отношения к памятникам истории и развития интереса к изучению родного края;

формирование национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений;

возрождение нравственных, духовных ценностей семьи и поиск эффективных путей социального партнерства детей и взрослых.

Основные формы работы:

Марафон сказок.

День России. Конкурс рисунков на асфальте «Я люблю тебя, Россия»

« Это ты, моя Россия!»

Спортивные соревнования «Снайпер»

Беседа «Символика Российской Федерации»

Игра «Зарничка»

Оздоровительная работа.

Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:

Ежедневный осмотр детей медицинским работником;

Утренняя гимнастика;

Принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере);

Организация пешеходных экскурсий;

Организация здорового питания детей;

Организация спортивно-массовых мероприятий:

Спортивные эстафеты;

Подвижные спортивные игры.

Работа по сплочению коллектива воспитанников

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:

Коммуникативные игры на знакомство «Тутти-фрутти», «Снежный ком»,

«Назовись»;

Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас».

Игры на сплочение коллектива «Зоопарк», «Заколдованный замок»,

«Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!»,

«Хвост дракона».

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

Анкетирование;

Беседы в отрядах;

Планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.

Беседы на отрядных сборах.

Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение)

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отзыв (рисунок « Наш лагерь»)

Беседы в отрядах

Цветопись

Народный форум (фабрика достижений лагеря)

Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период

Инструктажи:

«Правила пожарной безопасности»

«Правила поведения детей при прогулках и походах»

«Правила при поездках в автотранспорте»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

«Правила безопасности при терактах»

«По предупреждению кишечных заболеваний»

«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»

«Если ты один дома»

«Безопасность в доме»

«Правила поведения с незнакомыми людьми»

«Правила поведения и безопасности человека на воде»

«Меры доврачебной помощи»

«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».

Беседы:

«Как ухаживать за зубами?»

«Путешествие в страну Витаминию»

«Как беречь глаза?»

Агитбригада «Уроки безопасности при пожаре»;

Работа по развитию творческих способностей детей

Оформление отрядных уголков, стенных газет;

Ярмарка идей и предложений;

Конкурсы рисунков на асфальте: «Миру – мир!», «Ты, я и огонь», «Волшебные мелки»;

Коллективно-творческие дела: «Ключи от лета» (Театральный фейерверк», «Алло! Мы ищем таланты!», «До свидания, лагерь!»

Кружки

Кружок «Сказочник»

Кружок « Умелые руки»

Кружок «Айболит»

Ожидаемый результат .

    укрепление здоровья детей;

    формирование умений, навыков, приобретение жизненного опыта поведения в экстремальных ситуациях;

    создание благоприятных условий для оздоровления детей, их эстетического, патриотического и нравственного развития через сотрудничество с учреждениями дополнительного образования;

    пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями;

    укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

    развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;

привитие навыков самообслуживания;

    развитие чувства патриотизма;

    воспитание уважение к родной природе.

Что ожидают дети?

Самовыражение

Приключения

Дружба

Новые знакомства

Яркий отдых

Открытие нового

Радость, эмоциональное удовлетворение

Высокую активность ребят

Проявление лидерских качеств

Взрослые ожидают

Воспитание чувства ответственности

Сохранение и укрепление здоровья

Осознания малой и большой Родины

Расширение кругозора и проявление творческих способностей

Результат оценивается по следующим направлениям:

    Выявление мнения детей о качестве конкретного мероприятия, дела, о работе лагеря (беседа, анкетирование, шкала настроения, Ларец откровений).

    Усвоение норм и правил экологической грамотности, трансформация значительной их части в привычки ребят.

    Наличие потребности в приобретении экологически - краеведческих знаний, ориентация на их практическое применение.

    Физическое развитие и оздоровление детей через спортивно – игровую деятельность.

    Приобретение новых знаний, умений и навыков в основных областях творческой деятельности (труд, спорт, учение, общение).

    Формирование способностей детей эффективно общаться и работать в коллективе.

    Отражение деятельности отрядов осуществляется через отрядные уголки, анкетирование, интервью, итоговые сборы отрядов.

    Награждение за активное участие в мероприятиях.

Схема взаимодействия пришкольного лагеря

«Зелёный островок» с социумом в реализации программы

Центр детского творчества

Музыкальная школа

Городская библиотека

«Зелёный островок»

Газеты: «Донецкий рабочий», «Новость»

Городской музей

Школьная библиотека

Критерии эффективности реализации программы

Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.

Экран настроения

Дополнительно для анализа работает Ларец откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Ларец откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение лагерной смены.

