Утеплители Изоляция Блоки

Исследовательская работа дети войны моего села. Исследовательская работа на тему: «Дети войны. А вот их неполные имена

МОУ «СОШ с. Сосновка Саратовский район Саратовская область»

Исследовательская работа

«Дети войны»

Работу выполнили

Учащиеся 8 класса, Малофеева Полина,

Карамалиев Сергей, Алишина Карина,

Мичурин Дмитрий, Панова Ольга

Руководитель:

учитель русского языка и литературы

Малофеева Елена Владимировна

2013-2014 учебный год

Проект « Дети войны»

Данный проект является составной частью долгосрочного проекта учащихся 8 класса «Мы- правнуки Победителей». Проект был подготовлен и оформлен в 2012-2013уч. году, представлен на школьной научной конференции и занял 1 место.

Цель:
Воспитание патриотизма, чувство гордости за героическое прошлое своих близких.
Задачи:

1. Формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, об участии в ней своих родственников.

2. Развитие исследовательских способностей детей, самостоятельности в поисках необходимой информации, умение использовать полученные знания в сочинениях, рассказах, рисунках.
Обоснование выбора темы.

Историческая память - это непросто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим оттого, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут помочь нам не только ветераны войны, но и те, кто в военную пору были детьми и подростками, т.е. ровесниками наших учеников, а ныне нашими бабушками и дедушками. О жизни этого поколения мы - ученики почти ничего не знаем. А ведь именно они, дети войны, стали главной ее жертвой, так как она лишила их не только детства и всех радостей, которые его сопровождают, но и отняла у многих самых близких людей. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить ушедших на фронт отцов и братьев и у заводского станка, и у плуга на пашне. Именно за их свободу, их будущее шли на смерть отцы и братья. Именно им, детям войны, пришлось восстанавливать родные города и возрождать села.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете», - писал А. Твардовский. Горе и страдания, боль и утраты помогли воспитать в наших бабушках и дедушках стремление к достойной жизни, любовь к ней, самопожертвование, сострадание, доброту, отзывчивость, трудолюбие - все те качества, которых так не хватает нашему поколению. Неужели лишь через сострадания можно воспитать в себе лучшие нравственные качества? Конечно, нет. Их можно воспитать на примере старших поколений, на уважении к прошлому своих близких и своего народа. У каждого времени есть свои трудности, свои беды. Оправдывая сегодняшнюю безнравственность, многие говорят: « Время такое!». Понять и осознать нам, молодому поколению, что не время творит человека, а он сам является творцом своей эпохи, должен был наш проект « Дети войны».

Участники проекта:
Учащиеся МОУ «СОШ с. Сосновка» 8 класса, классный руководитель

Малофеева Е.В., р одители учащихся.
Принципы проектной работы:
Решение проблем:
- Почему нельзя забывать прошлое?

- Какой след оставила война в твоей семье?

- В чем состоит жизненная трагедия детей войны?

Почему детей военного времени тоже нужно считать участниками войны?

Что ты знаешь о военном детстве твоих родственников, дедушек и бабушек?

Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?
Характеристика проекта:
1. Типологический признак - практико - ориентированный, творческо - поисковый.
2. Предметно - содержательная область - межпредметный.
3. Характер контактов - групповой.
4. Продолжительность проекта- долгосрочный (март - апрель 2013 год)

Рабочий план реализации проекта:

Этапы

Дата

Мероприятие

Ожидаемы результаты

15.01.13

Выделение проблемы, планирование работы, формирование рабочих групп, распределение обязанностей.

Распределение по группам:

1 группа : Бирюков В., Карамалиев С.,Кудряшов Д. - художественное и литературно - поэтическое оформление проекта.
2 группа:
Старчак В. Алишина К. Панова О.- библиотекари и фотографы.
3 группа:

Малофеева П.Казакова К., Умнова Г., Мичурин Д.- исследователи, оформители презентации

1.02-20.02

Сбор информации.
Подготовка к сочинению.

Беседы с бабушками и дедушками, другими родственниками о военных годах. Запись их воспоминаний.

21.02-28.02

Оформление проектной работы Оформление презентации.

Оформление проектной работы в соответствии с положением о школьной НПК(бумажный вариант и презентация).

01.03-15.03

Презентация проекта «Дети войны».

Публичная защита.Участие в школьной научно-практической конференции «Мы - будущее XXI века».

20.03-30.03

Перспектива проекта.


Проект «Дети войны» является составной частью долгосрочного проекта « Мы- правнуки Победителей» и должен быть размещен на созданной учащимися страничке краеведческого сообщества «Край родной- Сосновка».

Оценка результатов проекта

По итогам школьной практической конференции «Мы - будущее XXI века»в 2012-2013уч. году наш класс занял 1 место.

« Дети и война - нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете » А. Твардовский

Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна

Моя бабушка, Фролова (Лобанова) Анастасия Степановна, родилась в 1939 году, а через два года началась Великая Отечественная война, которая оставила свой след в каждом городе, деревушке, семье. Бабушка вспоминает: « Когда на фронт ушел мой отец Лобанов Степан Андреевич, мы остались втроем: мама - Лобанова Мария Андреевна, брат - Миша, он был старше меня на три года. Отец все пять лет воевал на фронтах, лишь дважды приходил с фронта раненый, чтобы подлечиться. Когда раны заживали, он опять уходил на фронт, на передовую. Вся тяжесть легла на плечи моей мамы - Марии Андреевны. Она возила в город продавать молоко, овощи с огорода, чтобы на эти деньги купить хлеба нам и оплатить огромные налоги, которые приходилось выплачивать один раз год». Несмотря на возраст (бабушке было пять лет) приходилось работать так же, как и взрослым и в огороде, и по хозяйству. «У меня не было детства, не было развлечений и игрушек, была одна работа, обязанности, которые надо было выполнять ежедневно. Я помню, как весной, после таяния снега, открывались земли, и все жители шли копать поля, где когда-то росла картошка, искали хоть какие-нибудь гнилые плоды. Делали лепешки из них, запекали и ели. Надо было как-то выжить. Помощи ждать было неоткуда. Нужно было надеяться только на себя. Вот так вот и жили", - вспоминает бабушка.

Моя бабушка является для меня примером во всем, здоровья ей, пусть живет как можно дольше и радует нас!

Малофеева Полина

Сычева(Агапова)Клавдия Семёновна

Когда началась война, моей бабушке было всего три года. Но страшные воспоминания остались в ее памяти навсегда Её отца забрали на фронт водителем. Домой он не вернулся. Он погиб в бою 15 августа 1943 г. Похоронен в Красно - Лиманском районе Сталинградской области. От него бережно хранится письмо, которое он прислал с фронта первого мая 1943 г. Бабушка вспоминает: «Я помню, когда пришла похоронка на отца. Вся улица собралась в доме, чтобы разделить наше горе. Вспоминая те годы, в душе осталось чувство тревоги и страха. Особенно запомнилось, как поздно вечером, мимо села летели немецкие самолёты, груженые бомбами. Они летели бомбить заводы Саратова. Всё село выходило на улицу, и было видно зарево от взрывов». Бабушка помнит, как оставались подолгу одни дома, все взрослые уходили копать окопы, потому что фронт был рядом, как вязали всем селом солдатам варежки на фронт и отправляли посылками. Тяжело было. «Особенно было тяжело в зимнее время. Спасала всех русская печка и каша из тыквы, больше ничего не было. Хлеб был с полынью, очень горький, но и его не было вдоволь. Сколько я себя помню, всегда хотелось кушать. Был голод», - вспоминает бабушка.

Моя бабушка- самый близкий и дорогой мне человек. Я её очень люблю.

