Утеплители Изоляция Блоки

Тема:«профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации фгос до». Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований фгос Компетенция учителя в условиях фгос

Образовательные стандарты нового поколения предъявляют высокие требования к учителю. Чтобы воспитать достойного гражданина России, способного самосовершенствоваться на протяжении всей жизни, учитель должен быть сам примером для подражания. При этом сегодня педагог не транслятор знаний, а человек, который способен проектировать совместную деятельность с учащимися, готов к сотрудничеству, открыт для общения. Большое значение имеет готовность обучаться и повышать свою квалификацию в поисковом режиме, вести обсуждение проблем в диалоговой форме, непосредственной практикой «проверять» полученные знания и опыт, рефлексировать по поводу собственной и чужой практики, теоретически осмысливать существующие и формулировать новые проблемы.

В соответствии с изменениями, произошедшими в обществе, должен измениться и учитель. Всё более очевидным становится развитие профессиональной компетентности педагога. Это является необходимым условием изменения современного образовательного процесса. Какими же профессиональными педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы в своей деятельности добиться достижения образовательных результатов ребёнка, сформулированных как ключевые компетенции в образовательном стандарте? Компетенции - это компетентности работника, круг вопросов, в которых он хорошо осведомлён. Таким образом, компетенция - это заданное требование к уровню педагогического мастерства, а компетентность - это мера соответствия этому заданному требованию.

В педагогической науке понятие «профессиональная компетент-ность» рассматривается как сово-купность знаний и умений, опреде-ляющих результативность труда; объем навыков выполнения задачи; комбинация личностных качеств и свойств; комплекс знаний и про-фессионально значимых личност-ных качеств; направление профессионализации; теоретическая и практическая готовность к труду способность к слож-ным культуросообразным видам действий; основанный на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социаль-но-профессиональной жизнедея-тельности.

Сегодня выделяются следующие профессионально‐педагогические компетенции:

  • предметнаякомпетенция (знания в области преподаваемого предмета, методологии предмета);
  • общепедагогическая (знания в области индивидуальных особенностей психологии, психофизиологии и познавательных процессов личности);
  • профессионально‐коммуникативнаякомпетенция (практическое владение приёмами эффективного общения);
  • инновационная (владение современными технологиями развивающего обучения);
  • исследовательская (владениями навыками исследовательской деятельности);
  • рефлексивная(умение обобщить свою работу);
  • информационно‐коммуникативнаякомпетенция (владение основами ИКТ для обслуживания потребностей учебного процесса).

Требования к компетенциям преподавателей диктует профессиональный стандарт педагога. Если педагог не будет обладать компетенциями, предъявляемыми современным обществом в целом и Профессиональным стандартом в частности, то он не справится с задачами, возлагаемыми на него современным ФГОС и Законом об образовании.

Современный квалифицированный педагог должен не только обладать знаниями, умениями, навыками в области своих профессиональных интересов, но и иметь широкий кругозор, активную жизненную позицию, потребность в самообразовании, психологическую готовность к принятию решений в сложных производственных ситуациях, быть коммуникабельным. Профессиональную компетентность определяют как готовность к осуществлению педагогической деятельности определяют знания, умения, опыт.

Выделяют уровни сформированности профессиональной компетентности:

  • бессознательная некомпетентность («Я не знаю, что я не знаю»);
  • сознательная некомпетентность («Я знаю, что я не знаю»);
  • актуально сознаваемая компетентность («Я знаю, что я знаю»);
  • сознательно контролируемая компетентность (профессиональные навыки полностью интегрированы, выстроены в поведение, профессионализм становится чертой личности).

Этапы формирования профессиональной компетентности:

  • самоанализ и осознание необходимости;
  • планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
  • самопроявление, анализ, самокорректировка.

Образовательный процесс настолько динамичен и изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического труда. То, что безотказно действует сегодня, уже завтра оказывается недостаточным или даже непригодным. Профессиональная компетентность позволяет педагогу постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уже о том, что он должен быть активным пользователем информационно-коммуникативных технологий обучения. «Зрелая» профессиональная компетентность позволит осуществить смену позиции педагога с ведущей на сопровождающую. Чем выше уровень рефлексии педагога, тем выше его готовность и способность к изменению системы установок адекватно меняющейся ситуации. Тем самым педагог может достигать педагогической компетентности в изменяющихся условиях современности, и самообразование будет являться средством развития профессиональной компетентности.