9.00-9.15 Бодрячок

Музыка звучит: пора, пора!

С добрым утром, детвора,

И тотчас же по порядку

Всем ребятам на зарядку!

Линейка (Построение)

На линейку быстро стройся!

Завтрак

Всем за стол! Узнать пора,

Чем богаты повара !

Отрядные дела

Кто куда: кто в поход,

Кто в цветник, на огород!

Загорай и закаляйся,

В быстрой речке искупайся.

Раз пришел веселый час,

Здесь играют все у нас!

11.00.-11.15 Второй завтрак

Вот и снова горн поет,

Сладкий фрукт в столовой ждет!

«Твори! Выдумывай! Пробуй!» (занятия по интересам)

Не грустят в семействе нашем,

Мы поем, рисуем, пляшем,

Мастерим, умеем шить,

Все занятия хороши!

12.15-13.30 Общелагерное мероприятие.

13.30-14.00 Обед

Но у всех, смешливых даже,

За столом серьезный вид.

За обедом виден сразу аппетит.

А теперь всем: «ДО СВИДАНИЯ!»

Завтра снова мы придем

ДЕНЬ

МЕРОПРИЯТИЕ

День первый

«День знакомств»

1.Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе»

2. Операция «Уют»

3. Игры, конкурсы «Ярмарка идей»

4. Подготовка к открытию лагерной смены (творческие номера)

День второй

«Открытие лагеря Зелёный островок»

1. Минутка здоровья «Закаливание»

2. Беседа «Осторожно огонь»

3. Занятия в кружках

4. Подвижные игры на воздухе

5. Веселыми тропинками лета (открытие смены)

«Здравствуй ЛЕТО!»

День третий

«День игр, игрушек, шариков и бантиков»

1.Минутка безопасности «Мы и дорога»

2.Выход в бассейн.

3.Спортивно-развлекательный праздник «Шар-Ах, Шоу!»

День четвертый

«День экологии»

1.Минутка здоровья «Зеленая аптечка» (первая помощь при укусах насекомых)

2.Экологический десант десант «А в нашем лагере» (конкурс плакатов)

3. Спортивные игры на воздух

4. Конкурсы песен, пословиц, поговорок о лесе, природе

5. Игра по станциям «Экомарафон»

День пятый

«День Эколог-Шоу»

3. Выход в бассейн

4. Конкурс талантов «Эколог-Шоу»

День шестой

«День талантов»

1. Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию»

2. Беседа «Чем опасна дорога для нас и мы для дороги»

3. Выход в бассейн

4. Конкурс талантов «Звездопад»

День седьмой

«День Волшебных сказок»

1. Минутка здоровья «Книги о здоровье»

2. «Там чудеса…» встреча с сотрудниками библиотеки

3. Конкурс рисунков «Волшебные краски»

4. Участие в городской Спартакиаде, посвященной Дню России и Международному дню друзей.

5. Игра-путешествие «В гостях у сказки»

День восьмой

«Летняя карусель»

1. Минутка здоровья «Как снять усталость с ног»

2. Занятия в кружках

3. Выход в бассейн

4. Участие в городском празднике «День Свободной России»

5. Развлекательная игра по станциям «Летняя карусель»

День девятый

«День России»

1. Беседа «Мои друзья: велосипед, ролики, сноуборд, мопед»

2. Заочная экскурсия в музей «История нашего города»

3. Конкурс рисунков «Я люблю тебя, Россия»

4. Выход в парк

5. Спортивно-игровой праздник «Символика России»

День десятый

«День Фантазий и Юмора»

1.Беседа «Смех – лучшее лекарство»

2. Викторина «Устами младенца»

3. Занятия в кружках

4. Юмористический конкурс «Эти забавные животные»

День одиннадцатый

«День Следопытов»

1.Минутка безопасности «Один дома…».

2.Выход в бассейн

3.Игра на местности «Следопыт»

День двенадцатый

«День Олимпийцев»

1.Минутка здоровья «Бывают ли привычки невредными?»

2.Конкурс рисунков «Дети против наркотиков»

4. Развлекательная игра «Зов джунглей»

День тринадцатый

«День здоровья и спорта»

1.Минутка здоровья

2.Конкурс «Экологическая тропа»

4. Развлекательная игра «Весёлые старты»

День четырнадцатый

День «Лесное путешествие»

2.Путешествие в страну «Экология»

3.Занятия в кружках

4.Спортивно-развлекательное мероприятие «Лесное»

путешествие» Веселые старты с участием Бабы Яги и ее друзей

День пятнадцатый

«День водных забав»

1.Минутка безопасности «Как вести себя на воде?»