Карамалиев Сергей

Алишина(Исаева) Фаина Леонтьевна

Война пронеслась над нашей страной ужасным ураганом, ломая на

своем пути судьбы и жизни людей. Моей бабушке, Алишиной Фаине Леонтьевне,

было всего пять лет, когда закончилась война. Самой войны бабушка не видела, но с лихвой ощутила ее последствия. Маленькое детское сердце узнало голод и разруху. В военные годы бабушка жила в Саратове.

Она вспоминает: «Моя мама, Исаева Любовь Романовна, работала в то время в детском саду, а папа, Исаев Леонтий Петрович, работал водителем в пожарной части. Вскоре началась война, папу призвали на фронт, и мы с мамой и сестрой остались одни. Эти детские годы были самыми тяжелыми для меня. Я помню, продукты в то время выдавали по карточкам, но порции были малы, и их, конечно, не хватало, всегда хотелось кушать.

А самым страшным воспоминанием для меня были немецкие самолеты, которые ежедневно бомбили наш город. Этот страшный гул самолетов, груженных бомбами и снарядами, я не забуду никогда. Фашисты пытались разрушить наш авиационный завод, мост через Волгу, аэродром. Сбрасывали огромное количество снарядов, хотели стереть наш Саратов с лица земли. Во время бомбежки мы все бежали в бомбоубежище авиационного завода, которое находилось возле нашего дома, и ждали, когда же все закончится».

Моя дорогая бабушка, ты для меня образец мужества, стойкости. Будь здорова еще много, много лет!

Алишина Карина

Тайкова Мария Ивановна

Моя прабабушка, Тайкова Мария Ивановна, родилась в 1926году 19 августа. Её родители имели большое хозяйство, и когда началось раскулачивание, их сослали в Сибирь, ей всего было 4 года. С тех пор жизнь её семьи сильно изменилась, потому что их считали «врагами народа». Только перед началом ВОВ они смогли вернуться в родное село. Мария Ивановна закончила 7 классов. Подростков этого возраста сразу же отправляли учиться в заводское училище, приобретать профессию. Но приобрести специальность бабушке не удалось, потому что началась война. Рабочих рук не хватало, и подростки вставали наравне с взрослыми у рабочего станка.

Всех ребят из ФЗУ отправили в Челябинск на тракторный завод, делать снаряды для танков. Бабушке было всего14 лет, она не доставала до станка поэтому, чтобы дотянуться до него, под ноги подставляла коробку. Делали снаряд около суток, после

смены не было сил идти домой, спали возле станков. Выдержали все: холод, голод, но самым страшным для подростков было, то, что спали всего по 3-4 часа. Обессилев, дети не соблюдали технику безопасности, и часто случались травмы. Так однажды случилось и с моей прабабушкой. От потери сознания она упала в раскаленные металлические стружки и поранила лицо и руки. Но никто ни разу не бросил станок, не пожаловался, потому что знали, что их труд вносит большой вклад в Победу. На этом заводе она проработала до конца войны. Потом вернулась в родное село, поступила в техникум на агронома.

Я рад, что моя прабабушка живет до сих пор. В этом году ей исполнится 87 лет. Всю жизнь она была активисткой, председателем местного совета ветеранов, участвовала в художественной самодеятельности в Доме культуры. Её приглашают и сейчас на встречи с молодежью, учениками. Она для меня является большим примером, образцом для подражания, на таких людей хочется быть похожим.

Мичурин Дмитрий

Куликов Алексей Иванович

Великая Отечественная война коснулась каждой российской семьи, в том числе и моей.

Мой прадед, Куликов Алексей Иванович, застал войну в четырнадцать лет. Поскольку для призывного возраста он был мал, его не взяли на фронт и Алексей Иванович пошел, как и все дети работать на Судоремонтный завод, который находился в затоне города Саратова. Там работали женщины, дети и старики, они готовили снаряды для фронта. Работа была очень тяжелой, люди были настолько обессилены, что спали возле станков на заводе. Выходных почти не было, люди старались сделать, как можно больше снарядов для наших солдат. На отдых уходило три - четыре часа. Немцы бомбили заводы и наш город Саратов. Люди боялись этих взрывов, но никто из них и мой прадед ни разу не бросали свое дело, как только взрывы утихали, снова принимались работать. Рабочим давали пайки немного больше, чем простым людям и мой прадед, как только получал этот паек, нес домой, где его ждали пять голодных младших братьев и сестер. Иногда детям давали немного выходных, чтобы отдохнуть, но мой прадед вместе со своим шестидесяти двух летним отцом в это время ходили по дворам и домам, и чинили крыши, заборы, кололи дрова, тем самым, зарабатывая, чтобы прокормить свою семью. Люди платили, кто чем мог, во время войны не было изобилия продуктов и денег. Кто давал луковицу, кто стакан крупы, кусок хлеба, кто картошку. И так всю войну проработал на этом заводе мой прадед.

Я горжусь своим прадедом! Для меня он является примером мужества, отваги, терпения и силы воли. На его долю в самое прекрасное время жизни - детство упал тяжелый груз войны. Это заставило его очень быстро повзрослеть и думать не только о себе, но и о своей семье. Он внес свой частичный вклад в победу российской армии, как и все труженики тыла. И за это им огромное спасибо! Мой прадед является тружеником тыла войны 1941-1945 годов и награжден медалью.

Панова Ольга

Перспектива проекта:

  • Разместить проект на нашей страничке сообщества «Край родной- Сосновка».
  • В 2013-2014уч.году провести исследовательскую работу по похозяйственным книгам в Администрации села Сосновка и выявить всех жителей, которым в период ВОВ было от 3-х до 14 лет(дети войны).
  • Продолжить разработку и оформление проекта «Дети-войны».

Руководитель проекта : классный руководитель 8 класса, учитель русского языка и литературы Малофеева Е.В.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Гимназия № 11»

__________________________________________________

ДЕТИ – ГЕРОИ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Групповая проектно - исследовательская работа по истории

ученики 3 «Б» класса:

Степанова Мария, Соколов Александр,

Отряскина Ева, Сенько Никита,

Морщакова Елизавета, Орлов Никита,

Кац Валерия, Рыбинцев Иван,

Кириленко Юлия, Петров Глеб,

Касымова София, Сулимов Владислав,

Адольфссон Лаура, Мараховец Сергей,

Нерушай Екатерина, Давыдова Елизавета.

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Юрченко Наталия Владимировна

город Выборг

2013/2014

Содержание

Введение ……………………………………………….. 3-4

Актуальность исследования Результаты анкетирования

Цель

Задачи

Гипотеза

Основная часть …………………………………………... 5-10

    Аркадий Каманин

    Надя Богданова

    Нина Куковерова

    Лёня Голиков

    Марат Казей

    Зина Портнова

    Валя Котик

    Вася Коробко

    Витя Хоменко

    Галя Комлева

    Володя Дубинин

    Саша Ковалёв

    Маркс Кротов

    Саша Кондратьев

    Лара Михеенко

    Володя Щербацевич

Выводы …………………………………...……….………. 11

Заключение ................................................................................... 11

Список литературы и интернет-источников ……….. 12

Вступление

Актуальность исследования

Совсем скоро наша страна будет праздновать знаменательную дату – 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Это событие произойдёт 09 мая 2015 года. Почти 70 лет прошло со времён той страшной войны. Сменилось не одно поколение. А какими были мальчишки и девчонки, на чьи хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет? Именно этой теме посвящена наша исследовательская работа «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Мы провели опрос учеников 3 «А», 3 «Б», 3 «В» классов по этой теме. В анкетировании приняли участие 74 человека.

На I - ый вопрос «Знаете ли вы, кто такие пионеры – герои?», ребята ответили так: да – 20 чел., нет – 54 чел.

На II вопрос «Перечислите фамилии пионеров – героев», мы получили такой результат: 74 человека (100%) ответили, что не знают ни одной фамилии пионеров – героев.