Развивать профессиональные компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС можно следующими путями:

  • знакомство с педагогической и методической литературой;
  • регулярное использование информации из Интернета;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные (не реже 1 раза в пять лет);
  • аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию (1 раз в пять лет);
  • самообразование;
  • активное участие в работе районных методических объединений, педсоветов, методических и проблемных семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов, открытых уроков;
  • использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий, в т.ч. интерактивных;
  • участие в различных конкурсах, исследовательских работах;
  • обобщение и распространение опыта, создание собственных публикаций.

Конечно же, компетентность связана с опытом. Волевые усилия в профессионально-педагогической деятельности подкрепляются осознанием предшествующего опыта, педагог сознательно самоорганизует свою деятельность, направленную на запланированный конкретный результат. Однако нельзя утверждать, будто компетентность тем выше, чем большим опытом работы обладает педагог.

Профессиональные качества педагога:

  • Интерес и любовь к детям, увлеченность педагогической деятельностью
  • Трудолюбие, честность, порядочность
  • Эмоциональность, оптимизм
  • Выразительность речи, педагогический такт
  • Творческое начало личности
  • Организаторские способности
  • Чувство юмора
  • Настойчивость, дисциплинированность и т.д.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает создание и поддержание в образовательном учреждении развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в образовательном учреждении условия должны:

соответствовать требованиям Стандарта;

обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и полноценную реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;

предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.

Неотъемлемым и важнейшим компонентом системы условий реализации основной образовательной программы является укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой и способными к инновационной профессиональной деятельности. Педагоги, работающие с обучающимися, должны обладать комплексом профессиональных компетенций , соответствующих современным требованиям к их деятельности.

Компетенция в данном случае рассматриваются формирующаяся в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности система ценностей, знаний, умений и способностей, позволяющих педагогу адекватно решать функциональные задачи, составляющие сущность его профессиональной деятельности. Компетентность же выступает как качественная характеристика реализации педагогом сформированных у него компетенций.

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

Основой для разработки перечня базовых профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных учреждений являются требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ, закрепленные в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, учитывающие научно-обоснованные представления о целях и закономерностях образования в современном обществе и приоритеты государственной образовательной политики Российской Федерации. Содержание предлагаемого перечня воплощает требования к квалификационным характеристикам педагогических работников, установленные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». На основе этого официального документа в общеобразовательных учреждениях должны быть разработаны и приняты обновленные должностные инструкции, содержащие конкретный перечень должностных обязанностей педагогических и руководящих работников, с учётом особенностей организации труда и управления, прав, ответственности и компетентности работников участников образовательного процесса.

Однако лаконичные формулировки правового документа, конечно же, не могут выступать достаточной основой для проектирования процессов профессионального развития педагога. Для этих целей необходимо более полное и содержательное описание состава тех компетенций, которые определяет способность педагога успешно решать не только привычные, но и новые профессиональные задачи, встающие в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов.

Для обеспечения данной потребности в ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» разработана представленная ниже модель базовых профессиональных компетенций педагогических работников в условиях реализации ФГОС . При ее формировании использованы материалы, подготовленные под руководством академика РАО, доктора психологических наук, директор института содержания образования НИУ-ВШЭ В.Д. Шадрикова в рамках разработки методики оценки уровня квалификации педагогических работников (2010 г.). Вместе с тем, содержащиеся в этих докмуентах позиции были критически переосмыслены, скорректированы и дополнены в контексте анализа требований ФГОС.

Характеристики компетентностей

Показатели сформированности

компетентности

1. Профессионально значимые личностные качества

1.1.Вера в силы и возможности обучающихся

Является необходимой основой ориентации педагога на раскрытие потенциальных возможностей обучающихся, готовности оказывать всестороннюю поддержку их личностному развитию.

- умение находить положительные стороны у каждого обучающегося и строить образовательный процесс с опорой на эти стороны;

- создание ситуаций успеха для обучающихся;

- умение осуществлять педагогическое оценивание, мобилизующее учебно-познавательную активность

1.2.Эмпатийность

Заключается в способности поставить себя на место другого, определить его эмоциональное состояние на основе внешних проявлений (мимики, поступков, жестов), а также в способности к сопереживанию и бережном отношении к внутреннему миру окружающих. Служит необходимым условием выстраивания субъект-субъектных отношений с обучающимися, осуществления педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся.