2.Путешествие в страну «Спортландия»

3.Занятия в кружках

4.Спортивно-развлекательное мероприятие «Экологическое ассорти»

День шестнадцатый

«День памяти и скорби»

1.Минутка здоровья «Правильное питание»

2.Митинг «Слава павшим героям» с участием ветеранов Вов

3.Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали»

4.Занятия в кружках

День семнадцатый

«Разноцветный День»

1. Минутка здоровья «Осанка – основа красивой походки»

2. Беседа «Как вести себя в театре, доме культуры».

3. Выход в бассейн

4. Конкурс «Творческая волна»

День восемнадцатый

«День расставаний»

1.Минутка здоровья «Гигиена в доме»

2. Выход в бассейн

3. Праздничный концерт , посвященный закрытию лагерной смены «Расстаются друзья»

Экологическая тропа.

В первой половине дня дети по отрядам выходят на этапы. На каждом их ждет определенное задание, связанное с природой. Каждый отряд ходит по своему маршруту. Весь маршрут детям сразу не известен. На каждом этапе они узнают, что их ожидает впереди.

Этапы соревнований.

    Станция «Бабушка-загадушка».

Детям предлагаются загадки о лесе, цветах, животных, птицах, неживой природе.

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

Кто поёт, надувая воздушные пузыри. (лягушка)

Месяц видел, а солнце скрыло. (роса)

В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. (дождь)

Кто без рук, без топора строит дом. (птица)

Не зверь, а воет. (ветер)

Много мастеров срубили избу без углов. (муравьи и муравейник).

Очаг один, а всю землю греет. (солнце).

Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (смородина)

    Станция «Пословица недаром молвится».

1) Детям дается начало послови­цы, они должны продолжить ее.

2) Вспомнить и назвать как можно больше пословиц (поговорок), связанных с природой.

Апрель с водою, май с – с травою.

В цвету трава – косить пора.

Что летом родится, зимой пригодится.

Не бывает хлеба без труда.

Весна даёт цветы, а осень - плоды.

При солнышке тепло, при матери добро.

3.Станция «С песней весело шагать». На этом этапе отряд должен исполнить песню о природе.

4.Станция «Где, чей дом?».

На асфальте начерчены круги с надписями: небо, озеро, льды, болото.

Ответственный за этап называет животных и растения. Например: во­робей, белый медведь, кувшинка, цапля, бурый медведь, осока и т. д.

Дети должны встать в тот круг, который является домом названного обитателя. (Воробей - небо; цапля - болото.)

5.Станция «Зеленый патруль».

Дети рассказывают о правилах поведения в ле­су, о том, что можно и что нельзя делать в лесу.

На этом же этапе можно предложить детям прослушать рассказ и найти в нем ошибки в поведении школьников:

За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про транзистор.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жар­кие, сухие, но в лесу жара так не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подбе­резовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Незнакомые нам грибы мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток, разожгли костер. Заварили в ко­телке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбросил банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Микробы их все равно разру­шат!» Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. Солнце поднималось все выше, становилось все жарче.

На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже сильно устали. В лесу много муравейников. Петя решил показать нам, как добывают му­равьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.

Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошел сильный дождь. Но нам было уже не страшно -мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

Оживленные, мы шли на станцию, перепрыгивая лужи. И вдруг попе­рек дороги поползла змея. «Это гадюка!» - закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к неподвижной змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка, это уж», - тихо сказала Маша. «Все равно - гадина!» - ответил Петя.

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час поезд подошел к городу. Весело прошел день!

6.Станция «Лечебница Айболита»

Примерные вопросы:

    Из какого растения изготавливают лекарство, улуч­шающее аппетит? (Корень одуванчика)

    Сок, какого растения останавливает кровотечение? (Пастушья сумка)

    Каким растением лечат нарывы, порезы? (Листом подорожника)

    Расскажи о каком-либо лекарственном растении. Для чего оно служит, как его используют (если возможно - покажи).

7. Станция «Белка»

Назови грибы, которые знаешь.

Какой гриб самый ядовитый? (Бледная поганка)

Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко, и др.)

Чем ценны плоды шиповника? (в них много витамина С)

Какие ягоды растут в наших лесах?

8. На этом этапе дети рисуют плакаты в защиту природы.

Все плакаты затем вывешиваются, чтобы все могли их увидеть.

Днем в отрядах можно провести конкурс рисунков или конкурс поде­лок из природного материала (это не должны быть листья, зеленые ветки, цветы).

Можно сходить с детьми на экскурсию в парк (лес).