На III вопрос «Напишите названия книг или фильмов о пионерах – героях», 74 человека (100%) признались, что не читали книг и не смотрели фильмы о пионерах – героях.

На IV вопрос «С биографией и подвигами какого пионера – героя вы знакомы?», мы получили ожидаемый печальный результат: 74 человека (100%) ничего не знают о подвигах пионеров – героев.

Вывод: ребята ничего не знают о детях – героях Великой Отечественной войны», и, значит, её изучение – это необходимость. Мы должны знать, кто такие пионеры – герои и гордиться памятью о подвиге наших сверстников в те скорбные дни для нашей страны.

Цель


Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на основе изучения истории своего государства, примерах мужества и героических традиций российской армии, культурных ценностях нашего народа.

Задачи


1. Узнать, какое участие приняли дети в Великой Отечественной войне.

2. Познакомиться с книгами, фильмами, в которых рассказывается о подвигах детей в войне.

3. Выяснить, кто из пионеров – героев прославил наше Отечество.

4. Изучить биографии пионеров – героев.

5. Узнать, какими орденами и медалями были награждены дети во время Великой Отечественной войны.

6. Провести анкетирование по этой теме.

Гипотеза

Мы считаем, что дети приблизили победу в Великой Отечественной войне.

Основная часть

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна,

И как огонь с водой

Несовместимы,

Несовместимы

Дети и война! М. Садовский

Песня о пионерах – героях (исполняют участники проекта)
Музыка: А. Пахмутова Слова: Н. Добронравов

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Они учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

НО ПРИШЕЛ ЧАС – И ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.

Когда протрубили тревогу в любимом краю,
Застыли мальчишки в суровом солдатском строю.
Мальчишки, мальчишки -
Вы первыми ринулись в бой.
Мальчишки, мальчишки страну заслонили собой! И. Шаферан

Аркадий Каманин

Самый молодой лётчик второй мировой войны (родился в 1928 году). Сын известного летчика Николая Петровича Каманина. Он был воспитанником авиаполка, в 14 лет впервые сел в боевой самолет. Летал стрелком-радистом. Освобождал Варшаву, Будапешт, Вену. В 14 лет был награждён орденом Красной Звезды за спасение пилота разбившегося штурмовика Ил-2. Позднее был удостоен второго ордена Красной Звезды и ордена Красного Знамени. Спустя три года после войны Аркадий, когда ему было всего 18 лет, умер от ранений.

В 1978 году об Аркадии Каманине был снят художественный фильм «И ты увидишь небо». События, показанные в фильме, происходили на самом деле.

Надя Богданова

Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда она вместе с Ваней Звонцовым вывесила 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Её били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой…

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь…


Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Нина Куковерова

Свою войну с гитлеровцами она начала с распространения листовок в оккупированном врагами поселке. В ее листовках были правдивые сводки с фронтов, которые вселяли в людей веру в победу. Партизаны доверили Нине разведывательную работу. Она отлично справлялась со всеми заданиями. Она запоминала все: где и сколько часовых, где хранятся боеприпасы, сколько у карателей пулеметов. Эти сведения помогли партизанам разгромить врага.

Во время выполнения очередного задания Нину выдал предатель. Ее пытали. Не добившись от Нины ничего, фашисты расстреляли девочку.

Нина Куковерова была посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Лёня Голиков

Он рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, Леня собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде.

Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет Леня в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.

Погиб Леня Голиков весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Марат Казей

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Марат стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, Марат взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны.

В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко, Марат попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и выдернул чеку…

Марат Казей посмертно стал Героем Советского Союза.

Зина Портнова

Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Но однажды ее арестовали.

Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников.

Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили. Зинаиде Портновой посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Валя Котик

В свои 12 лет Валя, тогда пятиклассник Шепетовской школы, стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах.Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию.

На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток.

Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Вале Котику в Шепетовке установлен памятник.

Вася Коробко

Необычно сложилась партизанская судьба шестиклассника из села Погорельцы Васи Коробко. Боевое крещение он принял летом 1941 года, прикрывая огнем отход наших частей. Сознательно остался на оккупированной территории. Однажды на свой страх и риск подпилил сваи моста. Первый же фашистский бронетранспортер, который заехал на этот мост, рухнул с него и вышел из строя. Потом Вася стал партизаном.

В отряде его благословили на работу в гитлеровском штабе. Там никто и подумать не мог, что молчаливый уборщик прекрасно запоминает все значки на вражеских картах и ловит знакомые со школы немецкие слова. Все, что Вася узнавал, становилось известным партизанам. Как-то каратели потребовали от Коробко, чтобы он привел их к лесу, откуда партизаны делали вылазки. А Василий вывел гитлеровцев к полицейской засаде. В темноте каратели приняли полицаев за партизан и открыли по ним огонь, уничтожив немало предателей Родины.

Впоследствии Василий Коробко стал отличным подрывником, принял участие в уничтожении девяти эшелонов с живой силой и техникой врага. Он погиб, выполняя очередное задание партизан. Подвиги Василия Коробко отмечены орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» I степени .

Витя Хоменко

Как и Василий Коробко, семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры.

Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко.

Витя погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Витя не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени .

Галя Комлева

В Лужском районе Ленинградской области чтут память отважной юной партизанки Гали Комлевой. Она, как и многие ее сверстники в военные годы, была разведчицей, снабжала партизан важными сведениями. Фашисты выследили Комлеву, схватили, бросили в камеру. Два месяца непрерывных допросов, побоев, издевательств.

От Гали требовали назвать имена партизанских связных. Но пытки не сломили девочку, она не проронила ни слова. Галя Комлева была безжалостно расстреляна. Она посмертно награждена орденом Отечественной войны I степени.

Володя Дубинин

О нем рассказывали легенды: как Володя водил за нос целый отряд гитлеровцев, выслеживающих партизан в крымских каменоломнях; как проскальзывал тенью мимо усиленных постов врага; как мог запомнить с точностью до одного солдата численность сразу нескольких гитлеровских подразделений, расположенных в разных местах…

Володя был любимцем партизан, их общим сыном. Но война есть война, она не щадит ни взрослых, ни детей. Юный разведчик погиб, подорвавшись на фашистской мине, когда возвращался с очередного задания. Командующий Крымским фронтом, узнав о гибели Володи Дубинина, отдал приказ наградить посмертно юного патриота орденом Красного Знамени.

В память о юном пионере-герое в сквере Пионеров по улице В. Дубинина в Керчи открыт памятник.

В 1949 году Львом Кассилем написана повесть «Улица младшего сына» о жизни и смерти юного партизана - героя Великой Отечественной войны. В 1962 году снят фильм с тем же названием. А в 1985 году был снят ещё один фильм о Володе Дубинине «Долгая память».

Саша Ковалёв

Он был выпускником Соловецкой школы юнг. Свой первый орден - орден Красной Звезды - Саша Ковалев получил за то, что моторы его торпедного катера ни разу не подвели во время 20 боевых выходов в море. Второй награды , посмертной, - ордена Отечественной войны I степени - юный моряк был удостоен за подвиг, которым вправе гордиться взрослый человек. Это было в мае 1944 года.

Атакуя фашистский транспортный корабль, катер Ковалева получил от осколка снаряда пробоину. Из разорванного кожуха била кипящая вода, мотор мог заглохнуть в любую минуту. Тогда Ковалев закрыл пробоину своим телом. На помощь ему подоспели другие моряки, катер сохранил ход. Но Саша погиб. Ему было 15 лет.

Маркс Кротов

Этому мальчику со столь выразительным именем были бесконечно благодарны наши летчики, которым приказали разбомбить вражеский аэродром. Аэродром находился в Ленинградской области, под Тосно, и тщательно охранялся гитлеровцами. Но Марксу Кротову удалось незаметно подобраться к аэродрому и подать нашим летчикам световой сигнал. Ориентируясь на этот сигнал, бомбардировщики точно атаковали цели и уничтожили десятки вражеских самолетов.