- умение давать характеристику обучающегося, адекватно отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

- умение выяснять индивидуальные предпочтения, возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;

- умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира ученика;

- умение оказывать эмоционально-психологическую поддержку обучающимся и коллегам по работе;

- все обучающиеся безбоязненно обращаются к педагогу за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи .

1.3.Социорефлексия

Проявляется в стремлении и умении педагога посмотреть на себя глазами других, оценить себя со стороны, в открытости к принятию других позиций. Способность к социорефлексии дает педагогу возможность анализировать собственные поступки и действия, а также лучше понимать действия других участников образовательного процесса. Такая позиция является важным источником саморазвития педагога, помогает разрешать различные затруднения в работе.

Открытость к принятию других позиций предполагает, что педагог не считает свою точку зрения единственно правильной и открыт к диалогу с окружающими. Он интересуется мнением других, в случаях достаточной аргументации готов корректировать собственную позицию.

- интерес к мнениям и позициям других;

- умение смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания на этой основе;

- убеждённость, что истина может быть не одна;

- учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся

1.4. Общая культура

Накладывая отпечаток на характер и стиль педагогической деятельности, во многом определяет позицию педагога в глазах обучающихся и, соответственно, успешность педагогического общения.

- ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

- осведомленность об актуальных изменениях в социальной жизни;

- знание материальных и духовных интересов молодёжи;

- демонстрация собственных интерересов, кругозора в ситуациях общения с обучающимися, в том числе – в рамках руководства дополнительным образованием, внеурочной деятельностью учащихся;

- соответствие поведения, речи, внешнего вида педагога этическим и культурным нормам.

1.5. Эмоциональная устойчивость

Существенно влияет на характер отношений в рамках образовательного процесса, в деловом взаимодействии с коллегами, администрацией, родителями, определяет эффективность владения классом.

- сохранение спокойствия в трудных, эмоционально-напряженных ситуациях;

- сохранение способности к объективной оценке в ситуации эмоционального конфликта;

- способность находить продуктивные пути разрешения конфликтов

1.6. Позитивная направленность на педагогическую деятельность

и уверенность в себе

Выступает необходимым элементом мотивации к педагогической деятельности. Способствует установлению позитивных отношений с коллегами, обучающимися, администрацией.

- осознание целей и ценностей педагогической деятельности;

- позитивное настроение, желание работать;

- высокая профессиональная самооценка, вера в собственную эффективность

1.7.Самоорганизованность

Обеспечивает способность к эффективному планированию и реализации намеченных планов, оптимальному распределению ресурсов для осуществления профессиональных задач, способность к самоконтролю, эффективной работе без постоянного внешнего контроля.

- умение рационально планировать собственную деятельность по решению профессиональных задач;

- деятельная ориентация на достижение поставленных целей;

- способность оперативно корректировать способы достижения целей и текущие задачи в соответствии с меняющимися условиями;

- своевременное и ответственное выполнение принятых на себя обязательств;

- обеспечение рациональной организации собственного рабочего пространства;

- поддержание порядка в необходимой документации.

2. Компетентность в постановке целей

и задач педагогической деятельности

2.1.Умение ставить педагогические цели с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Составляет основу педагогического целеполагания - формирования идеального образа будущего результата, ради достижения которого организуется и осуществляется совместная деятельность педагога и учащихся. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях, умеет работать и с обучающимися как с группой, включающей детей одного возраста, и с каждым отдельным учеником.

- наличие соответствующих концепции ФГОС представлений о планируемых результатах освоения основных образовательных программ;

- умение определять систему промежуточных целей на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;

- умение обоснованно ставить цели обучения по предмету, цели личностного развития, воспитания и социализации обучающихся с учетом возраста обучающихся, особенностей класса;

- умение корректировать цели и задачи деятельности в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала;

- умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся на основе планируемых результатов освоения образовательных программ.

2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

Является необходимым условием реализации субъект-субъектного подхода, ставящего обучающегося в позицию активного субъекта деятельности. Педагогическая задача представляет собой результат, достижимый в данный отрезок времени в определенных условиях. Перевод темы занятия в педагогическую задачу предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности обучающихся и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата.

- умение формулировать цели урока с учетом планируемых результатов освоения реализуемых образовательных программ;

- умение конкретизировать тему урока до комплекса взаимосвязанных задач;

- умение определять критерии достижения целей урока;

- умение сформулировать цели урока в понятной для обучающихся форме;

- умение соотнести результаты обучения с поставленными целями и задачами.

2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач

Определяет способность педагога сделать цель урока целью для ученика, обеспечить ее принятие и наполнение личностно-значимым смыслом. С точки зрения требований ФГОС данное умение абсолютно необходимо педагогу для формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий

- умение организовать вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, результатов предстоящей деятельности, способов их достижения;

- систематическое использование соответствующих приемов в ходе учебных занятий;

- обеспечение педагогом проверки понимания обучающимися целей и задач урока.

3.Компетентность в области мотивации учебной деятельности

3.1.Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех

в учебной деятельности

Является основой компетентности педагога в мотивировании учебной деятельности за счет создания ситуаций, формирующих и закрепляющих у ученика веру в собственные силы и возможности достижения требуемых результатов.

- знание возможностей конкретных учеников;

- умение дифференцировать задания с тем, чтобы учащиеся могли почувствовать успех;

- демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам

- подчеркивание даже незначительных успехов обучающихся

3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации

обучающихся

Заключается в умении педагога создавать мотивацию учебной деятельности на основе соотнесения предлагаемого материал с личным (субъектным) опытом и сферой интересов обучающихся. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные знания, то она сама приобретает мотивирующий потенциал, способствуя созданию установки на позитивное восприятие учебной деятельности.

- умение выстраивать деятельность на уроке с учетом имеющегося уровня учебной мотивации;

- использование разнообразного спектра материалов и заданий, способных вызвать интерес к разным темам преподаваемого предмета;

- использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в своей педагогической деятельности;

- умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов;

- способность поддерживать доброжелательную атмосферу на уроке;

- умение активизировать творческие возможности обучающихся;

- демонстрация практического применения изучаемого материала;

- поощрение любознательности учащихся, выхода за рамки школьной программы при выполнении заданий;

- обеспечение возможности самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности;

- создание условий для вовлечения учащихся в дополнительные формы познавательной деятельности по предмету (олимпиады, конкурсы и т.д.)

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности

4.1. Компетентность в предмете преподавания

Отражает теоретическую грамотность педагога в области преподаваемого предмета, свободное владение его содержанием, понимание взаимосвязи теоретических положений с жизненной практикой, способность показать эту взаимосвязь учащимся.

- знание содержания отраслей научного знания, лежащих в основе преподаваемых предметов, области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

- активное использование дополнительных материалов при подготовке к уроку (книги, интернет-ресурсы);

- организация работы с учащимися с опорой на знания, полученные ими ранее при изучении других предметов;

- демонстрация возможности применения получаемых предметных знаний для объяснения социальных и природных явлений;

- владение методами решения различных задач, характерных для данного предмета;

- умение свободно решать задачи ЕГЭ, ГИА, предметных олимпиад.

4.2. Компетентность в методах преподавания

Умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках учебного занятия, цикла занятий является необходимым критерием грамотной работы педагога. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересам и иных конкретных условий. Он отдает предпочтение методам, побуждающим рассуждать. Компетентность в методах преподавания играет решающую роль в обеспечении эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой.

- знание современных педагогических технологий (развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио и др.);

- знание частных методик, позволяющих реализовать содержание преподаваемого предмета;

Применение в образовательном процессе личностно-деятельностных методов обучения и воспитания;

- умение выбирать и эффективно применять образовательные технологии, методы обучения, позволяющие достигать планируемых результатов освоения образовательных программ;

- применение методов и приемов, обеспечивающих организацию самостоятельной (в том числе – исследовательской и проектной) работы обучающихся в информационно-образовательной среде;

- своевременное внесение корректив в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации;

- владение на уровне продвинутого пользователя современными информационно-коммуникационными технологиями и их обоснованное использование в образовательном процессе

4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)

Профессиональная деятельность педагога предполагает проявление внимания к изучению психологических и физиологических особенностей, возможностей и ограничений обучающихся, фиксацию в процессе работы наиболее эффективных способов мотивации отдельных школьников и класса в целом. Компетентность в данной сфере позволяет осуществлять индивидуальный подход к организации образовательного процесса и служит условием гуманизации образования, позволяет обеспечить мотивацию учебной активности.