Маркса Кротова схватил гитлеровский патруль, когда он в очередной раз вместе с другими школьниками наводил на цель наши бомбардировщики. Мальчик был казнен на берегу озера Белого в феврале 1942 года.

Саша Кондратьев

Не всех юных героев за их мужество награждали орденами и медалями. Многие, совершив свой подвиг, по разным причинам не попадали в наградные списки. Но не ради орденов сражались с врагом мальчишки и девчонки, у них была другая цель - рассчитаться с оккупантами за страдающую Родину.

В июле 1941 года Саша Кондратьев и его товарищи из деревни Голубково создали свой отряд мстителей. Ребята раздобыли оружие и начали действовать. Сначала они взорвали мост на дороге, по которой гитлеровцы перебрасывали подкрепление.

Потом разрушили дом, в котором враги устроили казарму, а вскоре подожгли мельницу, где гитлеровцы мололи зерно. Последней акцией отряда Саши Кондратьева стал обстрел вражеского самолета. Гитлеровцы выследили юных патриотов и схватили их. После кровавого допроса, ребят повесили на площади в городе Луге.

Лара Михеенко

Лара Михеенко стала партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст - после бесплодного допроса девочку расстреляли. Это случилось 4 ноября 1943 года. Лару Михеенко посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.

Володя Щербацевич

Мать и сын Щербацевичи с первых дней оккупации Минска прятали у себя на квартире советских командиров, которым подпольщики время от времени устраивали побеги из лагеря военнопленных. Ольга Федоровна была врачом и оказывала освобожденным медицинскую помощь, переодевала в гражданскую одежду, которую вместе с сыном Володей собирала у родственников и знакомых. Из города удалось вывести уже несколько групп спасенных. Но однажды в пути, уже за городскими кварталами, одна из групп попала в лапы гестапо. Выданные предателем, сын и мать попали в фашистские застенки, но выдержали все пытки.

А 26 октября 1941 года в Минске появились первые виселицы. В этот день в последний раз, окруженный сворой автоматчиков, прошел по улицам родного города и Володя Щербацевич… Репортаж его казни педантичные каратели запечатлели на фотопленке. И возможно, мы видим на ней первого юного героя, отдавшего свою жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны.

Среди серой своры литовских полицаев три человека, которых от смерти отделяют считанные минуты. Пожилой мужчина - Кирилл Трус, молодой парень справа - Володя Щербацевич, девушка со щитом - Маша Брускина.

14-летний минский подпольщик Володя Щербацевич был одним из первых подростков, кого немцы казнили за участие в подполье. Казнь его они запечатлели на фотопленку и распространили потом эти кадры по всему городу.

Вывод

В нашей работе упомянуты лишь несколько имён из большого ряда юных советских героев. Их истории кажутся невероятными, но всё, что мы рассказали - это правда. Дети совершали настоящие подвиги! Наша гипотеза подтвердилась. Без сомнения, дети своим трудом в тылу и бесстрашными подвигами на фронте приблизили великий день Победы!

Заключение

Мы рассказали не о всех детях, которые совершали геройские поступки во время войны. Их было гораздо больше. В войне участвовали и оставшиеся в тылу дети. Они вынесли неимоверно тяжелый труд, работая на производстве и в сельском хозяйстве страны, снабжая фронт всем необходимым вооружением и продовольствием. Дети, быстро повзрослев, работали наравне с взрослыми, заменив отцов, старших братьев и сестер, ушедших на фронт защищать свою Родину от врага.

Страшно осознавать, как много юных героев погибло, но все они свято верили в победу над опасным, злейшим врагом - фашизмом!

И победили... Победили ценой своей жизни… Отстояли свободу и независимость нашей Родины!

Мальчишки и девчонки, ставшие вровень с самыми замечательными людьми нашей страны, навсегда останутся в благодарной народной памяти!

О них сложены песни, стихи, написаны книги, их именами названы городские улицы. По-особому дороги нам подвиги юных участников войны и труда. Ведь их совершили дети, подростки!

Сколько им было от роду? Двенадцать, четырнадцать лет. Многие из этих ребят так и не стали взрослыми, их жизнь оборвалась. Мы не знаем, кем бы они выросли - поэтами, учеными, космонавтами, строителями? Но мы точно знаем, что потеряли очень хороших людей, которые совершили бы ещё немало добрых дел.

ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ И БЛАГОДАРНОСТЬ!

Юные погибшие герои!

Юными остались вы для нас.

Мы - напоминание живое,

Что Отчизна не забыла вас.

Жизнь иль смерть - и нету середины

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм. Л. Кузуборь «Юные защитники Родины»

Источники

Ресурсы интернета page _01. html

http :// gazeta . aif . ru / online / kids /143/22_01

http :// realisti . ru / .

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=1&stype=image.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с
углубленным изучением иностранных языков № 4»
ДЕТИ
ВОЙНЫ

(Работа выполнена на материале семейного архива)
Выполнила ученица 3 «А» класса
Марчукова София
Научный руководитель Фомина Л.А.

Курчатов – 2015г.
Оглавление

I. Введение 3­6

II. Основная часть:
1. Семья прабабушки в годы ВОВ 6
2. Жизнь прабабушки после войны 9
III. Заключение 11

IV. Приложения

1. Свидетельство о рождении 12

2. Фотографии 13
3. Медали
2

Введение
Им было тогда по пятнадцать –
Девчонкам поры грозовой.
С врагом не пришлось им сражаться –
Их брали на фронт трудовой.
В суровые, трудные годы –
Пускай не в смертельном бою,
Они на военных заводах
ковали победы броню.
Их девичьи руки грубели
От гари и стружки стальной,
Они не носили шинели,
Но были в страде боевой.
Их молодость кончилась рано,
И путь их по жизни был крут.
Горят на груди ветеранов
Медали «За доблестный труд».
Всё дальше и дальше уходит от нас Великая Отечественная
война 1941 – 1945 гг. И всё меньше и меньше остаётся участников и
очевидцев тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь
за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, отданы миллионы
жизней в борьбе с фашистами.
Война... Я ­ девочка, не знающая войны, но только от одного
произношения этого простого и незамысловатого слова замирает
сердце. Для меня это самое страшное слово… Война... В истории
нашей страны было множество войн. Но, пожалуй, самой страшной,
жестокой и беспощадной была Великая Отечественная война.
Война и дети...
Трудно представить что­то более
несовместимое. Какое сердце не обожжет память огненных лет,



дачам, дворам и околицам ­ всюду солнечное утро 22 июня
3

предвещало новый радостный день летних каникул. Затрубили
тревожно горны: «Война!»
Уходили на фронт отцы, старшие братья. Рвались и мальчишки
в бой, осаждая военкоматы. От мирных, привычных забот не
осталось и следа. Срочно перестраивали работу заводы, фабрики,
колхозы, все учреждения. «Все для фронта! Все для победы!» ­ этот
лозунг военного времени требовал огромной работы, полной отдачи
сил от каждого.
Тяжелой ношей легли на детские плечи заботы трудового
фронта.
Дети войны. Все они были родными для фронта. Дети войны
верили в победу и, как могли, приближали ее. Родина, теряя в
смертельной схватке с врагом их отцов, верила в светлое,
счастливое будущее своего юного поколения. Я считаю, несмотря на
тяжелые условия, в которых жили дети: голод, холод им
приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам,
сестрам, бабушкам, дедушкам, они, дети, понимали, что без их
помощи в тылу просто не обойтись. Я не могу себе представить, что
дети такие же, как я, совершили такой подвиг. Я просто удивляюсь,
откуда у женщин брались силы работать в голод и холод, ухаживать
за своими детьми, отправлять письма и посылки на фронт
Тема моей исследовательской работы актуальна и в наши
дни, потому что многие ученики мало знают историю родного села,
историю своих семей, а в ходе исследования я узнала много нового о
войне 1941­1945 года, о родном мне человеке. Наше поколение в
неоплатном долгу перед теми, кто был на полях сражений; перед
теми, кто трудился в тылу, чтоб заводы и фабрики ни на минуту не
остановились, посылая на фронт всё, что нужно для Победы.
Куклы Барби, роботы ­ трансформеры, конструкторы «Лего»
­ это наши современные игрушки. А какими игрушками играли наши
прабабушки и прадедушки? Были ли игрушки и вообще
возможность играть у тех детей, чьи детские годы выпали на
страшное время Великой Отечественной войны?
Поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, это
наши прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось
воевать самим, во время Великой Отечественной войны им
4

пришлось трудно. Их лучшие, детские годы пришлись на времена
горя и лишений.
Современные дети даже не могут представить себе, каково
расти во время войны. Разрушенные дома и звуки выстрелов -
таким запомнилось детство тем, кто рос на оккупированной
фашистами территории. А те, кто жил в тылу, запомнились
воздушная тревога, письма и «похоронки» с фронта. Многие дети
тогда потеряли своих пап, а иногда даже мам и других близких
людей на войне.
Во время войны почти все люди в нашей стране жили в
бедности и лишениях. У многих снарядами и бомбами были
разрушены дома. Многие дети тогда не знали, что такое игрушки.
Девочки хранили как зеницу ока единственную истрепанную куклу,
а мальчики играли гильзами от винтовок и снарядами, что не
разорвались. От таких «игрушек» часто случалась беда.
Сейчас дети войны уже стали пожилыми людьми. Их нужно
уважать, ведь война отобрала у них детство, им пришлось вынести
такое, что мы себе не можем и представить. У детей войны можно
узнать много полезного о том, как преодолевать трудности и
радоваться малому.
Как­то мы с мамой сидели и разговаривали о моей прабабушке,
которая во время войны трудилась и помогала фронту. После этого
разговора я задумалась о том, что очень мало знаю о судьбе своей
прабабушки, о том как она жила и трудилась во время войны и
после. Я решила глубже об этом узнать.
Цель моей работы: узнать больше о Великой Отечественной войне,
узнать историю судьбы моей прабабушки Миклиной Александры
Никаноровны в годы войны, записать воспоминания, иначе они
исчезнут, не оставив нужного следа в истории.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить материалы о Великой Отечественной войне и
тружениках тыла.
2. Расспросить прабабушку с целью изучения фактов ее жизни.
3. Изучить документы из архива моей семьи.
5

Гипотеза работы: Как жила моя прабабушка в военные годы и
после войны?
Объект исследования: Миклина Александра Никаноровна ­ моя
прабабушка.
В ходе работы я использовал следующие методы:
1. Опрос ближайших родственников о жизни моей прабабушки.
2. Анализ документов из архива моей семьи.
3. Обобщение полученных данных.
Большую помощь в работе мне оказали мои родственники,
которые помогли мне представить и прочувствовать жизнь моей
прабабушки.
Практическое значение работы велико: её можно использовать на
уроках истории, литературы, окружающего мира, во внеклассной
работе. Работа может помочь другим учащимся заняться изучением
истории своей семьи.
Структура работы. Исходя из цели и задач, работа состоит из:
введения, основной части и двух глав, заключения. Названия глав:
«Семья прабабушки в годы ВОВ», «Жизнь прабабушки после
войны».
Проблема исследования:
Сравнивая нашу жизнь с жизнью детей и подростков военной
поры, я хочу показать, что война – это страшное зло, прошедшее не
только по жизням взрослых людей, но и лишившее детства самых
маленьких жителей страны. Вот поэтому я хочу поговорить о
детях войны.
1. Семья прабабушки в годы Великой Отечественной войны
Основная часть
У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая
трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в
срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие
маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время
Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная
храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.
6

Сегодня многие ветераны войны ­ это и есть те ребята, которые
пережили годы бомбежек, голода и страха... Со слезами на глазах
они вспоминают свое военное детство, и, несмотря на то, что
некоторые моменты уже стерлись из памяти, тот период они
запомнили на всю жизнь и вряд ли забудут. Они могут рассказать
нам про свою войну, какой они её знают и помнят. Работая над
данной темой, я поняла самое главное, что все уходит в прошлое:
страдания людей, разруха, голод в военные и послевоенные годы.
Наше поколение имеет возможность прикоснуться к Великой
Отечественной войне, слушая рассказы не только о боевых, но и о
трудовых подвигах в воспоминаниях живых свидетелей того
времени.
В тот далекий летний день 22 июня 1941 года люди занимались
обычными для себя делами. Бывшие школьники возвращались с
выпускных вечеров. Девчонки строили шалаши и играли в "дочки­
матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных
лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не
подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие
жизни перечеркнет одно страшное слово – война. День, «черное
воскресенье», враз перечеркнуло множество планов, надежд,
прекрасных мирных порывов. Принесло горе.
У целого поколения украли детство. "Дети Великой Отечественной
"– так называют сегодняшних 60­80­летних людей. И дело здесь не
только в дате рождения. Их воспитала война.
Дети войны... Какое сердце не обожжет память огненных лет,
ставших суровым испытанием для миллионов советских ребят,
которым нынче уже за семьдесят! Война разом оборвала их звонкие
песни. Черной молнией пронеслась она по пионерским лагерям,
городам, хуторам, станицам, дворам и околицам ­ всюду солнечное
утро 22 июня предвещало новый радостный день летних каникул.
Затрубили тревожно горны: «Война!»
В нашей семье много родных и близких. Но особое отношение
у нас к моей прабабушке Александре. Она очень добрая. Я люблю
бывать у неё в гостях. Но когда я думаю о её детстве, то у меня
возникает вопрос: «Как могла она сохранить такой добрый и
весёлый характер?» Ей пришлось испытать много. Она стала
очевидцем страшной войны. Разруха, голод, несчастья. Прабабушка
и сейчас со слезами на глазах вспоминает и рассказывает нам, что
7

происходило с ней и её семьёй. Слушая её рассказы, мне
становилось жалко её и грустно. Я задумывалась: «А смогла бы я
выстоять и выдержать?»
Моей прабабушке Миклиной Александре Никаноровне 87 лет,
в 1941 году ей было чуть больше чем мне сейчас, ей исполнилось 13
лет. Родилась и жила она в селе в Кировской области, в семье было
9 детей.
­ В 1941 году 22 июня в 6 часов утра началась Великая
Отечественная война. О войне мы узнали по радио. Стали забирать
мужчин на фронт. Отец тоже ушел на фронт. Мама все время ждала
писем от отца, а получила похоронку, он погиб под Смоленском. Во
время войны воевать мне не пришлось, но воспоминания о том, как
плохо нам жилось тогда, как приходилось работать для фронта и
для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и
возвращения фронтовиков домой, ­ это я запомнила на всю свою
жизнь – рассказывает прабабушка.
В военные годы было очень трудно. Не было хлеба, сахара,
соли, мыла, т.е. самого необходимого. Я трудилась в колхозе:
собирала колоски в полях, картошку, помогала взрослым на
сенокосе. Маму практически не видели – она пропадала на работе
с самого утра и до поздней ночи. Мама всю войну очень заботилась
о нас, отдавала свой хлеб и сахар. Продукты и хлеб выдавали по
карточкам. Самое страшное в тылу во время войны было остаться
без продуктовых карточек. В селе оставались только женщины,
дети, старики. Всех лошадей с началом войны отправили на
фронт, землю пахали на быках. И весь этот тяжелый труд ложился
на плечи женщин.
Детям тоже приходилось выполнять любую работу:
подгоняли лошадей на подвозке снопов для обмолота зерна,
подвозили сено, дома ухаживали за скотом, работали в огородах,
заготавливали хворост, смотрели за маленькими братьями и
сестрами. Во время уборки урожая, наравне со взрослыми,
работали круглосуточно ­ выгребали зерно из­под молотилки и
сортировок, затаскивали солому, подбирали на полях колоски
злаков, которые упали на землю во время уборки, старались
сохранить всё до последнего колоска.
8