- наличие современных психологических знаний об ученике как субъекте образовательной деятельности и умение использовать их при проектировании образовательного процесса;

- наличие необходимых знаний в области физиологии, школьной гигиены, здоровьесберегающих технологий;

- умение проектировать на основе концептуальных положений ФГОС социальный портрет ученика и осуществлять диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.

- владение методами психололго-педагогической диагностики (во взаимодействии школьным психологом), социометрии;

- ориентация в социальной ситуации класса, в особенностях взаимоотношений между обучающимися;

- использование данных психологической, социальной, медицинской диагностики в практике педагогической деятельности, в том числе – при разработке и реализации индивидуальных траекторий развития обучающихся;

- умение составлять характеристику обучающегося, отличающуюся обоснованностью и хорошим знанием индивидуальных особенностей;

- рефлексия педагогом собственных индивидуальных особенностей и учет их в своей профессиональной деятельности, общении с детьми

5. Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений

5.1. Умение разработать учебную программу, выбрать учебники и учебные комплекты

Компетентность в разработке образовательных программ, выборе учебников и учебно-методических комплексов, умение разрабатывать собственные дидактические и методические материалы во многом играют ключевую роль в обеспечении достижения высоких образовательных результатов обучающихся. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.

Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся, учитывать индивидуальные образовательные потребности и возможности

- знание ФГОС, иных нормативных документы, отражающих требования к содержанию и результатам учебной деятельности, примерных программ;

- знание состава и особенностей учебно-методических комплектов, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;

- владение навыками анализа программ, учебной литературы, цифровых образовательных ресурсов, умение осуществлять их обоснованный выбор;

- умение разрабатывать рабочие программы по предмету и программы внеурочной деятельности, соответствующие требованиям ФГОС и иных нормативных документов, возрастным особенностям учащимся, специфике условий образовательного процесса, требованиям преемственности обучения;

- умение разрабатывать (корректировать имеющиеся) дидактические и методические материалы, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов;

- осуществление систематического анализа эффективности реализуемых образовательных программ, используемых учебных материалов

5.2. Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения в ситуациях, диктуемых практикой: как установить дисциплину; как мотивировать познавательную активность; как вызвать интерес у конкретного ученика; как обеспечить понимание и т.д. Разрешение различных педагогических ситуаций составляет суть педагогической деятельности. Педагог должен быть готов как к принятию стандартных решений, базирующихся на определенных правилах, нормах, положениях, так и к выработке творческих, интуитивных решений, зачастую – в ситуациях, не дающих много времени на осмысление.

- знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

- владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

- владение приемами анализа альтернативных решений;

- умение эффективным образом формулировать цели и критерии их достижения в различных ситуациях;

- знание типичных конфликтных ситуаций и их разрешения;

- развитость педагогического мышления

6. Компетентность в организации учебной деятельности

6.1.Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи, учебного материала и способов деятельности

Добиться понимания учебного материала, освоения способов учебно-познавательной или практической деятельности – важнейшая задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений, путём демонстрации практического применения изучаемого материала, другими путями.

- знание того, что знают и понимают ученики;

- знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

- свободное владение изучаемым материалом;

- продуманное включение нового учебного материала в систему освоенных обучающимися знаний;

- демонстрация практического применения изучаемого материала;

- умение обеспечивать опору на чувственное восприятие материала;

- способность адаптировать особенности передачи информации к возрасту и уровню подготовки учащихся;

- умение организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи

6.2.Компетентность в формировании способов умственной деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и системой интеллектуальных операций и его способность формировать различные виды универсальных и предметных учебных действий у обучающихся

- знание системы интеллектуальных операций, лежащих в основе учебно-познавательной деятельности;

- уверенное владение этими интеллектуальными операциями;

- умение целенаправленно формировать универсальные учебные действия у обучающихся;

- умение организовать использование учебных действий, адекватных решаемой задаче

6.3. Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога

- знание функций и видов педагогической оценки;

- знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

- владение методами педагогического оценивания;