От изнурительного труда падали прямо около стогов и
засыпали.
Каждая семья должна была сдать определённое количество
сушеной картошки. Это было подобием современных чипсов.
Картофель резали тонкими пластинами и сушили. Не всегда хватало
до нового урожая и картошки, потому что себе оставляли только
мелкую, а крупную свежую или сушеную сдавали для фронта.
Весной ходили на картофельное поле собирать остатки картофеля,
пролежавшего зиму, и готовили из него вкуснейшие лепешки. Чай
заваривали морковкой, сахар был редкостью.
Всегда хотелось есть, а кушать было почти нечего, потому
что все отправляли на фронт для победы. В школу ходили за 5 ­7
километров. Мысль о том, что можно было прогулять уроки, даже
не возникала. С третьего класса в школе было введено обучение
военному делу. Все дети знали устройство автомата и могли из
него стрелять. Тетрадей не было, даже газеты были дефицитом.
Поэтому писали на старых книгах – между строк. Учебников в
школе не выдавали, а получить от учителя в подарок простую
тетрадь было очень большим счастьем. Шариковых ручек, как
сейчас, не было, писали металлическим пером, которое одевалось
на деревянную палочку. О цветных карандашах никто не знал,
даже простой карандаш был всего у нескольких человек в классе.
«Чернила» мы изготавливали сами: соскребали с печи сажу,
разводили водой и писали. Жизнь заставила работать от зари до
зари, и поэтому детям удавалось в лучшем случае закончить два
или три класса и нужно было идти работать, помогать взрослым.
Так случилось и с моей прабабушкой. Учиться хотелось, но школа
находилась далеко от дома. Школьной формы не было и в помине,
ходили в ситцевых в мелкую красную или черную клетку платках и
холщовых платьях». Сапог или валенок не было ­ ходили в лаптях.
В вечернее время избы освещались керосиновыми лампами,
керосин привозили редко и его очень экономили, без особой нужды
не тратили. Отопление было печное, приходилось самим колоть и
таскать дрова. Вставали рано ­ зимой подъем был в 6 утра, а летом с
рассветом.
9

В редкие деньки детям удавалось поиграть в прятки,
попрыгать в скакалки (скакалкой служила обыкновенная веревка).
У девочек были сшитые из тряпочек куклы. Их сажали в старые
лапти и возили за веревочку.
Дети трудились наравне со взрослыми. За работу получали паек
как на взрослого человека. Главное для всех была победа над
врагом. Все работали днем и ночью, не считались ни с чем.
Голодали, жили в холоде, но для фронта отправляли все, что
могли. Главное для всех была победа над врагом. Они приближали
этот день, как могли, и дождались победы.
2. Жизнь прабабушки после войны
Ушло детство вместе с войной. Некогда было играть, учиться.
Нужно было помогать матери на трудной колхозной работе. Всё, как
и в войну легло на плечи женщин и детей. После войны голод
продолжался еще несколько лет. Жить легче не стало, но легче было
от того, что мы знали, что война закончилась. Мы были уверенны,
что мы будем жить лучше.
После войны ее семья начала разводить небольшое хозяйство,
возделывать огород. Поливать огород было обязанностью моей
прабабушки. На это уходил целый день, поскольку огород был
далеко от дома, а воду для полива нужно было брать на речки и
носить ведра на своих плечах. Позже в юности бабушка вышла
замуж и родила 5 детей. Работа не заканчивалась никогда: ведь ей
нужно было кормить детей. Так всю свою жизнь моя прабабушка
работала до самой пенсии. В основном это была трудная работа,
которая была всегда ручной. Сейчас моей прабабушки 87 лет. Она
здорова и чувствует себя хорошо. Каждый год 9 мая, в день Победы,
моя прабабушка ходит на парад. Она с ужасом вспоминает это
время и хочет, чтобы такое не повторилось больше никогда.
Моя прабабушка была награждена медалями:
«50 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941­1945 гг.»,
«60 лет Победы в Великой Отечественной Войне 1941­1945 гг.», «За
доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941­1945 гг.,
получала Грамоты и Благодарственные письма.
10

Так давно закончилась война… но моя прабабушка никогда не
забудет того, что произошло с ней в детстве, это было очень
страшное время. Свои воспоминания об этих днях она передает мне,
а я, в свою очередь, когда­нибудь передам их моим будущим детям.
Память поколений не должна прерываться. Людей, отдавших жизни
за нас и за светлое будущее России, нельзя забывать, ведь только
благодаря им мы сейчас живы, радуемся жизни, строим планы на
будущее… Любите и заботьтесь о своих прабабушках, прадедушках,
бабушках и дедушках, пока они с нами. Берегите память о своих
близких, которых уже нет!
Моя прабабушка совсем незнаменитый человек ­ простая
труженица тыла, которая внесла свой посильный вклад, чтобы
приблизить Победу. Ее юность пришлась на тяжелые времена для
страны, война изменила ее жизнь и жизнь ее семьи. Эта война давно
закончилась, но подвиг моих родственников останется в моей
памяти и памяти моей семьи.
Заключение
Описывая историю своей прабабушки, я поняла, что последствия
войны простираются далеко во времени, они живут в семьях и их
преданиях, в памяти наших отцов, матерей, они переходят к детям и
внукам, они в воспоминаниях. Война живет в памяти всего народа.
Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и
смерть миллионов. Это было бы преступлением перед будущим, мы
должны помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее
людей. Бороться за мир ­ обязанность живущих на земле, поэтому
одной из важнейших тем нашего времени является тема подвига
советского народа в Великой Отечественной войне.
Наше поколение о войне знает в основном из уроков истории,
литературы. Все меньше остается ветеранов Великой Отечественной
войны и тружеников тыла. Мы с уважением относимся к этим
людям, к их прошлому и настоящему, преклоняемся перед ними.
Нам есть чему у них поучиться.
В своей работе я рассказала, как проявлялась любовь к
Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие
11

военные годы, лучшие качества человека: патриотизм, чувство
долга, ответственность, самоотверженность.
В результате своей работы я пришла к следующим выводам:
1. Труженики тыла внесли весомый вклад в победу над фашизмом.
2. Их большая часть ­ женщины, старики и дети с 10­летнего
возраста.
3. Их самоотверженный труд ­ прекрасный пример для нас.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки!
12

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проекта Цель: сбор и систематизация сведений о людях, переживших Великую Отечественную войну в детском возрасте и определение степени влияния войны на их дальнейшую судьбу. Задачи: собрать общие сведения о детях военной поры; изучить и систематизировать архивные, музейные и библиотечные материалы о детях, проживающих в городе Рыльске во время Великой Отечественной войны; Объектом исследования стали события жизни людей, переживших войну в детском возрасте. Предметом исследования явилось влияние военного детства на судьбы моих земляков. Нами были выбраны следующие методы исследования: анализ источников, метод фотофиксации и систематизации. Прикладная ценность полученных результатов заключается в том, что материалы, полученные в ходе поисково – исследовательской работы могут быть использованы для проведения Уроков мужества и передвижных выставок в учебных заведениях Рыльского района.

3 слайд

Описание слайда:

Этапы учебно - исследовательской работы: I этап. Выбор и формулировка темы. II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии. III этап. Составление плана. IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств. V этап. Оформление результатов работы. VI этап. Презентация результатов проделанной работы на конференции.

4 слайд

Описание слайда:

Кто в Евангелие, кто в Коран, - Веры многие есть на свете. - Я ж поверил в своих курян - Сведомых кметей! И читая потом про Илью, Про Микулу читая былины, Я прикладывал их к былью Земляков моих курских старинных. И горжусь я, и веселюсь, Пусть и в сердце старостью ранен, Что сильна моя новая Русь. И что я ее сын - курянин. Н. Асеев "Богатырская поэма"

5 слайд

Описание слайда:

Война - тяжкое и страшное время, которое перечеркнуло судьбы многих людей. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют наших прабабушек и прадедушек, и сегодня их память цепко хранит события военных лет. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Многие дети хотели хоть как-то помочь Родине в трудный момент, поэтому они, не досыпая ночами, работали на заводах, фабриках, стройках наравне со взрослыми. Восстанавливали разрушенное хозяйство, убирали урожай, рыли окопы. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Тогда невыносимо трудно было всем. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство. Многие из них в раннем возрасте потеряли семью и остались сиротами. Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы.

6 слайд

Описание слайда:

В то время трудно было найти семью, которую война обошла стороной. Каждая семья провожала на войну своих родственников, и большим горем для них было, когда с фронта приходила похоронка... В Рыльском районе гитлеровские захватчики за два года погубили около двух тысяч жителей. 2 сентября - славная дата в истории Курской области: в этот день 71 год назад завершилось ее освобождение от немецко-фашистских захватчиков. Тогда, в 1943-м, жизнь окончательно возвратилась и на всю территорию Рыльского района. Свидетельств очевидцев об этой трагической и героической поре сохранилось сравнительно немного. Сегодня каждый источник является важным и ценным. К великой радости уже несколько поколений русских людей выросло без войны. Мы ее знаем лишь по книгам, фильмам и рассказам очевидцев. А их с каждым днем все меньше... Будущее есть у того народа, который помнит уроки прошлого. В своей работе я хочу рассказать о моих земляках, жителях Рыльского района, детство которых пришлось на военные годы.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Оккупация Рыльска в воспоминаниях Инги Мицовой. Первая бомбежка В пятницу, двадцатого июня 1941 года мы приехали в Рыльск. Тетя Леля сказала маме: «Ну и заживем мы этим летом! Такая дешевизна на базаре…» И, несмотря на томившие в Ленинграде предчувствия, несмотря на уверенность в том, что война будет, несмотря на то, что в папиной открытке, посланной им из Москвы по дороге на химический полигон, вместо слов: «Вера, не дожидайся меня, уезжай в Рыльск. Лето будет холодным, возьми теплые вещи», мама легко прочитывает: «Война вот-вот начнется» - несмотря на все это, мама радовалась вместе с сестрой. Радость эта продолжалась два дня. Мы спокойно спали в маленькой квартире тети Лели в то воскресное утро, когда уже бомбили Киев. В тот же день бомбили нас или через неделю - я не помню. Скорее, через неделю. Тогда же состоялись и первые похороны. Я была потрясена словами тети Лели: «Бомба попала в дом на улице Ленина, убило сразу троих». Что было потом? Стук метронома, гул сирен, мама перестала спать; лежа на боку, выставив ухо из-под одеяла, она всю ночь сторожила: ждала. По улицам, со стороны слободки и Крупецкого шляха, шли бесконечные толпы людей, с узлами, перекинутыми через плечо, некоторые толкали перед собой тележки, гнали скот. А потом город опустел, больше уже никто не шел мимо.

11 слайд

Описание слайда:

Город умер… Что означала оккупация для семилетнего ребенка? Да то же, что для взрослого: жизнь прекратилась. Такой милый, уютный, родной Рыльск, где всегда была мягкая трава, солнце, речка с пологим песчаным берегом, горка Ивана Рыльского, самовар, который мама чистила цветами бузины, или яблоками-паданцами, все пропало. Речь - громкая, гортанная, отрывистая, непонятная, вражеская - заполняла улицы. Которые стали не наши, дом постоянно трясся, когда их машины, такие огромные по сравнению с нашими полуторками, катили мимо. Однажды на улице остановилась колонна танков. Они стояли цепочкой, друг за другом, со стволами, нацеленными за Сейм. « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» А.Твардовский

12 слайд

Описание слайда:

Голод… Есть хотелось постоянно. «Даст Бог день, даст Бог и пищу». Это был лозунг нашей жизни в Рыльске в 41-43 годах. Зимой несколько раз бабушка где-то доставала молочную сыворотку, тетя Леля вливала нам по столовой ложке в стакан кипятка. Один раз бабушка принесла настоящее молоко, и тогда тетя Леля всем дала по столовой ложке. Белая жидкость, очень нежная, поразила меня своей сладостью. Однажды в ту зиму до моих ушей долетели слова, сказанные тетей Лелей: «Пришла женщина, будто принесла молоко. Ведра прикрыты тряпкой. Я ей говорю, что нам не надо молока - нечем платить. А она ведра поставила на лавку, приоткрыла платок, а оттуда листовки. И говорит - прочитайте и другим передайте. И ушла». Еще помню шепот тети Лели: «Сказала, что в Хомутовке все время советская власть. Немцы туда боятся ходить. Партизаны в брянском лесу. Отсюда всего 30 километров». Мама не могла в такое поверить. «Там слушают радио, - шептала тетя Леля, - под Сталинградом немцев разгромили»…

13 слайд

Описание слайда:

Наши бомбят Рыльск Бомбили нас нещадно. Бомбили не на наших самолетах, а на «английских» - так говорила тетя Леля. Этот гул и страшные разрывы вблизи я слышу до сих пор. Помню мамины слова: «Как ужасно погибнуть от своих». Кажется, она не ожидала, что мы останемся в живых, и одно было утешение: умрем все и сразу. С той бомбежки Вовка стал заикаться. Мы на несколько дней переселились в подвал. Ну а потом пришли немцы и погнали нас из города.

14 слайд

Описание слайда:

Изгнание… Уже вечерело, и нас согнали в тюремный двор, закрыли железные высокие ворота, замотали цепями. Мы заняли одну большую темную камеру, с маленьким темным окном под потолком. Тетя Леля прежде всего села топить печку - была жуткая холодрыга. Мы стояли вокруг, сесть было не на что. Утром нас выстроили во дворе тюрьмы, мы сбились в кучку - бабушка, мама, тетя Леля, Татка, Горик, Вовка и я. Огромные железные ворота медленно открылись, и во двор въехали несколько телег. Не успели оглянуться, как к нашей кучке подошел немец, указал на бабушку и Вовку: «Шнель! Шнель!» Мама рванулась следом, за ней я. Бабушку и Вовку посадили на уже заполненную телегу, и повозка тронулась. Без паники! Это наши! Светило солнце, пахло весной, а мы месили грязь на дороге и медленно поднимались в гору. Здесь была широкая плешь, на которой росла одна-единственная сосна. Мы представляли прекрасную мишень для наших, стоявших на том берегу Сейма. «Ох, ударят сейчас по нам», - сказал кто-то. Будто в подтверждение над головой пронесся снаряд. И тут же тяжело бухнуло слева. Началась паника. Женщины кричали, пытались бежать, но мама словно потеряла способность пугаться. Так же медленно, не останавливаясь, она поднималась в гору, еле волоча санки по грязи. Вдруг низкий властный голос покрыл испуганные крики: » Вы что паникуете? Ну, стреляют. Это же наши». Женщины в ответ закричали: «А откуда им знать? Видят толпу!» Я оглянулась - баба, крепкая, невысокая. «У них что - нет биноклей? Сейчас разглядят, кто идет, и кончат стрелять». И будто услышав громкий, уверенный голос, с другой стороны Сейма стрелять перестали. Наши! Впервые за два года мы почувствовали радость. Освобождение реально и близко, и там, за спиной, на севере начинается весна! Оккупация Рыльска продолжалась с 5 октября 1941 года по 30 августа 1943 года.