- умение обоснованно использовать для различных целей разные методы и процедуры оценивания;

- умение осуществлять грамотный подбор/разработку контрольно-измерительных материалов, адекватных задачам оценивания;

- использование современных способов оценивания, базирующихся на применении информационно-коммуникационных технологий (электронное тестирование, ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

- аргументация выставляемых оценок, выделение достижений и недостатков в работах учащихся;

- включение обучающихся в процесс оценивания, систематическое формирование у них навыков самооценки учебной деятельности;

- умение анализировать результаты педагогического оценивания;

- умение корректировать образовательный процесс в соответствии с полученными результатами оценивания;

- умение осуществлять профессиональную рефлексию и самооценку профессиональной деятельности

6.4. Компетентность в использовании современных средств обучения

Обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе использования потенциальных возможностей современных средств обучения

- знание современных средств обучения и их дидактических возможностей;

- знание современных требований к оснащению учебных кабинетов и к организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения;

- умение применять современные технические средства обучения;

- умение использовать средства обучения адекватно поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам

7. Информационно-коммуникационная компетентность

Обеспечивает способность педагога эффективно ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию в профессиональных целях, в том числе – для собственного профессионального саморазвития

- умение осуществлять поиск информации для решения профессионально значимых задач, в том числе – с использованием средств ИКТ и ресурсов сети Интернет;

- способность понимать информацию, представленную в разных формах (текст, визуальный ряд, графики, диаграммы, таблицы);

- умение интерпретировать и критически оценивать информацию;

- умение структурировать информацию;

- умение представлять имеющуюся информацию в различных формах и на различных носителях;

- умение адаптировать информацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;

- эффективно использовать для систематизации, представления и обработки информации средства ИКТ - текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, электронную почту;

- умение использовать в целях профессионального развития ресурсы профессионально-ориентированных сетевых сообществ, дистанционного образования

8. Аналитико-прогностическая компетентность

Обуславливает возможность эффективного анализа педагогом своей профессиональной деятельности, выявления существующих в ней проблем и принятия решений, обеспечивающих их оптимальное решение

- умение осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения;

- умение проводить сравнение и классификацию на основе самостоятельно выработанных критериев;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение устанавливать аналогии;

- умение определять проблему на основе анализа фактов, относящихся к сфере профессиональной деятельности;

- умение грамотно формулировать задачи, направленные на решение выявленных проблем;

- умение выстраивать иерархию проблем и задач;

- умение осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение определять ресурсы, необходимые для решения поставленных задач;

- умение прогнозировать возможные последствия и результаты деятельности

9. Коммуникативная компетентность

Обеспечивает эффективное построение взаимодействия с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией как условие продуктивного образовательного процесса. Позволяет вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения педагогических целей.

- умение устанавливать отношения сотрудничества и вести диалог с учащимися, другими участниками образовательного процесса;

- грамотное владение устной и письменной речью, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владение методами убеждения и аргументации своей позиции;

- способность насыщать общение положительными эмоциями и чувствами;

- умение создавать рабочую атмосферу и поддерживать дисциплину на уроке;

- умение диагностировать причины конфликтных ситуаций;

- владение способами продуктивного разрешения конфликтов;

- умение привлекать других людей к решению поставленных задач;

- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы при решении профессионально значимых задач;

- умение публично представлять результаты своей работы, выбирать адекватные формы и методы презентации;

- владение способами эффективного разрешения конфликтов;

- умение осуществлять эффективную коммуникацию с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, чат, форум, видеоконференцсвязь)

10 Поликультурная компетентность

Обеспечивает готовность педагога к жизни и эффективному выполнению профессиональной деятельности в условиях поликультурного (многокультурного) общества. Востребованность данной компетенции обусловлена расширением и усложнением межкультурных взаимодействий в современном обществе, переживающем процессы глобализации и сложной культурной трансформации. В контексте этих процессов особое значение приобретает проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Ее решение в рамках школьного пространства напрямую зависит от педагогов, требуя от них адекватного восприятия культурных различий, толерантности, готовности к межкультурному диалогу, умения эффективно его выстраивать. Только в этом случае образование сможет выполнять возлагающиеся на него задачи, связанные с консолидацией российского общества, формированием общероссийской гражданской идентичности, гармонизацией социальных отношений.