15 слайд

Описание слайда:

Подвиг Маши Васильевой. До войны Маша Васильева училась в Рыльской школе № 1 имени Г.И. Шелихова, окончила восемь классов. Муся, как ее звали подруги и мама Елизавета Николаевна, ничем не выделялась среди сверстников, разве что своей серьезностью, рассудительностью, начитанностью. Училась хорошо, особенно ей давался немецкий язык и по этому предмету имела одни пятерки. Муся считала, что язык Гейне и Маркса нельзя знать плохо.

16 слайд

Описание слайда:

В октябре 1941 года фашисты оккупировали Рыльский и Глушковский районы. Гарнизону требовались переводчики для работы в комендатурах, а они располагались не только в городе, но и в крупных селах. По приказу начальника комендатуры Рыльска были организованы лично им курируемые курсы переводчиц из числа молодых девушек. Попала на эти краткосрочные курсы и 16-летняя Маша Васильева. К этому времени с комсомолкой установил связь базировавшийся в Глушковском районе штаб партизанского отряда имени Щорса под командованием Афанасия Яковлевича Синегубова. Точно не известно, какие документы предъявила немцам Маша, но герр комендант охотно принял на работу толковую девушку, белокурую красавицу с косами, аккуратно уложенными вокруг головы, одевавшуюся по-городскому и носившую модные шляпки. Юный возраст фройлен Маши не вызывал у немцев подозрений, что она связана с подпольем. Кроме устного перевода, в ее обязанности входила перепечатка на пишущей машинке приказов, рапортов, из которых разведчица черпала важные сведения, копируя их.

17 слайд

Описание слайда:

В комендатуре она познакомилась с обер-лейтенантом Отто Адамом, начальником оружейного склада, облеченного особым доверием коменданта. Человеку мирной профессии – скорняку была ненавистна война, но в 1939 году в результате всеобщей мобилизации его против воли поставили «под ружье» и направили на фронт – сначала в Польшу, а после нападения Германии на СССР он оказался в Курской области и служил в Рыльском гарнизоне. Мария поверила в искренность исповеди обер-лейтенанта и стала ему доверять, а после того как он заметил у нее на квартире связных из группы подполья и не доложил об этом начальству, немецкий интендант еще больше расположил к себе Машу. В комендатуре он вел по телефону важные разговоры громче обычного, чтобы в соседнем кабинете переводчица смогла их услышать. Или же вроде бы по рассеянности оставлял у нее на столике секретные документы для их перепечатки. Комсомолка прятала эти сведения в «закрытый почтовый ящик», оттуда они попадали на конспиративную квартиру, дальше в партизанский отряд и на Большую землю.

18 слайд

Описание слайда:

Об опасной работе Муси, связанной с партизанами, знала, кроме подпольщиков, лишь ее мать Елизавета Николаевна. А знакомые и даже незнакомые ей люди прямо в глаза обзывали девушку «немецкой курвой», «овчаркой». Скрепя зубы Мария вынуждена была проглатывать незаслуженные оскорбления, а мысленно ее душа кричала: «Верьте мне, люди!» В начале 1943 года в комендатуре стали замечать, что происходит утечка информации. Подозрение пало на переводчицу Васильеву. Маша и Отто тайно бежали из Рыльска. 10 февраля 1943 года след их из комендатуры простыл. Они переправились в Глушковский район в отряд Синегубова. К этому времени отряд имени Щорса насчитывал 250 «штыков». Вступление в него М.Васильевой и Отто Адама вызвало у партизан пересуды. В группу Адама входили Маша и боец Владимир Голованов. Они разыгрывали целые инсценированные спектакли. Отто, переодетый в форму гауптмана (капитана), в лайковых перчатках и с моноклем, как важный господин восседал в коляске, запряженной гнедым резвым жеребцом. Рядом сидела в качестве переводчицы надменная фройлен Маша, а роль ездового исполнял Голованов, тоже переодетый в немецкую форму. Троица подкатывала к железнодорожным станциям, и Отто под видом проверки по-немецки вел переговоры с руководством станции, разговаривал свысока, узнавал графики прохождения поездов и пути их следования.

19 слайд

Описание слайда:

Полученные разведданные связисты отряда передавали в штабы красноармейских формирований. Удачно проведенные с риском для жизни наскоки в самое логово врага окончательно рассеяли подозрения по отношению к Отто. В 1961 году бывший командир отряда А.Я. Синегубов написал своей рукой воспоминания, находящиеся в фондах Рыльского краеведческого музея. Есть в этом письме и такие строки: «Во многих селах Глушковского, Рыльского, Крупецкого районов, где бывал отряд, население знало, что в числе наших бойцов воюет немец. Его так и называли: Отто – немец-партизан». 20 марта 1943 года Отто, Маша и Голованов вновь отправились, как оказалось, в свою последнюю разведку. Когда спустя четыре дня они возвращались в отряд, то в Ходейковском лесу, невдалеке от реки Сейм, напоролись на засаду. Их выдал предатель староста села Ходейково Бондаренко. Партизаны стали отбиваться от немцев, выдержали несколько атак. В ходе перестрелки тяжело ранило Голованова. Стрельба возобновилась. Враги приближались все ближе. Они хотели взять партизан живыми. Помощи ждать было неоткуда, а патроны были на исходе. Оставались считанные секунды. Отто вынул из кобуры вальтер. Маша поняла его намерение, но не отстранилась, когда Отто привлек ее к себе, обняв за плечи. Маша прижалась щекой к его щеке, виском своим к виску любимого человека. Раздались два выстрела. Сначала Отто выстрелил в Машу, а потом покончил с собой.

20 слайд

Описание слайда:

Героев похоронил прямо в лесу один рыбак. Через несколько дней сюда добралась Елизавета Николаевна. Она признала дочь лишь по белокурым косам. Могила была по существу заброшена, пока в 1945 году прах влюбленных не перенесли в братскую могилу села Званного. А в 1965 году по случаю 20-летия Великой Победы – в братскую могилу в поселке Глушково. В парке имени Фрунзе поселка Глушково есть памятник глушковцам, погибшим в борьбе с нацистской Германией. Он возвышается над братской могилой. На мраморной доске, помимо других имен, обозначены фамилии: Васильева М.М. – партизанка (1925-1943), а ниже – Отто Адам (немец) – партизан (1913-1943). Их имена занесены также в 11-й том областной Книги памяти.

21 слайд

Описание слайда:

Ты наша гордость! Ты герой былин, Не раз восстал из пепла и руин. Пусть торжествует и ликует жизнь. Вовеки славься, наш любимый Рыльск! С. Чулкова Великая Отечественная война, длившаяся тысяча четыреста восемнадцать дней, для русского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому пришлось сражаться. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм! Мы выросли в мирное время. У нас есть все, чтобы жить и работать, радоваться каждому дню. А ведь это заслуга нашего старшего поколения, которое сегодня нуждается во внимании и заботе. Своей исследовательской работой я хочу привлечь внимание своих сверстников к проблеме тех пожилых людей, которые рядом, они отдали свое детство, здоровье и жизнь для нашего будущего. Один из философов высказал мысль: «Любить все человечество гораздо легче, чем конкретного человека рядом с нами». Так давайте же помнить о них не только по великим датам, но и ежедневно. Победа в Великой Отечественной войне – это значительная дата. Большую цену заплатил советский народ за свою свободу. Это наши люди спасли мир от «коричневой чумы», этот подвиг должен быть в памяти вечно!