- толерантность, принятие этнокультурных различий;

- осведомленность об особенностях традиций, ментальных установок этнокультурных групп, с представителями которых приходится взаимодействовать педагогу в процессе своей профессиональной деятельности;

- интерес к особенностям традиций, обычаев, ценностных ориентаций, моделей поведения, истории различных групп поликультурного общества;

- умение учитывать этнокультурные и конфессиональные особенности при взаимодействии с участниками образовательного процесса, окружающими;

- знание и понимание целей, принципов, основных идей поликультурного образования;

11. Правовая компетентность

Обеспечивает необходимую ориентацию в правовом поле профессиональной деятельности, позволяет эффективно использовать нормы, зафиксированные в юридических документах, для решения задач педагогической деятельности

- знание Конституции Российской Федерации, официальных документов, определяющих приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность и правовой статус участников образовательного процесса, локальных актов образовательного учреждения;

- умение осуществлять поиск необходимой правовой информации с использованием справочных информационно-юридических систем;

- умение грамотно применять знание правовых норм в конкретных ситуациях, возникающих в процессе образовательной деятельности.

12. Компетентность в сфере инновационной деятельности

Обеспечивает совершенствование образовательного процесса на основе внедрения инноваций, является показателем и важным фактором профессионального саморазвития педагогов.

- интерес к передовому педагогическому опыту, новшествам в сфере образования;

- позитивное отношение к новшествам;

- способность критически анализировать содержание инноваций с учетом конкретных условий деятельности;

- способность соотносить изменения в собственной профессиональной деятельности с актуальными и перспективными тенденциями и потребностями развития образования и общества в целом;

- умение осуществлять поиск и систематизацию информации, связанной с направлением планируемой инновационной деятельности;

- способность генерировать новые продуктивные идеи в сфере профессиональной деятельности;

- владение навыками педагогического проектирования;

- умение привлекать коллег, администрацию к поддержке и участию в инновационных проектах;

- умение осуществлять мониторинг процесса и результата внедрения инноваций;

- инициативное участие педагога в разработке и реализации педагогических проектов, опытно-экспериментальной деятельности, различного рода профессиональных конкурсах


Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010.

Жорова Виктория Николаевна
Должность и место работы: воспитатель МДОУ "Детский сад №4 "Буратино" ТМР, г.Тутаев
Назначение материала : материал будет полезен для педагогов дошкольной организации.В данном материале изложено понятие профессиональной компетенции, представлен практический опыт педагога по повышению профессиональной компетенции.
Впервые в российском образовании разработан Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который призван повысить мотивацию педагогических работников к профессиональной деятельности и качеству образования.
Компетенции педагогов, реализующих программы дошкольного образования, раскрыты в Стандарте дошкольного образования.
Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:
воспитательно-образовательной;
учебно-методической;
социально–педагогической.
Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:
осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
обеспечение охраны жизни и здоровья детей.
Учебно-методическая деятельность
планирование воспитательно-образовательной работы;
проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.
Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:
консультативная помощь родителям;
создание условий для социализации детей;
защита интересов и прав.
Успешная деятельность по трем направлениям (воспитательно-образовательной, учебно-методической, социально–педагогической) возможна только в случае обладания педагогом совокупностью профессиональных компетенций:
1) методологической,
2) психолого-педагогической,
3) коммуникативной,
4) исследовательской,
5) презентационной,
6) акмеологической,
7) ИКТ-компетентностью,
8) эмоциональной компетентностью.
Исходя из современных требований, можно определить основные способы развития профессиональной компетентности педагога :
- работа в методических объединениях, творческих группах;
- исследовательская, экспериментальная деятельность;
- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
- различные формы педагогической поддержки;
- активное участие в педагогических конкурсах, мастер-классах;
- обобщение собственного педагогического опыта;
- самообразование педагогов (расширение и углубление знаний, совершенствование имеющихся и приобретение новых навыков и умений);
- прохождения различных курсов повышения квалификации.
Ни один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.
Как современный творческий педагог, я повышаю свою профессиональную компетентность всеми доступными способами.
Презентационная и ИКТ-компетентность:
Презентую положительный опыт своей деятельности на личном сайте, на страницах образовательных порталов МААМ и «Социальная сеть работников образования», на районных методических объединениях, педагогических советах МДОУ. Участвую в интернет-конкурсах. Представила личный опыт организации образовательной деятельности, участвуя в муниципальном этапе всероссийского профессионального конкурса «Воспитатель года России - 2016».
В рамках региональной инновационной площадки по введению ФГОС ДО разработала паспорт развивающей предметно-пространственной среды (игровой модуль для младшей группы). Материал вошел в сборник отчуждаемых продуктов РИП (слайды 4-8).
Психолого-педагогическая компетентность:
Исходя из возрастных особенностей детей, их психического развития, написала методическую разработку «Сенсомоторное развитие детей раннего возраста через применение развивающих игр и пособий»; составила план по самообразованию на тему «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми 3-4 лет» (слайды 9, 10).
Коммуникативная компетентность:
Практическое овладение приемами общения позволило осуществлять позитивное, результативное взаимодействие с родителями, как полноправными участниками образовательных отношений: мастер-классы, совместные событийные мероприятия, практико-ориентированные проекты (слайд 11).
Методологическая компетентность:
Участвую в образовательных вебинарах по вопросам реализации ФГОС ДО – применение современных педагогических технологий. Осваиваю новую культурную практику – правополушарное рисование - для дальнейшего включения этой техники в совместную деятельность педагога и детей (слайды 12, 13).
Важнейшая составляющая профессионального роста – постоянный творческий поиск педагогом более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества обучения и воспитания. Мое творческое начало проявилось в изготовлении дидактических игр и пособий, элементов оформления групповой комнаты и музыкального зала из потолочной плитки (слайды 14,15).

современные требования по ФГОС»

В педагогике есть аксиома: интеллект оттачивается интеллектом, характер воспитывается характером, личность формируется личностью.

Ученики говорят: «Учитель должен знать все и ещё чуть - чуть». В этой шутке есть немалая доля истины.

Опытные учителя утверждают, что любимый предмет усваивается в десять раз продуктивнее, чем нелюбимый. Однако для педагога важны не только специальная подготовка, но и гибкость мышления, умение творчески подходить к решению познавательных и практических задач. Возможность следить за мыслями преподавателя вырабатывает у школьников культуру мышления.

Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Хороший педагог – это прежде всего хороший человек, способный к сопереживанию, порядочный и честный, умеющий уважать детей и бережно к ним относится.

Профессию учителя по праву называют гуманной. Педагогический гуманизм выражается в бескорыстной потребности помогать детям расти здоровыми духовно и физически. Вместе с тем нельзя представить себе образ педагога как некую стандартную модель, состоящую из общепринятых стандартов (см. приложение 1). Однако педагогу полезно иметь ориентиры в виде желательных свойств характера для профессионально – педагогического самовоспитания. Такие личностные качества учителя, как общительность, самообладание, настойчивость в достижении цели, оптимизм и юмор и его педагогические потребности, составляют надёжный фундамент его профессионализм. У истинного педагога не разделяется рабочее и свободное время: он всегда думает о детях.

Непременным уровнем успешности педагогической деятельности является любовь к детям. Отсутствие у педагога любви к детям свидетельствует о его профессиональной непригодности. Древние говорили: «хорошо быть строгим, еще лучше – добрым, но лучше всего справедливым».

Личные качества педагога – очень важный пункт в его профессиональной компетентности. Развитие современного общества диктует особые условия организации образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет не только личностное, но и профессиональное развитие педагогов.

Какой он, современный педагог?

Современный педагог – это профессионал. Отличительными чертами современного педагога являются постоянное самосовершенствование, самокритичность и высокая культура труда. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого учащегося – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования федерального государственного образовательного стандарта, к организации учебно-воспитательного процесса не могут существовать. Современному учителю учиться вместе с учащимися, уметь мотивировать обучающихся, включая их в разнообразные виды деятельности с учетом их склонностей и интересов, позволяющие наработать им требуемые компетенции, владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе. Педагоги смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться, если они перестанут «бояться нового».

Современный педагог – это не только человек, который обладает большим багажом знаний и постоянно занимается самообразованием, но и хороший психолог.

Современный педагог выступает для детей в роли соратника, наставника, друга. Сотворчество исключает высокомерный взгляд на ребёнка с позиции взрослого.

Современный педагог – педагог, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает: «ведь школа жива, пока учитель интересен ребёнку».

Приложение 1.